Предписание №СП/118495/22 ПРЕДПИСАНИЕ Госкомитету Республики Карелия по ценам и тарифа... от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 14.09.2022 № 653/22, Акт проверки ФАС России от 14.10.2022 № 44/22), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2022 год в отношении ООО «Петербургтеплоэнерго»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы на услуги теплоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 14.09.2022 № 653/22 «О проведении внеплановой документарной проверки Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам» проверка проводилась в отношении установленных для ООО «Петербургтеплоэнерго» (далее – ООО «ПТЭ», регулируемая организация) тарифов в сфере теплоснабжения на 2022 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования .

Тарифы на тепловую энергию ООО «ПТЭ» установлены постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – ГК РК, Госкомитет РК, орган регулирования) от 20.12.2018 № 175 «О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)» на долгосрочный период регулирования с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года с использованием метода индексации установленных тарифов.

По расчетам ГК РК, необходимая валовая выручка ООО «ПТЭ» (далее – НВВ) для осуществления деятельности по теплоснабжению в 2022 году составит 957 930,32 тыс. руб.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел на 2022 и 2019 год как первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования 2019-2023 гг. в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе, Экспертное заключение Госкомитета РК по ценам и тарифам по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, отпускаемые обществом с ограниченной ответственностью «Петербургтеплоэнерго» в 2022 году (далее – Экспертное заключение), Заключение Госкомитета РК по ценам и тарифам по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемые ООО «Петербургтеплоэнерго» на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год), а также Возражения ГК РК на Акт проверки ФАС России от 14.10.2022 № 44/22, направленные письмом от 16.11.2022 № 3722/14-05/КЦТ-и (вх. от 21.11.2022 № 192009/22) (далее – Возражения ГК РК).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

  1. Расходы на покупку энергетических ресурсов (топливо на технологические цели), 2022 год

    1. Газ природный

 

Факт 2020 г., тыс. руб.

Предложение ООО «ПТЭ»

на 2022 г., тыс. руб.

Определено ГК РК

на 2022 г., тыс. руб.

Газ природный

36 460,20

41 057,02

44 824,98

Пунктом 33 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы на топливо относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и включаются в необходимую валовую выручку.

Согласно пунктам 34, 37 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются в том числе на основании плановой (расчетной) цены на топливо в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Затраты по данной подстатье были заявлены ООО «ПТЭ» в размере 41 057,02 тыс. руб. (с учетом цены топлива 5 799,53 руб./тыс.м3 и планируемого объема 7 079,37 тыс.м3) и утверждены ГК РК в размере 44 824,98 тыс. руб. (с учетом цены топлива 5 799,53 руб./тыс.м3 и объема 7 729,07 тыс.м3).

ФАС России установлено, что в материалах тарифного дела ООО «ПТЭ» был представлен договор поставки газа от 31.08.2017 № 10-Т-5603, заключенный с ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» и дополнительное соглашение от 17.12.2021 № 29.

В соответствии с дополнительным соглашением от 17.12.2021 № 29 к договору поставки газа, согласованный объем поставки газа на 2022 год составляет 8 864,063 тыс.м3.

Объем природного газа принят ГК РК в размере 7 729,07 тыс. м3 и скорректирован в сторону увеличения относительно заявки организации ввиду увеличения объема выработки тепловой энергии.

В соответствии с Возражениями ГК РК на Акт проверки ФАС России, по расчету Госкомитета РК, средняя стоимость газа на 2022 год составила 5 892,21 руб./тыс.м3. С учетом определенной ООО «ПТЭ» средней цены стоимости газа ниже, чем по расчетам экспертов ГК РК (5 799,53 руб./тыс.м3), органом регулирования принята цена по предложению регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что для определения стоимости покупаемого газа в 2022 году применяется оптовая цена, используемая в качестве предельного минимального уровня оптовых цен на газ, указанная в приказе ФАС России от 02.06.2021 № 545/21 для Республики Карелия, которая составляет 4 918,00 руб./м3.

