Предписание №СП/41870/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Республики Северн... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее также – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, в том числе Акт проверки Северо-Осетинского УФАС России от 09.02.2024 № 2/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной Северо-Осетинским УФАС России на основании приказа Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024 № 3/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – Служба, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – «Трансэнерго» (далее – ОАО «РЖД», Регулируемая организация) на 2024 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

 

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024
№ 3/24 проверка проводилась в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ОАО «РЖД», установленных на 2024 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

Базовый уровень подконтрольных расходов Регулируемой организации 2022 года утвержден постановлением Службы от 30.12.2021 № 72 в размере 18 606,21 тыс. руб.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) ОАО «РЖД» на 2024 год установлена постановлением Органа регулирования от 28.12.2023 № 108 в размере 44 520,07 тыс. руб. (из них дополнительная выручка в целях доведения до минимального предельного уровня тарифов – 9 329,37 тыс. руб.).

По результатам анализа материалов тарифного дела 2024 года в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертного заключения об установлении необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» филиал «Трансэнерго» структурное подразделение «Северо-Кавказская дирекция по энергообеспечению» в границах Республики Северная Осетия – Алания на период регулирования 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертного заключения об установлении необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» филиал «Трансэнерго» структурное подразделение «Северо-Кавказская дирекция по энергообеспечению» в границах Республики Северная Осетия – Алания на период регулирования 2024 год (далее – Экспертное заключение на 2024 год), а также возражений Службы в отношении Акта проверки, направленных письмом от 11.03.2024 № 225 (рег. от 12.03.2024
№ 1050/24), установлено следующее.

1. Требования к экспертным заключениям

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

2. Базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года

Органом регулирования базовый уровень подконтрольных расходов Регулируемой 2022 года утвержден в размере 18 606,21 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования Экспертное заключение на 2022 год было представлено только в рамках направления Возражений.

Из Экспертного заключения на 2022 год не представляется возможным определить факт определения Службой базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в долгосрочном периоде регулирования, предшествующем очередному расчетному периоду регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Органом регулирования указанный анализ не проведен.

Таким образом, Органу регулирования необходимо отразить расчет базового уровня подконтрольных расходов в соответствии с требованиями пункта 38 Основ ценообразования № 1178, положений Методических указаний № 421-э и Методических указаний № 98-э. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

2.1. Материальные затраты

2.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 5 538,40 тыс. руб., заявлены Регулируемой организацией в размере 5 538,96 тыс. руб.

Фактические расходы за 2020 год – 5 009,41 тыс. руб.

Службой расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо учтены на уровне проиндексированных фактических затрат за 2020 год.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

В нарушение пункта 23 Правил № 1178 Службой не отражен анализ экономической обоснованности признанных экономически обоснованными и учтенных фактических расходов за 2020 год расходов в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 24, 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.2. Работы и услуги производственного характера

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 1 127,46 тыс. руб., в том числе:

- обслуживание АСКУЭ – 1 068,0 тыс. руб.;

- поверка учета (метрология) – 59,46 тыс. руб.

Расходы на работы и услуги производственного характера заявлены Регулируемой организацией в размере 4 328,35 тыс. руб., в том числе:

- капитальный ремонт основных средств производственного назначения – 2 192,74 тыс. руб.;

- другие коммунальные услуги – 0,04 тыс. руб.;

- услуги связи – 0,11 тыс. руб.;

- обслуживание и текущий ремонт зданий, сооружений, автотранспорта – 913,34 тыс. руб.;

- охрана труда – 0,41 тыс. руб.;

- обслуживание АСКУЭ – 1 039,69 тыс. руб.;

- оплата счетов сторонним организациям (пожарная безопасность) – 8,16 тыс. руб.;

- поверка учета (метрология) – 59,46 тыс. руб.;

- сервисное обслуживание оргтехники – 0,11 тыс. руб.;

- другие прочие расходы – 0,05 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что сумма заявленных Регулируемой организацией расходов по подстатьям затрат не соответствует общей сумме расходов на работы и услуги производственного характера.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год указано, что расходы на услуги связи, оплату счетов сторонним организациям (пожарную безопасность), а также другие расходы рассмотрены Службой в составе статьи «Прочие расходы».

Фактические расходы согласно данным Регулируемой организации за 2020 год – 3 915,00 тыс. руб.

Службой расходы на обслуживание АСКУЭ учтены на уровне проиндексированных фактических затрат за 2020 год.

Из Экспертного заключения на 2022 год следует, что фактические расходы на обслуживание АСКУЭ определены исходя из расшифровки фактических расходов по договору от 29.12.2018 № 3239095 с АО «НИИАС», дополнительному соглашению к нему и актов сдачи/приемки услуг. Указанный договор заключен с взаимозависимым лицом, торги при его заключении не проводились.

