Определение №31/53219/16 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 3 августа 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.6-893/00-31-16 и проведении административного расследования

 

03 августа 2016 г. г. Москва,

ул. Садовая-Кудринская, 11

 

Я, начальник отдела работы с регионами Управления регионального тарифного регулирования Федеральной антимонопольной службы Сиднева Оксана Викторовна, рассмотрев материалы дел по разногласиям, возникшим между ООО «Самарские коммунальные системы» (далее – регулируемая организация, ООО «СКС») и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее – Министерство, орган регулирования) по приказу Министерства от 22.11.2014 № 385 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы», в отношении <...>,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «СКС» обратилось в ФАС России с заявлениями (исх. от 23.12.2015 №5928, №5929) о разногласиях с органом регулирования по приказу Министерства от 22.11.2014 № 385 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы», связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сферах водоснабжения и водоотведения.

1. В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, ООО «СКС» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Недополученные доходы за 2014 год», «Арендная плата», «Налог на имущество», «Амортизация», «Операционные расходы», «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств», «Водный налог, плата за пользование водными объектами», «Экономически обоснованные расходы за 2014 год», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также регулируемая организация выразила несогласие с расчетом органа регулирования по объему отпуска воды ООО «СКС» на 2016 год.

1.1. По рассмотрению разногласий по статье «Недополученные доходы за 2014 год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена величина недополученных доходов за 2014 г. в размере 212 718,96 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В обоснование данной статьи ООО «СКС» представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в 2014 году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоснабжения.

ООО «СКС» на момент корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 г. в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от 24.02.2016 № 15/953, орган регулирования указал, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО «СКС» 2016 года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованностью первоначально заявленных в Министерство, не подтвержденных бухгалтерскими документами.

При этом положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Также Министерством на момент принятия решения по корректировке тарифов 2016 года бухгалтерская и статистическая отчётность за 2014 год дополнительно не запрашивалась.

Величина средств по статье «Недополученный доход за 2014 г.» в части оказываемых услуг водоснабжения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоснабжения от планового, учтённого Министерством для ООО «СКС» в 2014 г., с учетом экономии по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог и плата за пользование». Данный расчёт средств по статье «Недополученный доход за 2014 г.» подтверждает частичную обоснованность требований Заявителя.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «СКС» и отчетом о финансовых результатах на 31 декабря 2014 года, в целом за 2013 год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне 187 465 тыс. руб., за 2014 год – 46 182 тыс. руб. При этом Правительством Самарской области приказом от 22.05.2013 №79 утверждена инвестиционная программа ООО «СКС» на 2013-2019 гг. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО «СКС» вышеуказанных мероприятий в 2014 году составил 349 719,38 тыс. руб.

В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно, чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО «СКС» на реализацию вышеуказанных мероприятий.

На основании вышеизложенных доводов, требования ООО «СКС» по статье «Недополученные доходы за 2014 г.» в части оказываемых услуг водоснабжения частично признаны обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по статье «Недополученный доход за 2014 г.» подлежит сумма в части оказываемых услуг водоснабжения в размере 56 298,03 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Арендная плата» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая дополнительному учёту, в размере 38 910,72 (по водоснабжению – 26 732,22 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 г., экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).

На основании признания победителем в конкурсе на право заключения договора аренды в отношении объектов муниципального имущества, относящихся к системе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Самара и находящихся в хозяйственном ведении МП г. Самары «Самараводоканал», функции по водоснабжению и водоотведению перешли к ООО «СКС».

В 2015 году Департаментом управления имущества городского округа Самара были переданы МП г. Самары «Самараводоканал» объекты водоснабжения, расположенные в Кировском районе посёлка Аэропорт-2.

Данные объекты являются технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения, ранее принятыми в аренду ООО «СКС», и имеют неразрывную связь. На основании договора от 26.08.2015 № 150826 ООО «Волжский Альянс» провело независимую оценку по определению рыночной обоснованной арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс – здание, сооружения, передаточные устройства и оборудование, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт-2), принадлежащее на праве хозяйственного ведения Муниципальному предприятию города Самары «Самараводоканал» по состоянию на 26.08.2015 г. Итоговая рыночно обоснованная величина арендной платы за объект аренды (имущественный комплекс – здание, сооружения, передаточные устройства и оборудования, расположенный по адресу: г. Самара, Кировский район, пос. Аэропорт-2,) в год, без учёта НДС на дату оценки составила 19 565, 568 тыс. руб.

