Решение №31/64972/21 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Приказ ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17(ред. от 21.12.2020)"Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов"(Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2017 N 48992)

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председательствующего - заместителя председателя Комиссии: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» и Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (рег. от 26.03.2021 48654/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» <...>, начальника планового отдела ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» <...>, начальника отдела правового обеспечения ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» <...>, министра области – председателя Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области <...>, заместителя председателя Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области<...>, заместителя начальника управления тарифной политики и тарифного регулирования – начальника отдела технической экспертизы и балансов Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (далее также – Заявитель, ООО «СПГЭС») с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее также - Орган регулирования, Комитет).

Заявление ООО «СПГЭС» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 декабря 2020 года № 37/10 «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков Саратовской области в границах зоны их деятельности» в отношении Заявителя установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на 2021 год.

Величина необходимой валовой выручки (с учетом оплаты потерь), установленная оспариваемым постановлением, составляет 537 242,19 тыс. руб., с учетом выпадающих доходов – 585 727,49 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 410 193,09 тыс. руб.

ООО «СПГЭС» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2021 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России

Утверждено Органом регулирования на 2021 год

Величина разногласий по статье

1.

Постоянная компонента эталонной выручки (точки поставки)

522 784,60

385 885,90

136 898,70

2.

Переменная компонента эталонной выручки

273 475,72

125 347,48

148 128,24

3.

Неподконтрольные расходы

168 164,56

20 480,14

147 684,42

4.

Недополученные (выпадающие) доходы ГП

445 768,21

48 485,30

397 282,91

Итого (по статьям):

1 410 193,09

580 198,82

829 994,27

 

Статус гарантирующего поставщика электрической энергии присвоен
ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» постановлением Комитета государственного регулирования тарифов области от 13 ноября 2006 года № 14/6.

1. Статья разногласий «Постоянная компонента эталонной выручки (точки поставки)».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в сумме 522 784,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 385 885,9 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 136 898,7 тыс. руб.

Спор по данной статье обусловлен непринятием Органом регулирования заявленного ООО «СПГЭС» количества точек поставки.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Уточненный расчет количества точек поставки ООО «СПГЭС» на 31.08.2020 для расчета сбытовых надбавок на 2021 год по группам потребителей в электронном виде с приложением подтверждающей информации на флэш-накопителе;

2. Расчет сбытовой надбавки ООО «СПГЭС» в программном комплексе «Платформа» на 2021 год.

Расчет количества точек поставки ООО «Саратовского предприятия городских электрических сетей»:

п/п

Группы (подгруппы) потребителей

Заявлено в Орган регулирования*

Заявлено в ФАС России

Утверждено Органом регулирования на 2021 год

Величина разногласий

 

 

А

В

С

Д=А-С

1

Количество точек поставки по догово-рам энергоснабжения, в т.ч.

275 876

277 271

244 437

31 439

1.1

Население, проживающее в городских населенных пунктах

242 445

253 672

228 729

13 716

1.2

Население, проживающее в сельских населенных пунктах

33

37

32

1

1.3

Исполнители коммунальных услуг

8 293

1 322

1 221

7 072

1.4

Иные потребители, приравненные к населению

993

949

862

131

1.5

Прочие потребители с максимальной мощностью не менее 10 МВт

0

0

0

0

1.6

Прочие потребители с максимальной мощностью от 670 кВт до 10 МВт

48

33

48

0

1.7

Прочие потребители с максимальной мощностью менее 670 кВт

23 580

20 855

13 491

10 089

1.8

Сетевые организации

484

403

54

430

* стр. 10 Экспертного заключения по определению необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» в целях расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика на 2021 г. (приказ от 13 мая 2020 года № 40-П дело № 2) (далее – Экспертное заключение)

В соответствии с п. 13 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (далее — Методические указания № 1554/17), при определении прогнозного количества точек поставки по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций) ГП учитывается количество точек поставки по действующим договорам по каждой группе (подгруппе) потребителей (сетевых организаций), а также прогноз по изменению количества точек поставки по каждой группе потребителей (сетевых организаций).

