Предписание №СП/34701/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету Республики Башкортоста... от 23 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 апреля 2024 г.

г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, в том числе Акт плановой выездной проверки ФАС России от 06.06.2023 № 21/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной
ФАС России на основании приказа ФАС России от 12.04.2023 № 212/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» на 2021-2023 годы и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

 

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, а также Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 12.04.2023 № 212/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2021-2023 годы регулируемых цен (тарифов) и первого (базового) года долгосрочного периода регулирования.

Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет, Орган регулирования) от 24.12.2014 № 962 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» (далее – ООО «Башкирэнерго», Регулируемая организация) установлены долгосрочные параметры регулирования на 2014-2023 годы, в том числе базовый уровень операционных расходов 2014 года в размере 4 779,27 млн. руб.

Долгосрочные параметры регулирования согласованы приказом Федеральной службы по тарифам от 19.12.2014 № 2284-э.

Постановлением Комитета от 29.12.2020 № 801 необходимая валовая выручка (далее – НВВ) Регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2021 год в размере 12 413 657,53 тыс. руб.

Постановлением Комитета от 28.12.2021 № 831 НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2022 год в размере 12 869 664,83 тыс. руб.

Постановлением Комитета от 25.11.2022 № 683 НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь установлена на 2023 год в размере 15 113 520,02 тыс. руб.

Приказом ФАС России от 24.11.2022 № 860/22 согласовано предложение Комитета о продлении срока действия долгосрочного периода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода доходности инвестированного капитала по сетям ООО «Башкирские распределительные электрические сети», осуществляющего деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан, до 31 декабря 2030 года.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел 2021-2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе следующие документы:

- заключение по формированию единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан на 2021 год и по установлению необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» с применением метода доходности инвестированного капитала на 2021-2023 годы (далее – Экспертное заключение на 2021 год);

- заключение по установлению необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» с применением метода доходности инвестированного капитала на 2022-2023 годы (далее – Экспертное заключение на 2022 год);

- заключение по установлению необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» с применением метода доходности инвестированного капитала на 2023-2030 годы (далее – Экспертное заключение на 2023 год),

а также возражения Органа регулирования в отношении Акта плановой выездной проверки, направленные письмом от 02.08.2023 № 117404/23 (рег. от 26.07.2023 № 03-154-2023) (далее – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требования к экспертным заключениям

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2021-2023 годы не соответствуют требованиям подпунктов 4-8 пункта 23 Правил № 1178.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В Экспертных заключениях на 2021-2023 годы и Возражениях Органом регулирования не отражен порядок определения расходов, относящихся на деятельность по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, Комитету необходимо доработать Экспертные заключения на 2021-2023 годы в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

2. Неподконтрольные расходы

2.1. Плата за аренду имущества

Комитетом расходы по данной статье затрат приняты на 2021 год в размере
0 тыс. руб., на 2022 год в размере 119 589,64 тыс. руб., на 2023 год в размере 89 394,77 тыс. руб.

Регулируемой организацией на 2021 год заявлено 127 001,37 тыс. руб., на 2022 год – 144 663,87 тыс. руб., на 2023 год – 97 509,56 тыс. руб.

Фактические расходы за 2019 год составили 111 200,61 тыс. руб., за 2020 год – 119 589,64 тыс. руб., за 2021 год – 103 454,22 тыс. руб.

На 2021 год расходы на аренду имущества Комитетом не учтены в связи с тарифными ограничениями и планируются к учету по фактически произведенным затратам при установлении тарифов в последующих периодах. На 2022 год расходы по данной статье затрат приняты на уровне фактически сложившейся величины за 2020 год, подтвержденной данными бухгалтерского учета, на 2023 год – на уровне фактически сложившейся величины за 2021 год, подтвержденной данными бухгалтерского учета, с учетом подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования
№ 1178 и пункта 29 Основ ценообразования 1178.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2022-2023 годы и Возражения не содержат подоговорный анализ фактических расходов за 2020-2021 годы, на основании которых учтены расходы на аренду имущества на 2022-2023 годы, в соответствии с пунктами 5, 27, 28, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, а также анализ необходимости аренды соответствующего имущества на предмет отнесения на деятельность по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов (с учетом ранее произведенных корректировок НВВ). Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 годы.

2.2. Отчисления на социальные нужды

Комитетом расходы по данной статье затрат приняты на 2022 год в размере 913 569,61 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 338 708,65 тыс. руб.

Регулируемой организацией на 2022 год заявлено 1 133 915,95 тыс. руб., на 2023 год – 1 353 913,27 тыс. руб.

Фактические расходы за 2020 год составили 1 034 269,18 тыс. руб., за 2021 год – 1 044 823,49 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что анализ фактических процентов отчислений на социальные нужды за 2020-2021 годы в экспертных заключениях отсутствует, в связи с чем расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов (с учетом ранее произведенных корректировок НВВ).

3. Корректировки НВВ

На 2021 год Комитетом учтена корректировка на основе фактических данных в размере 902 552,91 тыс. руб.:

583 242,78 тыс. руб. – корректировка выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2019 год в части содержания электрических сетей;

348 710,35 тыс. руб. – компенсация фактически понесенных в 2019 году неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на 2019 год;

161 377,55 тыс. руб. – корректировка необходимой валовой выручки сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в 2019 году;

(-253 293,18) тыс. руб. – компенсация выпадающих/излишне полученных доходов организации, возникающих в результате отличия фактических цен покупки технологических потерь электрической энергии от установленных.

Органом регулирования в целях непревышения предельного максимального уровня единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Башкортостан на 2021 год применено отрицательное сглаживание в размере 993 932,13 тыс. руб., которое согласно Экспертному заключению на 2021 год будет учитываться в последующие годы.

В Экспертном заключении на 2021 год и Возражениях Органом регулирования не отражен подробный постатейный анализ экономической обоснованности фактически понесенных в 2019 году неподконтрольных расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178 с указанием ссылок на обосновывающие материалы Регулируемой организации и их реквизитов, не даны пояснения по вопросу сложившихся отклонений между учтенными и фактическими величинами затрат.

Органом регулирования не представлен анализ исполнения инвестиционной программы Регулируемой организации с расшифровкой по объектам (мероприятиям), в связи с чем не представляется возможным определить экономическую обоснованность непроведения корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

На 2022 год Комитетом учтена корректировка на основе фактических данных в размере (-401 177,01) тыс. руб.:

911 386,27 тыс. руб. – корректировка выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2020 год в части содержания электрических сетей;

(-303 329,80) тыс. руб. – компенсация фактически понесенных в 2020 году неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на 2020 год;

166 081,98 тыс. руб. – корректировка необходимой валовой выручки с учетом повышающего коэффициента по надежности оказываемых услуг за 2020 год;

(-711 002,68) тыс. руб. – корректировка необходимой валовой выручки по факту исполнения инвестиционной программы 2020 года;

(-474 515,81) тыс. руб. – компенсация выпадающих/излишне полученных доходов организации, возникающих в результате отличия фактических цен покупки технологических потерь электрической энергии от установленных.

Комитетом при регулировании на 2022 год возвращена величина изменения НВВ Регулируемой организации, производимого в целях сглаживания роста тарифов в 2021 году, в размере 242 209,04 тыс. руб.

Органом регулирования не представлен анализ исполнения инвестиционной программы Регулируемой организации с расшифровкой по объектам (мероприятиям), по результатам проведения которого определена корректировка необходимой валовой выручки по факту исполнения инвестиционной программы 2020 года в размере (-711 002,68) тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2022 год и Возражениях Органом регулирования не отражен подробный постатейный анализ экономической обоснованности фактически понесенных в 2020 году неподконтрольных расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178 с указанием ссылок на обосновывающие материалы Регулируемой организации и их реквизитов, не даны пояснения по вопросу сложившихся отклонений между учтенными и фактическими величинами затрат.

На 2023 год Комитетом учтена корректировка на основе фактических данных в размере (-962,55) тыс. руб.:

(-663 093,68) тыс. руб. – корректировка выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей и компенсация выпадающих/излишне полученных доходов организации, возникающих в результате отличия фактических цен покупки технологических потерь электрической энергии от установленных;

516 262,92 тыс. руб. – компенсация фактически понесенных в 2021 году неподконтрольных расходов, не учтенных при установлении тарифов на 2021 год;

161 370,61 тыс. руб. – корректировка необходимой валовой выручки с учетом повышающего коэффициента по надежности оказываемых услуг за 2020 год.

Комитетом при регулировании на 2023 год возвращена величина изменения НВВ Регулируемой организации, производимого в целях сглаживания роста тарифов, в размере 955 771,74 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях Органом регулирования не отражен подробный постатейный анализ экономической обоснованности фактически понесенных в 2021 году неподконтрольных расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178 с указанием ссылок на обосновывающие материалы Регулируемой организации и их реквизитов, не даны пояснения по вопросу сложившихся отклонений между учтенными и фактическими величинами затрат.

Органом регулирования не представлен анализ исполнения инвестиционной программы Регулируемой организации с расшифровкой по объектам (мероприятиям), в связи с чем не представляется возможным определить экономическую обоснованность непроведения корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

Учитывая вышеизложенное, указанные корректировки НВВ на 2021-2023 годы подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178 и положениями Методических указаний № 228-э с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в редакциях данных нормативных правовых актов, действующих на момент установления регулируемых цен (тарифов).

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам нарушившим положения пунктов 5, 7, 27, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

2. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Плата за аренду имущества» на 2022-2023 годы;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2022-2023 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2021-2023 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.07.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «Башкирские распределительные электрические сети», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам
ИНН 0278082937, ОГРН 1020203230673
Башкортостанское УФАС России
ИНН 0274090077, ОГРН 1030203893202