Предписание №СП/82181/23 ПРЕДПИСАНИЕ Комитету по тарифной политике Новгородской облас... от 9 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

5 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее также — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета по тарифной политике Новгородской области, в том числе акт проверки ФАС России от 30.03.2022 № 32/22, а также возражения в отношении акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа
ФАС России от 25.01.2022 № 47/22, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Комитетом по тарифной политике Новгородской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2020-2022 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 25.01.2022 № 47/22 установлено в том числе, что плановая выездная документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных Комитетом по тарифной политики Новгородской области (далее также – Комитет, Орган регулирования) тарифов в сфере электроэнергетики на 2020-2022 годы в отношении филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» (далее также – «Новгородэнерго», Регулируемая организация, Общество).

Показатели

Годы

2018

2019

2020

2021

2022

НВВ, тыс. руб.

4 159 967,867

4 132 801,403

4 161 888,046

 

3 723 421,986

4 178 006,932

 

4 178 006,932

 

3 664 868,212

 

3 770 316,487

3 883 230,033

Базовый уровень подконтрольных расходов, тыс. руб.

1 210 733

-

-

-

-

Метод установления тарифов

метод долгосрочной индексации

Тарифные решения Комитета

от 27.12.2017 № 54/1

от 25.12.2018

№ 69/3

от 25.12.2019 № 86/1

 

от 24.12.2020 № 81/1

 

 

от 13.08.2020 № 28

 

от 24.12.2020 № 81/1

 

от 29.12.2020 № 83/2

 

от 31.05.2021 № 20

от 27.12.2021 № 98/4

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел 2018, 2020, 2021, 2022 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области к заседанию Правления Комитета по установлению на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы для
ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования (далее – Экспертное заключение на 2018 год), Экспертное заключение Комитета по тарифной политике Новгородской области к заседанию Правления Комитета по установлению (корректировке) необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годы для ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области, Экспертное заключение Комитета по тарифной политике Новгородской области к заседанию Правления Комитета по установлению (корректировке) необходимой валовой выручки на 2020-2022 годы долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годы для ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области с учетом изменений по решению Новгородского областного суда (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение Комитета по тарифной политике Новгородской области по установлению (корректировке) необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области на 2021-2022 годы долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов, Экспертное заключение Комитета по тарифной политике Новгородской области к заседанию Правления Комитета 31.05.2021 по установлению (корректировке) необходимой валовой выручки на 2021-2022 годы долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годы для
ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области с учетом приказа ФАС России от 23.04.2021 № 386/21, Экспертное заключение Комитета по тарифной политике Новгородской области к заседанию Правления Комитета по установлению (корректировке) необходимой валовой выручки на 2019-2022 годы долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годы для ПАО «МРСК Северо-Запада» на территории Новгородской области с учетом решения Новгородского областного суда (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение Комитета по тарифной политике Новгородской области по установлению (корректировке) необходимой валовой выручки ПАО «Россети Северо-Запад» на территории Новгородской области на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также возражения Комитета по акту проверки ФАС России № 32/22 от 30 марта 2022 года, направленные письмами от 22.04.2022 № КЦ-591-и (рег. от 25.04.2022 № 77365/22) и от 13.01.2023
№ КЦ-63/1-И (рег. от 17.01.2023 № 5758-ЭП/23) (далее также – Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органу регулирования необходимо в том числе обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применения метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Базовый уровень подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций в случае принятия решения о его установлении (пересмотре) в течение долгосрочного периода регулирования на основании решения Правительства Российской Федерации или в иных случаях, предусмотренных настоящим документом, устанавливается как сумма доли утвержденного базового уровня подконтрольных расходов, скорректированного в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В соответствии с пунктом 9 Методическими указаниями № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

 

1.1 Эффективный уровень подконтрольных расходов 2018 года

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год величина эффективного уровня подконтрольных расходов принята Органом регулирования в размере 1 013 477,9 тыс. руб. Доля 30% от данного уровня –304 043,37 тыс. руб.

Органом регулирования не представлен анализ экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов Общества за 2016 год в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо провести и отразить дополнительный экономический анализ фактически понесенных в 2016 году подконтрольных расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178, а также пересчитать эффективный уровень подконтрольных расходов на 2018 год с учетом корректного значения коэффициента изменения рейтинга эффективности и положений Методических указаний № 421-э, отразив примененные исходные данные и произведенные промежуточные расчеты.

 

1.2 Базовый уровень подконтрольных расходов (метод экономически обоснованных расходов (затрат))

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год базовый уровень ОПР, рассчитанный методом экономически обоснованных расходов, определен Комитетом в размере 1 295 271 тыс. руб. Доля 70% от данного уровня – 906 689,7 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования при установлении базового уровня подконтрольных расходов необходимо учитывать результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

 

1.2.1 Материальные затраты

Расходы на 2018 год по статье «Материальные затраты» определены Органом регулирования в размере 121 980,190 тыс. руб. при заявленной филиалом
ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 138 838 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования на 2018 год составили 111 781,072 тыс. руб.

 

1.2.1.1 Прочие вспомогательные материалы

Расходы на 2018 год по статье «Прочие вспомогательные материалы» определены Органом регулирования в размере 62 383 тыс. руб. при заявленной филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 65 423 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 57 322,622 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в Возражениях в нарушение пункта 23 Правил
№ 1178 по ряду подстатей затрат (например, «Компьютеры, серверы», «Расходные материалы к компьютерной и организационной технике», «Техническая литература» и пр.) Органом регулирования не представлены обоснование и расчет учтенных расходов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, не проведен анализ периодичности несения расходов, принятых в обоснование договоров на предмет срока их действия.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.2.1.2 Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)

Расходы на 2018 год по статье «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» определены Органом регулирования в размере 15 869,540 тыс. руб. при заявленной филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 28 742 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 13 787,310 тыс. руб.

В Возражениях Комитетом не проведен анализ принятых в обоснование договоров на предмет необходимости несения по ним расходов для оказания услуг по передаче электрической энергии, сроков действия и периодичности несения затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

По подстатье расходов «Обслуживание электросетевых объектов (ЛЭП, оборудования подстанций, прочего электросетевого оборудования, средств учета и контроля), услуги связи» Комитетом учтены расходы в размере 4 325,93 тыс. руб. против заявленных Регулируемой организацией 2 781,00 тыс. руб.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Таким образом, Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Органу регулирования необходимо исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года расходы по подстатье затрат «Обслуживание электросетевых объектов (ЛЭП, оборудования подстанций, прочего электросетевого оборудования, средств учета и контроля), услуги связи» в размере 1 544,93 тыс. руб.

 

1.2.2 Фонд оплаты труда

Расходы на 2018 год по статье «Фонд оплаты труда» определены Органом регулирования в размере 669 616,487 тыс. руб. при заявленной филиалом
ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 778 466 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 549 057,944 тыс. руб.

При определении расходов на оплату труда Орган регулирования руководствовался штатным расписанием работников ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» с 01.07.2017, формами № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее – формы № П-4), а также Положением об оплате труда работников ПАО «Россети Северо-Запад» (приказ от 25.02.2009 № 77 с изменениями от 22.11.2016 № 747).

Органом регулирования расходы на оплату труда приняты на основании Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации (далее – ОТС) на 2013-2015 гг. (продлено на 2016-2018 годы).

Расходы на оплату труда определены Органом регулирования исходя из следующих параметров:

Показатель

Ед. изм.

Расходы на оплату труда

Нормативная численность ППП всего

чел.

1 782

Фактическая численность по передаче эл. энергии

чел.

1 535,6

Численность персонала, принятая для расчета по передаче эл. энергии

чел.

1 538,3

ММТС на 2017 год

руб.

7 581

ММТС на 2018 год

руб.

7 940,309

Дефлятор по заработной плате

-

100

Средняя ступень оплаты труда

-

7

Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда

-

2,1108

Среднемесячная тарифная ставка ППП

руб.

16 760,4

Выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда

руб. (%)

2 095,05 (12,5)

Текущее премирование

руб. (%)

14 141,59 (75)

Вознаграждение за выслугу лет

руб. (%)

2 056,17 (12,268)

Выплаты по итогам года

руб. (%)

559,8 (3,34)

Среднемесячная оплата труда на 1 работника

руб.

36 274,7

Фонд оплаты труда

тыс. руб.

669 616,487

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В отсутствие пояснений Органа регулирования не представляется возможным определить, каким образом сложилась численность персонала, принятая для расчета – 1 538,3 чел. и превышающая фактическую за 2016 год – 1 535,6 чел.

ФАС России отмечает, что пункт 26 Основ ценообразования № 1178 не ограничивает возможность учета дополнительной численности персонала помимо фактической численности регулируемой организации на объем вновь вводимого электросетевого оборудования.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях учет дополнительного персонала не обоснован.

В соответствии с пунктом 3.3 ОТС с 1 июля 2015 года ММТС индексируется с периодичностью один раз в полгода в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий полугодичный период, предшествующий индексации.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях не отражен расчет учтенной Комитетом на 2018 год ММТС.

Тарифный коэффициент для расчета экономически обоснованной величины расходов на оплату труда рассчитывается в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики (далее – Рекомендации).

В соответствии с разделом IV Рекомендаций средний тарифный коэффициент определяется исходя из тарифных коэффициентов в соответствии с единой тарифной сеткой оплаты труда по приложению 1 Рекомендаций.

Согласно Возражениям средний тарифный коэффициент сохранен Комитетом в размере 2,1108 на уровне первого долгосрочного периода регулирования. Планируемый ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» средний тарифный коэффициент в размере 2,1752 Комитетом не принят, т. к. превышение фактической численности руководителей, специалистов и служащих за 9 месяцев 2017 года над рассчитанной Регулируемой организацией соответствующей нормативной численностью составило 81 чел.

ФАС России указывает на то, что тарифный коэффициент должен рассчитываться Органом регулирования самостоятельно на основании Рекомендаций.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с учетом устранения замечаний
ФАС России и последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.2.3 Прочие расходы

Расходы на 2018 год по статье «Прочие расходы» определены Органом регулирования в размере 501 724,939 тыс. руб. при заявленной филиалом
ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 594 902 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 379 554,713 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях не представлено обоснование учета Органом регулирования расходов в размере, существенно превышающем фактически сложившуюся в 2016 году величину.

 

1.2.3.1 Ремонты подрядным способом

Расходы на 2018 год по статье «Ремонты подрядным способом» определены Органом регулирования в размере 225 677 тыс. руб. при заявленной филиалом
ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 225 677 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 95 248,867 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях не представлено обоснование учета Органом регулирования расходов в размере, существенно превышающем фактически сложившуюся в 2016 году величину, не проведен анализ ремонтных мероприятий, расходы по которым учтены по данной статье затрат, в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

В Возражениях Комитетом не проведен анализ принятых в обоснование договоров на предмет сроков действия, не обоснована необходимость привлечения для выполнения ремонтов сторонних организаций и эффективность их выполнения подрядным способом.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.2.3.2 Работы и услуги непроизводственного характера

Расходы на 2018 год по статье «Работы и услуги непроизводственного характера» определены Органом регулирования в размере 276 047,939 тыс. руб. при заявленной филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 369 225 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 284 305,846 тыс. руб.

 

1.2.3.2.1 Расходы на страхование

Расходы на 2018 год по статье «Расходы на страхование» определены Органом регулирования в размере 6 907 тыс. руб. при заявленной филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 14 289 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 12 438,814 тыс. руб.

Согласно Возражениям расходы на страхование включают в себя расходы на:

- страхование имущества энергетического хозяйства от стихийных бедствий, принятые в размере 5 080 тыс. руб. согласно заключенным договорам на оказание данных услуг (факт 2016 года – 5 080 тыс. руб.);

- ОСАГО, принятые в размере 1 762 тыс. руб. (на уровне факта 2016 года);

- страхование особо опасных объектов, принятые в размере 65 тыс. руб. (на уровне факта 2016 года).

В Возражениях Комитетом не проведен анализ принятых в обоснование договоров на предмет сроков их действия и сроков действия страховых полисов, не обоснованы обязательность страхования имущества энергетического хозяйства от стихийных бедствий и учет расходов на него в тарифах для потребителей электрической энергии в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.2.3.2.2 Командировочные и представительские расходы

Расходы на 2018 год по статье «Командировочные и представительские расходы» определены Органом регулирования в размере 6 963,730 тыс. руб. при заявленной филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине
7 491 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 7 295,974 тыс. руб.

Командировочные расходы приняты на уровне плана ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» в размере 6 717 тыс. руб. (факт за 2016 г. – 7 067 тыс. руб.), представительские расходы предусмотрены в размере 246,73 тыс. руб. (факт за 2016 г. – 229 тыс. руб.).

В отношении представительских расходов ФАС России отмечает, что данные расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и их учет в составе НВВ Регулируемой организации не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178.

