Предписание №31/55749/24 ПРЕДПИСАНИЕ в отношении Региональной энергетической комиссии... от 26 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«18» июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области, в том числе акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 48/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки от 22.12.2023 № ИСХ-23/РЭК-6426, от 23.01.2024 № ИСХ-24/РЭК-225 (вх. от 26.12.2023 № 207536-ЭП/23, от 23.01.2024 № 10290-М/24), проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 643/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные исполнительным органом Омской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в отношении АО «Омские распределительные тепловые сети» на 2021-2023 гг.,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

Приказом ФАС России от 14.09.2023 № 643/23 установлено в том числе, что плановая выездная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Региональной энергетической комиссией Омской области (далее также – Орган регулирования, РЭК Омской области) тарифов в сфере теплоснабжения на 2021-2023 гг. в отношении АО «Омские распределительные тепловые сети» (далее также – АО «Омск РТС», Общество, регулируемая организация).

В рамках исполнения своих полномочий Органом регулирования в отношении регулируемой организации на 2019, 2021-2023 гг. были установлены следующие тарифы в сфере теплоснабжения:

Вид деятельности/тариф

Показатели

Годы

Базовый период регулирования/
2019

2021

2022

2023

до разногласий

после разногласий

до разногласий

после разногласий

Тариф на тепловую энергию

НВВ, тыс.руб.

7 651 901,31

8 028 346,19

8 440 102,72

8 655 532,55

9 106 167,45

10 260 668,61

Базовый уровень операционных расходов

1 019 421,41

1 019 421,41

х

х

х

х

Метод установления тарифов

индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

приказ РЭК Омской области от 20.12.2018 № 641/92

приказ РЭК Омской области от 19.06.2019 № 75/34

приказ РЭК Омской области от 18.12.2020 № 545/89

приказ РЭК Омской области от 20.07.2021 № 128/49

приказ РЭК Омской области от 17.12.2021
№ 614/93

приказ РЭК Омской области от 28.11.2022
№ 510/67

Экспертное заключение об установлении тарифов

07-03/84

07-03/74

07-03/218

07-03/137

Размер среднегодового установленного тарифа по собственным сетям, руб./Гкал (без НДС)

1062,03

1114,27

1167,60

1197,41

1268,81

1431,21

1 п/г

1050,31

1050,31

1164,87

1164,87

1238,79

2 п/г

1075,82

1194,98

1171,08

1171,08

1313,04

1238,79

Тариф на теплоноситель

НВВ, тыс.руб.

338 869,55

х

391 464,60

х

425 226,02

445 522,70

Базовый уровень операционных расходов

27 286,02

х

х

х

х

х

Метод установления тарифов

индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

приказ РЭК Омской области от 20.12.2018 № 633/93

 

приказ РЭК Омской области от 18.12.2020 № 537/89

 

приказ РЭК Омской области от 17.12.2021
№ 633/93

приказ РЭК Омской области от 28.11.2022
№ 509/67

Экспертное заключение об установлении тарифов

07-04/85

х

07-04/72

х

07-04/219

07-04/136

Размер среднегодового установленного тарифа по собственным сетям, руб./Гкал (без НДС)

18,25

х

20,20

х

21,37

23,98

1 п/г

16,76

х

19,66

х

20,76

2 п/г

19,83

х

20,76

х

22,01

Тариф на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)

Метод установления тарифов

индексации установленных тарифов

НПА об установлении тарифов

приказ РЭК Омской области от 20.12.2018 № 631/92

х

приказ РЭК Омской области от 18.12.2020 № 546/89

х

приказ РЭК Омской области от 17.12.2021
№ 615/93

приказ РЭК Омской области от 28.11.2022
№ 523/67

Экспертное заключение об установлении тарифов

07-06/86

х

07-06/78

х

07-06/229

07-06/134

Размер среднегодового установленного тарифа по собственным сетям, руб./Гкал (без НДС)

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования (ПП РФ от 22.10.2012 № 1075) на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются двухкомпонентные тарифы. Компонент на тепловую энергию равен установленному тарифу на тепловую энергию. Компонент на теплоноситель принимается равным установленному тарифу на теплоноситель

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел АО «Омск РТС» за 2019, 2021-2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертные заключения Региональной энергетической Комиссии Омской области на 2019, 2021-2023 гг. (далее – Экспертные заключения на 2019, 2021-2023 гг.), возражения в отношении Акта проверки от 22.12.2023 № ИСХ-23/РЭК-6426, от 23.01.2024 № ИСХ-24/РЭК-225 (далее - Возражения) и установлено следующее.

 

1. Операционные расходы 2019 года (тарифы на тепловую энергию, на теплоноситель)

Операционные расходы на 2019 год (базовый период) приняты Органом регулирования в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год

Тариф на тепловую энергию

1 019 421,41

Тариф на теплоноситель

27 286,02

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2019 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

 

1.1. Учет расходов на производство теплоносителя в составе НВВ в части тарифа на тепловую энергию

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что учетной политикой АО «Омск РТС», действовавшей на момент формирования тарифов на первый долгосрочный период регулирования в части тарифа на теплоноситель (2016-2018 годы), не предусматривалось отнесение на теплоноситель иных операционных расходов, кроме химреагентов. В течение данного долгосрочного периода АО «Омск РТС» были внесены изменения в Учетную политику, согласно которым по факту за 2017 год в структуру операционных расходов включена доля иных расходов, в том числе цеховых, относившихся ранее на тепловую энергию.

При формировании тарифов на второй долгосрочный период (2019-2023 годы) учет операционных расходов с ростом более чем в шесть раз привел бы к превышению предельного индекса платы граждан за коммунальные услуги и необходимости субсидирования из бюджета Омской области. С целью нивелирования отрицательных тарифных последствий было принято решение возместить часть (26 546,4 тыс. руб.) операционных расходов АО «Омск РТС» на теплоноситель за счет тепловой энергии (строка 1 Приложения № 4 к экспертному заключению на 2019-2023 годы, на теплоноситель «вода» приняты операционные расходы в сумме 779,53 тыс. руб.).

Также Орган регулирования отмечает, что потребители теплоносителя являются также и потребителями тепловой энергии.

ФАС России отмечает, что согласно пунктам 2, 12, 22 Основ ценообразования № 1075 необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, а тарифы устанавливаются на основании НВВ, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности.

Таким образом, перенесение Органом регулирования в целях соблюдения предельного индекса роста платы граждан за коммунальные услуги и во избежание резкого роста тарифов на теплоноситель операционных расходов 2019 года, относящихся на деятельность по производству теплоносителя, в состав операционных расходов 2019 года, относящихся на деятельность по производству и передаче тепловой энергии, не соответствует требованиям законодательства, приводит к нарушению прав потребителей и принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, которое заключается в следующем.

Тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения устанавливается в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. В отсутствие предусмотренной законодательством возможности учесть расходы в составе тарифа на теплоноситель Орган регулирования «искусственно» наращивает компонент на тепловую энергию, что приводит к необоснованному росту тарифов на горячую воду.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Таким образом, операционные расходы на 2019 год, относимые на теплоноситель, включенные Органом регулирования в состав операционных расходов 2019 года, относимых на деятельность по производству и передаче тепловой энергии, в размере 26 546,4 тыс. руб. подлежат исключению из состава операционных расходов 2019 года в части тарифа на тепловую энергию.

 

1.2. Расходы на приобретение сырья и материалов

Расходы по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» учтены Органом регулирования на 2019 год в следующих размерах:

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год (тыс. руб.)

Предложение Организации (тыс. руб.)

Тариф на тепловую энергию

42 386,33

46 465,2

Тариф на теплоноситель

5 301,16

4 193,3

Согласно Экспертным заключениям на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования согласно представленному регулируемой организацией расчету с учетом фактических данных за 2017 год на основании Акта проверки Органа регулирования с учетом применения индексов-дефляторов согласно прогнозу Минэкономразвития России.

В материалах тарифного дела в качестве экономического обоснования расходов по данной статье затрат представлен расчет расходов на основании данных бухгалтерской отчетности за 2017 год.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми
специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2019 год, Возражениях не отражена расшифровка принятых расходов по данной статье затрат, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

При этом Орган регулирования в Экспертном заключении на 2019 год в части тарифа на тепловую энергию, Возражениях в качестве источника информации о фактических расходов по данной статье затрат ссылается на Акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 06.06.2018 № 04-02/64-1-5, в котором определена сумма фактических расходов по данной статье затрат за 2017 год в размере 35 221,59 тыс. руб.

Вместе с тем в случае приведения расходов в размере 35 221,59 тыс. руб. к актуальным ценам 2019 года с учетом индексов-дефляторов согласно прогнозу Минэкономразвития России сумма плановых расходов на 2019 год должна составить 38 242,3 тыс. руб., что на 4 144,03 меньше учтенных Органом регулирования плановых расходов на 2019 год в части тарифа на тепловую энергию.

Кроме того, при определении расходов по данной статье затрат в части тарифа на тепловую энергию на 2019 год расходы были приняты Органом регулирования с превышением над заявкой Организации в общем размере 1 930,8 тыс. руб. по следующим подстатьям затрат:

- «Химические реагенты, фильтрующие материалы (ПН)» в размере 436,77 тыс. руб.;

- «Спецодежда, обувь, СИЗ» в размере 767,92 тыс. руб.;

- «Медикаменты, материалы на технику безопасности, прочие материалы на охрану труда» в размере 298,07 тыс. руб.;

- «Материалы на приобретение и обслуживание ИТ оборудования (оргтехника и расходные материалы), материалы на обслуживание систем связи» в размере 428,04 тыс. руб.;

Вместе с тем в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной регулируемой организацией в Возражениях также не отражено.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» в размере 1 930,8 тыс. руб. в части тарифа на тепловую энергию подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2019 года, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.3. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2019 год в следующем размере:

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год (тыс. руб.)

Предложение Организации (тыс. руб.)

Тариф на тепловую энергию

537 737,20

538 779,40

Тариф на теплоноситель

16 135,58

17 002,6

Согласно Экспертным заключениям на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования согласно представленному регулируемой организацией расчету с учетом фактических данных за 2017 год на основании Акта проверки Органа регулирования с учетом применения индексов-дефляторов согласно прогнозу Минэкономразвития России.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2019 год расчеты расходов на оплату труда в соответствии с приложением 4.9 Методических указаний № 760-э отсутствуют, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда».

В приложении к Возражениям Органом регулирования представлены формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2017 год, форма 4.9 Методических указаний № 760-э, а также приказ «Об утверждении положения об оплате труда».

В соответствии с формой 4.9 Методических указаний № 760-э Органом регулирования при расчете расходов на оплату труда учитывается численность в размере 962 чел. на уровне предложения Организации.

ФАС России отмечает, что согласно формам № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2017 год фактическая численность персонала регулируемой организации составляет 960 чел. Обоснование учета плановой численности на 2019 год с превышением над фактической численностью за 2017 год в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях, материалах тарифного дела не представлено.

Кроме того, Органом регулирования при расчете расходов на оплату труда принимается тарифная ставка рабочего 1-го разряда в размере 14 953,09 руб., при этом в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг. минимальная ставка рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2019 год составляет 10 303 руб.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в теплоснабжении применение к теплоснабжающей организации профильного отраслевого тарифного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обоснования учета тарифной ставки рабочего 1-го разряда выше размера, определенного в соглашении, в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не отражено.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.4. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» учтены Органом регулирования на 2019 год в следующих размерах:

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год (тыс. руб.)

Предложение Организации (тыс. руб.)

Тариф на тепловую энергию

35 859,07

55 656,50

Согласно Экспертному заключению на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию расходы по данной статье затрат приняты на основании представленных договоров с учетом фактических расходов за 2017 год на основании акта проверки с применением индексов-дефляторов согласно прогнозу Минэкономразвития России (услуги по поверке приборов, услуги ТО зданий, помещений и сооружений (ПН), услуги ТО грузовых и специализированных транспортных средств (ПН), услуги ТО прочих основных средств (ПН), работы (услуги) по установке, обслуживанию, замене и утилизации приборов учета (ПН), услуги аварийно-спасательной службы (аварийное прикрытие мазутных хозяйств), услуги по обеспечению гидрометеоинформацией, промышленная безопасность, услуги по эксплуатации автоматизированных комплексов, прочие услуги сторонних организаций, услуги по испытаниям и наладке оборудования).

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не отражена расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075
и пунктом 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил регулирования
№ 1075 Экспертное заключение на 2019 год, Возражения не содержат перечень документов и материалов, на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, а также причины учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и материалов по данной статье затрат.

Также Экспертные заключения на 2019 год, Возражения не содержат анализ проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

1.5. Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» учтены Органом регулирования на 2019 год в следующем размере:

Вид тарифа:

Утверждено Органом регулирования на 2019 год (тыс. руб.)

Предложение Организации (тыс. руб.)

Тариф на тепловую энергию

110 501,65

 

206 400,50

 

Согласно Экспертным заключениям на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования согласно представленному регулируемой организацией расчету с учетом фактических данных за 2017 год на основании Акта проверки Органа регулирования на оплату услуг связи, на оплату вневедомственной охраны, на оплату юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, других работ и услуг с учетом применения индексов-дефляторов согласно прогнозу Минэкономразвития России.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2019 год, Возражениях не отражена расшифровка принятых расходов, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 29 Правил регулирования
№ 1075 Экспертное заключение на 2019 год, Возражения не содержат перечень документов и материалов, на основании которых принималось решение Органом регулирования об учете расходов в утвержденном размере, а также причины учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и материалов по данной статье затрат.

Также Экспертное заключение на 2019 год, Возражения не содержат анализ проведенных конкурсных процедур при заключении договоров, расходы по которым приняты при расчете расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2022-2023 гг. (тарифы на тепловую энергию, на теплоноситель)

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

2.1. Отчисления на социальные нужды

Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

169 749,98

 

169 456,30

 

178 502,56

 

175 422,50

 

Тариф на теплоноситель

5 262,34

 

6 372,50

 

5 522,30

 

5 472,80

 

Согласно Экспертными заключениями на 2022-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель страховые взносы приняты Органом регулирования в размере 30,2% (пункт 2 статьи 425 НК РФ – 30%; 0,2% - в соответствии с уведомлением ФСС РФ о страховом тарифе на ОСС от НС на производстве и профессиональных заболеваний) от учтенных в тарифе затрат на оплату труда.

В связи с необходимостью дополнительного экономического обоснования расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» на 2019 год в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель, учтенные на 2022-2023 гг., также подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов

Расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

181 303,85

188 487,05

 

177 889,27

 

276 090,42

 

Тариф на теплоноситель

2 242,75

 

2 310,60

 

1 847,06

 

2 867,60

 

Согласно Экспертным заключениям на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию, на теплоноситель расходы по данной статье затрат на 2022 год приняты Органом регулирования:

- Амортизация ОС принята на основании представленной Таблицы № 1 РСБУ (Расшифровка ОС) за 9 месяцев 2021 года в доле на тепловую энергию, теплоноситель согласно фактическому распределению расходов по видам деятельности за 2020 год;

- Амортизация НМА принята на основании представленных расшифровки НМА и оборотов счета 05 за 2020 год и 9 месяцев 2021 года в доле на тепловую энергию, теплоноситель согласно фактическому распределению расходов по видам деятельности за 2020 год.

Согласно Экспертным заключениям на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию, на теплоноситель расходы на амортизацию ОС и НМА на 2023 год приняты Органом регулирования на основании представленной Таблицы № 1 РСБУ (Расшифровка ОС) за 8 месяцев 2022 года в доле на тепловую энергию, теплоноситель согласно фактическому распределению расходов по видам деятельности за 2021 год.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 (в ред. до 31.12.2021) сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 (в ред. от 31.12.2021) сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. отсутствует, также в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений регулируемой организации.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в приложениях к Возражениям представлены расчеты амортизации нематериальных активов на 2022, 2023 годы и расчет амортизации основных средств с применением максимальных сроков полезного использования.

При этом ФАС России отмечает, что расчет амортизации основных средств с применением максимальных сроков полезного использования на 2022 год в приложениях к Возражениям отсутствует.

Кроме того, при расчете амортизации на 2023 год Органом регулирования в отсутствие обоснования учтены расходы на объекты ОС, не являющиеся обязательными для осуществления регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения (инв. №№ 4000Щ0001401 (Машина стиральная HOTPOINT-ARISTON), 4000Щ0001400 (Машина стиральная HOTPOINT-ARISTON), 4000Щ0001502 (Газонокосилка HUSQVARNA) и др.).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на 2022-2023 гг.

Согласно пункту 61 Основ ценообразования № 1075 расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования № 1075.

 

3.1. Расходы на топливо

Расходы по статье затрат «Расходы на топливо» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

1 238 083,02

1 232 152,20

1 378 041,98

 

1 300 116,00

 

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию расходы на топливо на 2022 год определены Органом регулирования исходя из следующих параметров:

- Расчетный объем отпуска тепловой энергии в размере 7 176,945 Гкал;

- Цена на газ принята согласно приказу ФАС России от 02.06.2021 № 546/21. Цена на транспортировку газа по СП ТЭЦ-2, КРК принята согласно приказу ФАС России от 29.11.17 № 1606/17 (ООО «Омскгазсеть»). Цена на транспортировку газа в транзитном потоке по СП ТЭЦ-2 принята согласно приказу ФАС России от 11.12.2018 № 1729/18 (АО «Омскгазстройэксплуатация»). Цены на ССУ приняты согласно приказу ФАС России от 01.07.2019 № 885/19. Специальная надбавка к тарифам на транспортировку газа для потребителей ООО «Омскгазсеть» не учтена в связи с отсутствием утвержденных Органом регулирования на 2022 год значений;

- Цена на уголь с транспортировкой на 2022 год принята на уровне фактической цены списания за 9 месяцев 2021 года, подтвержденной данными шаблона WARM.TOPL.Q3.2021;

- Цена на мазут (с транспортировкой) на 2022 год принята на уровне фактической цены списания за 9 месяцев 2021 года, подтвержденной данными шаблона WARM.TOPL.Q3.2021 (по данным WARM.TOPL.Q3.2021 последняя поставка состоялась в 1 квартале 2021 года, запасы мазута на 30.09.2021 составляют 3156,12 тнт, что превышает годовую потребность).

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифа на тепловую энергию (конечный) расходы на топливо на 2023 год определены Органом регулирования исходя из следующих параметров:

- Расчетный объем отпуска тепловой энергии в размере 7 169,228 Гкал;

- Цена на газ принята согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 821/22. Цены на транспортировку газа по ТЭЦ-2, КРК приняты согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 (ООО «Омскгазсеть»). Цена на транспортировку газа в транзитном потоке по ТЭЦ-2 принята согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 (АО «Омскгазстройэксплуатация»). Цены на ССУ приняты согласно приказу ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 (ООО «Газпром межрегионгаз Омск»);

С учетом значительного объема остатков мазута на складах по сравнению с объемами поставки и использования, цена на мазут (с транспортировкой) на 2023 год принята равной цене списания за базовый период из шаблона WARM.TOPL.Q2.2022;

- Цена на уголь (с ж/д перевозкой) на 2023 год принята на уровне фактической цены списания за 2021 год из шаблона WARM.TOPL.Q4.2021 с учетом наличия запасов угля на складе.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию отсутствует. В составе обосновывающих материалов отсутствуют утвержденные нормативы удельного расхода топлива, утвержденные нормативы запаса топлива, акты приема-передачи топлива (товарно-транспортные накладные), счета-фактуры за отчетный год, данные бухгалтерского учета за отчетный год, план закупок топлива на 2022-2023 гг. Также в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. отсутствует информация о показателе удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, принятого Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат на 2022-2023 гг.

Кроме того, в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг., Возражениях отсутствует анализ цен, указанных в договорах на поставку топлива (уголь, мазут).

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2022-2023 гг., материалы тарифных дел, Возражения не содержат сведения о проведенных конкурсных процедурах при заключении договоров на поставку топлива (уголь, мазут) с ООО "ГПН - Региональные продажи" № 03.115.221.20, с ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" № 03.115.404.18.

ФАС России отмечает, что учет расходов по договорам, заключенным в отсутствие конкурсных процедур, с единственным поставщиком в отсутствие анализа рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, противоречит пунктам 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат на 2022-2023 гг. не проводился анализ остатков топлива за предыдущие периоды регулирования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.2. Расходы на электрическую энергию

Расходы по статье затрат «Расходы на электрическую энергию» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

381 169,70

394 777,40

436 945,91

413 868,00

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию отсутствует.

Кроме того, не представляется возможным определить каким образом Органом регулирования рассчитаны средние цены на электрическую энергию на 2022-2023 гг.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.3. Расходы на тепловую энергию

Расходы по статье затрат «Расходы на тепловую энергию» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

5 689 294,49

 

5 471 446,60

 

6 662 466,84

6 198 149,10

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что АО «Омск РТС» приобретает тепловую энергию у АО «ТГК-11» с целью поставки ее потребителям. Расходы на покупку тепловой энергии у АО «ТГК-11» учтены по данной статье затрат.

Объем покупной тепловой энергии, учтенный при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Омск РТС» на 2022 и 2023 год указан на странице 3 соответствующего экспертного заключения, а также представлен в приложениях №№ 1 и 14, а также в приложениях №№ 1 и 13 к соответствующим экспертным заключениям.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на тепловую энергию» на 2022-2023 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с позицией, изложенной в предписании ФАС России от 26.06.2024 № 31/55476/24. Экономически необоснованные расходы, выявленные по результатам исполнения предписания ФАС России от 26.06.2024 № 31/55476/24 подлежат исключению из состава расходов по данной статье затрат.

 

3.4. Расходы на холодную воду

Расходы по статье затрат «Расходы на холодную воду» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

89 959,41

 

86 762,90

 

96 932,10

101 037,55

Теплоноситель

48 723,89

 

27 031,50

 

30 594,57

 

28 454,90

 

ФАС России отмечает, что анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель отсутствует.

Кроме того, Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2022-2023 гг., Возражениях не представлены ссылки на тарифные решения в отношении регулируемых организаций, учтенные при расчете расходов по данной статье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.5. Расходы на теплоноситель

Расходы по статье затрат «Расходы на теплоноситель» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Теплоноситель

354 375,13

 

338 870,50

 

399 658,25

 

385 351,80

 

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что АО «Омск РТС» приобретает теплоноситель у АО «ТГК-11» с целью поставки потребителям. Расходы на покупку теплоносителя у АО «ТГК-11» учтены по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на теплоноситель» на 2022-2023 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с позицией, изложенной в предписании ФАС России от 26.06.2024 № 31/55476/24. Экономически необоснованные расходы, выявленные по результатам исполнения предписания ФАС России от 26.06.2024 № 31/55476/24 подлежат исключению из состава расходов по данной статье затрат.

 

4. Расчетная предпринимательская прибыль

Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» учтены Органом регулирования на 2022-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2022 год

2023 год

Вид тарифа:

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Утверждено ОР

Предложение

Организации

Тариф на тепловую энергию

98 597,35

101 152,38

 

104 957,30

 

109 347,60

 

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2022-2023 гг. также подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5. Корректировки НВВ на 2021-2023 гг.

Органом регулирования учтены корректировки НВВ на 2021-2023 гг. в следующих размерах:

(тыс. руб.)

 

2021

2022

2023

Тариф на тепловую энергию

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений

(-) 24 429,08

0

 

(-) 119 060,78

 

Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

0

(-) 51 698,81

 

0

Тариф на теплоноситель

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений

12 007,61

(-) 4 488,69

 

0

Согласно Экспертному заключению на 2021 год в части тарифа на теплоноситель корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, определена Органом регулирования в размере 36 022,82 тыс. руб. При этом на основании пп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ с целью соблюдения баланса интересов и потребителей в тарифе 2021 года учтена сумма расходов в размере 12 007,61 тыс. руб. Оставшаяся сумма будет учтена в последующих периодах, но не позднее чем на 3-й год в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год в части тарифа на тепловую энергию корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, определена Органом регулирования в размере 101 563,3 тыс. руб. При этом на основании пп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ с целью соблюдения баланса интересов и потребителей в тарифе 2022 года учтена сумма расходов в размере 0 тыс. руб. Оставшаяся сумма в размере 101 563,3 тыс. руб. будет учтена в последующих периодах, но не позднее чем на 3-й год в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год в части тарифа на теплоноситель корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2021 год, определена Органом регулирования в размере 9 712,14 тыс. руб. При этом на основании пп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ с целью соблюдения баланса интересов и потребителей в тарифе 2022 года учтена сумма расходов в размере 0 тыс. руб. Оставшаяся сумма в размере 9 712,14 тыс. руб. будет учтена в последующих периодах, но не позднее чем на 3-й год в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2021-2023 гг. в части тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель не содержат расчетов корректировок по формулам, предусмотренным положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э.

При этом в части принимаемого показателя фактических расходов за 2019-2021 гг. исходя из Экспертных заключений на 2021-2023 гг. не представляется возможным определить на основании каких материалов принимались фактические расходы, включаемые в расчет корректировок, ввиду полного или частичного отсутствия в материалах тарифного дела документов, подтверждающих фактические расходы и показатели.

Кроме того, в рамках проводимой Инспекцией ФАС России плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Омской области от сотрудников Органа регулирования была получена информация о том, что ежегодно в соответствии с решением ФАС России от 11.06.2021 № 31/48254/21 (далее – Решение № 31/48254/21) Органом регулирования в рамках корректировки НВВ АО «Омск РТС» фактические расходы по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» учитываются в размере 2% от фактической выручки потребителей категории «население», в то время как фактические расходы по результатам анализа обосновывающих документов по данной статье затрат составляют меньшую сумму.

ФАС России отмечает, что Решением № 31/48254/21 не установлена обязанность Органа регулирования в отсутствие анализа обосновывающих документов и материалов учитывать фактические расходы по данной статье затрат в размере 2% от фактической выручки потребителей категории «население».

Так, в соответствии с Экспертными заключениями на 2022-2023 гг. в части тарифа на тепловую энергию при проведении корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020-2021 гг., Органом регулирования учитываются фактические расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» за 2020 год в размере 98 510,6 тыс. руб. (плановые расходы – 133 344,6 тыс. руб.), за 2021 год – 113 714,78 тыс. руб. (плановые расходы – 100 869,44 тыс. руб.).

При этом в соответствии с оборотно-сальдовыми ведомостями по сч. 63 за 2020-2021 гг. фактически списанная дебиторская задолженность из созданного резерва по сомнительным долгам АО «Омск РТС» за 2020 год составила 16 177,81 тыс. руб., за 2021 год - 10 180,45 тыс. руб.

Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение), дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов (созданного в соответствии с пунктом 70 Положения) либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Как следует из пункта 77 Положения, резерв используется для списания долгов, нереальных для взыскания или так называемых безнадежных долгов, определение которых дано в налоговом законодательстве, что подтверждается пунктами 4, 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном данными статьями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 части второй НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ фактических расходов по статье затрат «Расходы по сомнительным долгам» за 2020-2021 гг., а также дополнительное экономическое обоснование использования резерва на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в установленном порядке, с учетом документов и материалов, подтверждающих ведение регулируемой организацией работы по списанию дебиторской задолженности из созданного резерва по сомнительным долгам за 2020-2021 гг., и принятия всех предусмотренных законодательством мер для её взыскания, в том числе в судебном порядке.

Также ФАС России отмечает, что при проведении дополнительного экономического обоснования фактических расходов регулируемой организации, учитываемых при проведении корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, Органу регулирования необходимо учитывать вышеизложенные замечания к плановым расходам 2022-2023 гг. по статьям затрат, учтенным в составе НВВ регулируемой организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а в случае отсутствия обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей положения пунктов 2, 12, 22, 28, 29, 34, 35, 36, 37, 41, 42, 43, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов АО «Омск РТС» 2019 года в части тарифа на тепловую энергию операционные расходы на 2019 год, относимые на теплоноситель, включенные Органом регулирования в состав операционных расходов 2019 года, относимых на деятельность по производству и передаче тепловой энергии, в размере 26 546,4 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов АО «Омск РТС» 2019 года в части тарифа на тепловую энергию расходы по статье затрат «Расходы на приобретение сырья и материалов» в размере 1 930,8 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Омск РТС» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов» на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2022-2023 гг.;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2022-2023 гг.;

- «Расходы на топливо» на 2022-2023 гг.;

- «Расходы на электрическую энергию» на 2022-2023 гг.;

- «Расходы на тепловую энергию» на 2022-2023 гг.;

- «Расходы на холодную воду» на 2022-2023 гг.;

- «Расходы на теплоноситель» на 2022-2023 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2022-2023 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Омск РТС» 2019 года, а также величину необходимой валовой выручки АО «Омск РТС» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.09.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала АО «Омск РТС» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также установить (пересмотреть) тарифы в сфере теплоснабжения на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Омск РТС», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418
Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939