Решение №СП/72164/22 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Сибирь» (далее – Заявитель, Общество, Кузбассэнерго) и Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – Орган регулирования, Комиссия, РЭК Кузбасса) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Сибирь» <...>, представителя по доверенности ПАО «Россети» <...>, начальника отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК Кузбасса <...>, экспертов РЭК Кузбасса <...>, <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 31.03.2022 № 59275/22) о споре (разногласиях) между ПАО «Россети Сибирь» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением от 31.12.2021 № 981 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.12.2021 № 954 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год» в отношении Заявителя установлена величина необходимой валовой выручки и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год.

Тарифное регулирование в отношении Общества осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2022 год – четвертый год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета расходов на оплату потерь электроэнергии), установленная оспариваемым постановлением, составляет 8 083 796,07 тыс. руб.

Величина НВВ (без учета расходов на оплату потерь электроэнергии), которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 9 790 207,07 тыс. руб.

Кузбассэнерго заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2022 год расходов по статьям разногласий:

тыс. руб.

п/п

Статья разногласий

Заявлено Обществом в ФАС России

Утверждено Комиссией на 2022 год

Величина спора (разногласий) по статье

 

 

А

В

С=А-В

1

Расходы на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы, за 2017-2018 гг.

1 600 000,00

0,00

1 600 000,00

2

Расходы на обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017-2018 гг. фактически оплаченных за 2020 год

106 411,00

0,00

106 411,00

3

Недосбор выручки за счет установления заявленной мощности потребителей по филиалу «Кузбассэнерго – РЭС» на 2022 год в завышенном размере, некорректным расчетом одноставочных тарифов

0,00

(-) 987 217,16

987 217,16

 

Итого

1 706 411,00

(-) 987 217,16

2 693 628,16

Сумма разногласий составила 2 693 628,16 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По итогам рассмотрения документов и материалов, предоставленных сторонами, ФАС России отмечает следующее.

1, 2. Статьи разногласий «Расходы на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы, за 2017-2018 гг.», «Расходы на обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017-2018 гг. фактически оплаченных за 2020 год».

Обществом заявлено требование о признании экономически обоснованных, подлежащих учету в НВВ на 2022 год расходов на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017-2018 гг., в размере 1 600 000,00 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не учтены.

Сумма разногласий составляет 1 600 000,00 тыс. руб.

Также Обществом заявлено требование о признании экономически обоснованных, подлежащих учету в НВВ на 2022 год расходов на обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017-2018 гг., фактически оплаченных за 2020 год, в сумме 106 411 тыс. руб.

Органом регулирования указанные расходы не учтены.

Сумма разногласий составляет 106 411 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Приказ Минэнерго России от 28.12.2017 № 30@;

2. Кредитное соглашение от 22.06.2017, кредитное соглашение от 27.07.2018, кредитное соглашение от 24.12.2018, кредитные соглашения от 01.03.2019;

3. Информация о кредитном портфеле за 2020 год;

4. Основные положения бухгалтерской учетной политики ПАО «МРСК Сибири»;

5. СР 3.120 «Управление платежами»;

6. Отчет об исполнении инвестиционной программы за 2017 год;

7. Отчет об исполнении инвестиционной программы за 2018 год.

Разногласия по данной статье обусловлены несогласием Заявителя с Органом регулирования в части неучета в 2022 году суммы расходов на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы
за 2017-2018 годы в размере 1 600 000,00 тыс. руб.

Расходы на возврат заемных средств, направленных на финансирование капитальных вложений, заявлены Кузбассэнерго на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178, как экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2022 год.

Также Заявитель указывает что согласно приказа Минэнерго России от 28.12.2017 № 30@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «МРСК Сибири» на 2018-2022 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «МРСК Сибири», одним из источников финансирования инвестиционной программы являются заемные (кредитные) средства в размере 1 600 00,00 тыс. руб., в т.ч.:

- в 2017 году – 500 000,00 тыс. руб.;

- в 2018 году – 1 100 000,00 тыс. руб.

Аргументируя свою позицию Общество также ссылается на пункт 32 Основ ценообразования № 1178, согласно которому средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие периоды регулирования.

С учетом изложенного, Обществом заявлено требование об учете в полном размере в НВВ на 2022 год кредитных средств, привлеченных для финансирования инвестиционной программы в 2017-2018 гг.

Орган регулирования в отзыве, направленном на заявление о разногласиях, направленном письмом от 22.04.2022 № М-4-53/1272-01 (рег. от 25.04.2022
№ 77356-ЭП/22), отмечает, что РЭК Кузбасса приведен анализ финансирования инвестиционной программы Кузбассэнерго за 2017-2018 годы, с учетом предписания ФАС России от 23.06.2020 № СП/52467/20, выданного по результатам проведения плановой выездной проверки, в ходе которой были выявлены нарушения, допущенные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для

филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» на 2014, 2017-2019 годы (с учетом решения ФАС России от 27.11.2020 № СП/104021/20).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что - корректировка необходимой валовой выручки на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле (9):

(9),

где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.

При j=l используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года. Указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10% и не применяется при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.

ФАС России отмечает, что решением Кемеровского областного суда от 13.12.2021 № 3а-244/2021, оставленным в силе определением Пятого апелляционного суда от 06.04.2022 по делу № 66а-409/2022, требования Кузбассэнерго по неучету Органом регулирования в НВВ расходов на возврат и обслуживание заемных средств, потраченных на реализацию инвестиционной программы в 2017 и 2018 годах, удовлетворены.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статьям разногласий «Расходы на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы, за 2017-2018 гг.», «Расходы на обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017-2018 гг. фактически оплаченных за 2020 год» подлежат частичному удовлетворению.

3. Статья разногласий «Недосбор выручки за счет установления заявленной мощности потребителей по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС» на 2022 год в завышенном размере, некорректным расчетом одноставочных тарифов».

Кузбассэнерго в своем заявлении отмечает, что учтенный Органом регулирования объем заявленной мощности потребителей на 2022 год значительно превышает заявку ПАО «Россети Сибирь», что приводит к недосбору выручки по двухставочным тарифам в размере 611 061,46 тыс. руб. Кроме того, сбор выручки по двухставочному тарифу не соответствует сбору выручки по одноставочному тарифу, недосбор выручки по одноставочному тарифу составляет 376 155,7 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составляет 987 217,16 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Структура полезного отпуска (форма № П1.6 Методических указаний № 20-э/2) на 2022 год, направленная в Орган регулирования письмом от 30.04.2021;

2. Структура полезного отпуска (форма № П1.6 Методических указаний № 20-э/2) на 2022 год, направленная в Орган регулирования письмом от 29.10.2021;

3. Форма № 46-ээ за 2018, 2019, 2020 годы.

Ежегодно Общество в адрес Органа регулирования направляется статистическая отчетность по форме № 46-ЭЭ, согласно которой фактическая мощность потребителей по двухставочному тарифу составляет:

- за 2018 год – 393,933 МВт;

- за 2019 год – 376,494 МВт;

- за 2020 год – 407,936 МВт;

- за 2021 год - 426,825 МВт.

По расчету Заявителя, средний показатель по мощности за 2018-2021 годы составляет 401,298 МВт.

Письмом от 27.10.2021 № 1.4/01//9321-исх Обществом в адрес РЭК Кемеровской области направлены дополнительные материалы к ранее поданному заявлению об установлении тарифов и их предельных уровней на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, в том числе, направлена структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей, в соответствии с которой плановая заявленная мощность потребителей (по двухставочному тарифу) на 2022 год составит 390,889 МВт (241,485 МВт – базовые потребители по двухставочному тарифу, 149,40 МВт – прочие потребители по двухставочному тарифу), что соответствует среднему значению за три предыдущих периода.

При этом мощность потребителей по двухставочному тарифу, определенная Органом регулирования для Общества с 01.01.2022, составляет 450,892 МВт.

Так, по заявлению Кузбассэнерго, учтенный РЭК Кемеровской области объем заявленной мощности потребителей на 2022 год, значительно превышает предложение Заявителя, что ведет к занижению установленных тарифов, и, как следствие, недосбору выручки по двухставочным тарифам в размере (-) 611 061,46 тыс. руб.

Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях отмечено, что оценка балансовых показателей электрической энергии и мощности, принимаемых для расчета тарифов на 2022 год в отношении Кузбассэнерго, производилась на основе анализа данных, представленных в материалах тарифного дела, форм статистической отчетности, а также информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых организаций.

Кроме того, РЭК Кузбасса во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП (заявленная мощность потребителей 2 483 МВт), произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлекшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области:

2 483 МВТ (утверждено приказом ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП) – 2 189,78 МВт (сумма заявок сетевых организаций) = 293,22 МВт.

Так, Органом регулирования произведено недискриминационное распределение дополнительных объемов мощности равномерно на все организации пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.

Объем дополнительной мощности, определенный РЭК для Кузбассэнерго на 2022 год, составил 89,02 МВт к первоначально определенному полезному отпуску конечным потребителям в объеме 664,79 МВт.

В обоснование такого подхода Орган регулирования ссылается на решение Кемеровского областного суда от 08.09.2021 по делу № 3а-180/2021.

Вместе с тем Органом регулирования отмечено, что подход Заявителя о необходимости расчета средней мощности за 3 года не соответствует положениям Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 № 53-э/1 (далее – Порядок № 53-э/1). Так, согласно пункту 13 Порядка № 53-э/1, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической и тепловой энергии и мощности на основе прогноза электро- и теплопотребления и анализа динамики его изменения за предыдущие 3 года с учетом заключенных и планируемых к заключению договоров о технологическом присоединении к электрической сети и тепловой сети, нормативов технологических потерь электрической и тепловой энергии, а также утвержденных схем теплоснабжения.

С учетом изложенного, Органом регулирования произведен анализ динамики изменения мощности Кузбассэнерго за период 2019-2021 гг., согласно которому рост мощности за указанный период составил в среднем 5%, что и было учтено при тарифном регулировании на 2022 год.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.

В связи с тем, что Органом регулирования при принятии решения использованы балансовые показатели согласно Сводному прогнозному балансу производства и поставок электроэнергии в рамках ЕЭС России по Кемеровской области на 2022 год, утвержденному приказ ФАС России от 23.11.2021
№ 1299/21-ДСП, требования Заявителя по статье разногласий «Недосбор выручки за счет установления заявленной мощности потребителей по филиалу ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС» на 2022 год в завышенном размере, некорректным расчетом одноставочных тарифов» не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ПАО «Россети Сибирь» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Сибирь», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Региональной энергетической комиссией Кузбасса (рег. от 31.03.2022 № 59275/22).

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании решения Кемеровского областного суда от 13.12.2021 № 3а-244/2021, определения Пятого апелляционного суда от 06.04.2022 по делу № 66а-409/2022, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат «Расходы на возврат заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы, за 2017-2018 гг.», «Расходы на обслуживание заемных средств, направленных на финансирование инвестиционной программы за 2017- 2018 гг. фактически оплаченных за 2020 год».

3. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС» и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения, с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год.

Экономически обоснованные расходы, невключенные в необходимую валовую выручку 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

5. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенный в заявлении о разногласиях филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго-РЭС».

 

Связанные организации

ПАО "Россети Сибирь"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799