Решения по тарифам №СП/59332/20 Решение по АО "СЭГЗ" от 14 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «9» июля 2020 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), XXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

рассмотрев разногласия по заявлению Акционерного общества «Сарапульский электрогенераторный завод», (далее - регулируемая организация, Заявитель, АО «СЭГЗ») (исх. от 03.03.2020 № 89/10, вх. от 11.03.2020 рег. № 44246/20), возникшие с Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Министерство, орган регулирования) по приказу Министерства от 10.12.2019 № 26/38 «О тарифах на транспортировку воды, осуществляющую Акционерным обществом «Сарапульский электрогенераторный завод» в части установления тарифа на транспортировку воды на 2020 год, XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявление АО «СЭГЗ» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для разногласий между АО «СЭГЗ» и органом регулирования является приказ Министерства от 10.12.2019 № 26/38 «О тарифах на транспортировку воды, осуществляющую Акционерным обществом «Сарапульский электрогенераторный завод». Тариф для АО «СЭГЗ» на транспортировку воды установлен органом регулирования методом сравнения аналогов.  

Необходимая валовая выручка, утвержденная органом регулирования при формировании тарифа на транспортировку воды для АО «СЭГЗ» на 2019 год, составила 6 321,71 тыс. руб., объем реализуемой воды принят на уровне 955,60 тыс. куб. м. Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 12.12.2017 № 23/73 установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов для АО «СЭГЗ» на долгосрочный период регулирования 2018 - 2022 годы с использованием метода индексации (далее – Приказ Министерства № 23/73).

В соответствии с приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 04.12.2018 № 19/97 тарифы на транспортировку воды в отношении АО «СЭГЗ» с 01.01.2019 по 30.06.2019 установлены в размере 6,55 руб./куб. м (без НДС), с 01.07.19 по 31.12.2019 – 6,68 руб. /куб. м (без НДС) (далее – Приказ Министерства № 19/73).

Утвержденная органом регулирования необходимая валовая выручка (далее - НВВ) для АО «СЭГЗ» на 2020 год в части оказываемых услуг по транспортировке воды на 2020 год составила 22,18 тыс. руб., объем реализуемых услуг - 670,0 тыс. куб. м. Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 10.12.2019 № 26/38 утвержден тариф на транспортировку воды на 2020 год в размере 0,03 руб./ куб.м (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки, заявленный АО «СЭГЗ» в орган регулирования в период тарифной кампании на оказываемую услугу по транспортированию воды на 2020 год, составил 6 882,04 тыс. руб., объем реализации услуг - 670 тыс. куб. м. Планируемый регулируемой организацией тариф заявлен с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 6,68 руб./ куб.м (без НДС), с 01.07.20 по 31.12.2020 –13,86 руб. /куб. м (без НДС).

Заявленные АО «СЭГЗ» требования в ФАС России на разногласия (на урегулирование досудебного спора) заключаются в следующем:

1. Признать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики нарушившим пункты 30, 31, 53 Основ ценообразования № 406.

2. Отменить приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики от 10.12.2019 № 26/38 «О тарифах на транспортировку воды, осуществляющую АО «Сарапульский электрогенераторный завод».

3. Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики осуществить корректировку тарифа на транспортировку воды на 2020 год для АО «СЭГЗ» с применением метода индексации.

Размер НВВ по транспортированию воды на 2020 год в заявлении о разногласиях (о досудебном урегулировании тарифного спора) АО «СЭГЗ» не указан. Исходя из представленных органом регулирования материалов, сумма заявленной и скорректированной АО «СЭГЗ» НВВ на 2020 год составила 6 882,04 тыс. руб.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения  (далее – Основы ценообразования № 406, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Заявленный АО «СЭГЗ» в орган регулирования экономически обоснованный тариф на 2020 год в среднем составил 10,27 руб./куб. м, от принятого Министерством в размере 0,03 руб./куб. м.

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении АО «СЭГЗ» указывает на нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные Министерством при установлении тарифов на транспортировку воды для АО «СЭГЗ» на 2020 год, мотивируя позицию следующим.

Регулируемые организации, осуществляющие деятельность по транспортированию холодной воды посредством эксплуатации насосных станций в отсутствие водопроводных сетей, не могут соответствовать критерию применения метода сравнения аналогов, предусмотренных пунктом 53 Основ ценообразования № 406.

В этой связи АО «СЭГЗ» считает, что для таких регулируемых организаций с подобным технологическим несопоставимым циклом (процессом) с гарантирующей организацией, орган регулирования должен осуществлять корректировку тарифов на транспортировку воды, установленных ранее приказом Министерства от 12.12.2017 № 23/73, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» и приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Методические указания № 1746-э), с использованием методов регулирования тарифов, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 30 Основ ценообразования № 406, а также с учетом положений пункта 31 Основ ценообразования № 406.

Регулируемая организация обращает особое внимание на то, что утверждённый органом регулирования тариф на транспортировку воды в размере 0,03 руб. / куб. м. не покроет затраты АО «СЭГЗ», которые несет предприятие по данному виду деятельности. При этом примененный метод расчета тарифов с использованием в качестве аналога МУП г. Сарапул «Сарапульский водоканал» (далее – гарантирующая организация) считает недопустимым, поскольку величина тарифа напрямую зависит от протяженности трубопроводов. При этом протяженность трубопровода гарантирующей организации МУП г. Сарапул «Сарапульский водоканал» с протяженностью сетей АО «СЭГЗ» несопоставима, так как у АО «СЭГЗ» по факту отсутствую магистральные наружные сети водопровода, задействованные на третьем подъёме и транспортировке воды.

В обоснование заявленных требований АО «СЭГЗ» приводит аналитические сведения по фактическим затратам, сложившимся в регулируемой организации за 12 месяцев 2019 года, которые составили 14 855,6 тыс. руб.

Следовательно, регулируемая организация указывает на то, что при расчете тарифа на транспортировку воды методом сравнения аналогов согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для предприятий с аналогичным технологическим циклом, не имеющих в собственности наружных сетей водоснабжения, величина тарифа будет автоматически стремиться к нулю. Учитывая размер расходов на содержание насосной станции, тариф в размере 0,03 руб./куб.м повлечет для АО «СЭГЗ» убыток по регулируемому виду деятельности и приведет к нарушению экономических интересов Общества, что прямо негативно отразится на его финансовом результате.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным разногласиям Комиссия ФАС отмечает следующее.

На территории Муниципального образования город Сарапул АО «СЭГЗ» является транзитной организацией (промежуточным звеном), оказывающей услуги по транспортировке (подъему) воды потребителям МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал», подключенным к сетям гарантирующей организации в сфере оказания услуг водоснабжения.

В соответствии с постановлением Администрации города Сарапул от 01.02.2013 № 236 МУП г. Сарапула «Сарапульский водоканал» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Сарапул».

АО «СЭГЗ» имеет в собственности насосную станцию третьего подъема ВНС «Южная», которая обеспечивает поддержание и повышение давления в сети водоснабжения с 30-40 м. до 85-90 м. в микрорайоне «Южный» г. Сарапул. При этом наружных трубопроводов, используемых для транспортировки воды, в собственности АО «СЭГЗ» не имеется.

При подаче АО «СЭГЗ» в орган регулирования тарифной заявки на 2020 год в качестве метода регулирования указывался метод индексации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2019 № 855 (далее - постановление № 855) внесен ряд изменений в Основы ценообразования № 406.

Согласно пункту 53 Основ ценообразования № 406 в новой редакции метод сравнения аналогов применяется при установлении тарифов на транспортировку воды в отношении регулируемой организации, осуществляющей указанный вид регулируемой деятельности в зоне деятельности гарантирующей организации, если протяженность сетей водоснабжения, эксплуатируемых этой регулируемой организацией, не превышает 10 километров в централизованной системе водоснабжения.

В соответствии с пунктом 54 Основ ценообразования № 406 орган регулирования тарифов определяет в соответствии с Методическими указаниями величину необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации.

Размер удельных текущих расходов регулируемой организации, осуществляющей транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями в размере удельных текущих расходов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод гарантирующей организации, в зоне деятельности которой осуществляется такая транспортировка.

При непредставлении гарантирующей организацией в орган регулирования расчета размера удельных текущих расходов на транспортировку холодной воды и (или) транспортировку сточных вод в составе предложения об установлении тарифов в соответствии с подпунктом «р» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», расчет размера указанных расходов гарантирующей организации осуществляется органом регулирования с использованием данных и источников их получения, указанных в пунктах 22 и 23 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 34 Методических указаний № 1746-э метод сравнения аналогов применяется в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по транспортировке воды, сточных вод.

В соответствии с пунктом 35 Методических указаний № 1746-э при установлении тарифов с применением метода сравнения аналогов величина необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной период регулирования определяется исходя из экономически обоснованных затрат гарантирующей организации в централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения и протяженности сети регулируемой организации и рассчитывается по формулам (2) и (2.1).

В соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 1746-э нормативный уровень расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов в расчете на протяженность сети определяется органом регулирования тарифов исходя из среднего уровня расходов на амортизацию в структуре необходимой валовой выручки регулируемых организаций, в размере, не превышающем 15 процентов удельной необходимой валовой выручки в расчете на километр водопроводной (канализационной) сети.

Исходя из положений, определённых пунктом 37 Методических указаний 1746-э, следует, что удельная необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается ежегодно исходя из текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды, сточных вод, определенных в соответствии с главой VI.I Методических указаний № 1746-э.

При этом в составе таких расходов не учитываются: сбытовые расходы гарантирующей организации; доходы и расходы гарантирующей организации, возникшие в связи с применением штрафных санкций, выплатой компенсаций и корректировкой тарифов в связи с исполнением (неисполнением) установленных целевых показателей деятельности гарантирующей организации; расходы, предусмотренные подпунктами 3 - 7 пункта 49 Методических указаний № 1746-э, за исключением арендной платы за землю.

Согласно пункту 38 Методических указаний № 1746-э протяженность водопроводной (канализационной) сети регулируемой организации определяется в сопоставимых величинах, расходы на прокладку которой эквивалентны средним расходам на прокладку сети диаметром 500 мм по формулам (3) и (3.1).

Поскольку протяженность сетей водоснабжения АО «СЭГЗ» составляет менее 10 километров (0,08 км), а применяемые ранее критерии сопоставимости условий отменены, применение иных критериев и соответственно иных методов регулирования в отношении данной организации органом регулирования не представлялось возможным.

В целях формирования расчетов с применением метода сравнения аналогов Министерством письмом от 21.10.2019 № 06-01/07/11219 в адрес МУП г. Сарапул «Сарапульский водоканал» и письмом от 31.07.2019 № 06-01/07/8066 в адрес АО «СЭГЗ» направлен запрос о необходимости предоставления соответствующих расчетов и материалов тарифного дела в целях определения экономически обоснованного расчёта и применения данного метода регулирования тарифов согласно требованиям законодательства Российской Федерации.

Письмом от 31.07.2019 № 01-15/6013-ПЭО, направленным в ответ на запрос Министерства, МУП г. Сарапул «Сарапульский водоканал» предоставлены данные о фактических текущих расходов, сформированных за 2018 год и 9 месяцев 2019 года, необходимых для использования при расчете тарифов с применением метода сравнения аналогов. Размер текущих расходов гарантирующей организации по транспортированию воды за 2018 год составил 53 836 тыс. руб., в том числе операционные расходы - 43 179,0 тыс. руб., расходы на электрическую энергию – 3 547,0 тыс. руб., неподконтрольные расходы – 7 110 тыс. руб.

Расходы по транспортированию учтены органом регулирования в сопоставимых ценах с учётом индекса Прогноза социально-экономического развития на 2019 - 2020 годы, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, в размерах 104,7 % на 2019 год и 103,0 % на 2020 год (далее - ИПЦ). Таким образом, расходы гарантирующей организации по транспортированию воды на 2020 год органом регулирования приняты в размере 58 057,3 тыс. руб.

АО «СЭГЗ» письмом от 08.08.2019 года № 68-21/176 в адрес Министерства предоставлена информация о протяженности водопроводных сетей, объемах транспортируемой воды за 2016 – 2019 гг. и плановом объеме реализации услуг на 2020 год.

Кроме того необходимо отметить, что постановлением № 855 также внесены изменения, согласно которым требования пункта 15 Основ ценообразования № 406 об учете экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов или недополученных доходов прошлых периодов регулирования в последующие периоды регулирования не применяются при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод с применением метода сравнения аналогов.

Таким образом, Министерство не обладало полномочиями как в отношении выбора иного метода регулирования, так и в отношении включения в состав необходимой валовой выручки дополнительных затрат.

Материалы по расчету тарифов на 2020 год АО «СЭГЗ» представлены в орган регулирования в срок, установленный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения № 406.

Плановые объемы реализации услуг приняты органом регулирования на заявленном на 2020 год уровне АО «СЭГЗ».

Согласно выписке из протокола заседания Комиссии по тарифному регулированию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 10.12.2019 № 26 АО «СЭГЗ» выражено несогласие с предложенным органом регулирования решением, так как трубопровод протяженностью 80 м, принятой в качестве основного параметра при расчете тарифа, расположен в помещении насосной станции АО «СЭГЗ», которая обеспечивает повышение давления на сети холодного водоснабжения для удовлетворения потребностей в воде п. Южный города Сарапул. Повышение давления на трубопроводе обеспечивается насосной станцией, при функционировании которой АО «СЭГЗ» несет соответствующие затраты. Таким образом, по мнению регулируемой организации, примененный метод расчета тарифа с использованием в качестве аналога МУП г. Сарапул «Сарапульский водоканал» недопустим, поскольку величина тарифа напрямую зависит от протяженности трубопроводов. Протяженность водопроводных сетей гарантирующей организации на 2019 год составляет 184,274 км, протяженность сетей АО «СЭГЗ» - 0,08 км.

Расходы насосной станции второго подъема в составе НВВ гарантирующей организации, принятой в качестве эталонного расчёта, учтены органом регулирования, но их распределение на столь значительную протяженность наружных сетей водоснабжения 184,274 км снижает нагрузку удельных текущих расходов по насосным станциям второго подъема гарантирующей организации.

Определение термина водопроводная сеть указано в Федеральном законе № 416-ФЗ. Так согласно пункту 5 статьи 2 Федеральный закон № 416-ФЗ указано, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Федерального закона 416-ФЗ централизованная система холодного водоснабжения это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Исходя из вышеизложенного следует, что насосная станция, находящаяся в собственности АО «СЭГЗ», является неотъемлемой частью технологического процесса по транспортировке воды, а трубопровод АО «СЭГЗ» протяжённостью 80 м, расположенный в помещении насосной станции, является водопроводной сетью.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «СЭГЗ» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (исх. от 03.03.2020 № 89/10, вх. от 11.03.2020 рег. № 44246/20), Комиссия ФАС России от 09.07.2020 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований по заявлению АО «СЭГЗ» по вопросу установления тарифа на транспортировку воды на 2020 год (исх. от 03.03.2020 № 89/10, вх. от 11.03.2020 рег. № 44246/20).

 

Связанные организации

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (Министерство энергетики и ЖКХ УР)
ИНН 1831169801, ОГРН 1141831005580
АО "Сарапульский электрогенераторный завод" (АО "СЭГЗ")
ИНН 1827001683, ОГРН 1021800992190