Предписание №СП/55175/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной тарифной комиссии Ставропольского к... от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

21 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, проведенной Ставропольским УФАС России на основании поручения ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23 и приказа Ставропольского УФАС России от 28.12.2023 № 128/23, в том числе акт проверки Ставропольского УФАС России от 08.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо исх. от 04.03.2024 № РТК-02-06/560; рег. от 04.03.2024 № 3289-эп/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Теплосеть» г. Ставрополь на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Ставропольского УФАС России от 28.12.2023 № 128/23 «О проведении внеплановой документарной проверки региональной тарифной комиссии Ставропольского края» проверка проводилась АО «Теплосеть» г. Ставрополь в отношении тарифов в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям АО «Теплосеть» г. Ставрополь на коллекторах и из тепловых сетей (теплоноситель - горячая вода, пар), а также тарифы на теплоноситель установлены на долгосрочный период 2024-2028 годов постановлением РТК Ставропольского края (далее — РТК СК) от 18 декабря 2023 г. № 80/2.

ФАС России проанализированы заявления и обосновывающие материалы, предоставленные РТК СК, в рамках открытия и рассмотрения дела об установлении тарифов АО «Теплосеть» г. Ставрополь на 2024 год в части расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе заключение экспертов РТК СК от 07 декабря 2023г. по делу № 06-50-2023 (далее — Заключение экспертов), постановление РТК СК от 18 декабря 2023 г. № 80/2 «Об установлении долгосрочных параметров государственного регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей Ставропольского края на 2024 - 2028 годы», протокол заседания правления РТК СК от 18 декабря 2023г. №80, акт проверки инспекции Ставропольского УФАС России от 08.02.2024 № 1, а так же возражения в отношении Акта проверки (письмо исх. от 04.03.2024 № РТК-02-06/560; рег. от 04.03.2024 №3289-эп/24) (далее — Возражения РТК СК).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

  1. Расходы на топливо на технологические нужды

Пунктом 33 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.),

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

При этом плановая (расчетная) цена на топливо в силу пункта 37 Основ ценообразования определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам "а", "б", "в" которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Средняя цена на топливо в первом полугодии 2024 года рассчитана РТК СК исходя из действующих тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Ставрополь» и ОАО «Шпаковскрайгаз» (приказ ФАС России от 16.11.2022 № 828/22), платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22), специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (постановление РТК Ставропольского края от 22 декабря 2022 г. № 91/1) и оптовой цены на газ, утверждённой по Ставропольскому краю приказом ФАС России от 28.11.2023 № 906/23.

На период с 01 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года в отношении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также специальной надбавки к ним применен индекс в размере 1,102, на период с 01 июля 2024 года затраты на снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ) рассчитаны экспертами РТК СК с применением индекса роста в размере 20,0% к размеру платы, установленному за первое полугодие.

В соответствии с Возражениями РТК СК по вопросу формирования затрат на топливо АО «Теплосеть» г. Ставрополь в части применения индекса к специальной надбавке к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, регулятор указал на то, что на момент установления тарифов на тепловую энергию отсутствовали специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенные для финансирования программ газификации на 2024 год. РТК СК при расчете применила на 2 полугодие 2024 года индекс 1,102 в соответствии с параметрами Прогноза социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

В свою очередь, регулятор проиндексировал не только надбавки на 2 полугодие 2024 года в размере 7%, но надбавки на 1 полугодие в размере 4,06%.

В пояснительной записке, а также в Возражениях РТК СК по вопросу формирования затрат АО «Теплосеть» г. Ставрополь в части платы за снабженческо-сбытовые услуги ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» указано, что на период с 01 июля 2024 года затраты рассчитаны экспертами РТК Ставропольского края с применением индекса роста в размере 20% к размеру платы, установленному на первое полугодие 2024 года. Орган регулирования обуславливает увеличение размеров ПССУ темпами, опережающими инфляцию, необходимостью доведения размеров ПССУ до экономически обоснованного уровня в 2024 году. Предложение исходило от предприятия и было поддержано Правительством Ставропольского края (в адрес ФАС России направлено письмо Губернатора Ставропольского края от 09.08.2023 № 01-20.1/14209).

В ответном письме Губернатору Ставропольского края (от 04.09.2023 № МШ/71196/23) ФАС России поясняет, что предложения, изложенные в письме Губернатора Ставропольского края по пересмотру размера платы за снабженческо-сбытовые слуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» на территории Ставропольского края, будут рассмотрены при очередном пересмотре размера платы за снабженческо-сбытовые услуги ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» с учетом параметров Прогноза и анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» за предыдущие периоды регулирования.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Расходы на топливо (газ), цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться органом регулирования с учетом плановой (расчетной) цены на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение), на основании цен (тарифов), установленных в соответствующих решениях ФАС России (оптовые цены на газ, плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа).

В отсутствие приказов ФАС России об утверждении цен на очередной период регулирования при расчете конечной цены на газ индексируется только плановая оптовая цена на газ на 2-е полугодие планового года (ввиду ее ежегодной индексации). При этом плата за снабженческо-сбытовые услуги, тарифы на услуги по транспортировке газа и специальная надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО при расчете расходов не индексируются.

При расчете плановой расчетной цены на топливо на 2 полугодие планового года Органом регулирования произведена индексация не только оптовой цены на газ, но и цены на транспортировку газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги, специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям. Индексация тарифов на услуги транспортировки газа по газораспределительным сетям и специальной региональной надбавки составила 10,2%, индексация затрат на снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ)-20%.

Таким образом, Органом регулирования при определении цены на природный газ на 2 полугодие планового года проиндексированы все составляющие цены на газ.

Учитывая вышеизложенное, учтенная цена на топливо подлежит дополнительному анализу экономической обоснованности с учетом мотивировочной части настоящего предписания. В случае отсутствия экономического обоснования учтенных затрат, такие расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации АО «Теплосеть» г. Ставрополя.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей пункты 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Теплосеть» г. Ставрополь на 2024 год.

2. Исполнительному органу Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Теплосеть» г. Ставрополь, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки АО «Теплосеть» г. Ставрополь, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки выручку АО «Теплосеть» г. Ставрополь в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Теплосеть» г. Ставрополь на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Теплосеть» г. Ставрополь на 2024 год.

5. Исполнительному органу Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от АО «Теплосеть» г. Ставрополь на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления исполнительного органа Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для АО «Теплосеть» г. Ставрополь, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575
Ставропольское УФАС России
ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508