При определении количества точек поставки по договорам энергоснабжения (купли-продажи), заключенным ГП с потребителями (покупателями, за исключением сетевых организаций), используемого для целей применения Методических указаний № 1554/17, учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает на энергопринимающие устройства или в электрические сети потребителя (покупателя), и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей такого потребителя на энергопринимающие устройства или в электрические сети других потребителей (покупателей).

При определении количества точек поставки (прогнозного количества точек поставки) по договорам купли-продажи электрической энергии для целей компенсации потерь электрической энергии учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия поступает в электрические сети сетевой организации, и не учитываются точки поставки, в которых электрическая энергия отпускается из электрических сетей сетевой организации на энергопринимающие устройства потребителей или в электрические сети других сетевых организаций.

Количество точек поставки в случае оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определяется исходя из количества договоров энергоснабжения, заключенных ГП с такими собственниками (пользователями) помещений (количества лицевых счетов, присвоенных ГП собственнику или пользователю помещений в многоквартирном доме).

Для целей Методических указаний № 1554/17 количество точек поставки определяется ГП на последнюю дату отчетного периода базового периода регулирования.

В соответствии с Экспертным заключением данные ООО «СПГЭС», поданные в составе заявки на 2021 год, не соответствуют данным, размещенным на сайте в целом и в разрезе потребителей.

Согласно информации, размещённой на официальном сайте ООО «СПГЭС», количество фактических точек учета по обслуживаемым договорам на год, предшествующий базовому периоду, составило 262 958 шт.

При этом, количество фактических точек учета по обслуживаемым договорам на расчетный период в составе заявки составило 277 271 шт.

Органом регулирования для определения количества точек поставки использована следующая информация: размещенная ООО «СПГЭС» на официальном сайте и информация, представленная ООО «СПГЭС» в формате таблиц (стр. 12 Экспертного заключения). Комитет отмечает, что:

  1. В многоквартирных домах (МКД), где поставка электроэнергии осуществляется предприятием, дополнительно к жилым помещениям включены непосредственно МКД как отдельные точки поставки в нарушение п. 13 Методических указаний № 1554/17;

  2. В МКД учтены ТП по количеству приборов учета в рамках 1 договора в нарушение п. 13 Методических указаний № 1554/17;

  3. По категории потребители, приравненные к населению, за исключением ИКУ, учтены по одному договору 2 и более ТП;

  4. По прочим юридическим лицам также в нарушение п. 13 Методических указаний № 1554/17 учтены по одному договору 2 и более ТП;

  5. По сетевым компаниям учтены несколько ТП по одному договору и включены организации, не имеющие статуса ТСО.

Экспертной группой Комитета проведен анализ по каждой категории потребителей (стр. 13-28 Экспертного заключения), представленных в электронном виде обслуживаемых договоров, решений собраний собственников МКД о переходе на оплату по прямым договорам, документы, подтверждающие фактическую оплату электроэнергии по лицевым счетам собственниками (пользователями) помещений в МКД или по счетам-фактурам управляющими организациями, являющимися ИКУ, документов, подтверждающих фактическую оплату электроэнергии по лицевым счетам прочими потребителями за 2019 год с учетом динамики изменения потребителей (точек поставки) за 2020 год.

ФАС России отмечает не соответствие заявленного в ФАС России на разногласия количества точек поставки, в том числе по группам потребителей, количеству ТП, поданному в Комитет в составе тарифной заявки на утверждение сбытовых надбавок на 2021 год.

В Экспертном заключении органом регулирования отмечено, что в материалах тарифного дела отсутствует обоснование и документальное подтверждение увеличения количества абонентов.

Кроме того, выявлено задвоение адресов, указаны дома, не имеющие адреса, указаны дома, как 1 ТП и одновременно по количеству комнат, дома отсутствуют на карте г. Саратова, указаны дома с отдельными ТП, в то время как объекты сняты с кадастрового учета; по группе «Сельское население» включена точка, относящаяся к городскому населению; количество ТП по ИКУ не соответствует официальным данным о количестве МКД в г. Саратове, выявлены факты включения по 2 и более ТП в рамках 1 МКД при отсутствии технического подтверждения о количестве вводов, выявлены факты включения одновременно ТП по жилым помещениям и ТП как ИКУ, выявлены потребители (организации), фактически ликвидированные и исключенные из ЕГРЮЛ и т.п.

На основании вышеизложенного, требования ООО «СПГЭС» по статье «Постоянная компонента эталонной выручки» не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Переменная компонента эталонной выручки».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье разногласий в сумме 273 475,72 тыс. руб.

При этом, в составе тарифной заявки расходы по статье «Переменная компонента эталонной выручки» были заявлены в размере 260 271,45 тыс. руб.

Расшифровка заявленных ООО «СПГЭС» расходов:

п/п

Наименование групп потребителей

Резерв по сомнительным долгам

Расходы на уплату процентов по заемным средствам

Расчетная предпринима-тельская прибыль

Всего

1

Население

43 397,93

22 881,34

24 364,20

90 643,47

2

Сетевые организации

11 310,52

5 698,55

9 198,27

26 207,33

3

Прочие потребители

83 960,13

35 256,81

37 407,98

156 624,92

 

Всего

138 668,58

63 836,69

70 970,45

273 475,72

Органом регулирования расходы учтены в сумме 125 347,48 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 148 128,24 тыс. руб.

2.1 Подстатья разногласий «Расходы на уплату процентов по заемным средствам».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на уплату процентов по заемным средствам в сумме 63 836,69 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в размере 38 143,44 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Расчет сбытовой надбавки ООО «СПГЭС» в программном комплексе «Платформа» на 2021 год;

2. Генеральные соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии с дифференцированными процентными ставками 2019-2020 гг. по банку ВТБ;

3. Генеральные соглашения об открытии возобновляемой рамочной кредитной линии с дифференцированными процентными ставками 2019-2020 гг. по банку Сбербанк;

4. Фактические расходы ООО «СПГЭС» по обслуживанию кредитного портфеля с разбивкой по договорам и месяцам за 1 квартал 2020 года;

5. Фактические расходы ООО «СПГЭС» по обслуживанию кредитного портфеля с разбивкой по договорам и месяцам за 9 месяцев 2020 года;

6. Фактические данные за 2019 год по группам потребителей;

7. Форма № 46-ЭЭ (полезный отпуск) Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей за 8 месяцев 2020 года помесячно;

8. Фактические расходы ООО «СПГЭС» по обслуживанию кредитного портфеля с разбивкой по договорам и месяцам за 2019 год;

9. Оборотно-сальдовые ведомости по счету 66.02 за 9 месяцев 2020 года;

10. Фактические расходы ООО «СПГЭС» по обслуживанию кредитного портфеля с разбивкой по договорам и месяцам за 2020 год.

В соответствии с п. 65 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Расходы на оплату процентов по заемным средствам определяются согласно п. 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17.

ФАС России отмечает не соответствие заявленной в ФАС России на разногласия величины расходов на уплату процентов по заемным средствам (63 836,69 тыс. руб. с учетом фактического объема реализации электроэнергии за 2020 год), величине, поданной в Комитет в составе тарифной заявки на утверждение сбытовых надбавок на 2021 год (60 456,52 тыс. руб.).

При этом, формулы Методических указаний № 1554/17 предусматривают учет планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии.

В соответствии с Экспертным заключением и отзывом органа регулирования сумма расходов на оплату процентов рассчитана Комитетом в соответствии с формулами 9, 62 и 74 Методических указаний № 1554/17 и составила 60 456,52 тыс. руб., что соответствует тарифной заявке регулируемой организации.

Расчет произведен на основании средневзвешенной ключевой ставки ЦБ, увеличенной на 4%, и планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии. Планируемая валовая выручка ГП от продажи электрической энергии рассчитана экспертной группой исходя из прогнозного объема реализации электрической энергии на текущий год, на основании отчетности ООО «СПГЭС» по 46 формам, загруженным в ЕИАС за январь-октябрь текущего года и средних цен на электрическую энергию на текущий год:

- цена на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям принята на основании постановлений Комитета об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области от 16.12.2019 № 43/1 на 2020 год;

- цена на электрическую энергию для прочих категорий потребителей и сетевых организаций принята как средневзвешенная цена на электрическую энергию по данной категории потребителей за январь – октябрь текущего года (на основании отчетности ООО «СПГЭС» по 46 формам, загруженным в ЕИАС).

При этом, рассчитанная Комитетом величина в размере 60 456,52 тыс. руб. была снижена с учетом согласия ООО «СПГЭС», содержащегося в письме от 18.11.2020 № 19002/1, до 38 143,44 тыс. руб., которое не было отозвано регулируемой организаций.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье разногласий «Расходы на уплату процентов по заемным средствам» не подлежат удовлетворению.

2.2 Подстатья разногласий «Резерв по сомнительным долгам».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов в сумме 138 668,58 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 56 537,79 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что сумма расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, заявленная ООО «СПГЭС» в составе тарифной заявки, равна 114 310,46 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Расчет сбытовой надбавки ООО «СПГЭС» в программном комплексе «Платформа» на 2021 год;

2. Дебиторская задолженность, невозможная к взысканию в 2019 году (приказ ООО «СПГЭС» от 26.03.2019 № 36-2 «О результатах проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 31.03.2019», приказ ООО «СПГЭС» от 27.03.2019 № 102-5 «О результатах проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 30.09.2019», приказ ООО «СПГЭС» от 31.12.2019 № 143-5 «О результатах проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2019»);

3. Дебиторская задолженность, невозможная к взысканию в 1 квартале 2020 года (приказ ООО «СПГЭС» от 26 марта 2020 г. № 34-3 «О результатах проведенной инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 31.03.2020») с приложением подтверждающих документов (договоры, акты, ЕГРЮЛ юридических лиц);

4. Свободный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии в рамках единой энергетической системы России по ООО «СПГЭС» на 2021 год и объемы потребления электрической энергии (мощности) населением в 2021 году, утверждённые приказом Федеральной антимонопольной службы России от 26.11.2020 № 1164/20-ДСП.

Согласно п. 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются как минимальное значение из двух величин:

- величина расхода на формирование резерва по сомнительным долгам, заявленной гарантирующим поставщиком;

- расчетная величина расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, определяемая как произведение переменного компонента эталона затрат (1,5%) и величины планируемой выручки гарантирующего поставщика.

В соответствии с Экспертным заключением расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определены Органом регулирования по формулам 10, 63 и 75 Методических указаний № 1554/17 и составили 114 310,46 тыс. руб., что соответствует тарифной заявке регулируемой организации.

Планируемая валовая выручка ГП от продажи электрической энергии рассчитана Органом регулирования исходя из утвержденного Сводного прогнозного баланса электрической энергии и прогнозных цен на электрическую энергию на 2021 год. Прогнозные цены на электрическую энергию на регулируемый год определены следующим образом:

- цена на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям принята на основании постановлений Комитета об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области на 2021 год;

- цена на электрическую энергию для прочих категорий потребителей и сетевых организаций принята как средневзвешенная цена на электрическую энергию по данной категории потребителей за январь – октябрь текущего года (на основании отчетности ООО «СПГЭС» по 46 формам, загруженным в ЕИАС), увеличенная на ИПЦ на основании Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, опубликованного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Заявитель в своем заявлении указывает, что расходы в орган регулирования были заявлены в размере 121 393,08 тыс. руб., при этом ссылки на письмо, которым была заявленная данная сумма отсутствуют.

Рассчитанная Комитетом величина в размере 114 310,46 тыс. руб. была снижена с учетом согласия ООО «СПГЭС», содержащегося в письме от 18.11.2020 № 19002/1, до 56 537,79 тыс. руб., которое не было отозвано регулируемой организаций.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье разногласий «Резерв по сомнительным долгам» не подлежат удовлетворению.

2.3 Подстатья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов в сумме 70 970,45 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 30 666,25 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Департамента и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Расчет сбытовой надбавки ООО «СПГЭС» в программном комплексе «Платформа» на 2021 год.

Согласно п. 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17, расчетная предпринимательская прибыль определяется как минимальное значение из двух величин:

- величина расчетной предпринимательской прибыли, заявленной гарантирующим поставщиком;

- расчетная предельная величина прибыли, определяемая в размере 1,5 % от валовой выручки гарантирующего поставщика по регулируемому виду деятельности, без учета стоимости услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В соответствии с Экспертным заключением расчетная предпринимательская прибыль определена Органом регулирования в соответствии с п. 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17 и составила 61 655,01 тыс. руб. при заявленной величине ООО «СПГЭС» в размере 73 178,33 тыс. руб.

Валовая выручка на период регулирования была определена как сумма постоянной компоненты эталонной выручки на период регулирования, расходов на формирование резерва по сомнительным долгам на период регулирования, расходов на уплату процентов по заемным средствам на период регулирования, неподконтрольных расходов на период регулирования, недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду и расходов на покупку электрической энергии на оптовом рынке на период регулирования.

Расходы на покупку электрической энергии на оптовом рынке на период регулирования рассчитаны исходя из Сводного прогнозного баланса электрической энергии на регулируемый год, и прогнозных цен на электрическую энергию на регулируемый год.

Прогнозные цены на электрическую энергию на регулируемый год определены следующим образом:

- цена на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям принята на основании постановлений Комитета об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Саратовской области на 2021 год;

- цена покупки электрической энергии для прочих категорий потребителей и сетевых организаций принята на основании прогноза свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность), опубликованного на официальном сайте Ассоциации «НП Совет рынка») на период регулирования.

Величина расчетной предпринимательской прибыли, рассчитанная Органом регулирования, в размере 61 655,01 тыс. руб. была снижена с учетом согласия
ООО «СПГЭС», содержащегося в письме от 18.11.2020 № 19002/1, до 30 666,25 тыс. руб., которое не было отозвано регулируемой организаций.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль» не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Неподконтрольные расходы».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов в сумме 168 164,56 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 20 480,14 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 147 684,42 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Свод по ООО «СПГЭС» по начисленным и оплаченным налогам за 2019 год;

2. Свод по ООО «СПГЭС» по начисленным и оплаченным налогам за 9 месяцев 2019 года;

3. Декларация по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на прибыль, о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год;

4. Декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2020 года;

5. Свод по ООО «СПГЭС» по амортизационным начислениям по видам деятельности, расшифровка амортизационных отчислений за 2019 год;

6. Движение основных средств по ООО «СПГЭС» за 2019 год;

7. Движение основных средств по ООО «СПГЭС» за 9 месяцев 2020 года;

8. Оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01.01, 02.01, 68.04, 68.08, 68.15, 68.16 за 9 месяцев 2020 года;

9. Приказ Министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 30.10.2017 № 293 «Об инвестиционной программе ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» на 2018-2022 годы»;

10. Приказ Министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 29.10.2020 № 245 «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу ООО «СПГЭС» на период 2018-2022 год», пояснительная записка на проект инвестиционной программы ООО «СПГЭС» на 2018-2022 гг., заявление от 14.10.2020 № 16876, протокол заседания и приложения 1-12;

11. Фактические данные по инвестиционной программе ООО «СПГЭС» за 2019 год;

12. Фактические данные по инвестиционной программе ООО «СПГЭС» за 9 месяцев 2020 года;

13. Расчет амортизационных отчислений ООО «СПГЭС» на 2020 год и 2021 год с учетом ввода ОС по утвержденной инвестиционной программе;

14. Письмо Министру области – председателю комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области Л.Н. Новиковой от 08.12.2020
№ 20118 с направлением информации по приборам учета для учета затрат на них в неподконтрольных расходах, реестр поадресного перечня приборов учета;

15. Фактические данные по инвестиционной программе ООО «СПГЭС» за 4 кв. 2020 года нарастающим итогом (в Орган регулирования направлено 15.02.2021 г.);

16. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (в Орган регулирования не предоставлялась);

17. Сводная ведомость по начисленной амортизации по регулируемой деятельности за 2020 год (в Орган регулирования не предоставлялась);

18. Движение основных средств по ООО «СПГЭС» за 2020 год. Инвентарные карточки по основным средствам за 2020 год (в Орган регулирования не предоставлялось);

19. Свод по ООО «СПГЭС» по начисленным и оплаченными налогам за 2020 год (в Орган регулирования не предоставлялась).

Исходя из заявления о разногласиях ООО «СПГЭС», а также возражений на отзыв Комитета, направленных письмом от 28.06.2021 № 11671 (рег. от 08.07.2021 № 113860/21), разногласия по неподконтрольным расходам возникли по подстатьям: «Расходы на амортизацию имущества» и «Капитальные вложения».

3.1 Подстатья разногласий «Расходы на амортизацию имущества».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов в сумме 6 066,66 тыс. руб. (с учетом подстатьи «Капитальные вложения» не соответствует стр. 18 заявления о разногласиях).

Органом регулирования расходы учтены в сумме 4 527,81 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 538,85 тыс. руб. (с учетом подстатьи «Капитальные вложения» не соответствует стр. 18 заявления о разногласиях).

В соответствии с п. 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с п. 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Пунктом 27 Методических указаний № 1554/17 определено, что расходы на амортизацию имущества, используемого при осуществлении деятельности ГП, учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов исходя из первоначальной стоимости имущества и максимального срока его полезного использования, планируемого ввода и выбытия основных средств и нематериальных активов.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов являются источником финансирования мероприятий утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программы ГП.

В соответствии с Экспертным заключением Комитетом расходы по статье «Амортизационные отчисления на 2021 год» учтены на основании представленных инвентарных карточек объектов основных средств с учетом требований пункта 27 Методических указаний № 1554/17.

На основании вышеизложенного, требования ООО «СПГЭС» по подстатье «Расходы на амортизацию имущества» удовлетворению не подлежат.

3.2 Подстатья разногласий «Капитальные вложения».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов в сумме 168 164,56 тыс. руб. (с учетом разногласий по подстатье «Расходы на амортизацию имущества» не соответствует стр. 18 заявления о разногласиях).

Органом регулирования расходы учтены в сумме 261,76 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 167 902,8 тыс. руб. (с учетом разногласий по подстатье «Расходы на амортизацию имущества» не соответствует стр. 18 заявления о разногласиях).

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1554/17 неподконтрольные расходы ГП, включающие в том числе капитальные вложения из прибыли в соответствии с утвержденной в порядке, установленном Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики», инвестиционной программой ГП, расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г.
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей гарантирующего поставщика по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не относящиеся к капитальным вложениям.

Инвестиционные проекты, включаемые в инвестиционную программу гарантирующего поставщика, должны соответствовать требованиям эффективности, предусмотренным Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» (далее — Правила № 977).

Инвестиционная программа ООО «СПГЭС» на 2018-2022 гг. утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 31.10.2017 № 293, скорректирована приказами Министерства промышленности и энергетики Саратовской области от 30.10.2019 № 313, от 29.10.2020 № 245 «Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу ООО «СПГЭС» на период 2018-2022 годы».

Согласно указанной корректировке инвестиционной программы, сумма капитальных вложений из прибыли на 2021 год ООО «СПГЭС» составляет 357,98 млн. руб.

При этом, с учетом требований приказа ФАС России от 10.11.2020 № 1114/20 «О внесении изменений в приказы Федеральной антимонопольной службы по вопросу расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков», объем необходимой валовой выручки по каждой группе потребителей, за исключением сетевых потребителей ограничен. В связи с чем, ООО «СПГЭС скорректировало затраты на капитальные вложения из прибыли в сторону снижения, заявив на разногласия по данной статье расходов 168 164,56 тыс. руб.

Органом регулирования сумма капитальных затрат принята в размере 261,76 тыс. руб. по мероприятиям инвестиционной программы, направленным на внедрение и развитие интеллектуальной системы учета электрической энергии.

ФАС России отмечает, что согласно пп. «а» пункта 46 Правил № 977 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) - в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций, за исключением организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций

Пунктом 49 Правил № 977 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) вместе с заключением по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценку:

ценовых (тарифных) последствий выполнения указанной инвестиционной программы на период ее реализации;

соответствия указанного проекта инвестиционной программы значениям целевых показателей надежности и качества услуг, установленным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционной программы.

Комитетом в адрес Министерства промышленности и энергетики Саратовской области письмом от 21.10.2020 № 01-12-1236/кгрт направлено заключение к проекту корректировки инвестиционной программы ООО «СПГЭС», для включения в регулируемые государством цен (тарифы) в сфере электроэнергетики на 2020-2021 гг., в соответствии с которым предварительный процент роста НВВ за счет инвестиционной составляющей на 2021 год к 2020 году составит 171,53 %.

Таким образом, Органом регулирования дана отрицательная оценка проекту корректировки инвестиционной программы ООО «СПГЭС».

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по подстатье «Капитальные вложения» удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Недополученные (выпадающие) доходы ГП».

ООО «СПГЭС» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов в сумме 445 768,21 тыс. руб.

Органом регулирования расходы учтены в сумме 48 485,30 тыс. руб.

Величина разногласий составила 397 282,91 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Комитета и ФАС России направлен расчет сбытовой надбавки ООО «СПГЭС» в программном комплексе «Платформа» на 2021 год и ответ на запрос Комитета по расчету выпадающих доходов согласно форме КГРТ.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 11 Методических указаний № 1554/17 при определении необходимой валовой выручки ГП для расчета сбытовых надбавок учитываются:

г) выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные:

разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП, и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП, в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП;

процедурой принятия ГП на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в случаях, установленных пунктом 15 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. 442;

установлением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

д) недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.

Величина недополученных («+») или излишне полученных («-») доходов от осуществления деятельности в качестве ГП определяется в соответствии с пунктами 28, 46, 55 Методических указаний № 1554/17.

Пунктом 56 Методических указаний № 1554/17 также предусмотрен расчет выпадающих доходов ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Экспертное заключение Комитета не содержит перечень документов, на основании которых принималось решение. Кроме того, отсутствует расчет выпадающих доходов ГП, связанные с установлением регулируемых тарифов на электрическую энергию для населения, учитываемые при установлении сбытовых надбавок ГП для сетевых организаций на расчетный период регулирования в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 1554/17.

На основании вышеизложенного, требования ООО «СПГЭС» по статье «Недополученные (выпадающие) доходы ГП» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» и
Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области нарушившим пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО «СПГЭС», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области (рег. от 26.03.2021 № 48654/21).

3. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести анализ и расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статье «Недополученные (выпадающие) доходы ГП».

4. При необходимости органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2021 пересмотреть сбытовые надбавки гарантирующего поставщика
ООО «СПГЭС», установленные на 2021 год, на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Органу исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Саратовской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для
ООО «СПГЭС» сбытовых надбавок, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать ПАО «СПГЭС» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

Связанные организации

Саратовское УФАС России
ИНН 6450014580, ОГРН 1026402675045
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области
ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910
ООО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (ООО "СПГЭС")
ИНН 6454074036, ОГРН 1056405417518