Предписание №ЦА/49509/18 без аннотации от 2 июля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ |
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев перенаправленную из Чувашского УФАС жалобу |
<…> на действия Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (исх. № 04-05/2569 от 16.04.2018; рег. № 65111/18 от 26.04.2018) при установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год в отношении ПАО «Химпром» и на необоснованное увеличение тарифов на тепловую энергию в связи с заключением между ПАО «Т Плюс» и ПАО «Химпром» взаимосвязанных договоров на аренду и эксплуатацию, техническое обслуживание, содержание, ремонт и управление Новочебоксарской ТЭЦ-3, дополнительно представленные уточнения (исх. от 08.06.2018 № 8, рег. от 19.06.2018 № 97626/18) и запрошенные у Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам материалы, УСТАНОВИЛ: В 2017 году ПАО «Т Плюс» осуществляло деятельность по оказанию услуг по теплоснабжению с использованием источников выработки тепловой энергии: Чебоксарская ТЭЦ-2, Новочебоксарская ТЭЦ-3. В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии (мощности) относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1075, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 Федерального закона (часть 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями |
3 |
потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении). Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 63-22/т в отношении ПАО «Т Плюс» были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2017 год в размерах: на 1 полугодие в размере 714,71 руб./Гкал, на 2 полугодие 743,3 руб./Гкал. На основании заключенного между ПАО «Т Плюс» и ПАО «Химпром» договора аренды от 28.09.2017 № 127 имущественный комплекс Новочебоксарской ТЭЦ-3 передан в аренду ПАО «Химпром». Постановлениями Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 23.01.2018 № 8-2/т, от 23.01.2018 № 9-2/т в отношении ПАО «Химпром» установлены долгосрочные параметры регулирования на долгосрочный период регулирования, необходимая валовая выручка и тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии Новочебоксарская ТЭЦ-3 на 2018-2021 гг. Тарифы на тепловую энергию для потребителей ПАО «Химпром» на 2018 год в соответствии с вышеуказанными постановлениями установлены в размере 743,3 руб./Гкал (на 1 полугодие), 775,84 руб./Гкал (на 2 полугодие), рост к 1 полугодию составляет 104,37 %. Также постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 05.12.2017 № 88-23/т установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии Чебоксарская ТЭЦ-2 ПАО «Т Плюс» с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2018 год, в размерах: на 1 полугодие 743,3 руб., на 2 полугодие 775,84 руб., рост к 1 полугодию составляет 104,37 %. |
4 |
Тарифы, установленные для ПАО «Химпром» и ПАО «Т Плюс» на 2018 год, соответствуют величине предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 16.11.2017 № 1373/17 «Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2018 год». Величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ПАО «Химпром», установленная Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее — Служба) на 2018 год, составляет 1 264 166,13 тыс. руб. В соответствии с п. 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере. Согласно Экспертному заключению Службы по расчету тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ПАО «Химпром» на 2018 год (далее - Экспертное заключение), расходы на аренду имущественного комплекса Новочебоксарской ТЭЦ-3 учтены в составе НВВ ПАО «Химпром» на 2018 год в размере 138 471,559 тыс. руб. ФАС России отмечает, что в соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Правила регулирования № 1075), экспертное |
5 |
заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. При этом в экспертном заключении Службой не указан расчет расходов по данной статье затрат, а также не указан порядок формирования арендной платы и анализ обосновывающих документов, представленных арендодателем, в целях расчета расходов на аренду в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования. На основании вышеизложенного, ФАС России усматривает нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075 со стороны Службы при установлении тарифов на тепловой энергии на 2018 год. Кроме того, как следует из Экспертного заключения, в состав НВВ включены расходы по заключенному с ПАО «Т Плюс» договору на эксплуатацию, техническое обслуживание, содержание, ремонт и управление Новочебоксарской ТЭЦ-3 от 28.09.2017 № 129/а (далее — Договор от 28.09.2017 № 129/а). Сумма Договора от 28.09.2017 № 129/а определена сторонами в размере 682 369,051 тыс. руб. Согласно Договору от 28.09.2017 № 129/а Исполнитель (ПАО «Т Плюс») обязуется выполнять комплекс обязательств, включающий в себя эксплуатацию, техническое обслуживание, содержание, ремонт и управление, организацию взаимодействия с государственными и контролирующими органами и третьими лицами в целях осуществления деятельности по эксплуатации Новочебоксарской ТЭЦ-3. Предметом вышеуказанного договора является:
|
6 |
Новочебоксарской ТЭЦ-3: Техническое и ремонтное обслуживание имущества Новочебоксарской ТЭЦ-3, а именно Ремонт (Капитальный, Текущий, Мелкий и Аварийный ремонт), техническое обслуживание, содержание Имущества. Перечень функций в рамках мероприятий, указанных в настоящем пункте, определен в Приложении № 6 к Договору «Перечень мероприятий по эксплуатации»;
- административно-хозяйственная деятельность по мелкому ремонту помещений, мебели, хозяйственного инвентаря, организацию оказания коммунальных, клининговых услуг, услуг по предоставлению автотранспорта для нужд Заказчика;
В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:
|
7 |
Федерации;
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются: а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями; б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг); в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов; г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи; д) расходы на служебные командировки; е) расходы на обучение персонала; ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль; з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями. В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); |
8 |
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Указанный анализ должен представлять комплексное правовое и экономическое обоснование включения тех или иных расходов в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации с приложением расчета регулирующего органа по каждой их рассматриваемых статей затрат. ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении отсутствует постатейный расчет и анализ расходов по данному договору, анализ обосновывающих документов, представленных исполнителем (ПАО «Т Плюс») в соответствии с пунктами 33, 44 Основ ценообразования № 1075. На основании вышеизложенного, в действиях Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам усматривается нарушение пунктов 33, 44, 45 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год в отношении ПАО «Химпром». В этой связи, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ПРЕДПИСЫВАЕТ:
соответствующий анализ в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, и настоящим предписанием; |
9 |
В случае выявления в результате исполнения настоящего пункта экономически необоснованных расходов исключить их из необходимой валовой выручки ПАО «Химпром» на 2018 год.
|
А.Г. Цыганов |