Решение №СП/41247/24 Решение об удовлетворении требований, указанных в заявлении ... от 15 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» мая 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - начальника отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» (далее также ООО «АСТ», Заявитель, регулируемая организация)
и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (далее также Комитет, Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов)
в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя генерального директора по экономике ООО «АСТ»
<...>, заместителя генерального директора по корпоративному управлению ООО «АСТ» <...>, начальника отдела планирования и тарифного ценообразования ООО «АСТ» <...>, заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам <...>, заместителя председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам <...>, заместителя руководителя Башкортостанского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 29.02.2024 № 33546-ЭП/24) о споре (разногласиях) между ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Комитета от 30.11.2023 № 489 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 28 декабря 2021 года № 830 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» в отношении ООО «АСТ» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величина необходимой валовой выручки на 2024 год.

Тарифное регулирование в отношении Заявителя осуществляется
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2024 год – третий год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь), установленная оспариваемым постановлением, составляет
881 762,78 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 905 489,52 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 23 726,74 тыс. руб. по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования
№ 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги
по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Приказ по предприятию «Об утверждении плана мероприятий по снижению потерь» и протокол технического совещания по снижению потерь электрической энергии в сетях ООО «АСТ»;

2. Пояснительная записка;

3. Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии ООО «АСТ»
на период регулирования 2024 г.;

4. Баланс электрической энергии, тариф покупки потерь;

5. Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «АСТ» на 2022-2026 гг.;

6. Отчет о ходе реализации программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» ООО «АСТ» за 2022 г.;

7. Расчет технологического расхода электрической энергии (потерь)
в электрических сетях ЭСО, Таблица № П1.3;

8. Баланс электрической энергии по сетям ВН, СНI, CHII, НН.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в течение 10 лет
с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия
не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 установлено, что размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации
(), определяется по формуле:

 

где:

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j-2;

Wос j-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт*ч);

Пф j-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт*ч);

ЦПj-2 - фактически сложившаяся за год j-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт*ч).

Постановлением Государственного комитета Республики Башкирия
по тарифам от 28.12.2021 № 830 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям оказываемые территориальными сетевыми организациями Республики Башкортостан» установлены долгосрочные параметры регулирования для ООО «АСТ», в том числе уровень потерь на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг. в размере 12,30%.

Приказом ООО «АСТ» от 13.10.2021 № ПП-10-2021-18 «Об утверждении плана мероприятий по снижению потерь» в целях снижения технических и коммерческих потерь в электрических сетях утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2022-2026 гг. (далее – Программа).

ООО «АСТ» оспаривает невключение Органом регулирования в состав НВВ на 2024 год расходов по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии», заявляя об обоснованности учета данных затрат в сумме 23 726,74 тыс. руб.

Таблица № 1. Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной регулируемой организацией*.

Показатель

Ед. изм.

Расчет ООО «АСТ»

1

Плановый объем отпуска э/э в сеть на 2022 год

тыс. кВт*ч

836 739,96

2

Фактический объем отпуска э/э в сеть за 2022 год

тыс. кВт*ч

867 163,15

3

Фактическая цена покупки потерь за 2022 год

руб./кВт*ч

2,73981

4

Плановый объем потерь на 2022 год

млн. кВт*ч

102,92

5

Уровень потерь электрической энергии в сетях, утвержденный на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.

%

12,30

6

Фактический объем потерь за 2022 год

тыс. кВт*ч

97 942,2

7

Фактический уровень потерь за 2022 год

%

11,29%

8

Снижение объема потерь электрической энергии

тыс. кВт*ч

4 984,62

9

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

тыс. руб.

23 888,04

* фактические данные приведены в соответствии с информацией об объемах электрической энергии ООО «АСТ» по форме № 46-ЭЭ «Отпуск электроэнергии».

 

На основании фактических балансовых показателей электрической энергии, тарифа покупки потерь за 2022 год и формулы, предусмотренной пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178, регулируемой организацией экономия расходов на оплату потерь электрической энергии рассчитана в размере:

ΔЭП2022 = max (0; 12,3% * 867,16315 – 97,9422) * 2 739,81 = 23 888,04 тыс. руб., что больше величины, указанной в заявлении о разногласиях (23 726,78 тыс. руб.).

Заявителем указано, что суммарный результат от реализации мероприятий по Программе в 2022 году составил 4 984,62 тыс. кВт*ч, в денежном выражении 13 742,00 тыс. руб., фактический уровень потерь составил 11,29% при утвержденном 12,30% (подробные данные приведены в таблице № 2).

Таблица № 2. Данные о реализации ООО «АСТ» мероприятий по снижению потерь электрической энергии в 2022 году*.

Наименование мероприятия

Снижение потерь э/э,

тыс. кВт*ч

в

млн. руб.

Снижение потерь э/э,

тыс. кВт*ч

в

млн. руб.

План

Факт

1

Реконструкция и модернизация оборудования, используемого для передачи электрической энергии,
в т. ч. замена оборудованием с более высокой пропускной способностью, внедрение инновационных решений и технологий

115,5

0,29673

72

0,19593

2

Внедрение энергосберегающих технологий и автоматизация систем учета энергоресурсов

4 167

10,71

4 790,2

13,0354833

3

Оптимизация схемных режимов

21,1

0,05

0,0

0,0

4

Регулирование напряжения в линиях электрической сети

74,85

0,19

99,8

0,271586738

5

Снижение расхода электрической энергии на собственные нужды электроустановок и хозяйственные нужды организации

0,77

0,002

87,82

0,239

6

Организация достоверного и своевременного снятия показания приборов коммерческого учета электрической энергии у потребителей, проверка их технического состояния.

2 098,2

5,392

0,0

0,0

 

Итого:

6 477,42

16,64073

4 984,62

13,74200

*данные приведены в соответствии с приложением № 6 к требованиям к форме программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе
ее реализации, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.06.2014 № 398.

В соответствии с письменным отзывом Органа регулирования, направленным в адрес ФАС России письмом от 18.03.2024 № 03-22-2024 (рег. от 18.03.2024
№ 43602-ЭП/24) и Заключением по установлению (корректировке) тарифов
на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки
ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» на очередной период регулирования 2024-2026 годы (далее – Экспертное заключение), Комитетом экономия расходов
на оплату потерь электрической энергии, достигнутая ООО «АСТ» в 2022 году,
не включена в состав НВВ на 2024 год, ввиду отсутствия в программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности мероприятий, реализуемых непосредственно с целью снижения потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям.

По результатам проведенного анализа материалов, предоставленных сторонами спора, ФАС России отмечает следующее.

ООО «АСТ» в адрес Органа регулирования в рамках тарифной заявки
на 2024 год (письмо ООО «АСТ» исх. от 19.04.2023 № АСТ-04-23-1450; рег. Органа регулирования от 28.04.2023 № ГК06/2072/вх) были предоставлены приказ
от 13.10.2021 № ПП-10-2021-18 «Об утверждении плана мероприятий по снижению потерь», программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «АСТ» на 2022-2026 гг., утвержденная генеральным директором ООО «АСТ» 17.03.2021, отчет о ходе реализации программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» ООО «АСТ» за 2022 год (далее – Отчет).

В соответствии с Отчетом ООО «АСТ» за 2022 год реализованы следующие мероприятия Программы:

1. «Реконструкция и модернизация оборудования, используемого
для передачи электрической энергии, в том числе замена оборудованием более высокой пропускной способностью, внедрение инновационных решений
и технологий» - замена голого провода ВЛ-0,4(10 кВ) на самонесущий изолированный провод (СИП).

ФАС России отмечает, что применение самонесущего изолированного
и защищенного провода для ВЛ напряжением 0,4 (10 кВ) взамен оголенного провода является мероприятием, направленным на снижение технических потерь электроэнергии в электрических сетях.

2. «Внедрение энергосберегающих технологий и автоматизации систем учета энергоресурсов» - установка приборов учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности сетей потребления.

3. «Снижение расхода электрической энергии на собственные нужды электроустановок и хозяйственные нужды организации» - изменение расходов энергетических ресурсов на хозяйственные нужды.

Для подтверждения наличия экономии расходов на оплату потерь электрической энергии регулируемыми организациями должны быть представлены программа энергосбережения и отчет об ее исполнении. В случае наличия в данной программе мероприятий, направленных на снижение технических потерь непосредственно в электрических сетях, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии рассчитывается по формулам Основ ценообразования
№ 1178.

В соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии производится
с использованием фактических балансовых показателей (отпуск в сеть и объем потерь) того года, в котором реализованы мероприятия. Соответственно, учет экономии расходов на оплату потерь только исходя из мероприятий программы энергосбережения, которые привели к снижению потерь, пунктами 34(1), 34(3) Основ ценообразования № 1178 не предусмотрен.

Данная позиция отражена в решениях ФАС России от 23.07.2021
№ СП/61879/21, от 29.07.2022 № СП/72160/22, а также в Разъяснениях Президиума Федеральной антимонопольной службы № 21 «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № 2 (направлены в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом от 20.04.2022 № СП/39316/22).

При расчете экономии расходов на оплату потерь электрической энергии
ООО «АСТ» применены показатели
фактической величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть в 2022 году, фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в 2022 году и фактически сложившейся
за 2022 год средневзвешенной цены покупки электрической энергии (мощности)
в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, которые учтены Органом регулирования при расчете корректировки в связи с изменением полезного отпуска и цен, и также разногласия по данным величинам не представлены в Экспертном заключении и письменных пояснениях Комитета.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» являются экономически обоснованными и подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере
23 888,04 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам нарушившим пункт 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Удовлетворить требования ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (рег. от 29.02.2024 № 33546-ЭП/24).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в НВВ ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» расходы по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» в размере
23 888,04 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере
23 888,04 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок
до 01.07.2024 года пересмотреть и ввести в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные на 2024 год
для ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии», включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре)
для ООО «АвтоматизацияСистемыТехнологии» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

 

 

Председатель Комиссии

 

_______________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Члены Комиссии:

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
ООО "АСТ"
ИНН 7719841157, ОГРН 1137746277085
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202