Предписание №СП/105278/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссии Кузбасса об... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г.                                                                                  г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении (далее – Возражения), направленные письмом от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (далее – Регулируемая организация, ООО «КЭнК», Общество) на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ФАС России проведено наблюдение за соблюдением РЭК Кузбасса обязательных требований при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «КЭнК» на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, по результатам которого составлен Отчет о наблюдении.

Основанием для проведения наблюдения за соблюдением Органом регулирования обязательных требований стало письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2023 № 73/1-15-2023/Ид3181-23 (рег. от 03.03.2023 № 32018-М/23) о запросе специалистов ФАС России с целью оказания прокуратуре Кемеровской области содействия в проведении анализа затрат ресурсоснабжающих организаций Кемеровской области, учтенных Региональной энергетической комиссией Кузбасса при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2023 год.

Приказом РЭК Кузбасса от 31.12.2016 № 753 в отношении Регулируемой организации установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 3 067,695 млн. руб., а также необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2023 год в размере 6 186 151,16 тыс. руб.

Метод регулирования – метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

ФАС России проанализированы представленные прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса в письме от 01.08.2023 № 7-52/5675-23-2032000 (рег. от 01.08.2023 № 116155-ЭП/23) материалы тарифных дел 2020 и 2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение Региональной энергетической комиссии Кемеровской области по материалам, представленным ООО «Кузбасская энергосетевая компания» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительском рынок на 2020 год» (далее – Экспертное заключение на 2020 год), и Экспертное заключение по материалам, представленным
ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (ИНН 4205109750) для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год (далее — Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требование к экспертным заключениям

В силу пункта 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов.

Органом регулирования при расчете НВВ регулируемых организаций не представлена информация о порядке определения долей отнесения расходов на вид деятельности «Передача электрической энергии».

При определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

2. Расчет количества условных единиц

Расчет условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения необходимо проводить в соответствии с таблицами № П2.1 и № П2.2 приложения 2 Методических указаний № 20-э/2, таблицами № 1, 2 Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э (далее – Методические указания № 2390-э). Кроме того, при определении значений условных единиц Органу регулирования необходимо руководствоваться примечаниями к указанным таблицам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифных дел 2020 и 2023 годов, Экспертных заключениях на 2020 и 2023 годы и Возражениях по ООО «КЭнК» не представлен полный перечень документов, в соответствии с которым Органом регулирования определено плановое и фактическое количество условных единиц Регулируемой организации, на основании которого рассчитаны тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 и 2023 годы. Также не представлены схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП, поопорные схемы BЛ и схемы KЛ. В связи с этим не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятого и фактического количества условных единиц.

Также ФАС России указывает на то, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в Экспертных заключениях на 2020 и 2023 годы отсутствует.

Органом регулирования не проведен анализ на предмет соответствия учета электросетевого оборудования номенклатуре, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э, наличия двойного учета/дублирования оборудования, в том числе масляных выключателей 1-20 кВ, выключателей нагрузки 1-20 кВ, наличия электросетевого оборудования, не участвующего в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить обоснование принятых и фактических условных единиц Регулируемой организации в соответствии с номенклатурой, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2 и Методических указаний № 2390-э, а также провести дополнительный анализ обосновывающих материалов (документов) ООО «КЭнК».

3. Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года

Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года ООО «КЭнК» учтен РЭК Кузбасса в размере 3 067 695,29 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2020 год отражен обобщенный перечень рассмотренных РЭК Кузбасса документов без указания реквизитов и ссылок на тома тарифного дела Регулируемой организации в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

 3.1. Материальные расходы

Учтено — 269 509,43 тыс. руб.

Заявлено – 299 059,65 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 389 213,16 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на содержание транспорта, материалы по охране труда и обеспечению нормальных условий труда, по приобретению имущества стоимостью до 40 тыс. руб. и сроком использования более 1 года и списываемых единовременно на производство, на приборы и оборудование, на материалы для компьютерной и другой оргтехники; на материалы для обслуживания и ремонта электросвязи, сигнализаций, систем видеонаблюдения; на материалы для отдела баланса электроэнергии, на материалы и оборудование для обеспечения работы систем учета электроэнергии с возможностью дистанционного снятия показаний и телемеханики; на материалы, кроме относимых в ремонтный фонд; на приобретение угля для отопления помещений.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 настоящего документа.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В Экспертном заключении на 2020 год не отражены анализ экономической обоснованности и расчет учтенных по данной статье затрат расходов. Не представляется возможным определить, каким образом сложилась принятая сумма материальных расходов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 3.2. Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)

Учтено — 85 123,70 тыс. руб.