Для определения стоимости газа во 2 полугодии 2022 года применяются индексы, приведенные в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз). В соответствии с Прогнозом, индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, за исключением населения, в 2022 г. будет проведена на уровне 5,0%.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22.12.2021 № 189 «Об установлении специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа по сетям акционерного общества «Газпром газораспределение Петрозаводск» на 2022 год» установлена специальная надбавка на 1 полугодие 2022 года в размере 64,84 руб./тыс. м3, на 2 полугодие 2022 года в размере 66,79 руб./тыс.м3.

Таким образом, стоимость природного газа в 2022 году составит:

Показатель

1 полугодие

2 полугодие

Оптовая цена на газ (приказ ФАС России от 02.06.2021 № 545/21), руб./м3

4 918,00

4 918,00*105,0% = 5 163,9

Специальная надбавка в соответствии постановлением Комитета от 22.12.2021 № 189, руб./тыс. м3

64,84

66,79

Плата за снабженческо- сбытовые услуги установленная приказом ФАС России от 22.12.2021 № 1487/21, руб./1000 м3

110,25

Тариф на услуги по транспортировке газа установленный приказом ФСТ России от 11.07.2019 № 944/19, руб./1000 м3

480,45

494,87

Итого цена, руб.:

5 573,54

5 835,81

Приложением № 3 к Возражениям ГК РК на Акт проверки ФАС России представлено распределение по полугодиям объема потребляемого природного газа, процентное соотношение потребления природного газа в 2022 году составит:

  • 1 полугодие – 62,16 %;

  • 2 полугодие – 37,84 %.

С учетом вышеизложенного, уровень расходов на природный газ на 2022 год составит 43 845,34 тыс. руб. (7 729,07*62,16%*5573,54) + (7 729,07*37,84 %*5835,81).

Таким образом, с учетом того, что органом регулирования затраты на природный газ определены в размере 44 824,98 тыс. руб., экономически необоснованные расходы по статье в размере 979,64 тыс. руб. подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «ПТЭ».

 

  1. Операционные расходы (2019 год)

Согласно пункту 33 Методических указаний № 760-э базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э.

Индексация операционных расходов регулируемых организаций осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний № 760-э.

 

    1. Ремонт основных средств

тыс. руб.

 

Определено ГК РК на 2019 год

Определено ГК РК на 2022 год

Ремонт основных средств

12 774,65

13 795,85

Капитальный ремонт

 

2 556,98

Текущий ремонт

 

66,53

Материалы и з/ч

 

11 172,34

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э, согласно подпункту 2 пункта 37 которых расходы на ремонт основных средств включаются в базовый уровень операционных расходов.

Обоснованность проведения ремонтных работ должна быть подтверждена актами технического осмотра объектов теплоснабжения (документом, содержащим сведения о результатах обследования объекта, его техническом состоянии для определения состава, объема работ по капитальному ремонту), дефектными ведомостями, содержащими перечень дефектов с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.

Органом регулирования расходы ООО «ПТЭ» на ремонт основных средств на 2022 год определены в размере 13 795,85 тыс. руб.

Обосновывающие документы по данной статье затрат были рассмотрены ГК РК на базовый 2019 год и прогнозные периоды регулирования 2020-2023 годы с учетом применения метода индексации установленных тарифов. Расходы на 2019 год утверждены ГК РК в размере 12 774,65 тыс. руб.

Согласно представленному Экспертному заключению на 2019 год, ООО «ПТЭ» запланировано проведение ремонтных работ по капитальному и текущему ремонтам.

ФАС России установлено, что в материалах дела были представлены, в том числе, акты дефектации (технического состояния) о необходимости смены рулонного покрытия кровли и необходимости капитального ремонта кровли.

ФАС России отмечает, что согласно Определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2016 № 41-АПГ16-2 ремонт кровли производственного здания относится к реконструкции и модернизации, а расходы являются капитальными вложениями.

Согласно пункту 49 Основ ценообразования № 1075 расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

В отношении ООО «Петербургтеплоэнерго» инвестиционная программа не утверждалась.

Кроме того, в качестве обоснования расходов на проведение ремонта кровли ООО «ПТЭ» в материалах тарифного дела были представлены коммерческие предложения от ГСК ООО «СтройРесурс» о проведении ремонтных работ.

ФАС России отмечает отсутствие на момент утверждения тарифов заключенного договора, предусмотренного подпунктом «б» пунктом 28 Основ ценообразования № 1075. Коммерческое предложение не является безусловным подтверждением экономической обоснованности указанных расходов на ремонт.

Отсутствие на момент утверждения тарифов заключенного договора свидетельствует о невозможности применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и отнесения установленных в таком проекте (коммерческом предложении) цен к достоверным сведениям о необходимых затратах общества.

Учитывая вышеизложенное, расходы ООО «ПТЭ» по статье «Ремонт основных средств» на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом исключения расходов на проведение ремонтов кровли и на материалы для проведения таких ремонтных работ.

 

    1. Оплата труда

 

Установлено на 2019 год

Факт 2020 г.

Определено ГК РК на 2022 год

Оплата труда, тыс. руб.

177 472,47

177 506,74

191 659,56

1. Оплата труда производственных рабочих (тыс. руб.)

126 550,65

 

136 667,06

среднемесячная оплата труда, руб.

24 299,28

 

26 241,76

численность (ед.)

434,00

 

434,00

2. Оплата труда прочего персонала (тыс. руб.)

50 921,83

 

54 992,50

среднемесячная оплата труда (руб.)

33 947,88

 

36 661,67

численность (ед.)

125,00

 

125,00

В силу пункта 33 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, то есть являются операционными (подконтрольными) расходами предприятия.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда на 2022 год учтены органом регулирования в размере 191 659,56 тыс. руб.

Обосновывающие документы по данной статье затрат были представлены ООО «Петербургтеплоэнерго» и рассмотрены ГК РК на базовый 2019 год и прогнозные периоды регулирования 2020-2023 гг.

На 2019 год ООО «ПТЭ» были запланировано расходы на оплату труда 434 ед. производственного персонала и 125 ед. административно-управленческого персонала.

ФАС России установлено, что в представленных организацией на 2019 год материалах содержатся: расчет расходов на оплату труда ООО «ПТЭ» (приложение 4.9), выписка из штатного расписания по состоянию на 31.03.2018 г., справочные данные по численности работников филиала в Республике Карелия, расчеты нормативной численности работников, оплаты по окладу, доплаты за ночные часы и др., положение о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников (утв. протоколом от 13.10.2017 № 130).

При этом, в соответствии с Экспертным заключением, расходы на 2019 год на оплату труда утверждены ГК РК исходя из показателей 2018 года с учетом ИПЦ 104,6% согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации (ред. от 01.10.2018 г.). Расходы по оплате труда на 2019 год определены органом регулирования в размере 177 472,47 тыс. руб.

В соответствии с Возражениями Госкомитета РК на Акт проверки ФАС России, в представленных ООО «ПТЭ» расчетах по оплате труда и подтверждающих материалах отраслевые тарифные соглашения не использовались.

ФАС России отмечает, что обязательность применения отраслевого тарифного соглашения для расчета расходов на оплату труда установлена вышеприведенным пунктом 42 Основ ценообразования № 1075.

При этом, отраслевое тарифное соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного отказа от присоединения к действующему соглашению в порядке и сроки, предусмотренные статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.

ООО «ПТЭ» не заявляло письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, следовательно, на него распространяется действие указанного соглашения в сфере оплаты труда.

Органом регулирования в нарушение норм действующего законодательства не произведен расчет расходов на оплату труда при установлении базового уровня операционных расходов на 2019 год в соответствии с положениями ОТС, коллективного договора, по результатам анализа штатного расписания, с учетом фактической расстановки сотрудников, статистической формы отчетности П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», нормативной численности работников, ведомостями расчета начислений и удержаний, тарифной сеткой.

Анализ документов, произведенный ГК РК, позволяющий определить экономически обоснованную численность работников ООО «ПТЭ», в материалах дела отсутствует. Анализ фактического фонда оплаты труда за 2017 год при определении базового уровня операционных расходов на 2019 год в материалах дела не представлен.

Расчет заработной платы, произведенный органом регулирования исходя из значений плана на 2018 год, проиндексированной на индекс потребительских цен на 2019 год, является экономически необоснованным.

Учитывая изложенное, Госкомитету РК необходимо провести перерасчет расходов на оплату труда на 2019 год в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 с учетом устранения выявленных ФАС России вышеуказанных нарушений.

 

    1. Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера

В соответствии с подпунктом «а» пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются в том числе расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год ГК РК учтены расходы на выполнение работ и услуг производственного характера в размере 3 164,61 тыс. руб.

Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает ежегодное уточнение регулирующим органом плановой необходимой валовой в целях корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующего за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования № 1075, пункт 49 Методических указаний № 760-э).

ФАС России установлено, что 2019 год был первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2019 - 2023 гг.

Указанные затраты на 2019 год были определены в размере 2 930,36 тыс. руб. методом экономически обоснованных расходов.

ФАС России установлено, что в составе документов и материалов, направленных ООО «ПТЭ» в адрес ГК РК (в ответ на запрос от 04.05.2018 № 1641/12-9/КЦТ-И), материалы, подтверждающие заключение следующих договоров в результате конкурсных процедур, отсутствуют:

- договор № 09/11-124 от 24.10.2011 по механической обработке ножей щепорубильной установки с МУП «Благоустройство и озеленение» (МУП «Металлообработка») (стр. 2334-2341 том №5);

- договор № 09/11-106 от 30.09.2011 с ООО «Омега-Сервис» на услуги транспорта на перемещение щепы (стр. 2505-2509, том №6);

- договор с ООО «ГАЗТУРБО» об обеспечении готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

Госкомитет РК в представленных Возражениях на Акт проверки ФАС России указывает, что обязанность для организаций, работающих в сфере ЖКХ, по проведению торгов при закупках товаров, работ и услуг возникла после 1 января 2012 года согласно статье 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таким образом, вышеуказанные договоры, заключенные в 2011 году, были приняты ГК РК к учету, поскольку заключены в период, когда проведение торгов не было обязательным требованием.

ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 29, подпунктом 2 пункта 36 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 (действовали в период заключения вышеуказанных договоров), при определении расходов на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ, регулирующие органы используют цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств.

Таким образом, органы регулирования учитывают такие расходы в полном объеме, только если приобретение регулируемой организацией данных товаров (работ, услуг) проводилось по результатам проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств. Проведение упрощенной процедуры определения поставщика товара (работы, услуги) является экономически обоснованным только в случае отсутствия конкуренции в субъекте Российской Федерации между поставщиками (производителями) данного вида товаров (работ, услуг).

В отсутствие в 2011 году нормативно-правового акта, регламентирующего порядок закупки товаров для осуществления регулируемой деятельности, регулируемым организациям при проведении закупочных процедур необходимо было руководствоваться механизмами, аналогичными предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (информационное письмо ФСТ РФ от 01.10.2008 № НБ-5577/14).

Таким образом, плановая (расчетная) стоимость услуг по договорам является экономически обоснованной, если такой договор заключен путем проведения торгов (в форме аукциона, конкурса или в форме запроса предложений на право заключения договора).

Учитывая вышеизложенное, в нарушение подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 ООО «ПТЭ» в материалах тарифного дела не представлены документы, подтверждающие проведение конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, в результате которых были заключены договоры с МУП «Благоустройство и озеленение» (МУП «Металлообработка»), с ООО «Омега-Сервис», с ООО «ГАЗТУРБО». Экономическое основание стоимости таких услуг и соответствующий анализ, проведенный экспертами Госкомитета РК, в Экспертном заключении отсутствует.

