Решения по тарифам №31/69014/19 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «6» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...> ,

рассмотрев разногласия между АО «Газпром теплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 26.03.2019 № 50292/19) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2019 год для АО «Газпром теплоэнерго» в присутствии на заседании Комиссии <...> АО «Газпром теплоэнерго» <...> , <...> отдела тарифного регулирования АО «Газпром теплоэнерго» <...> , <...> АО «Газпром теплоэнерго <...> , <...> отдела Филиала АО «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области <...> , <...> отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...> ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 50292/19 от 26.03.2019) о разногласиях между АО «Газпром теплоэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) на тепловую энергию потребителям Тихвинского муниципального района Ленинградской области на 2019 год.

Разногласия возникли с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 19.12.2018 № 439-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые филиалом акционерного общества «Газпром теплоэнерго» в Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» для Заявителя установлены тарифы на тепловую энергию на второй долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годы (методом долгосрочной индексации установленных тарифов).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «Газпром теплоэнерго», составляет 799 506,93 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 850 909,05 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных АО «Газпром теплоэнерго» в ФАС России, составляет 51 402,12 тыс. руб.

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2019 год следующие расходы:

 тыс. руб.

п/п

Статья затрат

Заявитель

Орган регулирования

Величина разногласий

 

Выпадающие расходы за 2017 год

 

 

 

1

Топливо (дизельное топливо)

6 866,98

1 379,95

5 487,03

2

Электроэнергия

57 342,38

52 402,84

4 939,54

3

Недополученный доход

40 975,55

0,00

40 975,55

 

ИТОГО

 

 

51 402,12

 

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

1.  Статья «Топливо (дизельное топливо)».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы на топливо за 2017 год в размере 6 866,98 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 1 379,95 тыс. руб.

Сумма спора составляет 5 487,03 тыс. руб.

Согласно пункту 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- расчет экономически обоснованных расходов по топливу и электрической энергии за 2017 год по филиалу АО «Газпром теплоэнерго» в ЛО (Тихвин);

- форма № 46ТЭ за 2017 год по Тихвинскому гп (Тихвинский МР);

- договор от 14.10.2016 № 276-2016 с ООО «Газпромнефть-Региональные продажи» на покупку дизельного топлива;

- расчет расходов по дизельному топливу за 2017 год по Тихвинскому гп;

- договор от 20.02.2017 № 278000155970 с ПАО «Ростелеком» аренды оборудования теплоснабжения.

ЛенРТК в письменном мнении (исх. от 05.04.2019 № КТ-3-1258/2019, рег. от 30.05.2019 № 93381/19) указывает, что на 2017 год и на 2018 год в заявке организации затраты на дизельное топливо не были заявлены.

ФАС России отмечает, что АО «Газпром теплоэнерго» не представило информацию о том, что договор от 14.10.2016 № 276-2016 заключен по результатам проведенных торгов. Кроме того, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающие фактическое несение данных расходов с отражением раздельного учета по муниципальным образованиям и видам деятельности (оборотно-сальдовые ведомости, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.).

Таким образом, представленные обосновывающие документы не соответствуют пунктам 28 и 63 Основ ценообразования № 1075. Требования Заявителя по статье «Топливо (дизельное топливо)» за 2017 год удовлетворению не подлежат.

2. Статья «Электроэнергия».

Заявитель считает экономически обоснованными фактические расходы на электрическую энергию за 2017 год в размере 57 342,38 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 52 402,84 тыс. руб.

Сумма спора составляет 4 939,54 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- расчет экономически обоснованных расходов по топливу и электрической энергии за 2017 год по филиалу АО «Газпром теплоэнерго» в ЛО (Тихвин);

- договор энергоснабжения от 01.09.2014 № 89137 с ООО «РКС-энерго»;

- договор энергоснабжения от 01.03.2015 № 03098 с ОАО «Петербургская сбытовая компания»;

- расчет по электроэнергии по факту 2017 года по Тихвину.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

В соответствии с письменным мнением ЛенРТК в рамках установления тарифов на 2019 год АО «Газпром теплоэнерго» не были представлены счета-фактуры, подтверждающие фактический объем использованной электрической энергии и стоимости электрической энергии в 2017 году.

При проведении анализа выпадающих доходов по электрической энергии за 2017 год Органом регулирования было установлено превышение удельного расхода электрической энергии на 1 Гкал относительно планового на 1,70 кВтч/Гкал.

ФАС России отмечает, что Заявителем не представлен расчет объема электрической энергии в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075, а также Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323. Кроме того, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающие фактическое несение данных расходов с отражением раздельного учета по муниципальным образованиям и видам деятельности (оборотно-сальдовые ведомости, акты, платежные поручения, счет-фактуры и пр.). Не представлено обоснование и причины роста расходов на электрическую энергию в 2017 году по сравнению с утвержденными показателями.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Электроэнергия» за 2017 год удовлетворению не подлежат.

3. Статья «Недополученный доход».

Заявитель считает экономически обоснованную величину недополученного дохода за 2017 год в размере 40 975,55 тыс. руб.

Органом регулирования данная величина не учтена.

Сумма спора составляет 40 975,55 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «Газпром теплоэнерго» в адрес ФАС России были предоставлены следующие документы:

- расчет недополученного дохода от завышения полезного отпуска тепловой энергии при утверждении тарифов по Тихвинскому гп;

- форма № 46ТЭ за 2017 год по Тихвинскому гп (Тихвинский МР);

- копия концессионного соглашения от 23.10.2015 с Муниципальным образованием Тихвинский муниципальный район Ленинградской области.

В соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 760-э результаты деятельности регулируемой организации определяются с учетом экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

В расчете, представленном АО «Газпром теплоэнерго», указаны величины экономии по расходам на топливо и электроэнергию без приложения обосновывающих документов и соответствующих расходов. Кроме того, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность, подтверждающие недополученный доход с отражением раздельного учета по муниципальным образованиям и видам деятельности (оборотно-сальдовые ведомости, акты, платежные поручения, счета-фактуры и пр.).

Таким образом, требования Заявителя по статье «Недополученный доход» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Газпром теплоэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований АО «Газпром теплоэнерго», указанных в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 50292/19 от 26.03.2019).

Связанные организации

АО "Газпром теплоэнерго"
ИНН 5003046281, ОГРН 1035000920855
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК)
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026