Заявлено – 138 188,33 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 137 760,31 тыс. руб.

РЭК Кузбасса не отражен анализ проведения торгов при заключении принятых в обоснование договоров Регулируемой организации. Кроме того, не указаны реквизиты учтенных обосновывающих материалов (документов) Общества, не указаны нормативные правовые акты, на основании которых учтены расходы по включенным в состав данной статьи затрат подстатьям.

Расходы на услуги по сертификации электроэнергии, по периодическому контролю сертифицированной электроэнергии, а также на услуги по техобследованию зданий и сооружений приняты Органом регулирования в отсутствие анализа периодичности их несения. ФАС России отмечает, что расходы, носящие единоразовый характер, включаются в состав подконтрольных расходов равными долями в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования в части расходов на услуги по ремонтным работам в производственных, вспомогательных помещениях и по благоустройству территорий баз (кроме относимых на ремфонд) не представлен анализ графика их проведения.

ФАС России указывает на то, что расходы по подстатьям затрат «Гидрометеорологические услуги» и «Прочие» (в части расходов на прогнозы неблагоприятных метеоусловий) в размерах 23,62 тыс. руб. и 155,47 тыс. руб. соответственно являются экономически необоснованными, т. к. информация о погодных и климатических условиях может быть получения Регулируемой организацией собственными силами с использованием открытых интернет-источников, как следствие подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года в сумме 179,09 тыс. руб.

Расходы по подстатье затрат «Услуги сторонних организаций по ремонту транспортных средств и устройств, установленных на транспорте, кроме относимых на ремфонд» учтены Органом регулирования в размере 3 933,73 тыс. руб., превышающем заявленную ООО «КЭнК» величину – 2 690 тыс. руб., что является нарушением принципа государственного регулирования и контроля в электроэнергетике – достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленного в пункте 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ.

Таким образом, 1 243,73 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

В отношении учтенных по подстатьям затрат «Услуги по техосмотру транспортных средств» и «Прочие услуги, не указанные ранее» (в части расходов на мойку авто) расходов Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год не отражен анализ транспортных средств на предмет необходимости их использования для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по подстатьям затрат «Гидрометеорологические услуги» и «Прочие» (в части расходов на прогнозы неблагоприятных метеоусловий) (23,62 тыс. руб. + 155,47 тыс. руб.), «Услуги сторонних организаций по ремонту транспортных средств и устройств, установленных на транспорте, кроме относимых на ремфонд» (1 243,73 тыс. руб.) в сумме 1 422,82 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Органу регулирования необходимо провести дополнительный экономический анализ учтенных расходов и исключить выявленные экономически необоснованные затраты.

 

3.3. Расходы на оплату труда

Учтено – 2 340 726,82 тыс. руб., исходя из следующих показателей:

- численности — 4 116,5 чел., рассчитанной на основании фактических данных за 2018 год и нормативной численности по филиалу в г. Мыски;

- тарифной ставки рабочего 1 разряда – 8 643 руб.;

- тарифного коэффициента – 1,917;

- выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, – 12,50%;

- текущего премирования – 50,00%;

- вознаграждения за выслугу лет – 15,00%;

- выплат по районному коэффициенту и северных надбавок – 33,00%;

- выплат по итогам года – 33,00%.

Итого среднемесячная оплата труда на 1 работника – 47 385,05 тыс. руб.

Заявлено – 2 643 795,40 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 1 601 671,24 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлено обоснование существенного превышения учтенных на 2020 год расходов на оплату труда над фактически сложившейся в 2018 году величиной данных расходов.

РЭК Кузбасса самостоятельно не произведен расчет нормативной численности по филиалу в г. Мыски. В Экспертном заключении на 2020 год и материалах тарифного дела отсутствует расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанных ОАО «ЦОТэнерго».

