Предписание №СП/74797/23 Предписание Комитету по ценам и тарифам Московской области (... от 15 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

12 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением обязательных требований Комитетом по ценам и тарифам Московской области, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 08.06.2023 № 31-14996-С/23 (далее — Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письмо исх. от 30.06.2023 № 32исх-1700/10; рег. от 06.07.2023 № 102502-М/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Московской области при установлении тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями ПАО «Мосэнерго» на территории Московской области, на 2022-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее — Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию в отношении ПАО «Мосэнерго» (далее — регулируемая организация) установлены Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее — Комитет, орган регулирования) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг., 2019 год является базовым (первым) годом очередного долгосрочного периода регулирования.

Распоряжением Мособлкомцен от 21.12.2018 № 411-Р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы для ПАО «Мосэнерго» утверждены долгосрочные параметры регулирования на 2019-2023 гг., в том числе базовый уровень операционных расходов в сумме 2 183 609,52 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка (далее — НВВ), установленная Комитетом, на 2022 год составляет 15 065 170,87 тыс. руб., на 2023 год — 16 923 827,54 тыс. руб.

Тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии утверждены на 2023 год в размере 1307,54 руб./Гкал (распоряжение Мособлкомцен от 20.11.2022 № 209-Р). Данный тариф учитывает как комбинированную, так и некомбинированную выработку. Предельный минимальный уровень тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в Московской области в соответствии с приказом ФАС России от 16.11.2022 № 831/22 составляет 958,25 руб./Гкал, максимальный — 1 223,45 руб./Гкал.

Рассмотрев экспертные заключения Комитета по установлению (корректировке) долгосрочных тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями ПАО «Мосэнерго» на территории Московской области, а также обосновывающие материалы, представленные Комитетом, установлено следующее.

1. Базовый уровень операционных расходов

1.1. Расходы на оплату труда

Комитетом расходы на оплату труда учтены в составе НВВ ПАО «Мосэнерго» в размере 944 311,38 тыс. руб. исходя из численности персонала в количестве 1 012 чел. и средней заработной платы в размере 77 761 руб./чел. (заявлено — 1 011 167,37 тыс. руб. исходя из численности персонала в количестве 1 048 чел. и средней заработной платы в размере 80 410 руб./чел.).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования, анализ расходов на оплату труда осуществлялся на основании:

- формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за 2017 год и 1 полугодие 2018 года;

- таблицы «Расчет расходов на оплату труда» на 2019 год;

- выписки из штатного расписания на 02.03.2018;

- коллективного договора на 2018 год;

- планируемого ввода штатных единиц в штатное расписание;

- положения о системе оплаты труда работников ПАО «Мосэнерго».

Численность персонала принята на уровне фактической численности ПАО «Мосэнерго» за 2017 год.

Средняя заработная плата определена следующим образом: 870 585 тыс. руб. (фактический фонд оплаты труда за 2017 год)/1012 чел./12*1000 = 71 688,49 *1,037*1,046=77 761 руб.

ФАС России отмечает, что фактический фонд оплаты труда за 2017 год, использованный Комитетом в расчете, обосновывающими документами не подтвержден. Кроме того, исходя из представленного расчета расходов на оплату труда следует, что в расчете участвует фактический фонд оплаты труда генеральной дирекции ПАО «Мосэнерго» за 2017 год, также не подтвержденный обосновывающими документами.

В соответствии со статистическими формами № П-4 за 2017 год общий фонд оплаты труда списочного состава по ГРЭС-3 (включающий ТЭЦ-30), ТЭЦ-17, ТЭЦ-22, ТЭЦ-27, отнесенный на тепловую энергию, с учетом производства тепловой энергии котельными, составил 823 100,8 тыс. руб.

С учетом фактического фонда оплаты труда в размере 823 100,8 тыс. руб. среднемесячная заработная плата составляет 67 778,4 руб./чел./мес. за 2017 год, на 2019 год с учетом ИПЦ — 73 519,36 руб./чел./мес. Фонд оплаты труда на 2019 год составляет 892 819, 084 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, исключению из состава базового уровня операционных расходов подлежат средства в сумме 51 492,3 тыс. руб.

Дополнительно в части заработной платы в размере 73 519,36 руб./чел./мес. ФАС России отмечает следующее.

Расчет заработной платы работников с учетом положений Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (далее — ОТС в ЖКХ) в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не производился.

Комитетом отмечено, что в материалах тарифного дела не представлены документы, подтверждающие, что ПАО «Мосэнерго» является стороной ОТС в ЖКХ.

ФАС России отмечает, что в пункте 42 Основ ценообразования № 1075 условие о применении положений ОТС к регулируемой организации только в случае присоединения к нему не содержится.

Необходимо отметить, что в соответствии с данными Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области среднемесячная заработная плата работников в Московской области по виду деятельности «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» в 2020 году составляла 60 450,4 руб., в 2021 году — 68 208,8 руб., в 2022 году — 75 200,7 руб.

Дополнительно ФАС России отмечает, что заработная плата для персонала ТСК «Мосэнерго» принята органом регулирования на 2019 год в размере 55 685,1 руб./чел., фактическая заработная плата в 2019 году сложилась в ПАО «Мосэнерго» на уровне 71 140 руб./чел./мес.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому анализу. Органу регулирования необходимо произвести расчет среднемесячной заработной платы в соответствии с вышеизложенным, отразив результаты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075. Также органу регулирования необходимо пересмотреть зависимые от фонда оплаты труда статьи затрат, в том числе отчисления на социальные нужды на 2019-2023 гг.

1.2. Расходы на обучение персонала

Комитетом расходы на обучение персонала учтены в составе НВВ ПАО «Мосэнерго» в сумме 4 652,72 тыс. руб. (заявлено — 6 985,09 тыс. руб.).

Органом регулирования расходы на обучение персонала были рассчитаны на основании фактических расходов за 2017 год с учетом ИПЦ (4289,4*1,037*1,046=4 652,72 тыс. руб.). Поскольку рассчитанные указанным способом расходы ниже заявленных регулируемой организации, то органом регулирования в базовый уровень операционных расходов включены расходы в сумме 4 652,72 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что фактические расходы должны анализироваться в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075. Анализ фактических затрат на обучение персонала в экспертном заключении отсутствует, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Также ФАС России установлено следующее.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости ПАО «Мосэнерго» за 2017 год общие расходы на услуги по повышению квалификации, обучение кадров, а также на подготовку и переподготовку кадров составили 51 687,6 тыс. руб.

В заявке ПАО «Мосэнерго» представлена расшифровка по станциям и генеральной дирекции, в соответствии с которой общие фактические расходы на обучение персонала составили 51 414,5 тыс. руб. Исходя из приведенной расшифровки следует, что на станции ГРЭС-3, ТЭЦ-17, ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27 отнесено 3 838,52 тыс. руб., из них на тепловую энергию приходится 1 857,3 тыс. руб. (в соответствии с процентом распределения, примененным органом регулирования, в размере 48,38 %).

Органом регулирования не представлено обоснование определения фактических расходов за 2017 год в размере 4 289,4 тыс. руб., со ссылками на документы бухгалтерской отчетности, а также принципов распределения по станциям ПАО «Мосэнерго».

Кроме того, ФАС России установлено, что обучение персонала проводится в ПАО «Мосэнерго» как сторонними организациями, так и отделом по развитию персонала ПАО «Мосэнерго». В соответствии с информацией, имеющейся в материалах тарифного дела, фактические расходы в сумме 51 414,5 тыс. руб. полностью отнесены на бюджет отдела по развитию персонала (дополнительно отражаются расходы на обучение персонала по гражданско-правовым договорам в сумме 15 337,65 тыс. руб., которые полностью отнесены на генеральную дирекцию).

Анализ на предмет исключения дублирования затрат по статьям «Расходы на оплату труда» и «Расходы на обучение персонала» органом регулирования не производился.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на обучение персонала» подлежат дополнительному анализу с учетом вышеизложенного. Результаты анализа необходимо отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3. Арендная плата

Комитетом расходы по арендной плате учтены в составе НВВ ПАО «Мосэнерго» в сумме 27 971,93 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации).

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Как следует из экспертного заключения, органом регулирования расходы на аренду учтены на уровне заявки организации исходя из фактически понесенных расходов в 2017 году на аренду офисных помещений с АО «Лидер-Инновации» и ООО «Нефтяной дом» с учетом ИПЦ (26 803,48*1,037*1,046).

В возражениях на Отчет Комитет отмечает, что применение положений пункта 45 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования считает нецелесообразным, поскольку положения данного пункта регламентируют порядок учета расходов на аренду производственных активов.

Органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ расходов на арендную плату в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075, отразив результаты анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

2. Неподконтрольные расходы 2022-2023 гг.

2.1. Нормативная прибыль

Комитетом учтены расходы на выплаты, предусмотренные коллективным договором, на 2022 год в сумме 58 839,61 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации), на 2023 год - 62 369,99 тыс. руб. (заявлено 64 388,64 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя в том числе экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В экспертных заключениях на 2022-2023 гг. отражено, что расходы учтены в соответствии с представленным коллективным договором.

ФАС России отмечает, что органом регулирования учтена в составе нормативной прибыли материальная помощь (прочая) в сумме 83 714,72 руб. на 2022 год, 88 741,01 руб. на 2023 год. Обоснование, цели направления данной материальной помощи со ссылками на коллективный договор в экспертном заключении отсутствуют.

Как следует из дополнительных пояснений органа регулирования, к прочей материальной помощи отнесены расходы на форс-мажорные обстоятельства по заявлениям сотрудников.

ФАС России отмечает, что учет расходов на форс-мажорные обстоятельства Основами ценообразования № 1075 не предусмотрен, в связи с чем расходы в сумме 172,46 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ ПАО «Мосэнерго».

2.2. Налог на имущество организаций

Комитетом налог на имущество на 2022 год учтен в размере 140 684,66 тыс. руб., на 2023 год – 321 526,53 тыс. руб.

В экспертных заключениях отражено, что налог на имущество учтен на основании декларации по налогу на имущество за предыдущие отчетные периоды.

В соответствии с декларацией по налогу на имущество факт за 2020 год составил 407 598 079 руб. При этом фактические расходы за 2020 год при проведении корректировки по статье «Налог на имущество», признанные Комитетом, составили 130 198,00 тыс. руб.

В соответствии с декларацией по налогу на имущество факт за 2021 год составил 408 643 507 руб. При этом фактические расходы за 2021 год при проведении корректировки по статье «Налог на имущество», признанные Комитетом, составили 138 482,16 тыс. руб.

Между признанными Комитетом фактическими расходами по налогу на имущество в составе разных статей затрат и принятыми на 2022-2023 гг. имеются противоречия. Органом регулирования признается факт допущения технической ошибки при определении налога на имущество на 2023 год.

Исходя из представленного в ФАС России расчета налога на имущество, отнесенного на тепловую энергию, фактические расходы на уплату налогов в 2020 году составляют 130 198 тыс. руб., из них 125 878,54 тыс. руб. - налог на имущество, 171,26 тыс. руб. - транспортный налог, 138,2 тыс. руб. - налог на добычу полезных ископаемых, 4 009,5 тыс. руб. - налог на землю. Фактический налог на имущество за 2021 год составляет 134 179,8 тыс. руб.

Таким образом, экономически обоснованный размер налога на имущество на 2022 год составляет 125 878,54 тыс. руб., на 2023 год — 134 179,8 тыс. руб. Исключению из состава НВВ ПАО «Мосэнерго» подлежат расходы в сумме 202 152,9 тыс. руб.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в случае если в составе налога на имущество были учтены иные налоги (транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на землю), то органу регулирования необходимо учесть их в составе соответствующих статей затрат, а также отразить составляющие по статье «Прочие налоги и сборы» в целях исключения двойного учета одних и тех же затрат.

3. Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей

Комитетом учтены расходы по данной статье на 2022 год в размере 290 727,06 тыс. руб., на 2023 год - 457 432,00 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования № 1075 к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Как следует из экспертных заключений, расходы приняты в соответствии с утвержденными неснижаемыми нормативами запаса топлива (далее – НЗТ) на 2021 год и ценой дизельного топлива по Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже всего в размере 951 648,02 тыс. руб., в том числе:

- на 2021 год – 139 354 тыс. руб.;

- на 2022 год – 355 416 тыс. руб.;

- на 2023 год – 456 910,42 тыс. руб.

Распределение расходов произведено органом регулирования в целях непревышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию, утвержденного ФАС России на 2021 год. Указано, что распределение сумм НЗТ по годам может быть скорректировано в соответствии с показателями прогноза Минэкономразвития на соответствующий год.

Как следует из экспертного заключения Комитета на 2023 год, фактические расходы на создание нормативных запасов топлива в 2021 году равны нулю. Нормативные запасы топлива ПАО «Мосэнерго» в 2021 году созданы не были, что также следует из заявки регулируемой организации (по корректировке НВВ на 2023 год). С учетом изложенного, учет в 2022-2023 гг. распределенных плановых расходов на создание запасов в 2021 году является необоснованным.

При этом приказом Минэнерго от 08.10.2021 № 1040 утверждены нормативы создания запасов топлива на 1 января 2022 года, который не анализировался Комитетом при утверждении тарифов на тепловую энергию на 2022 год. Учтенная сумма в размере 290 727,06 тыс. руб. является распределенными затратами на несозданный запас топлива в 2021 году. В плановом режиме расходы на создание НЗТ на 2022-2023 гг. Комитетом не учитывались исходя из приказов об утверждении НЗТ на 2022 и 2023 гг.

ФАС России отмечает, что в соответствии с информацией, опубликованной на официальном сайте ПАО «Мосэнерго» (форма раскрытия информации об используемом топливе на электрических станциях с указанием поставщиков и характеристик топлива за 2022 год в соответствии с приложением № 4 к приказу ФАС России от 08.10.2014 № 631/14), поставка мазута, дизельного топлива и угля в 2022 году не производилась.

В соответствии с информацией о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива (в рамках проводимого ФАС России мониторинга), в 2022 году ПАО «Мосэнерго» осуществило закупку следующих видов топлива:

- дизельное топливо (зимнее) по ТЭЦ-27 (г.о. Мытищи) на сумму 1 154,1 тыс. руб. По ТЭЦ-27 органом регулирования НЗТ не учитывались при наличии утвержденных нормативов на 2022 год (10,949 тыс. тонн);

- мазут по некомбинированной выработке на сумму 1 302,09 тыс. руб. (не относится к утвержденным НЗТ);

- мазут по ТЭЦ-17 (Ступино) в сумме 248,95 тыс. руб. (объем 39,42 тонны).

Исходя из изложенного, исключению из состава НВВ ПАО «Мосэнерго» за 2022 год подлежат расходы в сумме 289 324,01 тыс. руб.

В части учтенных расходов на 2023 год ФАС России отмечает, что представленные в ходе наблюдения за Комитетом приказ Минэнерго от 08.12.2022 № 1296 об утверждении нормативов создания запасов топлива на 2023 год, а также распоряжение Министерства энергетики Московской области от 31.01.2023 № 07-Р (нормативы только для ГРЭС-3, мазут), не относятся к материалам тарифного дела 2023 года, так как утверждены после утверждения тарифов на тепловую энергию на 2023 год.

На 2023 год нормативы создания топлива утверждены в следующих размерах (по сравнению с 2022 годом):

Наименование

Приказ от 08.10.2021 № 1040 (на январь 2022 года)

Приказ от 08.12.2022 № 1296 на 2023 год (макс.)

ГРЭС-3

мазут

2,357

2,357

Дизельное топливо

6,820

0

ТЭЦ-17

мазут

3,573

1,177

ТЭЦ-22

мазут

6,970

0

Кузнецкий уголь

280,582

22,176

Исходя из использованных Комитетом цен на топливо на 2021 год, с учетом ИПЦ на 2022-2023 гг. (1,139 и 1,06), расходы на создание НЗТ на 2023 год составят 218 731,8 тыс. руб.:

 

Цена на 2021 год

Цена на 2023 год с учетом ИПЦ

Объем, тыс. тонн

Стоимость, тыс. руб.

ГРЭС-3 (мазут)

22893,0

27 639,63

2,357

65 146,62

ТЭЦ-17 (мазут)

22893,0

27 639,63

1,13758 (1,177-0,03942)*

31 442,3

ТЭЦ-22 (уголь)

4562,0

5 507,88

22,176

122 142,9

Итого

 

 

 

218 731,8

*создание НЗТ (учет расходов в тарифах) впервые предполагает его хранение до момента использования. Учет НЗТ на последующие периоды регулирования должен уменьшаться на нормативный запас топлива, учтенный в предыдущем расчетном периоде.

Исключению подлежат расходы в сумме 238 700,2 тыс. руб.

Органу регулирования также необходимо дополнительно к фактическим расходам 2022 года (1 403,05 тыс. руб.) и плановым расходам 2023 года (218 731,8 тыс. руб.) применить процент распределения расходов на тепловую и электрическую энергию, исключив расходы, приходящиеся на электрическую энергию.

Дополнительно ФАС России отмечает, что фактические расходы на создание НЗТ в 2023 году могут быть учтены Комитетом при тарифном регулировании на 2025 год. Систематическое неисполнение обязательств по созданию нормативных запасов топлива должно учитываться органом регулирования при установлении тарифов на очередной период регулирования в целях соблюдения баланса интересов регулируемых организаций и потребителей тепловой энергии.

4. Корректировка необходимой валовой выручки на 2022-2023 гг.

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 1075 по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.

Пунктом 52 Методических указаний № 760-э установлено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Комитетом фактические расходы за 2020-2021 гг. принимаются в размере, равном заявке ПАО «Мосэнерго». Анализ фактических расходов в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1075, в том числе с учетом пункта 29 Основ ценообразования № 1075, в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Таким образом, Комитету необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности фактических затрат в рамках проведения корректировки необходимой валовой выручки на 2022-2023 гг., отразив его результаты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075. Неподтвержденные, экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

5. Недополученные доходы

Комитетом в составе НВВ ПАО «Мосэнерго» на 2022 год учтены недополученные расходы в сумме 186 616,65 тыс. руб., на 2023 год – 180 000 тыс. руб.

Как следует из возражений Комитета на Отчет, указанные недополученные доходы являются распределенными выпадающими доходами за 2016-2017 гг.

За период 2016-2017 гг. у регулируемой организации были выявлены выпадающие доходы в размере 598 106,18 тыс. руб.: за 2016 год — 51 559,53 тыс. руб., за 2017 год — 546 616,65 тыс. руб. Также указано, что на 2019 год Комитетом было произведено исключение расходов по статье «Амортизация» в сумме 120 144,91 тыс. руб., так как фактически в 2017 году амортизационные отчисления сложились ниже плановых.

Распределение суммы в размере 546 616,65 тыс. руб. по годам:

- 2020 год — 70 000 тыс. руб.;

- 2021 год — 110 000 тыс. руб.;

- 2022 год — 186 616,65 тыс. руб.;

- 2023 год — 180 000 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что сумма в размере (-) 546 616,65 тыс. руб. сложилась следующим образом: (-) 426 471,74 тыс. руб. (результат корректировки прямым счетом за 2017 год, с учетом произведенного сглаживания роста тарифов в рамках предельных уровней в 2017 году в сумме (-) 469 828,32 тыс. руб.) - 120 144,91 тыс. руб. (излишняя амортизация за 2017 год).

ФАС России отмечает, что сумма в размере 426 471,74 тыс. руб. учитывает исключение излишней амортизации за 2017 год.

Из изложенного следует, что исключенные в 2019 году расходы по статье «Амортизация» в сумме 120 144,91 тыс. руб. необоснованно возвращаются Комитетом при регулировании на 2020-2023 гг.

Органом регулирования отмечено, что возвращаемая сумма равна сумме амортизации, но не является амортизацией. Данный довод Комитет расчетами и обосновывающими документами не подтверждает.

Величина недополученных доходов, которую необходимо было возместить ПАО «Мосэнерго», с учетом исключения амортизации, составляет 426 471,24 тыс. руб.

Таким образом, расходы в сумме 120 144,91 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ ПАО «Мосэнерго».

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим пункты 42, 45, 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию, производимую ПАО «Мосэнерго», на 2022-2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2023 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:

2.1. Исключить из базового уровня операционных расходов ПАО «Мосэнерго» расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» в сумме 51 492,3 тыс. руб. на 2019 год.

2.2. Исключить из состава необходимой валовой выручки ПАО «Мосэнерго» на 2023 год расходы по статьям затрат:

- «Нормативная прибыль» в сумме 172,46 тыс. руб. на 2022-2023 гг.;

- «Налог на имущество организаций» в сумме 202 152,9 тыс. руб. на 2022-2023 гг.;

- «Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей» в сумме 528 024,2 тыс. руб. на 2022-2023 гг.;

- «Недополученные доходы» на 2022-2023 гг. в сумме 120 144,91 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «Мосэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания, анализ и расчеты отразив в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Расходы на обучение персонала» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2023 гг.;

- «Налог на имущество организаций» на 2022-2023 гг.;

- «Расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей»;

- «Корректировка необходимой валовой выручки на 2022-2023 гг.».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2023 пересмотреть базовый уровень операционных расходов, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «Мосэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2023 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию, производимую ПАО «Мосэнерго», на 2023 год, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «Мосэнерго».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на тепловую энергию для ПАО «Мосэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель

Комиссии

ФАС России

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по ценам и тарифам Московской области
ИНН 5024125640, ОГРН 1125024000287
Московское областное УФАС России
ИНН 7703671069, ОГРН 1087746854150