Предписание №СП/55171/24 ПРЕДПИСАНИЕ Департаменту государственного регулирования тари... от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

21 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края, в том числе акт проверки Краснодарского УФАС России от 09.02.2024 № ЕВ/3417/24, проведенной Краснодарским УФАС России на основании приказа Краснодарского УФАС России от 10.01.2024 № 1/2024, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год,


 

УСТАНОВИЛА:


 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

Приказом Краснодарского УФАС России от 10.01.2024 № 1/2024 установлено в том числе, что внеплановая документарная проверка проводится с целью определения достоверности, экономической обоснованности установленных департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского УФАС России (далее также – Департамент) расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год в отношении ООО «Краснодартеплоэнерго» (далее также – Общество, регулируемая организация, ООО «КТЭ»).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для ООО «КТЭ» утверждены приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 19.12.2023 № 504/2023-т.

Необходимая валовая выручка на 2024 год установлена в размере 4 370 083,22 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела ООО «КТЭ» в разрезе расходов на топливо на 2024 год на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение от 14.12.2023 № 25-Т об установлении (корректировке) тарифов в сфере теплоснабжения и тарифов на горячую воду для потребителей ООО «КТЭ», г. Краснодар на 2024-2025 год (далее – Экспертное заключение на 2024 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 1 722 499,5 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «КТЭ» в размере 1 725 945,50 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо за 2022 год, заявленные ООО «КТЭ», составили 1547447,83 тыс. руб., фактические расходы, учтенные Департаментом государственного регулирования тарифов Краснодарского края, составили 1500526,3 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Расходы на топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо, цены на газ, не подлежащие регулированию), цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны определяться регулирующими органами с учетом плановой (расчетной) цены на топливо, определяемой как сумма плановой расчетной цены на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановой (расчетной) стоимости доставки (перевозки), плановой (расчетной) стоимости хранения, на основании цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

Расходы на природный газ на плановый период 2024 г. Органом регулирования учтены исходя из системы ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за поставляемый газ, оказываются услуги по его транспортировке или приобретению, определённых с учётом утверждённых ФАС России на 2024 г. размеров оптовых цен и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размеров платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа (далее – ПССУ) (на 1-е полугодие в размере утверждённых ФАС России, на 2-е полугодие с учётом индексации, осуществлённой на основании прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации) и размеров специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа ГРО, утверждённых Органом регулирования на 2024 г., и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом объемной теплоты сгорания 7900 ккал/м3 (33080 кДж/мЗ).

Объёмы газа на регулируемый период определены органом регулирования исходя из расхода условного топлива газа с учетом нормативного удельного расхода топлива. Для перевода условного топлива в натуральное используется теплота сгорания топлива приведенная к стандартным условиям параметров газа согласно пункту 8 Приказа ФСТ России от 09.07.2014 № 1142-э «Об утверждении Положения об определении формулы цены газа» в размере 7900 ккал/м3. Калорийный эквивалент перевода условного топлива органом регулирования определён исходя из отношения нормативной калорийности газа и низшей теплоты сгорания условного топлива в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 323 «Об утверждении порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии», по следующей формуле: 7900 ккал/м3 / 7000 ккал/м3 = 1,12857. С учетом указанного калорийного эквивалента определён объем газа, необходимый для производства тепловой энергии в периоде регулирования.

В ходе проверки установлено, что в тарифе на тепловую энергию для ООО «КТЭ» на 2024 год цена на газ учтены Органом регулирования в следующих размерах:

 

Наименование

Индекс роста, % 

группа потребителей с объемом потребления газа (млн.м3/год)

Реквизиты приказов

 

 

от 0,01 до 0,1

от 0,1 до 1

от 1 до 10

от 10 до 100

 

Оптовая цена, руб./тыс.м3

мин

 

 

 

 

 

на 01.01.2024

 

5873,00

5873,00

5873,00

5873,00

приказ ФАС России от 28.11.2023 № 906/23

на 01.07.2024

1,112

6530,78

6530,78

6530,78

6530,78

приказ ФАС России от 28.11.2023 № 906/23 (индекс роста 111,2%)

Оптовая цена, руб./тыс.м3

макс

 

 

 

 

 

на 01.01.2024

 

5982,00

5982,00

5982,00

5982,00

приказ ФАС России от 28.11.2023 №906/23

на 01.07.2024

1,112

6651,98

6651,98

6651,98

6651,98

приказ ФАС России от 28.11.2023 № 906/23 (индекс роста 111,2%)

Транспортировка газа, руб./тыс.м3

(АО "Краснодаргоргаз")

на 01.01.2024

 

589,93

533,55

498,25

341,42

приказ ФАС России от 16.11.2022 №828/22

на 01.07.2024

1,07 

631,23

570,90

533,13

365,32

приказ ФАС России от 16.11.2022 №828/22

Плата за снабженческо-сбытовые услуги, руб./тыс.м3 

(ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" на территории г. Краснодар)

на 01.01.2024

 

256,17

235,42

224,97

150,92

без роста на 31.12.2023 (приказ ФАС России от 31.10.2022 № 775/22)

на 01.07.2024

1,072

274,61

252,37

241,17

161,79

прогнозный индекс 107,2%

Спецнадбавка, руб./тыс.м3 

(АО "Краснодаргоргаз")

на 01.01.2024

 

206,48

202,75

202,74

153,64

без роста на 31.12.2023 (приказ департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 28.12.2022 № 35/2022-газ)

на 01.07.2024

1,07

220,93

216,94

216,93

164,39

прогнозный индекс 107,0%

Итого цена на газ, руб./тыс. м3

мин

 

 

 

 

 

на 01.01.2024

 

6 925,58

6 844,72

6 798,96

6 518,98

 

на 01.07.2024

 

7657,55

7 570,99

7 522,01

7222,28

 

Итого цена на газ, руб./тыс. м3

макc

 

 

 

 

 

на 01.01.2024

 

7 034,58

6 953,72

6 907,96

6 627,98

 

на 01.07.2024

 

7778,76

7 692,20

7 643,21

7343,49

 


 

Так, Органом регулирования на 2024 г. учтены:

оптовые цены на газ исходя из утверждённых приказом ФАС России от 28.11.2023 № 906/23, с 1 декабря 2023 и с 1 июля 2024 г.;

тарифы на услуги по транспортировке газа АО «Краснодаргоргаз», исходя из утверждённых приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям»;

специальные надбавки к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации для АО «Краснодаргоргаз», действующие на 31.12.2023 года, установлены приказом департамента от 28.12.2022 № 35/2022-газ «Об утверждении специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации»;

размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», на 1-е полугодие на уровне, утвержденном приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа», на 2-е полугодие 2024 г. – с ростом с 1 июля 2024 на 7,2%.

По результатам проверки установлено, что при определении прогнозных уровней конечных цен на природный газ на 2024 год, учитываемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения, органом регулирования, в нарушении положений подпункта «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075, размеры платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» на 2-е полугодие 2024 г. приняты в расчёт исходя из установленных ФАС России с учетом индексации.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию и пересчету в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. Признать Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Краснодартеплоэнерго» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Краснодартеплоэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813
Департамент государственного регулирования тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399