Предписание №СП/58543/20 ПРЕДПИСАНИЕ АО "НЭСК" (Краснодарский край, сбыт) от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в электроэнергетики, допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении сбытовых надбавок для АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» (далее – организация, регулируемая организация, АО «НЭСК», ГП) на 2017- 2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Сбытовые надбавки устанавливаются для АО «НЭСК» на основании Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказа ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков» (сбытовые надбавки на 2017г.), приказа ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (сбытовые надбавки на 2018, 2019 гг.).

Сбытовые надбавки для АО «НЭСК» были установлены:

На 2017 г.:

- Приказом Региональной энергетической комиссией – департаментом цен и тарифов Краснодарского края (далее – орган регулирования, РЭК Краснодарского края) от 27.12.2016 № 54/2016-э «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии».

На 2019 г.:

- Приказом РЭК Краснодарского края от 19.12.2018 № 85/2018-э «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии».

Рассмотрев Экспертные заключения РЭК Краснодарского края об обоснованности сбытовых надбавок АО «НЭСК» на 2017, 2019 гг. (далее – экспертное заключение на 2017/2019 год), а также материалы, представленные регулируемой организацией в составе тарифных заявок, ФАС России установлено следующее.

         Необходимая валовая выручка, установленная РЭК Краснодарского края, составляет:

  Динамика НВВ по годам

2017

2018

2019

тыс.руб.

1 574 217,3

2 019 778,35

2 089 702,95

 

 

Анализ по статьям затрат, включенных в необходимую валовую выручку АО «НЭСК» при установлении сбытовых надбавок

 

Амортизация основных средств, 2017, 2018, 2019 годы

Органом регулирования учтены затраты в размере 23 244,51 тыс. руб. -2017 год, на 2018 год – 27 684,38 тыс.руб., на 2019 год - 29 169,05 тыс.руб.

Заявка организации на 2017 год – 25 323,82 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что на 2018 и 2019 год определить размер тарифной заявки регулируемой организации не представляется возможным.

Орган регулирования указывает, что амортизация основных средств начисляется исходя из срока полезного использования, при максимальном сроке полезного использования амортизируемого имущества.

Расходы на амортизацию были определены органом регулирования в соответствии с:

- приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01;

- постановлением правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования №1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Таким образом, учет амортизации осуществляется в соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Российской Федерации амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Экспертные заключения органа регулирования на 2017, 2018, 2019 годы не содержат расчетов и ссылок на материалы тарифного дела регулируемой организаций.

ФАС России отмечает, что согласно представленного расчета амортизации ОС за 2017 год, в составе расходов на амортизацию учтены затраты на амортизацию объектов, стоимость которых менее 100 тыс.руб., в общей сумме на 801 157,0 руб., за 2019 год – 1 016 166,0 руб.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что в составе амортизируемого имущества на 2017 год учтены 36 автомобилей, а также автотранспорт с первоначальной стоимостью 3 980 970,0 руб.

На 2019 год учтены расходы на амортизацию 44 автомобилей, в числе которых два автомобиля марки Toyota Camry, расходы на амортизацию которых составили 615 069 руб.

Вместе с тем, документы, обосновывающие производственную необходимость и объемы оказания транспортных услуг, расходы на амортизацию по котором учтены в составе НВВ, для осуществления деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствуют; определить на какой именно автотранспорт учтена амортизация не представляется возможным (в отношении Горячеключэнергосбыт на 2017 год).

ФАС России отмечает, что учет в составе НВВ регулируемой организации расходов на амортизацию автотранспортных средств марки Toyota Camry не влияет на качество предоставляемых услуг и нецелесообразно.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 2 432, 392 тыс.руб. (801, 157 + 1 016, 166 + 615, 069 тыс.руб.) подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Оплата труда

Органом регулирования учтены расходы в размере 491 278,57 руб.

Заявка организации -  873 158,80 руб.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

По смыслу пунктов 12, 17 Правил № 1178 расходы также должны быть подтверждены обосновывающими документами.

Расходы на оплату труда органом регулирования учтены исходя из нормативной численности персонала 1 138 человек и тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 6 444 руб.

Численность АО «НЭСК» по данным статистической формы П-4 за 2015 год составила 1 085,5 человек.

Согласно утвержденной РЭК – департаментом необходимой валовой выручки на 2017 год, плановый фонд оплаты труда предприятия составил 491 278,57 тыс. руб., с учётом численности 1 138 человек.

Заявленная организацией численность составила 1 889,67 человек.

Численность персонала, предусмотренная штатным расписанием на 2017 год, составила 1853,4 человек.

Из представленных возражений на акт проверки № 1, следует, что численность, принятая РЭК Краснодарского края для расчета (1 138,0) сформирована на основании:

- фактической средней численности персонала за 2015 год – 1 085,5 человек;

- планируемого прироста объема полезного отпуска электрической энергии на 3,95%, что в абсолютном выражении составляет 42,9 ед.;

- увеличения штатных единиц в связи с созданием Центра по взаимодействию с потребителями (Контакт-центр) на 9,6 единиц, в целях исполнения требований, предусмотренных пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ от 04.05.2012 № 442;

- обеспечение наличия и функционирования центров очного обслуживания потребителей (покупателей) (обслуживание посредством личного контакта с работниками организации), а также осуществление заочного обслуживания потребителей (покупателей) (обслуживание потребителей с безличным контактом с работниками организации, в том числе по телефону, почте или через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также обеспечение наличия бесплатных телефонных или телекоммуникационных каналов связи между гарантирующим поставщиком и потребителями;

- организация службы приема обращений потребителей (покупателей) по вопросам поставки некачественной электрической энергии или прекращения поставки электрической энергии, а также оповещения потребителей (покупателей) о причинах поставки некачественной электрической энергии или прекращения поставки электрической энергии и о планируемых сроках устранения указанных нарушений;

- организация приема иных обращений потребителей (покупателей) в адрес гарантирующего поставщика письменно или устно, в том числе посредством телефонной связи, сети "Интернет", электронной почты, а также оперативного ответа на них по существу с возможностью решения вопроса потребителя (покупателя) за 1 обращение.

Учитывая вышеизложенное, РЭК Краснодарского края на 2017 год принята численность персонала на уровне экономически обоснованного факта 1 085,5 чел. и дополнительной численности 52,5 чел.

ФАС России обращает внимание, что обоснование необходимости увеличения количества персонала в связи с приростом объемом полезного отпуска электрической энергии на 3,95% не представлено. Определить, какой объем электрической энергии приходится на 1 работника в связи с должностными обязанностями, не представляется возможным. При этом, объемом полезного отпуска электрической энергии не является расчетной величиной для определения численности персонала регулируемой организации.

Кроме того, учет персонала для целей создания Центра по взаимодействию с потребителями не исключает дублирования функций с уже имеющимся персоналом (инженер, агент по сбыту энергии, техник).

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Оплата труда» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Оплата работ и услуг сторонних организаций, 2017 год

Органом регулирования учтены расходы в размере 94 991,85 тыс. руб.

Заявка организации – 104 829,81 тыс. руб.

В составе статьи затрат «Оплата работ и услуг сторонних организаций» РЭК Краснодарского края учтены расходы на:

- услуги связи – 4 317,88 тыс. руб.;

- услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 20 189,33 тыс.руб.;

- юридические и информационные услуги – 69 914,83 тыс. руб.;

- аудиторские и консультационные услуги – 569,80 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе прочие расходы.

В силу подпункта 2 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

При этом, в экспертном заключении отсутствует калькуляция учтенных расходов, информация о принятых в расчет среднемесячных расходах на указанные услуги по данным бухгалтерского учета, а также анализ представленных договоров.

Из представленных органов регулирования возражения на Акт проверки № 1 следует, что в составе статьи затрат «Оплата работ и услуг сторонних организаций» РЭК Краснодарского края учтены расходы, в том числе, на юридические и информационные услуги в размере 69 914,83 тыс. руб.

При этом, в составе затрат на юридические услуги учтены расходы на представительство в суде ООО ЮК «Статус-М» по договорам от 25.05.2015 № 183-ПСФ-157/15 и № 185-ПСФ-157/15 в общей сумме на 13,68 тыс.руб. (по 6,837 тыс.руб. каждый). Расходы учтены в части исполнительного аппарата регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что согласно штатному расписанию в составе исполнительного аппарата АО «НЭСК» имеется Управление правового обеспечения, которое включает в себя: начальника управления, заместителя начальника управления, начальника отдела правового обеспечения, 10 ведущих юрисконсультов, юрисконсультанта 1й категории, начальника отдела корпоративного управления и юрисконсультанта 1й категории указанного отдела.