Комитетом представительские расходы в общей сумме 1 573,108 тыс. руб., учтенные на 2018-2022 годы, как указано в Возражениях, исключены из НВВ Регулируемой организации при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на 2023 год.

В отсутствие калькуляции НВВ на 2023 год ФАС России не имеет возможности установить факт исключения указанных расходов.

В отношении командировочных расходов ФАС России отмечает, что в их обоснование Комитетом приняты договоры, датированные в том числе 2011, 2013 и 2015 годами.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, примененный Комитетом подход к учету командировочных расходов не соответствует положениям действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Учитывая вышеизложенное, командировочные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

1.2.3.2.3 Другие работы и услуги непроизводственного характера, прочие подконтрольные расходы

Планируемые Органом регулирования расходы на 2018 год по рассматриваемым подстатьям затрат приведены в таблице:

Статья затрат

Единица измерения

2016 год

факт

2018 год план филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго»

2018 год план Комитета

Расходы на пожарную и охранную безопасность

тыс. руб.

22 959,355

25 607,000

24 737,400

Расходы на юридические услуги

тыс. руб.

371,729

4 732,000

400,520

Расходы на информационные услуги

тыс. руб.

94,241

373,000

101,540

Расходы на консультационные услуги

тыс. руб.

336,675

344,000

344,000

Расходы на подготовку кадров

тыс. руб.

3 462,511

4 942,000

3 730,660

Прочие подконтрольные расходы

тыс. руб.

48 589,288

86 828,000

92 021,784

В составе прочих подконтрольных расходов предусмотрены следующие расходы:

- регистрация прав собственности;

- медосмотры;

- охрана окружающей среды;

- ТО и регистрация транспорта;

- подписка на техническую и спец. литературу;

- метеорология;

- мойка транспорта;

- обеспечение промышленной безопасности;

- типографские и канцелярские;

- IТ-услуги;

- оплата больничного листа за счет работодателя;

- прочие.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях не представлен анализ сроков действия договоров, по которым учтены расходы на охрану и пожарную безопасность.

Аналогичное замечание относится к учету расходов на информационные и консультационные услуги, обоснованность обязательности несения которых для осуществления регулируемой деятельности Комитетом не отражена.

В части расходов на подготовку кадров ФАС России отмечает, что при учете данных расходов Органом регулирования должен проводиться анализ сроков действия принятых в обоснование договоров и необходимости прохождения персоналом программ обучения для оказания услуг по передаче электрической энергии, осуществляться сравнение стоимости данных программ с аналогичными, представленными на рынке образовательных услуг.

По учету расходов по регистрации прав собственности, расходов на услуги здравоохранения, охрану окружающей среды и обеспечение промышленной безопасности также не отражен анализ сроков действия договоров, принятых Комитетом в обоснование.

ФАС России указывает на отсутствие данного анализа и при учете расходов по подписке, расходов на мойку/стоянку транспорта, расходов на типографские услуги и канцелярских расходов, расходов на услуги по нанесению оперативных наименований на производственные объекты, обязательность которых в Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях Органом регулирования не отражена.

ФАС России отмечает, что расходы на услуги метеорологии не являются обязательными для осуществления деятельности по передаче электрической энергии. Органу регулирования надлежит провести анализ указанных расходов на предмет необходимости их несения.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях не представлен анализ предмета и сроков действия договоров, по которым учтены расходы на IT-услуги.

Договоры, принятые Органом регулирования в обоснование расходов на ТО и регистрацию автотранспорта, транспортные услуги, не проанализированы на предмет сроков их действия и того, в отношении каких транспортных средств планируются расходы на ТО.

Органом регулирования прочие подконтрольные расходы на 2018 год учтены на уровне выше заявленных Регулируемой организацией (отклонение составляет 5 193,784 тыс. руб. = 92 021,784 тыс. руб. - 86 828,000 тыс. руб.).

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является в том числе достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях Органом регулирования не отражены расшифровка, обоснование и ссылки на учтенные документы Общества по подстатьям затрат «Прочие услуги сторонних организаций», «Больничный лист за счет средств работодателя», «Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях, оплата проездных билетов», «Расходы на ГО и ЧС» и «Прочие затраты».

В соответствии с частью 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» первые 3 дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, расходы на оплату больничного листа за первые 3 дня временной нетрудоспособности покрываются за счет расходов на оплату труда, и их учет в базовом уровне подконтрольных расходов 2018 года свидетельствует о повторном учете расходов (затрат) и нарушении пункта 5 Основ ценообразования
№ 1178.

Резюмируя, ФАС России отмечает, что Органом регулирования при учете расходов по данной статье затрат допущены нарушения пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Расходы по оплате больничного листа за счет работодателя в размере 2 003 тыс. руб., а также превышение учтенными прочими подконтрольными расходами заявленных в размере 5 193,784 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года.

 

1.2.3.2.4 Расходы на содержание Исполнительного аппарата ПАО «Россети Северо-Запад»

Расходы на 2018 год по статье «Расходы на содержание Исполнительного аппарата ПАО «Россети Северо-Запад» определены Органом регулирования в размере 58 979,670 тыс. руб. при заявленной филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» величине 117 957 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации за 2016 год в соответствии с Экспертным заключением на 2018 год составили 112 232,087 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2018 год и Возражениях отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и аппарата управления ПАО «Россети Северо-Запад» и ПАО «Россети», документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами ПАО «Россети Северо-Запад».

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в отсутствие необходимого анализа, проведенного в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178.

Комитетом в обоснование приняты договоры с турфирмой УорлдТрэвел СПб, коллегией адвокатов «Муранов, Черняков и Партнеры» и пр. Обязательность учета расходов по ним для осуществления регулируемой деятельности не обоснована.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2. Неподконтрольные расходы на 2020-2022 гг.

Неподконтрольные расходы приняты Органом регулирования на 2020 год в размере 2 333 668,701 тыс. руб., на 2021 год в размере 2 314 661,527 тыс. руб., на 2022 год в размере 2 398 900,562 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2020 год в размере 2 460 361,253 тыс. руб., на 2021 год в размере 2 565 410,044 тыс. руб., на 2022 год в размере 2 489 970,75 тыс. руб.

 

2.1 Страховые сборы от фонда оплаты труда 2020-2022 гг.

В связи с необходимостью проведения дополнительного экономического анализа затрат по статье «Расходы на оплату труда» расходы по статье «Страховые сборы от фонда оплаты труда», учтенные Органом регулирования на 2020-2022 годы, также подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.2 Расходы на тепловую энергию на 2021 год

Расходы по статье «Расходы на тепловую энергию» определены Органом регулирования на 2021 год в размере 3 394,357 тыс. руб.

Расходы по статье «Расходы на тепловую энергию» заявлены ПАО «Россети Северо-Запад» на 2021 год в размере 3 388,972 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации в соответствии с Экспертным заключением на 2021 год составили на 2019 год 2 496,17 тыс. руб.

Расходы на тепловую энергию рассчитываются исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и фактических объемов потребления. В случае если при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии регулируемые цены (тарифы) на очередной период регулирования не утверждены, Органу регулирования указанные расходы необходимо рассчитывать на основании ранее установленных регулируемых цен (тарифов) с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В Экспертном заключении на 2021 год и Возражениях Комитетом не представлены расчет учтенных расходов и обоснование существенного превышения принятой суммы над фактическими расходами за 2019 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.3 Плата за аренду имущества и лизинг на 2020-2022 гг.

Расходы по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» определены Органом регулирования на 2020 год в размере 13 412,985 тыс. руб., на 2021 год в размере 9 346,546 тыс. руб., на 2022 год в размере 14 070,422 тыс. руб.

Расходы по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» заявлены филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2020 год в размере 18 096,39 тыс. руб., на 2021 год в размере 30 748 тыс. руб., на 2022 год в размере 21 397,74 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации в соответствии с Экспертными заключениями 2020-2022 годы составили на 2018 год 6 660,47 тыс. руб., на 2019 год 17 920,65 тыс. руб., на 2020 год 17 920,65 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2020-2022 годы предусмотрены в части подстатей «Аренда электросетевого хозяйства» и «Прочая аренда».

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования №1178.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021-2022 годы в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

ФАС России отмечает, что Органом регулирования расходы на аренду объектов электросетевого хозяйства рассчитаны в отсутствие отражения величины амортизации, определенной в соответствии с бухгалтерской отчетностью арендодателей и требованиями пункта 27 Основ ценообразования № 1178, и величины налога на имущество и других обязательных платежей.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.3 Амортизация на 2020-2022 гг.

Расходы по статье «Амортизация» определены Органом регулирования на 2020 год в размере 621 731,27 тыс. руб., на 2021 год в размере 611 593,250 тыс. руб., на 2022 год в размере 614 259,017 тыс. руб.

Расходы по статье «Амортизация» заявлены филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2020 год в размере 614 250,052 тыс. руб., на 2021 год в размере 612 512,02 тыс. руб., на 2022 год в размере 614 873,89 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации в соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы составили на 2018 год в размере
545 158,93 тыс. руб., на 2019 год в размере 613 759,74 тыс. руб., на 2020 год в размере 614 795,27 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы Органом регулирования по данной статье затрат расходы запланированы с учетом вводов по утвержденной инвестиционной программе ПАО «Россети Северо-Запад» на 2016-2025 годы, а также с учетом пункта 27 Основ ценообразования № 1178.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае, если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2020-2022 годы и Возражения не содержат анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, а также анализ на относимость объектов основных средств к регулируемому виду деятельности, отсутствует распределение расходов между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности, анализ амортизационных отчислений, в том числе как источника финансирования инвестиционной программы.

В приложении к Возражениям Комитетом представлены инвентарные карточки учета основных средств и пообъектные расчеты амортизационных отчислений за 2018-2020 годы и на 2020-2022 годы, произведенные Регулируемой организацией. При этом не представлен пообъектный расчет Органа регулирования учтенной суммы расходов по данной статье затрат, определенной в соответствии с максимальными сроками полезного использования основных средств.

Согласно расчетам, представленным Регулируемой организацией, амортизационные отчисления определены в том числе в отношении объектов, не являющихся обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии (картина София, картина Новгородская София, телефон Nokia 6231 и т. д.). В связи с непредставлением расчетов Органа регулирования ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных по данной статье затрат расходов.

В Возражениях Органом регулирования указано, что расходы по планируемым вводам в размере 2 752,467 тыс. руб., учтенные на 2022 год, исключены из НВВ Регулируемой организации на 2023 год. За периоды 2021 и 2020 годов при определении (корректировке) НВВ на 2022 год и на 2023 год осуществлена корректировка по фактическим данным по статье «амортизация» с учетом пункта 27 Основ ценообразования за отчетные периоды 2020-2021 годов.

В отсутствие калькуляции НВВ на 2023 год ФАС России не имеет возможности установить факт исключения указанных расходов.

Учитывая отсутствие пообъектного расчета учтенных на 2020-2022 годы амортизационных отчислений и анализа фактических расходов за 2018-2020 годы, ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность учтенных Комитетом корректировок.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.4 Расходы по обслуживанию заемных средств на 2020-2022 гг.

Расходы по статье «Расходы по обслуживанию заемных средств» определены Органом регулирования на 2020 год в размере 153 453,45 тыс. руб., на 2021 год в размере 154 070,888 тыс. руб., на 2022 год в размере 232 561,648 тыс. руб.

Расходы по статье «Расходы по обслуживанию заемных средств» заявлены филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2020 год в размере 170 787,000 тыс. руб., на 2021 год в размере 154 070,888 тыс. руб., на 2022 год в размере 232 562,00 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации в соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы составили за 2018 год 122 849,1 тыс. руб., за 2019 год 132 419,45 тыс. руб., за 2020 год 133 262,35 тыс. руб.

На 2020 и 2021 годы привлечение заемных средств планируется для финансирования производственно-хозяйственной деятельности и рефинансирования ссудной задолженности, на 2022 год – также для исполнения инвестиционной программы.

Приложением 7.5 к приказу Минэнерго России от 24.12.2021 № 33@
«Об утверждении изменений, вносимых в инвестиционную программу
ПАО «Россети Северо-Запад» на 2016 – 2025 годы, утвержденную приказом Минэнерго России от 30.11.2015 № 906, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 25.12.2020 № 24@» как источник финансирования инвестиционной программы на 2022 год предусмотрены кредиты в сумме 156,6 млн. руб. (при этом амортизационные отчисления, учтенные в составе НВВ в сумме
614 873,89 тыс. руб., источником финансирования мероприятий инвестиционной программы не выступают, что требует дополнительного обоснования).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования.

Согласно положениям Основ ценообразования № 1178 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Согласно Экспертным заключениям на 2020-2022 годы для обоснования расходов на обслуживание заемных средств Обществом представлены расчеты затрат, кредитные договоры об открытии возобновляемых кредитных линий, приказ ПАО «Россети Северо-Запад» от 15.01.2018 № 11 «Об утверждении Методики по распределению основного долга и процентов за пользование привлекаемыми кредитными ресурсами и займами по филиалам», обороты счетов, отчеты по раздельному учету затрат по видам деятельности по приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 № 585 и пр.

В приложении к Возражениям представлены помесячные расчеты кассовых разрывов и расходов по обслуживанию заемных средств Общества, которые не содержат постатейную расшифровку доходов и расходов регулируемой организации, позволяющей оценить в том числе цели, на которые Обществом расходуются средства.

Комитетом не отражены результаты проведения анализа фактического использования заемных средств, а также расчет учтенных по данной статье затрат расходов.

В Возражениях необходимость привлечения Регулируемой организацией заемных средств обоснована Комитетом как ухудшение финансового состояния Общества и отсутствие денежных средств для покрытия обязательств.

ФАС России отмечает, что указанное расширенное целевое назначение использования заемных средств не может служить обоснованием учета в НВВ Регулируемой организации расходов по данной статье затрат на 2020-2022 годы.

В Экспертных заключениях на 2020-2022 годы и Возражениях Органом регулирования не проведен анализ убыточности Регулируемой организации, не представлена динамика чистой прибыли по регулируемому виду деятельности в соответствии с формами раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, за 2018-2020 годы.

Учитывая централизованный характер привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» заемных средств и действующую политику распределения процентов по ним между филиалами, ФАС России не представляется возможным определить обоснованность отнесения учтенных расходов на тарифы для потребителей электрической энергии Новгородской области.

Представленные Регулируемой организацией обосновывающие материалы не являются обоснованием необходимости учета в составе НВВ расходов на обслуживание заемных средств в учтенных размерах.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.5 Прочие неподконтрольные расходы на 2020-2022 гг.

Расходы по статье «Прочие неподконтрольные расходы» определены Органом регулирования на 2020 год в размере 4 469,645 тыс. руб., на 2021 год в размере
25 628,177 тыс. руб., на 2022 год в размере 23 097,188 тыс. руб.

Расходы по статье «Прочие неподконтрольные расходы» заявлены филиалом ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2020 год в размере 112 823,36 тыс. руб., на 2021 год в размере 61 455,714 тыс. руб., на 2022 год в размере 49 727,47 тыс. руб.

Фактические расходы Регулируемой организации в соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы составили на 2018 год в размере
962 268,278 тыс. руб., на 2019 год в размере 406 120,3 тыс. руб., на 2020 год в размере 444 946,24 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования приняты расходы на отчисления от ФОТ на социальные нужды из прибыли, расходы на коммунальные услуги по регулируемым тарифам, расходы на резерв по сомнительным долгам, выпадающие доходы по решению Арбитражного суда Новгородской области.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 гг. расходы на резерв по сомнительным долгам запланированы Комитетом на 2020 год в размере
2 275,291 тыс. руб
., на 2021 год в размере 23 428,64 тыс. руб., на 2022 год в размере 21 204,17 тыс. руб.

В силу пункта 30 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Решением Арбитражного суда Новгородской области по делу
№ А44-2496/2013 от 18.03.2014 ООО «Птицефабрика «Новгородская» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. В связи с этим Комитетом предусмотрена на 2020 год сумма невозвратной задолженности
ООО «Птицефабрика «Новгородская» 2 275, 291 тыс. руб. без НДС.

На 2021 год расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определены Комитетом как 1,5% от валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков.

На 2022 год расходы по данной статье затрат учтены на уровне фактической суммы дебиторской задолженности свыше 90 дней по договорам по передаче электрической энергии 21 104,17 тыс. руб. при рассчитанных как 1,5% от валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков, расходах в размере 33 188,702 тыс. руб.

ФАС России обращает внимание, что для обоснования расходов на создание резерва по сомнительным долгам необходимо проводить анализ дебиторской задолженности по перечню контрагентов, выполняемый в динамике периодов регулирования. В противном случае, нельзя определить, были ли возвращены сомнительные долги, учтенные в предыдущие периоды регулирования, а также оценить обоснованность включения в необходимую валовую выручку расходов по вновь образованным долгам.

В соответствии со статьей 266 Налогового Кодекса Российской Федерации резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации.

ФАС России обращает внимание, что Регулируемой организацией должны быть представлены документы, свидетельствующие о принятии исчерпывающих мер для взыскания задолженностей, в том числе судебные акты, определения суда о признании банкротом, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа и др. Вместе с тем, данные обосновывающие документы в материалах тарифной заявки отсутствуют. Также отсутствуют приказы уполномоченного лица ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» о создании резерва по сомнительным долгам и о списании сумм задолженностей по обязательствам с указанием оснований для списания, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на последнюю дату предшествующего периода регулирования, расшифровки задолженностей перед ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» по периодам по состоянию на последнее число налогового периода и др.

В отсутствие обосновывающих материалов и в силу непроведения Органом регулирования должного экономического анализа в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность расходов на формирование резерва по сомнительным долгам.

Согласно Возражениям коммунальные расходы на водоснабжение, водоотведение и вывоз ТБО учтены частично на основании договоров, а не как произведение установленных регулируемых цен (тарифов) и фактических объемов потребления.

Органом регулирования не указаны принятые при расчете объемы потребления и не проведен анализ фактических величин, сложившихся в последнем отчетном году, в нарушение пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Расходы на оплату потерь электрической энергии

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 годы «Расходы на оплату потерь электрической энергии» составили на 2020 год –943 324,144 тыс. руб., на 2021 год – 817 194,531 тыс. руб., на 2022 год – 840 323,22 тыс. руб.

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям учтен Органом регулирования в размере 7,8683%.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;

индекс эффективности подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа;

уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям рассчитан на основании некорректных данных по поступлению в сеть из других уровней напряжения (трансформация) по уровню напряжения СН2.

Согласно форме № 46-ээ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей» за 2016 год данный показатель составил 398 776,204 тыс. кВт·ч против учтенных Комитетом 477 866,80 тыс. кВт·ч.

Учитывая вышеизложенное, уровень потерь электрической энергии подлежит пересчету в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178, расходы на оплату потерь электрической энергии, корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию, корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, а также экономия расходов на оплату потерь электрической энергии – в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил
№ 1178, пунктом 11 Методических указаний № 98-э и пунктом 34(2) Основ ценообразования № 1178 соответственно.

 

4. Корректировки НВВ

Расходы по статье «Корректировка НВВ по содержанию сетей» определены Органом регулирования на 2020 год в размере 540 545,60 тыс. руб., на 2021 год в размере 397 086,654 тыс. руб., на 2022 год в размере 632 608,17 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что на 2020-2022 годы в отношении Регулируемой организации установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

В части корректировки по содержанию сетей, производимой по формуле 7.1 Методических указаний № 98-э, Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2020-2022 годы и Возражениях не представлен расчет фактической выручки на услуги по передаче электрической энергии за 2018-2020 годы, не отражен анализ исходных данных для ее расчета и анализ экономической обоснованности расходов по данной статье, отсутствуют ссылки на обосновывающие материалы в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат пересчету по формуле 7.1 Методических указаний № 98-э с отражением анализа исходных данных.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифной политике Новгородской области нарушившим положения пунктов 5, 7, 26, 27, 28, 29, 30, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из подконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго», определенных методом экономически обоснованных расходов (затрат), на 2018 год расходы по следующим статьям затрат:

- «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) в размере 1 544,93 тыс. руб.;

- «Другие работы и услуги непроизводственного характера, прочие подконтрольные расходы» в размере 7 196,784 тыс. руб.;

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года»;

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов 2018 года»;

- «Прочие вспомогательные материалы»;

- «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)»;

- «Фонд оплаты труда»;

- «Ремонты подрядным способом»;

- «Расходы на страхование»;

- «Командировочные и представительские расходы»;

- «Другие работы и услуги непроизводственного характера, прочие подконтрольные расходы»;

- «Расходы на содержание Исполнительного аппарата ПАО «Россети Северо-Запад»;

- «Страховые сборы от фонда оплаты труда на 2020-2022 гг.»;

- «Расходы на тепловую энергию на 2021 год»;

- «Плата за аренду имущества и лизинг на 2020-2022 гг.»;

- «Амортизация на 2020-2022 гг.»;

- «Расходы по обслуживанию заемных средств на 2020-2022 гг.»;

- «Прочие неподконтрольные расходы на 2020-2022 гг.»;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2020-2022 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2020-2022 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» 2018 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Новгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северо-Запад» - «Новгородэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифной политике Новгородской области
ИНН 5321101666, ОГРН 1055300905406
Новгородское УФАС России
ИНН 5321047553, ОГРН 1025300795552