Предписание №СП/105268/23 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Кузбасса по ООО «Горэлектросеть» (тарифы на ... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

08 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее — Отчет), а также письмо от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23) в отношении Отчета, в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для общества с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также — РЭК Кемеровской области, орган регулирования) от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» установлены долгосрочные параметры регулирования общества с ограниченной ответственность «Горэлектросеть» (далее также — ООО «ГЭС», регулируемая организация) на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года в размере 536,002 млн. руб., а также необходимая валовая выручка ООО «ГЭС» на 2023 год в размере 963 473,38 тыс. руб.

Расчет необходимой валовой выручки (далее — НВВ) на долгосрочный период регулирования произведен РЭК Кемеровской области с применением метода долгосрочной индексации НВВ на 2020-2024 гг.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела, а также Заключение региональной энергетической комиссии Кемеровской области по материалам, представленным ООО «Горэлектросеть» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Заключение по материалам, представленным ООО «ГЭС» для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Количество условных единиц

Согласно Экспертному заключению на 2023 год, количество условных единиц ООО «ГЭС» на 2022 год принято в размере 15 324,14 у.е., на 2023 год – 15 497,89 у.е. (+173,75 у.е.), индекс изменения количества активов 2023 года составил 1,13%. Фактическое количество условных единиц в 2020 году составило 14 858,13 у.е., в 2021 – 15 324,15 у.е.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год по линейным объектам количество условных единиц рассчитано для протяженности кабельных линий по следующим типам напряжения:

- для уровня напряжения СН1 – 15,57 км (28,03 у.е.)

- для уровня напряжения СН2 – 656,75 км (1 985,22 у.е.);

- для уровня напряжения НН – 1 380,64 км (3 478,45 у.е.).

Обоснование расчетов указанной протяженности в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в Экспертном заключении отсутствует.

Необходимо отметить, что согласно Приложению 2 к Методическим указаниям № 20-э/2, согласно таблице № П2.1 которого учитывается объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах на 100 км трассы ЛЭП в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор, а также понятию кабельной линии, данному в пункте 2.3.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением и Госэнергонадзором Минэнерго СССР от 05.10.1979, длина каждого из кабелей, находящихся в составе кабельной линии, не может влиять на длину кабельной линии в целом.

Таким образом, кабели линий электропередач, пролегающие в рамках одной трассы, при расчете условных единиц раздельному учету не подлежат.

В части формирования условных единиц по электросетевому оборудованию органом регулирования учтены:

- для уровня напряжения СН1 – 29,00 ед. (477 у.е.)

- для уровня напряжения СН2 – 3 766,00 ед. (9 529,20 у.е.).

При этом органом регулирования осуществлен перенос условных единиц понизительных подстанций с низшего уровня напряжения на высший:

- для уровня напряжения СН1 477 у.е. приняты в количестве 697,50 у.е.

- для уровня напряжения СН2 9 529,20 у.е. приняты в количестве 9 308,70 у.е.

Согласно таблице 3 Экспертного заключения на 2023 год, органом регулирования определено количество ед. оборудования ООО «ГЭС»:

- подстанция – 5,00 ед.;

- силовой трансформатор /реактор/вольтодобавочный трансформатор – 21 ед.;

- масляный выключатель – 714 ед.;

- выключатель нагрузки – 2 344 ед. и др.

ФАС России отмечает, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в Экспертном заключении отсутствует.

При этом в соответствии с примечаниями к таблице 2 Методических указаний № 2390-э трудозатраты по обслуживанию и ремонту элегазовых и вакуумных выключателей, используемых на объектах электроэнергетики, по количеству условных единиц приравниваются к масляным выключателям на соответствующем уровне напряжения. Согласно примечаниям к таблице 2.2 Приложения № 2 к Методическим указаниям № 2390-э, таблице 2.2 Приложения № 2 к Методическим указаниям № 20-э/2, условные единицы по подпунктам 2 - 9 учитывают трудозатраты по обслуживанию и ремонту оборудования, не включенного в номенклатуру условных единиц (трансформаторы напряжения, аккумуляторные батареи, сборные шины и т.д.), резервного оборудования. Условные единицы по пункту 2 «Силовые трансформаторы 1 – 20 кВ» определяются только для трансформаторов, используемых для собственных нужд подстанций 35 – 1150 кВ.