Таким образом, юридические услуги по договорам с ООО ЮК «Статус-М» дублируют обязанности специалистов исполнительного аппарата сбытовой организации, что приводит к двойной оплате потребителями финансовых потребностей организации.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органом регулирования не проведен и не отражен анализ документов и материалов, на основании которых в тариф приняты расходы. Обоснование учета расходов на оказание информационных, аудиторских и консультационных услуг в экспертном заключении на 2017 год также отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 13,68 тыс.руб. по рассматриваемой статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Арендная плата, 2017 год

Затраты по данной статье учтены органом регулирования в размере 95 112,31 тыс. руб.

Заявка организации – 108 413,47 тыс. руб.

В составе арендной платы учтены расходы на:

- аренду помещений – 94 135,94 тыс. руб.;

- аренду земельных участков – 23,27 тыс. руб.;

- аренду программного обеспечения – 953,10 тыс. руб.

Аренда помещений

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 определено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включается, в том числе, плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности, за исключением затрат, связанных с арендой объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, в случае, если собственник объектов электросетевого хозяйства является единственным потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если указанные объекты учтены в базе инвестированного капитала прочих сетевых организаций. Расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.

При этом в случае, если собственником арендуемого имущества является физическое лицо, публично-правовое образование и иные лица, для которых не предусмотрено начисление амортизации и (или) налога на имущество, расходы, связанные с арендой такого электросетевого имущества, определяются регулирующим органом исходя из иных установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Так, решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13 второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 признано недействующим в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В мотивировочной части указанного решения Высший Арбитражный Суд Российской Федерации относит к числу обязательных платежей, связанных к арендуемым имуществом, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду имущества следует определять исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с использованием арендованного имущества.

Экспертное заключение на 2017 год не содержит указания, что расчет расходов по арендной плате произведен в соответствии с вышеуказанными требованиями. Однако, расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил № 1178 и пункта 28 Основ ценообразования № 1178 не представлен.

Указание на материалы, принятые органом регулирования в качестве обосновывающих, отсутствует.

Из представленных органом регулирования возражения на Акт проверки № 1 следует, что письмом от 19.12.2016 № 6.1НЭ-17/93/8137 АО «НЭСК» представлен расчет с расшифровкой стоимости арендной платы, исходя из величины амортизации, налогов на имущество и землю, а также других установленных законодательством платежей, связанных с использованием арендованного имущества.

В соответствии с письмом от 19.12.2016 № 6.1НЭ-17/93/8137 расходы на аренду помещений состоят из арендной платы собственника, амортизации, налога на имущество и других, установленных законодательством платежей, связанных с использованием арендуемого имущества в год.

ФАС России отмечает, что п. 28 Основ ценообразования № 1178 носит исчерпывающий перечень платежей, в соответствии с которым рассчитывается размер арендой платы.

Таким образом, включение арендной платы собственника в состав расходов на аренду имущества противоречит п. 28 Основ ценообразования  № 1178.

Кроме того, определить на какие именно цели учитываются обязательные платежи в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 02.08.2013 № ВАС-6446/13 не представляется возможным.

Аренда земельных участков

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ст.39.7 ЗК РФ).

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется согласно порядку, который установлен уполномоченным органом на основании соответствующего федерального закона, вступившего в силу к моменту заключения договора, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был установлен.

Арендная плата подсчитывается на основании кадастровой стоимости при аренде земель государственной собственности РФ, которые расположены на территории России. Также на основании кадастровой стоимости плата за аренду считается в отношении земельных участков, предоставленных без организации торгов.

Учитывая вышеизложенное, расходы на аренду ЗУ следует определять исходя из:

- величины налогов на землю, в случае, если ЗУ находится в частной собственности;

- размера арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, рассчитываемой с учетом кадастровой стоимости ЗУ.

При этом, из представленных материалов не следует, что арендная плата на землю определена размером налога.

Исходя из представленных расчетов вместе с возражениями на акт проверки № 1 следует, что стоимость аренды земельных участков определена исходя из стоимости аренды, указанной в договоре, что противоречит вышеуказанному.

Аренда программного обеспечения

ФАС России отмечает, что расходы на аренду программного обеспечения учтены на основании фактических затрат 2015 года на уровне тарифной заявки регулируемой организации. Вместе с тем, в приставленных материалах отсутствует обоснование необходимости аренды программного обеспечения в указанном размере, анализ отсутствия/наличия аналогичного программного обеспечения в собственности у АО «НЭСК», а также договоры аренды сроком действия на 2017 год.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством РФ, 2017 год

Органом регулирования расходы учтены в размере – 53 190,61 тыс. руб.

Заявка организации – 79 722,19 тыс. руб.

