Предписание №СП/75421/17 без аннотации от 31 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, проведенной ФАС России (Приказ ФАС России от 24.05.2017 № 675/17, Акт от 23.06.2017 № 103), в ходе которой обнаружены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) при установлении цен тарифов для ОАО «Фортум» на 2015 г. и 2016-2018 гг., УСТАНОВИЛ: ОАО «Фортум» (далее - Организация) осуществляет следующие регулируемые виды деятельности на территории Челябинской области:
-производство и сбыт электрической энергии. Суммарная установленная мощность филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «Фортум» на конец 2015 г. составила по тепловой энергии - 12 695,9 МВт. В структуру ОАО «Фортум» входят 8 тепловых электростанций, 5 из них - в Челябинской области: Аргаяшская ТЭЦ, ТЭЦ Челябинска, в том числе: ТЭЦ-1, ТЭЦ-
|
В ходе проведенной проверки ФАС России было установлено, что тарифы на 2015 г. были рассчитаны Министерством методом экономически обоснованных расходов и установлены приказами Министерства:
Тарифы на 2016-2018 гг. были рассчитаны с применением метода индексации и установлены приказами Министерства:
ФАС России были рассмотрены материалы и обосновывающие документы, на основании которых Министерством были установлены тарифы на теплоноситель и тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ОАО «Фортум» на 2015 г., 2016-2018 гг. и установлено следующее. Расходы по статье «Фонд оплаты труда» Тарифы на 2015 г. Согласно п. 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования № 1075), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. ОАО «Фортум» были заявлены расходы по статье «Фонд оплаты труда» в размере 485 887,43 тыс. руб. В обоснование статьи расходов на оплату труда были представлены следующие документы:
|
2 |
ОАО «Челябэнергоремонт» на 2014-2016 гг.,
и условиями труда» Приложения 4.9. Методических указаний № 760-э (по станциям и исполнительному аппарату ОАО «Фортум»);
Организацией была заявлена среднемесячная оплата труда на 1 работника промышленно-производственного персонала в размере 47 991 руб. по Аргаяшской ТЭЦ и 50 203 руб. по Челябинским станциям. В связи с тем, что ОАО «Фортум» осуществляет регулируемую деятельность по производству тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, а также в связи с результатами рассмотрения досудебного рассмотрения спора в ФСТ России (приказ ФСТ России от 23.05.2014 г. № 836-д), Министерство определило экономически обоснованные расходы ОАО «Фортум» на 2015 г. по статье «Оплата труда» в размере 358 037,20 тыс. руб. в соответствии с имеющимися в распоряжении |
3 |
регулирующего органа обосновывающими материалами на основании Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 гг. (далее - ОТС) исходя из ставки рабочего первого разряда на 2 полугодие 2014 г. в размере 6 000 руб. и соответствующие ОТС показатели премирования согласно коллективному договору, а именно: выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, текущее премирование, вознаграждения по итогам года и выплаты по районному коэффициенту. Распределение расходов по оплате труда было осуществлено Министерством согласно доли этих расходов, относимых на регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения пропорционально расходам условного топлива Организации. Численность промышленно-производственного персонала по Челябинским станциям учтена на уровне 347 человек, по Аргаяшской ТЭЦ - 94 человека исходя из общей фактической численности персонала по предложению Организации. Кроме того, в состав расходов на оплату труда включены общехозяйственные расходы по фонду оплаты труда административно-управленческого персонала, относимые на регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, в размере 94 858,43 тыс. руб. Отклонение от предложения ОАО «Фортум» составило 127 850,23 тыс.руб. Среднемесячная оплата труда на 1 работника промышленнопроизводственного персонала, учтенного Министерством при установлении тарифов на тепловую энергию ОАО «Фортум» на 2015 г., по станциям составила от 47 248 руб. до 55 714 руб. (таблица № 1) ____________________________________________________ (таблица № 1) руб./месяц |
ОАО «Фортум» |
Аргаяшская ТЭЦ |
ТЭЦ Челябинска |
в том числе |
|||
ТЭЦ-1 |
ТЭЦ-2 |
ТЭЦ-3 |
ЧГРЭС |
|||
49 982 |
47 991 |
50 203 |
48 326 |
49 392 |
55 714 |
47 248 |
ФАС России были проанализированы данные по средней заработной плате, опубликованной на сайте Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области, и средний уровень заработной платы в Челябинской области за 2014 г. и составил 28 845 руб., в том числе по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа, воды (включая пара и горячей воды) - 32 283 руб. На территории Челябинского городского округа данные показатели составляют 31 217 руб. и 40 790 руб. соответственно. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и плановый период до 2017 г. (сентябрь 2014 г.) индекс потребительских цен 2014/2015 определен в размере 1,067. Прогнозируемый на 2015 г. средний уровень заработной платы на территории Челябинской области составил 30 778 руб., г. Челябинска - 33 309 руб. Сравнительный анализ свидетельствует о том, что плановый размер среднемесячной оплаты труда на 1 работника, определенный экспертной группой Министерства при установлении тарифов на тепловую энергию для ОАО «Фортум» на 2015 г., почти в два раза превышает прогнозируемый размер среднего уровня |
4 |
заработной платы на территории Челябинской области. Значительное превышение средней заработной платы в регулируемых видах деятельности над доходами потребителей услуг является недопустимым. Расчет расходов на оплату труда через определение доли косвенных расходов согласно учетной политике Организации соответствует требованиям п. 103 Методических указаний № 760-э, но не согласуется с принципами соблюдения баланса экономических интересов регулируемых организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя, закрепленным ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О тепло снабжении». ФАС России отмечает, что в отношении ОАО «Фортум» не могут применяться положения ОТС, т.к. ОАО «Фортум» не включена в перечень компаний, которые присоединены к указанному Соглашению. При определении экономически обоснованных расходов по оплате труда в отношении ОАО «Фортум» орган регулирования должен был руководствоваться п. 42 Основ ценообразования № 1075, согласно которому размер фонда оплаты труда определяется согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями. Как следует из материалов, представленных ОАО «Фортум» к заявлению об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, одним из основных видов деятельности по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности является 40.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)». Также в связи с тем, что в материалах тарифного заявления ОАО «Фортум» отсутствует мотивированный письменный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - ОТС в ЖКХ) в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, на ОАО «Фортум» распространяется действие ОТС ЖКХ. В связи с вышеизложенным, орган регулирования при определении предельного размера экономически обоснованных расходов на оплату труда должен был применить положения ОТС ЖКХ на 2014-2016 гг. По результатам произведенного ФАС России расчета расходов на оплату труда величина расходов на оплату труда промышленного-производственного персонала на 2015 г. должна составлят 164 030 тыс. руб., что ниже величины, определенной экспертами Министерства, на 99 149 тыс. руб. (таблица № 2) |
5 |
(таблица № 2) |
ФАС России (тыс. руб) |
ВСЕГО, ОАО «Фортум» 164 030 |
Аргаяшская ТЭЦ 33 778 |
в том числе |
|||
ТЭЦ-1 |
ТЭЦ-2 |
ТЭЦ-3 |
ЧГРЭС |
|||
130 251 |
32 540 |
44 290 |
32 429 |
|||
Среднеме сячная оплата труда на 1 работника , руб./мес |
30 996 |
29 945 |
33 068 |
32 662 |
32 956 |
34 898 |
ФАС России использованы в расчетах показатели ОТС ЖКХ с минимальной тарифной ставкой рабочего 1 разряда в размере 7 056 руб., ИПЦ - 1,067. Показатели по премированию по итогам года и текущему премированию учтены на уровне предложения Организации, т.к. не превышают допустимые значения по ОТС ЖКХ, а выплаты за выслугу лет не учитывались в связи с тем, что не предлагались к учету Организацией. Также учтены выплаты по районному коэффициенту в размере 15%. Расчет прилагается. ФАС России считает корректной определение численности промышленнопроизводственного персонала органом регулирования в условиях того, что Организацией не представлено обоснование изменения (перераспределения) численности в течение 2014 года, а также не представлено подтверждения фактической численности за 2013 год в целом по году. Организацией представлены формы статистического наблюдения П-4 только за декабрь, которая является непоказательной (таблица № 3). |
(таблица № 3) (чел.) |
|
ВСЕГО, ОАО «Фортум» |
Аргаяшская ТЭЦ |
ТЭЦ Челябинска |
в том числе |
|||
ТЭЦ-1 |
ТЭЦ-2 |
ТЭЦ-3 |
ЧГРЭС |
||||
учтено Министерством |
441 |
94 |
347 |
82 |
113 |
82 |
70 |
форма П-4 декабрь 2013г. |
562 |
114 |
448 |
154 |
113 |
67 |
114 |
форма П-4 9 мес. 2014г. |
460 |
87 |
373 |
88 |
91 |
45 |
150 |
В связи с вышеизложенным, исключению за 2015 г. подлежат затраты на оплату труда промышленно-производственного персонала в размере 99 149 тыс. руб. Кроме того, учитывая, что статья «Отчисления на социальные нужды» является расчетной, органу регулирования необходимо осуществить перерасчет |
6 |
данной статьи с учетом исключения расходов по фонду оплаты труда промышленнопроизводственного персонала на 2015 год. Тарифы на 2016-2018 гг. В отношении ОАО «Фортум» с 2016 г. введено долгосрочное тарифное регулирование с периодом регулирования 2016-2018 гг. с соблюдением требования о том, что согласно п. 37 Методических указаний № 760-э в первом долгосрочном периоде после перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования отношение базового уровня операционных расходов к сумме соответствующих расходов, учтенных в тарифах регулируемой организации в предшествующем расчетном периоде регулирования, не может превышать индекс потребительских цен в среднем за год по отношению к предыдущему году в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, одобренного Правительством Российской Федерации (с учетом планируемого изменения количества активов и объема реализуемых товаров (услуг) регулируемой организацией в году, на который устанавливается базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, по сравнению с предшествующим расчетным периодом регулирования, за исключением размера операционных расходов текущего года и прошлых лет, подтвержденных органом регулирования, в том числе по результатам рассмотрения разногласий и (или) обжалования в установленном законодательством Российской Федерации порядке, учитываемых органом регулирования при установлении тарифов на последующие периоды). Индекс потребительских цен определен Прогнозом социально-экономического развития РФ на 2016 год и плановый период 2017-2018 гг. в размере 1,064. Организация не обращалось в Министерство с заявлением на утверждение Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2016 г. В этой связи Министерство не утверждало в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» порядке инвестиционную программу для ОАО «Фортум», а значит, не согласовывало плановое изменение количества активов. В связи с чем, расходы по фонду оплаты труда, учитываемые при формировании тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО «Фортум» на 2016 г. не должны превышать 174 527,92 тыс. руб. (164 030 тыс.руб. х 1,064). Учитывая вышеизложенное, исключению за 2016 г. подлежат экономически необоснованные затраты по статье «Фонд оплаты труда промышленнопроизводственного персонала» в размере 105 496 тыс. руб. Также, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования при определении величины расходов по результатам деятельности ОАО «Фортум» за долгосрочный период регулирования 2016-2018 гг. учесть расходы, относимые на регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, по статье «фонд оплаты труда |
7 |
исполнительного аппарата» ОАО «Фортум» на уровне предельно допустимого фонда оплаты труда руководящего состава, предусмотренного ОТС ЖКХ, в связи с тем, что согласно данным официальной статистической и бухгалтерской отчетности, имеющихся в материалах тарифных дел на 2015-2018 гг. уровень средней заработной платы данной категории работников ОАО «Фортум» за 2016 г. составляет 193 500 руб./мес. (таблица № 4) |
(таблица № 4) |
№ |
: Показатель |
Утверждено Министерством |
Факт ОАО «Фортум» |
|
Всего |
АУП |
|||
ОАО «Фортум», всего |
||||
1 |
Расходы на оплату труда, (тыс.руб.) |
380 951,58 |
512 270,73 |
177 176,68 |
2 |
численность |
441,00 |
498 |
76 |
3 |
средняя з/п, руб./мес |
71 986,32 |
85 661,14 |
193 458,11 |
Аргаяшская ТЭЦ |
||||
1 |
Расходы на оплату труда, (тыс.руб.) |
80 096,46 |
98 080,13 |
24 221,86 |
2 |
численность |
94,00 |
121 |
10 |
3 |
средняя з/п, руб./мес |
71 007,50 |
67 581,81 |
193 130,00 |
Станции г. Челябинска |
||||
1 |
Расходы на оплату труда, (тыс.руб.) |
300 855,12 |
414 190,60 |
152 954,82 |
2 |
численность |
347,00 |
377 |
66 |
3 |
средняя з/п, руб./мес |
72 251,47 |
91 454,61 |
193 500,00 |
Кроме того, учитывая, что статья «Отчисления на социальные нужды» является расчетной, органу регулирования необходимо осуществить перерасчет данной статьи с учетом исключения расходов по статье «фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала» на 2016 г. При рассмотрении расходов по статье затрат «Ремонты основных средств» ФАС России было установлено следующее. 2015 г. В отношении Аргаяшской ТЭЦ НВВ на тепловую энергию (далее - ТЭ) сумма затрат была определена органом регулирования в размере 924 470,27 тыс. руб. НВВ на ТЭ, предлагаемая ОАО «Фортум», составила 1 232 884,59 тыс. руб. Расходы на ремонты Аргаяшской ТЭЦ были учтены органом регулирования на уровне 41 919,67 тыс. руб. Соответствующие расходы по предложению организации составили 41 916,12 тыс. руб. Отклонение составило + 3,55 тыс. руб. В отношении Челябинских станций ОАО «Фортум» НВВ на ТЭ определена органом регулирования в размере 4 455 412,37 тыс. руб. НВВ на ТЭ, предлагаемая ОАО «Фортум», составила 6 688 522,32 тыс. руб. Расходы на ремонты были учтены органом регулирования на уровне 184 834,55 тыс. руб. |
8 |
Соответствующие расходы по предложению организации составляли 351 590,56 тыс. руб. Отклонение составило -166 756,01 тыс.руб. НВВ на теплоноситель (химически очищенная вода), была учтена органом регулирования на уровне 177 922,88 тыс.руб. НВВ на теплоноситель, предлагаемая ОАО «Фортум», составила 219 244,5 тыс. руб. Расходы на ремонты были учтены органом регулирования в размере 32 780,1 тыс. руб Соответствующие расходы по предложению организации составляли
Вместе с тем, анализа учета расходов по соответствующим статьям в экспертном заключении не представлено. ФАС России установлено, что в материалах, представленных в адрес ФАС России в качестве обосновывающих документов, содержится только копия утвержденного плана ремонтов на 2015 г. ОАО «Фортум». 2016-2018 гг. На 2016-2018 гг. органом регулирования были установлены следующие тарифы с применением метода индексации для Аргаяшской ТЭЦ и станций города Челябинска:
При этом в материалах, представленных в ФАС России в качестве обосновывающих документов, содержится только копия утвержденного плана ремонтов на 2016 г. ОАО «Фортум» и исполнение ремонтов за 2015 г. ФАС России отмечает, что в соответствии с п. 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями. Для определения экономической обоснованности затрат на ремонт основных средств в материалах тарифных дел должны быть представлены и проанализированы следующие документы:
В соответствии с п. 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том |
9 |
числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат. В представленных в ФАС России экспертных заключениях на 2015 г. и 20162018 гг. Министерством не отражен анализ документов и материалов, подтверждающих необходимость проведения данных работ (планы-графики ремонтов, дефектные ведомости и иные документы подтверждающие данные расходы), а также не отражен анализ фактически понесенных затрат по данной статье расходов. Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат с учетом обосновывающих документов и материалов. Кроме того ФАС России установлено следующее. В соответствии с п. 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
При этом согласно п. 35 Основ ценообразования 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива. Согласно п. 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются: а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более; б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более. ФАС России было установлено, что ПАО «Фортум» было осуществлено строительство двух парогазовых энергоблоков (ПГУ) на Челябинской ГРЭС в рамках Договора о предоставлении мощности поэтапно: первый - 1 декабря 2015 года, второй - 1 марта 2016 года. Приказом Минэнерго России от 23.09.2015 № 667 были утверждены нормативы удельного расхода условного топлива (далее - НУРУТ) на 2016, 2017, 2018 гг. для Челябинской ГРЭС. |
10 |
При этом НУРУТ на электрическую энергию утверждены с разделением по видам генерирующего оборудования (ГРЭС без ПГУ; ПГУ), а на тепловую энергию
По информации Минэнерго России (письмо от 27.12.2016 № ВК-14336/09), указанные НУРУТ были утверждены в целом по станции и без учета отпуска тепловой энергии от блоков ПГУ Челябинской ГРЭС. Порядок определения НУРУТ при производстве электрической и тепловой энергии утвержден приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии» (далее - Порядок № 323). В соответствии с п. 4 Порядка № 323 по теплоэлектростанциям, оборудованных парогазовыми установками, расчеты НУРУТ выполняются по каждой единице оборудования. Пунктом 19 Порядка № 323 определено, что при вводе нового оборудования производится внеочередной пересмотр нормативно-технической документации. Расчет НУРУТ для теплоэлектростанции, оборудованной ПГУ, производится на основании нормативно-технической документации. При этом в соответствии с п. 31 Порядка № 323 при отсутствии нормативнотехнической документации существует возможность расчета НУРУТ с использованием данных заводов - изготовителей оборудования, результатов испытаний агрегатов. ФАС России установлено, что на 2017 г. отпуск тепловой энергии от Челябинской ГРЭС предусмотрен только от блоков ПГУ. Оборудование старой мощности станции в производстве тепловой энергии не задействовано. При этом ПАО «Фортум» не был обеспечен пересмотр НУРУТ на тепловую энергию по Челябинской ГРЭС в связи с вводом нового оборудования, несмотря на наличие возможности, предусмотренной Порядком № 323. Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов по статье затрат «Расходы на топливо» с учетом корректного расчета нормативов удельного расхода условного топлива. В этой связи, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ПРЕДПИСЫВАЕТ
|
11 |
регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:
|
С.А. Пузыревский