Предписание №СП/54697/24 ПРЕДПИСАНИЕ ДЦиТР Самарской области об устранении выявленных... от 24 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

07 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области цен (тарифов), в том числе Акт проверки ФАС России от 27.10.2023 № 49/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 14.09.2023 № 642/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» на 2022-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013
№ 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 № 2009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление № 2009) до 31.08.2022 собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной и горячей воды, сточных вод, признаются транзитными организациями.

В соответствии с изменениями, внесенными в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила № 644), постановлением № 2009 установлены критерии отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (далее — критерии отнесения к транзитным организациям).

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.03.2022 № 201/22 Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденный приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 № 1154-э, дополнен пунктом 17.1, согласно которому по итогам заседания правления (коллегии) орган регулирования принимает решение об отказе в установлении цен (тарифов) в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов) в случае несоответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 406 тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, не устанавливаются.

Тарифы на транспортировку холодной и горячей воды, сточных вод, установленные организациям, не соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, не применяются такими организациями и подлежат отмене органами регулирования тарифов с 1 сентября 2022 г.

Согласно пункту 11(2) Правил № 406 основанием для установления (корректировки, пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на транспортировку холодной воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку горячей воды, и (или) цены (тарифа) на транспортировку сточных вод в отношении собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них является его соответствие критериям отнесения к транзитным организациям.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов, в том числе прилагаются копии документов и иная информация, подтверждающие соответствие собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям.

Отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 45(2) Правил № 644, либо в совокупности критериям, установленным пунктом 45(1) Правил № 644, на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов).

В рамках исполнения своих полномочий Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее также – орган регулирования, Департамент) приказами от 16.11.2022 № 433 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод ООО «Энергоресурс» (ИНН 6317101591), городской округ Самара», от 25.10.2023 № 351 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод ООО «Энергоресурс» (ИНН 6317101591), городской округ Самара» установлены тарифы в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод для потребителей ООО «Энергоресурс» (далее также – Регулируемая организация) на 2022-2023 годы.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела Регулируемой организации на 2022-2023 годы на предмет соответствия собственника или иного законного владельца водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них критериям отнесения к транзитным организациям, в том числе Дополнение к экспертному заключению по оценке предложений об установлении тарифов ООО «Энергоресурс» в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод (на 2023 год) от 09.11.2022 № б/н (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения Департамента на Акт проверки, направленные письмом от 08.12.2023 № ДЦТР/3984 (рег. от 13.12.2023 № 198461/23), и по результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год ООО «Энергоресурс» осуществляет деятельность в сфере водоотведения в части транспортировки сточных вод на территории г. о. Самара.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Департаментом с целью подтверждения протяженности сетей водоотведения направлялся запрос в гарантирующую организацию от 13.10.2022 № ДЦТР/3563. В ответном письме от 24.10.2022 № 4179 подтверждена общая неразрывная протяженность сетей водоотведения, принадлежащих ООО «Энергоресурс».

На основании данного письма и представленных ООО «Энергоресурс» документов органом регулирования сделан вывод о соответствии ООО «Энергоресурс» критериям отнесения к транзитным организациям в соответствии с пунктом 45 (1) Правил № 644.

Подпункт «а» пункта 45(1) Правил № 644

Для соответствия подпункту «а» пункта 45 (1) Правил № 644 Регулируемой организации необходимо представить копии документов, подтверждающие владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев канализационными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке сточных вод в целях водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей водоотведение).

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области (данные Самарского статистического ежегодника) численность постоянного населения г.о. Самара по состоянию на 1 января 2022 года составляет 1 136 721 человек.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 45(1) Правил № 644 для городских округов с суммарной численностью населения 1 млн. человек и более неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной централизованной системы водоотведения должна составлять не менее 7 километров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей).

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Регулируемой организацией в качестве документов, подтверждающих право собственности или иные, предусмотренные действующим законодательством основания эксплуатации (использования) производственных объектов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в сфере водоотведения, представлены:

  • копия договора аренды объектов инженерной инфраструктуры (далее - ОИИ) от 31.09.2018 № 07/2667;

  • копия договора аренды ОИИ от 01.06.2022 № 07/3255;

  • копия договора аренды ОИИ от 01.06.2022 № 07/3447;

- копия договора аренды ОИИ от 01.06.2022 № 07/3448;

- письмо ООО «Самарские коммунальные системы» от 21.10.2022 № 8762 «О предоставлении информации», подтверждающее общую неразрывную протяженность сетей водоотведения ООО «Энергоресурс» 13 206,73 м.

ФАС России установлено следующее.

В соответствии с договором аренды от 01.06.2022 № 07/3448 (срок аренды более 12 месяцев) Регулируемой организации предоставлена напорная канализационная линия (2 трубопровода * 2 815 м).

В соответствии с договором аренды от 01.06.2022 № 07/3447 (срок аренды более 12 месяцев) Регулируемой организации предоставлена напорная канализационная линия (1 трубопровод – 327,5 м, 2 трубопровод – 329,3 м);

В представленных материалах тарифного дела и в Возражениях на Акт проверки договоры аренды от 31.09.2018 № 07/2667 и от 01.06.2022 № 07/3255 не представлены.

При этом, в материалах дела представлен договор аренды объекта инженерной инфраструктуры от 01.06.2022 № 07/3455 (срок аренды более 12 месяцев) о предоставлении Регулируемой организации напорной канализационной линии (2 трубопровода * 16,7 м), самотечной канализационной линии (1 трубопровод – 53 м), самотечной канализационной линии (1 трубопровод – 159,9 м).

Таким образом, материалами дела подтверждено владение Регулируемой организацией на законном основании на срок более 12 месяцев сетями общей протяженностью 6 533,1 м (2 815*2+327,5+329,3+16,7*2+53+159,9), что не соответствует требованиям подпункта «а» пункта 45 (1) Правил № 644.

ФАС России отмечает, что также обязательным условием соответствия требованиям подпункта «а» пункта 45(1) Правил № 644 является использование данных сетей для оказания услуг по транспортировке сточных вод в целях водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей водоотведение).

В материалах дела ООО «Энергоресурс» не представлены договоры по транспортировке сточных вод с гарантирующей организацией.

В Возражениях на Акт проверки орган регулирования отмечает, что пунктами 45(1) и 45(2) Правил № 644 не предусмотрено наличие заключенного договора на транспортировку воды и (или) сточных вод в качестве условия установления соответствия заявителя критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям.

Кроме того, по мнению Департамента, требование о наличии заключенного договора на момент оценки соответствия заявителя критериям отнесения к транзитным организациям противоречит смыслу положений действующего законодательства, ввиду того, что договор заключается после установления соответствия заявителя критериям транзитной организации.

ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 46 Правил № 644 заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.

В соответствии с подпунктом м) пункта 17 Правил № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе перечень договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров горячего водоснабжения, договоров по транспортировке горячей воды, холодной воды, договоров по транспортировке сточных вод, договоров о подключении (технологическом присоединении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.

Согласно письму Минстроя России от 24.11.2014 № 26623-ГБ/04 при обращении транзитной организации с заявлением об установлении тарифа на транспортировку на первый период регулирования обязательное приложение к заявлению копии договора (договоров) по транспортировке воды (сточных вод) не требуется. При обращениях с заявлением об установлении тарифа на второй и последующий периоды регулирования копии действующих на момент обращения договоров по транспортировке к заявлению прикладываются.

Представление действующего договора на момент оценки органом регулирования соответствия организации критериям отнесения к транзитным организациям подтверждает факт использования регулируемой организацией сетей для оказания услуг по транспортировке холодной воды и (или) сточных вод в целях холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение).

Таким образом, установленные Органом регулирования тарифы на транспортировку сточных вод на 2022-2023 годы в отношении ООО «Энергоресурс» не имеют достаточного экономического обоснования.

Органу регулирования необходимо представить дополнительное экономическое обоснование соответствия ООО «Энергоресурс» требованиям подпункта «а» пункта 45(1) Правил № 644 с приложением обосновывающих материалов.

Подпункт «в» пункта 45(1) Правил № 644

Для соответствия подпункту «в» пункта 45(1) Правил № 644 в Регулируемой организации необходимо наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования.

Анализ соответствия ООО «Энергоресурс» подпункту «в» пункта 45(1) Правил № 644 в Экспертном заключении на 2023 год не представлен. В приложении к Экспертному заключению Департаментом представлена ссылка на штатное расписание от 10.01.2022.

В соответствии с Возражениями на Акт проверки, согласно штатному расписанию ООО «Энергоресурс», в организации имеется оперативная диспетчерская служба (диспетчер дежурный – 4 ед.). Также в организации имеется штатная единица «слесарь по обслуживанию канализационных сетей» - 3 ед., «слесарь» - 3 ед.

ФАС России установлено, что согласно штатному расписанию с 01.01.2022, утвержденному 10.01.2022, в ООО «Энергоресурс» предусмотрены должности цеховых работников «слесарь по обслуживанию канализационных сетей» - 3 шт. ед., в транспортном отделе - «слесарь» - 8 шт. ед. При этом в аварийной службе предусмотрены ставки «охрана» - 4 шт. ед.

В соответствии с ГОСТ Р 56037-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 545-ст) аварийно-диспетчерская служба – это служба, в которой объединены (совмещены) функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб, и оказывающая услуги диспетчерского обслуживания и услуги аварийно-ремонтного обслуживания.

При этом диспетчер (оператор) обеспечивает прием и выполнение работ (услуг) по заявкам потребителей, в том числе принимает оперативные решения о взаимодействии с аварийно-ремонтными службами и организует устранение аварий и неисправностей, направляя аварийно-ремонтные бригады (специалистов) к месту аварий.

Аварийно-ремонтная служба укомплектована квалифицированными специалистами, транспортом (спецтехникой), оборудованием, инструментами и приспособлениями и обеспечивает оказание услуг по устранению неисправностей и аварийных ситуаций.

Анализ того, что учтенные органом регулирования специалисты выполняют вышеуказанные функции, в Экспертном заключении на 2023 год и материалах дела не отражен.

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить дополнительное экономическое обоснование соответствия ООО «Энергоресурс» критериям отнесения к транзитным организациям при установлении тарифов на транспортировку сточных вод в соответствии с подпунктом «в» пункта 45(1) Правил № 644 с приложением обосновывающих материалов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области цен (тарифов) нарушившим положения пункта 45(1) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, пунктов 8, 11(2), 26, 26 (1) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пункта 17.1 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16.07.2014 № 1154-э, при установлении тарифов на транспортировку холодной воды и тарифов на транспортировку сточных вод в отношении ООО «Энергоресурс» на 2022-2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Самарской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно:

- провести дополнительный экономический анализ на предмет соответствия ООО «Энергоресурс» критериям отнесения к транзитным организациям при установлении тарифа на транспортировку холодной воды и тарифа на транспортировку сточных вод на 2024 год в соответствии с пунктами 45(1) и (или) 45(2) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в случае несоответствия ООО «Энергоресурс» положениям пунктов 45(1) и (или) 45(2) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, в срок до 01.09.2024 отменить установленный в отношении ООО «Энергоресурс» тариф на транспортировку сточных вод на 2024 год в соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (отмене) тарифов в сфере водоотведения, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Самарское УФАС России
ИНН 6315802344, ОГРН 1026300965129
Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области
ИНН 6317132631, ОГРН 1196313001004