Решение №СП/49816/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 10 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» июня 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между Приволжской дирекцией по
энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД», Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее также Орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя начальника по экономике и финансам Приволжской дирекции по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД»
<...>, заместителя начальника дирекции — начальника отдела покупки и распределения электрической энергии Приволжской дирекции по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД» <...>, начальника отдела тарифного регулирования СП «Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД» <...>, начальника сектора тарифного регулирования Приволжской дирекции по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД» <...>, юрисконсульта Приволжской дирекции по энергообеспечению — СП «Трансэнерго» — филиала ОАО «РЖД» <...>, председателя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области <...>, первого заместителя председателя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области <...>, заместителя председателя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области <...>, начальника отдела регулирования тарифов в топливно-энергетическом комплексе Комитета тарифного регулирования Волгоградской области <...>, заместителя руководителя Волгоградского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 21.03.2024 № 46216/24) о споре (разногласиях) между Приволжской дирекцией по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области
от 27.12.2023 № 53/2 «О внесении изменений в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.12.2019 № 45/7 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ОАО «РЖД» (филиал Приволжская дирекция по энергообеспечению Трансэнерго)» (далее – приказ от 27.12.2023 № 53/2) для Заявителя установлена необходимая валовая выручка на 2024 год.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области
от 27.12.2023 № 53/12 «О внесении изменений в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28 ноября 2022 г. № 45/15 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023-2027 годы» для Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

Тарифное регулирование в отношении ОАО «РЖД» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации установленных тарифов на 2020-2024 гг.

Величина НВВ (без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым приказом, составляет 602 077,17 тыс. руб., в том числе на сторонних потребителей – 340 783,366 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 651 320,84 тыс. руб., в том числе на сторонних потребителей –
389 303,839 тыс. руб.

ОАО «РЖД» заявляет требование об учете в составе НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий (таблица 1):

 

тыс. руб.

№ п/п

Статья разногласий

Заявитель в ФАС России

Утверждено
Департамента на 2024 год

Величина спора

 

 

А

В

С=А-В

1

Оплата услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети» (оплата услуг ПАО «ФСК – ЕЭС»)

176 954,55

130 374,43

46 580,12

2

Выпадающие расходы (фактические за прошлый период) по технологическому присоединению

3 781,45

1 437,45

2 344,00

 

Итого (по статьям) без учета корректировки и ИПЦ

180 736,00

131 811,88

48 924,12

 

Итого НВВ на сети с учетом корректировки и ИПЦ

651 320,84

602 077,17

49 243,65

Сумма разногласий составляет 49 243,65 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее — Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России
от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э
(далее — Методические указания № 98-э).

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие документы:

1. Приказ Комитета от 27.12.2023 № 53/2 «О внесении изменения в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.12.2019 № 45/7 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для АО «РЖД» (филиал Приволжская дирекция по энергообеспечению Трансэнерго)»;

2. Приказ Комитета от 27.12.2023 № 53/12 «О внесении изменений в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28 ноября 2022
№ 45/15 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023-2027 годы»;

3. Приказ Комитета от 27.12.2023 № 53/13 «О внесении изменений в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28 ноября 2022 год
№ 45/16 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии 2023 – 2027 годы»;

4. Экспертное заключение Комитета тарифного регулирования Волгоградской области на 2024 год;

5. Заключение «Экспертного центра» по определению фактического размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение ТСО за 2022 год;

6. Протокол заседания коллегии комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28.12.2021 № 44-43;

7. Особое мнение Приволжской дирекции по энергообеспечению от 26.12.2023 № 9529/ПРИВ НТЭ;

8. Запрос ПАО «ФСК-Россети» о предоставлении информации для формирования сводного прогнозного баланса от 03.03.2023 № 51/553;

9. Ответ Приволжской дирекции на запрос от 03.03.2023 № 51/553 о согласовании величины заявленной мощности;

10. Письмо ФАС России от 28.07.2022 № ВК/71628/22.

1. Статья разногласий «Оплата услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети» (оплата услуг ПАО «ФСК – ЕЭС»)».

ОАО «РЖД» заявлено требование о признании экономически обоснованной и подлежащей учету величины затрат по данной статье в сумме 176 954,55 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» (далее также ПАО «ФСК Россети») включены в состав НВВ регулируемой организации на 2024 год в сумме 130 374,43 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 46 580,12 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования направлены следующие обосновывающие документы (в адрес ФАС России не представлены):

1. Справка по расходам на услуги по передаче электрической энергии ОАО «ФСК» за 2022 год;

2. Прогноз отпуска электроэнергии из ЕНЭС и расчет расхода на 2024 год;

3. Договор оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНС
от 29.12.2017 № 1389П, заключенный с ПАО «ФСК ЕЭС», с подтверждающими документами (копии актов об оказании услуг по передаче электрической энергии и счетов - фактур за 2022 год);

4. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям ОАО «РЖД» (в границах Волгоградской области) на 2024 год в том числе:

4.1 Свод по необходимой валовой выручке за 2022–2024 годы по Приволжской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в границах Волгоградской области;

4.2. Таблица П1.15 «Смета расходов по передаче электрической энергии»;

4.3 Таблица П1. 13 «Расчет суммы платы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети».

Отмечается, что Сводный прогнозный баланс утвержден следующими приказами ФАС России:

- от 30.06.2023 № 428/23-ДСП «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2024 год» (далее – приказ ФАС России от 30.06.2023 № 428/23-ДСП);

- от 31.10.2023 № 783/23-ДСП «О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2024 год, утвержденный приказом ФАС России от 30 июня 2023 года
№ 428/23-ДСП» (далее – приказ ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП).

По мнению ОАО «РЖД» Органом регулирования расчет расходов на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» на 2024 год выполнен некорректно, поскольку затраты определены без учета параметров, утвержденных вышеуказанными приказами ФАС России (таблица 2):

Показатель

Ед. изм.

Расчет ОАО «РЖД»

от 28.09.2023

Расчет Комитета

1-е

полугодие

2-е

полугодие

1-е

полугодие

2-е

полугодие

1

Заявленная мощность

МВт

32,171

32,171

42,53

42,53

2

Ставка на содержание сети

руб./

МВт/мес.

261 592,48

261 592,48

256 086,62

282 975,72

3

Плата за содержание

тыс. руб.

50 494,15

50 494,15

65 354,33

72 216,54

4

Потери в сетях ЕНЭС

млн.кВт*ч

5,176614

5,176614

7,15

8,08

5

Ставка по оплате потерь

руб./МВт*ч

2 838,35

2 838,35

2 449,57

2 706,78

6

Затраты на покупку потерь

тыс. руб.

14 693,06

14 693,06

17 513,69

21 870,00

7

Услуги ПАО «ФСК – Россети»

тыс. руб.

65 187,215

65 187,215

82 868,02

94 086,53

8

Итого услуги ПАО «ФСК – Россети»

на 2024 год

тыс. руб.

130 374,43

176 954,55

Расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» полностью относятся на сторонних потребителей электрической энергии.

Расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети», определенные Органом регулирования расчетным путем, но не учтенные при установлении НВВ ОАО «РЖД» на 2024 год, составили 176 954,55 тыс. руб., в том числе:

1. Расходы на содержание сетей в размере 137 570,87 тыс. руб.

Указанная величина определена с учетом объемов заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям ЕНЭС
в отношении ОАО «РЖД» - 42,53 МВт, утвержденных приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП, и ставки тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС на 2024 год, утвержденной приказом ФАС России от 31.10.2023 № 786/23 «Об утверждении тарифов на услуги по передачи электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети» на 2024 год» (далее – приказ ФАС России от 31.10.2023 № 786/23), в размерах:
256 086,62 руб./МВТ*ч на 1 полугодие 2024 года, 282 975,72 руб./МВт*ч на 2 полугодие 2024 года.

2. Расходы на оплату потерь электрической энергии в размере 39 383,68 тыс. руб.

Указанная величина определена с учетом доли, приходящейся
на ОАО «РЖД» в общем объеме потерь в сетях ЕНЭС по полугодиям 2024 года, утвержденном приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП, определенной пропорционально объемам утвержденной мощности потребителей услуг по сетям ЕНЭС, которая составила 15,23 млн. кВт*ч и ставок тарифа на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в сетях ЕНЭС: на 1 полугодие 2024 года в размере 2 449,572 руб./МВт*ч (согласно данным, опубликованным на сайте
АО «АТС»), на 2 полугодие 2024 года в размере 2 706,777 руб./МВт*ч (индексация 10,5 % к 1 полугодию 2024 года согласно приказу ФАС России от 31.10.2023 № 786/23).

Заявитель сообщает, что в рамках тарифной заявки на 2024 год, направленной в адрес Комитета письмом от 28.04.2023 № ИСХ-3082/ПРИВ НТЭ, расходы на оплату услуг ПАО «ФСК Россети» заявлены в размере 127 871,16 тыс. руб. и рассчитаны на основании фактических показателей за 2022 год. Аналогичные сведения письмом от 03.03.2023 № 51/553 направлены ОАО «РЖД» в адрес ПАО «Россети» в целях формирования расчетов сводного прогнозного баланса электроэнергии (мощности) на 2024 год.

В соответствии с уточненным предложением, направленным ОАО «РЖД» в адрес Органа регулирования письмом от 28.09.2023 № Исх-6930/ПРИВ НТЭ, величина расходов на оплату услуг ПАО «ФСК Россети» на 2024 год скорректирована в соответствии с актуальным ИПЦ и составила 130 374,43 тыс. руб. (параметры отражены в таблице 2).

Как отмечает ОАО «РЖД», 26 декабря 2023 года при ознакомлении
с составленным Органом регулирования сметным расчетом установлено, что расчет расходов на оплату услуг ПАО «ФСК Россети» произведен Комитетом в соответствии с тарифной заявкой регулируемой организации без учета показателей, утвержденных приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП.

Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях отмечено, что в связи с тем, что величина затрат по рассматриваемой статье, заявленная ОАО «РЖД» в адрес Комитета в рамках тарифной заявки ниже аналогичного параметра, рассчитанного с учетом балансовых показателей, утвержденных приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/23-ДСП, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации затраты на услуги ПАО «ФСК Россети» приняты Комитетом по предложению регулируемой организации в размере 130 374,43 тыс. руб.

По результатам проведенного анализа материалов, направленных сторонами спора, ФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из прогнозного баланса.

ФАС России отмечает, что заявляемые ОАО «РЖД» к учету параметры расчета затрат по статье «Расходы на оплату услуг ПАО «ФСК ЕЭС» утверждены приказом ФАС России от 30.06.2023 № 428/23-ДСП (с учетом приказа ФАС России
от 31.10.2023 № 783/23-ДСП).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Оплата услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети» (оплата услуг
ПАО «ФСК – ЕЭС»)» подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Волгоградской области необходимо произвести расчет расходов по статье затрат «Оплата услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети» (оплата услуг ПАО «ФСК – ЕЭС»)» с учетом положений пункта 14 Основ ценообразования № 1178.

2. Статья разногласий «Выпадающие расходы (фактические за прошлый период) по технологическому присоединению».

ОАО «РЖД» заявляет о необходимости учета выпадающих расходов по технологическому присоединению в сумме 3 781,45 тыс. руб. без долевого распределения на сторонних потребителей.

Органом регулирования указанные расходы учтены в совокупной НВВ Заявителя в сумме 3 781,45 тыс. руб. НВВ, относимая на сторонних потребителей определена Органом регулирования пропорционально полезному отпуску электрической энергии, приходящейся на сторонних потребителей на уровне 44,6%.

ФАС России отмечает следующее:

- сумма затрат по статье «Выпадающие расходы (фактические за прошлый период) по технологическому присоединению» в сумме 3 781,45 тыс. руб. Заявителем не оспаривается; регулируемая организация выражает несогласие с порядком учета расходов по рассматриваемой статье;

- при тарифном регулировании на 2024 год указанные расходы заявлены ОАО «РЖД» в Комитет в сумме 9 635,47 тыс. руб.;

- Заявителем в адрес ФАС России, документы, подтверждающие экономическую обоснованность заявленных к учету по рассматриваемой статье разногласий затрат в размере 3 781,45 тыс. руб., не представлены.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования направлены следующие обосновывающие документы (в адрес ФАС России не представлены):

1. Справка по выпадающим доходам на 2024 год;

2. Агентский договор от 30.04.2021 № 4389635, заключенный с ООО «Энергопромсбыт»;

3. Документы к расчету выпадающих расходов по ТПП за 2021 год (с обосновывающими документами на электронном носителе);

4. Документы к расчету выпадающих расходов по ТПП за 2022 год (с обосновывающими документами на электронном носителе);

5. Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям ОАО «РЖД» (в границах Волгоградской области) на 2024 год в том числе:

5.1 Свод по необходимой валовой выручке за 2022-2024 годы
по Приволжской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» в границах Волгоградской области.

ОАО «РЖД» в заявлении о разногласиях указано на несоответствие данных, участвующих в расчетах выпадающих доходов по технологическому присоединению: при тарифном регулировании на 2022 год и проведении корректировки на 2024 год на основании фактических данных за 2022 год Органом регулирования применены различные величины затрат по статьям «Неподконтрольные расходы» и «Выпадающие по ТПП».

Также Заявитель отмечает, что ввиду того, что оказание услуг по передаче электрической энергии не является основным видом деятельности
ОАО «РЖД», в связи с чем образуются расходы, связанные исключительно с обслуживанием сторонних потребителей, которые должны полностью компенсироваться за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Так, указанные расходы не относятся к передаче электрической энергии для собственных нужд, а возникают в процессе организации коммерческого учета субабонентов и при технологическом присоединении сторонних заявителей к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД».

Орган регулирования в отзыве на заявление о разногласиях отмечает, что пунктом 14 Методических указаний № 20-э/2, а также пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 определен порядок распределения НВВ регулируемых организаций, который не предусматривает разделение подходов к определению доли сторонних потребителей в размере отдельных статей затрат в составе НВВ.

По результатам рассмотрения материалов, направленных сторонами спора, ФАС России отмечает следующее.

Размер выпадающих расходов за 2022 год.

Порядок расчета корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра определен пунктом 11 Методических указаний № 98-э и производится по формуле (7):

 

В соответствии с Экспертным заключением на предложение Приволжской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» в границах Волгоградской области по расчету (корректировке необходимой валовой выручки) размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, в рамках выбранного с 2020 года пятилетнего долгосрочного периода, применяемого метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Комитетом предлагается выпадающие доходы от технологического присоединения потребителей в 2022 году рассмотреть по факту 2022 года и учесть в последующих периодах регулирования. Совокупно неподконтрольные расходы приняты в сумме 388 096,14 тыс. руб.

Согласно протоколу заседания Коллегии Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28.12.2021 № 44/43 (далее – протокол от 28.12.2021
№ 44/43) по итогам проведенного анализа представленных материалов, Органом регулирования неподконтрольные расходы учтены в сумме 388 096,14 тыс. руб., в том числе затраты по статье «Выпадающие доходы по ТПП» - 0,00 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на предложение Приволжской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» в границах Волгоградской области по расчету (корректировке необходимой валовой выручки) размера платы за услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, в рамках выбранного с 2020 года пятилетнего долгосрочного периода, применяемого метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2024 год), утвержденная на 2022 год Комитетом величина неподконтрольных расходов составила 390 440,141 тыс. руб.,
в том числе затраты по статье «Выпадающие доходы по ТПП» - 2 344,00 тыс. руб.

Так, согласно Экспертному заключению на 2024 год, корректировка неподконтрольных расходов ΔНРi произведена исходя из фактической величины неподконтрольных расходов за 2022 год ( в сумме 382 041,35 тыс. руб. и плановой величины неподконтрольных расходов на 2022 год () в сумме 390 440,14 тыс. руб. и составила (-) 8 398,79 тыс. руб.

С учетом положений пункта 11 Методических указаний № 98-э Органу регулирования необходимо произвести расчет корректировки неподконтрольных расходов по факту 2022 года с учетом плановой величины неподконтрольных расходов на 2022 год и расходов по статье «Выпадающие доходы по ТПП» на 2022 год, определенных в Экспертном заключении на 2022 год и протоколе от 28.12.2021 № 44/43.

Учет выпадающих расходов по технологическому присоединению в тариф без долевого распределения на сторонних потребителей.

Пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 установлено, что в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

Сумма выпадающих расходов от технологического присоединения принята Органом регулирования к расчету НВВ на 2024 год на основании расчета, произведенного государственным казенным учреждением Волгоградской области «Экспертный центр».

В соответствии с заключением по определению фактического размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение территориальных сетевых организаций за 2022 год, составленным государственным казенным учреждением Волгоградской области «Экспертный центр», выпадающие расходы по технологическому присоединению ОАО «РДЖ», подлежащие учету в НВВ на 2024 год, сложились на уровне 3 781,45 тыс. руб., и Заявителем не оспаривается.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 24 Методических указаний № 20-э/2, прямые расходы относятся непосредственно на соответствующий вид деятельности.

Технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется непосредственно для оказания сторонним потребителям услуги по передаче электрической энергии и, следовательно, расходы по статье «Выпадающие расходы (фактические за прошлый период) по технологическому присоединению» являются прямыми расходами по виду деятельности «Услуги по передаче электрической энергии» и в полном объеме должны быть учтены в необходимой валовой выручке ОАО «РЖД», а также в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Выпадающие расходы (фактические за прошлый период) по технологическому присоединению» подлежат удовлетворению. Учету в НВВ на услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям на 2024 год в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2022 год подлежат фактические выпадающие доходы за 2022 год в размере 3 781,45 тыс. руб. без долевого распределения.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ОАО «РЖД» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим пункты 14, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, пункт 24 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2

2. Частично удовлетворить требования Приволжской дирекции
по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (рег. 21.03.2024 № 46216/24).

3. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Оплата услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания – Россети» (оплата услуг ПАО «ФСК – ЕЭС»)»;

- «Выпадающие расходы (фактические за прошлый период) по технологическому присоединению».

4. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.08.2024 пересмотреть необходимую валовую выручку и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Приволжской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» на 2024 год на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Волгоградской в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре)
для Приволжской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований Приволжской дирекции по энергообеспечению – СП «Трансэнерго» - филиала ОАО «РЖД».

 

 

Председатель Комиссии

 

________________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

________________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

________________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Приволжская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД"
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596