Решения по тарифам №СП/46101/20 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению А... от 1 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» мая 2020 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен(тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (далее –Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – РЭК, Орган регулирования) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...>, <...> АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...>, <...> АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...>, <...> ПАО «Газпромнефть» <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Омской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (№ 05/2660/Л от 18.02.2020; рег. № 31601/20 от 20.02.2020) о споре (разногласиях) между АО «Газпромнефть - Омский нефтеперерабатывающий завод» и Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и Органом регулирования по приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 19.11.2019 № 314/72 «О корректировке на 2020 год тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по сетям АО «Газпромнефть-ОНПЗ», установленного на долгосрочный период регулирования».

Для АО «Газпромнефть-ОНПЗ» тариф на услуги по передаче тепловой энергии установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы (второй долгосрочный период регулирования). Тариф на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год установлен в размере 113,25 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2020 год для АО «Газпромнефть-ОНПЗ», составляет 284 100,91 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 411 293,96 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с Уставом АО «Газпромнефть-ОНПЗ» осуществляет оказание услуг по переработке нефти, производству и реализации продуктов нефтепереработки, химии и нефтехимии. Передача тепловой энергии не является основным видом деятельности.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2020 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и РЭК Омской области на 2020 год (тыс. руб.).

 

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель в орган регулирования

Заявитель в ФАС

Объем разногласий

1

Неподконтрольные расходы, в том числе

23 447,88

50 346,19

40 426,40

16 978,52

1.1.

Амортизация

14 446,78

27 740,20

27 740,20

13 293,42

1.2.

Налог на имущество

3 350,20

7 035,30

7 035,30

3 685,10

2

Нормативная прибыль

-

3 917,23

3 917,23

3 917,23

3

Расчетная предпринимательская прибыль

3 889,18

9 738,89

5 460,44

1 571,26

4

Экономически обоснованные расходы, понесенные в 2018 году, но не учтенные органом регулирования при установлении тарифов

-

78 598,41

72 385,76

72 385,76

5

Экономически обоснованные расходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год

- 32 340,24

-

-

32 340,24

6

Экономия от снижения потерь тепловой энергии

-

-

32 623,97

32623,97

 

ИТОГО

-5 003,18

142 600,72

154 813,80

159 816,98

Величина разногласий, заявленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в ФАС России на 2020 год, составляет 159 816,98 тыс. руб.

При этом, ФАС России отмечает несоответствие заявленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в ФАС России требований, поданным в орган регулирования в составе тарифной заявки.

1.Неподконтрольные расходы

1.1. Амортизация основных средств и нематериальных активов

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы на амортизационные отчисления размере 27 740,20 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 14 446,78 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 13 293,42 тыс. руб.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- пояснительная записка о необходимости проведения мероприятий, связанных с модернизацией объектов от 21.11.2017 (содержащая перечень объектов и их инвентарный номер).

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Пунктом 29 Методических указаний № 760-э установлено, что амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Из совокупности указанных выше норм следует, что регулируемая организация должна представлять в орган регулирования информацию, раскрывающую величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты произведённых переоценок.

Орган регулирования отмечает, что представленные обосновывающие материалы не содержат пообъектные расчеты оспариваемых сумм по статьям затрат. В связи с этим, определить по каким позициям основных средств и в каком размере заявлена сумма по оспариваемым статьям не представляется возможным.

Из пояснений органа регулирования следует, что Заявителем в рамках тарифного предложения представлены следующие документы:

- перечень основных фондов по участку транзита тепловой энергии, включающий в себя расчет амортизации на сумму 30 520,76 тыс. руб.;

- ведомость амортизационных отчислений по участку тепловой энергии за 2018 год;

- инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6) – выборочно по отдельным позициям основных средств;

- акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма ОС-3) – выборочно по отдельным позициям основных средств;

- акты о списании объектов основных средств (форма ОС-4) – выборочно по отдельным позициям основных средств.

При проведении анализа представленных документов органом регулирования выявлено, что регулируемая организация заявляет сумму расходов по данной статье исходя из минимальных сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, а также включает в расходную часть амортизацию по объектам, не относящимся к регулируемому виду деятельности (трубопроводы ГЗУ).

Формы ОС-6 «Инвентарные карточки учета основных средств» (представленные в орган регулирования) содержат информацию о переоценке имущества, которая осуществлялась Заявителем без соблюдения требований пунктов 29 и 39 Методических указаний № 760-э, согласно которым амортизация основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Кроме того, согласно пункту 13 Правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, амортизация является источником финансирования инвестиционной программы теплоснабжающей организации, направленной на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения.

Инвестиционная программа у АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» удовлетворению не подлежат.

1.2. Налог на имущество

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходы по налогу на имущество размере 7 035,30 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 3 350,20 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 3 685,10 тыс. руб.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075, в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе:

з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В качестве обоснования своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие материалы:

- расчет налога на имущество по участку транзита теплоэнергии Цеха № 17.

РЭК Омской области руководствовалась положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из данных, принятых по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

Поскольку налог на имущество является производной статьей затрат от статьи «Амортизация основных средств и нематериальных активов», требования Заявителя по статье «Налог на имущество» удовлетворению не подлежат.

2. Нормативная прибыль.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованной и подлежащей учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год нормативную прибыль в размере 3 917,23 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 41 Методических указаний № 760-э определено, что нормативная прибыль определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии с формулой 12 пункта 41 Методических указаний № 760-э.

При осуществлении регулируемого вида деятельности объекты с указанным правом владения не используется Заявителем.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 пункта 41 Методических указаний № 760-э, учитывающей расходы, аналогичные перечисленным в пункте 74 Основ ценообразования № 1075.

Обосновывающие документы Заявителем в ФАС России не представлены.

У АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствует утвержденная инвестиционная программа, не представлен коллективный договор на 2020 год.

В заявлении АО «Газпромнефть-ОНПЗ» указано, что в орган регулирования был представлен расчет расходов на выплаты, предусмотренные коллективным договором.

При этом, орган регулирования отмечает, что представленный коллективный договор АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2017-2018 годы, подписан 19.12.2016, пунктом 11.1 которого предусмотрено, что договор вступает в силу с 01.01.2017, действует в течение двух лет и сохраняет свое действие в случаях расторжения трудового договора с руководителем Общества его подписавшим. Стороны по обоюдному согласию вправе продлевать срок действия договора на срок до трех лет в соответствии со статьей 43 Трудового кодекса Российской Федерации. Изменения и дополнения к договору оформляются дополнительными соглашениями к нему, подписываются Сторонами и являются его неотъемлемой частью. Соглашение о продлении срока коллективного договора в РЭК Омской области не представлено Заявителем.

Таким образом, коллективный договор на 2017-2018 год не распространят свое действие на 2020 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Нормативная прибыль» удовлетворению не подлежат.

3. Расчетная предпринимательская прибыль.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет к учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии затраты по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 5 460,44 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 3 889,18 тыс. руб.

Разногласия составляют 1 571,26 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Требования Заявителя по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2020 год удовлетворению не подлежат, поскольку в определении расчетной предпринимательской прибыли участвуют затраты, требования по которым не подлежат удовлетворению.

4. Экономически обоснованные расходы, понесенные в 2018 году, но не учтенные органом регулирования при установлении тарифов

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» заявляет к учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии экономически обоснованные расходы, понесенные в 2018 году, но не учтенные органом регулирования при установлении тарифов, в размере 72 385,76 тыс. руб.

По мнению Заявителя, органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В качестве обоснования своих требований в ФАС России Заявителем представлен только расчет выпадающих доходов и расходов за 2018 год.

Согласно данным, изложенным в Заявлении регулируемой организации, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованными фактические расходы, понесенные в 2018 году, но не учтенные органом регулирования при установлении тарифов по следующим статьям затрат:

Таблица 2. Экономически обоснованные фактические расходы, понесенные в 2018 году, но не учтенные органом регулирования при установлении тарифов

 

п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования на 2018 год

Факт 2018 года

Отклонение

1

Расходы на оплату труда

16 395,94

36 305,13

- 19 909,19

2

Отчисления на социальные нужды

4 967,97

10 699,56

- 5 731,59

3

Электрическая энергия

10 207,08

11 543,59

- 1 336,51

4

Расходы на теплоноситель

2 280,57

5 204,02

- 2 923,45

5

Амортизация

12 728,36

38 596,28

- 25 867,92

6

Ремонт основных средств

4 192,10

37 222,58

- 33 030,48

7

Цеховые расходы

-

20 381,55

- 20 381,55

8

Общехозяйственные расходы

-

4 368,32

- 4 368,32

9

Прочие расходы

-

17 980,49

- 17 980,49

 

Отклонение фактически понесенных в 2018 году расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов

50 772,02

182 301,52

- 131 529,5

 

ФАС России отмечает, что размер заявленных по статьям затрат сумм, представленных в Заявлении, не соответствует общим заявленным требованиям. Кроме того, представленный в ФАС России расчет выпадающих доходов и расходов за 2018 год содержит значения учтенных органом регулирования расходов, которые не соответствуют указанным в Заявлении, а также в расчете участвуют расходы по другим статьям затрат, не перечисленным в Заявлении.

При этом, согласно пункту 75 Основ ценообразования № 1075, базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

В соответствии с пунктами 59 и 60 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

Изменение уровня операционных расходов на индекс изменения количества активов осуществляется в порядке, установленном методическими указаниями с учетом зависимости текущих расходов регулируемой организации от количества эксплуатируемых производственных объектов.

Индекс эффективности операционных расходов определяется органом регулирования в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Таким образом, заявленные регулируемой организацией расходы, относящиеся к операционным (расходы на оплату труда, расходы на ремонт основных средств, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, прочие расходы), не пересматриваются в течение долгосрочного периода 2019-2023 годы.

Кроме того, в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования в целях учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2018 год, произведена корректировка необходимой валовой выручки. Размер корректировки, рассчитанной по формулам 20, 21, 22 и 26 на основании пунктов 12, 13, 49, 51, 52, 55 и 56 Методических указаний № 760-э, составил 5 784,23 тыс. руб.

Указанные формулы содержат показатель -

- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования. Данный показатель учитывает отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, и рассчитывается по формуле 22 пункта 52 Методических указаний № 760-э с применением значений за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения. Фактическая величина необходимой валовой выручки за год (i-2) определяется в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э.

При этом, ФАС России отмечает, что ни представленное органом регулирования Экспертное заключение по рассмотрению РЭК Омской области дела № 07-05/179 по корректировке тарифов на услуги по передаче тепловой энергии с использованием метода индексации установленных тарифов от 15.11.2019, содержащее Анализ фактических затрат за 2018 год АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (Приложение №3), ни письменные пояснения не позволяют сделать вывод о корректности произведенного расчета и не содержат анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил регулирования № 1075. Так, при описании подхода определения размера корректировки необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, отсутствует анализ на основании каких документов органом регулирования сделаны выводы о фактически сложившихся показателях, участвующих в расчете.

Таким образом, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов, понесенных Заявителем в 2018 году, и отразить его в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что представленные регулируемой организацией документы не подтверждают экономическую обоснованность расходов, понесенных в 2018 году, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

5. Экономически обоснованные расходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически необоснованным исключение органом регулирования из НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год расходов по статье «Расходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год» в размере 32 340,24 тыс. руб.

Пункты 55 и 56 Методических указаний № 760-э содержат формулы расчета НВВ, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, одним из показателей которых является

    • - расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле 30 пункта 56 Методических указаний № 760-э.

(тыс. руб.),

где

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя, учтенный при установлении тарифов в i-м году;

- фактический объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в i-м году, тыс. Гкал;

- объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), учтенный при установлении тарифов на i-й год, тыс. Гкал;

- фактическая стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя в i-м году, руб.

Органом регулирования экономически необоснованные доходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год рассчитаны по данным бухгалтерского учета регулируемой организации следующим образом.

 

 

 

Таблица 3. Расчет органа регулирования экономически необоснованных доходов по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год

п/п

Наименование показателя

ед. изм.

2018 год

1-е полугодие 2018

2-е полугодие 2018

Примечание

1

Расходы на потери тепловой энергии в сети (вода)

тыс. руб.

3 136,16

1 909,36

1 226,81

 

 

потери в сетях (вода)

Гкал

3 098,67

1 930,62

1 168,05

по данным технической экспертизы

 

цена

руб./Гкал

 

988,99

1 050,31

по тарифу по приказу РЭК Омской области от 18.12.2015 № 810/79

2

Расходы на потери тепловой энергии в сети (пар)

тыс. руб.

29 204,08

16 295,99

12 908,19

 

2.1.

Расходы на потери (пар > 13 кгс/см2)

тыс. руб.

26 295,65

14 666,14

11 629,60

 

 

потери (пар > 13 кгс/см2)

Гкал

24 218,66

13 531,65

10 687,01

по данным технической экспертизы

 

цена

руб./Гкал

 

1 083,84

1 088,20

на основании счетов-фактур за 2018 год

2.2.

Расходы на потери (острый и редуцированный пар)

тыс. руб.

2 908,43

1 629,85

1 278,59

 

 

потери (острый и редуцированный пар)

Гкал

2 657,48

1 484,81

1 172,67

по данным технической экспертизы

 

цена

руб./Гкал

 

1 097,68

1 090,32

на основании счетов-фактур за 2018 год

 

ИТОГО экономически необоснованные доходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год

тыс. руб.

32 340,24

 

 

 

 

Кроме того, орган регулирования отмечает, что Заявителем не ведется раздельный учет доходов и расходов по виду деятельности «передача тепловой энергии» по видам теплоносителя (пар, вода). Доходы и расходы по видам теплоносителя формируются общие.

По мнению ФАС России, при определении расходов на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии в 2018 году следует руководствоваться пунктом 56 Методических указаний № 760-э и рассчитывать их в соответствии с формулой 30, используя следующие данные:

- объем потерь тепловой энергии, учтенный при установлении тарифов на 2018 год;

- фактический объем отпуска тепловой энергии в 2018 году (на основании форм статистической отчетности);

- объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный при установлении тарифов на 2018 год;

- фактическая цена покупки потерь тепловой энергии.

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования пересмотреть расходы по статье «Экономически обоснованные расходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год» с учетом требований пунктов 55 и 56 Методических указаний № 760-э (формулой 30), и учесть их в составе НВВ на 2020 год в экономически обоснованном объеме.

Следовательно, требования АО «Газпромнефть-ОНПЗ» по статье «Экономически обоснованные расходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год» подлежат частичному удовлетворению.

6. Экономия от снижения потерь тепловой энергии

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» считает экономически обоснованной и подлежащей учету в НВВ на услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год экономию от снижения потерь тепловой энергии в размере 32 623,97 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

ФАС России отмечает, что Заявителем при подаче тарифной заявки в орган регулирования данные расходы не были заявлены. Расчет экономии от снижения потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя, учитываемой в очередном долгосрочном периоде регулирования (Приложение 5.7 Методических указаний № 760-э) не был представлен.

Регулируемой организацией в ФАС России в качестве обоснования своих требований представлены следующие материалы:

- расчет экономии от снижения потерь тепловой энергии (не соответствует приложению 5.7 Методических указаний № 760-э);

- материалы, подтверждающие выполнение в 2016 году работ по замене теплоизоляции теплосети №3, 3а Участка теплоснабжения цеха №17 БГЭ (договор строительного подряда № ОНЗ-16/07100/00585/Р/56 от 15.07.2016 с ООО «Сибтеплоизоляция – Сервис», акты выполненных работ и счета-фактуры).

Согласно абзацу 3 пункта 66 Основ ценообразования № 1075, экономия расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (в том числе в части сокращения потерь в тепловых сетях, за исключением экономии расходов на приобретение топлива при смене видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) определяется только в части сокращения физических объемов потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, скорректированных на объем потребления тепловой энергии (теплоносителя), превышающий темпы, учтенные в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе регулируемой организации.

Также, в соответствии с абзацем 2 пункта 14 Основ ценообразования № 1075 при осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.

Орган регулирования в пояснениях отмечает, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в материалах тарифной заявки не представлены утвержденная инвестиционная программа, программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, иные материалы о проведенных в 2016-2018 годах мероприятиях по снижению потерь тепловой энергии.

Таким образом, требования Заявителя по учету в НВВ на 2020 год экономии от снижения потерь тепловой энергии не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и Региональной энергетической комиссией Омской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 55, 56 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «Газпромнефть-ОНПЗ», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. № 05/2660/Л от 18.02.2020; рег. № 31601/20 от 20.02.2020).

3. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2020 провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения расходов в состав необходимой валовой выручки на 2020 год (с учетом мотивировочной части настоящего решения), и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- экономически обоснованные расходы, понесенные АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в 2018 году,

- экономически обоснованные расходы по оплате потерь тепловой энергии за 2018 год.

4. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2020 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2020 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для потребителей АО «Газпромнефть-ОНПЗ» на 2020 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

 

 

 

Связанные организации

АО "Газпромнефть-ОНПЗ"
ИНН 5501041254, ОГРН 1025500508956
Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939