Затраты на аренду имущества централизованных систем определены регулируемой организацией в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями к заключенным договорам (дополнительные соглашения от мая 2015 года № 1, 7, 5). Данные расходы в соответствии с положениями пунктов Основ ценообразования и Методических указаний относятся к неподконтрольным, по мнению ООО «СКС», и подлежат корректировке.

По результатам анализа представленных ООО «СКС» материалов (вышеуказанные дополнительные соглашения и расчёты), сделан вывод о том, что регулируемой организацией в обоснование заявленной на разногласия величины по статье «Арендная плата» представлен расчёт рыночно обоснованной суммы арендной платы за объект аренды в части оказываемых услуг водоснабжения, которая сложилась исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации и налогов на имущество и составила 19 565, 568 тыс. руб. В остальной части заявленной ООО «СКС» на разногласия суммы средств в размере 26 732,22 тыс. руб. отсутствует расчёт амортизации и налога на имущество.

В этой связи требования ООО «СКС» по статье «Арендная плата» признаны обоснованными в части оказываемых услуг водоснабжения, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоснабжения подлежит сумма средств в размере 19 565,568 тыс. рублей.

По рассмотрению разногласий по статьям «Налог на имущество» и «Амортизация» установлено следующее.

ООО «СКС» сумма расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» заявлена в размере 17 679,58 тыс. руб. и 12 183,06 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Разногласия по данным статьям заключались в том, что регулируемой организацией в соответствии с утверждённой инвестиционной программой проведены мероприятия по реконструкции и модернизации арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году. В связи с тем, что неотделимыми улучшениями могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта, стоимость начисленной амортизации и налога на имущество ООО «СКС» увеличилась.

Расчет амортизации и налога на имущество регулируемой организацией произведен на основании фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году, и планируемых затрат на реконструкцию, модернизацию, строительство и приобретение основных средств на 2016 год.

Расчёт расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» ООО «СКС» скорректирован и признан обоснованным только в части увеличения фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году.

С учётом вышеизложенного требования ООО «СКС» признаны частично экономически обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежит сумма средств по статье «Амортизация» на уровне 15 526,48 тыс. руб., по статье «Налог на имущество» - 8 189,78 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Операционные расходы» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы определяются по формуле (39) Методических указаний.

Установлено, что органом регулирования не была произведена корректировка операционных расходов ООО «СКС» с применением индекса потребительских цен, определённого в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.

Операционные расходы рассчитаны регулируемой организацией исходя из увеличения базового уровня операционных расходов 2015 года на индекс потребительских цен сценарных условиях на 2016 год (с учетом индекса эффективности операционных расходов) и составили 1 821 851,52 тыс. руб.

В условиях отсутствия корректировки органом регулирования операционных расходов ООО «СКС» 2016 года, Министерством нарушены пункты 60 Основ ценообразования и 95 Методических указаний.

На основании вышеизложенного затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне 11 341,21 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету в размере 52 648,1 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В связи с выявлением по результатам рассмотрения разногласий недополученных доходов в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения и, как следствие подтверждение необходимости привлечения заёмных средств на покрытие недостатка средств, образованного в ООО «СКС» в результате недополучения доходов в предыдущие периоды регулирования, требования ООО «СКС» в части учёта расходов по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» при расчёте необходимой валовой выручки ООО «СКС» на расчётный период регулирования (2016 год) признаны частично экономически обоснованными и подлежащими удовлетворению (в пределах 4 процентных пунктов). Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по данной статье подлежат расходы в размере 6 896,5 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Водный налог, плата за пользование водными объектами» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая дополнительному учету, в размере 16 296,05 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Разногласия по данной статье заключаются в учтённой органом регулирования для ООО «СКС» величине подъема воды, от которой рассчитан водный налог и плата за пользование водными объектами (далее - ВО), а также в изменении (росте) налоговых ставок.