Таким образом, затраты по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

ГК РК необходимо в Экспертном заключении отразить анализ документов, представленных регулируемой организацией по данной статье затрат, с целью обоснования принятых величин расходов на 2019 год в дифференциации по подстатьям затрат в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075, пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

 

    1. Расходы на оплату иных работ и услуг

 

Заявка

на 2019 год

Установлено на 2019 год

Установлено на 2022 год

Расходы на оплату иных работ и услуг, тыс. руб.

24 934,83

8 712,59

11 751,46

В соответствии с подпунктом «б» пункта 44 Основ ценообразования № 1075 в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются, в том числе, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год ГК РК учтены расходы на оплату иных работ и услуг в размере 11 751,46 тыс. руб.

Установлено, что 2019 год был первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2019 - 2023 гг.

В соответствии с представленным Экспертным заключением на 2019 год, затраты по данной статье были определены в размере 8 712,59 тыс. руб., в том числе расходы на содержание автотранспорта, на охрану окружающей среды, информационно-консультационные услуги, канцелярские, почтовые, телеграфные расходы.

 

      1. Содержание автотранспорта

ФАС России установлено, что ГК РК на 2019 год утверждены затраты на ГСМ в размере 3 797,41 тыс. руб. на основании договора от 31.03.2017 № 05/17-58 с ООО «РН-Карт», заключенного в результате конкурсных процедур.

Согласно пункту 1.1 договора, Поставщик обязуется передавать Покупателю в собственность Товары, Услуги и Сопутствующие услуги в объеме:

- бензин АИ-92 – 53 000 литров;

- бензин АИ-95 – 6 100 литров;

- дизельное топливо – 64 000 литров.

В соответствии с представленным в материалах тарифного дела «Расчетом транспортных расходов на 2019 год по Республике Карелия», стоимость топлива определялась для автомобилей в количестве 34 шт., в том числе Лада 212140, УАЗ 390995, ГАЗ 2705, ГАЗ САЗ 35071, Машина вакуумная КО-503В-2, Экскаватор-погрузчик TEREX 970, Экскаватор-погрузчик New Holland LB-110, КАМАЗ 53213, Газ 3302, Шевроле Niva, Mitsubishi Outlander, Renault Logan.

При этом, в соответствии с представленным «Расчетом расхода топлива с учетом поправочных коэффициентов», указанными автомобилями (33 шт.) используется вид топлива «Бензин 92» или «ДТ». Только для одного автомобиля Mitsubishi Outlander предусмотрен вид топлива «Бензин 95».

ФАС России отмечает, что в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», базовая норма расхода топлива Mitsubishi Outlander 2.0 4WD составляет 9,2 л/100 км. Согласно Диагностической карте № 075840022101184, пробег Mitsubishi Outlander 2014 г.вып. составляет 218 677 км, то есть расход топлива за весь период использования транспортного средства составил около 20 118 л (218 677*9,2 / 100). При этом, по данным представленного паспорта транспортного средства (ПТС), автомобиль приобретен ООО «Петербургтеплоэнерго» 01.08.2017.

Целесообразность закупки по договору с ООО «РН-Карт» 6 100 литров бензина «АИ-95» на один календарный год для автомобиля Mitsubishi Outlander (1 шт.) в материалах тарифного дела отсутствуют. Расчет потребности в ГСМ, путевые листы и чеки, подтверждающие фактические расходы на ГСМ ООО «ПТЭ» по указанному автомобилю в адрес ФАС России не представлены.

Представленные органом регулирования Возражения на Акт проверки ФАС России не содержат описание проанализированных документов и необходимый анализ, проведенный в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

Кроме того, согласно представленным Госкомитетом РК Возражениям на Акт проверки ФАС России (в части затрат на страхование), расходы по автомобилю Mitsubishi Outlander были исключены из расчета затрат на страхование в связи с неподтвержденностью использования данного автомобиля для осуществления регулируемого вида деятельности.

На основании вышеизложенного, затраты на ГСМ подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом устранения вышеуказанных ФАС России нарушений. В случае отсутствия экономического обоснования учтенных затрат, такие расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «ПТЭ».

 

      1. Услуги связи

Касаемо утвержденных ГК РК расходов на 2019 год в размере 2 002,68 тыс. руб. на услуги связи, ФАС России установлено следующее.

Согласно представленному в материалах тарифного дела «Расчету расходов на связь на 2019 год», расходы включают в себя, в том числе, затраты на мобильную связь в размере 358,83 тыс. руб. (абонентская плата за 113 абонентов и поминутная оплата 7035 мин/мес., тарифный план «Корпоративный безлимит») – по договору с ПАО «Мегафон» ЛС83276570.

ФАС России обращает внимание, что планируемые расходы ООО «ПТЭ» на оплату 113 сотрудникам мобильной связи не могут быть признаны экономически обоснованными в составе необходимой валовой выручки в связи с отсутствием обоснования производственной необходимости их осуществления (в частности, перечня сотрудников, которым оплачивается сотовая связь с указанием должностных обязанностей, выполняемых вне места работы).

Отмечаем, что представленные Возражения органа регулирования на Акт проверки ФАС России не содержат пояснений и дополнительных обоснований экономической обоснованности по данной статье затрат.

На основании вышеизложенного, затраты на мобильную связь в размере 358,83 тыс. руб., принятые ГК РК при установлении тарифов на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию с приложением подтверждающих документов. В случае отсутствия экономического обоснования учтенных затрат, такие расходы подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «ПТЭ».

 

  1. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

    1. Обязательное страхование

В соответствии с подпунктом «б» пункта 62 Основ ценообразования № 1075 в состав неподконтрольных расходов включаются, в том числе, расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование.

В соответствии с Экспертным заключением на 2022 год, ГК РК учтены расходы на обязательное страхование в размере 919,43 тыс. руб., в том числе расходы на страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов в размере 755,70 тыс. руб.

Согласно статье 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Федеральный закон № 225-ФЗ) владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 225-ФЗ, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной Федеральным законом № 225-ФЗ.

В случае нарушения предусмотренных Федеральным законом № 225-ФЗ требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объекты теплоснабжения ООО «ПТЭ» подлежат обязательному страхованию как опасные производственные объекты.

Расчет страховой премии осуществляется исходя из страховой суммы и страхового тарифа, что предусмотрено статьей 7 Федерального закона № 225-ФЗ.

В обоснование данной статьи затрат в материалах дела представлен «Расчет затрат на страхование ООО «ПТЭ» на 2022 год ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов» на 755,7 тыс. руб. и договор от 30.09.2021 № 151/78/2021 «Об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» с АО «СОГАЗ».

ФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 4.2 договора, «общий размер страховой премии по Полисам, выдаваемым на основании настоящего Договора, составляет 832 700 рублей, из них 613 600 рублей по Республике Карелия, и определяется как сумма страховых премий по отдельным Полисам, выдаваемым на основании настоящего Договора по опасным объектам, указанным в Приложении № 1».

Согласно Возражениям ГК РК на Акт проверки ФАС России, расходы на страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов приняты в размере 755,7 тыс. руб. в соответствии с договором № 151/78/2021.

ФАС России отмечает, что общая сумма затрат ООО «ПТЭ» на 2022 год на страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов, составит:

п/п

Наименование объекта

Затраты на страхование на 2022 год (Утверждено

ГК РК)

Сумма страховой премии (приложение № 1 к договору №151/78/2021)

1

Группа котельных Сортавальского муниципального района

8,8

6,8

2

Площадка хранения мазутного топлива, г. Сортавала, ул. Кайманова

160,2

115,8

3

Площадка хранения мазутного топлива, Сортавальский район, г. Сортавала, ул. 40 лет ВЛКСМ, 3а

328,1

289,5

4

Участок транспортирования опасных веществ, Республика Карелия, Сортавальский район, г. Сортавала, ул. 40 лет ВЛКСМ, 1

5,4

3,8

5

Система теплоснабжения Олонецкого района

5,9

5,0

6

Площадка хранения дизельного топлива, Республика Карелия, г. Лахденпохья, ул. Заходского

7,2

6,1

7

Площадка хранения дизельного топлива, Республика Карелия, Олонецкий национальный муниципальный район, п. Верхнеолонецкий, ул. Молодежная, 26

7,2

6,1

8

Площадка хранения дизельного топлива, Республика Карелия, г. Лахденпохья, Ленинградское шоссе

7,2

6,1

9

Система теплоснабжения с. Видлица

5,7

5,0

10

Система теплоснабжения п. Ильинский

5,7

5,0

11

Система теплоснабжения п. Совхоз Ильинский

5,7

5,0

12

Система теплоснабжения п. Тукса

5,7

5,0

13

Система теплоснабжения д. Рыпушкалицы

5,7

5,0

14

Система теплоснабжения д. Коткозеро

5,7

5,0

15

Система теплоснабжения д. Ковера

5,7

5,0

16

Система теплоснабжения д. Куйтежа

5,7

5,0

17

Система теплоснабжения с. Михайловское

5,7

5,0

18

Участок трубопроводов теплосети Сортавальского района

7,7

6,8

19

Площадка хранения мазутного топлива, г. Сортавала, ул. Маяковского

160,2

115,8

20

Участок трубопроводов теплосети Питкярантского района

6,2

6,8

 

ВСЕГО, тыс. руб.:

755,7

613,6

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье «Обязательное страхование» (в части затрат на страхование ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов) в размере 142,1 тыс. руб. (755,7 – 613,6 тыс. руб.) подлежат исключению из состава необходимой валовой выручки ООО «ПТЭ» на 2022 год.

 

    1. Страховые взносы (отчисления)

Согласно представленному Экспертному заключению на 2022 год, отчисления на социальные нужды произведены ГК РК в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ в размере 30,2 % с учетом уведомления от несчастных случаев.

Поскольку статья расходов «Страховые взносы (отчисления)» является расчетной, органу регулирования надлежит пересмотреть экономически обоснованный уровень затрат на страховые взносы на 2019-2023 годы с учетом дополнительного экономического анализа расходов на оплату труда.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим положения пунктов 28, 34, 37, 41, 42, 44, 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Петербургтеплоэнерго».

  2. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

    1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Петербургтеплоэнерго» 2022 года «Расходы на покупку энергетических ресурсов (топливо на технологические цели)» затраты на природный газ в размере 979,64 тыс. руб.;

    2. Исключить из неподконтрольных расходов ООО «Петербургтеплоэнерго» 2022 года расходы на «Обязательное страхование» в размере 142,1 тыс. руб.

  3. Провести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Петербургтеплоэнерго» на 2019-2022 гг., и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Петербургтеплоэнерго», по следующим статьям затрат:

- «Ремонт основных средств» на 2019 год;

  • «Расходы на оплату иных работ и услуг» в части статьи «Содержание автотранспорта» и «Услуги связи» на 2019 год;

  • «Оплата труда» на 2019 год;

  • «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2019 год;

  • «Страховые взносы (отчисления)» на 2019-2023 годы.

  1. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Петербургтеплоэнерго» 2019 года в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, величину необходимой валовой выручки ООО «Петербургтеплоэнерго» на 2019-2023 годы, а также пересмотреть (установить) тарифы на услуги в сфере теплоснабжения, обеспечив введение в действие с 01.03.2023 г. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э и настоящим предписанием.

  2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

  • экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения ООО «Петербургтеплоэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
ИНН 1001034050, ОГРН 1021000541781