Письмо №СП/29329/22 Решение об отказе в удовлетворении требований МУП "Водоканал... от 30 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



Республиканская служба по тарифам

Республики Дагестан


ул. Гаджиева, д. 170, г. Махачкала,

Республика Дагестан, 367032

rst@e-dag.ru


МУП «Водоканал»


ул. Дахадаева, д. 14 «а», г. Каспийск,

Республика Дагестан, 368304

mnsh-1@yandex.ru



РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «29» марта 2022 года.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря-заместителя руководителя ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Федякова А.С. - заместителя начальника Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению МУП «Водоканал» (далее — регулируемая организация) (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21), возникший с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (далее – орган регулирования, РСТ) по вопросу установления индивидуальной платы за подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ к централизованной системе водоснабжения Городского округа «город Каспийск» Республики Дагестан, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителя Минстроя России в лице начальника отдела развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Павловой С.Е., представителя РСТ в лице начальника отдела регулирования тарифов организаций коммунального комплекса Хандаева М.А., а также представителей МУП «Водоканал»,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21) о споре (разногласиях) между МУП «Водоканал» и Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан по вопросу установления постановлением от 07.10.2021 № 35 индивидуальной платы за подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ к централизованной системе водоснабжения Городского округа «город Каспийск» Республики Дагестан и установлено следующее.

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении МУП «Водоканал» указывает на то, что постановление РСТ от 07.10.2021 № 35 принято с нарушением требований законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы МУП «Водоканал».

Так, согласно заявлению регулируемая организация считает экономически обоснованной величину индивидуальной платы в размере 255 533,87 тыс. руб., в свою очередь органом регулирования установлена плата в размере 4,15 тыс. руб., в связи с чем разница между заявленной МУП «Водоканал» и утвержденной РСТ платой составила 255 529,72 тыс. руб.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным МУП «Водоканал» требованиям Комиссия ФАС России отмечает следующее.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Плата за подключение к централизованной системе холодного водоснабжения подлежит государственному регулированию в силу статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 4 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения входит в систему регулируемых тарифов.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования № 406 плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке.

В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

В соответствии с пунктом 116 Методических указаний № 1746-э размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) по следующей формуле:


(50),

где:

ПП - плата за подключение объекта абонента к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, тыс. руб.;

- ставка тарифа за подключаемую нагрузку водопроводной или канализационной сети, тыс. руб./куб. м в сут.;

М - подключаемая нагрузка (мощность) объекта абонента, определяемая исходя из диаметра подключаемой водопроводной или канализационной сети, куб. м/сут.;

- ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети диаметром d, тыс. руб./км;

L - протяженность водопроводной или канализационной сети от точки подключения объекта заявителя до точки подключения создаваемых организацией водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, км.

В соответствии с пунктом 83 Основ ценообразования № 406 тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; б) налог на прибыль.

Пунктом 118 Методических указаний № 1746-э предусмотрено, что ставка тарифа за протяженность водопроводной или канализационной сети устанавливается исходя из расходов регулируемой организации
в централизованной системе водоснабжения и водоотведения на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения и объектов
на них в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей и объектов на них, включая расходы
на проектирование, с учетом уплаты налога на прибыль.

Пунктом 86 Основ ценообразования № 406 установлено, что при расчете размера тарифов на подключение (технологическое присоединение) расходы
на строительство водопроводных и (или) канализационных сетей,
иных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны учитываться в размере, не превышающем величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, - в размере, определенном органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Согласно пункту 85 Основ ценообразования № 406 расходы
на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы
за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 406 стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения учитывается при установлении тарифов в размере, определенном в инвестиционной программе, который не должен превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. В случае если указанные нормативы не утверждены, стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения принимается равной величине, определенной в инвестиционной программе органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, органом регулирования при утверждении ставок тарифов за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения расходы утверждаются с учетом не превышения укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, в том числе по мероприятиям, предусмотренным инвестиционной программой.

Установление регулируемых тарифов производится по предложению регулируемой организации. Согласно пункту 16 Правил регулирования № 406 предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов № 406.

Несогласие с утвержденной РСТ индивидуальной платой за технологическое присоединение МУП «Водоканал» выражает в следующем.

В соответствии с постановлением Коллегии Минобороны России от 18 августа 2017 г. № 17/4/11 в Городском округе «город Каспийск» Республики Дагестан ведутся работы по строительству объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71- ОГТБ/БИ», являющегося частью работ по переводу в Республику Дагестан Каспийской Флотилии.

Для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения объекта в соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ Региональное управление заказчика капитального строительства Южного военного округа - филиал федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее – заявитель) обратилось в МУП «Водоканал» г. Каспийска за заключением договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Заявителю необходимо 4 027 куб. м в сутки на хозяйственно-питьевые и производственные нужды; 95,6 л/с на внутреннее и наружное пожаротушение.

Согласно пункту 85 Основ ценообразования № 406 в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 250 куб. метров в сутки и (или) осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с наружным диаметром, превышающим 250 мм (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов этих систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ.

Таким образом, ввиду того, что объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, МУП «Водоканал» г. Каспийска 15.07.2021 обратился в РСТ с заявлением об установлении индивидуальной платы за подключение.

В направленном в адрес ФАС России заявлении (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21) регулируемая организация отмечает, что приложенный к заявке МУП «Водоканал» расчет платы осуществлен регулируемой организацией строго на основании укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

При этом МУП «Водоканал» полагает, что сметы подлежат предоставлению в орган регулирования только в случае если укрупненные сметные нормативы не установлены, иных требований в части расчета и/или обоснования расходов на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения, финансирование которых предполагается осуществлять за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке (в том числе и по предоставлению проектной документации), нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат.

В свою очередь вышеуказанный вывод МУП «Водоканал» некорректен ввиду того, что положениями пункта 85 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что расходы на осуществление мероприятий по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения, в том числе расходы на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов, не должны превышать величину, рассчитанную на основании укрупненных сметных нормативов, при этом вышеуказанные расходы подлежат экономическому обоснованию со стороны регулируемой организации, поскольку экономически обоснованный уровень затрат на мероприятия по увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения может быть ниже величины, рассчитанной на основе укрупненных сметных нормативов, в связи с чем учет органом регулирования расходов на завышенном, экономически необоснованном уровне недопустим.

Кроме того, МУП «Водоканал» обращает внимание на то, что нормативные правовые акты не содержат обязанности для заявителя при подаче заявления об установлении индивидуальной платы предоставить в орган регулирования проектную документацию, имеющую положительное заключение государственной экспертизы.

Однако согласно пункту 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. В случае, если указанная сметная стоимость строительства не превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит такой проверке, если это предусмотрено договором.

В заявлении (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21) МУП «Водоканал» отражает несогласие с тем, что РСТ установлена плата за подключение к централизованным системам водоснабжения без учета расходов на строительство сетей и объектов на них. Необходимо отметить, что величина экономически обоснованной индивидуальной платы за подключение рассматриваемого объекта, отраженной МУП «Водоканал» на странице 2 заявления о рассмотрении спора (разногласий), составила 255 533,87 тыс. руб., при этом в Таблице 1 «Расчет размера индивидуальной платы для подключения объекта к централизованной системе водоснабжения Городского округа «город Каспийск» (сводные данные), представленной МУП «Водоканал», стоимость составляет 255 553,87 тыс. руб.

В свою очередь РСТ в отзыве на заявление МУП «Водоканал» (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21) указывает на то, что согласно положениям части 7 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на сложившуюся судебную практику (решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.06.2021 по делу № А60-9437/2021, оставлено без изменений постановлением Семнадцатого Апелляционного суда от 13.10.2021 № 17Ап-10558/2021-АК, а также постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2022 № Ф09-10525/21), из которой следует, что ставки за нагрузку к централизованной системе водоснабжения устанавливаются органом регулирования с учетом расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения с целью обеспечения технической возможности подключения объектов капитального строительства заявителей на основании утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ, при «отсутствии технической возможности подключения» (то есть при необходимости проведения реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения) необходимо утверждение инвестиционной программы (внесение изменений в утвержденную инвестиционную программу) и включение в нее мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя.

В этой связи РСТ в адрес МУП «Водоканал» было направлено письмо от 05.08.2021 № 30-686-03/21, содержащее пояснения о том, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) должна быть утверждена инвестиционная программа или произведена соответствующая корректировка действующей (при наличии) инвестиционной программы.

При этом МУП «Водоканал» в ответ на вышеуказанное письмо в адрес РСТ был направлен ответ от 10.08.2021 № 449, содержащий мнение МУП «Водоканал» о том, что копия инвестиционной программы предоставляется в орган регулирования только при ее наличии, и при отсутствии инвестиционной программы часть 7 статьи 18 Федерального закона № 416-ФЗ не может быть применена.

Таким образом, на момент проведения РСТ экспертизы по установлению индивидуальной платы МУП «Водоканал» на 2021 год регулируемой организацией не была представлена инвестиционная программа в адрес органа регулирования.

Вместе с тем регулируемой организацией письмом от 21.09.2021 № 538 в адрес РСТ была направлена информация о том, что в МУП «Водоканал» поступила новая заявка от 21.09.2021 № 406 от Регионального управления заказчика капитального строительства Южного военного округа - филиал федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» на подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ к централизованной системе водоснабжения Городского округа «город Каспийск» Республики Дагестан, в связи с чем, по согласованию с заявителем, подготовлены новые технические условия на подключение объекта к коммунальным системам водоснабжения, предусматривающие три этапа, а не два, как было указано ранее в технических условиях от 27.08.2021 № 349.

Учитывая изложенное, МУП «Водоканал» направило в адрес РСТ новое заявление об установлении индивидуальной платы за подключение, новый расчет индивидуальной платы за подключение объекта и новые технические условия на подключение, согласно которым вновь заявленная МУП «Водоканал» в РСТ индивидуальная плата на подключение (технологическое присоединение) составила 319,97 тыс. руб., что ниже первоначальной заявки регулируемой организации, направленной в орган регулирования, и заявки, указанной МУП «Водоканал» в заявлении о споре (разногласиях) с РСТ (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21), на 99,87 % (или 255 233,89 тыс. руб.).

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно вновь направленным МУП «Водоканал» техническим условиям от 21.09.2021 № 406 подразумевалось проектирование и строительство двух независимых водопроводов диаметром 300 мм от точки подключения на водоочистных сооружениях Городского округа «город Каспийск» до объекта, проектирование и строительство повысительной насосной станции и резервуаров чистой воды, а также проектирование и строительство водопровода от точки врезки до существующего резервуара на территории объекта собственными силами и средствами Регионального управления заказчика капитального строительства Южного военного округа - филиал федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации».

При этом в качестве мероприятия, выполняемого МУП «Водоканал», в обновленных технических условиях от 21.09.2021 № 406 было отражено «Замена участка наружных инженерных сетей водоснабжения из полиэтиленовых труб диаметром 100 мм, общей протяженностью 100 м, на диаметр 300 мм».

В направленном в адрес РСТ расчете индивидуальной платы за подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ (письмом от 21.09.2021 № 538) МУП «Водоканал» исходил из ставок, утвержденных постановлением РСТ от 16.12.2020 № 63 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» г. Каспийск», в соответствии с которым ставка тарифа за протяженность водопроводной сети диаметром 50 мм утверждена в размере 666,73 тыс. руб./км, а ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку к централизованным системам холодного водоснабжения утверждена в размере 0,0629 тыс. руб./куб. м/сутки.

Орган регулирования отмечает, что расчет индивидуальной платы по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения был произведен на основании установленной РСТ постановлением от 16.12.2020 № 63 ставки тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку к централизованным системам холодного водоснабжения в размере 0,0629 тыс. руб./куб. м/сутки, что соответствует принимаемой МУП «Водоканал» в направленном в адрес органа регулирования (письмом от 21.09.2021 № 538) расчете ставки в части ставки тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку.

При этом заявленная МУП «Водоканал» расчетная стоимость замены диаметра 0,1 км водопроводной сети на основании ставки тарифа за протяженность водопроводной сети в размере 666,73 тыс. руб./км не могла быть учтена органом регулирования ввиду того, что МУП «Водоканал» не представило экономического обоснования на заявленную сумму, в том числе ввиду того, что данное мероприятие, согласно положениям Основ ценообразования № 406, подлежит расчету и экономическому обоснованию, а также должно быть предусмотрено утвержденной инвестиционной программой.

Комиссия ФАС России также сообщает, что 22.11.2021, после утверждения РСТ оспариваемой в ФАС России индивидуальной платы, МУП «Водоканал» направлен на согласование в РСТ проект инвестиционной программы, согласованный Главой Городского округа «город Каспийск».

Согласно пункту 6 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641), проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации.

Пунктом 13 Правил № 641 установлено, что основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления поселения (городского округа) является несоответствие инвестиционной программы техническому заданию.

Техническое задание на разработку инвестиционной программы МУП «Водоканал», город Каспийск утверждено постановлением Администрации городского округа «город Каспийск» от 15.11.2021 № 1247 (далее – Техническое задание). В свою очередь техническое задание не было направлено МУП «Водоканал» в адрес РСТ.

Кроме того, в направленном МУП «Водоканал» в адрес РСТ и ФАС России проекте инвестиционной программы на странице 27 в Таблице 3 «Объем капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоснабжения Городского округа «город Каспийск» отражено мероприятие под номером 6 «Подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ», источником финансирования по которому указана плата за подключение к централизованной система водоснабжения в размере 255 553,87 тыс. руб.

При этом в Техническом задании на страницах 35-39 в таблице «Перечень мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения, а также на страницах 10-14 проекта инвестиционной программы в Таблице 2 «Мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения, а также сведения о вновь строящихся и реконструируемых объектах централизованных систем водоснабжения Городского округа «город Каспийск» мероприятие под номером 6 «Подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ» отсутствует.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) между МУП «Водоканал» и РСТ регулируемой организацией в рабочем порядке была направлена копия Технического задания без 38 страницы.

В ответ на запрос о направлении недостающих сведений МУП «Водоканал» направлена отдельным файлом 38 страница Технического задания, содержащая мероприятие под номером 6 «Подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура», шифр объекта 613/71-ОПБ/БИ», что не соответствует размещенной на официальном сайте Администрации городского округа «город Каспийск» копии Технического задания от 15.11.2021 № 1247.

Таким образом, направленный МУП «Водоканал» в адрес РСТ и ФАС России проект инвестиционной программы не соответствует утвержденному Техническому заданию, опубликованному на сайте Администрации городского округа «город Каспийск», что противоречит пункту 6 Правил № 641 и в соответствии с пунктом 13 Правил № 641 является основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом местного самоуправления поселения (городского округа).

При этом согласно пункту 13 Правил № 641 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей путем сравнения прогнозного темпа роста платы граждан за коммунальные услуги, обусловленного учетом при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения расходов на реализацию инвестиционной программы регулируемой организации, с ограничениями платы граждан за коммунальные услуги, установленными в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Основанием для отказа в согласовании проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является недоступность тарифов регулируемой организации для абонентов, за исключением случая, указанного в пункте 17(2) настоящих Правил № 641.

В свою очередь РСТ в ответ (письмом от 22.12.2021 № 30-1305-03/21) на направленный МУП «Водоканал» проект инвестиционной программы, руководствуясь положениями пункта 13 Правил № 641, провела оценку доступности тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей города Каспийск на основании отраженных в проекте инвестиционной программы МУП «Водоканал» тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, предлагаемые МУП «Водоканал», и пришла к выводу о превышении предельно допустимого индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию – город Каспийск (рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги составит 20,8 %).

В этой связи РСТ было отказано в согласовании инвестиционной программы МУП «Водоканал».

В дополнение в заявлении МУП «Водоканал» указывает на то, что в нарушение пункта 20 Правил регулирования № 406 решение органа регулирования об открытии дела или отказ в открытии дела в МУП «Водоканал» направлено не было.

Согласно пункту 20 Правил регулирования № 406 в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого тарифного решения, решение органа регулирования тарифов об открытии дела об установлении тарифов или уведомление о необходимости представления указанных в пункте 17 Правил регулирования № 406 материалов в полном объеме (в случае их отсутствия полностью или частично) направляется органом регулирования тарифов заказным почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов. В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.

В свою очередь согласно пункту 10 и подпункту «б» пункта 9 Правил регулирования № 406 дело об установлении тарифов не открывается в случае принятия решения об установления платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства потребителей к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в случаях, когда такая плата устанавливается в индивидуальном порядке.

Кроме того, РСТ согласно положениям пункта 20 Правил регулирования № 406 письмом от 09.07.2021 № 30-656-03/21 запросила у МУП «Водоканал» дополнительные материалы в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования № 406.

Также МУП «Водоканал» сообщает о нарушении срока направления РСТ копии решения об установлении индивидуальной платы и выписки из протокола заседания Правления РСТ в адрес регулируемой организации, предусмотренного пунктом 31 Правил регулирования № 406, согласно которому (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого тарифного решения) орган регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов, но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, направляет заверенную копию указанного решения с приложением протокола (выписки из протокола) в адрес каждой регулируемой организации, для которой этим решением установлены тарифы.

При этом РСТ сообщает о том, что согласно Указу Президента Республики Дагестан от 09.08.2007 № 110 орган регулирования направляет проект постановления в прокуратуру Республики Дагестан для получения заключения, срок получения заключения прокуратуры Республики Дагестан составляет 30 дней, в связи с чем предоставить ранее указанных сроков копию рассматриваемого решения не представлялось органом регулирования возможным.

На основании вышеизложенного, отраженные в заявлении МУП «Водоканал» доводы о допущенных РСТ нарушениях требований законодательства Российской Федерации при отказе в установлении заявленной МУП «Водоканал» индивидуальной платы за подключение объекта «Основной пункт базирования «Каспий» на территории Республики Дагестан, береговая инфраструктура» к централизованной системе водоснабжения в размере 255 553,87 тыс. руб. не подтверждаются фактическими обстоятельствами дела.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между МУП «Водоканал» и Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21), Комиссия ФАС России:


РЕШИЛА:


Отказать в удовлетворении требований МУП «Водоканал», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан (исх. от 19.11.2021 № 644, вх. от 29.11.2021 рег. № 200666/21).



Председатель Комиссии ФАС России

_________________/

С.А. Пузыревский

 

 (подпись)

 


 


 

Члены Комиссии ФАС России:

_________________/

А.С. Воронин

 

 (подпись)

 

 

_________________/

И.Г. Степаненко

 

 (подпись)

 

 

_________________/

И.П. Волов

 

 (подпись)

 


 

_________________/

А.С. Федяков

 

(подпись)

 


 

_________________/

Т.Л. Новичкова

 

(подпись)

 






Исп.Милюкова А.О., тел.8(499)755-23-23 вн.088-118


2022-42622


Связанные организации

Министерство энергетики и тарифов Республики Дагестан (Минэнерго РД)
ИНН 0572026493, ОГРН 1200500009588
МУП "Водоканал" г. Каспийск
ИНН 0545016009, ОГРН 1020502130516