В связи с тем, что регулируемой организацией в Заявлениях о разногласиях не оспариваются объёмы поднятой воды, в части натуральных показателей ООО «СКС» отказано в удовлетворении требований.

Одновременно, ввиду того, что размер ставки водного налога изменён Федеральным законом от 24.11.2014 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в связи с тем, что ставка водного налога изменена до принятия регулирующим органом решения об установлении тарифов, Министерством нарушены требования действующего законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного требования по статье «Водный налог, плата за пользование водными объектами» в части оказываемых услуг водоснабжения частично удовлетворены. Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежат средства в размере 13 776,9 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Экономически обоснованные расходы за 2014 год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету, в размере 12 943,54 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Разногласия по данной статье заключались в неучёте регулирующим органом расходов по подстатье «Водный налог, плата за пользование водными объектами».

Органом регулирования, при расчёте водного налога и платы за пользование водными объектами 2014 года была допущена техническая ошибка, то есть водный налог рассчитан органом регулирования от объёма отпуска воды, а не от объёма поднятой воды. В соответствии с пунктом 2 статьи 333.10 Налогового Кодекса Российской Федерации при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

На основании вышеизложенного требования ООО «СКС» по статье «Экономически обоснованные расходы за 2014 год» признаны обоснованными в полном объёме на уровне 12 943,54 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Разногласия по данной статье напрямую связаны с заявленным увеличением расходов по оспариваемым регулируемой организацией статьям затрат. В связи с частичным удовлетворением требований ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоснабжения предпринимательская прибыль рассчитана согласно положениям Основ ценообразования и Методических указаний, то есть предпринимательская прибыль гарантирующей организации определена в размере 5 процентов текущих расходов (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним) и расходов на амортизацию.

В связи с частичным удовлетворением заявленных регулируемой организацией на разногласия требований, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации пересчитана с учётом увеличения расходов в той части, в которой требования ООО «СКС» признаны экономически обоснованными. Средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года, сложились в размере равном 3 420, 0 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по расчету объема отпуска воды ООО «СКС» на 2016 год установлено следующее.

Заявленный регулируемой организацией объём отпуска услуг водоснабжения составляет 133 716,33 тыс. куб. м.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.

Разногласия по данной статье заключается в том, что орган регулирования динамику объёмов отпуска услуг анализировал с учётом данных по полезному отпуску за 2014 год, отображенных ООО «СКС» в шаблонах отчётности по форме № 11, 12, загруженных регулируемой организацией в Хранилище модуля ЕИАС изначально с ошибкой (с разницей в 100 000,00 тыс. куб. в части оказываемых услуг водоснабжения). После принятия органом регулирования решения 11 декабря 2015 года в части отсутствия оснований по корректировке необходимой валовой выручки ООО «СКС» во втором периоде регулирования, данные регулируемой организацией в шаблонах отчётности по форме № 11, 12 были исправлены на корректные.

Регулируемой организацией на разногласия представлен расчёт по статье «Объём отпуска услуг» в части оказываемых услуг водоснабжения в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний. В данном расчёте ООО «СКС» темп снижения не ограничен пятью процентами, согласно требованиям Методических указаний.

В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО «СКС» в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов отпуска услуг в части оказываемых услуг водоснабжения, кроме шаблонов отчётности по форме №11, 12, на анализировал шаблоны отчётности № 15, 17, а также формы

статистической отчетности № 22-ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Министерства свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.

Отпуск услуг водоснабжения ООО «СКС» рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год.

Данный расчёт подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма отпуска услуг водоснабжения в полном объёме на уровне 133 716,33 тыс. куб. м.

На основании вышеизложенного и по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения, требования ООО «СКС» частично удовлетворены. Министерство признано нарушившим пункты 15, 29, 41, 44, 65, 77, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2015 № 406 и пункты 4, 5, 28 методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э (далее – Методические указания) (приказ ФАС России от 29.06.2016 №825/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»).

Неправомерно неучтенные Министерством экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоснабжения для ООО «СКС» и подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года в совокупном размере составили 147 958, 01 тыс. руб.

2. В поданном на разногласия заявлении, связанном с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, ООО «СКС» оспаривались расходы, в том числе по следующим статьям затрат: «Недополученные доходы за 2014 год», «Налог на имущество», «Амортизация», «Операционные расходы», «Работы и услуги производственного характера», «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств», «Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации». Также регулируемая организация выразила несогласие с расчетом органа регулирования по объему принятых сточных вод ООО «СКС» на 2016 год.

По рассмотрению разногласий по статье «Недополученные доходы за 2014 год» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена величина недополученных доходов за 2014 г. в размере 56 078,67 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы – доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации (в данном случае причинами могут являться установка приборов учёта, естественная убыль населения, изменения нормативов потребления, изменение количества потребителей и другое) объёма поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объёмом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчёта при установлении тарифов.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

Пунктом 12 Методических указаний определено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В обоснование данной статьи регулируемой организацией представлен расчёт недополученных доходов, возникших в регулируемой организации в 2014 году ввиду разницы между фактическим и плановым объёмом отпуска оказываемых услуг водоотведения.

ООО «СКС» на момент корректировки необходимой валовой выручки 2016 года в Министерство был представлен расчет недополученных доходов за 2014 г. в связи с изменением объемов полезного отпуска услуг. Однако в письме от 24.02.2016 № 15/953 орган регулирования указал, что данный расчёт не был дополнительно подтвержден статистической и бухгалтерской отчетностью, а также не содержал расчета экономии по условно-переменным расходам, зависящим от объема отпуска оказываемых услуг. В этой связи Министерством недополученные расходы, заявленные организацией, не приняты к учету при корректировке тарифов ООО «СКС» 2016 года на основании того, что в соответствии с пунктом 90 Методических указаний корректировка НВВ на второй год первого долгосрочного периода не производится, а также ввиду недостаточной обоснованностью первоначально заявленных в Министерство расходов, не подтвержденных бухгалтерскими документами.

При этом положением пункта 90 Методических указаний предусмотрено проведение ежегодной корректировки (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Также установлено, что Министерством на момент принятия решения по корректировке тарифов 2016 года бухгалтерская и статистическая отчётность за 2014 год дополнительно не запрашивалась.

Величина средств по статье «Недополученный доход за 2014 г.» в части оказываемых услуг водоотведения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоотведения от планового, учтённого Министерством для ООО «СКС» в 2014 г., с учетом экономии по статьям «Электроэнергия» и «Химреагенты». Данный расчёт средств по статье «Недополученный доход за 2014 г.» подтверждает обоснованность заявленных на разногласия требований ООО «СКС» в полном объёме.

В соответствии с бухгалтерским балансом ООО «СКС» и отчетом о финансовых результатах на 31 декабря 2014 года, в целом за 2013 год чистая прибыль в регулируемой организации сложилась на уровне 187 465 тыс. руб., за 2014 год – 46 182 тыс. руб. При этом Правительством Самарской области приказом от 22.05.2013 № 79 утверждена инвестиционная программа ООО «СКС» на 2013-2019 гг. В соответствии с отчётом по выполнению мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, факт выполнения ООО «СКС» вышеуказанных мероприятий в 2014 году составил 349 719,38 тыс. руб.

В связи с тем, что источником реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, является прибыль, следовательно, чистая прибыль, сложившаяся в регулируемой организации, не остается в регулируемой организации, а направляется ООО «СКС» на реализацию вышеуказанных мероприятий.

На основании вышеизложенных доводов, требования ООО «СКС» по статье «Недополученные доходы за 2014 г.» в части оказываемых услуг водоотведения признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по статье «Недополученный доход за 2014 г.» подлежит сумма в части оказываемых услуг водоотведения в размере 56 078,67 тыс. рублей.

По рассмотрению разногласий по статьям «Налог на имущество» и «Амортизация» установлено следующее.

