Предписание №СП/100703/22 ПРЕДПИСАНИЕ об устранении нарушений требований законодательс... от 3 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки (далее - плановая проверка) Комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее - орган регулирования, Комитет,
КТР Волгоградской области) (приказ ФАС России от 24.02.2022 № 143/22 (продлена приказом ФАС России от 23.03.2022 № 239/22 «О продлении срока проведения плановой выездной документарной проверки»), Акт проверки Инспекции
ФАС России от 31.03.2022 № 33/22), а также предписание ФАС России от 29.09.2021 № СП/82469/21 и дополнение к экспертному заключению
Комитета тарифного регулирования Волгоградской области на предложение ООО «Управление отходами - Волгоград» (ООО «Ситиматик-Волгоград») по установлению предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по результатам проведения дополнительной экспертизы во исполнение предписания ФАС России от 29.09.2021 № СП/82469/21, в ходе анализа которых выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении (корректировке) тарифов на услуги в сфере обращения с ТКО для ООО «Ситиматик – Волгоград» (далее - ООО «Ситиматик – Волгоград», регулируемая организация),

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения
с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

Приказом от 20 декабря 2019 года № 44/1 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Управление
отходами – Волгоград» утверждены тарифы для регионального оператора
ООО «Управление отходами – Волгоград» на 2020 год. Приказом от 18 декабря
2020 года № 48/2 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами
для потребителей ООО «Управление отходами – Волгоград» утверждены тарифы для регионального оператора ООО «Управление отходами – Волгоград» на 2021 год. Приказом от 29 октября 2021 года № 30/9 внесены изменения в приказ Комитета
от 18 декабря 2020 года № 48/2 тариф на 2021 год скорректирован. Приказом
от 20 декабря 2021 года № 41/10 «Об установлении предельных единых тарифов
на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Управление отходами – Волгоград» утверждены тарифы для регионального оператора ООО «Управление отходами – Волгоград»
на 2022 год.

Тариф для регионального оператора по обращению с ТКО
для ООО «Ситиматик – Волгоград» (далее - ООО «Ситиматик – Волгоград», регулируемая организация) на 2022 год утверждён приказом КТР от 20.12.2021
№ 41/10 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Ситиматик – Волгоград» и составляет 457,81 руб./ куб.м.

Приказом Комитета от 28.12.2021 № 43/10 КТР Волгоградской области внесены изменения в приказ КТР Волгоградской области № 41/10 от 20.12.2021
и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с сортированными твердыми коммунальными отходами
в том числе (без захоронения твердых коммунальных отходов) (далее – тариф
без захоронения) в размере 409,2 руб./куб. м., предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами
для потребителей ООО «Ситиматик – Волгоград» оставлен на уровне предыдущего тарифного решения в размере 457,81 руб./ куб.м.
Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ) регионального оператора ООО «Ситиматик – Волгоград»
на 2022 год органом регулирования рассчитана и учтена
в размере
3 090 209,6 тыс. руб.

По результатам анализа представленных органом регулирования экспертных заключений КТР Волгоградской области по установлению (корректировке) предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для ООО «Ситиматик-Волгоград» ФАС России установлено следующее.

При исполнении Предписания ФАС России от 29.09.2021 № СП/82469/21 Комитетом были допущены следующие нарушения требований законодательства Российской Федерации.

При проведении корректировки НВВ 2021 года (при учёте результатов деятельности соответствующей корректировки НВВ за 2019 год) органом регулирования некорректно произведены расчёты по следующим основаниям.

При определении затрат на транспортирование ТКО, необходимо, в первую очередь, руководствоваться положениями Основ ценообразования № 484, Правил регулирования № 484 и Методических указаний № 1638/16.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы)
на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае,
если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 8 Правил № 484 к заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;

б) копии документов об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);

в) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени регулируемой организации без доверенности;

г) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;

д) копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы
с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее,
по видам деятельности;

е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности
и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов)
и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных
в соответствии с
методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов
в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

ж) расчет размера тарифов;

з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом «Об отходах производства
и потребления»;

и) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы либо проект инвестиционной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию инвестиционной программы
с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее,
по видам деятельности (при наличии);

к) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов
для регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования
(при наличии);

л) копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация
о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок);

м) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, договоров купли-продажи электрической энергии и мощности или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору (за исключением случая,
если региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе
с твердыми коммунальными отходами, осуществляет самостоятельно деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов);

н) материалы, обосновывающие возникновение экономии средств, достигнутой регулируемой организацией в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования, и подтверждающие исполнение обязательств, предусмотренных в инвестиционной и (или) производственной программах (при их наличии).

Согласно пункту 91 Основ ценообразования № 484 при корректировке необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, необходимая валовая выручка регионального оператора корректируется на ту же величину. Другие расходы, учитываемые
в необходимой валовой выручке регионального оператора, ежегодно корректируются с учетом:

а) отклонения фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;

б) изменений законодательства Российской Федерации;

в) отклонения фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов
от объема (массы), учтенного при установлении тарифов;

г) изменений территориальной схемы;

д) возмещения расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 11 Основ ценообразования № 484 в случае
если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской
и статистической отчетностью.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов,
в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат)
в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Так, по расходам на транспортирование ТКО в части затрат на амортизацию основных средств (автотранспорт), используемых ООО «Ситиматик – Волгоград» при осуществлении регулируемой деятельности, органом регулирования
не учитываются фактические расходы ресурсоснабжающей организации за 2019 год, а именно Комитетом не принимаются в расчёт расходы по мусоровозам марки Мерседес, имеющиеся в собственности ООО «Ситиматик – Волгоград»,
а учитываются Камазы, которыми организация фактически не владеет,
а также взаимозависимые от указанной техники расходы.

Согласно пояснительной записке по использованию транспорта, направленной ООО «Ситиматик — Волгоград» письмом от 14.12.2021 № 211147-ЭП/21,
ООО «Ситиматик — Волгоград» представлена позиция по применению импортной специализированной техники, согласно которой на момент установления тарифа на 2019 год на балансе ООО «Ситиматик - Волгоград» (до 19.04.2021
ООО «Управление отходами - Волгоград») уже находились автомобили

MERCEDES-BENZ (Автомобиль MERCEDES-BENZ ACTROS 3341
(В455УТ) - инвентарный номер — 00-000105, дата принятия к учету 05.04.2017; Автомобиль
MERCEDES-BENZ ACTROS 3341 3336 (В046СХ) – инвентарный номер — 00-000090, дата принятия к учету 27.09.2016; Автомобиль 783402 на шасси MERCEDES-BENZ ACTROS 3341 (В404СС) 18291 — инвентарный
номер — 00-000091, дата принятия к учету 27.09.2016; Автомобиль 783402 на шасси
MERCEDES-BENZ ACTROS 3341 (В048СХ) - инвентарный номер — 00-000092, дата принятия к учету 27.09.2016; Автомобиль 783402 на шасси MERCEDES-BENZ ACTROS 3341 (В045СХ) — инвентарный номер - 00-000093 - дата принятия к учету 27.09.2016; Автомобиль 783402 на шасси MERCEDES-BENZ АХОR
(В047СХ) -инвентарный номер - 00-000094 - дата принятия к учету 27.09.2016).

В подтверждение фактического нахождения указанных транспортных средств на балансе организации представлена ведомость амортизации за 2019 год и карточки учета основных средств, направленные в адрес Комитета тарифного регулирования Волгоградской в 2020 году. Также регулируемой организацией представлен сравнительный анализ по преимуществу транспортных средств импортного производства над отечественными, согласно которому использование импортного транспорта снижает ценовую нагрузку на 1 тонну перевозки ТКО за счет сокращения расходов на топливо. Предоставленные ООО «Ситиматик-Волгоград» пояснения указывают на превосходство техники, имеющейся на балансе организации, от техники, учтенной Комитетом в расчете, по показателям — норма расхода топлива, коэффициент прессования, масса перевозимого ТКО, тип контейнера, время рабочего цикла, фактический срок службы при ежедневном использовании, внешний радиус разворота. Как поясняет региональный оператор, сокращение времени рабочего цикла за счет применения импортной техники позволяет оптимизировать время выполнения одного рейса и сокращает время простоя транспортных средств.

Комитетом не принимаются в расчёт заключенные договоры
по эксплуатируемой технике (мусоровозам) марки Мерседес, а учитываются Камазы, не эксплуатируемые ООО «Ситиматик – Волгоград». В частности, взаимозависимые расходы по содержанию техники: на техническое обслуживание, ремонт, материалы, также пересчитываются органом регулирования исходя из типов мусоровозов, которые по факту не эксплуатируются регулируемой организацией.

Орган регулирования ссылается на отсутствие в материалах тарифного дела информации о рыночной стоимости (отсутствие предложенийна рынке коммерческих услуг в качестве обоснования выбора организации
для заключения договора на поставку товаров, работ, услуг), при этом самостоятельно также не проводит анализ рыночной стоимости указанного имущества, а непосредственно исключает средства, применяя в расчёте имущество, которое во владении регулируемой организации фактически отсутствует.

Таким образом Комитет, не принимая в расчете затраты на амортизацию основных средств, которые находятся в собственности регулируемой организации ООО «Ситиматик – Волгоград», и при этом не проводя анализ рыночной стоимости указанного имущества, нарушает положения пунктов 15 и 16 Основ ценообразования № 484.

Также орган регулирования не рассматривает фактические расходы на аренду спецавтотранспорта за 2019 год, заявленные ООО «Ситиматик-Волгоград»
на основании заключенных договоров аренды специализированной техники
№ АТ-1/РО от 22.12.2018, АТ-2/РО от 26.02.2019, АТ-3 27.06.2019, АТ-4
от 12.12.2019, приняв к учету самостоятельно рассчитанные расходы по статье «Аренда спец.транспорта». При этом в Дополнении к экспертному заключению органа регулирования на предложение ООО «Управление отходами – Волгоград» (ООО «Ситиматик-Волгоград») по установлению предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
на 2021 год и в имеющихся в ФАС России материалах такой расчет отсутствует.

Также ФАС России в ходе проведения плановой проверки выявлено,
что
аналогичный подход по рассмотрению фактических затрат на амортизацию
и аренду спецавтотранспорта за 2019 год транслируется органом регулирования
при проведении корректировки за 2020 год в рамках тарифной кампании 2022 года.

В силу положений пункта 2 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого
при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения
с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 484 размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ
и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

Учитывая вышеизложенное органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на транспортирование ТКО (в том числе взаимозависимых от указанных расходов затрат) за 2019-2020 годы,
при необходимости запросив у ООО «Ситиматик-Волгоград» дополнительные обосновывающие материалы, по итогам которого учесть соответствующие затраты на экономически обоснованном уровне согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

В этой связи органу регулирования необходимо осуществить перерасчет фактических расходов регионального оператора за 2019 – 2020 годы,
при необходимости запросив у ООО «Ситиматик-Волгоград» необходимые обосновывающие материалы, исходя из требований законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре)
в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 12, 16, 15, 91 Основ ценообразования в сфере обращения с ТКО, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, при утверждении (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
ООО «Ситиматик – Волгоград» на 2021 и 2022 гг.

2. Органу исполнительной власти Волгоградской в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2022 устранить нарушения, допущенные при установлении тарифа на услугу регионального оператора для ООО «Ситиматик – Волгоград»,
а именно:

- произвести анализ и расчет фактических экономически обоснованных расходов за 2019 и 2020 годы, учтенных органом регулирования при проведении корректировки необходимой валовой выручки на 2021 и 2022 годы соответственно
(в части расходов на амортизацию и аренду основных средств (автотранспорт),
а также взаимозависимых от указанных расходов затрат) и отразить его в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения
с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, на основании мотивировочной части настоящего предписания, указав на основании каких документов принималось решение.

3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2022 по результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания:

- пересмотреть величину необходимой валовой выручки
ООО «
Ситиматик – Волгоград» на 2021-2022 годы в соответствии с требованиями Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484;

- учесть результаты пересмотра необходимой валовой выручки
при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для
ООО «Ситиматик – Волгоград» на 2023 год.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере
обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению тарифов
для
ООО «Ситиматик – Волгоград».

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048