Решения по тарифам №31/69012/19 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «6» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Газпром теплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 26.03.2019 № 50236/19) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для АО «Газпром теплоэнерго» в присутствии на заседании Комиссии <...> АО «Газпром теплоэнерго» <...>, <...> отдела тарифного регулирования АО «Газпром теплоэнерго»<...>, <...> АО «Газпром теплоэнерго <...>, <...> финансово-экономический отдела Филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области <...>, <...> отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 50236/19 от 26.03.2019) о разногласиях между АО «Газпром теплоэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию потребителям Бокситогорского, Всеволожского, Волховского, Кингисеппского, Лужского, Подпорожского, Приозерского, Сланцевского муниципальных районов Ленинградской области на 2019 год.

Разногласия возникли с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 19.12.2018 № 436-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2016 года № 469-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые филиалом акционерного общества «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2017-2019 годов» для Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год (методом долгосрочной индексации установленных тарифов).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «Газпром теплоэнерго», составляет 987 101,57 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 124 171,68 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных АО «Газпром теплоэнерго» в ФАС России, составляет 137 070,11 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2019 год следующие расходы:

тыс. руб.

п/п

Статья затрат

Заявитель

Орган регулирования

Величина разногласий

 

Выпадающие расходы за 2017 год

 

 

 

1

Топливо (газ)

272 719,00

271 353,11

1 365,89

2

Топливо (уголь)

16 244,55

15 508,21

736,34

3

Покупная тепловая энергия

189 484,74

152 911,85

36 572,89

4

Амортизация

197 052,90

121 545,40

75 507,50

5

Налог на имущество

39 867,11

16 979,62

22 887,49

 

ИТОГО

 

 

137 070,11

 

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1. Статьи «Топливо (газ)», «Топливо (уголь)».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы на топливо (газ) за 2017 год в размере 272 719,00 тыс. руб., на топливо (уголь) – 16 244,55 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 271 353,11 тыс. руб. и 15 508,21 тыс. руб. соответственно.

Суммы спора составляют 1 365,89 тыс. руб. и 736,34 тыс. руб. соответственно.

Согласно пункту 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- расчет экономически обоснованных расходов по топливу, покупной тепловой энергии за 2017 год по филиалу АО «Газпром теплоэнерго» в ЛО;

- реестр документов по газу за 2017 год;

- копии счетов-фактур ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» 2017 года;

- расчет расходов по углю за 2017 год по филиалу АО «Газпром теплоэнерго» в ЛО;

- договор от 28.09.2016 № 272-2016 с ООО «Балтийская Угольная Компания» на поставку угля марок ДПК;

- копии режимных карт;

- расчет нормативов удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию по котельным филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области на 2017 год;

  • материалы, обосновывающие значение нормативов технологических потерь тепловой энергии при передаче тепловой энергии на 2019 год по котельным филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ и Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274, утверждение нормативов технологических потерь тепловой энергии и нормативов удельного расхода топлива осуществляется ЛенРТК.

Заявитель в письменных объяснениях по обоснованности доводов органа регулирования (исх. № СПб/5644-07-19 от 26.07.2019, рег. № 132037/19 от 29.07.2019) отмечает, что в ЛенРТК своевременно представлялись материалы и расчеты для утверждения нормативов технологических потерь тепловой энергии и нормативов удельного расхода топлива (при чем, материалы для установления нормативов удельного расхода топлива представлялись ежегодно с 2016 года). Тем не менее, органом регулирования они утверждены не были.

ЛенРТК в письменном мнении (исх. от 05.04.2019 № КТ-3-1258/2019, рег. от 30.05.2019 № 93381/19) указывает, что расчет АО «Газпром теплоэнерго» технологических потерь тепловой энергии в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя» представлен с учетом также Сосновского сельского поселения. При этом, Заявитель отмечает, что им были внесены изменения в указанный расчет и направлены без учета Сосновского сельского поселения в орган регулирования письмом от 11.10.2018 № Спб/8576-10-18.

В рамках установления тарифов на 2019 год АО «Газпром теплоэнерго» не были представлены счета-фактуры, подтверждающие фактический объем и стоимость использованного угля для выработки тепловой энергии за 2017 год.

ФАС России отмечает, что АО «Газпром теплоэнерго» не представило информацию о том, что договор от 28.09.2016 № 272-2016 заключен по результатам проведенных торгов. Кроме того, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающие фактическое несение данных расходов с отражением раздельного учета по муниципальным образованиям и видам деятельности (оборотно-сальдовые ведомости, акты, платежные поручения, счета-фактуры по договору от 28.09.2016 № 272-2016 и пр.). Не представлено обоснование и причины роста расходов на топливо в 2017 году по сравнению с утвержденными показателями.

Таким образом, представленные обосновывающие документы не соответствуют пунктам 28 и 63 Основ ценообразования № 1075. Требования Заявителя по статьям «Топливо (газ)», «Топливо (уголь)» за 2017 год удовлетворению не подлежат.

2.  Статья «Покупная тепловая энергия».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы на покупную тепловую энергию за 2017 год в размере 189 484,74 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 152 911,85 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 36 572,89 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- расчет экономически обоснованных расходов по топливу, покупной тепловой энергии за 2017 год по филиалу АО «Газпром теплоэнерго» в ЛО;

- договор теплоснабжения от 01.09.2014 № 05город/2014 с ОАО «РУСАЛ Бокситогорский глинозем»;

- платежное поручение 23.10.2014;

- реестр документов, удостоверяющих фактическую поставку ОАО «Русал Бокситогорск» тепловой энергии и ее стоимость в 2017 году;

- счета-фактуры 2017 года.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В соответствии с письменным мнением ЛенРТК АО «Газпром теплоэнерго» не было заявлено увеличение полезного отпуска на территории Бокситогорского городского поселения. При заполнении формы федеральной статистической отчетности № 46-ТЭ регулируемой организацией указываются суммарные объемные показатели отпуска тепловой энергии без разделения по муниципальным образованиям, в связи с чем, проверить достоверность объемов отпуска тепловой энергии на территории Бокситогорского городского поселения не представляется возможным.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлен расчет объема покупаемой тепловой энергии в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075. Кроме того, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающие фактическое несение данных расходов с отражением раздельного учета по муниципальным образованиям и видам деятельности (оборотно-сальдовые ведомости, акты, платежные поручения, и пр.). Не была представлены форма № 46-ТЭ. Не представлено обоснование и причины роста расходов на покупную тепловую энергию в 2017 году по сравнению с утвержденными показателями.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Покупная тепловая энергия» за 2017 год удовлетворению не подлежат.

3. Статья «Амортизация».

Заявитель считает экономически обоснованную величину амортизации в 2017 году в размере 197 052,90 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 121 545,40 тыс. руб.

Сумма спора составляет 75 507,50 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- данные по амортизации основных средств, закрепленных за Бокситогорским, Волховским, Всеволожским, Ивангородским, Лужским, Подпорожским, Приозерским и Сланцевским районами эксплуатации филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области за 2017 год.

В соответствии с письменным мнением ЛенРТК регулируемой организацией не были представлены инвентарные карточки на вновь вводимое оборудование и (или) оборудование, стоимость которого была подвергнута переоценке.

В ФАС России также не были представлены бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающие фактическое несение данных расходов с отражением раздельного учета по муниципальным образованиям и видам деятельности (оборотно-сальдовые ведомости, амортизационные ведомости, инвентарные карточки). Не представлено обоснование и причины роста расходов на амортизацию в 2017 году по сравнению с утвержденными показателями.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Амортизация» за 2017 год удовлетворению не подлежат.

4. Статья «Налог на имущество».

Заявитель считает экономически обоснованную величину налога на имущество в 2017 году в размере 39 867,11 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина учтена в размере 16 979,62 тыс. руб.

Сумма спора составляет 22 887,49 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- копии налоговых деклараций за 2017 год.

ФАС России отмечает, что налоговые декларации за 2017 год представлены всего по филиалу АО «Газпром теплоэнерго» Ленинградской области. Пообъектный расчет налога на имущество за 2017 год Заявителем не представлен. Не представлено обоснование и причины роста расходов по налогу на имущество в 2017 году по сравнению с утвержденными показателями.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Налог на имущество» за 2017 год удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Газпром теплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований АО «Газпром теплоэнерго», указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 50236/19 от 26.03.2019).

 

<...>

 

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
АО "Газпром теплоэнерго"
ИНН 5003046281, ОГРН 1035000920855
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК)
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628