ООО «СКС» сумма расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» заявлена в размере 20 986,11 тыс. руб. и 4 658,07 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 89 Методических указаний величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом 28 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Разногласия по данным статьям заключались в том, что регулируемой организацией в соответствии с утверждённой инвестиционной программой проведены мероприятия по реконструкции и модернизации арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году. В связи с тем, что неотделимыми улучшениями могут быть признаны только работы по достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению объекта, стоимость начисленной амортизации и налога на имущество ООО «СКС» увеличилась. Расчет амортизации и налога на имущество регулируемой организацией произведен на основании фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году, и планируемых затрат на реконструкцию, модернизацию, строительство и приобретение основных средств на 2016 год.

Расчёт расходов по статьям «Амортизация» и «Налог на имущество» ООО «СКС» скорректирован и признан обоснованным только в части увеличения фактических затрат, понесенных организацией на реконструкцию и модернизацию арендованных основных средств, строительство и приобретение собственных основных средств в 2015 году.

С учётом вышеизложенного требования ООО «СКС» признаны частично экономически обоснованными, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежит сумма средств по статье «Амортизация» на уровне 6 731,19 тыс. руб., по статье «Налог на имущество» - 3 275,02 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Операционные расходы» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.

При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г)сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний операционные расходы определяются по формуле (39) Методических указаний. Органом регулирования не была произведена корректировка операционных расходов ООО «СКС» с применением индекса потребительских цен, определённого в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год.

Операционные расходы рассчитаны регулируемой организацией исходя из увеличения базового уровня операционных расходов 2015 года на индекс потребительских цен сценарных условиях на 2016 год (с учетом индекса эффективности операционных расходов) и составили 717 432,82 тыс. руб.

В условиях отсутствия корректировки органом регулирования операционных расходов ООО «СКС» 2016 года, Министерством нарушены пункты 60 Основ ценообразования и 95 Методических указаний.

На основании вышеизложенного затраты по статье «Операционные расходы» скорректированы на индекс потребительских цен, определённый в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в связи с чем, требования ООО «СКС» частично признаны экономически обоснованными. Величина средств, подлежащая дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года, по статье «Операционные расходы» сложилась на уроне 4 466,05 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Работы и услуги производственного характера» установлено следующее.

ООО «СКС» были заявлены затраты на работы и услуги производственного характера на сумму 40 706,987 тыс. руб.

Ввиду представления регулируемой организацией исчерпывающего перечня документов в ФАС России в части обоснования затрат на работы по эксплуатации и техническому обслуживанию по договору с ООО «Евроботен», а также затрат на оформление разрешительной документации МП г. Самары «Городская административно-техническая инспекция по благоустройству», расходы которой не относятся к реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, требования регулируемой организации признаны обоснованными в полном объёме, дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года подлежат средства в размере 32 316,07 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» установлено следующее.

ООО «СКС» заявлена сумма средств, подлежащая учету в размере 19 462,71 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

В связи с выявлением по результатам рассмотрения разногласий недополученных доходов в части оказываемых услуг водоотведения и, как следствие подтверждение необходимости привлечения заёмных средств на покрытие недостатка средств, образованного в ООО «СКС» в результате недополучения доходов в предыдущие периоды регулирования, требования Заявителя в части учёта расходов по статье «Проценты по кредитам, связанным с необходимостью покрытия недостатка средств» при расчёте необходимой валовой выручки ООО «СКС» на расчётный период регулирования (2016 год) признаны частично экономически обоснованными и подлежащими удовлетворению (в пределах 4 процентных пунктов). Дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года по данной статье подлежат расходы в размере 6 869,63 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации» установлено следующее.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не учитывается при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации, не являющейся гарантирующей.

Разногласия по данной статье напрямую связаны с заявленным увеличением расходов по оспариваемым регулируемой организацией статьям затрат. В связи с частичным удовлетворением требований ООО «СКС» в части оказываемых услуг водоотведения предпринимательская прибыль рассчитана согласно положениям Основ ценообразования и Методических указаний, то есть предпринимательская прибыль гарантирующей организации определена в размере 5 процентов текущих расходов (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним) и расходов на амортизацию.

В связи с частичным удовлетворением заявленных регулируемой организацией на разногласия требований, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации пересчитана с учётом увеличения расходов в той части, в которой требования ООО «СКС» признаны экономически обоснованными. Средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года составляют 852, 91 тыс. руб.

По рассмотрению разногласий по расчету объёма принятых сточных вод ООО «СКС» на 2016 год установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 5 Методических указаний объем воды, отпускаемой (планируемой к отпуску) абонентам, определяется отдельно в отношении питьевой воды, технической воды, горячей воды по формулам (1), (1.1) Методических указаний.

Разногласия по данной статье заключается в том, что органом регулирования объём принятых сточных вод рассчитан без учёта положений Методических указаний.

В связи с тем, что орган регулирования не проводил полного анализа представленных ООО «СКС» в тарифной заявке на портале ЕИАС материалов, подтверждающих обоснованность снижения объёмов принятых сточных вод в части оказываемых услуг водоотведения, кроме шаблонов отчётности по форме № 11, 12, не анализировал шаблоны отчётности № 15, 17, а также формы статистической отчетности № 22-ЖКХ, свидетельствующих о расхождении величин, заполненных в формах от величин, указанных в формах статистической отчётности, подход Министерства свидетельствует о нарушении требований законодательства Российской Федерации.

Отпуск услуг водоотведения ООО «СКС» рассчитан в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний с учётом ограничения темпа изменения (снижения) потребления воды (в рамках 5 процентов) пятью процентами в год. Данный расчёт частично подтверждает обоснованность заявленного регулируемой организацией объёма принятых сточных вод на уровне 122 745,89 тыс. куб. м.

На основании вышеизложенного и по результатам рассмотрения разногласий, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, требования ООО «СКС» частично удовлетворены. Министерство признано нарушившим пункты 15, 29, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пункты 4,5, 28 Методических указаний (приказ ФАС России от 29.06.2016 №826/16 «О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Самарские коммунальные системы» и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области»).

Неправомерно неучтенные Министерством экономически обоснованные расходы регулируемой организации при установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «СКС» и подлежащие дополнительному учету в в необходимой валовой выручке ООО «СКС» 2016 года в совокупном размере составили 80 859,48 тыс. руб.

Кроме того по результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий в сферах водоснабжения и водоотведения установлено следующее.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.

Между тем, Министерством по итогам проведения коллегии по корректировке тарифов ООО «СКС» на 2016 год было принято решение об отсутствии оснований проведения корректировки тарифов ООО «СКС» на 2016 год, что является нарушением пункта 80 Основ ценообразования.

За нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.

На основании пункта 5.13 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, статьи 23.51 КоАП РФ ФАС России вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 14.6 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики, управление, государственное регулирование и контроль в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно пунктам 3.1, 3.2. Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337 Министерство возглавляет министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, который руководит деятельностью Министерства на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих полномочий.

26 июня 2012 года на должность заместителя Председателя Правительства Самарской области – министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области назначен <...>

Приказ Министерства от 22.11.2014 № 385 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ООО «Самарские коммунальные системы», являющийся предметом вышеуказанных разногласий, подписан заместителем Председателя Правительства Самарской области – министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области <...>

На основании вышеизложенного, в действиях должностного лица – <...>, являющегося заместителем председателя Правительства Самарской области – министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на момент совершения указанного деяния, выразившегося в нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов), а именно пунктов 15, 29, 41, 44, 49, 65, 77, 78, 78(1), 80, 95 Основ ценообразования и пунктов 4, 5, 28 Методических указаний, усматриваются достаточные основания, указывающие на признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Принимая во внимание, что для выяснения всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирования, юридической квалификации и оформления, необходимо провести процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в отношении <...>.

2. Провести административное расследование по месту выявления административного правонарушения – в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по адресу: 125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ <...> надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

- имеющуюся информацию о причинах и условиях по выявленным признакам нарушения;

- документы (приказ, распоряжение, служебный контракт) о назначении <...> заместителем председателя Правительства Самарской области – министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области;

- сведения об индивидуальном лицевом счете гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) – <...>

- сведения о доходах <...> за период с 01.07.2015 по 30.06.2016 гг., о наличии несовершеннолетних детей, иждивенцев.

Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность согласно статье 17.7 КоАП РФ.

Согласно статье 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, присутствовать при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, в том числе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу.

На основании части 4 статьи 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны