Предписание №СП/41624/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту топливно-энергетического комплекса ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Предписание

 

8 мая 2024 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, в том числе Акт проверки Вологодского УФАС России от 09.02.2024 № 11/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной Вологодским УФАС России на основании приказа Вологодского УФАС России от 22.12.2023 № 128, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области в отношении АО «Вологдагортеплосеть» (далее – Предприятие) установлены приказом от 18.12.2023 № 619-р тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям городского округа города Вологды, на 2024 год, а также приказом от 18.12.2023 № 621-р тарифы на тепловую энергию для потребителей городского округа города Вологды от источника теплоснабжения, находящегося по адресу: г. Вологда, ул. Можайского, д. 15, на долгосрочный период регулирования 2024-2026 годы.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел АО «Вологдагортеплосеть» в разрезе расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, на предмет их экономической обоснованности, в том числе экспертные заключения о пересмотре цен (тарифов) на 2024 год, проводимые с целью учета корректировок долгосрочных тарифов, установленных на период регулирования 2023-2027 годы для потребителей города Вологды (далее - основной тариф) и для потребителей города Вологды от источника теплоснабжения, находящегося по адресу: г. Вологда, ул. Костромская, дом 3а (далее – котельная Костромская 3), а также экспертное заключение об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию (теплоноситель – горячая вода) на долгосрочный период регулирования 2024-2026 годы для потребителей города Вологды от источника теплоснабжения, находящегося по адресу: г. Вологда, ул. Можайского, д. 15 (далее – котельная Можайского 15), по результатам анализа которых установлено следующее.

 

1. Полезный отпуск тепловой энергии

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с указанным пунктом указанные методы определения полезного отпуска должны использоваться органом регулирования в приоритетном порядке.

Полезный отпуск тепловой энергии определен органом регулирования в следующих размерах:

 

Основной тариф

Котельная Костромская 3а

Котельная Можайского 15

Предложение Предприятия, Гкал

2 128 862

11 006

17 525

Утверждено органом регулирования, Гкал

2 128 862

11 435

18 417

 

В экспертном заключении в разделе «Сведения о регулируемой организации» Департаментом отражена информация о наличии схемы теплоснабжения города Вологды и реквизиты ее утверждения. Схема теплоснабжения утверждена Постановлением Администрации города Вологды от 12.03.2020 № 298. На момент принятия решения об установлении тарифов на 2024 год схема теплоснабжения города Вологды не актуализирована. Планируемый срок утверждения актуализированной схемы теплоснабжения – 1 августа 2024 года.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «город Вологда» на 2015-2035 годы утверждена решением Вологодской городской Думы от 28.05.2015 № 354. В программе не содержатся сведения об объемах полезного отпуска на период регулирования 2024 год.

Органом регулирования принято решение принять объем полезного отпуска по основному тарифу на 2024 год в соответствии с предложением Предприятия.

Объемы отпуска тепловой энергии составляют следующие значения:

 

Показатель

Единицы измерения

2022

2020-2022

2024

2024

Факт

Средний факт

Заявка

Принято ДТЭКиТР

1

Выработка тепловой энергии

Гкал

872 832

830 214

885 503

827 719

 

в т.ч. на топливе - газ

Гкал

853 539

809 246

862 380

810 574

 

прочее (ТФУ кот. Залинейная, 22, от 7,0 до 13,0 кг/см2)

Гкал

15 013

15 344

14 347

13 009

 

прочее (ТФУ кот. Говоровский, 4, от 2,5 до 7,0 кг/см2)

Гкал

4 280

5 624

8 777

4 136

2

Расходы на собственные нужды котельной

Гкал

21 093

17 984

18 134

18 134

3

Покупная тепловая энергия

Гкал

1 569 176

1 517 111

1 514 187

1 529 549

4

Отпуск тепловой энергии в сеть всего

Гкал

2 420 915

2 329 342

2 381 556

2 339 134

5

Потери тепловой энергии

Гкал

159 992

169 733

252 694

210 272

 

то же в процентах от отпущенной т/э

%

6,6

7,3

10,6

9,0

6

Полезный отпуск тепловой энергии, всего

Гкал

2 260 923

2 159 569

2 128 862

2 128 862

 

в т.ч. на нужды предприятия

Гкал

1 842

1 734

1 619

1 619

 

организациям-перепродавцам

Гкал

-

-

-

-

 

по группам потребителей, всего

Гкал

2 259 081

2 157 835

2 127 243

2 127 243

 

в т.ч. бюджетные потребители

Гкал

335 456

320 247

330 350

330 350

 

население

Гкал

1 688 897

1 633 263

1 617 009

1 617 009

 

прочие потребители

Гкал

234 729

204 325

179 855

179 855

 

ФАС России отмечает, что органом регулирования объемы полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год приняты не в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, органом регулирования не представлен расчет полезного отпуска тепловой энергии на 2024 год с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ полезного отпуска тепловой энергии регулируемой организации (по основному тарифу), в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075.

 

2. Расходы на топливо

Используемый вид топлива - природный газ.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

По данной статье расходы на 2024 год органом регулирования приняты в следующих размерах:

 

Основной тариф

Котельная Костромская 3а

Котельная Можайского 15

Предложение Предприятия, тыс. руб.

731 283,12

9 589,28

6 879,35

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

 

 

 

1 полугодие

650 674,42

9 244,61

16 047,22

2 полугодие

723 046,51

10 272,74

17 831,90

В материалы тарифных дел Предприятием представлены действующие договоры поставки газа, заключенные с ООО «Газпром межрегинагаз Вологда», а также счета-фактуры, акты поданного-принятого газа, товарные накладные за 2022 год.

Цена природного газа на 2024 год принята органом регулирования в следующих размерах:

 

Основной тариф

Котельная Костромская 3а

Котельная Можайского 15

Предложение Предприятия, руб./тыс. м3

6 197,72

6 227,00

6 227,00

Утверждено органом регулирования, руб./тыс. м3

 

 

 

1 полугодие

5 883,84

5 896,78

5 896,78

2 полугодие

6 538,28

6 552,59

6 552,59

Экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из суммы конечной стоимости природного газа исходя из оптовой цены на газ (с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3), платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительным организациям.

Согласно Возражениям органом регулирования оптовые цены на газ проиндексированы, но приняты в соответствии с приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 в размере с 01.01.2024 – 5180 руб./1000 куб.м. (без НДС), с 01.07.2024 – 5760 руб./1000 куб.м. (без НДС) с расчетной объемной теплотой сгорания 7900 ккал/куб.м.

Приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 утвержден размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» на территории Вологодской области.

Приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Вологда» на территории Вологодской области.

Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 27.12.2023 № 665-р утверждена специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Вологда» на территории Вологодской области на 2024 год.

Для определения стоимости газа во 2 полугодии 2024 года органом регулирования применены индексы, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год («Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года», разработанный Минэкономразвития России от 22.09.2023). В соответствии с Прогнозом индексация платы за снабженческо-сбытовые услуги в 2024 году составит 11,2%, индекс роста тарифа на транспортировку газа определен в размере 10,2%.

ФАС России установлено, что органом регулирования на 2 полугодие 2024 года проиндексированы следующие составляющие: оптовая цена на газ, стоимость услуг по транспортировке газа, плата за снабженческо-сбытовые услуги и установленная органом регулирования специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа АО «Газпром газораспределение Вологда».

Вместе с тем на момент принятия органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат пересчету в соответствии с вышеизложенным. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области нарушившим положения пунктов 22, 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статьям затрат:

- «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2024 год;

- «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от АО «Вологдагортеплосеть» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решений органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Вологдагортеплосеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Вологодское УФАС России
ИНН 3525048696, ОГРН 1033500044456
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области
ИНН 3525236925, ОГРН 1103525002680