Решения по тарифам №31/76912/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в ... от 3 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ПЭСТ» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (далее – орган регулирования, Госкомитет) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...> ООО «ПЭСТ» <...>, <...> ООО «ПЭСТ» <...>, <...> управления регулирования организаций коммунальной сферы Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам <...> (посредством видео-конференц-связи), <...> отдела регулирования тарифов теплоснабжающих организаций Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам <...> (посредством видео-конференц-связи),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № 244 от 03.07.2019; рег. № 118101/19 от 09.07.2019) о разногласиях между ООО «ПЭСТ» и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между ООО «ПЭСТ» и Госкомитетом по постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.04.2019 № 5-1/тэ «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «ПЭСТ».

Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен впервые методом экономически обоснованных затрат на 2019 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для ООО «ПЭСТ», составляет 4 177,17 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 7 309,39 тыс. руб.

Величина разногласий по НВВ составляет – 3 132,22 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Основным видом деятельности ООО «ПЭСТ» является покупка электрической энергии на ОРЭМ (оптовом рынке электрической энергии) и реализация электрической энергии потребителям на розничном рынке.

Заявитель также оказывает услуги по передаче тепловой энергии в Осиновском сельском поселении в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации ООО «Осиновская теплоснабжающая компания». ООО «ПЭСТ» эксплуатирует тепловые сети для нужд отопления и сети горячего водоснабжения в закрытой системе теплоснабжения / водоснабжения.

Между ООО «ПЭСТ» и ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» заключены следующие договоры:

- договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде (на нужды отопления и ГВС) и теплоносителя от 19.02.2019 № отк014-19;

- договор по транспортировке горячей воды от 22.03.2019 № ОТК-020-19.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифа на передачу тепловой энергии ООО «ПЭСТ» на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1 (по виду деятельности – передача тепловой энергии):

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Расходы на оплату труда производственных рабочих

408,00

630,47

222,47

2

Отчисления на социальные нужды

123,22

190,40

67,19

3

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

1 088,97

945,44

- 143,53

4

Общепроизводственные (цеховые) расходы

2 459,25

3 041,10

581,85

5

Общехозяйственные расходы

97,70

68,32

- 29,38

6

Расходы на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели

-

2 189,87

2 189,87

7

Расчетная предпринимательская прибыль

-

243,79

243,79

 

ИТОГО по статьям затрат

4 177,17

7 309,39

3 132,22

Величина разногласий по статьям затрат, указанная в заявлении ООО «ПЭСТ», составляет – 3 132,22 тыс. руб.

1. Расходы на оплату труда производственных рабочих.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на оплату труда производственных рабочих (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 630,47 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 941,8 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 408,00 тыс. руб.

Объем разногласий по заявлению ООО «ПЭСТ» составляет 222,47 тыс. руб.  

Разногласия заключаются в определении размера премии ремонтного персонала.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075, при определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями № 760-э размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- расчет расходов для включения в НВВ при оказании услуг по передаче тепловой энергии по статье ФОТ и отчислений ведущего инженера по тепловым сетям и сетям ГВС;

- штатное расписание ООО «ПЭСТ» с 01.03.2019;

- положение о системе оплаты труда работников ООО «ПЭСТ», утвержденное генеральным директором 30.11.2018;

- положение о премировании работников ООО «ПЭСТ» по результатам работы за месяц (введено с 01.06.2018);

- положение о премировании работников ООО «ПЭСТ» по итогам работы Общества за год (введено с 01.06.2018);

- расчет нормативной численности работников, выполненный в соответствии с нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, утвержденными ОАО РАО «ЕЭС России» 03.12.2004 г. (разработанными ОАО «ЦОТэнерго»);

- учетная политика ООО «ПЭСТ» на 2019 год, утвержденная приказом от 31.05.2019 № 60/1.

Затраты на оплату труда ООО «ПЭСТ» и Госкомитетом сформированы исходя из численности производственного персонала – 1 человек (ведущий инженер по тепловым сетям и сетям ГВС) в соответствии со штатным расписанием.

Заявителем расходы на оплату труда производственного персонала рассчитаны согласно учетной политике (методике формирования себестоимости услуг ООО «ПЭСТ» по передаче тепловой энергии по сетям отопления и транспортировке горячей воды по сетям ГВС) пропорционально материальной характеристике сетей отопления и ГВС (с распределением по видам деятельности, как связанные с владением тепловыми сетями). Расчет расходов оплаты труда производственного персонала, выполненный Заявителем, представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет расходов оплаты труда производственного персонала ООО «ПЭСТ», выполненный Заявителем.

п/п

Наименование показателя

ед. изм.

в месяц

в год

в год в доле на передачу тепловой энергии

Примечание

1

Оклад

тыс. руб.

34,00

408,00

273,00

штатное расписание

2

Выплата к отпуску

тыс. руб.

17,00

17,00

11,00

п. 4.1. положения о системе оплаты труда работников ООО «ПЭСТ» (0,5 оклада

3

Месячная премия

тыс. руб.

37,40

448,80

300,00

положение о премировании работников ООО «ПЭСТ» по результатам работы за месяц (110%)

4

Годовая премия

тыс. руб.

 

68,00

46,00

положение о премировании работников ООО «ПЭСТ» по итогам работы Общества за год (1/11 заработной платы * К1=2), К1 – коэффициент, учитывающий стаж работника более 5 лет.

5

итого ФОТ

тыс. руб.

 

941,80

630,00

 

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2.8.2.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утверждённого Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 (далее – ОТС ЖКХ) выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами Организации и включают в себя, в том числе премии за основные результаты производственно-хозяйственной (финансово-хозяйственной) деятельности - в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом в пределах 50% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. При наличии финансовой возможности, работодатель может увеличить размер премии.

Согласно пункту 2.8.2.5 ОТС ЖКХ выплаты компенсационного и стимулирующего характера по итогам работы за год по результатам деятельности в отчетном периоде, включаются согласно коллективному договору, в пределах 33% тарифной составляющей расходов, направляемых на оплату труда (3,96 должностного оклада за полный год).

Госкомитетом расходы на оплату труда производственных рабочих были учтены органом регулирования в размере 408,00 тыс. руб., исходя из оклада ведущего инженера по тепловым сетям и сетям ГВС согласно штатному расписанию (34,00 тыс. руб. в месяц). При этом, органом регулирования не учтены премии и выплаты к отпуску, предусмотренные положениями Заявителя. Данное решение органа регулирования основано на следующем.

В соответствии с пунктом 2.1. положения о премировании основанием для начисления премии за основные результаты хозяйственной деятельности является выполнение установленных показателей премирования.

Также, согласно пункту 2.2. данного положения величина показателей премирования определяется выполнением плана по прибыли до налогообложения – в соответствии с утвержденным планом бюджета доходов и расходов общества.

Таким образом, премия выплачивается работнику Общества при наличии источника «прибыль», которая может быть у предприятия, а может не сформироваться по итогам отчетного периода, и не является обязательным платежом для предприятия. Следовательно, премия – не является обязательным платежом для предприятия и выплачивается работнику только при наличии положительного финансового результата по итогам отчетного периода.

Принимая во внимание положения ОТС ЖКХ, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на оплату труда производственных рабочих ООО «ПЭСТ» с учетом требований пункта 42 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает целесообразным частично удовлетворить требования ООО «ПЭСТ» по статье «Оплата труда производственных рабочих».

2. Отчисления на социальные нужды.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на отчисления на социальные нужды (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 190,4 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 284,42 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 123,22 тыс. руб.

Объем разногласий по заявлению ООО «ПЭСТ» составляет 67,19 тыс. руб. 

Разногласия по ставке отчислений на социальные нужды в ФАС России не заявлены. Расходы на отчисления на социальные нужды ООО «ПЭСТ» рассчитаны Заявителем и приняты органом регулирования в размере 30,2% от фонда оплаты труда.

В связи с частичным удовлетворением требований Заявителя по статье «Оплата труда производственного персонала», требования по статье «Отчисления на социальные нужды» также подлежат частичному удовлетворению.

3. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования.

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на содержание и эксплуатацию оборудования рабочих (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 945,44 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 1 432,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 1 088,97 тыс. руб.

Объем разногласий по заявлению ООО «ПЭСТ» составляет «- 143,53 тыс. руб.».

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования состоят из следующих статей затрат:

- амортизация основных средств;

- расходы на ремонт.

3.1. Амортизация основных средств.

Разногласия по балансовой стоимости сетей (4 936,7 тыс. руб.), и среднегодовой норме амортизации (10%) в ФАС России не заявлены. Расходы на амортизацию производственного оборудования ООО «ПЭСТ» рассчитаны Заявителем и приняты органом регулирования согласно представленным подтверждающим документам в размере 493,67 тыс. руб.

3.2. Расходы на ремонт

Расходы на ремонт заявлены ООО «ПЭСТ» на разногласия в ФАС России (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 656,1 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 980,07 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 595,3 тыс. руб.

Разногласия по заявлению ООО «ПЭСТ» составляют 60,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- договор подряда на эксплуатацию, техническое обслуживание и проведение ремонтных работ сетей теплоснабжения и ГВС Осиновских инженерных сетей п. Осиново в 2019 году от 25.02.2019 № б/н с ООО «ТехСервисТепло»;

- локальный сметный расчёт на текущий ремонт внутриквартальной сети п. Осиново по замене труб и тепловой изоляции на участках № М-16, № М-17, № М-19 (приложение к договор\у от 25.023.2019 № б/н);

- график ремонта сетей теплоснабжения и ГВС с. Осиново на 2019 год;

- перспективный график ремонта на 2019-2023 гг. сетей теплоснабжения и ГВС;

- схема теплоснабжения п. Осиново;

- технические характеристики сетей теплоснабжения.

Органом регулирования расходы на ремонт приняты на основании представленной сметной документации, без учета статей «накладные расходы» и «сметная прибыль».

Согласно представленной сметной документации на «текущий ремонт внутриквартальной сети п. Осиново по замене труб и тепловой изоляции на участках №М-16, №М-17, №М-19 в» на общую сумму 980 072,18 тыс. руб.:

- накладные расходы предусмотрены в сумме 227 335,06 тыс. руб., что составляет 38,2% от основной стоимости ремонтных работ;

- сметная прибыль предусмотрена в сумме 157 454,08 тыс. руб., что составляет - 26,5% от основной стоимости ремонтных работ.

Кроме того, орган регулирования отмечает, что согласно представленной сметной документации при текущем ремонте сетей теплоснабжения демонтируется 345 м труб, а монтаж предусмотрен 420 м - следовательно на участках М-16 и М-17 предусмотрена реконструкция сетей теплоснабжения, а не ремонт.

ООО «ПЭСТ» расходы на ремонт сформированы на основании договора подряда на эксплуатацию, техническое обслуживание и проведение ремонтных работ сетей теплоснабжения и ГВС Осиновских инженерных сетей с. Осиново в 2019 году от 25.02.2019 № б/н с ООО «ТехСервисТепло» (в соответствии с локальным сметным расчётом) с разделением Заявителем расходов на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с учетной политикой пропорционально материальной характеристике сетей отопления и ГВС.

Кроме того, Заявитель отмечает, что указанный договор заключен по результатам закупочной процедуры на электронной торговой площадке (ЭТП). Порядок заключения договора органом регулирования не оспаривается. Основным критерием при выборе поставщика услуги была минимальная конечная стоимость договора, а не ее составляющие.

ФАС России отмечает, что Заявителем в обоснование расходов на ремонт основанных средств не представлены дефектные ведомости, подтверждающие необходимость проведения ремонтов. При этом, в орган регулирования был представлен график ремонта сетей теплоснабжения на 2019 год, согласованный исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района.

ФАС России отмечает, что договор от 25.02.2019 № б/н заключен с ООО «ТехСервисТепло» на конкурсной основе (по результатам электронных торгов от 22.02.2019 № 295687 как единственный участник конкурса). Кроме того, регулируемой организацией не представлен сравнительный анализ сопоставимых рыночных цен по региону, подтверждающий, что цена, предложенная единственным участником, не является завышенной.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Ремонт основных средств» не подлежат удовлетворению.

4. Общепроизводственные (цеховые) расходы.

Заявитель считает экономически обоснованными общепроизводственные (цеховые) расходы (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 3 041,1 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 4 538,91 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 2 459,25 тыс. руб.

Объем разногласий по заявлению ООО «ПЭСТ» составляет 581,85 тыс. руб. 

Согласно пункту 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями;

Структура общепроизводственных (цеховых) расходов представлена в таблице 3.

Таблица 3. Структура общепроизводственных (цеховых) расходов.

№ 

п/п

Общепроизводственные (цеховые) расходы

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Услуги на эксплуатацию и техническое обслуживание

2 451,40

2 564,65

113,25

2

Обучение персонала

7,85

7,85

-

3

Энергообследование

 

468,60

468,60

 

ИТОГО

2 459,25

3 041,10

581,85

 4.1. Услуги на эксплуатацию и обслуживание.

Заявитель считает экономически обоснованными затраты на услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию сетей теплоснабжения и ГВС Осиновских инженерных сетей с. Осиново (по виду деятельности – передача тепловой энергии) в 2019 году по договору от 25.02.2019 № б/н с ООО «ТехСервисТепло» в размере 2 564,65 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной подстатье затрат учтены в размере 2 451,4 тыс. руб.

Объем разногласий по заявлению ООО «ПЭСТ» составляет 113,25 тыс. руб. 

Согласно договору подряда от 25.02.2019 № б/н с ООО «ТехСервисТепло» организация осуществляет техническое обслуживание и эксплуатацию сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения. В приложении №5 к данному договору представлен расчет стоимости договора.

Расчет стоимости услуг на эксплуатацию, техническое обслуживание по договору с ООО «ТехСервисТепло» представлен в таблице 4.

Таблица 4. Расчет стоимости услуг на эксплуатацию, техническое обслуживание по договору с ООО «ТехСервисТепло».

Статья затрат

ООО «ПЭСТ»

Принято органом регулирования на 2019 год

Примечания

сумма, руб./мес.

сумма,

тыс. руб./год

сумма
тыс. руб./год

заработная плата

135 200,00

1 622,40

1 622,40

по предложению

соц. отчисления (30,2%)

40 830,40

489,96

489,96

по предложению

мотопомпа и бензогенератор

6 000,00

72,00

72,00

по предложению

а/м УАЗ

31 160,00

373,92

 

не принято

ГСМ

30 936,67

371,24

218,25*

из расчета 100л. в неделю по цене ГСМ=43,7*1,043

спецодежда и спец. средства

3 470,00

41,64

41,64

по предложению

инструменты

1 250,00

15,00

15,00

по предложению

аренда помещений

15 000,00

180,00

 

не принято

накладные расходы 10%

26 384,71

316,62

 

не принято

рентабельность 10%

29 023,18

348,28

 

не принято

Итого

319 327,42

3 831,06

2 459,25

 

Органом регулирования услуги на эксплуатацию, техническое обслуживание по договору с ООО «ТехСервисТепло» учтены без учета расходов на ремонт, аренду, накладных расходов и рентабельности.

По мнению органа регулирования, в структуре затрат содержится амортизация на автомашину УАЗ, заявленная в договоре в сумме 373,92 тыс. руб./год, которая составляет более 50% от первоначальной стоимости нового автомобиля марки УАЗ, что не позволяет считать данные расходы экономически обоснованными.

Расход ГСМ принят органом регулирования исходя из фактических расходов других теплоснабжающих организаций по Республике Татарстан.

По мнению органа регулирования, расходы по аренде помещений также не должны включаться в договор на техническое обслуживание сетей теплоснабжения и при необходимости заявляться отдельно на конкурсной основе.

ФАС России полагает, что расходы по а/м УАЗ включают также затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, а не только амортизацию. Аренда помещений и накладные расходы также могут включатся в состав договора подрядной организации.

ООО «ПЭСТ» считает, что поскольку указанный договор заключен по результатам закупочной процедуры на ЭТП, основным критерием при выборе поставщика услуги была минимальная конечная стоимость договора, а не ее составляющие, то включению в НВВ подлежат расходы по договору пропорционально материальной характеристике сетей отопления и ГВС.

ФАС России отмечает, что договор от 25.02.2019 № б/н заключен по результатам электронных торгов с единственным участником, и регулируемой организацией не представлен сравнительный анализ сопоставимых рыночных цен по региону.

На основании вышеизложенного, ФАС России считает необходимым органу регулирования провести дополнительный анализ представленных Заявителем документов, обосновывающих расходы на услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию сетей теплоснабжения и ГВС, учесть их в экономически обоснованном объеме.

Таким образом, требования Заявителя по подстатье «Услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию» подлежат частичному удовлетворению.

4.2. Выполнение энергообследования.

Заявитель считает экономически обоснованными затраты на услуги по выполнению энергообследования (по виду деятельности – передача тепловой энергии) в размере 468,6 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной подстатье затрат не учтены.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- расчет расходов для включения в НВВ при оказании услуг по передаче тепловой энергии по энергообследованию;

- технико-коммерческое предложение ООО Инженергный центр «Энергопрогресс» на оказание услуг по энергетическому обследованию и составлению энергетического паспорта.

Заявленные средства на оказание услуг по энергетическому обследованию с составлением энергетического паспорта объектов в сумме 690,0 тыс. руб.– не приняты органом регулирования, так как это только планы намерения организации и не факт, что данные работы будут проведены в 2019 году. При покупке сетей теплоснабжения регулируемая организация должна была провести полное обследование объектов теплоснабжения на предмет его соответствия выставленной (заявленной продавцом) цены, получить об бывшего собственника сведения о состоянии имущества. Возникает вопрос, на основании каких данных была сформирована ООО «ПЭСТ» программа энергосбережения и энергетической эффективности на 2019-2023 годы, и на основании каких сведений был сформирован график ремонтов на 2019 год.

В соответствии с пунктом 1.4.8. приказа Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», организации, эксплуатирующие электрические станции, котельные, электрические и тепловые сети, должны подвергаться энергетическим обследованиям в соответствии с действующим законодательством об энергосбережении. Энергетические обследования организаций, эксплуатирующих энергообъекты, осуществляющие производство, преобразование, передачу, распределение электрической и тепловой энергии, должны проводиться уполномоченными органами государственного контроля и надзора, а также организациями, аккредитованными в установленном порядке.

Согласно пункту 11 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в целях определения их технических характеристик с учетом результатов экспертизы промышленной безопасности объектов теплоснабжения, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода понесла экономически обоснованные расходы (проведет энергетическое обследование объектов теплоснабжения в текущем году с соблюдением конкурсных процедур), то данные расходы будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) в соответствии с законодательством при наличии документально подтверждения на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Представленные Заявителем документы не соответствуют пункту 28 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

С учетом вышеизложенного, требования ООО «ПЭСТ» по подстатье «Выполнение энергообследования» не подлежат удовлетворению.

5. Общехозяйственные расходы.

Заявитель считает экономически обоснованными общехозяйственные расходы (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 68,32 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 104,84 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 97,7 тыс. руб.

Разногласия заключаются в расчете налога на имущество от основного производственного оборудования.

Расходы по статье налог на имущество от основного производственного оборудования приняты органом регулирования в сумме 97,70 тыс. руб. из расчета 2,2% от остаточной стоимости имущества (тепловых сетей), отнесенного к регулируемому виду деятельности – «услуги по передаче тепловой энергии»:

(4 936,7 тыс. руб. (балансовая стоимость) – 493,67 тыс. руб. (начисленная амортизация за год)) *2,2% = 97,70 тыс. руб.

Заявителем налог на имущество определено с учетом разделения расходов на услуги по передаче тепловой энергии в соответствии с учетной политикой.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Общехозяйственные расходы» не подлежат удовлетворению.

6. Расходы на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели

Заявитель считает экономически обоснованными расходы на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели (по виду деятельности – передача тепловой энергии) на 2019 год в размере 4 171,05 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 4 171,05 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат не учтены.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- приказ Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 05.03.2019 №41-ОД «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «ПЭСТ» на 2019 год»;

- расчет нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям ООО «ПЭСТ» на 2019 год;

- расчет расходов на компенсацию потерь ресурсов на технологические цели;

- постановление от 11.12.208 № 5-77/тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую с коллекторов источников тепловой энергии АО «Энергоцентр Майский» потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2019-2023 годы;

- договор об оказании услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде (на нужды отопления и горячего водоснабжения) и теплоносителя от 19.02.2019 № ОТК014-19 с ООО «ОТК»

- договор поставки тепловой энергии (мощности) в целях компенсации потерь от 22.03.2019 № ОТК019-19 с ООО «ОТК».

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 1075 при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан от 05.03.2019 №41-ОД потери тепловой энергии на 2019 год приняты в объеме 7 715,0 Гкал.

Орган регулирования аргументирует свою позицию следующими доводами:

- отсутствие на 2019 год установленных тарифов на компенсацию потерь тепловой энергии для единой теплоснабжающей организации в Осиновском сельском поселении ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» (далее ООО «ОТК»), т.е. в отсутствии установленных тарифов на технологические потери ООО «ОТК» не вправе требовать оплату на возмещение затрат (потерь) на технологические цели ООО «ПЭСТ»;

- постановлением Госкомитета от 18.10.2016 №5-78/тэ установлены тарифы на 2019 год для единой теплоснабжающей организации в Осиновском сельском поселении - ООО «ОТК». При расчете тарифов для ООО «ОТК» были учтены расходы на покупку тепловой энергии от источника теплоснабжения АО «Энергоцентр Майский», услуг по передаче тепловой энергии ООО «Осиновские инженерные сети», а также расходов на содержание, ремонт и эксплуатацию сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения Осиновского сельского поселения общей протяженностью 6,986 м в двухтрубном исчислении (эксплуатируемых по Концессионному соглашению), а также с учетом расходов ООО «ОТК» на поставку тепловой энергии потребителям (сбыт).

Таким образом, постановлением Госкомитета от 18.10.2016 №5-78/тэ, установлены тарифы для ООО «ОТК» на 2019 год с учетом расходов на производство, передачу и сбыт.

В соответствии с пунктом 4 Статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Согласно пункту 96 Основ ценообразования № 1075 тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией теплоснабжающим организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, устанавливается равным средневзвешенной стоимости единицы тепловой энергии (мощности), приобретаемой (производимой и приобретаемой) единой теплоснабжающей организацией.

Аналогичная норма установлена пунктом 126 Методических указаний №760-э.

Таким образом, тариф на тепловую энергию (мощность) с целью компенсации потерь тепловой энергии устанавливается для единой теплоснабжающей организации.

В данном случае компенсация потерь тепловой энергии регулируется статьями 13 и 15 Федерального закона № 190-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона № 190-ФЗ, теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона № 190-ФЗ, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 Федерального закона № 190-ФЗ.

Таким образом, по мнению ФАС России, поскольку в настоящее время в Республике Татарстан ценовые зоны не определены ни для одного муниципального образования, тарифы на тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии на 2019 год для единой теплоснабжающей организации ООО «Осиновская теплоснабжающая компания» не установлены, то расходы на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели для ООО «ПЭСТ» на 2019 год не приняты органом регулирования при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии правомерно.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по включению в НВВ при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год затрат по статье «Расходы на компенсацию затрат (потерь) ресурсов на технологические цели» удовлетворению не подлежат.

7. Расчетная предпринимательская прибыль

Расчетная предпринимательская прибыль (по виду деятельности – передача тепловой энергии) заявлена ООО «ПЭСТ» в сумме 249,79 тыс. руб. В орган регулирования расходы были заявлены в размере 365,13 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» не приняты в составе НВВ при расчете тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2019 год на основании пункта 48(1) Основ ценообразования № 1075 и пункта 117 Методических указаний № 760-э, а также на основании отсутствия расчетов Заявителя в материалах тарифного дела.

В соответствии с пунктом 117 Методических указаний № 760-э в необходимую валовую выручку регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, включаются следующие виды расходов:

- расходы на содержание, ремонт, эксплуатацию тепловых сетей;

- расходы на приобретение воды, электрической и тепловой энергии, расходуемые на технологические цели, включая расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 настоящих Методических указаний), и затраты электроэнергии на привод насосов (подкачивающих, смесительных, циркуляционных, дренажных и т.п.), а также другого оборудования, обеспечивающего технологический процесс передачи тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5% объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования № 1075, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Согласно пункту 32 Основ ценообразования № 1075 при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования № 1075.

В связи с вышеизложенным, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» с учетом требований пункта 48(1) Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «ПЭСТ» и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам нарушившим пункты 42, 44 и 48(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «ПЭСТ», указанные в заявлении о разногласиях с Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (исх. № 244 от 03.07.2019; рег. № 118101/19 от 09.07.2019).

3. Органу исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2019 (включительно) определить величину экономически обоснованных расходов, соответствующий анализ отразив согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в Экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда производственных рабочих»;

- «Отчисления на социальные нужды»;

- «Расходы на услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

4. Органу исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.10.2019 (включительно) пересмотреть тариф на передачу тепловой энергии для ООО «ПЭСТ» на 2019 год, на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифа на передачу тепловой энергии для ООО «ПЭСТ» на 2019 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «ПЭСТ».

<...>

Связанные организации

Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам
ИНН 1655200443, ОГРН 1101690053497
ООО "ПЭСТ"
ИНН 1651057220, ОГРН 1091651001067
Татарстанское УФАС России
ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405