Решение №31/73211/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между АО "ДР... от 3 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» августа 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее также – Заявитель, АО «ДРСК») и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее также - Орган регулирования, Комитет, КЦиТ Правительства Хабаровского края) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро» <...>, заместителя директора Департамента тарифного регулирования и экономического анализа ПАО «РусГидро <...>, заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «ДРСК» <...>., начальника отдела тарифообразования АО «ДРСК»<...>, первого заместителя председателя Комитета <...>, начальника отдела экспертизы в ТЭК Комитета <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось АО «ДРСК» с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Заявление АО «ДРСК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2021 № 44/12 (далее – Постановление № 44/12) «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2022 год» для филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» установлена необходимая валовая выручка (далее – НВВ).

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2021 № 44/10 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 45/62 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальной сетевой организации филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» «Хабаровские электрические сети» на 2018 - 2022 годы» для Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, НВВ и долгосрочные параметры регулирования.

НВВ для филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы, при этом 2022 год является пятым годом долгосрочного периода регулирования.

Величина НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», установленная оспариваемыми постановлениями, на 2022 год составляет 3 436 104,27 тыс. руб. (без учета оплаты потерь электроэнергии).

Величина необходимой валовой выручки филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 4 522 063,42 тыс. руб. (без учета оплаты потерь электроэнергии).

По мнению Заявителя, Комитет нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении единых (котловых) тарифов на 2022 год, а также при установлении величины НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на 2022 год по следующим статьям разногласий:

 

Наименование статьи

Ед. изм.

Заявлено на разногласия

 

Утверждено Органом регулирования

Величина разногласий по статье

1. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2022 год

тыс. руб.

126 600,22

87 798,85

38 801,37

2. Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год

тыс. руб.

1 058 698,67

29 303,32

1 029 395,35

3. Выпадающие доходы, связанные с изменением индивидуальных тарифов в 2021 году

тыс. руб.

17 762,43

0,00

17 762,43

ИТОГО

1 203 061,32

117 102,17

1 085 959,15

 

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого установлено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

1. Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2022 год.

АО «ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов, связанных с обслуживанием заемных средств на 2022 год, в размере 126 600,22 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 87 798,85 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 38 801,37 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «ДРСК» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Справка о начислении процентов за обслуживание заемных и кредитных средств по филиалу Хабаровские электрические сети за 2020 год;

2. Расчет расходов по уплате процентов за кредит по филиалу АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на 2020-2022 гг.;

3. Кредиты и займы АО «ДРСК» филиал «Хабаровские ЭС» на 2020-2022 гг. (неценовая зона);

4. Пояснительная записка по размеру ссудной задолженности и затрат на уплату процентов за кредит филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» (неценовая зона) с приложениями:

5. Реестр кредитных соглашений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность АО «ДРСК» 2020 г.;

6. Пояснительная записка по размеру ссудной задолженности и затрат на уплату процентов за кредит филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» (Николаевский энергоузел). Приложение к пояснительной записке «Расчет кассовых разрывов филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» (Николаевский энергоузел) за период 2020-2022 гг.»;

7. Копии кредитных соглашений, протоколов по выбору победителей, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность АО «ДРСК»;

8. Реестр платежных поручений АО «ДРСК» по уплате процентов в 2020 году;

9. Копии платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредитам и займам АО «ДРСК» в 2020 году;

10. Реестр платежных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала АО «ДРСК» «Хабаровские ЭС»;

11. Копии платежных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала АО «ДРСК» «Хабаровские ЭС»;

12. Копии платежных поручений, подтверждающих использование кредитных источников на производственную деятельность филиала АО «ДРСК» «ХЭС» (неценовая зона и Николаевский район);

13. Копия письма № 03-01-10/1151 от 02.03.2021 «О предоставлении отчетности» (Отчетность в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»);

14. Таблица 1.1. Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585);

15. Таблица 1.2. Расшифровка расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании за 2020 год (в соответствии с приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585).

  1. - приложение № 1 Копия письма ОАО «Сбербанк России» об изменении цели кредитования вх. № 1/4/4732 от 28.06.2013 г.;

    - приложение № 2 Копии писем об отказе банков в участии в открытых конкурсах на право заключения договоров кредитования, проводимых АО «ДРСК»;

    - приложение № 3 «Динамика дебиторской и кредиторской задолженности филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» (неценовая зона) за период 2011-2020 гг.»;

    - приложение № 4 «Расчет кассовых разрывов за 2022 год»;

Аргументируя заявленные требования, АО «ДРСК» отмечает, что ссудная задолженность АО «ДРСК» по филиалу АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» за период 2017-2021 гг. сформирована следующим образом, тыс. руб.:

Наименование

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Ссудная задолженность по филиалу АО «ДРСК» «ХЭС», в т.ч.

1 486 057

1486 057

1 408 747

1 385 747

1 341 747

По передаче электрической энергии

1 486 057

1 486 057

1 408 747

1 385 747

1 341 747

+Прирост/-Снижение

413 145

-

-77 30

-23 000

-44 000

Проценты по кредитам, в т.ч.

135 404

124 506

111 132

98 650

90 460

По передаче электрической энергии

135 404

124 500

111 132

98 650

90 460

 

По информации, полученной от Заявителя, значительное влияние на формирование ссудной задолженности в филиале АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» (неценовая зона) показали: накопленный убыток за период 2007-2010 годы по основному виду деятельности оказание услуг по передаче электрической энергии (282 162 тыс. руб.), а также отсутствие в 2011 - 2012 годах доходов по объектам «последней мили» в связи с заключением ООО «Русэнергосбыт» прямого договора на оказание услуги по передаче электроэнергии с ОАО «ФСК ЕЭС» (333 801 тыс. руб.).

Также АО «ДРСК» в 2022 году прогнозируется увеличение ссудной задолженности филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» по неценовой зоне на 464 390 тыс. руб. на покрытие кассовых разрывов, образованных в основном по причине несоответствия тарифно-балансовых решений фактическим объемам и структуре полезного отпуска электроэнергии (мощности) по уровням напряжения и группам потребителей.

В соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК» за 2020 год, исходя из дефицита средств на осуществление операционной деятельности, ссудная задолженность и расходы по уплате процентов за обслуживание кредитного долга филиала «Хабаровские электрические сети» сформировались по основному виду деятельности, что подтверждается отчетностью, сформированной в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике».

Также Заявитель отмечает, что значительный рост ключевой ставки Банка России в 2022 году ставит под угрозу выполнение производственной и ремонтной программ, размер ссудной задолженности практически не снижается, а увеличивается в связи с отсутствием источника для погашения ссудной задолженности.

Согласно представленным обосновывающим материалам АО «ДРСК», расходы на оплату процентов по кредитам на 2022 для филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» год рассчитаны исходя из прогнозируемой суммы накопленной ссудной задолженности (на 31.12.2021 – 1 341,7 млн. руб., на 31.12.2022 – 1 806,1 млн. руб.), действующих процентных ставок 2019-2020 годов по заключенным кредитным договорам (от 5,95% до 6,70%) и процентной ставки по новым, рефинансируемым кредитам (со сроком действия 2 года) (9,00%) в размере 126 600,22 тыс. руб.

Органом регулирования рассмотрен представленный Обществом расчет кассовых разрывов. Данный расчет сформирован на 2022 год исходя из прогнозных годовых значений, определенных бизнес-планом регулируемой организации, без учета утвержденных затрат при тарифном регулировании. При этом помесячный расчет по фактическим данным не представлен.

Комитетом при определении расходов по данной статье затрат рассмотрены кредитные договоры: от 18.12.2019 № 900190019, от 25.12.2019 № 900190026, от 05.02.2020 № 900200004, от 06.08.2020 № 900200020, от 06.08.2020 № 90020021, от 17.11.2020 № DHB/RK/040/20, от 18.06.2019 № 4019-013-КЛ, от 02.12.2019 № 1010-269-18-2019-607.

По состоянию на 31.12.2020 фактические расходы по уплате процентов регулируемой организации (неценовая зона) сформировались в размере 98 650,39 тыс. руб.

Динамика изменения средних процентных ставок за период 2017-2020 гг. показывает снижение ставки с 9,76% до 6,50%:

Показатель

2017

2018

2019

2020

Средняя процентная ставка годовых

9,76%

8,26%

7,84%

6,50%

 

Фактические расходы за 2018 год определены Органом регулирования в размере 124 505,72 тыс. руб., за 2019 год – 111 132,26 тыс. руб. со снижением к 2018 году на 10,7 %, за 2020 год – 98 650,39 тыс. руб. со снижением к 2019 году на 11,2%.

Органом регулирования установлено, что ежегодное снижение расходов по статье затрат «Проценты по кредитам» составляет от 10,7% до 11,2%.

С учетом анализа представленных регулируемой организацией документов Органом регулирования расходы по статье затрат «Проценты по кредитам» приняты в размере 87 798,85 тыс. руб. (87 798,85 тыс. руб. = 98 650,39 тыс. руб. * 89%) на основании фактических расходов 2020 года.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178, расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что в соответствии с таблицей 1.1. «Показатели раздельного учета доходов и расходов АО «ДРСК», оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках за 2020 год»» чистая прибыль по филиалу АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» за 2020 год составила (-144 291 тыс. руб.).

Таким образом, потребность филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» в привлечении заемных средств и в учете расходов по данной статье затрат сверх утвержденных Органом регулирования экономически не обоснована, основания для включения дополнительных расходов по статье затрат «Проценты по кредитам» отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при расчете Комитетом расходов по данной статье затрат, соответственно, требования Заявителя по статье затрат «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2022 год» не подлежат удовлетворению.

2. Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год.

АО «ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год в размере 1 058 698,67 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 29 303,32 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 1 029 395,35 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «ДРСК» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Выписка из оборотно-сальдовой ведомости за 2020 г. по Хабаровскому краю (выручка);

2. Выручка по сбытовым и территориальным сетевым компаниям за 2020 г. (в соответствии с бухгалтерским учетом) и реестр счетов-фактур и актов выполненных работ;

3. Реестр актов об оказании услуг по передаче электрической энергии и счетов-фактур за 2020 г.;

4. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 420 от 09.12.2016 с ПАО «ДЭК» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

5. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 3294 от 29.12.2012 с АО «ННК-Энерго» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

6. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 787 от 22.12.2011 с ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

7. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 519 от 10.06.2008 с ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

8. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 1782 от 07.08.2013 с АО «СО ЕЭС» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

9. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 386 от 01.11.2013 с ООО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

10. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 330 от 15.08.2014 с ООО «ГлавЭнергоСбыт» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

11. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 339 от 23.09.2015 с АО «ННК-Энерго» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

12. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 154 от 15.04.2016 с ООО «Рязанская городская муниципальная энергосбытовая компания» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

13. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 444 от 23.10.2014 с ООО «Транснефтьэнерго» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

14. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 314 от 20.07.2018 с ООО «Мечел-Энерго» и счета-фактуры за период с января по декабрь 2020 г.;

15. Акты об оказании услуг по передаче электрической энергии по договору № 263 от 10.08.2020 с ООО «Энергосбытовая компания «Красное Сормово» и счета-фактуры за период с октября по декабрь 2020 г.;

16. Договоры оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) с ГП и энергосбытовыми организациями за 2020 год.

Разногласия по данной статье возникли вследствие перераспределения корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год при установлении Комитетом тарифов на передачу электрической энергии в отношении филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на 2022 год, а также учета Органом регулирования размера корректировки НВВ отличного от предложения регулируемой организации.

Аргументация экономической обоснованности предложенного АО «ДРСК» размера корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год следующая:

Товарная выручка филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» согласно тарифным решениям на 2020 г. составляет 7 261 743,06 тыс. руб. с учетом выручки по потребителям, присоединенным к центру питания на генераторном напряжении составляет 7 492 546,72 тыс. руб. Фактическая величина выручки за 2020 г. составила 6 398 884,81 тыс. руб.

По мнению АО «ДРСК», при определении объема плановой тарифной выручки на 2020 год Комитетом не учтены объемы выручки потребителей, присоединенных к центру питания на генераторном напряжении в размере 230 756,00 тыс. руб., рассчитанной исходя из ставки на содержание сетей.

Также при определении фактической выручки на содержание сетей за 2020 год Комитетом:

- не отражена фактическая выручка потребителей, присоединенных к центру питания на генераторном напряжении, в размере 164 327,21 тыс. руб.;

- не учтена величина отклонения фактической выручки потребителей, присоединенных к центру питания на генераторном напряжении в размере (-) 66 428,79 тыс. руб.;

- не учтена величина отклонения, рассчитанная по единым (котловым) тарифам на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном и двухставочном выражениях в размере (-) 42 700,19 тыс. руб.

Таким образом, Комитетом завышена величина фактической выручки на содержание сетей (НВВ) на 273 456,19 тыс. руб.

Также АО «ДРСК» не согласно с учетом фактических расходов на приобретение электрической энергии на компенсацию технологического расхода (потерь) в сетях филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» при расчете корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год.

Так, фактические расходы на приобретение электрической энергии на компенсацию технологического расхода (потерь) в сетях филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» приняты Комитетом в расчет с учетом 2-х факторов:

- фактически сложившейся цены покупки потерь;

- нормативного объема потерь.

Однако, в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э, отклонение фактического объема выручки определяется без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Кроме того, в соответствии с формулой 8 Методических указаний № 98–э выполняется корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию. В итоге, Комитетом корректировка по отклонению фактической цены покупки потерь электрической энергии за 2020 г. от прогнозной цены потерь электрической энергии учтена дважды, при расчете корректировки НВВ по формуле 7.1 и при расчете корректировки по формуле 8 Методических указаний № 98-э.

Также АО «ДРСК» не согласно с переносом Комитетом размера компенсации выполненной корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год, так как, по мнению Организации, занижение Комитетом НВВ на регулируемый период уменьшает величину доступных средств на инвестиции.

Аргументация экономической обоснованности утвержденного Органом регулирования размера корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год следующая:

Согласно экспертному заключению по рассмотрению документов по делу № 33/ТЭК от 29.04.2021 (далее – Экспертное заключение на 2022 год), НВВ АО «ДРСК» составляет 7 261 743,06 тыс. руб., фактическая величина выручки за 2020 год составила 6 398 884,81 тыс. руб.

Согласно пояснениям Органа регулирования выпадающие доходы за 2020 год, возникающие в связи с отклонением объема реализуемых товаров (услуг) от объема, учтенного при установлении тарифов на 2020 год, составляют 639 520,18 тыс. руб.

Показатель

Ед. изм.

Утверждено на 2020 год

Факт 2020 года

Отклонение

1

Выручка котловая, в т.ч.

тыс. руб.

7 261 743,06

6 398 884,81

- 862 858,24

1.1

ТСО

тыс. руб.

2 715 604,64

2 680 804,65

- 34 799,98

1.2

ДРСК, в т.ч.

тыс. руб.

4 546 138,42

3 718 080,16

- 828 058,26

1.2.1

Расходы на приобретение электрической энергии на компенсацию технологического расхода (потерь) в сетях ДРСК

 

 

тыс. руб.

 

 

793 547,27

 

 

605 009,19

 

 

- 188 538,08

1.2.2

НВВ на содержание ДРСК

тыс. руб.

3 752 591,15

3 113 070,97

- 639 520,18

 

Таким образом, Органом регулирования выпадающие доходы филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» за 2020 год определены в размере (+ 639 520,18) тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению по делу № 38/ТЭК от 06.05.2020 об установлении (корректировке) необходимой валовой выручки на 2021 год в отношении филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», Органом регулирования по неценовой зоне оптового рынка выпадающие доходы за 1 полугодие 2020 года приняты при установлении тарифов на 2021 год в размере (+47 497,62) тыс. руб.

В связи с ограничением роста тарифа в 2022 году Органом регулирования учтена корректировка в НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» 2022 года за 2020 год в размере (+29 303,32) тыс. руб., подлежит к учету в последующие периоды регулирования – 562 719,24 тыс. руб. (639 520,18 – 29 303,32 – 47 497,62 = 562 719,24).

ФАС России отмечает, что корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности производится в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э по формуле 7.1:

, (7.1)

где:

- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Согласно постановлению Комитета от 27.12.2019 № 46/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 45/62», плановая НВВ (без учета оплаты потерь) филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на 2020 год установлена в размере 3 752 591,15 тыс. руб.

Фактическая НВВ (с учетом оплаты потерь) филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» за 2020 год составила 3 718 080,16 тыс. руб. (6 687 453 528,6 тыс. руб. (выручка филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», полученная по единым котловым тарифам, согласно оборотно-сальдовым ведомостям за 2020 год) – 288 568,72 тыс. руб. (фактическая выручка филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» (Николаевский район (неценовая зона)) – 2 680 804,65 тыс. руб. (фактическая выручка ТСО на территории Хабаровского края) = 3 718 080,16 тыс. руб.

Расходы на приобретение электрической энергии на компенсацию технологического расхода (потерь) в сетях филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» в целях расчета размера корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год составят 750 942,4 тыс. руб. исходя из:

- фактического объема отпуска электрической энергии в сеть АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» в 2020 году в размере 5 447,66 млн. кВт.ч;

- уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленного Комитетом на долгосрочный период регулирования, в размере 7,28%;

- прогнозной цены покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности), утвержденной Комитетом на 2020 год, в размере 1 893,5 руб./МВт.ч.

Таким образом, корректировка НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год должна составить: 3 752 591,15 тыс. руб. – (3 718 080,16 тыс. руб. - 750 942,5 тыс. руб.) = 785 453,49 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Так, НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования превышает 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на содержание, утвержденная Постановлением № 44/12, составляет 60,98% от общего объема НВВ на содержание по Хабаровскому краю на 2022 год.

Таким образом, ограничения, установленные пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, не распространяются на филиал АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети».

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в соответствии с требованиями действующего законодательства произведено перераспределение величины корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год.

Учитывая, что единые (котловые) тарифы установлены на максимальном уровне, предусмотренном приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21, Орган регулирования вправе, руководствуясь пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, производить учет экономически обоснованных расходов филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» в последующие периоды регулирования.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести перерасчет корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год в соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э, а также мотивировочной частью настоящего решения.

3. Выпадающие доходы, связанные с изменением индивидуальных тарифов в 2021 году.

АО «ДРСК» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов, связанных с изменением индивидуальных тарифов в 2021 году, на 2022 год в размере 17 762,43 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 0 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 17 762,43 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье АО «ДРСК» представило в адрес Органа регулирования и ФАС России следующие документы:

1. Письмо в КЦиТ Правительства Хабаровского края от 29.12.2021 № 04-01-04/8754 Дополнение к особому мнению по корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала АО «ДРСК» «ХЭС» на 2022 год»;

2. Постановление КЦиТ Правительства Хабаровского края от 29.12.2020 № 44/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2021 год»;

3. Постановление КЦиТ Правительства от 31.03.2021 № 10/1 «О внесении изменений в постановление КЦиТ Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 45/9» (изм. по АО «Хабаровская горэлекросеть»);

4. Постановление КЦиТ Правительства от 31.03.2021 № 10/2 «О внесении изменений в постановление КЦиТ Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 45/9» (изм. по АО «Хабаровская горэлекросеть»);

5. Письмо в КЦиТ Правительства Хабаровского края от 31.03.2021 № 04-01-04/2032 Особое мнение по вопросу изменения индивидуальных цен (тарифов), установленных по сетям АО «Хабаровская горэлектросеть» для взаиморасчетов с АО «ДРСК»;

6. Выписка из протокола заседания правления КЦиТ Правительства Хабаровского края от 31.03.2021 № 10 (изм. по АО «Хабаровская горэлексеть»);

7. Постановление КЦиТ Правительства от 30.04.2021 № 13/2 «О внесении изменений в постановление КЦиТ Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 № 46/10 (изм. по АО «Оборонэнерго»);

8. Письмо АО «ДРСК» от 30.04.2021 № 04-01-104/2850 «Особое мнение по вопросу изменения индивидуальных (тарифов), установленных по сетям АО «Оборонэнерго» для взаиморасчетов с АО «ДРСК»;

9. Письмо КЦиТ Правительства Хабаровского края от 11.05.2021 № 2-1-13-1639 (Выписка из протокола КЦиТ Правительства Хабаровского края от 30.04.2021 № 13 (изм. по АО «Оборонэнерго»)).

Выпадающие доходы АО «ДРСК», связанные с пересмотром НВВ и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» и АО «Хабаровская горэлектросеть» во исполнение решений ФАС России от 04.06.2020 № СП/47378/20, от 06.11.2020 № СП/96744/20, от 17.02.2021 № СП/11569/21 в 2021 году, составили 11 962,13 тыс. руб.

Выпадающие доходы филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети», связанные с пересмотром НВВ и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» и филиалом «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго» во исполнение апелляционного определения Пятого Апелляционного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 № 66а-153/2021 в 2021 году, составили 5 068,03 тыс. руб.

По мнению Заявителя, вышеуказанные выпадающие доходы подлежат включению в НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на 2022 год в размере 17 762,43 тыс. руб. (с учетом ИПЦ=104,3%).

В представленных пояснениях по данной статье АО «ДРСК» отмечает, что Орган регулирования не воспользовался нормами действующего законодательства в области ценообразования в электроэнергетике - мерами последующего тарифного регулирования, а именно путем пересмотра размера выпадающих доходов АО «Оборонэнерго» за 2020 год и зачета неучтенных экономически обоснованных расходов административного истца за 2020 год в последующих периодах регулирования (на 2022 год) по правилам пункта 7 Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э. Также в соответствии с положением пункта 38 Основ ценообразования № 1178 Комитет мог бы выполнить корректировку необходимой валовой выручки по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, т.е. проанализировать данные по итогам 9 месяцев.

Орган регулирования в отзыве на заявление АО «ДРСК» отмечает, что расходы по данной статье затрат не учтены в связи с тем, что апелляционным определением Пятого Апелляционного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 № 66а-153/2021 установление (пересмотр) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче не определен, в связи с чем у Комитета отсутствовали правовые основания пересматривать единые (котловые тарифы) на услуги по передаче электрической энергии филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на 2021 год.

В выписке из протокола заседания правления Комитета от 30.04.2021 № 31 указано, что выпадающие доходы филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» от перерегулирования АО «Оборонэнерго» будут учтены при последующем тарифном регулировании.

Также Орган регулирования в своих пояснениях отмечает, что единые (котловые) тарифы на 2022 год установлены на максимальном уровне, следовательно, дополнительный учет данных расходов в НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на содержание сетей в данном периоде не представляется возможным.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Учитывая, что необходимая валовая выручка филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» превышает 10 процентов (60,98%) суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Хабаровского края, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также единые (котловые) тарифы на 2022 год установлены на максимальном уровне, предусмотренном приказом ФАС России от 16.12.2021 № 1429/21, Орган регулирования вправе, руководствуясь пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, производить учет экономически обоснованных расходов филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» в последующие периоды регулирования с ограничениями, установленными вышеуказанным пунктом.

Также в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.

Таким образом, выпадающие доходы, связанные с изменением индивидуальных тарифов в 2021 году, подлежат учету в НВВ филиала АО «ДРСК» «Хабаровские электрические сети» на следующий период регулирования (2023 год).

Учитывая вышеизложенное, ФАС России не усматривает нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при неучете Комитетом выпадающих доходов, связанных с изменением индивидуальных тарифов в 2021 году, соответственно, требования Заявителя по данной статье затрат не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «ДРСК» и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края нарушившим пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «ДРСК», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (рег. от 25.03.2022 № 54840/22).

3. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения анализ экономической обоснованности по статье затрат «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2020 год».

4. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2023 год учесть в составе необходимой валовой выручки филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» «Хабаровские электрические сети» расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» «Хабаровские электрические сети» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать АО «ДРСК» в удовлетворении остальной части требований.

 

Связанные организации

АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»
ИНН 2801108200, ОГРН 1052800111308
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530
Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022