На основании вышеизложенного, органу регулирования надлежит провести перерасчет количества условных единиц, принятых при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э относительно учитываемой протяженности кабельных линий по типам напряжения, электросетевого оборудования (в том числе коммутационных аппаратов, разъединителей) и отразить проведенный анализ в Экспертном заключении со ссылками на представленные обосновывающие документы, состав оборудования, учтенный по каждому договору аренды, анализ электрических схем линий электропередач и подстанций.

 

2. Подконтрольные расходы

2.1. Работы и услуги производственного характера

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

Согласно Экспертному заключению на 2020 год, расходы по статье на 2020 год определены РЭК Кемеровской области в размере 176 171,61 тыс. руб., в том числе 119 902,00 тыс. руб. – расходы на транспортные услуги и предоставление спецтехники (на уровне заявки ООО «ГЭС»).

Затраты на указанные услуги утверждены РЭК Кемеровской области на основании договора от 25.06.2019 № ГЭС-172-19/СРС-53-19 с ООО «Строй-ремонтсервис» (срок действия 01.01.2020-31.12.2024).

В Экспертном заключении на 2020 год отсутствует обоснование необходимости заключения указанного договора (в случае наличия собственной техники).

По договору с ООО «Строй-ремонтсервис» фактические расходы за 2018 год составили 80 889,24 тыс. руб. Согласно Экспертному заключению на 2020 год, транспортные расходы приняты органом регулирования с большим ростом относительно фактических расходов за предыдущий период регулирования в связи с риском повышения цен на горюче-смазочные материалы.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в нарушение пункта 23 Правил № 1178, и соответствующие расчеты органа регулирования. Расходы по статье приняты на уровне заявки организации.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.2. Расходы на оплату труда

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда определены РЭК Кемеровской области на 2020 год в размере 120 439,09 тыс. руб. на основании:

- численности персонала – 239 чел.;

- среднемесячной оплаты труда на 1 работника – 41 994,11 руб./мес., рассчитанной органом регулирования исходя из фактического объема оплаты труда за 2018 год с учетом прогнозных индексов потребительских цен.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Обязательность применения отраслевого тарифного соглашения для расчета расходов на оплату труда установлена пунктом 26 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21.12.2018 (далее – ОТС) расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

В соответствии с пунктом 3.3 ОТС с 1 июля 2019 года размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда устанавливается в размере 8 643 руб., если иное не установлено коллективными договорами Организаций. В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.

При расчете расходов на оплату труда органу регулирования надлежит учитывать проценты доплат и надбавок в размерах, не превышающих установленные ОТС.

В нарушение пункта 26 Основ ценообразования № 1178 в Экспертном заключении на 2020 год органом регулирования не представлен расчет расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, с учетом положений ОТС и Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго».

Также необходимо отметить, что при определении плановой величины расходов на оплату труда на 2020 год РЭК Кемеровской области не представлен расчет в соответствии с формой П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а также расчет расходов на оплату труда в соответствии с формой П1.16 и положениями ОТС в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации. В случае необходимости, органу регулирования необходимо произвести перерасчет взаимозависимых от фонда оплаты труда статей затрат.

 

2.3.1. Оплата работ и услуг сторонних организаций

2.3.1.1. Расходы на аудиторские и консультационные услуги

Согласно подпункту 2 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, в том числе на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате торгов).

Согласно Экспертному заключению на 2020 год расходы по данной статье на 2020 год определены РЭК Кемеровской области в размере 2 416,34 тыс. руб. на уровне заявки организации.

В соответствии с проведенным органом регулирования расчетом расходов (исходя из из фактических затрат за 2018 год с учетом индексации), размер расходов составит:

- на основании договора от 07.02.2018 № ЦА-18-07 с ООО «Центр-Аудит» на услуги по проведению аудита (94,00 тыс. руб.*104,7%*103,0% = 101,37 тыс. руб.);

- на основании договора от 26.05.2017 № А-2-017/2017 с ОАО «АЭЭ» на оказание услуг по экспертизе материалов (2 183,14 тыс. руб.*104,7%*103,0% = 2 354,32 тыс. руб.).

Наличие заключенных договоров не подтверждает экономическую обоснованность таких расходов. Регулируемая организация должна обосновать, а орган регулирования проверить, не дублируют ли исполнители услуг функции подразделений регулируемой организации, сравнив предложение регулируемой организации по расходам на аутсорсинг с расходами, которые она могла понести, выполняя указанные работы собственными силами (согласно штатному расписанию ООО «ГЭС», в организации есть «Ревизионный отдел» со специалистами по аудиту).

Договор ООО «ГЭС» от 26.05.2017 № А-2-017/2017 с ОАО «АЭЭ» в материалах дела не представлен. РЭК Кемеровской области был представлен договор от 14.10.2014 № ГЭС-510-14 с ОАО «АЭЭ» (генеральный директор Малюта Д.В.) и пояснения ООО «ГЭС» по статье «Экспертиза, аудит» с расчетом плановых расходов по статье на 2020-2024 гг. (плановые расходы ООО «ГЭС» также обосновывает договором от 14.10.2014 № ГЭС-510-14).

ФАС России установлено, что предметом договора от 14.10.2014 № ГЭС-510-14, заключенного ООО «Горэлектросеть» с ОАО «АЭЭ», является проведение расчета величины необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии, консультирование по вопросам применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, представление интересов ООО «ГЭС» на заседаниях правления РЭК и др.

Вместе с тем, согласно пункту 22 Правил № 1178, экспертизу предложений регулируемых организаций об установлении цен (тарифов) проводит регулирующий орган. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников.

При этом Экспертное заключение на 2020 год не содержит анализ экономической обоснованности плановых и фактически понесенных затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, в том числе необходимость их учета для оказания услуг по передаче электрической энергии. Информация, которая подтверждает экономическую обоснованность вышеуказанных расходов регулируемой организации, необходимость их несения для оказания регулируемых услуг и финансирование таких мероприятий за счет потребителей, в материалах дела не представлена.

Таким образом, расходы на услуги по экспертизе материалов (включенные на основании договора с ОАО «АЭЭ») в размере 2 354,32 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

2.3.1.2. Коммунальные услуги

Согласно Экспертному заключению на 2020 год в «Прочие услуги сторонних организаций» РЭК Кемеровской области включены затраты ООО «ГЭС» на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, вывоз и утилизацию отходов).

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 расходы на услуги коммунального хозяйства как расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, не относятся к подконтрольным расходам и подлежат учету в составе неподконтрольных расходов исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и объемов потребления.

Таким образом, органу регулирования необходимо учесть расходы на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере, исключив данные расходы из состава базового уровня подконтрольных расходов на 2020-2024 годы.

 

2.3.1.3 Расходы на страхование

Согласно подпункту 8 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год органом регулирования включены расходы на страхование в размере 8 456,56 тыс. руб. (на основании фактических данных за 2018 год), в том числе:

  • на страхование объектов электросетевого хозяйства в размере 1 525,56 тыс. руб.;

  • на добровольное медицинское страхование работников в размере 3 465,50 тыс. руб.;

  • на добровольное страхование от несчастных случаев и болезней в размере 3 465,50 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что добровольное медицинское страхование (в том числе от несчастных случаев и болезни) - форма страхования, возникающая на основе добровольно заключаемых договоров страхования между страхователем и страховщиком, которая обеспечивает получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Работники имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, а предоставление услуг ДМС является исключительно инициативой работодателя.

В соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности затрат организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ) органом регулирования должны учитываться только обязательные экономически обоснованные затраты организации, к которым добровольное медицинское страхование работников (в том числе от несчастных случаев и болезней) для целей осуществления регулируемой деятельности не относится. Указанный вид страхования является инициативой ООО «ГЭС».

Учет РЭК Кемеровской области затрат на ДМС в составе необходимой валовой выручки противоречит положениям действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов).

Таким образом, расходы по статье затрат «Расходы на страхование» на 2020 год в размере 6 931,00 тыс. руб. (8 456,56 тыс. руб. - 1 525,56 тыс. руб.) подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

 

2.4. Подконтрольные расходы из прибыли

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе прочие экономически обоснованные расходы, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год РЭК Кемеровской области на 2020 год включены подконтрольные расходы из прибыли в размере 713,80 тыс. руб. (на основании фактических данных за 2018 год), в том числе:

- единовременные премии в размере 162,10 тыс. руб.;

- материальная помощь в размере 118,63 тыс. руб.;

- возмещение затрат за медосмотр при устройстве на работу 32,42 тыс. руб.;

- материальная помощь пенсионерам 254,31 тыс. руб.;

- подарки детям к Новому году и праздничное мероприятие 146,34 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в представленном Положении об оплате труда и премировании работников ООО «Горэлектросеть» отсутствует указание об обязательности выделения средств на покупку новогодних подарков для детей. Документы, подтверждающие количество детей работников, которым должны приобретаться новогодние подарки, в материалах дела не представлены.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3. Неподконтрольные расходы 2023 года

3.1. Электроэнергия на хозяйственные нужды

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год расходы на покупку электрической энергии включены в состав необходимой валовой выручки в размере 15 992,54 тыс. руб. (заявлено 15 992,43 тыс. руб.) на основании договора энергоснабжения от 01.01.2014 № 113008 с ООО «Энергосбыт».

В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

Обращаем внимание, что при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии расходы на электроэнергию на хозяйственные нужды при применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки должны учитываться органом регулирования в составе неподконтрольных расходов, за исключением ценовых зон оптового рынка (разъяснение Президиума ФАС России № 21 «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утв. протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № 2).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1172 Кемеровская область отнесена ко второй ценовой зоне (зона Сибири) оптового рынка электрической энергии и мощности.

Кроме того, расходы на оплату электроэнергии на собственные нужды подстанций согласно положениям Инструкции по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 326, учитываются в составе норматива технологических потерь и не должны учитываться в составе расходов на оплату электроэнергии на хозяйственные нужды.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Электроэнергия на хозяйственные нужды» на 2020-2024 год подлежат исключению из неподконтрольных расходов с последующим включением в состав подконтрольных расходов Регулируемой организации в экономически обоснованном размере.

 

3.2. Аренда имущества на 2023 год

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 (в том числе на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов), а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год расходы на аренду включены в состав НВВ ООО «ГЭС» сумме 108 705,57 тыс. руб., в том числе:

- аренда объектов электроэнергетики – 67 526,60 тыс. руб.;

- аренда помещений – 19 517,17 тыс. руб.;

- аренда прочего имущества – 21 608,38 тыс. руб.;

- аренда земельных участков – 53,42 тыс. руб.

 

3.2.1. Расходы на аренду объектов электроэнергетики

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы по статье рассчитаны исходя из сумм амортизации, налога на имущество, арендной платы за землю по договорам аренды недвижимого имущества без права последующего выкупа (сроком действия 49 лет).

В представленных материалах отсутствуют копии всех договоров аренды электросетевого оборудования (с подтверждением государственной регистрации либо заключениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в государственной регистрации договоров), копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на здания арендодателя, копии технических паспортов на арендованные здания, конкурсная документация к договорам аренды а также представленные арендодателями документы, подтверждающие начисленные величины амортизации, налога на имущество, арендной платы за землю.

Обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения, не может превышать ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Соответствующие расчеты арендной платы за землю, предназначенную для размещения арендуемых ООО «ГЭС» объектов электроэнергетики, в Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в экспертных заключениях анализ и расчеты расходов по статье в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178 с отражением документов, на основании которых принималось решение об учете расходов в указанном размере.

