Определение №31/53218/16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела об административном правонару... от 3 августа 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.6-888/00-31-16 и проведении административного расследования

"03" августа 2016 г.

г. Москва

Я, консультант отдела работы с регионами Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы Подолян Сергей Сергеевич, рассмотрев материалы дел по разногласиям, возникшим между муниципальным предприятием г. Абакана "Водоканал" (далее – МП г. Абакана "Водоканал", регулируемая организация) и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – Госкомитет, орган регулирования), по приказу Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для МП "Водоканал", осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016 - 2018 годы", в отношении <...>

 

УСТАНОВИЛ:

 

МП г. Абакана "Водоканал" обратилось в ФАС России с заявлениями (исх. от 21.12.2015 № 4425, № 4426) о разногласиях с Госкомитетом, по приказу Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на питьевую воду и водоотведение и утверждении производственных программ для МП г. Абакана "Водоканал", осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение, на 2016-2018 годы", связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения.

1. В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения (питьевая вода), МП
г. Абакана "Водоканал" оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года")", "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта", "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций", "Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации", "Налог на прибыль".

По рассмотрению разногласий по статье "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года")" установлено следующее.

Согласно п. 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее – Основы ценообразования), в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

При установлении в соответствии с указанным пунктом Основ ценообразования тарифов для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц) (учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов для реорганизованного юридического лица (юридических лиц), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств).

Госкомитет не учел в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" на 2016 г. расходы по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года", "Капитальный ремонт 2014 года".

Анализ представленных МП г. Абакана "Водоканал" на тарифное регулирование 2016 года материалов по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года", "Капитальный ремонт 2014 года" в части оказываемых услуг водоснабжения (договоров, заключенных по результатам проведения конкурсных процедур, платёжных поручений, подтверждающих факт понесения регулируемой организацией расходов по вышеперечисленным статьям затрат), Госкомитетом не проводился, в экспертных заключениях отсутствуют какие-либо доводы в части обоснования расходов по статье "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)".

В условиях отсутствия у Госкомитета в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по неучёту расходов по статье затрат "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)" (в разрезе заявленных подстатей "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года" "Капитальный ремонт 2014 года"), Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта)" установлено следующее.

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования производственные расходы.

В соответствии с п. 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Госкомитетом при расчёте расходов по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" МП г. Абакана "Водоканал" 2016 года в части оказываемых услуг водоснабжения плановая величина затрат на приобретение запасных частей, учтённая в тарифах 2015 года, увеличена на индекс в размере 106,4 % и учтена с 01.07.2016.

Регулируемой организацией в подтверждение экономической обоснованности расходов по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" на момент установления тарифов 2016 года и в ФАС России представлены расчёты затрат на приобретение запасных частей согласно Потребности запасных частей для плановой замены на основании планов-графиков на 2016 год и Потребности запасных частей для текущих ремонтов подвижного состава на 2016 год, акты технического обследования автотранспорта, графики технического осмотра и ремонта на 2016 год. 

Цена запасных частей определена МП г. Абакана "Водоканал" исходя из цен, установленных в договорах на 2015 год, заключенных в результате проведения закупочных процедур, и фактических цен за 2014 год, увеличенных на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

В обоснование цены и потребности в приобретении запасных частей  МП г. Абакана "Водоканал" представлены договоры поставки за 2014 год, копии документов, подтверждающих проведение закупочных процедур и копии документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей по факту 2014 года.

Кроме того, Госкомитетом учтены расходы по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" с полугодия, что подтверждает некорректность расчёта органа регулирования.

На основании вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций" установлено следующее.

В соответствии с п. 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 25 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется органом регулирования тарифов на каждый период регулирования.

В соответствии с п. 35 Основ ценообразования размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

Расходы по данной статье признаны Госкомитетом обоснованными на уровне заявленном регулируемой организацией в тарифной заявке 2016 года в размере 2 033,2 тыс. руб. однако учтены при расчете тарифа с 01.07.2016, в связи с чем, выпадающие расходы МП г. Абакана "Водоканал" по данной статье составили 994,24 тыс. руб. (Госкомитетом по статье "Расходы на оплату услуг, приобретаемых у других организаций" учтены расходы в сумме 2 033,2 тыс. руб. с 01.07.2016, в среднегодовом исчислении – 1 038,96 тыс. руб., оставшаяся сумма средств учтена органом регулирования в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" 2017 года).

С учётом вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье "Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации" установлено следующее.

