Предписание №СП/38791/24 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету тарифного регулирования Волгоградской о... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе акт проверки УФАС России по Волгоградской области от 09.02.2024 № 1 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной УФАС России по Волгоградской области на основании приказа от 27.12.2023 № 93 «О проведении внеплановой документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области», в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтённых при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для ООО «Концессии теплоснабжения», допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее – КТР Волгоградской области, Орган регулирования),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом УФАС России по Волгоградской области от 27.12.2023 № 93 «О проведении внеплановой документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ООО «Концессии теплоснабжения» утверждены приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2023 № 52/46.

Инспекцией УФАС России по Волгоградской области проанализированы материалы тарифного дела ООО «Концессии теплоснабжения» 2024 года в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению экономически обоснованного уровня затрат на услуги теплоснабжения ООО «Концессии теплоснабжения» долгосрочный период 2024-2028 годы б/н б/д (далее – Экспертное заключение).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Расходы на топливо на 2024 год

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

- прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

- цены на природный газ;

- предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

- динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Оптовая цена на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый организациям, осуществляющим по состоянию на 1 декабря 2023 г. в качестве основного вида экономической деятельности производство электроэнергии тепловыми электростанциями, производство, передачу и распределение пара и горячей воды тепловыми электростанциями и (или) котельными с кодами ОКВЭД 35.11.1, 35.30.11, 35.30.14, 35.30.2, 35.30.3, организациям, осуществляющим деятельность с указанными кодами ОКВЭД в качестве дополнительного вида экономической деятельности при условии осуществления ими в качестве основного вида экономической деятельности с кодами ОКВЭД 35.11, 35.3, 35.30, 35.30.1, 68.32.1, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет не менее 75 процентов общей выручки, организациям, выручка от реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) которых составляет менее 75 процентов общей выручки, приобретающим газ в объемах, необходимых для производства и реализации тепловой и (или) электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам), утверждена на 2024 год приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (далее – ПССУ), оказываемые потребителям поставщиками газа, утвержден на 2024 год приказом ФАС России от 31.10.2022 № 755/22.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – тариф на услуги ГРО) на 2024 год утверждены приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

ФАС России отмечает, что в случае, если тарифы на услуги по транспортировке газа и ставки на снабженческо-сбытовые услуги не были проиндексированы федеральным органом исполнительной власти, то самостоятельная индексация составляющих цены на природный газ (кроме оптовой цены) является необоснованной.

Согласно Экспертному заключению (стр. 30) экспертом в расчет принята цена природного газа с 01.01.2024 исходя из утвержденных составляющих конечной цены. Рост составляющих конечной цены с 01.07.2024 учтен в соответствии с индексами-дефляторами, принятыми в прогнозе социально-экономического развития: на оптовую цену газа 11,2%, на транспортировку газа на 10,2%.

Поставку газа осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» по договорам № 09-5-71120/23Б от 01.01.2023 (40/тэр-23 от 26.01.2023), № 09-5-70380/23Б от 01.01.2023 (41/тэр-23 от 26.01.2023), № 09-5-70379/23Б от 01.01.2023 (42/тэр-23 от 26.01.2023), с учетом дополнительных соглашений.

Расходы по статье «Топливо на технологические цели» на 2024 год приведены в таблице:

Наименование показателя

2023 год

Предложение ТСО на 2024 год

Предложение комитета на

2024 год

Отклонение 2024 от 2023, тыс. руб.

(4-2)

Отклонение (2024 к 2023), %

1

2

3

4

5

6

Топливо на технологические цели

3 259 781,43

3 779 250,04

3 447 401,93

187 620,50

5,76

Природный газ

3 252 085,48

3 770 921,27

3 439 703,18

187 617,70

5,77

Твердое топливо

458,91

0,00

0,00

-458,91

-100,00

Прочие виды топлива

7 237,04

8 328,77

7 698,75

461,70

6,38

тыс. руб.

Затраты по статье снижены по сравнению с предложением ТСО из-за корректировки объема выработки тепловой энергии, объемов расхода условного и натурального топлива, а также цены на газ.

КТР Волгоградской области при расчете плановых затрат на топливо (природный газ) принята в расчет цена природного газа на первое полугодие 2024 года - 6713,73 руб./1000м3, на второе полугодие 2024 года – 7465,67 руб./1000м3.

Вместе с тем договоры, заключенные с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», предусматривают разные группы потребителей. В частности, по договору № 09-5-71120/23Б от 01.01.2023 (40/тэр-23 от 26.01.2023) предусмотрена 6 группа, по договору № 09-5-70380/23Б от 01.01.2023 (41/тэр-23 от 26.01.2023) – 1 группа, по договору № 09-5-70379/23Б от 01.01.2023 (42/тэр-23 от 26.01.2023) – 4 группа.

С 01.07.2024 рост составляющих конечной цены учтен КТР Волгоградской области в соответствии с индексами-дефляторами, принятыми в прогнозе социально-экономического развития: на оптовую цену газа 11,2% на транспортировку газа на 10,2%. Увеличение затрат по природному газу в 2024 году относительно 2023 года составило 5,77 %.

Одновременно в Экспертном заключении указано на применение при определении цены природного газа приказов ФАС России от 16.11.2022 № 821/22, от 28.11.2023 № 905/23, от 16.11.2022 № 828/22, от 31.10.2022 № 775/22, приказа комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 30.12.2022 № 56-н.

Вместе с тем ФАС России установлено несоответствие принятых КТР Волгоградской области расходов по статье «Топливо на технологические цели» на 2024 год размеру конечной цены на природный газ в части применения Органом регулирования тарифа на транспортировку газа, не соответствующего приказу ФАС России от 16.11.2022 № 828/22.

Также ФАС России отмечает, что Органом регулирования при расчете оптовой цены использовался приказ ФАС России от 28.11.2023 № 905/23. При этом основания использования данных указанного приказа отсутствуют, в том числе не представлена информация о причинах неприменения приказа ФАС России от 28.11.2023 № 910/23, что требует дополнительного обоснования (в соответствии с пунктом 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021).

Таким образом, учтенные расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а также расчету отдельно по полугодиям 2024 года в разрезе составляющих. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Концессии теплоснабжения» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Концессии теплоснабжения» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Концессии теплоснабжения» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Концессии теплоснабжения» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Концессии теплоснабжения» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Концессии теплоснабжения» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Комитету тарифного регулирования Волгоградской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Волоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ООО «Концессии теплоснабжения», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596