Письмо №СП/105495/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональная энергетическая комиссия Кемеровской... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении, направленные письмом от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области – Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Электросеть» (далее – регулируемая организация) на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены для АО «Электросеть» методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2021-2025 гг.

Необходимая валовая выручка, установленная для регулируемой организации на 2023 год, составляет 1 852 066,99 тыс. руб.

В силу пункта 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов.

РЭК Кузбасса при расчете НВВ АО «Электросеть» не представлена информация о порядке определения долей отнесения расходов на вид деятельности «Передача электрической энергии».

При определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

1. Подконтрольные расходы на 2020 год

1.1. Расходы на оплату труда

Органом регулирования учтены расходы на оплату труда на 2021 год в сумме 205 594,99 тыс. руб. исходя из численности персонала в количестве 395 человек и средней заработной платы в сумме 43 795,4 руб./чел./мес. (заявка организации – 222 829,02 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Органом регулирования средняя заработная плата определена исходя из данных формы статистической отчетности П-4 за 2019 год с учетом ИПЦ.

В Экспертном заключении на 2021 год приведен расчет фонда оплаты труда по форме таблицы № П1.16 в Приложении № 1 Методических указаний № 20-э/2, при этом анализ составляющих заработной платы экспертное заключение не содержит, ссылки на положения ОТС, а также на нормативные правовые акты, устанавливающие величину районного коэффициента и северной надбавки, отсутствуют.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу, а также по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» (расчетная статья расходов). Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.2. Расходы на ремонт основных фондов

Органом регулирования учтены расходы на ремонт основных средств на 2021 год в размере 39 961,27 тыс. руб. (заявка регулируемой организации – 49 253,71 тыс. руб., в т.ч. подрядным способом – 23 474,1 тыс. руб., хозяйственным способом – 25 779,60 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует в том числе цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

ФАС России отмечает, что анализ представленных регулируемой организацией документов на предмет соответствия пункту 29 Основ ценообразования № 1178 в Экспертном заключении на 2020 год не отражен.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3. Расходы на аудиторские и консультационные услуги

Органом регулирования на 2021 год учтены расходы на аудиторские и консультационные услуги в сумме 1 194,50 тыс. руб.

Согласно представленной информации в рамках настоящей статьи Органом регулирования учтены 142,46 тыс. руб. по договору, заключенному с ЗАО КГ «Баланс» на предоставление услуг по проведению аудита от 14.08.2018 № 18. Сумма принята экспертами на уровне факта 2019 года с учетом индексации.

Органом регулирования также учтена сумма в размере 1 052,04 тыс. руб. по договору с ОАО «АЭЭ» на оказание экспертных услуг от 08.05.2020 № 205-59р/2020-126. Вместе с тем, исходя из приведенной таблицы № 18 экспертного заключения, расходы по договору с той же организацией от 26.03.2019 № АЭЭ09053-ЭОРИП-2018-5 за 2019 год в соответствии с табличными данными составили 106,16 тыс. руб. и не были приняты экспертами к учету.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Неподконтрольные расходы на 2023 год

2.1. Расходы на обслуживание заемных средств (в составе расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка за 2021 год)

Органом регулирования учтены проценты по кредитам за 2021 год в сумме 13 892,67 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражено, что регулируемой организацией данные расходы заявлялись к учету в составе НВВ. Орган регулирования не должен принимать к учету незаявленные организацией расходы.

Расходы в сумме 13 892,67 тыс. руб. являются фактическими расходами за 2021 год. В качестве обоснования учета данных затрат РЭК Кузбасса ссылается на выполнение предприятием мероприятий инвестиционной программы, а также формирование значительных убытков по результатам осуществления хозяйственной деятельности.

Согласно положениям Основ ценообразования № 1178 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Экономическим обоснованием расходов на обслуживание заемных средств является, в том числе, расчет кассовых разрывов с документальным подтверждением доходов и расходов регулируемой организации по факту завершенного периода.

Экспертное заключение информации о наличии расчета кассовых разрывов не содержит, в составе обосновывающих материалов указанный расчет отсутствует.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

3. Расчет количества условных единиц

Расчет условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения необходимо проводить в соответствии с таблицами № П2.1 и № П2.2 приложения 2 Методических указаний № 20-э/2, таблицами № 1, 2 Методических указаний по учету степени загрузки объектов эектросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э (далее – Методические указания № 2390-э). Кроме того, при определении значений условных единиц органу регулирования необходимо руководствоваться примечаниями к указанным таблицам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела регулируемой организации не представлен полный перечень документов, в соответствии с которым органом регулирования определено плановое количество условных единиц на 2023 год. Также не представлены схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП, поопорные схемы BЛ и схемы KJI.

В связи с этим не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятого и фактического количества условных единиц на 2021, 2023 годы.

Также ФАС России отмечает, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в экспертном заключении в нарушение пункта 23 Правил № 1178 отсутствует.

Также органом регулирования не проведен анализ на предмет соответствия учета электросетевого оборудования номенклатуре, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э, а также на предмет наличия двойного учета/дублирования оборудования, в том числе масляных выключателей 1-20 кВ, выключателей нагрузки 1-20 кВ, наличия электросетевого оборудования, не участвующего в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, органу регулирования необходимо представить обоснование принятых и фактических условных единиц регулируемой организации в соответствии с номенклатурой, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2 и Методических указаний № 2390-э, а также провести дополнительный анализ документов, отразив результаты в экспертном заключении и исключив выявленные экономически необоснованные расходы.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области - Кузбасса нарушившей положения пунктов 7, 25, 26, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на передачу электрической энергии для АО «Электросеть» на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (2021 год).

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Электросеть», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на оплату труда» на 2021 год;

- «Расходы на ремонт основных фондов» на 2021 год;

- «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» на 2021 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы на обслуживание заемных средств (в составе расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка за 2021 год)» на 2023 год;

- «Расчет количества условных единиц» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов АО «Электросеть», а также величину необходимой валовой выручки в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Электросеть», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Электросеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны