Уведомление №СП/72121/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» (далее – Заявитель, Общество, Ивэнерго) и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника Департамента тарифообразования ПАО «Россети Центр» <...>, главного специалиста отдела методологии Департамента тарифообразования ПАО «Россети Центр» <...>, начальника отдела претензионно-исковой работы Управления правового обеспечения филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» <...>, начальника Управления экономики и тарифообразования филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» <...>, заместителя директора по инвестиционной деятельности филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, начальника Департамента энергетики и тарифов Ивановской области <...>, начальника управления регулирования электроэнергетики Департамента энергетики и тарифов Ивановской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 28.03.2022 № 55655/22) о споре (разногласиях) между ПАО «Россети Центр и Приволжье» и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлениями Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 30.12.2021 № 61-э/1 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Ивановской области» и от 29.12.2021
№ 60-э/1 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» на 2022-2026 гг., в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования» в отношении Заявителя установлена величина необходимой валовой выручки и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Тарифное регулирование в отношении Общества осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2022 год – первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета расходов на оплату потерь электроэнергии), установленная оспариваемыми постановлениями, составляет 3 920 522,22 тыс. руб.

Величина НВВ (без учета расходов на оплату потерь электроэнергии), которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 997 679,77 тыс. руб.

Общество заявляет требование об учете в НВВ на 2022 год расходов по статье разногласий «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» в сумме (-) 38 905,82 тыс. руб.

Органом регулирования, по данным Заявителя, указанная корректировка принята в сумме (-) 116 063,37 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 77 157,55 тыс. руб.

В соответствии с отзывом Департамента (исх. от 11.04.2022
№ исх-618-018/2-1-09), а также Экспертным заключением от 29.12.2021 корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы учтена Органом регулирования в размере (-) 112 841,81 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составляет 73 935,99 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178),Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Особое мнение Ивэнерго к проекту постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области об установлении тарифов на 2022 год;

2. Заявление об установлении тарифов Ивэнерго на 2022 год;

3. Заявление о корректировке заявления об установлении тарифов Ивэнерго на 2022 год;

4. Пояснительная записка по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии к тарифному предложению;

5. Пояснительная записка по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии к уточненному тарифному предложению;

6. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год по электрическим сетям Ивэнерго;

7. Расчет корректировки НВВ по факту неисполнения (изменения) инвестиционной программы за 2020 год;

8. Инвестиционная программа Ивэнерго на 2020 год в редакции приказа Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@;

9. Инвестиционная программа Ивэнерго на 2020 год в редакции приказа Минэнерго России от 14.12.2020 № 12@;

10. Отчеты об исполнении инвестиционной программы за 1, 2, 3 кварталы 2020 года и за 2020 год по форме приказа ФСТ России от 20.02.2014 № 202-э и в формате шаблона ЕИАС ФАС России NET.INV.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что - корректировка необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле (9):

(9),

где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения (учтено Органом регулирования и заявлено Обществом 16 367,88 тыс. руб.);

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС (учтено Органом регулирования 246 211,85 тыс. руб., заявлено Обществом 216 367,88 тыс. руб.);

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования (учтено Органом регулирования 126 752,22 тыс. руб., заявлено Обществом 181 177,47 тыс. руб.).

При j=l используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10% и не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

С учетом указанных параметров, Органом регулирования корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год осуществлена в размере (-) 112 841,81 тыс. руб.

Согласно позиции Заявителя, инвестиционная программа Ивэнерго является частью комплексной инвестиционной программы ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2016-2025 гг., утвержденной приказом Минэнерго России от 14.12.2015 № 953 «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2016-2020 годы» (впоследствии, продолжительность инвестиционной программы продлена до 2025 года).

При этом, как отмечает Общество, инвестиционная программа Ивэнерго на 2020 год действовала в двух редакциях, первоначально в редакции приказа Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@, затем с учетом изменения (корректировки) инвестиционной программы согласно приказа Минэнерго России от 14.12.2020 № 12@.

Обе редакции предусматривали плановую величину финансирования инвестиционной программы только за счет источника «Амортизация»: в соответствии с приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@ в размере
246 212 тыс. руб., с приказом Минэнерго России от 14.12.2020 № 12@ в размере 196 211,848 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год Департаментом были учтены источники финансирования инвестиционной программы в размере 216 367,88 тыс. руб. (стр. 11 Экспертного заключения по установлению НВВ и долгосрочных параметров регулирования на 2017-2021 гг. от 30.12.2019), что меньше величины, предусмотренной инвестиционной программой, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@.

Заявитель также указывает на то, что при оценке фактически осуществленных за период регулирования инвестиций, действующее законодательство в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, исходит из необходимости учета изменений, внесенных в долгосрочную инвестиционную программу в течение года, что позволяет провести корректное сопоставление расходов на инвестиции, учтенных при установлении тарифов, с совокупным объемом фактически понесенных расходов, по итогам периода регулирования.

Также отмечено, что размер фактического финансирования инвестиционной программы Общества в 2020 году составил 181 177,47 тыс. руб., из которых Департаментом не учтены средства в размере 54 425,25 тыс. руб. фактических затрат на выполнение инвестиционной программы.

Данные непризнанные Департаментом затраты, по заявлению Ивэнерго, являются экономически обоснованными, в связи с наличием следующих обстоятельств:

- связаны с осуществлением регулируемой деятельности, поскольку реализованные инвестиционные проекты используются в процессе оказания регулируемых услуг;

- понесены в период регулирования, в связи с исполнением утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы за 2020 год;

- перечень фактически исполненных инвестиционных проектов соответствует инвестиционной программе, утвержденной приказом Минэнерго России от 14.12.2020 № 12@;

- стоимость реализованных инвестиционных проектов не превышает объем финансовых потребностей, определенный в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики.

Инвестиционные проекты с идентификационными номерами
G_IVE-00037-081,G_IVE-00037-201, G_IVE-00037-231, J_IVE-00212-004 из инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@ (не выполненные в 2020 году), по данным Заявителя, выполнены в 2021 году, изменения в инвестпрограмму, включающие перенос сроков реализации данных объектов, внесены приказом Минэнерго России от 14.12.2020 № 12@.

Инвестиционный проект с идентификационным номером J_IVE-00056-000 из инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@ (не выполненный в 2020 году), по данным Заявителя, перенесен к реализации в 2025 году, изменения в инвестпрограмму, включающие перенос сроков реализации данного объекта, внесены приказом Минэнерго России от 22.12.2021
№ 24@.

Инвестиционные проекты с идентификационными номерами
G_IVE-00037-041,G_IVE-00037-051, G_IVE-00037-061, G_IVE-00037-101 из инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэнерго России от 26.12.2019 № 34@ (не выполненные в 2020 году), по данным Заявителя, выполнены в 2019 году досрочно.

В соответствии с письмом Ивэнерго исх. от 27.05.2022 № МР7-ИвЭ/25-2/2990 (рег. от 03.06.2022 № 100269/22) в адрес Департамента направлялись документы, подтверждающие превышение фактических объемов финансирования мероприятий инвестпрограммы над утвержденной стоимостью, в том числе отчеты по исполнению инвестиционной программы, проектная документация по инвестпроектам ИПР, расшифровки общехозяйственных расходов, протоколы заседания ПДКК, технические задания на выполнение работ по проектированию и реконструкции, первичные учетные документы (акты о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), счет-фактуры, товарные накладные (ТОРГ-12), акты выполненных работ (акты сдачи-приемки результатов выполненных работ), договоры, акты о списании объектов основных средств, платежные поручения и др.), сведения о расходах на строительство введенных в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий ИП, реестр льготных договоров технологического присоединения к электрическим сетям Ивэнерго, исполненных в 2018-2020 гг., реестр договоров технологического присоединения к электрическим сетям Ивэнерго, исполненных в период с 01.07.2020 по 31.12.2020.

Ввиду вышеизложенного, Заявитель указывает на то, что подход Департамента по оценке исполнения недействующей редакции инвестиционной программы противоречит положениям пунктов 32, 37 Основ ценообразования № 1178.

Орган регулирования в отзыве на заявление о разногласиях указывает на то, что учет скорректированной инвестиционной программы невозможен, поскольку данная корректировка не предусмотрена формулой 9 Методических указаний
№ 98-э.

Также Департамент отмечает, что в составе корректировки неподконтрольных расходов организации по факту деятельности за 2020 год в соответствии с формулой (7) Методических указаний № 98-э Департаментом учтена положительная корректировка по статье «Амортизационные отчисления» в сумме 55 150,27 тыс. руб. сверх ранее учтенных плановых показателей на 2020 год
(271 518,15 – 216 367,88 = 55 150,27 тыс. руб.).

В соответствии с п. 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее – Правила № 977), в случае необходимости внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) указанные изменения подлежат утверждению органом исполнительной власти (органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»), ранее утвердившим соответствующую инвестиционную программу. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Изменения, которые вносятся в инвестиционную программу, утверждаются в части текущего года реализации инвестиционной программы и в части годов периода реализации инвестиционной программы, не наступивших по состоянию на дату направления заявления в Министерство энергетики Российской Федерации или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (с учетом указанного в абзаце втором пункта 68 настоящих Правил срока продления периода реализации инвестиционной программы, предусмотренного утверждаемыми изменениями).

Согласно требованиям Правил № 977, ПАО «Россети Центр и Приволжье» обратилось в Минэнерго России для корректировки инвестиционной программы, утвержденной на текущий 2020 год.

ФАС России отмечает, что фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в связи с технологическим присоединением новых потребителей, досрочным вводом электросетевых объектов, работами по аварийным ситуациям и режимными ограничениями со стороны Системного оператора.

В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.

При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце настоящего решения.

При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования № 1178.

При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы.

Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48200/22.

Также ФАС России отмечает, что Департаментом принят показатель «Плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам))» в размере 246 211,85 тыс. руб., который не был учтен при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Центр и Приволжье» на 2020 год, и не мог быть покрыт за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам), установленным на 2020 год. Данный показатель при установлении тарифов на 2020 год составил 216 367,88 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Ивэнерго по статье разногласий «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» подлежат частичному удовлетворению. ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ исполнения Ивэнерго скорректированной инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэнерго России от 14.12.2020 № 12@, и пересмотреть расчет корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год, применив также корректный показатель «Плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам))».

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ПАО «Россети Центр и Приволжье» и Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Департамент энергетики и тарифов Ивановской области нарушившим пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Центр и Приволжье», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (рег. от 28.03.2022 № 55655/22).

3. Органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение по статье затрат «Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы».

4. Органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго», индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год.

Экономически обоснованные расходы, невключенные в необходимую валовую выручку 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ивановской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Ивэнерго» на 2022 год, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенный в заявлении о разногласиях ПАО «Россети Центр и Приволжье».

 

Связанные организации

ПАО "Россети Центр и Приволжье"
ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043
Ивановское УФАС России
ИНН 3728012720, ОГРН 1023700560619
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области
ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484