Предписание №СП/93285/23 ПРЕДПИСАНИЕ Управлению по тарифам г. Севастополя по рез-там ... от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Управлением по тарифам города Севастополя, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 22.05.2023 № 31-13129-С/23 (далее – Отчет), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Управлением по тарифам города Севастополя (далее – орган регулирования, Управление) при принятии приказа от 25.11.2022 № 186-УТ «О внесении изменений в приказ Управления по тарифам города Севастополя от 28.12.2021 № 124-УТ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории города федерального значения Севастополь на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы» в отношении ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП «102 ПЭС»), а также возражения Управления в отношении Отчета (исх. от 20.06.2023 № 339/01-42-02-18/02/23, вх. от 21.06.2023 № 93354-ЭП/23, исх. от 05.07.2023 № 382/01-42-02-18/02/23, вх. от 06.07.2023 № 102930-ЭП/23, исх. от 07.07.2023 № 384/01-42-02-18/02/23) (далее – Возражения),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).

В соответствии с пунктами 5 и 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода и ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями № 98-э. Долгосрочные тарифы определяются в том числе на основе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами, который в течение долгосрочного периода регулирования не меняется.

Для территориальной сетевой организации ФГУП «102 ПЭС» установлен долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.

Базовый уровень подконтрольных расходов ФГУП «102 ПЭС» установлен приказом Управления от 28.12.2021 № 124-УТ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории города федерального значения Севастополь на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы» и на 2022 год составил 104,83 млн. руб.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2053) территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

ФГУП «102 ПЭС» в соответствии с подпунктом 26 пункта 4 Постановления № 2053 обратилось в Управление с заявлением от 15.11.2022 № 8502 о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года.

Пересмотр базового уровня подконтрольных расходов для ФГУП «102 ПЭС» осуществлен Управлением на заседании правления 25 ноября 2022 года (выписка из протокола от 25.11.2022 № 26/УТ).

Приказом Управления от 25.11.2022 № 186-УТ «О внесении изменений в приказ Управления по тарифам города Севастополя от 28.12.2021 № 124-УТ «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории города федерального значения Севастополь на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы» базовый уровень подконтрольных расходов ФГУП «102 ПЭС» пересмотрен в соответствии с Постановлением № 2053 и утвержден на уровне 111 046,50 тыс. руб.

При этом, в соответствии с Экспертным заключением ФГУП «102 ПЭС», операционные (подконтрольные) расходы на 2023 год, учитываемые в составе необходимой валовой выручки ФГУП «102 ПЭС», определены органом регулирования в размере 119 323,93 тыс. руб., что не соответствует базовому уровню подконтрольных расходов (с учетом пересмотра по Постановлению № 2053).

ФАС России отмечает, что пунктом 4 Постановления № 2053 установлено, что пересмотр базового уровня операционных (подконтрольных) расходов осуществляется исполнительными органами субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов с 2023 года.

Корректировка органом регулирования базового уровня подконтрольных расходов ФГУП «102 ПЭС» на 2022 год, установленного приказом от 28.12.2021 № 124-УТ, на 2023 год, является нарушением подпункта 26 пункта 4 Постановления № 2053.

Таким образом, органом регулирования при пересмотре базового уровня подконтрольных расходов ФГУП «102 ПЭС» были допущены нарушения подпункта 26 пункта 4 Постановления № 2053 и подконтрольные расходы регулируемой организации на 2023 год не соответствуют базовому уровню подконтрольных расходов (с учетом пересмотра по Постановлению № 2053).

В этой связи органу регулирования необходимо внести изменения в базовый уровень подконтрольных расходов (в приказ от 28.12.2021 № 124-УТ) на 2023 год, установив его в экономически обоснованном размере с учетом мотивировочной части настоящего предписания (без учета дополнительных расходов в составе НВВ регулируемой организации). Базовый уровень подконтрольных расходов на 2022 год должен быть утвержден Управлением в размере, принятом органом регулирования до пересмотра по Постановлению № 2053.

В рамках представленных Возражений Управлением направлено Дополнение к экспертному заключению о корректировке цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии ФГУП «102 ПЭС» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов в части пересмотра базового уровня операционных (подконтрольных) расходов и расчета величины подконтрольных расходов на 2023 год (далее - Дополнение к экспертному заключению).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В рамках пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов на 2023 год на основании Постановления № 2053 уровень расходов на оплату труда необходимо определять с учетом соблюдения требований и положений Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы (далее — ОТС).

Согласно пункту 3.3 ОТС с 01.07.2022 размер ММТС устанавливается в размере 9 501 руб., увеличенном на величину фактического индекса потребительских цен в Российской Федерации за период с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022 года включительно, рассчитанного на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики.

В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2023 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.

По данным Федеральной службы государственной статистики, индекс потребительских цен в Российской Федерации за период с 01 июля 2021 года по 30 июня 2022 года включительно составил 115,9%, индекс потребительских цен на плановый период 2023 года составляет 106%.

Таким образом, расчет среднемесячной оплаты труда на 1 работника на 2023 год органу регулирования необходимо проводить исходя из среднегодовой ставки ММТС в размере 11 342,36 руб./мес. (1-е полугодие 2023 – 9 501*115,9% руб./мес., 2-е полугодие 2023 – 11 012*106% руб./мес.).

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию с представлением расчетов в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178, положениями Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и вышеуказанными замечаниями ФАС России. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из подконтрольных расходов ФГУП «102 ПЭС». С учётом изменения фонда оплаты труда необходимо также скорректировать расходы на страховые взносы в составе неподконтрольных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление по тарифам города Севастополя нарушившим подпункт 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», пункт 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 при пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации на 2023 год.

2. Управлению по тарифам города Севастополя в срок до 01.12.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в базовый уровень подконтрольных расходов ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации по статье «Оплата труда» и «Отчисления на социальные нужды» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ и расчеты в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций документов и расчетов) в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 и пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания органу исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации, а также величину необходимой валовой выручки ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации на 2022, 2023 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.12.2023 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации, установленной на 2023 год, и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания Управлению по тарифам города Севастополя в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти г. Севастополя в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление по тарифам города Севастополя
ИНН 9200003358, ОГРН 1219200002625
Межрегиональное УФАС по Республике Крым и городу Севастополю
ИНН 9102007869, ОГРН 1149102010606