Предписание №СП/42014/24 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной службе по тарифам Республики Северн... от 17 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ


 

15 мая 2024 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, в том числе Акт проверки Северо-Осетинского УФАС России от 09.02.2024 № 2/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной Северо-Осетинским УФАС России на основании приказа Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024 № 3/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – Служба, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Просвет» (далее – ООО «Просвет», Регулируемая организация) на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 12.01.2024 №3/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания» проверка проводилась в отношении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО «Просвет», установленных на 2024 год.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) ООО «Просвет» на 2024 год установлена постановлением Органа регулирования от 28.12.2023 № 108 в размере 474 463,00 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2024 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение об установлении необходимой валовой выручки ООО «Просвет» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2024 год (далее - Экспертное заключение на 2024 год), возражения Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания на Акт проверки, направленные письмом от 11.03.2024 г. № 225 (рег. от 12.03.2024 №1050/24).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

  1. Неподконтрольные расходы на 2024 год

    1. Аренда

Расходы по данной статье затрат определены Органом регулирования

на 2024 год в размере 47 324,72 тыс. руб., в том числе:

- аренда земельных участков в размере 33,53 тыс. руб.;

- аренда автотранспорта в размере 3 178,0 тыс. руб.;

- аренда зданий и сооружений в размере 1 405,08 тыс. руб.;

- аренда объектов электросетевого комплекса в размере 42 741,31 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены Регулируемой организацией на 2024 год в размере 147 341,87 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Органом регулирования расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства учтены на основании отчетов об оценке рыночной стоимости арендной платы.

ФАС России отмечает, что Службой не представлен расчет расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктами 27, 28 Основ ценообразования № 1178, в том числе исходя из величины амортизации и налога на имущество пообъектно на основании сведений от арендодателей о начисленной величине амортизации и налога на имущество.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по рассматриваемой статье затрат с учетом первичной документации в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. В случае выявления экономически необоснованных расходов, данные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

2. Корректировки НВВ

Корректировки НВВ определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

  • корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра - 4 801,16 тыс. руб.;

  • корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию - 8 101,83 тыс. руб.

  • корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности - 182 253,20 тыс. руб.

  • корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества реализуемых услуг – 2 602,98 тыс. руб.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом: величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования; результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2024 год не отражен анализ экономической обоснованности исходных данных (плановых и фактических показателей) при расчете корректировок НВВ в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитывается по формуле (7.1) Методических указаний № 98-э (ред. от 20.07.2023).

Органом регулирования корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана следующим образом:

216 914,63 + 29 534,76 - (509 467,78 -103 049,06 – 15 588,23 + 16 806,27) = (-160 692,17) тыс. руб., где:

1. утвержденная НВВ на 2022 год составляет 216 914,63 тыс. руб.;

2. утвержденная НВВ ТСО, переданная с сентября 2022 года в ООО «Просвет», составляла 88 604,29 тыс. руб. (88 604,29/12*4=29 534,76);

3. фактическая выручка по передаче электрической энергии за 2022 год в соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, составила 509 467,78 тыс. руб.;

4. расходы по индивидуальному тарифу за 2022 год составили 103 049,06 тыс. руб., согласно представленным актам. Таким образом, для соблюдения баланса экономических интересов, в корректировке применены фактические расходы за услуги по передаче электроэнергии со смежной ТСО по индивидуальному тарифу.

5. расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии определены на основании следующих показателей:

- ставка, используемая для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче на 2022 год – 2 266,19 руб./МВт*ч.;

- величина технологического расхода (потерь) электрической энергии, указанная в пункте 6 Методических указаний – 4,002%;

- фактический отпуск электрической энергии в сеть – 173,03 тыс. кВт*ч;

173,03 * 4,002% * 2 251,07 = 15 588,23 тыс. руб.;

6. недополученная выручка по зависящим от сетевой организации причинам – 16 806,27 тыс. руб. (в соответствии с расчетом).

Корректировка с учетом ИПЦ на 2023 и 2024 годы составит:

-160 692,17*1,058*1,072 = (-182 253,20) тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э (в ред. от 20.07.2023): за НВВi-2 принята установленная на 2022 год НВВ на содержание, а не совокупная НВВ на содержание электрических сетей и на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, НВВфi-2 определена также за вычетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Также в экспертном заключении отсутствует обоснование учета утвержденной НВВ ТСО, переданной с сентября 2022 года в ООО «Просвет», в размере 29 534,76 тыс. руб.

Расходы на оплату нормативных потерь на 2022 год учтены в размере 9 768,58 тыс. руб.

Таким образом, корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности на 2024 год по формуле 7.1. Методических указаний № 98-э составит:

216 914,63 + 29 534,76 + 9 768,58 - (509 467,78 -103 049,06 + 16 806,27) = (-167 007,02) тыс. руб.

Корректировка с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 годы составит:

-167 007,02*1,058*1,072 = (-189 415,35) тыс. руб.

Таким образом, расходы по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности» на 2024 год в размере 7 162,15 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

В остальной части корректировки НВВ подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия - Алания нарушившей положения пунктов 27, 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ООО «Просвет» расходы по статье затрат «Корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности» на 2024 год в размере 7 162,15 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Просвет» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Аренда» на 2024 год;

- «Корректировки НВВ» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Просвет» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Просвет» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Просвет», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166
Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148