В составе расходов, связанных с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством РФ, РЭК Краснодарского края учтены затраты на:

- земельный налог – 15,61 тыс. руб.;

- налог на имущество – 1 017,13 тыс. руб.;

- транспортный налог – 292,15 тыс. руб.;

- прочие расходы – 51 856,72 тыс. руб.;

- повышение квалификации – 100,81 тыс. руб.;

- проездные билеты – 583,14 тыс. руб.;

- периодический мед.осмотр сотрудников- 785,8 тыс. руб.;

- мед.осмотр водителей – 1 071,25 тыс. руб.;

- ОСАГО - 370,74 тыс. руб.;

- прочие услуги сторонних организаций – 687,86 тыс. руб.;

- тех.осмотр ТС – 7,54 тыс. руб.;

- мероприятия по охране окр.среды – 1 923,17 тыс. руб.;

- услуги по доставке уведомлений, счетов – 19 124,88 тыс. руб.;

- тех.обслуживание АСКУЭ – 4 050,82 тыс. руб.;

- услуги по контрольному съему показаний приборов учета – 16 993,53 тыс. руб.;

- услуги почты – 1 315,98 тыс. руб.;

- расходы на обслуживание спец. программного обеспечения (биллинг) – 2 915,78 тыс. руб.;

- дератизаций помещений – 3,59 тыс. руб.;

- подписка – 320,48 тыс. руб.;

- членские взносы НП «Совет рынка» - 1 610,63 тыс. руб.;

ФАС России отмечает отсутствие подробных расчетов учтенных затрат со ссылками на обосновывающие документы, принятых органом регулирования в расчет, а также экономический анализ принятых расходов.

ФАС России отмечает, ввиду того, что органом регулирования по статье – затрат «Арендная плата» не представлен расчет учтенных затрат в нарушение пункта 23 Правил № 1178 и пункта 28 Основ ценообразования № 1178, не представляется возможным исключить двойной учет расходов на земельный налог и на налог на имущество в связи с арендой земельных участков и помещений.

В части учета расходов на ОСАГО и «Техосмотр автотранспорта»  ФАС России отмечает, что из представленных вместе с возражением на акт проверки № 1 расчетов не представляется в полном объеме определить, какие именно автотранспортные средства подлежат обязательному страхованию.

Кроме того, документы, обосновывающие производственную необходимость и объемы оказания транспортных услуг, расходы на ОСАГО «Техосмотр автотранспорта» по котором учтены в составе НВВ, для осуществления деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствуют.

Из представленных с возражениями на Акт проверки № 1 материалов следует, что в составе прочих услуг сторонних организаций учтены расходы по договору подряда на юридические услуги с Бессараб Е.А. в размере 20,06 тыс.руб.

Однако, как уже было отмечено, согласно штатному расписанию исполнительного аппарата присутствует Управление правового обеспечения.

Таким образом, юридические услуги по договорам с Бессараб Е.А. дублируют обязанности специалистов исполнительного аппарата сбытовой организации, что приводит к двойной оплате потребителями финансовых потребностей организации.

В части учета расходов на услуги по контрольному съему показаний приборов учета в размере 16 993,53 тыс. руб. ФАС России отмечает следующее.

Из представленных органом регулирования расчетов следует, что в состав работ по контрольному съему показаний приборов учета входит:

- проезд к многоквартирному дому на маршрутном транспорте;

- снятие показаний с общедомового расчетного прибора учета электроэнергии;

- снятие показаний с расчетного прибора учета электроэнергии, находящегося на лестничной клетке с разноской результата в ведомость контрольных съемов и фотографированием.

Вместе с тем, в составе штатного расписания содержатся должности инженеров, техников и агентов по сбыту энергии.

Из представленных материалов не представляется возможным исключить дублирования функций основного персонала функциями, выполняемыми сотрудниками по договору.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 20,06 тыс.руб. по рассматриваемой статье затрат подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Резерв по сомнительным долгам, 2017 год

Согласно пункту 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности), организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

При оценке использования сетевой организацией расходов на формирование резерва по сомнительным долгам также учитывается порядок расчета суммы резерва по сомнительным долгам, предусмотренный статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно пунктам 1, 2 которой сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Учет резерва по сомнительным долгам при установлении тарифа необходим для компенсации отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность, и для исключения повторного учета одного и того же долга при установлении тарифов, гарантируя соблюдение основных принципов государственного регулирования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству также на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Из представленных в материалы документов невозможно установить порядок формирования резерва по сомнительным долгам, предусмотренный пунктом 4 статьи 266 НК РФ, а также что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта дебиторская задолженность не отвечала признакам безнадежной ко взысканию согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ.

Из экспертного заключения РЭК Краснодарского края на 2017 год следует:

размер РСД на 2015 год учтен РЭК Краснодарского края в размере 42 980,57 тыс.руб.;

размер РСД исходя из фактических затрат на 2015 год учтен РЭК Краснодарского края в размере 28 422,70 тыс.руб.

Органом регулирования указано, что резерв по сомнительным долгам рассчитан исходя из резерва по сомнительным долгам по состоянию на 31 декабря 2014 года – 980 610,6 тыс. руб. и на 15 декабря 2015 года - 828 866,0 тыс. руб. (980 610,6 – 828 866,0 = 151 744,6 тыс. руб.).

Заявка организации – 491 002,4 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что сумма РСД в размере 980 610,6 тыс. руб., согласно представленным расчетам вместе с возражениями на акт проверки № 1, соответствует размеру РСД по состоянию на 01.01.2015.

РСД в размере 828 866,0 тыс. руб. определен как:

980 610,6 тыс.руб. + 801 543,9 тыс.руб. (обороты по созданию резерва) – 924 866,0 тыс.руб. (обороты по восстановлению резерва) – 28 422,7 тыс.руб. (списание дебиторской задолженности за счет резерва) = 828 866,0 тыс. руб. (размер РСД на 31.12.2015).

ФАС России отмечает, что согласно представленным приказам АО «НЭСК» от 29.12.2015 № 136-НЭ, от 25.09.2015 № 88-НЭ, от 29.06.2015 № 44-НЭ/1, от 13.05.2015 № 30-НЭ/1 «О списании дебиторской задолженности», общая сумма списания дебиторской задолженности составляет  29 770, 248 тыс. руб.

Необходимо отметить, что в силу ч. 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату в соответствии с пунктом 4 указанной статьи, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом указанной статьи, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты.

В Экспертном заключении РЭК Краснодарского края не отражен анализ данной статьи затрат в соответствии со статьей 266 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с п. 7 Основ ценообразования № 1178.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2018 № 21-АПГ18-1 неиспользованный резерв по сомнительным долгам не является экономией предыдущего периода регулирования.

Учитывая вышеуказанное, ФАС России приходит к выводу, что органом регулирования не проводился экономический анализ документы, подтверждающие размер расходов по сомнительным долгам, в том числе признанной безнадежной, на 2017 год:

- актов инвентаризации дебиторской задолженности;

- приказов о создании резерва по сомнительным долгам;

- приказов о списании безнадежной дебиторской задолженности;

- ОСВ по счету 007;

- решения (определения) судов об окончании конкурсного производства;

- исполнительные листы;

- данные об исключении организаций из ЕГРЮЛ.

Кроме того, органом регулирования не производился расчет необходимого РСД на 2017 год исходя из вышеперечисленных материалов.

Вместе с тем, сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва (на 2017 год) должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода (на 2015 год), и включению в необходимую валовую выручку подлежит лишь разница между размером сформированного на очередной период регулирования резерва и суммы остатка резерва предыдущего периода регулирования.

При этом, величину резерва по сомнительным долгам необходимо определять не только на основании суммы списанной безнадежной задолженности, но и с учетом корректировки резерва в течение рассматриваемого периода, его прироста и восстановления, связанного с увеличением, либо погашением задолженности, ранее признанной сомнительной.

ФАС России также установлено, что согласно приказам АО «НЭСК» от 29.12.2015 № 136-НЭ, от 25.09.2015 № 88-НЭ, от 29.06.2015 № 44-НЭ/1, от 13.05.2015 № 30-НЭ/1 «О списании дебиторской задолженности», в составе безнадежной дебиторской задолженности, подлежащей к списанию, учтены в том числе, расходы на гос.пошлину в размере 346,130 тыс.руб.

Вместе с тем, Основами ценообразования не предусмотрен учет расходов на гос.пошлину в составе статьи затрат «Резерв по сомнительным долгам».

Учитывая вышеизложенное, учтенные расходы на формирование резерва по сомнительным долгам в размере 346,130 тыс.руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Необходимая прибыль, 2017 год

Органом регулирования расходы учтены в размере– 121 720,76 тыс. руб.,

Заявка организации – 228 318,54 тыс. руб.

В составе необходимой прибыли органом регулирования учтены расходы на:

- налог на прибыль – 24 344,15 тыс. руб.;

- расходы на развитие производства (кап.вложения в соответствии с инвест.программой от 01.11.2016 № 378) – 77 630,83 тыс.руб. (кап. вложения за счет прибыли организации);

- расходы на соц. нужды – 19 745,77 тыс. руб.

Согласно п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114 (далее также - ПБУ 18/02).

Согласно положениям пункта 22 ПБУ 18/02 способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.

Из представленных органом регулирования возражений на Акт проверки № 1 следует:

«Налог на прибыль АО «НЭСК» за 2015 год по данным налогового учета составил 34 576 тыс. руб. Факт по регулируемой деятельности заявленный АО «НЭСК» составил 27 374,83 тыс. руб., факт, признанный РЭК-ДЦТ КК составил 19 191,84 тыс. руб.

Плановые расходы на налог на прибыль на 2017 год были учтены исходя из фактически принятых расходов на 2015 год по данным бухгалтерского учета и ростом инвестиционной программы АО «НЭСК» на 2017 год, в связи с утверждением ИП АО «НЭСК» на 2017-2020 годы Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края.»

ФАС России отмечает, что п.20 Основ ценообразования № 1178 не предусматривается учет расходов на налог на прибыль с учетом плановых затрат (рост инвестиционной программы АО «НЭСК» на 2017 год).

Таким образом, РЭК Краснодарского надлежало учесть расходы на налог на прибыль исходя из фактически принятых расходов на 2015 год по данным бухгалтерского учета, т.е. в размере 19 191,84 тыс. руб.

В части учета расходов на соц.нужды ФАС России отмечает, что РЭК Краснодарского края не проведена (не отражена в экспертном заключении) оценка всех расходов по мероприятиям с точки зрения экономической обоснованности. Расчеты органа регулирования по указанной подстатье затрат не представлены. Отсутствует анализ включенных расходов на соответствие Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении отсутствуют предложения по скорректированной величине затрат по инвестиционной программе на 2017 год. Не представляется возможным определить, каким образом отнесся орган регулирования к размеру фактически использованному объему капитальных вложений за 2015 год в 2017 году.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат в размере 5 152,3 тыс.руб. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации, в остальной части учтенные затраты подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Налог на прибыль, 2019 год

Органом регулирования расходы учтены в размере – 134 110,17 тыс. руб.,

Согласно п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

Порядок отражения в бухгалтерском учете информации о расчетах по налогу на прибыль для организаций установлен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 № 114 (далее также - ПБУ 18/02).

Согласно положениям пункта 22 ПБУ 18/02 способ определения величины текущего налога на прибыль выбирается организацией самостоятельно из двух вариантов - на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Однако исходя из содержания пункта 20 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган при проверке обоснованности расчетов затрат на уплату налогов на прибыль анализирует данные бухгалтерского учета регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении на 2019 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статье, отсутствуют ссылки на документы, предоставленные регулируемой организацией, подтверждающие фактическую величину налога на прибыль за 2017 год от осуществления регулируемого вида деятельности, а также калькуляция учтенных затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию – департамент цен и тарифов Краснодарского края области при установлении сбытовых надбавок для АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края»  нарушившей положения пунктов 17, 20, 27, 28, 30, Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 № 703-э, а также Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17.  

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в элеткроэнергетики в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» расходы в общей сумме 7 964,562 тыс. руб., в том числе по статьям затрат:

2017 год

- «Амортизация основных средств» в размере 801,157 тыс. руб;

- «Оплата работ и услуги сторонних организаций» в размере 13,68 тыс.руб.

- «Расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством РФ» в размере 20,06 тыс. руб.;

- «Резерв по сомнительным долгам» 346,130 тыс.руб.;

-  «Необходимая прибыль» (подстатья «Налог на прибыль») в размере 5 152,3 тыс.руб.;

2019 год

- «Амортизация основных средств» в размере 1 631, 235 тыс.руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края», по следующим статьям затрат:

2017 год^

- «Амортизация основных средств», «Оплата труда», «Оплата работ и услуги сторонних организаций», «Арендная плата», «Расходы, связанные с выполнением иных обязательных требований в соответствии с законодательством РФ», «Резерв по сомнительным долгам», «Необходимая прибыль»;

2018 год:

«Амортизация основных средств»;

2019 год:

- «Амортизация основных средств», «Налог на прибыль».

3. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики не позднее 01.09.2020 принять и ввести в действие решение об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края» с учетом исполнения пункта 2 настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

 - решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии для АО «Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края», в котором отражен результат исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813