В соответствии с п. 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с п. 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

МП г. Абакана "Водоканал" принято для расчета 4 процента включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

Постановлением Администрации города Абакана от 08.12.2014 № 2532 МП г. Абакана "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.

Госкомитетом в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги не учтена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, в связи с чем Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учёта в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" расходов по статье "Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации".

По рассмотрению разногласий по статье "Налог на прибыль" установлено следующее.

В соответствии с п. 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль рассчитывается в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога на прибыль в размере 20 % от расчётной предпринимательской прибыли гарантирующих организаций, принятой в расчёте тарифов по заявленной на разногласия статье затрат "Расчётной предпринимательская прибыль".

С учётом вышеизложенного, в части увеличения средств по статье "Налог на прибыль", напрямую связанных с заявленной МП г. Абакана "Водоканал" величиной средств по статье "Расчётная предпринимательская прибыль, Госкомитетом при установлении тарифов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения указанных разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения (питьевая вода), требования МП г. Абакана "Водоканал" частично удовлетворены. Госкомитет признан нарушившим пп. 15, 22, 24, 25, 35, 39, 65 и 78(1) Основ ценообразования.

2. В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, МП г. Абакана "Водоканал" оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расход на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года")", "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта", "Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации", "Налог на прибыль", также регулируемая организации выразила несогласие с расчетом Госкомитета по объему принятых сточных вод МП г. Абакана "Водоканал".

По рассмотрению разногласий по статье "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год, по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расход на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года")" установлено следующее.

Согласно п. 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

При установлении в соответствии с настоящим пунктом тарифов для регулируемой организации, созданной в результате реорганизации юридических лиц в форме слияния, преобразования или присоединения, исключаются экономически необоснованные расходы реорганизованного юридического лица (юридических лиц) (учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов для реорганизованного юридического лица (юридических лиц), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств).

Госкомитет не учел по статье "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)" в части оказываемых услуг водоотведения в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" на 2016 г. расходов по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года".

Госкомиетом анализ представленных МП г. Абакана "Водоканал" на тарифное регулирование 2016 года материалов по подстатьям "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года" в части оказываемых услуг водоотведения (договоров, заключенных по результатам проведения конкурсных процедур, платёжных поручений, подтверждающих факт понесения регулируемой организацией расходов по вышеперечисленным статьям затрат), не проводился, в экспертных заключениях Госкомитета отсутствуют какие-либо доводы в части обоснования расходов по статье "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)".

В условиях отсутствия у Госкомитета в экспертном заключении анализа и мотивированной позиции по неучёту расходов по оспариваемой статье затрат "Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов (экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные за 2013, 2014 год)" (в разрезе заявленных подстатей "Запасные части 2014 года", "Расходы на оплату услуг банка 2014 года", "Предрейсовый осмотр водителей 2014 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2013 года", "Средства на возврат займов и кредитов 2014 года"), Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" установлено следующее.

В соответствии с п. 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с п. 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования производственные расходы.

В соответствии с п. 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

Госкомитетом при расчёте расходов по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" МП г. Абакана "Водоканал" 2016 года в части оказываемых услуг водоотведения плановая величина затрат на приобретение запасных частей, учтённая в тарифах 2015 года, увеличена на индекс в размере 106,4 % и учтена с 01.07.2016.

Регулируемой организацией в подтверждение экономической обоснованности расходов по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" на момент установления тарифов 2016 года и в ФАС России представлены расчёты затрат на приобретение запасных частей согласно Потребности запасных частей для плановой замены на основании планов-графиков на 2016 год и Потребности запасных частей для текущих ремонтов подвижного состава на 2016 год, акты технического обследования автотранспорта, графики технического осмотра и ремонта на 2016 год. 

Цена запасных частей определена МП г. Абакана "Водоканал" исходя из цен, установленных в договорах на 2015 год, заключенных в результате проведения закупочных процедур, и фактических цен за 2014 год, увеличенных на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

В обоснование цены и потребности в приобретении запасных частей МП г. Абакана "Водоканал" представлены договоры поставки за 2014 год, копии документов, подтверждающих проведение закупочных процедур и копии документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей по факту 2014 года.

Кроме того, Госкомитетом учтены расходы по статье "Прочие производственные расходы (расходы на приобретение запасных частей для автомобильного транспорта" с полугодия, что подтверждает некорректность расчёта органа регулирования.

На основании вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по статье "Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации" установлено следующее.

В соответствии с п. 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с п. 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

МП г. Абакана "Водоканал" принято для расчета 4 процента включаемых в необходимую валовую выручку расходов.

Постановлением Администрации города Абакана от 08.12.2014 № 2532 МП г. Абакана "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации по обеспечению холодным водоснабжением и водоотведением.

Госкомитетом в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги не учтена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, в связи с чем Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части не учёта в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" расходов по статье "Расчётная предпринимательская прибыль".

По рассмотрению разногласий по статье "Налог на прибыль" установлено следующее.

В соответствии с п. 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Величина налога на прибыль рассчитывается в соответствии с Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации с применением ставки налога на прибыль в размере 20 % от расчётной предпринимательской прибыли гарантирующих организаций, принятой в расчёте тарифов по заявленной на разногласия статье затрат "Расчётной предпринимательская прибыль".

С учётом вышеизложенного в части увеличения средств по статье "Налог на прибыль", напрямую связанных с заявленной МП г. Абакана "Водоканал" величиной средств по статье "Расчётная предпринимательская прибыль", Госкомитетом при установлении тарифов нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

По рассмотрению разногласий по расчету объёма принятых сточных вод МП г. Абакана "Водоканал" установлено следующее.

В соответствии с п. 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с п. 4 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. № 1746-э (далее – Методические указания), расчетный объем принятых сточных вод оказываемых услуг определяется исходя из фактического объема приема сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения приема сточных вод в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества принятых сточных вод.

В соответствии с п. 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1).

При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6.

На основании указанного порядка МП г. Абакана "Водоканал" выполнен расчет объема принимаемых сточных вод на 2016 год, с учетом сложившейся динамики за 2012-2014 годы. Указанный объем согласован с ГУП РХ "Хакресводоканал", осуществляющим услуги по очистке сточных вод, принимаемых от города Абакан.

Госкомитетом объем принятых сточных вод МП г. Абакана "Водоканал" на 2016 года учтён на уровне планового объёма принятых сточных вод за 2015 год с учетом фактического объема реализации за 2014 год, но без учета динамики приема сточных вод за последние 3 года, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Отрицательную динамику изменения объемов реализации услуг водоотведения подтверждают фактически сложившиеся объемы принятых сточных вод. Снижение объемов реализации услуг водоотведения МП г. Абакан "Водоканал" вызвано рядом причин, в частности, ликвидацией производства ООО Птицефабрика "Индюшкино" и снижением объемов потребления ОАО "Абаканвагонмаш".

С учётом вышеизложенного Госкомитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации.

По результатам рассмотрения указанных разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, требования МП г. Абакана "Водоканал" частично удовлетворены. Госкомитет признан нарушившим пп. 15, 22, 29, 39, 65 и 78(1) Основ ценообразования и пп. 4 и 5 Методических указаний.

За нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования ч. 2 ст. 14.6 КоАП предусмотрена административная ответственность.

На основании п. 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, ст. 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 14.6 КоАП.

Согласно ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Госкомитет создан в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372 "Об утверждении Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003 № 08 "О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия" и является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

В соответствии с п. 9.1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372, Госкомитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Хакасия. Председатель Госкомитета несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госкомитет функций.

В период издания приказа Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в общее руководство деятельностью Госкомитета, в соответствии с действующим законодательством, осуществлял председатель Госкомитета – <...>. Приказ Госкомитета от 30.11.2015 № 150-в подписан председателем Госкомитета <...>.

На основании вышеизложенного, в деянии, допущенном должностным лицом – <...>, являющимся председателем Госкомитета на момент совершения указанного деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, а именно пп. 15, 22, 24, 25, 29, 35, 39, 65, 78(1) Основ ценообразования и пп. 4, 5 Методических указаний, усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП.

Принимая во внимание, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, юридической квалификации и оформления, необходимо провести процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, руководствуясь ст.ст. 28.1, 28.7 КоАП,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

      • Возбудить дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.6 КоАП в отношении <...>, являющего на момент совершения деяния председателем Госкомитета.

2. Провести административное расследование по месту выявления административного правонарушения – в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по адресу: 125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11.

3. В соответствии со ст. 26.10 КоАП <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

- имеющуюся информацию о причинах и условиях по выявленным признакам нарушения;

- документы (приказ, распоряжение, служебный контракт) о назначении <...> председателем Госкомитета;

- сведения об индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) – <...>;

- сведения о доходах <...> за период с 01.07.2015 по 30.06.2016 гг., о наличии несовершеннолетних детей, иждивенцев.

Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность согласно ст. 17.7 КоАП.

Согласно ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, присутствовать при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП, в том числе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу.

На основании ч. 4 ст. 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны