Решения по тарифам №СП/74510/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 27 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» августа 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Свердловский инструментальный завод» (далее – Заявитель, АО «СИЗ», регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – орган регулирования, РЭК Свердловской области) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии представителя по доверенности АО «Свердловский инструментальный завод» <...>, представителя по доверенности АО «Свердловский инструментальный завод» <...>, <...> Региональной энергетической комиссии Свердловской области <...> (посредством видео-конференц-связи), <...> отдела ценообразования в энергетике Региональной энергетической комиссии Свердловской области <...> (посредством видео-конференц-связи),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № б/н от 15.03.2019; рег. № 53799/19 от 29.03.2019) о споре (разногласиях) между АО «Свердловский инструментальный завод» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «Свердловский инструментальный завод» и органом регулирования по постановлению Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 11.12.2018 № 278-ПК, которым были скорректированы долгосрочные тарифы для АО «СИЗ» на тепловую энергию на 2017-2021 годы. Тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2019 года – 1 365,77 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 1 419,73 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для АО «СИЗ», составляет 29 098,713 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 44 795,802 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

 

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Свердловский инструментальный завод» на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

 

 

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Свердловский инструментальный завод» и РЭК Свердловской области (тыс. руб.).

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Расходы на топливо

13 036,97

13 849,32

812,35

2

Расходы на приобретение электрической энергии

1 972,71

3 137,24

1 164,53

3

Отчисления на социальные нужды

1 431,55

2 630,46

1 198,91

4

Амортизация основных средств и нематериальных активов

49,425

134,69

85,27

5

Налоги

7,26

587,22

579,96

 

налог на землю

-

222,74

222,74

 

налог на имущество

7,264

16,91

9,65

 

налог на прибыль

-

347,57

347,57

6

Расчетная предпринимательская прибыль и Расходы на капитальные вложения (инвестиции)

754,51

1 390,26

635,75

7

Недополученный доход

4 213,94

10 959,00

6 745,06

 

Итого

21 466,37

32 688,19

11 221,83

 

Полезный отпуск

20,94

19,02

-1,92

 

Потери тепловой энергии

0,188

1,89

1,702

 

Сумма разногласий по заявленным статьям затрат составляет 11 221,83 тыс. руб.

 

1. Расходы на топливо.

АО «СИЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Расходы на топливо» в размере 13 849,32 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 13 036,973 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 812,35 тыс. руб.

Пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии».

В части удельного расхода топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии ФАС России отмечает следующие.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Разногласия по статье «Расходы на топливо» заключаются в учтенном органом регулирования объеме расхода условного топлива, а также в стоимости 1 000 м3 газа.

В обоснование своих требований Заявителем представлены следующие обосновывающие документы:

- приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 03.11.2016 № 288 об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, АО «СИЗ» на 2017-2019 годы.

Норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии АО «Свердловский инструментальный завод» на 2017-2019 годы утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 03.11.2016 № 288 в размере 156,5 кг у.т./Гкал.

Заявитель рассчитывает расход топлива умножая норматив удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии на выработку тепловой энергии теплоисточником, а орган регулирования - на отпуск тепловой энергии с коллекторов котельной. При этом, Заявитель принимает для расчета расхода топлива фактическую теплоту сгорания топлива (газа) в размере 8 000 ккал/м3, а орган регулирования расчетную – 7 900 ккал/м3.

Расчет объема топлива, выполненный Заявителем и органом регулирования, представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет объема топлива, выполненный АО «Свердловский инструментальный завод» и органом регулирования.

п/п

Наименование статьи затрат

Ед. изм.

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Удельный расход условного топлива

кг у.т./Гкал

156,50

156,50

-

2

Выработка тепловой энергии

тыс. Гкал

 

21,936

 

3

Отпуск тепловой энергии с коллекторов

тыс. Гкал

21,128

 

 

4

Расход условного топлива

тут

3 306,53

3 432,98

126,45

5

Теплота сгорания топлива (газа), принятая для расчета расхода топлива

ккал/м3

7 900

8 000

100

6

Расход топлива

млн. м3

2,9298

3,0039

0,074

 

В соответствии с пунктом 1 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323, нормированию подлежат удельные расходы топлива на отпущенную тепловую энергию с коллекторов котельных.

Кроме того, согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо при производстве тепловой энергии рассчитывается с учетом отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В части принятой стоимости природного газа ФАС России отмечает следующее.

Приказом ФАС России от 03.08.2018 № 1087/18 «Об утверждении оптовых цен на газ, добываемый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения и потребителей Российской Федерации, указанных в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021)» установлены оптовые цены на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта с учетом расчетной объемной теплоты сгорания 7 900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) (далее - приказ ФАС России № 1087/18), для Свердловской области оптовая цена на газ установлена в размере 3 917 руб./м3.

В соответствии с примечанием 3 к приказу ФАС России № 1087/18 в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7 900 ккал/м3 (33080 кДж/м3) перерасчет оптовых цен, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, осуществляется по формуле:

 

 

где:

Цуст - утвержденные оптовые цены на газ;

- фактическая объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3);

- расчетная объемная теплота сгорания газа, ккал/м3 (кДж/м3).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Основ ценообразования № 1075 в плановую расчетную цену на топливо включаются затраты на его доставку и хранение.

При расчете расходов на топливо на технологические цели учитываются следующие надбавки:

- тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Екатеринбурггаз и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые ОАО «Екатеринбурггаз» населению на территории Свердловской области, утвержденные приказом ФСТ России от 24.06.2015 № 243-э/1;

- плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа АО «Уралсевергаз» и ООО «Газпром межрегионгаз Курган» на территории Свердловской области, утвержденная приказом ФАС России от 23.03.2016 № 304/16.

Из пояснений органа регулирования следует, что стоимость газа принята в соответствии со следующими нормативными актами:

- приказ ФАС России от 13.06.2017 № 776/17 (оптовая цена) – данный приказ утратил силу в связи с выходом приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18;

- постановление РЭК Свердловской области от 20.12.2017 № 188-ПК «Об установлении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа для финансирования программ газификации газораспределительными организациями Свердловской области»;

- приказ ФСТ России от 24.06.2015 № 243-э/1 (транспортировка газа);

- приказ ФАС России 23.03.2016 № 304/16 (плата за снабженческо-сбытовые услуги).

При этом, органом регулирования учитывалась группа транспортировки газа, соответствующая объему потребления в точке присоединения потребителя (4 группа), доли потребления газа по полугодиям (доля 1 полугодия 2019 года – 0,5586498, доля 2 полугодия 2019 года – 0,4413502), а также планируемое увеличение оптовой цены газа и стоимости транспортировки газа со второго полугодия 2019 года в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (далее – Прогноз Минэкономразвития РФ).

ФАС России отмечает, что для расчета расхода топлива Заявитель принимает фактическую теплоту сгорания топлива (газа) в размере 8 000 ккал/м3, а орган регулирования расчетную – 7 900 ккал/м3. При этом, в ФАС России регулируемая организация не представила подтверждение фактического размера теплоты сгорания топлива.

Кроме того, органом регулирования при расчете стоимости топлива был применен приказ ФАС России от 13.06.2017 № 776/17, утративший силу в связи с выходом приказа ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18.

Таким образом, органу регулирования необходимо рассчитать расходы на топливо с учетом нормативных актов, действовавших на момент принятия тарифного решения.

На основании изложенного, требования АО «Свердловский инструментальный завод» по статье «Расходы на топливо» подлежат частичному удовлетворению.

 

2. Расходы на приобретение электрической энергии.

АО «Свердловский инструментальный завод» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» средства в размере 3 137,24 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 1 972,707 тыс. руб.

Размер разногласий составляет 1 164,53 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Регулируемой организацией заявлен объем потребления электрической энергии на 2019 год в размере 903 кВтч, органом регулирования он утвержден в размере 603,253 кВтч.

Орган регулирования отмечает, что приобретаемая электрическая энергия распределяется регулируемой организацией расчетным методом между основным производством, не являющимся регулируемым видом деятельности, и производством тепловой энергии.

При этом, в материалах тарифного дела отсутствуют документы, подтверждающие фактический расход электрической энергии, относимый на производство тепловой энергии (на котельную).

Согласно пункту 40 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя на каждый год долгосрочного периода регулирования рассчитываются до начала долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 26, 27 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 34 Методических указаний № 760-э при установлении тарифов методом индексации на каждый год долгосрочного периода регулирования объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определяются в сопоставимых условиях и в течение этого периода не пересматриваются.

При расчет тарифа на тепловую энергию на 2017 год (первый год долгосрочного периода 2017-2021 гг.) объем потребления электрической энергии был определен органом регулирования с учетом фактических значений объема потребления в предыдущие расчетные периоды регулирования и принят в размере 770,0 кВтч (28,808 кВтч/Гкал).

Таким образом, удельный расход потребления электрической энергии на расчетный период (2019 год) принят органом регулирования на уровне, учтенном в первый долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. – 28,808 кВтч/Гкал. Расчет органа регулирования представлен в таблице 3.

 

Таблица 3. Расчет органа регулирования объема потребления электрической энергии на 2019 год.

Наименование

Ед. изм.

Утверждено на 2017 год

Утверждено на 2019 год

Полезный отпуск тепловой энергии

Тыс. Гкал

26,728

20,940

Расход электроэнергии на производство тепловой энергии

кВтч

770,0

603,253

кВтч/Гкал

28,808

28,808

 

Цена электрической энергии принята органом регулирования на уровне, учтенном в действующем тарифе, с учетом индекса роста цен на электрическую энергию в размере 3,27 руб./кВтч, в связи с отсутствием в материалах тарифного дела обоснований (счетов-фактур, расчета средневзвешенного тарифа). Расчетная цена электрической энергии, указанная в заявлении АО «СИЗ» - 3,22 руб./кВтч.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э.

Кроме того, в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Следовательно, экономически обоснованные расходы на приобретение электрической энергии, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов) в расчетном периоде регулирования, подлежат учету органом регулирования при установлении и корректировке долгосрочных тарифов в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, согласно пунктам 63, 73 Основ ценообразования №1075.

С учетом вышеизложенного, требования АО «Свердловский инструментальный завод» по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» не подлежат удовлетворению.

 

3. Отчисления на социальные нужды.

АО «Свердловский инструментальный завод» заявляет требования о признании экономически обоснованными затрат по статье «Отчисления на социальные нужды» в размере 2 630,46 тыс. руб.

На 2019 год по статье «Отчисления на социальные нужды» органом регулирования утверждено 1 431,548 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 1 198,91 тыс. руб.

Согласно статье 426 главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

Органом регулирования отчисления на социальные нужды рассчитаны в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в размере 30,0 % от фонда оплаты труда производственных рабочих, принятого в составе операционных расходов.

Страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 1,3% в соответствии с уведомлением Фонда социального страхования Российской Федерации.

Орган регулирования отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическую численность персонала по профессиям с разбивкой по месяцам, расчет средней заработной платы на базовый период и период регулирования. Кроме того, Заявителем не представлены документы, подтверждающие выплаты по итогам года и фактический процент начислений.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения со стороны органа регулирования при определении им отчислений на социальные нужды на 2019 год.

Таким образом, требования АО «Свердловский инструментальный завод» по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» удовлетворению не подлежат.

 

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов

АО «СИЗ» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы на амортизационные отчисления в размере 134,69 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 49,425 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 85,27 тыс. руб.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 определено, что величина амортизации основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в году, предшествующем долгосрочному периоду регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по данным бухгалтерского учета регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В материалах тарифного дела в орган регулирования Заявителем в качестве обосновывающих материалов представлена остаточная стоимость основных средств за 2017 год.

Органом регулирования при проведении анализа представленных документов выявлено, что регулируемая организация заявляет сумму расходов по данной статье (по объекту «приточная вентиляция П 1») исходя из минимальных сроков полезного использования основных средств, определенных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1, а также включает в расходную часть амортизацию по объектам, не относящимся к регулируемому виду деятельности (водопровод к складскому корпусу, приточная вентиляция П2, градирня полимерная).

Кроме того, ФАС России отмечает, что Заявителю приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.10.2017 № 391 утверждена инвестиционная программа на 2018-2030 годы, в соответствии с которой амортизационные отчисления в размере 49,42 тыс. руб. учтены в качестве одного из источников финансирования на 2019 год.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения со стороны органа регулирования при определении им расходов на амортизацию основного оборудования на 2019 год для АО «СИЗ».

Таким образом, требования АО «Свердловский инструментальный завод» по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» удовлетворению не подлежат.

 

5. Расчетная предпринимательская прибыль и расходы на капитальное строительство (инвестиции).

Расчетная предпринимательская прибыль заявлена АО «СИЗ» в сумме 1 390,26 тыс. руб. Регулируемая организация ошибочно заявила расходы на капитальное строительство, предусмотренные инвестиционной программой, по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль».

Органом регулирования расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» приняты в составе НВВ на 2019 год в сумме 754,508 тыс. руб. в соответствии с требованиями пункта 74(1) Основ ценообразования № 1075 в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Расходы на капитальное строительство (инвестиции) не приняты органом регулирования в составе НВВ на 2019 год в целях реализации на 2019 год Указа Губернатора Свердловской области от 07.12.2018 № 658-УГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2019-2023 годы)» (далее – Указ Губернатора № 658-УГ).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 30.10.2017 № 391 утверждена инвестиционная программа на 2018-2030 годы (далее – инвестиционная программа) на строительство газовой котельной и подводящих сетей, одним из источников которой является прибыль.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Орган регулирования не включил в нормативную прибыль Заявителя никакие расходы.

Абзацем 4 пункта 74 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Инвестиционной программой АО «СИЗ» на 2019 год предусмотрены расходы за счет собственных средств из прибыли в размере 1 390,26 тыс. руб. Использование заемных средств не предусмотрено.

На основании вышеизложенного, требования АО «СИЗ» по включению в состав НВВ на тепловую энергию расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере 1 390,26 тыс. руб. подлежат удовлетворению. В целях реализации Указа Губернатора № 658-УГ органу регулирования следует компенсировать указанную сумму при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год.

 

6. Налоги.

АО «Свердловский инструментальный завод» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию затраты по статье «Налоги» в размере 587,22 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 7,264 тыс. руб.

Разногласия составляют 579,96 тыс. руб.

Регулируемая организация в составе расходов по статье «Налоги», предлагаемых к учету в составе необходимой валовой выручки на 2019 год, включает следующие расходы, являющиеся объектом разногласий (таблица 4):

Таблица 4. Разногласия по статье «Налоги», тыс. руб.

п/п

Статьи разногласий

Орган регулирования

Заявитель

Величина разногласий

1

Налог на землю

-

222,74

222,74

2

Налог на имущество

7,264

16,91

9,65

3

Налог на прибыль

-

347,57

347,57

 

ИТОГО

7,264

587,22

579,96

 

Налог на землю исключен органом регулирования в связи с тем, что Заявителем не представлены документы, которые позволили бы сделать вывод о размере налога на землю, относимого на регулируемый вид деятельности (производство и передача тепловой энергии).

ФАС России отмечает, что органом регулирования не были проанализированы все документы, представленные в рамках материалов тарифного предложения регулируемой организации.

Так, АО «СИЗ» в орган регулирования представлены решение собственника о разделении земельного участка, свидетельство о государственной регистрации права, кадастровые паспорта на тепловые сети, расположенные на данном земельном участке и используемые для осуществления регулируемого вида деятельности, расшифровка затрат на оплату налогов.

Налог на имущество принят РЭК Свердловской области в размере 7,264 тыс. руб. в связи с исключением из расчета оборудования, не относящегося к регулируемому виду деятельности.

Налог на прибыль исключен органом регулирования в связи с тем, что в структуре тарифа отсутствует налогооблагаемая прибыль.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с нормами законодательства, необходимая валовая выручка регулируемой организации при установлении тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации рассчитывается с учетом налога на прибыль, исчисленного по установленной налоговым законодательством ставке от величины нормативной прибыли, являющейся налоговой базой по налогу на прибыль.

Таким образом, органу регулирования необходимо произвести дополнительный анализ обосновывающих документов Заявителя, имеющихся в материалах тарифного предложения, подтверждающих экономическую обоснованность земельного налога, а также рассчитать налог на прибыль с учетом удовлетворения требований Заявителя по статье затрат «Расходы на капитальные вложения (инвестиции)».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Налоги» подлежат частичному удовлетворению.

 

7. Недополученный доход.

АО «СИЗ» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год по статье «Недополученный доход» средства в размере 10 959 тыс. руб., в том числе:

- экономически обоснованные расходы, понесенные за отчетные периоды, в размере 1 318,94 тыс. руб.;

- выпадающие доходы за отчётные периоды регулирования, связанные с изменением объемов реализации – 9 640,06 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье выявлены в размере 4 213,94 тыс. руб., но не приняты в целях реализации Указа Губернатора № 658-УГ.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

При этом в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен № 1075 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 1075 и Методическими указаниями № 760-э.

Орган регулирования отмечает, что документы, раскрывающие полную информацию о фактических затратах за 2017 год, отнесенных Заявителем на регулируемый вид деятельности, в материалах тарифной заявки не представлены. Данное обстоятельство не позволило провести полный анализ хозяйственной деятельности и корректно определить как выпадающие, так и излишне полученные доходы, а также экономически обоснованные, но неучтенные при установлении тарифов расходы.

В связи с отсутствием экономического обоснованности, заявленные регулируемой организацией экономически обоснованные расходы, понесенные за отчетные периоды, не были учтены органом регулирования при установлении (корректировке) тарифов на 2019 год.

По итогам деятельности 2017 года РЭК Свердловской области выявил выпадающие доходы в размере 4 213,94 тыс. руб., связанные со снижением фактического полезного отпуска от уровня, учтенного при установлении тарифов. Указанная сумма определена органом регулирования как произведение величины условно-постоянных расходов, учтенных в тарифах на 2017 год (655,56 руб./Гкал), и разницы между фактическим и учтенным полезным отпуском тепловой энергии на 2017 год (6,428 тыс. Гкал).

В ФАС России документы, обосновывающие недополученный доход, Заявителем не представлены.

В целях реализации на 2019 год Указа Губернатора № 658-УГ органом регулирования была проведена корректировка НВВ на сумму «- 4 213,94 тыс. руб.». При этом, орган регулирования подтверждает, что указанная сумма подлежит компенсации в последующие периоды регулирования.

На основании вышеизложенного, с учетом подтверждения органом регулирования компенсации выпадающих доходов, связанных со снижением фактического полезного отпуска от уровня, учтенного при установлении тарифов, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

 

8. Полезный отпуск тепловой энергии.

Величина полезного отпуска тепловой энергии, которую АО «СИЗ» считает экономически обоснованной, составляет 19,018 тыс. Гкал.

Величина полезного отпуска тепловой энергии, установленная органом регулирования, составляет 20,940 тыс. Гкал.

Величина разногласий составляет 1,92 тыс. Гкал.

АО «Свердловский инструментальный завод» объем полезного отпуска тепловой энергии заявлен на уровне факта 2017 года без учета компенсации потерь тепловой энергии при ее передаче организациями, оказывающими услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Информация об объемах полезного отпуска тепловой энергии в утвержденной схеме теплоснабжения города Екатеринбург отсутствуют.

Таким образом, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется в соответствии с требованиями пункта 22 Основ ценообразования № 1075 с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Органом регулирования объем полезного отпуска тепловой энергии был определен на основании данных, представленных Заявителем, в том числе о фактическом полезном отпуске тепловой энергии за предшествующие периоды регулирования, подтвержденных формами статистической отчетности № 46-ТЭ (полезный отпуск) и 1-ТЕП «Сведения о снабжении тепловой энергией».

Расчетный объем полезного отпуска принят органом регулирования с учетом среднегодовых фактических данных по группам потребителей за 3 предшествующих года (2015-2017 годы) и полезного отпуска на собственное производство Заявителя на уровне фактического значения за 2017 год, поскольку этот показатель в периоды 2015 и 2016 гг. заполнялся регулируемой организацией некорректно – с учетом хозяйственных нужд на собственное потребление котельной, что противоречит указаниям по заполнению формы № 46-ТЭ.

На основании вышеизложенного, требования АО «Свердловский инструментальный завод» по величине полезного отпуска тепловой энергии не подлежат удовлетворению.

 

9. Потери тепловой энергии.

Величина потерь тепловой энергии, которую АО «СИЗ» считает экономически обоснованной, составляет 1,89 тыс. Гкал.

Величина потерь тепловой энергии, установленная органом регулирования, составляет 0,188 тыс. Гкал.

Величина разногласий составляет 1,7 тыс. Гкал.

Приказом Минэнерго России от 19.02.2018 №93 АО «СИЗ» утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения, на 2018 год в размере 1 823,2 Гкал.

Документы, подтверждающие утвержденный в установленном порядке норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2019 год ни в орган регулирования в рамках тарифного предложения, ни в ФАС России Заявителем не представлены.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 190-ФЗ утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, расположенным в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также в городах федерального значения (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода) относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

При расчете тарифов на тепловую энергию на 2017 год (первый год долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг.) документы, подтверждающие утвержденный в установленном порядке норматив технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2017 год, в орган регулирования в рамках тарифного предложения Заявителем не были представлены.

Таким образом, требования Заявителя по величине потерь тепловой энергии не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Свердловский инструментальный завод» и Региональной энергетической комиссией Свердловской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Свердловской области нарушившей пункты 28, 34, 62 и 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Свердловский инструментальный завод», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Свердловской области (исх. № б/н от 15.03.2019; рег. № 53799/19 от 29.03.2019).

3. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определить величину экономически обоснованных расходов с учетом мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразив в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, в Экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на топливо»,

- «Земельный налог» и «Налог на прибыль».

4. Признать экономически обоснованной величину расходов на капитальные вложения (инвестиции) АО «Свердловский инструментальный завод» на 2019 год в размере 1 390,26 тыс. руб. и компенсировать указанную сумму при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год.

5. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Свердловский инструментальный завод» на 2020 год, учесть экономически обоснованные расходы, предусмотренные пунктами 3 и 4 настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра (установления) тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Свердловский инструментальный завод» на 2019, 2020 годы.

      1. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Свердловский инструментальный завод».

 

<...>

Связанные организации

АО "Свердловский инструментальный завод" (АО "СИЗ")
ИНН 6661000071, ОГРН 1026605233930
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК Свердловской области)
ИНН 6671113500, ОГРН 1026605237944
Свердловское УФАС России
ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928