Решение №СП/64028/22 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 5 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом по энергетике и тарифному регулированию Республики Хакасия (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя директора по транспорту электроэнергии ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» <...>, председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>, заместителя председателя Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>, начальника отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>, советника отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>, советника отдела расчета и анализа тарифов на электрическую энергию Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» и Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (рег. от 17.03.2022 № 46699-ЭП/22).

Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29.12.2021 № 8-э в отношении Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимая валовая выручка на 2020-2022 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Комитетом, составляет 8 182,84 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 9 734,68 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) с учетом заявленных требований.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2022 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования,

тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Амортизация основных средств

2 435,47*

1 577,30

858,17

2

Расходы на создание интеллектуальных систем учета

1 117,58

423,91

693,67

Итого по статьям

3 553,05

2 001,21

1 551,84

*в заявлении о разногласиях указана сумма в размере 3 549,67 тыс. руб.,
при этом оспаривается только по объекту «ПС-110/6кВ Гладенькая».

Общая сумма разногласий составила 1 551,84 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Амортизация основных средств».

Заявитель считает экономически обоснованным размер амортизации основных средств в сумме 2 435,47 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 1 577,3 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 858,17 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

1. Копия заявления от 29.04.2021 № КТ-Исх-01-0264-21 на корректировку необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год:

- договор купли-продажи объектов недвижимого имущества от 24.10.2014
№ 78-2014 с дополнительными соглашениями и платежными документами;

- отчет независимой оценки Национального агентства оценки и консалтинга
от 21.10.2014 № 1038-Н-14;

- инвентарная карточка объекта «ПС-110/6кВ Гладенькая»;

- акт приема-передачи здания (сооружения) по форме № ОС-1.

2. Копия письма ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» от 12.10.2021
№ КТ-Исх-01-0575-21 об уточнении ранее представленных данных к тарифной заявке;

3. Копия сметы затрат, представленной органом регулирования для ознакомления 28.12.2021;

4. Копия протокола заседания Государственного комитета энергетики
и тарифного регулирования Республики Хакасия от 29.12.2021 № 8.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы
на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов
для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые
в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы
на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой
от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются
из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете
и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Регулируемая организация заявляет требование об учете амортизации
по объекту «ПС-110/6кВ Гладенькая», рассчитанной исходя из балансовой стоимости объекта основного средства в размере 73 064,12 тыс. руб. и срока полезного использования, равного 247 мес.

Органом регулирования амортизация по указанному объекту рассчитана исходя из остаточной стоимости на момент передачи объекта в размере
32 466,08 тыс. руб. и срока полезного использования, равного 247 мес.

Таким образом, разногласия возникли в части определения стоимости объекта «ПС-110/6кВ Гладенькая», с учетом которой должны быть рассчитаны амортизационные отчисления.

Объект «ПС-110/6кВ Гладенькая» был приобретен Заявителем по договору купли-продажи объектов недвижимого имущества от 24.10.2014 № 78-2014.

Увеличение первоначальной стоимости объекта с 32 466,08 тыс. руб.
до 73 064,12 тыс. руб. Заявитель обосновывает отчетом независимой оценки Национального агентства оценки и консалтинга от 21.10.2014 № 1038-Н-14 (оценщик – А.А. Старостенко).

ФАС России отмечает, что инвентарные карточки предыдущего собственника электросетевого имущества Заявителем в орган регулирования и ФАС России не представлены. Также отсутствует информация о капитальном ремонте, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта основного средства
у предыдущего владельца, позволяющая подтвердить обоснованность увеличения остаточной стоимости объекта на 40 598,04 тыс. руб. или на 125 %.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» являются экономически необоснованными
и удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Расходы на создание интеллектуальных систем учета».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на создание интеллектуальных систем учета в сумме 1 117,58 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в сумме 423,91 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 693,67 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- копия заявления от 29.04.2021 № КТ-Исх-01-0264-21 на корректировку необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год;

- копия письма ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» от 18.11.2021 № КТ-Исх-0633-21
о предоставлении информации по реализации требований Федерального закона
от 27.12.2018 № 522-ФЗ в 2022 году.

В соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 35-ФЗ коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках
и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах
и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.

Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (в редакции от 16.12.2021) (далее – Основные положения № 442), предусмотрено, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности):

- при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии
и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику);

- в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электрической энергии (мощности), за исключением установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике» случаев оснащения вводимых в эксплуатацию многоквартирных жилых домов индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры)
и коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности).

Расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в настоящем разделе, учитываются
в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги
по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение
в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы
с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.

В целях обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках до 1 января 2022 года гарантирующие поставщики
в отношении коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии и сетевые организации при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии, в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику (сетевой организации), вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, осуществлять их поверку в течение срока их эксплуатации, установленного заводом-изготовителем, вместо их замены. Обязанности по организации проведения такой поверки и сопутствующие расходы несут гарантирующие поставщики и сетевые организации.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено включение в НВВ регулируемых организаций планируемых на период регулирования, соответствующий году i, расходов, признанных регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 года № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике
и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Заявитель отмечает, что расходы сформированы исходя из перечня приборов учета электроэнергии, необходимых для замены (установки) на 2022 год, а также наименьшей цены по итогам сравнения котировок ценовых предложений поставщиков оборудования ООО «Объединенные энергетические расходы»
и ООО «ЭТМ».

Органом регулирования были проанализированы представленные документы
и по результатам анализа выявлено следующее:

- количество приборов учета прямого включения и через трансформаторы тока не соответствуют количеству, указанному в представленной в материалы тарифного дела таблице;

- неверно указано количество трансформаторов тока напряжения 10 кВ;

- цены на оборудование указаны с НДС;

- по ряду трансформаторов тока и трансформаторов напряжения не вышел срок межповерочного интервала.

С учетом выявленных нарушений из расчета Заявителя были исключены:

- система учета 10 кВ (через трансформаторы тока): ТЛК-СТ-1МП –
по данным таблицы количество оборудования составляет 6 ед., а не 27;
НИОЛ-СТ-1МП – не учтено, так как срок поверки был 05.12.2017, следовательно, межповерочный интервал истекает в 2025 году;

- система учета 0,4 кВ: Меркурий-230 – через трансформаторы тока подключены 2 прибора учета вместо заявленных 3 ед.;

- система учета 10 кВ (прямого включения): Меркурий 230 – учтено 3 прибора вместо заявленных 2 ед. на основании данных представленной таблицы.

Также органом регулирования из заявленной стоимости установки (замены)
и внедрения интеллектуальных систем учета электроэнергии была исключена стоимость НДС.

ФАС России нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в действиях органа регулирования не усматривает.

Дополнительно ФАС России отмечает, что при установлении тарифов на 2022 год пунктом 136 Основных положений № 442 для территориальных сетевых организаций была предусмотрена необходимость замены приборов учета в 2022 году при истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2516 (вступили в силу с 1 января 2022 года) срок 1 января 2022 года заменен
на 31 декабря 2023 года.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на создание интеллектуальных систем учета» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» и Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Государственным комитетом энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (рег. от 17.03.2022 № 46699-ЭП/22).

 

  

Связанные организации

Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391
ООО "КраМЗ-ТЕЛЕКОМ"
ИНН 2465050054, ОГРН 1022402466998