Предписание №СП/14969/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Забайкальского кр... от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

15 февраля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, в том числе Акт плановой выездной проверки ФАС России от 28.08.2023 № 30/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 27.06.2023 № 413/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в отношении АО «Забайкальская Топливно-Энергетическая Компания» на 2023 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

Согласно пункту 29 Правил № 1075 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения Региональной службы по тарифам Забайкальского края на 2023 год.

При установлении и корректировке тарифов на 2023 год ФАС России выявлены следующие нарушения.

Согласно пунктам 11 и 12 Основ ценообразования № 1075 раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.

В соответствии с пунктом 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, утвержденной приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 (далее – Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций), ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Минюста России от 09.11.2000 № 9558-ЮД), в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

В материалах тарифных дел регулируемой организации представлена Учетная политика АО «ЗабТЭК» на 2023 год, а также план счетов регулируемой организации.

Органом регулирования в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 не представлена информация об учете расходов и доходов в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций.

ФАС России отмечает, что в 2022 году ФАС России была проведена внеплановая документарная проверка деятельности Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, в том числе при установлении тарифов в отношении АО «ЗабТЭК», установленных на 2018-2022 гг., по итогам которой было выдано предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12899/23 (далее – Предписание ФАС России).

По результатам анализа документов, материалов тарифных кампаний АО «ЗабТЭК»», в том числе представленных Экспертных заключений РСТ по установлению тарифов для АО «ЗабТЭК» на 2023 год, а также по итогам анализа отчета об исполнении РСТ предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12899/23, ФАС России выявлены следующие нарушения.

 

1. Замечания к исполнению Предписания ФАС России

По результатам рассмотрения отчета Органа регулирования об исполнении предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12899/23 ФАС России выявлены нарушения законодательства, касающиеся расходов по нижеуказанным статьям затрат.

В части расходов по статье затрат «Текущий ремонт» Органом регулирования расходы оставлены на прежнем уровне. При этом замечания ФАС России относительно расчета расходов согласно представленным обосновывающим материалам регулируемой организацией на плановый период не учтены.

В рамках возражения на Акт проверки ФАС России пояснения в части вышеуказанного также не представлены.

По статье затрат «Амортизация» Органом регулирования не представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений в соответствии с максимальными сроками полезного использования по муниципальным образованиям. Размер расходов на амортизационные отчисления в 2022 году принимается выше, чем фактически понесенные расходы в 2020 году, без экономического обоснования.

Расчет амортизационных отчислений, предусмотренный пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 Органом регулирования не представлен.

В части расходов по статье затрат «Расходы на топливо» Органом регулирования не представлен расчет, предусмотренный пунктом 26 Методических указаний № 760-э. Также отсутствует экономическое обоснование принимаемой Органом регулирования цены, а также объемов топлива при расчете расходов по данной статье затрат.

По статье затрат «Расходы на топливо» РСТ выявлены расходы, подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке регулируемой организации, в отсутствие экономического обоснования вышеуказанного.

Кроме того, в рамках возражений Органа регулирования на Акт проверки ФАС России РСТ также не представлены пояснения в рамках исполнения Предписания ФАС России по статьям затрат «Расходы на топливо» и «Амортизация».

Кроме того, постатейное экономическое обоснование, принимаемых фактических расходов за соответствующий отчетный период регулирования Органом регулирования также не представлено.

Учитывая вышеизложенное, в части исполнения Предписания ФАС России по статьям затрат «Текущий ремонт», «Амортизация», «Арендная и концессионная плата», «Расходы на топливо», подлежат дополнительному анализу и экономическому обоснованию, в случае отсутствия вышеуказанного анализа и экономического обоснования исключению из необходимой валовой выручки АО «ЗабТЭК».

 

 

2. Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период)

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

Согласно пунктам 28-31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

При определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии данных, указанных в пункте 29 Основ ценообразования № 1075, обоснованность фактических значений расходов (цен) определяется с использованием официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке. Применяемая цена определяется как расчетная цена, сложившаяся за предшествующие 3 года с учетом прогнозных индексов изменения цены по соответствующей отрасли.

При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Таким образом, при определении базового уровня операционных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться Основами ценообразования № 1075.

2023 год является первым годом долгосрочного периода регулирования в м.о. Орловский (долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.), г. Балей (долгосрочны период регулирования 2023-2027 гг.), в м.о. Золотореченское (долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.), с. Досатуй (долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.), м.о. Дровянинское (долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.), м.о. Чернышевское (2023 год).

Необходимо отметить, что в части операционных расходов по г.п. Балей Органом регулирования на 2023 год принимаются расходы выше фактических расходов регулируемой организации за 2021 год на 437,671 тыс. руб. в отсутствие экономического обоснования.

 

2.1. Текущий ремонт основных средств

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 Экспертные заключения не содержат перечень документов и материалов, на основании которых принималось решение Органом регулирования, а также причины учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и материалов.

Не представлен анализ расходов в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075, а также в нарушение пункта 37 Методических указаний № 760-э не представлен анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования.

В Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год по статье «Текущий ремонт основных средств» отсутствуют перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность, такие как техническое задание на ремонты, план ремонтов на очередной год, предписание Ростехнадзора, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договоры на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

Информация об анализе указанных материалов в Экспертном заключении на 2023 год также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по рассматриваемой статье затрат.

ФАС России отмечает, Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования.

Отсутствует информация, на основании каких договоров были учтены расходы по данной статье затрат, и были ли вышеуказанные договоры заключены на основании торгов.

Кроме того, согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год расходы по данной статье затрат по г.п. Орловский и Дровянинское приняты на уровне заявки регулируемой организации, без проведения анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил регулирования
№ 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Расходы на оплату труда.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов, представленных Органом регулирования одним из основных видов деятельности по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности является 40.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В материалах тарифных дел АО «ЗабТЭК» отсутствует письменный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - ОТС в ЖКХ) в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, на АО «ЗабТЭК» распространяется действие ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, при определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ.

Кроме того, анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил
№ 1075, Органом регулирования проведен не был.

В адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, и другие обосновывающие документы.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год гг. при расчете тарифов для АО «ЗабТЭК» на базовый период регулирования не представляется возможным определить был ли проведен Органом регулирования анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за соответствующие отчетный период регулирования в разрезе регулируемых видов деятельности.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.3. Расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год в данную статью затрат включены расходы на заработную плату персонала аварийно-диспетчерской службы и на приобретение специальной одежды и смывающих средств.

Расходы на оплату труда аварийно-диспетчерской службы Органу регулирования необходимо рассчитывать в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075.

При определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ.

Анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил
№ 1075, Органом регулирования проведен не был.

В адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, и другие обосновывающие документы.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год гг. при расчете тарифов для АО «ЗабТЭК» на базовый период регулирования не представляется возможным определить был ли проведен Органом регулирования анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за соответствующие отчетный период регулирования в разрезе регулируемых видов деятельности.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.4. Ремонтные (общепроизводственные и цеховые) расходы

РСТ по данной статье затрат учтены расходы, связанные с содержанием административно-управленческого персонала регулируемой организации.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала Органу регулирования необходимо рассчитывать в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075.

При определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ.

Анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил
№ 1075, Органом регулирования проведен не был.

В адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, и другие обосновывающие документы.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год гг. при расчете тарифов для АО «ЗабТЭК» на базовый период регулирования не представляется возможным определить был ли проведен Органом регулирования анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за соответствующие отчетный период регулирования в разрезе регулируемых видов деятельности.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.5. Административные (общехозяйственные) расходы

РСТ Забайкальского края по данной статье учтены затраты на содержание административно-управленческого персонала предприятия, расположенного в г. Чита.

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала Органу регулирования необходимо рассчитывать в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075.

При определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ.

Анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил
№ 1075, Органом регулирования проведен не был.

В адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, и другие обосновывающие документы.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год гг. при расчете тарифов для АО «ЗабТЭК» на базовый период регулирования не представляется возможным определить был ли проведен Органом регулирования анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за соответствующие отчетный период регулирования в разрезе регулируемых видов деятельности.

Кроме того, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала также учтены в статье затрат «Ремонтные (общепроизводственные и цеховые) расходы», что могло повлечь двойной учет одних и тех же расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Методических указаний № 1075;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

 

3.1. Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить размер расходов, учитываемых по данной статье затрат.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.

РСТ по данной статье затрат учтены расходы, связанные с приемом и размещение отходов (шлака) согласно заключенным договорам, отчетам по проводкам. РСТ затраты приняты на уровне фактических данных за 2021 год с учетом индексов-дефляторов на 2022 и 2023 годы.

ФАС России отмечает, что прием и размещение отходов (шлака) не является регулируемым видом деятельности, в связи с чем данные затраты подлежат учету в составе базового уровня операционных расходов.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат в части расходов, связанных с приемом и размещение отходов (шлака) подлежат исключению из состава неподконтрольных расходов регулируемой организации и включению в состав операционных расходов регулируемой организации в случае их экономической обоснованности.

 

3.2. Амортизация основных средств

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить размер расходов, учитываемый по муниципальным образованиям.

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год, а также тарифных заявок регулируемой организаций не представляется возможным определить право владения АО «ЗабТЭК» имуществом, эксплуатируемым при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Из представленного Экспертного заключения на 2023 год неясно на основании каких материалов Органом регулирования принимались к учету расходы по данной статье затрат, амортизация какого имущества включена в данную статью затрат, каким образом рассчитана амортизация, какова первоначальная стоимость учитываемых объектов. Также из представленных Комитетом Экспертных заключений не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». В обосновывающих документах отсутствуют акты ввода-вывода основных средств из эксплуатации, представлен реестр ввода-вывода объектов основных средств.

Кроме того, в материалах тарифных дел регулируемой организации отсутствуют акты ввода-вывода основных средств, инвентарные карточки по объектам, оборотно-сальдовые ведомости по счету 02 «Амортизация основных средств».

Исходя из представленных бухгалтерских отчетностей регулируемой организации за 2021 год также не представляется возможным определить сумму начисленных амортизационных отчислений по отчетному периоду.

ФАС России отмечает, что, исходя из представленных материалов в тарифной заявке, а также исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить распределение амортизационных отчислений по муниципальным образованиям.

Анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертном заключении на 2023 год, в том числе с пообъектным расчетом амортизации основных средств отсутствует.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.3. Косвенные неподконтрольные расходы

3.4. Иные неподконтрольные расходы

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить размер расходов, учитываемый по муниципальным образованиям.

Пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 установлен исчерпывающий перечень расходов, включаемых в состав неподконтрольных расходов.

Вместе с тем, в вышеуказанном перечне отсутствуют косвенные и иные неподконтрольные расходы.

Ввиду отсутствия анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил
№ 1075, исходя из Экспертного заключения РСТ на 2023 год не представляется возможным определить какие расходы регулируемой организации включены в данную статью затрат, на основании каких обосновывающих материалов, а также отнесение данных расходов к перечню, установленному пунктом 62 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, исходя из представленных регулируемой организацией материалов не представляется возможным определить пропорциональное отнесение расходов между видами деятельности ввиду отсутствия информации в Учетной политике регулируемой организации о порядке распределения косвенных расходов между видами деятельности.

Необходимо отметить, что согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить, каким образом рассчитаны расходы по рассматриваемым статьям затрат, а также на основании каких обосновывающих материалов регулируемой организации, ввиду отсутствия анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил регулирования № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Расходы на приобретение электрической энергии

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить размер расходов, учитываемый по муниципальным образованиям.

Информация о заявленных регулируемой организацией объемов расходов по данной статье затрат отсутствует.

Необходимо отметить, что по части муниципальных образований размер расходов по данной статье затрат в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. не указан.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значений расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле (5) Методических указаний № 760-э.

Для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, объем потерь тепловой энергии при передаче определяется с учетом пункта 118 Методических указаний № 760-э.

Стоимость 1 кубического метра воды определяется с учетом положений пункта 149 Методических указаний № 760-э.

Вместе с тем, в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2023 год расходы на приобретение электрической энергии – РСТ расчет затрат на приобретение электрической энергии, необходимой для бесперебойной работы оборудования объектов коммунальной инфраструктуры, выполнен РСТ исходя из объемов электрической энергии и плановых тарифов на 2023 год в разрезе уровней напряжения. Расчет объемов электрической энергии выполнен РСТ исходя из фактического расхода электрической энергии за 2021 год. В случае отсутствия данных по фактическому расходу, объем электроэнергии принят по предложению предприятия на 2023 год или на уровне 2022 года.

Вместе с тем, исходя из Экспертному заключения на 2023 год не представляется возможным определить какие цены на электрическую энергию применялись Органом регулирования, а также какие объемы электрической энергии учитывались Органом регулирования при расчете по каждому муниципальному образованию ввиду отсутствия вышеуказанной информации в Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год, в том числе ввиду отсутствия расчетов по данной статье затрат, предусмотренных пунктом 27 Методических указаний № 760-э, а также ссылок на обосновывающие материалы.

Исходя из Экспертного заключения РСТ на 2023 год не представляется возможным определить факт расчета объемов энергоресурсов в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э, который предусматривает учет фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса за предыдущие расчетные периоды регулирования.

ФАС России повторно отмечает, что в соответствии с информацией, имеющейся в распоряжении ФАС России, АО «ЗабТЭК» является должником по оплате электрической энергии, закупаемой у АО «Читаэнергосбыт».

По состоянию на 1 июля 2022 года долг теплоснабжающей компании АО «ЗабТЭК» перед АО «Читаэнергосбыт» сложился в размере 302,8 млн. руб. по 24 котельным в Петровск-Забайкальском, Борзинском, Сретенском, Балейском, Чернышевском и Шилкинском районах Забайкальского края.

Вместе с тем, в материалах тарифных дел АО «ЗабТЭК» на 2023 год документы, подтверждающие фактически понесенные расходы по данной статье затрат, за 2021 год отсутствуют. Из представленной бухгалтерской отчетности регулируемой организации также не представляется возможным определить фактически понесенные расходы по данной статье затрат за 2021 год.

Ввиду отсутствия необходимой информации для подтверждения вышеуказанных расходов, а также анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствия расчета в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э, не представляется возможным определить экономическую обоснованность расходов, учитываемых на 2020-2022 гг.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5. Расходы на топливо

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить размер расходов, учитываемый по муниципальным образованиям.

В соответствии с пунктами 34, 35 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется Органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле (2) Методических указаний № 760-э.

Если орган регулирования в отношении регулируемой организации, переходящей от одного метода распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - метод распределения расхода топлива) к другому методу распределения расхода топлива, принял решение о необходимости применения переходного периода, то в соответствии с Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, удельный расход топлива bi,j,k рассчитывается в соответствии с формулой (3) Методических указаний № 760-э, на основании норматива удельного расхода условного топлива на производство отпущенной тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя с коллекторов j-го источника тепловой энергии, утвержденный методом распределения расхода топлива, к которому осуществляется переход, на каждый t-й расчетный период регулирования переходного периода, кг у.т./Гкал и понижающего коэффициента, установленного органом регулирования на t-й расчетный период регулирования переходного периода для j-го источника тепловой энергии в отношении k-го вида теплоносителя.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год цена топлива состоит из цены на уголь, принятой в соответствии с договорами, заключенными с поставщиками твердого топлива (договор с ООО «АРМЗ Сервис» от 7 ноября 2022 года № 29-ЗКЭФ (2022.180432), от 7 ноября 2022 года № 30-ЗКЭФ (2022.180448); договор с АО «Разрез Харанорский» от 1 августа 2022 года № РХ-22/564С; договор с ООО «ЗабУК» от 17 августа 2022 года № 42-П/2022, договор с ООО «ППГХО» от 1 сентября 2022 года № 22-028, договор АО «ЗабЭК» от 15 августа 2022 года № 08/2022) по результатам конкурсных процедур, и затрат на доставку угля автомобильным транспортом, а также затрат, связанных с выполнением железнодорожных операций: перевалка, погрузка, выгрузка, отвалка, взвешивание (с учетом договоров c ИП Кудрявцев А.В. от 25 июля 2022 года № 20-КЭФ; с ИП Двуреченский С.А. от 22 ноября 2021 года № 21/58; c ИП Фалилиев Д. А. от 27 июля 2022 № 17-КЭФ; c ИП Бутаков Д.В. от 25 июля 2022 года № 16-КЭФ; с ООО «Сервис Уголь» от 25 июля 2022 года № 24-ЭАЭФ; с МУП «Агауглесбыт» от 25 июля 2022 года № 23-ЭАЭФ; с ООО «Храм» от 25 июля 2022 года № 19-КЭФ; с ООО «Нерчинсктопливснаб» от 25 июля 2022 года № 22-КЭФ; с ООО «Нерчинсктопливснаб» от 25 июля 2022 года № 25-ЭАЭФ; с ИП Неводчиков М.В. от 25 июля 2022 года № 15-КЭФ; с ИП Бегунова А.В. от 25 июля 2022 года № 18-КЭФ, с ИП. Бегунова А.В. от 25 июля 2022 года № 21-КЭФ; с ОАО «РЖД» от 23декабря 2019 № 1/203ЗабДМ).

В целях производства тепловой энергии АО «ЗабТЭК» используется в качестве основного вида топлива – уголь.

Информация о заключении договоров на поставку угля и мазута в результате проведения торгов отсутствует.

ФАС России отмечает, что при формировании расходов на топливо Органу регулирования необходимо также руководствоваться положениями пункта 28 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым необходимо применять цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Вместе с тем, исходя из Экспертного заключения на 2023 год Органа регулирования не представляется возможным определить, каким образом были рассчитаны расходы на топливо на 2023 год, на основании каких объемов топлива, удельных расходов условного топлива, каким образом объемы поставки угля распределены между муниципальными образованиями.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год также отсутствует анализ фактических объемов и цен на уголь за предыдущие отчетные периоды регулирования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

6. Нормативный уровень прибыли

Исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить размер расходов, учитываемый по муниципальным образованиям.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, экономии инвестиционных расходов;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия инвестиционной программы.

При этом в случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), учтенных в составе нормативной прибыли в соответствии с абзацем седьмым настоящего пункта.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

При определении размера расходов на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не учитываются расходы, направленные на реализацию мероприятий по модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, включенных в перечень генерирующих объектов, мощность которых поставляется по договорам купли-продажи (поставки) мощности модернизированных генерирующих объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации на основании результатов отбора проектов модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций.

Для АО «ЗабТЭК» приказами РСТ Забайкальского края от 29 мая 2020 года № 87-НПА, от 29 октября 2021 года № 300-НПА, от 17 декабря 2021 года № 700-НПА, от 17 декабря 2021 года № 702-НПА, от 17 декабря 2021 года № 704-НПА, от 16 сентября 2022 года № 196-НПА утверждены инвестиционные программы в разрезе муниципальных образований.

При этом, учитывая отсутствие в Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год анализа и расчета расходов по статье затрат «Нормативная прибыль», не представляется возможным определить размер расходов учитываемый РСТ в разрезе муниципальных по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

7. Недополученные доходы (экономически обоснованные расходы)

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в следующих размерах в разрезе муниципальных образований:

тыс. руб.

Муниципальное образование

2023

Атамановское

- 5 488,52

Г.. Петровск-Забайкальский

1 458,33

 

Согласно пункту 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 16 Правил № 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются обосновывающие документы и материалы, в том числе расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов).

При этом, исходя из Экспертного заключения Органа регулирования на 2023 год не представляется возможным определить учет недополученных доходов Органом регулирования на основании необходимого документального подтверждения, в том числе на основании статистической и бухгалтерской отчетности, не представляется возможным определить причину образования недополученных доходов у регулируемой организации.

В Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год. отсутствует анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

8. Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в следующих размерах в разрезе муниципальных образований:

тыс.руб.

Муниципальное образование

2023

г.п. «Город Балей»

18 000,0

г.п. «Борзинское»

13 769,93

г.о. «Город Петровск-Забайкальский»

15 420

г.о. «Город Чита» (п. Антипиха)

-10 096,565

г.п. «Забайкальское»

8 996,467

г.п. «Жирекенское»

20 768,485

г.п. «Нерчинское» (котельные № 11, № 19, Птицемаш, ул. Декабристов 37)

1 113,980

 

Приаргунский муниципальный округ с. Досатуй (котельная «Школы»)

3 010,916

 

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22)
с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Учитывая вышеуказанные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний отчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, то есть за 2021 год при корректировке тарифов на 2023 год соответственно.

В нарушение пункта 29 Правил № 1075, пункта 52 Основ ценообразования № 1075, пункта 52 Методических указаний № 760-э РСТ не отражен необходимый анализ в Экспертном заключении на 2023 год, а именно не раскрыты принимаемые Органом регулирования показатели в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э.

Необходимо отметить, что не проведение корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по части муниципальных образований является нарушением пунктов 29 Правил № 1075 и 52 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию, а в случае отсутствия вышеуказанного анализа и обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края не исполнившей предписание ФАС России от 21.02.2023
№ СП/12899/23.

2. В соответствии с пунктом 34 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, установить новый срок исполнения предписания ФАС России от 21.02.2023 № СП/12899/23, а именно исполнить предписание ФАС России от 21.02.2023 № СП/12899/23 с учетом мотивировочной части настоящего предписания не позднее 01.05.2024.

3. Признать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края нарушившей положения пунктов 13, 28, 29, 30, 31, 34, 35, 38, 39, 41, 42, 43, 52, 59, 62, 74,  Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

4. Органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения, допущенные Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края при установлении тарифов на 2023 год для АО «ЗабТЭК», а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «ЗабТЭК» расходы по статье затрат «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» в части расходов, связанных с приемом и размещение отходов (шлака);

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «ЗабТЭК» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Текущий ремонт основных средств»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы»;

- «Ремонтные (общепроизводственные и цеховые) расходы;

- «Административные (общехозяйственные) расходы;

- «Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности» на 2023 год;

- «Амортизация основных средств» на 2023 год;

- «Косвенные неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Иные неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- Расходы на приобретение электрической энергии» на 2023 год;

- «Расходы на топливо» на 2023 год;

- «Нормативный уровень прибыли» на 2023 год;

- «Недополученные доходы (экономически обоснованные расходы) на 2023 год;

- «Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2023 год;

5. По результатам исполнения пункта 4 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки АО «ЗабТЭК» на 2023 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «ЗабТЭК» на 2023 год.

6. По результатам исполнения пунктов 2, 4, 5 настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «ЗабТЭК» на 2024 год и не позднее 01.05.2024 принять и ввести в действие решения об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2024 год с учетом положений Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

8. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Забайкальского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «ЗабТЭК», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии

ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края
ИНН 7536095977, ОГРН 1087536008790
Забайкальское УФАС России
ИНН 7536033755, ОГРН 1027501158541