 

3.2.2. Расходы на аренду помещений, расходы на аренду прочего имущества

Расходы на аренду помещений и прочего имущества согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 определяются органом регулирования в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 (в том числе на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов).

Расходы на аренду помещений учтены РЭК Кемеровской области на уровне заявки предприятия в размере 19 517,17 тыс. руб.:

- по договору от 01.11.2021 № Д-16-21_ГЭС-576-21 с ООО «Новопром» (срок действия до 31.12.2031) (1 870,00 тыс. руб.);

- - по договору от 01.11.2021 № Д-17-21_ГЭС-580-21 с ООО «Новопром» (срок действия до 31.12.2031) (1 282,00 тыс. руб.);

- по договору от 01.11.2021 № КОР-128-21/ГЭС-578-21 с ООО «ЭнергоТранзит» (срок действия до 31.12.2031) (4 326,00 тыс. руб.);

- по договору от 01.11.2021 № НЭ-15-21/ГЭС-575-21 с ООО «УК «НовокузнецкЭнерго» (срок действия до 31.12.2031) (12 039,00 тыс. руб.).

Расходы на аренду прочего имущества (автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ НУ)) учтены РЭК Кемеровской области на уровне заявки предприятия в размере 21 608,38 тыс. руб. по договору от 01.01.2018 № П-2-18/ГЭС-1-18 с ООО «Партнер» (срок действия до 31.12.2024) исходя из стоимости годовой арендной платы.

Период аренды по вышеуказанным договорам составляет срок более года, поэтому такие договоры аренды подлежат государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации договора аренды свидетельствует о его незаключенности. Подтверждение государственной регистрации договоров аренды в установленном порядке в материалах не представлено.

ФАС России отмечает, что анализ вышеуказанных договоров аренды на предмет проведения при их заключении торгов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил № 1178 в Экспертном заключении отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

3.3. Амортизация

Согласно Экспертному заключению на 2023 год РЭК Кемеровской области определены расходы на амортизацию в размере 51 109,30 тыс. руб. (заявка ООО «ГЭС» - 56 253,00 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 амортизация включается в расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

В материалах тарифного дела ООО «ГЭС» представлено Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета (Приложение № 1 к Приказу № 410 от 30.12.2021). Согласно пункту 1.2.4 Учетной политики (приложение № 1), амортизация по всем объектам основных средств начисляется линейным способом.

Изучив пообъектный расчет амортизации РЭК Кемеровской области на 2023 год, представленный в приложении № 8 к Экспертному заключению, ФАС России отмечает следующее.

Органом регулирования применены различные сроки полезного использования основных средств ООО «ГЭС» в отношении объектов, отнесенных Классификатором к одним и тем же амортизационным группам.

В частности, согласно Классификатору, электрические силовые трансформаторы малой мощности (трансформаторы однофазные и трехфазные мощностью не более 5 кВА, включаемые в сеть переменного тока частоты 50 или 60 Гц с номинальным напряжением до 1 000 В (ГОСТ 19294-84 (СТ СЭВ 4133-83) «Трансформаторы малой мощности общего назначения. Общие технические условия») относятся к третьей амортизационной группе с максимальным сроком полезного использования 60 месяцев. При этом все остальные трансформаторы, не относящиеся к трансформаторам малой мощности, относятся к седьмой амортизационной группе с максимальным сроком полезного использования 240 месяцев.

Вместе с тем, согласно представленному расчету амортизационных отчислений и налога на имущество на 2023 год (приложение № 8) объекты «Трансформатор ОЛС-2,5-10/0,23», «Трансформатор НАМИТ-10-2 10 кВ», «Трансформатор напряжения НАМИ-6кВ» отнесены органом регулирования к 6 амортизационной группе (максимальный срок полезного использования 180 месяцев).

Кроме того, согласно Классификатору (в редакции с 28.04.2018) кабельные линии электропередачи отнесены к «Сооружениям и передаточным устройствам» и относятся к 6 амортизационной группе с максимальным сроком полезного использования 180 месяцев). Согласно представленному расчету (приложение № 8) объект «5.133 Кабельная линия 0,4 кВ» отнесен органом регулирования к 4 амортизационной группе (максимальный срок полезного использования 84 месяцев).

Таким образом, определенные органом регулирования максимальные сроки полезного использования по ряду объектов меньше установленных Классификатором, что приводит к увеличению сумм начисленной амортизации и увеличению расходов.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

4. Корректировка необходимой валовой выручки на 2023 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год определяется по формуле:

, где:

- расчетная величина собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС;

- объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования.

- учтенная при расчете тарифов на (i-1) год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-ой год долгосрочного периода регулирования, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев.

Постановлением РЭК Кемеровской области от 31.10.2019 № 385 утверждена инвестиционная программа ООО «Горэлектросеть» (г. Новокузнецк) на период 2020 - 2024 гг.

В соответствии с приложением № 11 (Раздел № 3) к постановлению от 31.10.2019 № 385, источниками финансирования инвестиционной программы на 2021 год являются: 32 325 тыс. руб. – прибыль, направляемая на инвестиции; 33 166 тыс. руб. – амортизация, учтенная в тарифах; 83 083 тыс. руб. – привлеченные средства. Таким образом, плановый размер финансирования инвестиционной программы на 2021 год за счет собственных средств составил 65 491,00 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год привлеченные средства для выполнения инвестиционной программы на 2021 год не использовались.

В соответствии с представленным в материалах дела Реестром актов приемке по инвестиционной программе ООО «Горэлектросеть» за 2021 год (отчету об исполнении инвестиционной программы), организацией полностью реализованы все инвестиционные проекты, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой, на сумму 64 806,91 тыс. руб.

Принятая РЭК Кемеровской области корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы определена в размере:

В2023коррИП = 65 491,00 * (64 806,91 / 65 491,00 – 1 ) – 0 = (-) 684,09 тыс. руб.

Согласно отчету об исполнении инвестиционной программы за 2021 год фактически реализовано мероприятие «Монтаж АИИСКУЭ». При этом РЭК Кемеровской области по статье «Аренда прочего имущества» на 2023 год были утверждены расходы на аренду автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ НУ) в размере 21 608,38 тыс. руб.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности, органу регулирования необходимо дополнительно обосновать включение в состав неподконтрольных расходов затрат на аренду АИИС КУЭ НУ.

Указанное мероприятие было реализовано с отклонениями от размера финансирования предусмотренного утвержденной (скорректированной) инвестиционной программой (предусмотрено финансирование в размере 1 730,00 тыс. руб., при этом согласно отчету об исполнении инвестиционной программы фактическая стоимость составила 1 592,25 тыс. руб.), что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

Таким образом, РЭК Кемеровской области при расчете корректировки необходимой валовой выручки на 2023 год, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы нарушен пункт 5 Основ ценообразования № 1178 и пункт 11 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 2, 5, 26, 27, 28, 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для ООО «Горэлектросеть» на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования.

2. Исполнительному органу Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года ООО «Горэлектросеть» расходы по статьям затрат:

- «Расходы на аудиторские и консультационные услуги» в размере 2 354,32 тыс. руб.;

- «Расходы на страхование» в размере 6 931,00 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года ООО «Горэлектросеть» расходы по статье «Прочие услуги сторонних организаций» (в части коммунальных услуг) с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

2.3. Исключить из неподконтрольных расходов ООО «Горэлектросеть» с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года в экономически обоснованном размере расходы по статье затрат «Электроэнергия на хоз. нужды» на 2020-2024 годы.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Горэлектросеть», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Количество условных единиц» на 2023 год;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Коммунальные услуги» на 2020-2024 гг.;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2020 год;

- «Электроэнергия на хозяйственные нужды» на 2020-2024 годы;

- «Аренда имущества» на 2023 год;

- «Амортизация» на 2023 год;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Горэлектросеть» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Горэлектросеть», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Горэлектросеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

УФАС Кемеровское
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808