Органом регулирования не отражены фактические проценты выплат, связанных с режимом работы с условиями труда, текущего премирования, вознаграждения за выслугу лет и выплат по итогам года ООО «КЭнК», в связи с чем ФАС России не представляется возможным определить обоснованность их учета РЭК Кузбасса на уровне, предусмотренным Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.4. Ремонт основных фондов

Учтено – 360 203,24 тыс. руб.

Заявлено – 499 307,40 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 388 888,50 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не отражен анализ учтенных расходов в соответствии с пунктами 5, 25, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, не даны реквизиты на принятые в обоснование документы Регулируемой организации.

В материалах тарифного дела 2020 года обосновывающие материалы по ремонтам основных фондов отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.5. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Учтено – 32 879,73 тыс. руб.

Заявлено – 35 181,54 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 29 028,86 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на услуги связи, услуги вневедомственной охраны, юридические и информационные услуги, аудиторские и консультационные услуги, прочие услуги сторонних организаций.

Органом регулирования при учете расходов на аудиторские услуги в размере 752,45 тыс. руб. не представлено обоснование обязательности проведения аудита в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

РЭК Кузбасса по подстатье затрат «Прочие услуги сторонних организаций» учтены расходы на услуги по проверке и экспертизе материалов и документов, проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности, проверке материалов по обоснованности уровня необходимой валовой выручки по статьям затрат и величины прибыли, для обращения в регулирующий орган по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования; консультирование по вопросам применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования; оказание информационно-консультационные услуги в рамках урегулирования споров и разногласий с регулирующим органом об обеспечении экономической обоснованности затрат, формирующих необходимую валовую выручку на услуги по передаче электроэнергии.

Отмечаем, что данные расходы в размере 6 941,35 тыс. руб. являются экономически необоснованными, поскольку указанные работы могут выполняться собственными силами Регулируемой организации, а бремя их несения не может быть переложено на потребителей электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по подстатье затрат «Прочие услуги сторонних организаций» в сумме 6 941,35 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года. В остальной части Органу регулирования необходимо проанализировать расходы по данной статье затрат и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

3.6. Расходы на командировки и представительские

Учтено – 7 394,92 тыс. руб.

Заявлено – 7 817,59 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 6 681,27 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не отражен анализ экономической обоснованности учтенных командировочных расходов, не указаны реквизиты принятых в обоснование документов ООО «КЭнК».

ФАС России отмечает, что в подтверждение командировочных расходов могут приниматься положение о командировках, приказы (распоряжения) о направлении работника в командировку по формам № Т-9 и № Т-9а, авансовые отчеты по форме № АО-1 с приложением подтверждающих произведенные расходы документов, подтверждающие планируемые расходы на оплату проживания и проезд; оборотно-сальдовая ведомость за предыдущий период с выделением элементов затрат «Суточные», «Транспортные расходы», «Оплата проживания» за подписью должностного лица Регулируемой организации. В материалах тарифного дела 2020 года указанные документы отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

3.7. Расходы на страхование

Учтено — 27 198,01 тыс. руб.

Заявлено — 34 384,06 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 26 985,96 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены в том числе расходы на ДМС в размере 21 132,12 тыс. руб. и КАСКО в размере 1 023,017 тыс. руб., носящие добровольный характер и не подлежащие учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в сумме 22 155,37 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

 

3.8. Другие прочие расходы

Учтено — 57 554,50 тыс. руб.

Заявлено — 74 734,68 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 59 666,68 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на получение лицензий и разрешений в госорганах, расходы на противопожарные мероприятия и гражданскую оборону; расходы по программному обеспечению; расходы на изготовление стендов, плакатов, вывесок и табличек; канцелярские расходы, расходы на почтовые отправления, расходы на услуги типографии, расходы на подписку и приобретение нормативно-технической литературы.

ФАС России отмечает, что расходы на получение лицензий (взносы в СРО «ГЛАВКУЗБАСССТРОЙ») в размере 483,52 тыс. руб. не являются обязательными для осуществления регулируемой деятельности, как следствие, не могут быть учтены в составе базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

Расходы на получение лицензий и разрешений в госорганах в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подлежат учету в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлены расшифровка, расчет и экономическое обоснование учтенных расходов по программному обеспечению в размере 27 241,68 тыс. руб.

РЭК Кузбасса не представлено обоснование необходимости несения расходов на изготовление стендов, плакатов, вывесок и табличек при оказании услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в сумме 483,52 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, расходы на получение лицензий и разрешений в госорганах – учету в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере. В остальной части Органу регулирования необходимо проанализировать и исключить экономически необоснованные расходы по данной статье затрат из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

 

3.9. Подконтрольные расходы из прибыли

Учтено — 46 822,02 тыс. руб.

Заявлено — 69 881,10 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 47 665,28 тыс. руб.

Органом регулирования в состав расходов по данной статье затрат включены следующие затраты:

Наименование

Учтено, тыс. руб.

Примечание

Позиция ФАС России

Прибыль на соцразвитие, в том числе:

3 032,22

 

 

Приобретение подарков для пенсионеров, работников Общества и их детей

2 949,18

Приняты расходы на приобретение детских подарков, подарков для работников и пенсионеров, открыток

Подарки для работников и пенсионеров не являются по своей сути компенсацией или льготой, являются избыточными.

Расходы на открытки необязательны для оказания услуг по передаче электрической энергии и не могут быть переложены на потребителей.

Другие расходы из прибыли на социальное развитие (расходы, связанные с похоронами сотрудников, продуктовые наборы и др.)

16,7

Приняты расходы на приобретение продуктовых наборов для сотрудников, направленных на устранение аварийных ситуаций, и расходы на похороны работников

Расходы на продуктовые наборы для сотрудников, направленных на устранение аварийных ситуаций, не могут быть учтены в составе базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, т. к. в его состав включены расходы на командировки.

Прибыль на поощрение, в том числе:

8 043,51

 

 

Выплата премий, вознаграждений к юбилейным датам работников, в связи с выходом на пенсию

1 847,441

 

Выплата премий, вознаграждений к юбилейным датам работников не является по своей сути компенсацией или льготой, является избыточными.

Награждения, поощрения к праздникам

6 196,068

 

Награждения, поощрения к праздникам не являются по своей сути компенсацией или льготой, являются избыточными.

Материальная помощь, в том числе:

35 812,63

 

 

Единовременное вознаграждение на оздоровление работников, внесших большой вклад в деятельность Общества

31 671,5

 

Единовременное вознаграждение на оздоровление работников, внесших большой вклад в деятельность Общества, не является по своей сути компенсацией или льготой, является избыточными. Также в фонде оплаты труда учитываются в том числе текущее премирование и выплаты по итогам года.

Материальная помощь на погребение

571,6782

 

 

Материальная помощь в связи со вступлением в брак, рождением ребенка

336,7528

 

 

Материальная помощь многодетным семьям

5,868

 

 

Вознаграждения работникам к праздникам

2 947,43

 

Вознаграждения работникам к праздникам не являются по своей сути компенсацией или льготой, являются избыточными.

Материальная помощь работникам в связи с тяжелым материальным положением

279,41

 

 

ФАС России указывает на то, что сумма компонентов (2 949,18 тыс. руб. + 16,7 тыс. руб. = 2 965,88 тыс. руб.), учтенных в составе прибыли на соцразвитие, не соответствует принятой Органом регулирования величине 3 032,22 тыс. руб.

Органом регулирования не отражены расшифровка, расчет и экономическое обоснование учтенных расходов по данной статье затрат, не даны ссылки на нормативные и локальные правовые акты, подтверждающие обязательность несения учтенных расходов, не представлено обоснование численности работников, в отношении которых приняты расходы подконтрольные расходы из прибыли.

Таким образом, расходы по данной статье затрат с учетом позиции
ФАС России, отраженной в вышепредставленной таблице, подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

4. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Учтено — 2 989 809,69 тыс. руб.

Заявлено — 3 528 150,48 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 3 051 146,731 тыс. руб.

4.1. Плата за аренду имущества и лизинг

Учтено — 649 459,91 тыс. руб.

Заявлено — 651 718,93 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 609 965,98 тыс. руб.

По данной статье затрат РЭК Кузбасса учтены расходы на аренду зданий и помещений, электросетевого имущества, земли, машин и оборудования, транспортных средств.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Первоначальная стоимость основных средств должна быть подтверждена первичными документами Регулируемой организации, а именно инвентарными карточками основных средств.

Органом регулирования не проведен анализ учтенных договоров в части их предмета, сроков действия, проведения при их заключении конкурсных процедур, а также необходимости государственной регистрации договоров в соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Экспертном заключении на 2023 год при расчете расходов на аренду электросетевого имущества и налога на имущество не отражен анализ исходных данных: не указаны принятые сроки полезного использования и балансовая (первоначальная) стоимость имущества, налоговая ставка и среднегодовая стоимость имущества соответственно.

В отсутствие анализа того, какое имущество является предметом договоров (движимое или недвижимое), не представляется возможным определить обоснованность учета налога на имущество организаций. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения не является движимое имущество.

Органом регулирования не представлена расшифровка учтенных расходов на аренду зданий и помещений, земли и транспортных средств, в том числе в части необходимости их несения для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Расходы на аренду транспортных средств, принятые на уровне заявленных Регулируемой организацией, определены в том числе в отношении LEXUS LS 570, LEXUS LS 470, TOYOTA LAND CRUISER 200, и пр., обоснованность обязательности применения которых при осуществлении регулируемой деятельности не подтверждена.

РЭК Кузбасса не проведен анализ необходимости аренды машин и оборудования в заявленном ООО «КЭнК» количестве.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

4.2. Налоги

Учтено — 135 625,12 тыс. руб.

Заявлено — 135 625,12 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 172 415,76 тыс. руб.

 

4.2.1. Земельный налог

Учтено — 2 438,75 тыс. руб.

Заявлено — 2 438,75 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 1 141,56 тыс. руб.

Органом регулирования не проведен анализ на предмет повторного учета расходов по статье затрат «Плата за аренду имущества и лизинг» в части аренды земельных участков, не даны пояснения по вопросу существенного превышения учтенных на 2023 год расходов над фактически сложившимися в 2021 году.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

4.2.2. Налог на имущество

Учтено — 129 240,60 тыс. руб.

Заявлено — 129 240,60 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 167 411,31 тыс. руб.

Порядок расчета налога на имущество организаций закреплен главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не представлен пообъектный расчет расходов на уплату налога на имущество.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.2.3. Прочие налоги и сборы

Учтено — 3 945,77 тыс. руб.

Заявлено — 3 945,77 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 3 862,89 тыс. руб.

РЭК Кузбасса по данной статье затрат учтены расходы на уплату транспортного налога и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Органом регулирования не отражен анализ транспортных средств, расходы на уплату транспортного налога по которым учтены, на предмет их необходимости для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.3. Отчисления на социальные нужды

Учтено — 749 356,30 тыс. руб.

Заявлено — 789 372,78 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 625 575,51 тыс. руб.

Учитывая, что расходы по данной статье затрат являются производными от расходов на оплату труда, они также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.4. Расходы за 2021 год на реконструкцию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, обусловленные необходимостью технологического присоединения потребителей, не вошедшие в состав утвержденной на 2021 год инвестиционной программы.

Учтено — 3 787,79 тыс. руб.

Заявлено — 6 434,799 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются расходы сетевой организации на инвестиции, которые связаны с фактическим осуществленным технологическим присоединением, в том числе не учтенные в инвестиционной программе, за исключением включаемых в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в плату за технологическое присоединение расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

При этом одни и те же расходы (независимо от их предназначения) не могут учитываться при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии и при установлении платы за технологическое присоединение.

Не представляется возможным определить, по какой причине указанные мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям не были учтены в инвестиционной программе, определить отсутствие повторного учета расходов (затрат) и, как следствие, экономическую обоснованность включения данных расходов в НВВ ООО «КЭнК».

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.5. Налог на прибыль

Учтено — 92 304,47 тыс. руб.

Заявлено — 92 304,47 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 92 304,47 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат приняты на основании отчета о финансовых результатах за 2021 год и налоговой декларации за 2021 год по налогу на прибыль на уровне фактических расходов за предыдущий отчетный период.

Согласно форме 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» прибыль до налогообложения за 2021 год по видам деятельности «Передача по распределительным сетям» и «Технологическое присоединение» составила 72 353,9 тыс. руб. и (-144 148,7) тыс. руб. соответственно, налог на прибыль – 21 238,1 тыс. руб. и 0,0 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, плановая величина налога на прибыль должна быть определена Органом регулирования в размере 21 238,1 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 71 066,37 тыс. руб. (92 304,47 тыс. руб. – 21 238,1 тыс. руб.) подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

 

5. Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

Учтено – 366 753,88 тыс. руб.

Заявлено – 367 268,09 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178, определяется в течение периода регулирования для года j исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, который наступил позднее долгосрочного периода регулирования, в который входит 2019 год, по пункту 34(3) Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования экономия расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче за 2021 год, как указано в Экспертном заключении на 2023 год, рассчитана исходя из:

11,51% – максимального значения уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям из значений уровня потерь электрической энергии, являющихся долгосрочными параметрами регулирования, определенными в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 для долгосрочного периода регулирования, к которому относится 2019 год, и следующих за ним долгосрочных периодов регулирования, но не ранее долгосрочного периода регулирования, к которому относится год, предшествующий на 10 лет году j-2, за который определяется экономия;

2 749 042,30 тыс. кВт.ч – фактической величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j-2;

188 786,60 тыс. кВт.ч – величины фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации;

2,87618 руб./кВт.ч – фактически сложившейся средневзвешенной цены покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

РЭК Кузбасса не представлены обоснование применения при расчете уровня потерь в размере 11,51%. Указанное значение не утверждалось для ООО «КЭнК» как долгосрочный параметр регулирования. Кроме того, на текущий долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов уровень потерь электрической энергии при ее передаче утвержден в размере 7,56%.

Органом регулирования не отражен подробный расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии по компонентам, предусмотренным формулой пункта 34(3) Основ ценообразования № 1178, не проведен анализ финансирования мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов за счет бюджетных средств в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178.

В дополнение ФАС России отмечает, что фактические потери электрической энергии за 2021 год согласно форме 46-ЭЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей» составили 188 721,759 кВт.ч.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что для ООО «КЭнК» уровень технологического расходы (потерь) электрической энергии при ее передаче как долгосрочный параметр регулирования на прошлый долгосрочный период регулирования 2015-2019 годов был установлен в дифференциации по уровням напряжения и годам, не представляется возможным определить обоснованности учета в НВВ ООО «КЭнК» экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

6. Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям

Учтено на 2023 год – 245 302,40 тыс. руб.

Заявлено на 2023 год – 245 302,40 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 38 671,65 тыс. руб.

По данной статье затрат учтены расходы на замену приборов учета электрической энергии, трансформаторов тока и напряжения в связи с истечением срока поверки или выходом их из строя у потребителей.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе величина расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям, до начала очередного долгосрочного периода регулирования, которая в части мероприятий по организации коммерческого учета не должна превышать объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с нормативами предельного объема финансовых потребностей и правилами заполнения форм раскрытия информации.

Из материалов тарифного дела следует, что Органом регулирования расходы по данной статье затрат приняты с учетом расходов на ТМЦ, оплату труда, страховые взносы и топливо автомобильное.

Учитывая, что установка/замена приборов учета электрической энергии производится хозяйственным способом, заработная плата электротехнического персонала и затраты на эксплуатацию спецавтотехники уже учтены в НВВ Регулируемой организации, расходы в сумме 17 836,117 тыс. руб. (13 891,74 тыс. руб. + 3 944,377 тыс. руб.) включены в НВВ Регулируемой организации в отсутствие обоснования.

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не отражен анализ учтенных расходов на предмет того, в отношении каких потребителей выполняется обязанность по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона
№ 35-ФЗ.

Из планов замены приборов учета, представленных в материалах тарифного дела, следует, что расходы по данной статье затрат учтены в том числе в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных домах, что не предусмотрено для территориальных сетевых организаций действующим законодательством о государственном регулировании тарифов.

Органом регулирования не отражены пояснения по вопросу существенного превышения расходов, учтенных на 2023 год, и расходами, фактически сложившимися в 2021 году.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

7. Расчетная предпринимательская прибыль

Учтено на 2023 год – 311 144,36 тыс. руб.

Заявлено на 2023 год – 715 926,22 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражен расчет принятой величины расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль является производной от НВВ с учетом расходов на оплату потерь, в отношении установления которой выявлены признаки нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, ее величина также не может быть признана экономически обоснованной.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

8. Корректировка НВВ по итогам предыдущих периодов регулирования

Определено – 2 624 062,35 тыс. руб., в том числе:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов — 98 332,88 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию — 35 680,15 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра — (-221 915,80) тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными в году i-2, на выполнение, обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям — 38 671,64 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год - (-27 242,30) тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности — 1 108 700,69 тыс. руб.;

- расходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение и не учтенные в инвестиционной программе, за 2021 год — 3 787,79 тыс. руб.;

- сглаживание — 1 396 595,19 тыс. руб.

При этом во исполнение статей 6, 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ и приказа ФАС России от 25.11.2022 № 888/22 «О согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям», ограничивающего рост единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, учтено
(-1 046 106,57) тыс. руб. Расходы в размере 3 670 168,92 тыс. руб. перенесены на последующие периоды регулирования.

РЭК Кузбасса не отражен анализ исходных данных для расчета фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год, использованного при определении корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, с указанием ссылок на принятые в обоснование документы ООО «КЭнК».

В Экспертном заключении на 2023 год отсутствует расчет корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию, произведенный в соответствии с формулой 8 Методических указаний № 98-э.

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не отражен анализ учтенных расходов на предмет того, в отношении каких потребителей выполняется обязанность по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона
№ 35-ФЗ.

Из актов забраковки приборов учета, актов приемки выполненных работ и актов допуска приборов учета в эксплуатацию, представленных в материалах тарифного дела, следует, что расходы по данной статье затрат учтены в том числе в отношении потребителей, проживающих в многоквартирных домах. Как следствие, сумма фактических расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям, не может быть признана экономически обоснованной.

Органом регулирования в отсутствие анализа и пояснений в расчет принята сумма сглаживания в размере 1 396 595,19 тыс. руб., в связи с чем не представляется возможным определить экономическую обоснованность ее учета.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

9. Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества

Учтено – 73 818,36 тыс. руб.

Органом регулирования не представлены расчеты показателей надежности и качества в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26.10.2010
№ 254-э/1 и Методическими указаниями по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256.

В Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют анализ исходных данных для произведенных расчетов и указание на принятые в обоснование документы Регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 10. Государственная помощь

Согласно таблице 9 «Государственная помощь» к пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах ООО «КЭнК» в 2021 году Регулируемой организацией получено 162 тыс. руб. бюджетных средств, использованных на текущие расходы.

Из Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить учет Органом регулирования указанной суммы в НВВ
ООО «КЭнК».

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 2, 5, 7, 20, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34(1), 34(3), 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» расходы в общей сумме 31 003,06 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» в размере 1 422,82 тыс. руб.;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» в размере 6 941,35 тыс. руб.;

- «Расходы на страхование» в размере 22 155,37 тыс. руб.;

- «Другие прочие расходы» в размере 483,52 тыс. руб.

2.2. Расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» в части расходов на получение лицензий и разрешений в госорганах, учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, подлежат переносу в неподконтрольные расходы в экономически обоснованном размере.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» расходы по статье затрат «Налог на прибыль» на 2023 год в размере 71 066,37 тыс. руб.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расчет количества условных единиц»;

- «Материальные расходы»;

- «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Ремонт основных фондов»;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций»;

- «Расходы на командировки и представительские»;

- «Другие прочие расходы»;

- «Подконтрольные расходы из прибыли»;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2023 год;

- «Земельный налог» на 2023 год;

- «Налог на имущество» на 2023 год;

- «Прочие налоги и сборы» на 2023 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2023 год;

- «Расходы за 2021 год на реконструкцию и техническое перевооружение объектов электросетевого хозяйства, обусловленные необходимостью технологического присоединения потребителей, не вошедшие в состав утвержденной на 2021 год инвестиционной программы» на 2023 год;

- «Налог на прибыль» на 2023 год;

- «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» на 2023 год;

- «Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям» на 2023 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год;

- «Корректировка НВВ по итогам предыдущих периодов регулирования» на 2023 год;

- «Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества» на 2023 год;

- «Государственная помощь».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» 2020 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны