Решение №31/61118/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев разногласия между ПАО «Юнипро» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Орган регулирования, Министерство) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя директора Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <...> начальника управления тарифов ПАО «Юнипро» <...>., главного специалиста управления тарифов ПАО «Юнипро» <...> ведущего специалиста регуляторно-правового управления
ПАО «Юнипро» <...> начальника планово-экономического отдела филиала «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» <...>, начальника отдела регулирования коммунальной сферы управления топливно-энергетического комплекса Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края
<...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ПАО «Юнипро».

Заявление ПАО «Юнипро» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных
с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом
ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 20.12.2021 № 268-т методом долгосрочной индексации тарифов для Заявителя были установлены тарифы на тепловую энергию на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2022 год для ПАО «Юнипро», составляет 87 683,2 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель
считает экономически обоснованной, составляет 157 626,7 тыс. руб. с учетом заявленных требований.

Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов
на тепловую энергию ПАО «Юнипро» на 2022 год размер расходов
по следующим статьям затрат:

тыс. руб.

Статьи затрат

Принято Министерством

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчетного периода регулирования (2018 г.)

837,2

19 395,0

18 557,8

2

Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчетного периода регулирования (2019 г.)

11 088,5

19 205,8

8 117,3

3

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2020 г.

0,00

26 794,3

26 794,3

4

Исключение суммы недополученных доходов (расходов) за 2018, 2019 гг., принятой регулятором в тариф на 2021 год

0,00

-1 644,1

-1 644,1

5

Снижение НВВ с обоснованием регулятора о необходимости соблюдения требований постановления Правительства РФ № 400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги об ограничении платы граждан...»

- 18 118,2

0,00

18 118,2

 

ИТОГО

69 943,5

Общая сумма разногласий составила 69 943,5 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания).

1. Статьи затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2018, 2019, 2020 гг.», «Снижение НВВ с обоснованием регулятора о необходимости соблюдения требований постановления Правительства РФ № 400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги об ограничении платы граждан…».

Суммарная величина расходов по данным статьям затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 65 395,1 тыс. руб.

Органом регулирования по данным статьям затрат были учтены расходы в размере 11 925,7 тыс. руб.

Величина спора по статьям составляет 53 469,4 тыс. руб.

Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией
в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, , согласно пункту 51 Методических указаний, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле:

 

Согласно положениям пункта 49 Методических указаний, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования (далее в настоящей главе - скорректированная плановая НВВ), , по формуле:

 

В качестве показателя предусмотрена корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования, учтенная в соответствии с пунктом 12 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов , рассчитывается с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, по формуле:

,

где:

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году
и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Положениями пункта 12 Методических указаний установлено, что если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Анализ и расчет расходов и доходов за i-2 год в соответствии с п. 12, 52 Методических указаний должны проводиться в году i-1 и отражаться органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с требованиями пункта 29 Правил регулирования. Также экспертное заключение должно содержать период учета экономически обоснованных/необоснованных расходов/доходов.

ФАС России отмечает, что учет таких расходов в НВВ регулируемой организации должен осуществляться принимая во внимание реализацию механизма установления предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленных на соответствующий год и рассчитанных в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Экономически обоснованные расходы, неучтенные органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов, ввиду недопущения превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, учитываются в необходимой валовой выручке регулируемой организации на следующий период регулирования, что также отражается в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования.

    1. Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчетного периода регулирования (2018 г.)

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 19 395,0 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением по результатам экспертизы предложений об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (Александровский муниципальный округ) на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год) выпадающие доходы/экономия средств по статье составили 0 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2020 год, а также выписка из протокола заседания Правления Министерства от 20.12.2019 № 62
не содержат информации о том, что данные расходы не учтены в тарифах

на тепловую энергию на 2020 год и подлежат учету в последующих периодах регулирования (в 2021-2022 гг.).

Выпадающие доходы, экономически обоснованные расходы за 2018 год должны были быть заявлены ПАО «Юнипро» в Орган регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год в соответствии
с требованиями п. 63 Основ ценообразования и Методических указаний. В случае несогласия с расчетами и принятыми показатели Министерством ПАО «Юнипро» имело возможность оспорить их в соответствии с требованиями Правил № 533. При этом в 2020 году ПАО «Юнипро» с заявлением о досудебном споре (разногласиях) в ФАС России не обращалось.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчетного периода регулирования (2018 г.)» удовлетворению не подлежат.

1.2. Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчетного периода регулирования (2019 г.)

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 19 205,8 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением по результатам экспертизы предложений об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (Александровский муниципальный округ) на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год) выпадающие доходы/экономия средств по статье учтены на 2021 год в размере 1 644,08 тыс. руб., при этом отмечено, что часть выпадающих будет учтена Органом регулирования в следующих периодах регулирования (общая сумма выпадающих доходов в Экспертном заключении на 2021 год не указана).

Обращаем внимание, что выпадающие доходы, экономически обоснованные расходы за 2019 год должны были быть заявлены ПАО «Юнипро» в орган регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию на 2021 год в соответствии с требованиями п. 63 Основ ценообразования и Методических указаний. В случае несогласия с расчетами и принятыми показатели Министерством ПАО «Юнипро» имело возможность оспорить их в соответствии с требованиями Правил № 533. При этом в 2020 году ПАО «Юнипро» с заявлением о досудебном споре (разногласиях) в ФАС России не обращалось.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующего расчетного периода регулирования (2019 г.)» удовлетворению не подлежат.

1.3. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2020 г., Снижение НВВ с обоснованием регулятора о необходимости соблюдения требований постановления Правительства РФ № 400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги об ограничении платы граждан…

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 26 794,3 тыс. руб. При этом, также считает неправомерным снижение НВВ с обоснованием регулятора о необходимости соблюдения требований постановления Правительства № 400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги об ограничении платы граждан…» в размере 18 118,2 тыс. руб.

В обоснование своей позиции регулируемой организацией представлены:

- расчет корректировки необходимой валовой выручки по производству тепловой энергии на 2022 год;

- фактические неподконтрольные расходы по тепловой энергии филиала «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» за 2020 год;

- отчетная форма № 46-ТЭ за 2020 год «Сведения о полезном отпуске тепловой энергии потребителям»;

- отчетная форма № 6-ТП за 2020 год «Сведения о производстве тепловой энергии»;

- анализ счета ГК за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 по счету 20.02.01 себестоимость тепловой энергии;

- расчет амортизационных отчислений за 2020 год;

- расчет расходов по сомнительным долгам (2% от НВВ населению) за 2020 год;

- приказы ПАО «Юнипро» от 25.06.2020 № 108-1 и от 30.12.2020 № 231 «О списании дебиторской задолженности»;

- движение резерва по сомнительным долгам за 2020 год;

- акты инвентаризации резерва по сомнительным долгам от 30.11.2020, от 30.06.2020.

При расчете тарифов на 2022 год, согласно Экспертному заключению по результатам экспертизы предложений об установлении (корректировке) тарифов на тепловую энергию, отпускаемую филиалом «Яйвинская ГРЭС» ПАО «Юнипро» (Александровский муниципальный округ) на 2022 год (далее — Экспертное заключение на 2022 год), Органом регулирования учтена корректировка на основе фактических значений параметров расчета тарифов в размере 11 088,53 тыс. руб., возникшая в связи с принятием приказа Министерства от 30.09.2021 № 46-02-04-62, установившего нормативы на отопление в 13 климатическом районе в период
с 10 апреля 2019 г. в размере выше ранее установленных.

ФАС России отмечает, что регулируемой организацией при подаче материалов к заявке на установление тарифов на тепловую энергию на 2022 год величина расходов по рассматриваемой статье была заявлена в размере 8 571,57 тыс. руб., что ниже величины, учтенной Министерством (11 088,53 тыс. руб.).

Кроме того, Заявителем в адрес ФАС России не представлены расчеты корректировки НВВ за 2020 год на сумму 8 571,57 тыс. руб. в соответствии с формулами Методических указаний, не представлены налоговые декларации. Расходы должны быть рассчитаны в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, которым предусмотрено, что при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В соответствии с пп. «д» пункта 16 Правил регулирования к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Вместе с тем, согласно Экспертному заключению на 2022 год, Органом регулирования при корректировке НВВ на 2022 год из состава расходов исключена сумма в размере 18 118,2 тыс. руб. в связи с ограничением размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Указанные расходы, как отражено в Экспертном заключении на 2022 год будут учтены в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования.

ФАС России отмечает, что руководствуясь подходами, изложенными в настоящем пункте решения, Органу регулирования необходимо компенсировать заявленные затраты в 2023 году, о чем необходимо указать в Экспертном заключении на 2022 год.

На основании изложенного, требования Заявителя по подстатье затрат «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2020 г.» удовлетворению не подлежат. По подстатье «Снижение НВВ с обоснованием регулятора о необходимости соблюдения требований постановления Правительства РФ № 400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги об ограничении платы граждан…» требования
ПАО «Юнипро» подлежат частичному удовлетворению. При установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год подлежат учету средства в размере
18 118,2 тыс. руб.

2. Статья затрат «Исключение суммы недополученных доходов (расходов) за 2018, 2019 гг., принятой регулятором в тариф на 2021 год».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет -1 644,1 тыс. руб.

В заявлении ПАО «Юнипро» отсутствует обоснование позиции об исключении данной величины затрат из НВВ.

На основании представленных обосновывающих материалов
ПАО «Юнипро» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Частично удовлетворить требования ПАО «Юнипро», указанные
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (рег. от 18.03.2022 № 48139/22).

2. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год для ПАО «Юнипро» учесть экономически обоснованные средства по статье «Снижение НВВ с обоснованием регулятора о необходимости соблюдения требований постановления Правительства РФ № 400 от 30.04.2014 «О формировании индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги об ограничении платы граждан…» в размере 18 118,2 тыс. руб.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов)
в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия
решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения
для ПАО «Юнипро» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для
ПАО «Юнипро» цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

4. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных
в заявлении ПАО «Юнипро».

 

 

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574
Пермское УФАС России
ИНН 5902290360, ОГРН 1025900536749
ПАО "Юнипро"
ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985