Письмо №СП/74998/19 Решение о частичном удовлетворении требований СГ МУП ГТС с Р... от 28 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети»

 

ул. Маяковского, дом 15

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут, Тюменская обл., 628403

 

gts@surgutgts.ru


Региональная служба по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа — Югры

 

ул. Мира, д.104

г. Ханты - Мансийск, Тюменская область, 628007

 

rst@admhmao.ru


Для сведения:

 

УФАС России по Ханты-Мансийскому автономному округу

 

ул. Мира, д. 27

г. Ханты-Мансийск, 628002

 

to86@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

Юдиной Ю.В. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Кукис М.В. – заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Ляпиной О.П. - советника отдела подготовки нормативных актов Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Смердова А.А. – заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между Сургутским городским муниципальным унитарным предприятием «Городские тепловые сети» (далее – Заявитель, СГМУП «ГТС», регулируемая организация) и Региональной службой по тарифам Ханты - Мансийского автономного округа — Югры (далее – РСТ, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии начальника планово-экономического отдела СГМУП «ГТС» Смирновой Н.В., заместителя директора по финансам и экономике СГМУП «ГТС» Стебеневой М.В., начальника управления регулирования и контроля тарифов в энергетике РСТ Замятина С.Н., консультанта отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике РСТ Куклиной О.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 47621/19 от 21.03.2019) о разногласиях между СГМУП «ГТС» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 18.12.2018 № 125-нп установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую СГМУП «ГТС» потребителям, с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019 - 2023 годы, и тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям СГМУП «ГТС» на 2019-2023 годы. Для регулируемой организации тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг. Тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2019 года – 1 480,35 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 1 509,95 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для СГМУП «ГТС», составляет 3 673 354,17 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 846 755,40 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных СГМУП «ГТС» в ФАС России, составляет 173 401,23 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Основным видом деятельности регулируемой организации является производство, передача и распределение пара и горячей воды.

СГМУП «ГТС» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1.

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

Статья затрат

Заявитель

РСТ

Сумма спора

1

Расходы на топливо

318 615,83

294 001,97

24 613,86

2

Расходы на электрическую энергию

112 847,14

104 251,31

8 595,83

3

Расходы на холодную воду

25 841,14

21 958,91

3 882,23

4

Расходы на тепловую энергию

1 518 636,98

1 405 347,85

113 289,13

5

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним

23 020,18

0

23 020,18

 

Итого

 

 

173 401,23

1. Расходы на топливо.

СГМУП «ГТС» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на топливо в размере 318 615,83 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 294 001,97 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 24 613,86 тыс. руб.

Пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям теплоснабжения СГМУП «ГТС» на 2019-2023 годы;

- расчет нормативного количества тепловой энергии, необходимого на покрытие тепловых потерь в сетях горячего водоснабжения на 2019-2023 годы;

- объемы расхода и потерь воды ГВС при транспортировке;

- расчет объема потерь тепловой энергии со скрытыми утечками в части объемов, не зарегистрированных средствами измерений абонентов;

- заключение по результатам расчетов норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для потребителей СГМУП «ГТС».

Разногласия по статье «Расходы на топливо» заключаются в отклонении баланса выработки и передачи тепловой энергии, возникшем за счет различного учета потерь тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно схеме теплоснабжения города Сургута, утвержденной постановлением администрации г. Сургута № 5775 от 08.08.2013 (с актуализацией № 544 от 25.01.2018), полезный отпуск тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год отражен в размере 2 613,053 Гкал (с учетом покупной тепловой энергии).

Органом регулирования полезный отпуск тепловой энергии (с учетом покупной тепловой энергии) на 2019 год определен в размере 2 460,426 тыс. руб., что не соответствует требованиям пункта 22 Основ ценообразования № 1075.

При этом, разногласия по полезному отпуску тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (котельных), СГМУП «ГТС» в ФАС России не заявлены. Органом регулирования он определён в размере 505,41 тыс. Гкал.

Норматив удельного расхода топлива на 2019 год регулируемой организацией в установленном порядке не утверждены. Разногласия по удельному расходу топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии также регулируемой организацией в ФАС России не заявлены.

Таблица 2. Баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год (выработка тепловой энергии на котельных).

Наименование показателя

Ед. изм.

РСТ

Заявитель

Разногласия

1

Выработка тепловой энергии

тыс. Гкал

567,13

614,61

47,48

2

Собственные нужды

тыс. Гкал

14,64

15,87

1,23

 

 

%

2,58

2,58

 

3

Отпуск тепловой энергии (с котельных)

тыс. Гкал

552,49

598,74

46,25

4

Потери тепловой энергии

тыс. Гкал

47,08

93,33

46,25

4.1

потери тепловой энергии в тепловых сетях

тыс. Гкал

47,08

47,08

-

4.2

потери тепловой энергии в ГВС

тыс. Гкал

-

11,6

11,6

4.3

потери тепловой энергии в объемах, не зарегистрированных средствами измерений абонентов

тыс. Гкал

-

0,81

0,81

4.4

объем нереализованной тепловой энергии при приготовлении горячей воды t 60оС

тыс. Гкал

-

33,84

33,84

5

Полезный отпуск тепловой энергии (с котельных)

тыс. Гкал

505,41

505,41

-

6.1

НУР топлива от выработки

м3/Гкал

139,08

139,08

-

6.2

НУР топлива от отпуска в сеть

м3/Гкал

142,76

не заявлен

 

7

Цена топлива

руб./м3

3 727,48

3 727,48

-

8

Объем топлива

тыс. м3

78 874,20

85 477,56

6 603,36

9

Расходы на топливо

тыс. руб.

294 001,97

318 615,83

24 613,86

Из представленной таблицы видно, что разногласия заключаются в неучтенных органом регулирования потерях тепловой энергии:

- в сетях горячего водоснабжения (далее — ГВС);

- в объемах, не зарегистрированных средствами измерений абонентов;

- в объеме нереализованной тепловой энергии при приготовлении горячей воды t 60оС.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Также пунктом 90 Основ ценообразования № 1075 определено, что при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются только в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии определяются в соответствии с абзацем вторым пункта 38 Основ ценообразования № 1075.

В случае если по данным, представляемым регулируемой организацией, владеющей объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на 3 последующих года включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии исходя из необходимости доведения объема таких потерь до уровня потерь тепловой энергии (теплоносителя), установленного в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на соответствующий год.

В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, не входящей в число организаций, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

Доля фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей по показаниям приборов учета определяется как отношение объема тепловой энергии, отпуск которого подтвержден показаниями приборов учета, к общему объему отпущенной тепловой энергии, определяемому путем сложения объемов тепловой энергии, отпуск которой подтвержден показаниями приборов учета, и расчетных объемов отпущенной тепловой энергии в условиях отсутствия приборов учета тепловой энергии, определенных в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Фактический объем потерь рассчитывается как разность отпуска тепловой энергии в сеть и фактического объема отпуска тепловой энергии из сети по показаниям приборов учета, деленного на долю фактического объема отпуска тепловой энергии из тепловых сетей по показаниям приборов учета.

Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям для СГМУП «ГТС» на 2019 год на момент установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год не были утверждены Департаментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты –Мансийского автономного округа – Югры (далее – ДепЖКХ и энергетики Югры).

Орган регулирования отмечает в своих пояснениях, что для Заявителя ранее были утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям на 2016 год приказом ДепЖКХ и энергетики Югры от 13.11.205 № 49-нп в размере 208 934,5 Гкал.

Согласно заключению и расчетам к приказу ДепЖКХ и энергетики Югры от 13.11.205 № 49-нп потери в размере 208 934,5 Гкал соответствуют 8,8% от объема тепловой энергии, отпущенной в тепловые сети, при этом потери в сетях ГВС не приняты к утверждению.

Таким образом, орган регулирования определил размер потерь тепловой энергии в сетях теплоснабжения и горячего водоснабжения для СГМУП «ГТС» на 2019 год в объеме 8,8% от отпущенной тепловой энергии в сеть (в том числе на нужды ГВС), что составило 47,08 тыс. Гкал.

Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приказом ДепЖКХ и энергетики Югры, являющимся уполномоченным органом для его утверждения, не утвержден.

В связи с чем, СГМУП «ГТС» при расчете с населением за услугу «горячее водоснабжение» руководствуется постановлением Администрации города Сургута от 29.11.2007 № 3897 «Об утверждении количества тепловой энергии для приготовления одного кубического метра горячей воды» (далее – Постановление № 3897) и Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российский Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306).

Согласно пункту 29 первой редакции Правил № 306 (которую применяет Заявитель в связи с тем, что она имела силу на момент действия постановления № 3897) при расчете количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год (ккал/чел.) в том числе используется показатель p - объемный вес воды (кгс/м3), равный 985,73 кгс/м3 при температуре = 55 °C.

Применение такого расчета подтверждается письмом Департамента городского хозяйства администрации города Сургут от 06.02.2013 № 09-02-450/13, согласно которому нормативы потребления коммунальных услуг, действующие на территории города Сургута, разработаны в соответствии с Правилами № 306, температура горячей воды принята +55оС.

ФАС России отмечает, что постановлением администрации города Сургута от 08.08.2013 № 5776, Постановление № 3897 утратило силу. В связи с отсутствием иного нормативного акта, регламентирующего норматив количества тепловой энергии для приготовления одного кубического метра горячей воды, регулируемая организация вынуждена использовать утративший силу.

Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09, утверждённому постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 № 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

Таким образом, теплосодержание 1 м3 приготовленной горячей воды выше 55оС формирует нереализованный объем тепловой энергии по группе потребителей «население».

Приказом Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр утверждены Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (далее – Приказ Минстроя России № 640/пр), которыми предусмотрен расчет расхода воды, не зарегистрированного средствами измерений абонентов.

Заявителем в орган регулирования и в ФАС России представлен указанный расчет, выполненный на основании пункта 5.3.4 Приказа Минстроя России № 640/пр и пункта 2.4 приложения №5 к Приказу Минстроя России № 640/пр по результатам реализации горячей воды за 2017 год.

В связи с тем, что тепловые потери в горячем водоснабжении, объем нереализованной тепловой энергии, а также потери тепловой энергии в объемах, незарегистрированные средствами измерений не относятся к потерям тепловой энергии, не учтены органом регулирования при определении баланса тепловой энергии для СГМУП «ГТС» на 2019 год.

При этом ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) подлежат регулированию тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном разделом XI Основ ценообразования в сфере в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Расчет тарифов на горячую воду в закрытых системах горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с главой VIII.III Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее – Методические указания № 1746-э).

В силу пункта 92 Основ ценообразования № 406 значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих:

а) тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

б) финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

в) стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность);

г) расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.

В соответствии с пунктом 114 Методических указаний № 1746-э в случае, если при установлении тарифов на тепловую энергию не были учтены расходы регулируемой организации, предусмотренные пунктами «б», «в», «г» пункта 92 Основ ценообразования № 406-э, такие расходы учитываются при расчете компонента на тепловую энергию.

Таким образом, ФАС России считает целесообразным органу регулирования провести анализ представленных СГМУП «ГТС» расчётов и обосновывающих материалов по расчету потерь тепловой энергии при горячем водоснабжении, потерь тепловой энергии в объемах, не зарегистрированных средствами измерений абонентов, на предмет его соответствия Приказу Минстроя России № 640/пр, потерь в объеме нереализованной тепловой энергии при приготовлении горячей воды t 60оС и отразить его в экспертном заключении согласно требованиям пункта 29 Правил регулирования № 1075. На основании проведенного анализа РСТ Югры принять решение о дополнительном включении указанных потерь в баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год.

Органу регулирования также необходимо пересмотреть расходы на топливо СГМУП «ГТС» на 2019 год в связи с изменением балансовых показателей.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на топливо» подлежат частичному удовлетворению.

2. Расходы на приобретение электрической энергии.

СГМУП «ГТС» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» средства в размере 112 847,14 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 104 251,307 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 8 595,83 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Разногласия заключаются в объеме электрической энергии, что вызвано отклонением баланса выработки и передачи тепловой энергии, возникшем за счет различного учета потерь тепловой энергии.

В связи с частичным удовлетворением требования Заявителя о внесении изменений в баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год органу регулирования необходимо пересчитать объем электрической энергии, требуемой на производство тепловой энергии.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» подлежат частичному удовлетворению.

3. Расходы на холодную воду.

СГМУП «ГТС» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по статье «Расходы на холодную воду» средства в размере 25 841,14 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 21 958,91 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 3 882,23 тыс. руб.

Разногласия заключаются в расходе холодной воды, что вызвано отклонением баланса выработки и передачи тепловой энергии, возникшем за счет различного учета потерь тепловой энергии.

В связи с частичным удовлетворением требования Заявителя о внесении изменений в баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год органу регулирования необходимо пересчитать расход холодной воды, требуемой на производство тепловой энергии.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на холодную воду» подлежат частичному удовлетворению.

4. Расходы на покупную тепловую энергию.

СГМУП «ГТС» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию по статье «Расходы на покупную тепловую энергию» средства в размере 1 518 636,98 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в размере 1 405 347,85 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 113 289,13 тыс. руб.

Разногласия заключаются в объеме покупной тепловой энергии.

Разногласия по статье «Расходы на покупную тепловую энергию» заключаются в отклонении баланса выработки и передачи тепловой энергии, возникшем за счет различного учета потерь тепловой энергии.

Таблица 3. Баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год (покупная тепловая энергия).

 

Наименование показателя

Ед. изм.

РСТ

Заявитель

Разногласия

1

Покупная тепловая энергия

тыс. Гкал

2 146,01

2 318,99

172,98

2

Потери тепловой энергии

тыс. Гкал

190,99

363,98

172,99

2.1

потери тепловой энергии в тепловых сетях

тыс. Гкал

190,99

190,99

-

2.2

потери тепловой энергии в ГВС

тыс. Гкал

-

33,63

33,63

2.3

потери тепловой энергии в объемах, не зарегистрированных средствами измерений абонентов

тыс. Гкал

-

3,31

3,31

2.4

объем нереализованной тепловой энергии при приготовлении горячей воды t 60оС

тыс. Гкал

-

136,05

136,05

3

Полезный отпуск покупной тепловой энергии

тыс. Гкал

1 955,01

1 955,01

-

4

Тариф на тепловую энергию ООО "СГЭС"

руб./м3

654,87

654,87

-

5

Расходы на тепловую энергию

тыс. руб.

1 405 347,85

1 518 636,98

113 289,13

В связи с частичным удовлетворением требования Заявителя о внесении изменений в баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год органу регулирования необходимо пересчитать объем покупной тепловой энергии.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на покупную тепловую энергию» подлежат частичному удовлетворению.

5. Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним.

СГМУП «ГТС» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» в размере 23 020,18 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье исключены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В обоснование своих требований Заявителем в ФАС России представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет процентов по кредитам на 2019 год;

- контракт с ПАО «Сбербанк России» № 36 от 29.01.2018 на оказание финансовой услуги по открытию возобновляемой кредитной линии;

- договор с ПАО «Сбербанк России» от 29.11.2016 № 16-011-63 об открытии возобновляемой кредитной линии;

- факт оплаты процентов по кредитам за 2017-2018 годы;

- отчет по проводкам за 2017 год счетов 51 и 66.02 (проценты по краткосрочным кредитам);

- платежные поручения об уплате задолженности по договорам займов за 2017 год и за 1 полугодие 2018 года.

ФАС России отмечает, что в представленных Заявителем кредитных договорах целевым назначением кредитов является пополнение оборотных средств (оплата задолженности перед поставщиками за энергоресурсы, финансирование деятельности, предусмотренной Уставом в рамках обычной хозяйственной деятельности Заказчика).

Из представленных Заявителем документов не представляется возможным определить величину затрат, приходящихся на оплату задолженности перед поставщиками за энергоресурсы.

В соответствии с отзывом органа регулирования Заявителем не были представлены доказательства отнесения и использования заемных средств и процентов по кредитам именно к регулируемому виду деятельности (теплоснабжение), доказательств снижения поступления денежных средств СГМУП «ГТС» в указанные периоды (наличие кассовых разрывов).

Согласно пункту 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Указанные экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов) в расчетном периоде регулирования, подлежат учету органом регулирования при установлении и корректировке долгосрочных тарифов в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, согласно пунктам 63, 73 Основ ценообразования №1075.

Таким образом, расходы, связанные с результатами деятельности СГМУП «ГТС», возникшие в 2019 году, будут относиться к расчетному периоду регулирования на 2021 год и могут быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных СГМУП «ГТС» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, нарушившей пункт 31 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункт 114 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э.

2. Частично удовлетворить требования СГМУП «ГТС», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (рег. № 47621/19 от 21.03.2019).

3. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести анализ расчета потерь тепловой энергии при горячем водоснабжении, потерь тепловой энергии в объемах, не зарегистрированных средствами измерений абонентов, на предмет его соответствия Приказу Минстроя России № 640/пр, потерь в объеме нереализованной тепловой энергии при приготовлении горячей воды t 60оС СГМУП «ГТС» и принять решение о дополнительном включении указанных потерь в баланс тепловой энергии СГМУП «ГТС» на 2019 год. Соответствующие анализ и расчеты отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования №1075

4. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести анализ и расчет величины экономически обоснованных расходов на основании пункта 3 и мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования №1075 по следующим статьям затрат:

- «Расходы на топливо»;

- «Расходы на электрическую энергию»;

- «Расходы на холодную воду»;

- «Расходы на покупную тепловую энергию».

5. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям СГМУП «ГТС» на 2020 год, учесть экономически обоснованные расходы, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4, и 5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований СГМУП «ГТС».

 

 

Председатель Комиссии _________________/ С.А. Пузыревский

(подпись)

Заместитель председателя Комиссии _________________/ Ю.В. Юдина

(подпись)

Члены Комиссии: _________________/ М.В. Кукис

(подпись)

_________________/ О.П. Ляпина

(подпись)

_________________/ А.А. Смердов

(подпись)

 

 

 

 

 

Связанные организации

УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу
ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093
Сургутское Городское Муниципальное Унитарное Предприятие "Городские тепловые сети"
ИНН 8602017038, ОГРН 1028600587069
Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
ИНН 8601028608, ОГРН 1068601010884