Предписание №ЦА/49509/18 без аннотации от 2 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев перенаправленную из Чувашского УФАС жалобу

<…> на действия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (исх. № 04-05/2569 от 16.04.2018; рег. № 65111/18 от 26.04.2018) при установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год в отношении ПАО «Химпром» и на необоснованное увеличение тарифов на тепловую энергию в связи с заключением между ПАО «Т Плюс» и ПАО «Химпром» взаимосвязанных договоров на аренду и эксплуатацию, техническое обслуживание, содержание, ремонт и управление Новочебоксарской ТЭЦ-3, дополнительно представленные уточнения (исх. от 08.06.2018 № 8, рег. от 19.06.2018 № 97626/18) и запрошенные у Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам материалы,

УСТАНОВИЛ:

В 2017 году ПАО «Т Плюс» осуществляло деятельность по оказанию услуг по теплоснабжению с использованием источников выработки тепловой энергии: Чебоксарская ТЭЦ-2, Новочебоксарская ТЭЦ-3.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности) относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом.

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1075, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Федерального закона (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями

 

 

3

 

потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 63-22/т в отношении ПАО «Т Плюс» были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2017 год в размерах: на 1 полугодие в размере 714,71 руб./Гкал, на 2 полугодие 743,3 руб./Гкал.

На основании заключенного между ПАО «Т Плюс» и ПАО «Химпром» договора аренды от 28.09.2017 № 127 имущественный комплекс Новочебоксарской ТЭЦ-3 передан в аренду ПАО «Химпром».

Постановлениями Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 23.01.2018 № 8-2/т, от 23.01.2018 № 9-2/т в отношении ПАО «Химпром» установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования, необходимая валовая выручка и тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии Новочебоксарская ТЭЦ-3 на 2018-2021 гг.

Тарифы на тепловую энергию для потребителей ПАО «Химпром» на 2018 год в соответствии с вышеуказанными постановлениями установлены в размере 743,3 руб./Гкал (на 1 полугодие), 775,84 руб./Гкал (на 2 полугодие), рост к 1 полугодию составляет 104,37 %.

Также постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 05.12.2017 № 88-23/т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии Чебоксарская ТЭЦ-2 ПАО «Т Плюс» с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2018 год, в размерах: на 1 полугодие 743,3 руб., на 2 полугодие 775,84 руб., рост к 1 полугодию составляет 104,37 %.

 

 

4

 

Тарифы, установленные для ПАО «Химпром» и ПАО «Т Плюс» на 2018 год, соответствуют величине предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 16.11.2017 № 1373/17 «Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2018 год».

Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ПАО «Химпром», установленная Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее — Служба) на 2018 год, составляет 1 264 166,13 тыс. руб.

В соответствии с п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора,

лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Согласно Экспертному заключению Службы по расчету тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Химпром» на 2018 год

(далее - Экспертное заключение), расходы на аренду имущественного комплекса Новочебоксарской ТЭЦ-3 учтены в составе НВВ ПАО «Химпром» на 2018 год в размере 138 471,559 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования № 1075), экспертное

 

 

5

 

заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а)    анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б)   анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в)    сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

При этом в экспертном заключении Службой не указан расчет расходов по данной статье затрат, а также не указан порядок формирования арендной платы и анализ обосновывающих документов, представленных арендодателем, в целях расчета расходов на аренду в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования.

На основании вышеизложенного, ФАС России усматривает нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 со стороны Службы при установлении тарифов на тепловой энергии на 2018 год.

Кроме того, как следует из Экспертного заключения, в состав НВВ включены расходы по заключенному с ПАО «Т Плюс» договору на эксплуатацию, техническое обслуживание, содержание, ремонт и управление Новочебоксарской ТЭЦ-3 от 28.09.2017   №        129/а (далее — Договор

от 28.09.2017 № 129/а).

Сумма Договора от 28.09.2017 № 129/а определена сторонами в размере 682 369,051 тыс. руб.

Согласно Договору от 28.09.2017 № 129/а Исполнитель (ПАО «Т Плюс») обязуется выполнять комплекс обязательств, включающий в себя эксплуатацию, техническое обслуживание, содержание, ремонт и управление, организацию взаимодействия с государственными и контролирующими органами и третьими лицами в целях осуществления деятельности по эксплуатации Новочебоксарской ТЭЦ-3.

Предметом вышеуказанного договора является:

  • формирование Бюджета и бизнес-планирование в отношении Новочебоксарской ТЭЦ-3, контроль исполнения указанных документов;
  • организация и выполнение технических мероприятий в рамках проведения технического и ремонтного обслуживания (в том числе формирование плана ремонтов и годовой эксплуатационной программы);
  • организационные и технические мероприятия по содержанию и эксплуатации

 

 

6

 

Новочебоксарской ТЭЦ-3: Техническое и ремонтное обслуживание имущества Новочебоксарской ТЭЦ-3, а именно Ремонт (Капитальный, Текущий, Мелкий и Аварийный ремонт), техническое обслуживание, содержание Имущества. Перечень функций в рамках мероприятий, указанных в настоящем пункте, определен в Приложении № 6 к Договору «Перечень мероприятий по эксплуатации»;

  • обеспечение готовности Новочебоксарской ТЭЦ-3 к надежной и экономичной работе в осенне-зимний период/отопительный сезон;

- административно-хозяйственная деятельность по мелкому ремонту помещений, мебели, хозяйственного инвентаря, организацию оказания коммунальных, клининговых услуг, услуг по предоставлению автотранспорта для нужд Заказчика;

  • организацию технического обслуживания инженерных систем безопасности Имущества Новочебоксарской ТЭЦ-3, организацию деятельности по охране Имущества НчТЭЦ-З;
  • обеспечение функционирования ИТ-инфраструктуры;
  • поставка резервного топлива и материально-технических ресурсов, необходимых для производственной деятельности Новочебоксарской ТЭЦ-3 в рамках отдельно заключаемых Сторонами договоров купли-продажи;
  • взаимодействие с Федеральными и местными органами власти, взаимодействие с органами власти;
  • организация и проведение мероприятий в целях получения тарифов Заказчиком на регулируемые виды деятельности с использованием Имущества (в том числе подготовка документов);
  • обеспечение получения Заказчиком паспорта готовности к осенне-зимнему периоду/отопительному сезону;
  • осуществление действий, связанных с заключением, изменением, расторжением, исполнением договоров аренды движимого и недвижимого имущества, договоров размещения оборудования в рамках доверенностей, выданных Заказчиком.

В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:

  1. топливо;
  2. прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;
  3. оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской

 

 

7

 

Федерации;

  1. сырье и материалы;
  2. ремонт основных средств;
  3. оплата труда и отчисления на социальные нужды;
  4. амортизация основных средств и нематериальных активов;
  5. прочие расходы.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются:

а)  расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями;

б)  расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг);

в)  плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов;

г)  арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи;

д)  расходы на служебные командировки;

е)  расходы на обучение персонала;

ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

з)  другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а)  анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

 

 

8

 

б)   анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в)    сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Указанный анализ должен представлять комплексное правовое и экономическое обоснование включения тех или иных расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации с приложением расчета регулирующего органа по каждой их рассматриваемых статей затрат.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении отсутствует постатейный расчет и анализ расходов по данному договору, анализ обосновывающих документов, представленных исполнителем (ПАО «Т Плюс») в соответствии с пунктами 33, 44 Основ ценообразования № 1075.

На основании вышеизложенного, в действиях Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам усматривается нарушение пунктов 33,                                                             44,      45       Основ      ценообразования, утвержденных

постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год в отношении ПАО «Химпром».

В этой связи, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
  • провести анализ экономически обоснованных расходов на аренду имущественного комплекса Новочебоксарской ТЭЦ-3 в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012                                                                                 №        1075, отразив

соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012                                                         №       1075, и настоящим

предписанием;

 

 

9

 

  • провести постатейный анализ расходов по договору от 28.09.2017 № 129/а в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, отразив соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, и настоящим предписанием.

В случае выявления в результате исполнения настоящего пункта экономически необоснованных расходов исключить их из необходимой валовой выручки ПАО «Химпром» на 2018 год.

  1. Органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть тарифы на тепловую энергию в отношении ПАО «Химпром» на 2018 год с учетом пункта 2 настоящего предписания, обеспечив введение в действие тарифов с 1 августа 2018 года.
  2. Об исполнении настоящего предписания ФАС России органу исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим предписанием;
  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Чувашской Республики в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим предписанием;
  • экспертного заключения по делу об установлении в отношении ПАО «Химпром» тарифов в сфере теплоснабжения, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

А.Г. Цыганов

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны