Решение №СП/52700/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Ленэнерго» (далее - Заявитель, Общество, Ленэнерго) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет, ЛенРТК, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, директора по тарифообразованию — начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» <...>, заместителя председателя Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, начальника административно-правового отдела Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>, консультанта отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (peг. от 21.02.2023 № 26627/23) о споре (разногласиях) между ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Комитета от 29.11.2022 № 540-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Ленинградской области» в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величина необходимой валовой выручки на 2023 год.

НВВ для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы.

Величина необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь (далее - НВВ), установленная оспариваемым приказом, составляет 40 197 953 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 47 415 712 тыс. руб.

Ленэнерго заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи затрат

Утверждено

органом

регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина

разногласий

1

Подконтрольные расходы на 2023 год (в результате пересмотра базового уровня подконтрольных расходов)

5 831 947

6 296 808

464 861

2

Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)

1 073 110

1 121 050

47 940

3

Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)

1 885 357

2 740 426

855 070

4

Расходы по решениям суда

- 3 660 068

- 512 466

3 147 602

5

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год

- 1 632 225

-311 295

1 320 930

6

Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год

141 089

147 654

6 565

7

Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год

1 275 053

2 297 818

1 022 765

8

Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям

413 101

421 425

8 324

9

Расчетная предпринимательская прибыль

1 491 636

1 835 339

343 703

 

ИТОГО

 

 

7 217 759

Общая сумма разногласий составила 7 217 759 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом
от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон
№ 35-Ф3), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011
№ 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее - Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен
на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-Э/2).

1. Статья разногласий «Подконтрольные расходы на 2023 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер подконтрольных расходов на 2023 год в размере 6 296 808 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 5 831 947 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 464 861 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям
    ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2022 № ЛЭ/14-20/114;

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269.

Расчет подконтрольных расходов на 2023 год выполнен ЛенРТК
в соответствии с формулой пункта 11 Методических указаний № 98-э исходя
из пересмотренного по вступившему в силу решению Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 (апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.06.2022) в сторону снижения базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год.

В заявлении Ленэнерго не оспаривается принятый коэффициент индексации, Обществом оспаривается снижение базового уровня подконтрольных расходов
2021 года в части расходов на ремонт основных средств в размере 219 283 тыс. руб. и расходов из прибыли в размере 201 953 тыс. руб.

С учетом необходимости дополнительного анализа и пересмотра Комитетом расходов по подстатье «Расходы из прибыли» на 2021 год на основании пункта
4.1 настоящего решения, подконтрольные расходы на 2023 год также подлежат пересчету.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Подконтрольные расходы на 2023 год» подлежат частичному удовлетворению.

2. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер отчислений на социальные нужды (страховые взносы) на 2023 год в размере 1 121 050 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 073 110 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 47 940 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям
    ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2022 № ЛЭ/14-20/114;

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269.

Разногласия по данной статье затрат возникли в части размера фонда оплаты труда, а также процента отчислений.

Комитетом процент отчислений принят в размере 29,1% в соответствии
с фактически сложившемся средним процентом за 2021 год. Ленэнерго считает экономически обоснованным принять процент отчислений в размере 30,4%.

В соответствии с п. 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) тарифы страховых взносов на период до 31 декабря 2022 года включительно устанавливаются в следующих размерах, если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

В соответствии с п. 3 статьи 425 НК РФ начиная с 2023 года устанавливаются тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов), если иное не предусмотрено настоящей главой:

1) в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30 процентов;

2) свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1 процента.

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ организации дополнительно уплачивают взносы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ставка
по которым определяется в зависимости от вида экономической деятельности по классам профессионального риска.

Деятельность Заявителя относится к 3 классу профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 0,4%.

ФАС России отмечает, что введение единого тарифа страховых взносов
с 2023 года не изменило общую величину тарифа страховых взносов (30%)
в соответствии с которой уплачивались страховые взносы в 2021 году. Сохранились также на 2023 год пониженные тарифы страховых взносов свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

Законодательством также, как в 2021 году, в 2023 году предусмотрена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работников по году.

Ленэнерго в заявлении отмечает, что предельная база на 2023 год установлена в размере 1 917 тыс. руб. (рост предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование к 2021 году составил +31%, на обязательное социальное страхование +98%).

В отзыве на заявление (исх. от 06.03.2023 № КТ-3-815/2023; peг. от 07.03.2023 № 33758-ЭП/23) ЛенРТК отмечает, что ПАО «Россети Ленэнерго» не представило расчет тарифа страховых взносов исходя из планируемых выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (каждого сотрудника) на 2023 год.

Данный расчет в адрес ФАС России также представлен не был.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой
на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Таким образом, отчисления на социальные нужды в соответствии с фактически сложившимся процентом отчислений за 2023 год будут учтены органом регулирования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

На основании вышеизложенного, требования Ленэнерго по статье «Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)» не подлежат удовлетворению.

3. Статья разногласий «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер плановых выпадающих доходов от льготного технологического присоединения на 2023 год в размере 2 740 426 тыс. руб.:

  • расходы на организационно-технические мероприятия - 187 110 тыс. руб.;

  • расходы на мероприятия «последней мили» до 15 кВт - 1 250 616 тыс. руб.;

  • расходы на мероприятия «последней мили» до 150 кВт - 1 302 700 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 885 357 тыс. руб.:

  • расходы на организационно-технические мероприятия - 186 840 тыс. руб.;

  • расходы на мероприятия «последней мили» до 15 кВт - 727 707 тыс. руб.;

  • расходы на мероприятия «последней мили» до 150 кВт - 970 809 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 855 070 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям
    ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2022 № ЛЭ/14-20/114;

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 26.10.2022 № ЛЭ/14-20/267 «Заявление на установление ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на территории Ленинградской области на 2023 год»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 11.11.2022 № ЛЭ/14-21/29 о направлении шаблонов CONNECT.EE.1135.TECH;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 07.10.2022 № ЛЭ/14-21/24 «О направлении информации по запросу от 29.09.2022 № КТ-3-4128/2022 и от 29.09.2022 № КТ-3-4129/2022»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 10.10.2022 № ЛЭ/14-21/25 «О направлении дополнительной информации по запросу от 29.09.2022 № КТ-3- 4128/2022»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 14.10.2022 № ЛЭ/14-20/255 «О направлении дополнительной информации по запросу от 29.09.2022 № КТ-3- 4128/2022 и от 10.10.2022 № КТ-3-4274/2022»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 29.10.2021 № ЛЭ/14-20/229 «Заявление на установление ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на территории Ленинградской области на 2022 год»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 30.10.2020 № ЛЭ/14-20/444 «Заявление на установление ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на территории Ленинградской области на 2021 год»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 22.11.2022 № ЛЭ/14-21/36
    «О направлении информации»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 29.11.2022 № ЛЭ/14-20/308
    «О представлении информации»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 25.11.2022 № ЛЭ/14-20/305 «Особое мнение к информации ЛенРТК о формировании размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год».

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 расходы сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, указанных в подпунктах «г» и «д» пункта 7 и подпунктах «а» и «д» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, расходы, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые определена
с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, установленной в соответствии с абзацем седьмым настоящего пункта, расходы
на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств
и (или) объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, предоставленной до 1 июля 2022 г., не включаемые в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в состав платы за технологическое присоединение, составляют выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов
в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

Методические указания по определению выпадающих доходов, связанных
с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждены приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее - Методические указания № 215-э/1).

Согласно примечаниям к Приложениям № 1, № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее - Методические указания № 215-э/1), плановые выпадающие доходы на следующий период регулирования рассчитываются на основании фактических данных за предыдущий период регулирования на основании выполненных договоров и актов приемки выполненных работ на технологическое присоединение.

Плановые показатели объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) определяются на основании фактических средних данных за три предыдущих года, но не ниже документально подтвержденных величин, определенных на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования.

Сетевые организации указывают в виде примечания к представляемой
в регулирующий орган таблице информацию о всех фактических параметрах
за каждый год трехлетнего периода, которые были использованы для расчета плановых величин на следующий период регулирования.
В случае если фактические средние данные за три предыдущих года отсутствуют, плановые величины определяются на основании фактических средних данных за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год.

В заявлении Ленэнерго указывает, что ЛенРТК были занижены итоговые физические параметры за три предшествующих периода, учтенные
при определении плановых показателей на 2023 год, причины снижения
в экспертном заключении по определению необходимой валовой выручки
ПАО «Россети Ленэнерго», относимой на деятельность по оказанию услуг
по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области (далее - Экспертное заключение на 2023 год) Комитета отсутствуют.

В адрес органа регулирования письмами от 26.10.2022 № ЛЭ/14-20/267,
от 29.10.2021 № ЛЭ/14-20/229, от 30.10.2020 № ЛЭ/14-20/444, от 07.10.2022
№ ЛЭ/14-21/24, от 10.10.10.2022 № ЛЭ/14-21/25, от 14.10.2022 № ЛЭ/14-20/555 были направлены договоры технологического присоединения с приложениями,
КС-2, КС-3, ОС-1, КС-11, PC-14, П-1 и пр. по реализации каждого мероприятия «последней мили» по ТП льготной категории заявителей, расчеты выпадающих доходов по формам Методических указаний № 215-э/1.

3.1. ЛенРТК в отзыве на заявление указывает, что мероприятия
по строительству объектов электросетевого хозяйства в целях увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств, ранее надлежащим образом присоединенных к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго», являются развитием существующей инфраструктуры сетевой организации
и не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение.

Комитет в отзыве на заявление также указывает, что наличие мероприятий «последней мили» при осуществлении технологического присоединения
к электрическим сетям энергопринимающих устройств, которые были ранее присоединены надлежащим образом, возможно только в случаях изменения категории надежности электроснабжения энергопринимающих устройств заявителей, точек присоединения по инициативе заявителя.

При этом в составе обосновывающих документов, представленных
ПАО «Россети Ленэнерго», отсутствовали копии соответствующих заявок, в связи
с чем ЛенРТК делает вывод о расстоянии от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, равным нулю.

ФАС России отмечает правомерность подхода Комитета в части неучета мероприятий по строительству объектов электросетевого хозяйства
к энергопринимающим устройствам, которые были ранее присоединены надлежащим образом. Данные мероприятия являются развитием существующей инфраструктуры сетевой организации и не могут быть включены в состав платы
за технологическое присоединение.

Пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что
не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

3.2. В отзыве за заявление ЛенРТК также указывает об отсутствии всей необходимой информации за трехлетний период 2019-2021 гг. на момент принятия тарифного решения, в связи с чем расчет плановых показателей был произведен на основании имеющихся сведений за 2020, 2021 годы.

ФАС России отмечает, что фактические показатели за 2019 год были учтены Комитетом в полном объеме при определении плановых выпадающих доходов
от льготного ТП на 2022 год при исполнении решения ФАС России от 29.07.2022
№ СП/72090/22 (протокол заседания Правления ЛенРТК от 31.10.2022 №31).

Таким образом, расчет плановых выпадающих доходов от льготного технологического присоединения на 2023 год в части фактических показателей
2019 года выполнен органом регулирования с нарушением положений Методических указаний № 215-э/1.

Также в нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение на 2023 год не содержит перечень исключенных из расчета объектов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)» подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо произвести анализ и расчет расходов по данной статье разногласий на основании мотивировочной части настоящего решения. Соответствующие анализ и расчеты отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

4. Статья разногласий «Расходы по решениям суда».

Заявитель считает экономически обоснованным исключение расходов по решениям суда на 2023 год в размере 512 466 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы исключены из состава НВВ регулируемой организации в размере 3 660 068 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 3 147 602 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • заявление об установлении долгосрочных параметров регулирования
    ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021-2025 гг. и тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год от 29.04.2020 № ЛЭ/14-20/258;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 06.11.2020 № ЛЭ/14-20/454
    «О направлении дополнительных материалов к заявлению об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов ПАО «Россети Ленэнерго»
    на 2021-2025 гг.»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 11.12.2020 № ЛЭ/14-20/523
    «О направлении дополнительных материалов к заявлению об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов ПАО «Россети Ленэнерго»
    на 2021-2025 гг.»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 26.12.2020 № ЛЭ/14-21/554 «Пояснения к предварительному расчету ЛенРТК величины НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год»;

  • отчет об исполнении инвестиционной программы за 2018 год, размещенный на портале Госуслуг;

  • разъяснения ФАС России от 04.12.2020 № ВК/106563/20.

Ленэнерго считает необоснованным исключение:

  • из базового уровня подконтрольных расходов 2021 года расходов на ремонт основных средств и расходов из прибыли в размере 508 575 тыс. руб. с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг. (исключено органом регулирования - 661 579 тыс. руб., предложение регулируемой организацией - 153 004 тыс. руб.);

  • из состава подконтрольных расходов на 2022 год расходов на ремонт основных средств и расходов из прибыли в размере 463 380 тыс. руб. с учетом ИПЦ на 2023 год (исключено органом регулирования - 602 787 тыс. руб., предложение регулируемой организацией - 139 407 тыс. руб.);

  • в результате пересмотра корректировки НВВ на 2020 год по исполнению инвестиционной программы за 2018 год в размере 2 175 647 тыс. руб. (исключено органом регулирования - 2 175 647 тыс. руб., предложение регулируемой организацией - 0 тыс. руб.).

Расчеты и снижение базового уровня подконтрольных расходов 2021 года,
а также корректировки НВВ на 2020 год по исполнению инвестиционной программы за 2018 годы произведены ЛенРТК при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год и отражены в Экспертном заключении на 2023 год.

4.1. В заявлении Ленэнерго оспаривается снижение базового уровня подконтрольных расходов 2021 года в части расходов на ремонт основных средств
в размере 219 283 тыс. руб. и расходов из прибыли в размере 201 953 тыс. руб.

Пересмотр базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год произведен ЛенРТК на основании вступившего в силу решения Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 (апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.06.2022).

В части подстатьи «Расходы на ремонт основных средств» ФАС России отмечает следующее.

Согласно подпункту 5 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя затраты на ремонт основных средств. В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Методических указаний № 98-э в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе, затраты на ремонт основных средств, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178
при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации
и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что
при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Кроме того, согласно пункту 31 Основ ценообразования № 1178
при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Как указано в Экспертном заключении на 2023 год, в качестве обосновывающих документов были представлены следующие материалы: расшифровка фактических обоснованных доходов (адресная программа ремонтов) за 2017-2021 гг., пояснительная записка на 2021 год, смета на ремонт на 2020 год, прогнозные значения АПР на 2022-2025 в формате Exel, обосновывающие документы за 2019-2020 гг. (договоры на выполнение ремонта, акты выполнения работ, сведения о конкурсных процедурах и др.).

Регулируемой организацией документы, обосновывающие существенное увеличение расходов на ремонт основных средств на 2021-2025 гг. по сравнению с фактическими расходами 2019 года и предусмотренные пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, представлены не в полном объеме.

Таким образом, расчет произведен ЛенРТК в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1178.

В рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий) Заявителем
не представлены доказательства некорректности расчета Комитетом расходов на ремонт основных средств на 2021 год, которые были рассчитаны в соответствии с решением Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021.

В связи с чем, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по подстатье «Расходы на ремонт основных средств» на 2021 год удовлетворению не подлежат.

В части подстатьи «Расходы из прибыли» ФАС России отмечает следующее.

В решении Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 указано, что ЛенРТК не учтено, что дополнительные социальные гарантии своим сотрудникам общество вправе обеспечивать не за счет потребителей электроэнергии, а за счет иных видов деятельности либо чистой прибыли.

В апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.06.2022 отмечено, что ЛенРТК не дана оценка обоснованности включения затрат в состав расходов из прибыли с учетом раздела 6 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 гг. (далее – ОТС в электроэнергетике).

По результатам анализа заявления ПАО «Россети Ленэнерго», Экспертного заключения на 2023 год выявлено, что органом регулирования в составе подстатьи «Расходы из прибыли» 2021 года не учтены, в том числе, следующие выплаты, предусмотренные разделом 6 ОТС в электроэнергетике:

- ежемесячные доплаты детям, находившимся на иждивении погибшего
на производстве работника до 18 лет (23 лет для учащихся на очной форме обучения) (п. 6.1.2 (б) ОТС в электроэнергетике);

- пособие работнику в отпуске по уходу за ребенком в размере 3000 руб.
до 1,5 лет и 1500 руб. до 3 лет (п. 6.2.4. ОТС в электроэнергетике);

- материальная помощь в связи со смертью работника (п. 6.1.3 (в) ОТС
в электроэнергетике);

- единовременные поощрения и подарки работникам, удостоенным отраслевых, ведомственных наград и почетных званий (п. 6.2.5 ОТС
в электроэнергетике).

Таким образом ЛенРТК не проведен анализ, предписанный в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.06.2022. Расходы по подстатье «Расходы из прибыли» на 2021 год подлежат дополнительному анализу и пересмотру органом регулирования.

4.2. Расчет подконтрольных расходов на 2022 год выполнен ЛенРТК
в соответствии с формулой пункта 11 Методических указаний № 98-э исходя
из пересмотренного по вступившему в силу решению Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № 3а-264/2021 (апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.06.2022) в сторону снижения базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год.

В заявлении Ленэнерго не оспаривается принятый коэффициент индексации, Обществом оспаривается снижение базового уровня подконтрольных расходов
2021 года в части расходов на ремонт основных средств и расходов из прибыли.

С учетом необходимости дополнительного анализа и пересмотра Комитетом расходов по подстатье «Расходы из прибыли» на 2021 год, подконтрольные расходы на 2022 год также подлежат пересчету.

4.3. При утверждении НВВ на 2023 год ЛенРТК исключены расходы в размере 2 175 647 тыс. руб. в результате пересмотра корректировки НВВ на 2020 год по исполнению инвестиционной программы за 2018 год.

Пересмотр корректировки НВВ на 2020 год по исполнению инвестиционной программы за 2018 год выполнен ЛенРТК в соответствии
с вступившим в силу решением Ленинградского областного суда от 31.05.2021
№ 3а-3/2021 (апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 04.10.2021, кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2022).

Статья «Корректировка НВВ на 2020 год по результатам исполнения инвестиционной программы за 2018 год» была предметом досудебного спора в ФАС России.

Так, решением ФАС России от 11.09.2020 № СП/78765/20 удовлетворены требования ПАО «Ленэнерго» по статье разногласий «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год», признаны экономически обоснованными расходы по данной статье в размере 7 297 тыс. руб., в том числе плановый размер финансирования инвестиционной программы в размере 4 094 334 тыс. руб., объем фактического финансирования инвестиционной программы в размере 4 101 631 тыс. руб.

Возврат НДС и прочие собственные средства не являются тарифными источниками и не могут участвовать в корректировке. Кроме того, расходы, учитываемые в составе НВВ регулируемых организаций, в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178 подлежат учету без НДС.

В апелляционном определении по делу № 66а-1031/2021 указано, что
до начала 2018 года инвестиционная программа предусматривала финансирование за счет собственных средств в размере 5 556,05 млн. руб. При определении объема фактического финансирования ЛенРТК надлежало учесть 3 567 млн. руб.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта,
в котором содержатся непосредственно показатели, которые надлежало учесть органу регулирования, разногласия по подстатье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год» подлежат прекращению в соответствии с пп. «г» п. 20 Правил № 533.

При этом по результатам анализа Экспертного заключения на 2023 год выявлено, что ЛенРТК корректировка по решению суда рассчитана в размере -1 465 760 тыс. руб., ранее по решению ФАС России от 11.09.2020 № СП/78765/20 данная корректировка была учтена в НВВ в размере 7 297 тыс. руб., отклонение составляет -1 473 057 тыс. руб., с учетом ИПЦ на 2021-2023 гг. -1 897 639 тыс. руб. ЛенРТК отклонение определено в размере -2 175 647 тыс. руб. Излишне исключено 278 008 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы по решениям суда» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ по подстатье «Расходы из прибыли» на 2021 год, пересмотреть подконтрольные расходы на 2022 год. Дополнительному учету подлежат средства в размере 278 008 тыс. руб. как излишне исключенные при учете решения суда по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год».

5. Статья разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки
по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год с учетом ИПЦ в размере (-) 311 295 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере (-) 1 632 225 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 320 930 тыс. руб. (с учетом ИПЦ).

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой
на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей
на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности осуществляется по формуле 7.1:

 

где:

- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Показатель , принятый ЛенРТК в размере 27 673 092 тыс. руб., Заявителем не оспаривается.

Спор возник в части величины , которую орган регулирования принял в размере 26 321 173 тыс. руб., Заявитель считает экономически обоснованным принять плановую НВВ в части содержания электрических сетей на 2021 год
в размере 27 415 255 тыс. руб. в соответствии с приказом ЛенРТК от 30.12.2020
№ 665-п (в редакции приказов от 29.06.2021 № 71-п и от 31.08.2021 № 98-п) с учетом оплаты услуг прочих ТСО.

ЛенРТК в письменных пояснениях отмечает, что в связи с пересмотром части статей НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» по решению Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 пересмотру подлежала и плановая НВВ
на 2021 год. В связи с необходимостью корректного исполнения решения Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 расчет данных корректировок произведен ЛенРТК исходя из пересмотренной плановой НВВ
на 2021 год.

На стр. 60 Экспертного заключения на 2023 год указано, что в составе корректировки неподконтрольных расходов по факту 2021 года плановые неподконтрольные расходы приняты органом регулирования в размере, утвержденном до пересмотра с учетом судебного решения.

Также на стр. 87 Экспертного заключения на 2023 год указано исключение подконтрольных расходов и неподконтрольных расходов за 2021 год.

Пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что
при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,
в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений
от регулируемой деятельности.

ФАС России отмечает, что исключение экономически необоснованных расходов может быть произведено органом регулирования в случае покрытия этих расходов за счет выручки от регулируемого вида деятельности.

При этом, в составе корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности плановая НВВ на содержание 2021 года принимается ЛенРТК без учета экономически необоснованных расходов, что приводит
к ситуации, когда исключаемые средства по решению Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 не были покрыты за счет выручки
от регулируемого вида деятельности.

Таким образом, органом регулирования при расчете корректировок НВВ
по решению Ленинградского областного суда от 04.10.2021 № За-264/2021 приняты различные плановые показатели: до решения суда (корректировки
по подконтрольным и неподконтрольным расходам) и после решения суда (корректировка по доходам от осуществления регулируемой деятельности).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в НВВ подлежат расходы в размере 1 320 930 тыс. руб.

6. Статья разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки
с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год в размере 147 654 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 141 089 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 6 565 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 31.03.2022 № ЛЭ/14-20/69
    «О представлении информации по фактическим показателям надежности и качества ПАО «Россети Ленэнерго» за 2021 год».

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э в формуле
2 содержится корректировка НВВ с учетом надежности и качества реализуемых услуг, которая определяется как:

* КНКi,

где

- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2;

КНКi - понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности
и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i, определяемый
в процентах в соответствии с Методическими указаниями по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 декабря 2010 г. № 254-э/1.

Величина повышающего коэффициента, корректирующего НВВ сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг), в размере 0,6% не оспаривается Заявителем.

Ленэнерго не согласно с величиной необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей, установленной на 2021 год, которую ЛенРТК принял с учетом решения Ленинградского областного суда от 04.10.2021
№ За-264/2021. Регулируемая организация предлагает учитывать данный показатель на уровне, утвержденном приказом ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п (в редакции приказов от 29.06.2021 № 71-п и от 31.08.2021 № 98-п) до судебного решения.

В 2021 году Заявителем были достигнуты утвержденные показатели уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказанных услуг, в связи с чем корректировка НВВ с учетом надежности и качества реализуемых услуг имеет положительное значение.

ФАС России отмечает, что данная корректировка по своей сути является «поощрением» регулируемой организации в случае достижения ею утвержденных показателей уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказанных услуг и должна рассчитываться исходя из экономически обоснованной плановой НВВ с учетом вступивших в законную силу судебных решений.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год» удовлетворению не подлежат.

При этом ФАС России отмечает, что с учетом необходимости дополнительного анализа и пересмотра Комитетом расходов по подстатье «Расходы из прибыли» на 2021 год на основании пункта 4.1 настоящего решения, корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг за 2021 год также подлежит пересмотру.

7. Статья разногласий «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер выпадающих доходов от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год в размере 2 297 818 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 275 053 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 022 765 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям
    ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования
    2021-2025 гг. от 29.04.2022 № ЛЭ/14-20/114;

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 26.10.2022 № ЛЭ/14-20/267 «Заявление на установление ставок платы за технологическое присоединение
    к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на территории Ленинградской области на 2023 год»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 11.11.2022 № ЛЭ/14-21/29
    о направлении шаблонов CONNECT.EE.1135.TECH;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 22.11.2022 № ЛЭ/14-21/36 «О направлении информации»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 29.11.2022 № ЛЭ/14-20/308
    «О представлении информации»;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 25.11.2022 № ЛЭ/14-20/305 «Особое мнение к информации ЛенРТК о формировании размера выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год».

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 в случае если
по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования
у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации
в указанном периоде регулирования, за исключением расходов территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций,
то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов)
на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если
по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то регулирующий орган принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов
на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В отзыве на заявление по данной статье ЛенРТК приводит доводы, аналогичным доводам, указанным в п. 3.2 и 3.3 настоящего решения.

Кроме того, Заявитель отмечает, что орган регулирования дважды исключил плановые расходы на 2021 год в размере 527 471 тыс. руб.

На стр. 53 Экспертного заключения на 2023 год отмечено, что ЛенРТК принял экономически обоснованные расходы ПАО «Россети Ленэнерго» на осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, за 2021 год
в размере 994 996,99 тыс. руб. без НДС, не превышающей 150 кВт включительно -
1 116 029,56 тыс. руб.

Распоряжением ЛенРТК от 18.12.2020 № 98-р (в редакции распоряжения ЛенРТК от 31.08.2021 № 150-р) была установлена плановая величина выпадающих доходов ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год в размере 527 471,24 тыс. руб.

Корректировка по выпадающим доходам от льготного технологического присоединения составит (994 996,99 + 1 116 029,56) - 527 471,24 = 1 583 555,31 тыс. руб.

На стр. 59 Экспертного заключения на 2023 год указано, что данная корректировка составила 1 056 084 тыс. руб., как 1 583 555 тыс. руб. (факт 2021 г. ЛенРТК) - 527 471 (план 2021 г.).

Таким образом, органом регулирования плановая величина 527 471,24 тыс. руб. исключена дважды.

На основании вышеизложенного, а также с учетом решения по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план
2023 год)» требования Заявителя по статье разногласий «Выпадающие доходы
от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год» также подлежат частичному удовлетворению. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимо произвести анализ и расчет расходов по данной статье разногласий на основании мотивировочной части настоящего решения. Соответствующие анализ и расчеты отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. Средства в размере 527 471,24 тыс. руб., как излишне исключенные, подлежат учету в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго».

8. Статья разногласий «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям».

Заявитель считает экономически обоснованным размер экономии потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям в размере
421 425 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 413 101 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 8 324 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269;

  • письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 17.11.2022 № ЛЭ/14-21/33
    «О направлении дополнительных обосновывающих материалов для установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год».

В соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178
(), определяется в течение периода регулирования для года j исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, который наступил позднее долгосрочного периода регулирования, в который входит 2019 год,
и рассчитывается по формуле:

 

где:

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения
10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута;

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации.

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной
в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению
в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута (), определяется по формуле:

 

где:

N - максимальное значение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям из значений уровня потерь электрической энергии, являющихся долгосрочными параметрами регулирования, определенными
в соответствии с пунктами 38(1) или пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 для долгосрочного периода регулирования, к которому относится 2019 год,
и следующих за ним долгосрочных периодов регулирования, но не ранее долгосрочного периода регулирования, к которому относится год, предшествующий на 10 лет году j, за который определяется экономия;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктами 38(1) или 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j;

Wос j - прогнозная величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j (тыс. кВт·ч);

ЦПj - прогнозная средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, определяемая в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 (руб./кВт·ч).

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации (), определяется по формуле:

 

где:

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктами 38(1) или 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j-2;

Wос j-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии
в сеть сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

Пф j-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПj-2 - фактически сложившаяся за год j-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Показатель определен ЛенРТК в размере 136 202 тыс. руб. и
не оспаривается Заявителем.

Ленэнерго не согласно с величиной , принятой органом регулирования в размере 279 264,54 тыс. руб. По мнению регулируемой организации, данный показатель должен быть равен 285 223 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что суммарная величина на странице 95 и 96 Экспертного заключения на 2023 год отражена в размере 415 466 тыс. руб., при этом в составе НВВ органом регулирования учтено 413 101 тыс. руб. (стр. 109 Экспертного заключения на 2023 год и стр. 1092 протокола заседания правления ЛенРТК от 25.11.2022-29.11.2022 № 42). Причины снижения данной величины
в Экспертном заключении на 2023 год, протоколе № 42, а также отзыве органа регулирования на заявление не представлено.

Таблица разногласий по расчету :

 

Показатель

Обозначение в формуле

Расчет

Ленэнерго

Расчет

ЛенРТК

Разногласия

Размер экономии, тыс. руб.

 

285 223

279 265

5 958

Прогнозная величина суммарного отпуска электроэнергии в сеть, млн. кВтч

Wос j

 

14 766,34

14 678,00

88,34

Максимальное значение уровня потерь электроэнергии из значений ДПР за 2019 год и следующих за ним ДПР

N

10,30%

10,30%

-

Уровень потерь электроэнергии, установленный органом регулирования

 

 

9,72%

9,72%

-

 

Прогнозная средневзвешенная

 

 

 

 

цена покупки электроэнергии в

ЦПj

 

333,03

328,04

4,99

целях компенсации потерь,

 

 

 

 

Таким образом, разногласия возникли в части прогнозной величины суммарного отпуска электроэнергии в сеть сетевой организации и прогнозной средневзвешенной цены покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемая в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178.

Согласно стр. 13 Экспертного заключения на 2023 год объем полезного отпуска ПАО «Россети Ленэнерго» потребителям региона составляет
12 715,17 млн. кВтч, потери электрической энергии - 2 051,17 млн. кВтч (с учетом потерь в сетях смежных ТСО, в сети которых поступает электроэнергия из сетей ПАО «Россети Ленэнерго»). Исходя из данных показателей объем отпуска в сеть ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год составляет 14 766,34 млн. кВтч. Данный показатель принят в расчет Заявителем.

ЛенРТК в отзыве на заявление отмечает, что при расчете величины отпуска электрической энергии в сеть в размере 14 766,34 млн. кВтч участвует величина потерь всего региона и не может быть принята в расчет.

В соответствии со сводным прогнозным балансом, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, для ПАО «Россети Ленэнерго» величина потерь электрической энергии утверждена в объеме 1 426,7019 млн. кВтч. С учетом долгосрочного параметра регулирования «Уровень потерь электроэнергии»
в размере 9,72%, прогнозная величина суммарного отпуска в сеть ПАО «Россети Ленэнерго» составит 14 678,00 млн. кВтч, что соответствует показателю, учтенному Комитетом.

В части примененной прогнозной средневзвешенной цены покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям ЛенРТК пояснения не даны.

На стр. 97 Экспертного заключения на 2023 год указано, что при расчете расходов на покупку электрической энергии на технологические нужды (потери) цена на покупку потерь учтена органом регулирования в размере 333,03 коп./кВтч.

Таким образом, размер экономиисоставит 283 516 тыс. руб., суммарный размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии
- 419 718 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям» подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 6 617 тыс. руб. (419 718 - 413 101).

9. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в размере 1 835 339 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 491 636 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 343 703 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и Органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  • заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям
    ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования
    2021-2025 гг. от 29.04.2022 № ЛЭ/14-20/114;

  • уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2023 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 27.10.2022 № ЛЭ/14-20/269.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

С учетом удовлетворения/частичного удовлетворения требования Заявителя по статьям разногласий «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)», «Корректировка необходимой валовой выручки
по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год», «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год», «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче по электрическим сетям» величина расчетной предпринимательской прибыли подлежит пересчету в соответствии
с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов
по существу разногласий между ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом
по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункты 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (peг. от 21.02.2023 № 26627/23).

3. Прекратить рассмотрение разногласий по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год» на основании пп. «г» пункта 20 Правила рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533.

4. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» расходы по статьям:

  • «Излишне исключенные средства при учете судебного решения по статье «Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018 год»» (дополнительному учету подлежат средства в размере 278 008 тыс. руб.);

  • «Корректировка необходимой валовой выручки по доходам
    от осуществления регулируемой деятельности за 2021 год» в размере
    -311 295 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере
    1 320 930 тыс. руб.);

  • «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)» (дополнительному учету подлежат средства в размере
    527 471,24 тыс. руб.);

  • «Экономия потерь электроэнергии в сетях при ее передаче
    по электрическим сетям» в размере 419 718 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 6 617 тыс. руб.).

5. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Расходы из прибыли» 2021 года (базового уровня подконтрольных расходов);

- «Подконтрольные расходы» 2022 года;

- «Подконтрольные расходы» 2023 года;

  • «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения (план 2023 год)»;

  • «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения
    в составе корректировки неподконтрольных расходов за 2021 год»;

  • «Расчетная предпринимательская прибыль».

6. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить
в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Ленэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 4, 5 настоящего решения,
при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии
для ПАО «Россети Ленэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

  • протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
    в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

  • экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре)
    для ПАО «Россети Ленэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

8. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных
в заявлении о разногласиях ПАО «Россети Ленэнерго».

 

 

Председатель Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
ПАО "Россети Ленэнерго"
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300
Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026