ФАС России отмечает, что в случае заключения Регулируемой организацией договора с аффилированным лицом, каковым ОАО «РЖД» является АО «НИИАС», и (или) в отсутствие проведения торгов Органу регулирования при учете расходов необходимо проводить их анализ на предмет экономической обоснованности в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, т. е. анализировать рыночные цены на аналогичные услуги.

Учтенные Службой расходы на обслуживание АСКУЭ не соответствуют требованиям пункта 29 Основ ценообразования № 1178, в связи с чем не могут быть признаны экономически обоснованными.

Также ФАС России отмечает, что Органом регулирования расходы на обслуживание АСКУЭ учтены с превышением над заявленными ОАО «РЖД» на 28,31 тыс. руб., что противоречит принципу достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, утвержденному пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ.

Расходы на поверку учета (метрологию) приняты Органом регулирования на уровне заявленных.

Экспертное заключение на 2022 год не содержит анализ учтенных затрат на предмет соответствия требованиям пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178 в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы на обслуживание АСКУЭ в размере 28,31 тыс. руб. как превышение над заявленными подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2022 года, в остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.3. Расходы на оплату труда

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования на 2022 год в размере 9 885,8 тыс. руб. исходя из:

- численности – 24 чел.;

- тарифной ставки рабочего I разряда – 9 013,50 руб. (9 401,08 руб. с учетом дефлятора 104,3%);

- тарифного коэффициента – 2,5;

- выплат, связанных с режимом работы и условиями труда – 15,0%;

- текущего премирования – 27%.

Итого среднемесячная оплата труда на 1 работника составила 34 325,70 руб.

Расходы на оплату труда заявлены Регулируемой организацией в размере 9 787,74 тыс. руб., исходя из:

- численности – 24 чел.;

- тарифной ставки рабочего I разряда – 9 013,50 руб. (9 365,03 руб. с учетом дефлятора 103,9%);

- тарифного коэффициента – 2,5;

- выплат, связанных с режимом работы и условиями труда – 15,0%;

- текущего премирования – 27%.

Итого среднемесячная оплата труда на 1 работника составила 34 194,05 руб.

Фактические расходы за 2020 год – 9 093,00 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

ФАС России установлено, что учет расходов с превышением над заявленными произошел в связи с тем, что Регулируемая организация применила некорректный дефлятор по заработной плате.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не отражен помесячный анализ форм П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за 2020 год в части фактической численности персонала, занятого деятельностью по передаче электрической энергии (без внешних совместителей) и среднемесячной заработной платы, не даны пояснения по вопросу учета процента выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, на уровне выше, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике (15% против 12,5% по пункту 8.4.2.1).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.4. Прочие расходы

2.4.1. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций определены Органом регулирования на 2022 год в размере 207,18 тыс. руб., в том числе:

- расходы на услуги связи – 3,23 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 202,45 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги – 1,50 тыс. руб.

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 540,63 тыс. руб., в том числе:

- расходы на услуги связи – 3,32 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 455,5 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги – 3,32 тыс. руб.

Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства учтены исходя из проиндексированных фактических расходов, определенных по актам выполненных работ за 12 месяцев 2020 года по договору на обеспечение охраны имущества от 18.12.2019 № 5372/3КТЭ-ТЭ/19/1 с ООО РЖД «Единство».

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2022 год не проведен анализ признанных экономически обоснованными фактических расходов за 2020 год в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178, в том числе на предмет проведения торгов и рыночных цен на аналогичные услуги (необходимо проводить, так как ООО РЖД «Единство» аффилировано с Регулируемой организацией и цены по договору могут быть завышены).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

2.4.2. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы определены Органом регулирования на 2022 год в размере 410,7 тыс. руб., в том числе:

- канцелярские расходы – 10,76 тыс. руб.;

- изобретательство и рационализация – 8,61 тыс. руб.;

- инспекторский контроль за сертифицированной электроэнергией – 0,00 тыс. руб.;

- обеспечение пожарной безопасности – 1,08 тыс. руб.;

- оплата проезда работников к месту производства работ и обратно – 10,76 тыс. руб.;

- прочие расходы – 12,75 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 658,12 тыс. руб., в том числе:

- канцелярские расходы – 10,76 тыс. руб.;

- выплаты работнику пособия по временной нетрудоспособности – 35,52 тыс. руб.;

- изобретательство и рационализация – 8,61 тыс. руб.;

- инспекторский контроль за сертифицированной электроэнергией – 553,27 тыс. руб.;

- обеспечение пожарной безопасности – 1,08 тыс. руб.;

- оплата проезда работников к месту производства работ и обратно – 10,76 тыс. руб.;

- прочие расходы – 38,12 тыс. руб.

Экспертное заключение на 2022 год не содержит обоснование учета расходов на изобретательство и рационализацию в части отнесения их на регулируемый вид деятельности.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

3. Неподконтрольные расходы на 2024 год

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2024 год в размере 5 194,31 тыс. руб.

3.1. Обязательные страховые отчисления

Учитывая, что расходы по данной статье затрат являются производными от расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу, они также должны быть проанализированы Органом регулирования, а выявленные экономически необоснованные расходы – исключены из НВВ ОАО «РЖД».

3.2. Амортизация основных средств

Расходы на амортизацию основных средств определены Органом регулирования на 2024 год в размере 1 555,92 тыс. руб.

Расходы на амортизацию основных средств заявлены ОАО «РЖД» на 2024 год в размере 1 859,06 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Службой в Экспертном заключении на 2024 год отражен пообъектный расчет расходов по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1.

Вместе с тем из указанного расчета следует, что амортизационные отчисления определены в том числе в отношении устройства пешеходного перехода в размере 38,64 тыс. руб. Обоснование отнесения расходов по данному основному средству на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии в Экспертном заключении на 2024 год не отражено.

ФАС России отмечает, что устройство пешеходного перехода не влияет на качество и эффективность осуществления регулируемого вида деятельности.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной подстатье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

4. Корректировки НВВ

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности на 2024 год определена в размере 9 869,79 тыс. руб.:

44 292,86 - (25 750,43 + 13 637,55 - 3 973,10 + 175,81) = 8 702,17 тыс. руб., где, как указано Органом регулирования:

44 292, 86 тыс. руб. – утвержденная НВВ на 2022 год;

25 750, 43 тыс. руб. – фактическая выручка по передаче электрической энергии за 2022 год в соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, по котловым тарифам;

13 637, 55 тыс. руб. – фактическая выручка по передаче электрической энергии за 2022 год в соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, по индивидуальным тарифам;

3 973, 10 тыс. руб. – расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии, определенные как произведение ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче на 2021 год (2 274,99 руб./МВт*ч), величины технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанной в пункте 6 Методических указаний
№ 98-э (4,56%), и фактического отпуска электрической энергии в сеть (38,30 тыс. кВт*ч);

175,81 тыс. руб. – недополученная выручка по зависящим от сетевой организации причинам.

Корректировка с учетом ИПЦ на 2023 и 2024 годы составила:

8 702,17 * (1 + 5,8%) * (1 + 7,2%) = 9 869,79 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э (в ред. от 20.07.2023): за НВВi-2 принята установленная на 2022 год НВВ на содержание, а не совокупная НВВ на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, фактическая НВВi-2 определена также за вычетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Таким образом, корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности должна была быть рассчитана следующим образом:

44 292,86 + 3 847,69 - (25 750,43 + 13 637,55 + 175,81) = 8 576,76 тыс. руб., где:

3 847,69 тыс. руб. – расходы на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2022 год.

8 576,76 * (1 + 5,8%) * (1 + 7,2%) = 9 727,56 тыс. руб.

Таким образом, расходы в размере 142,23 тыс. руб. (9 869,79 - 9 727,56) подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации. Также Органу регулирования необходимо отразить пояснения, по каким причинам (зависящим от сетевой организации) сложилась учтенная недополученная выручка, и указать источники данных, взятых в расчет. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

5. Расходы на оплату потерь

Расходы на оплату потерь электрической энергии на 2024 год определены Органом регулирования в размере 5 278,76 тыс. руб.

Органом регулирования не отражен расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2022-2024 годы в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Учитывая, что расходы по данной статье затрат производны от уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на 2022-2024 годы, расчет которого не представлен Органом регулирования, они подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания нарушившей положения пунктов 5, 24, 26, 27, 29, 38, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – «Трансэнерго» расходы по статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера», учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов 2022 года, в размере 28,31 тыс. руб.;

- «Корректировки НВВ» на 2024 год в размере 142,23 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – «Трансэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года»;

- «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2022 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2022 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2022 год;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» на 2022 год;

- «Другие прочие расходы» на 2022 год;

- «Обязательные страховые отчисления» на 2022-2024 гг.;

- «Амортизация основных средств» на 2024 год;

- «Корректировки НВВ» на 2024 год;

- «Расходы на оплату потерь» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень неподконтрольных расходов, а также величину необходимой валовой выручки филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – «Трансэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – «Трансэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – «Трансэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166