Решение №31/67604/22 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 15 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июля 2022 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «ЭКОПРОМ» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 14.03.2022 № 94, вх. от 15.03.2022 рег. № 44906/22), возникший с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления тарифа в сфере водоотведения на 2022 год, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, а также представителей АО «ЭКОПРОМ» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 14.03.2022 № 94, вх. от 15.03.2022 рег. № 44906/22) о разногласиях между АО «ЭКОПРОМ» (далее — регулируемая организация, Заявитель) и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее — орган регулирования, Комитет) по вопросу об установлении тарифа в сфере водоотведения на 2022 год.

Разногласия между АО «ЭКОПРОМ» и органом регулирования возникли по распоряжению Комитета от 10.12.2021 № 186-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2017 № 199», которым с применением метода индексации произведена корректировка тарифа на оказываемые услуги водоотведения и утвержден среднегодовой тариф на 2022 год в размере 52,79 руб./куб. м (без НДС) долгосрочного периода регулирования 2018 – 2022 гг.

Тариф, который Заявитель считает экономически обоснованным, составляет 77,56 руб./куб. м (без НДС).

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым решением, составил 52 894,10 тыс. руб. Размер НВВ, который Заявитель считает экономически обоснованным, – 77 722,58 тыс. руб.

Таким образом, объем разногласий по указанному спору составил 24 828,48 тыс. руб.

Тарифы на оказываемые услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Общий объем разногласий составил 24 828,48 тыс. руб., в том числе по следующим статьям затрат: «Операционные расходы», «Расходы на электрическую энергию», «Неподконтрольные расходы», «Амортизация основных средств и нематериальных активов», «Нормативная прибыль на 2022 год», «Нормативная прибыль за 2020 год», а также АО «ЭКОПРОМ» заявляет к возмещению сумму корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности предыдущих периодов регулирования (возврат средств, исключенных органом регулирования в рамках корректировки НВВ за 2018-2020 гг.)».

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 25 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений регулируемой организации об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

По результатам проведенного анализа представленных сторонами материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Операционные расходы.

Сумма разногласий между Заявителем и Комитетом по величине операционных расходов составила 11 478,11 тыс. руб.

Подпунктом «а» пункта 79 Основ ценообразования № 406 установлено, что базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

В соответствии с пунктами 61 и 76 Основ ценообразования № 406 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы (за исключением расходов по сомнительным долгам), определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 41, 42 (за исключением расходов по сомнительным долгам), 48 - 52 Основ ценообразования № 406.

Согласно положениям Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э базовый уровень операционных расходов подлежит ежегодной корректировке и индексации.

Базовый уровень операционных расходов утвержден органом регулирования для АО «ЭКОПРОМ» распоряжением Комитета от 14.12.2017 № 199 в размере 17 927,30 тыс. руб. и состоит из производственных расходов, ремонтных расходов и административных расходов. В течение долгосрочного периода регулирования 2018-2022 гг. базовый уровень операционных расходов не подлежал пересмотру и также не оспаривался АО «ЭКОПРОМ» в ФАС России в 2018 году.

Распоряжением Комитета от 14.12.2017 № 199 индекс эффективности операционных расходов (ИЭР) установлен на весь долгосрочный период регулирования в размере 1 %.

Согласно представленному АО «ЭКОПРОМ» Приложению 6.5 к Методическим указаниям № 1746-э индекс изменения количества активов (ИКА) равен 0.

АО «ЭКОПРОМ» заявляет сумму операционных расходов на 2022 год в размере 31 525,99 тыс. руб.

При этом представленные АО «ЭКОПРОМ» обосновывающие документы не содержат расчет скорректированного уровня операционных расходов на 2022 год согласно формуле (39) Методических указаний № 1746-э, а заявленные требования представлены в табличном виде согласно форме Приложения 6.1 к Методическим указаниям № 1746-э.

Стоит также отметить, что в обосновывающих материалах АО «ЭКОПРОМ», направленных в рамках тарифной заявки (в частности, в Приложении 7 к Методическим указаниям № 1746-э), регулируемой организацией отражены индексы потребительских цен (ИПЦ) за 2020 год в размере 1,030, за 2021 год в размере 1,037 и на 2022 год в размере 1,039, при этом индекс потребительских цен за 2019 год не заявлен регулируемой организацией.

В свою очередь Комитет при определении операционных расходов на 2022 год применял ИПЦ свыше заявленных (отраженных в тарифной заявке регулируемой организации) АО «ЭКОПРОМ», в том числе Комитетом был применен ИПЦ за 2019 год.

На основании вышеизложенного, основания для учета заявленных АО «ЭКОПРОМ» требований в указанной части отсутствуют.

2. Расходы на электрическую энергию.

Сумма разногласий между Заявителем и Комитетом по величине расходов на электрическую энергию составила 39,46 тыс. руб.

Подпунктом «г» пункта 79 Основ ценообразования № 406 установлено, что удельный расход электрической энергии относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Согласно пунктам 64 и 76 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

При снижении удельного расхода электрической энергии и объема используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

Согласно пунктам 90 и 95 Методических указаний № 1746-э скорректированная величина расходов на приобретение энергетических ресурсов на год i долгосрочного периода регулирования определяется в соответствии с формулой (39.2) Методических указаний № 1746-э и представляет собой произведение удельного потребления электрической энергии в i-м году, установленного на соответствующий год, скорректированного объема принятых сточных вод в i-м году, а также скорректированной цены на электрическую энергию, определяемой в i-м году.

Долгосрочный параметр регулирования тарифов - удельный расход электрической энергии утвержден Комитетом для АО «ЭКОПРОМ» распоряжением от 14.12.2017 № 199 на долгосрочный период 2018-2022 гг. в размере 0,05 кВтч/куб. м.

Также потребление электрической энергии на 2022 год в размере 0,05 кВтч/куб. м (и 50,10 тыс. кВтч/куб. м) было согласовано на рабочем совещании Комитета и АО «ЭКОПРОМ» от 21.07.2021, что отражено в протоколе № 63-ГС, подписанном генеральным директором АО «ЭКОПРОМ» (информация к протоколу отражена в приложении).

Необходимо также отметить, что АО «ЭКОПРОМ» не оспаривает утвержденный Комитетом показатель объема принятых сточных вод на 2022 год в размере 1 002,00 тыс. куб. м. Кроме того, указанный объем принятых сточных вод отражен самим Заявителем в обосновывающих материалах и расчетах, представленных в адрес ФАС России.

Вместе с тем представленные АО «ЭКОПРОМ» обосновывающие документы не содержат расчет скорректированных расходов на электрическую энергию на 2022 год согласно формуле (39.2) Методических указаний № 1746-э, а заявленные требования представлены в табличном виде по форме Приложения 6.2 к Методическим указаниям № 1746-э.

Из Приложения 3 и Приложения 6.2 к Методическим указаниям № 1746-э, представленных АО «ЭКОПРОМ», следует, что расходы на приобретение электрической энергии заявлены АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год в размере 271,96 тыс. руб. исходя из объема покупной электрической энергии в размере 58,20 тыс. кВтч и среднего одноставочного тарифа на электрическую энергию на 2022 год в размере 4,67208 руб./кВтч.

Обоснования по заявленному АО «ЭКОПРОМ» параметру объема покупной электрической энергии в размере 58,20 тыс. кВтч не представлены регулируемой организацией.

В составе экономически обоснованной НВВ на 2022 год Комитетом учтены расходы на приобретение электрической энергии в размере 232,50 тыс. руб. исходя из объема покупной электрической энергии в размере 50,10 тыс. кВтч и среднего одноставочного тарифа на электрическую энергию на 2022 год в размере 4,64063 руб./кВтч.

В свою очередь Комитет руководствовался положениями пунктов 90 и 95 Методических указаний № 1746-э и определял объем покупной электрической энергии в размере 50,10 тыс. кВтч исходя из удельного потребления электрической энергии согласно Приложению 1 к распоряжению от 14.12.2017 № 199, а также согласно протоколу по результатам рабочего совещания № 63-ГС, в размере 0,05 кВтч/куб. м и объема принятых сточных вод на 2022 год в размере 1 002,00 тыс. куб. м.

При определении цены на электрическую энергию на 2022 год регулируемая организация и Комитет исходили из фактических затрат на приобретение АО «ЭКОПРОМ» электрической энергии в 2020 году на основании договора энергоснабжения у АО «ПСК» согласно данным счетов-фактур, из которых следует, что удельная стоимость приобретения электрической энергии за 2020 год составила 4,33627 руб./кВтч.

Разногласия между Комитетом и Заявителем в части цены возникли в результате применения АО «ЭКОПРОМ» некорректных темпов роста цен на электрическую энергию на 2021-2022 гг., не соответствующих данным уточненного Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, размещенного Министерством экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года.

Так, АО «ЭКОПРОМ» применил к фактической цене за 2020 год (4,33627 руб./кВтч) темпы роста цен на электрическую энергию в размере 1,037 (2021/2020) и 1,039 (2022/2021), что не соответствует пункту 22 Основ ценообразования № 406, поскольку уточненным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года темпы роста цен на 2021-2022 гг. определены в размере 1,034 (2021/2020) и 1,035 (2022/2021) соответственно, в связи с чем скорректированная цена на электрическую энергию на 2022 год составляет 4,64063 руб./кВтч, что соответствует цене, принятой органом регулирования при определении расходов на электрическую энергию для АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год.

На основании вышеизложенного, основания для дополнительного учета средств по рассматриваемой статье затрат отсутствуют.

3. Нормативная прибыль.

Нормативная прибыль заявлена АО «ЭКОПРОМ» в размере 21 198,47 тыс. руб., Комитетом учтена в размере 11 772,97 тыс. руб., таким образом, сумма разногласий по рассматриваемой статье затрат составила 9 425,50 тыс. руб.

Согласно пункту 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:

а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами;

б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406;

в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

При определении величины расходов на капитальные вложения (инвестиции) в составе нормативной прибыли регулируемой организации не учитываются расходы, финансируемые за счет надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, установленных до 1 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, амортизации, заемных средств, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При определении расходов на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не учитываются расходы на возврат займов и кредитов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, финансируемые за счет амортизации.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования). При установлении тарифов на текущий период регулирования для регулируемой организации, которая начала эксплуатировать централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем в текущем периоде регулирования, орган регулирования учитывает утвержденную для такой организации инвестиционную программу, в том числе принятые уполномоченными органами решения о внесении изменений в инвестиционную программу.

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия инвестиционной программы и величины средств, соответствующих величине надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации инвестиционной программы регулируемой организации (в случае, если такие надбавки, установленные для регулируемой организации в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» до 1 января 2013 г., прекращают действовать в последнем году действия инвестиционной программы).

При этом в случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции) и величину средств, соответствующих величине надбавок к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации инвестиционной программы регулируемой организации, учтенных в составе нормативной прибыли в соответствии с абзацем девятым настоящего пункта.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, за исключением случаев обслуживания заемных средств по процентной ставке в размере, не превышающем 5 процентов годовых (далее - льготная ставка), или софинансирования субъектом Российской Федерации части расходов, связанных с обслуживанием заемных средств по процентной ставке, отличающейся от льготной ставки, в соответствии с Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем предоставления финансовых средств на подготовку проектов модернизации и софинансирование процентной ставки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. № 997 «О реализации мер финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов. По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

Распоряжением Комитета от 16.12.2019 № 221-р утверждена Инвестиционная программа АО «ЭКОПРОМ» на 2020-2022 гг., предусматривающая мероприятия по реконструкции ливневого коллектора D=900 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1) и реконструкции хозяйственно-бытового коллектора D=500 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1).

Распоряжениями Комитета от 20.11.2020 № 155-р и от 19.11.2021 № 123-р были внесены изменения в Инвестиционную программу от 16.12.2019 № 221-р.

При этом распоряжением от 19.11.2021 № 123-р из инвестиционной программы было исключено мероприятие «Реконструкция хозяйственно-бытового коллектора D=500 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1)».

Заявителем были привлечены денежные средства на реализацию мероприятия Инвестиционной программы по реконструкции ливневого коллектора на основании кредитного договора, заключенного с АО «Банк Интеза» от 25.12.2020 № LD2035900032, по ставке 8,25 % (ключевая ставка Банка России с 27.07.2020 по 25.04.2021 составляла 4,25 %) на 85 месяцев.

В результате анализа представленных АО «ЭКОПРОМ» документов Комитетом учтены расходы на возврат основного долга по кредиту, привлекаемому на реконструкцию ливневого коллектора, в размере 11 294,12 тыс. руб., уменьшенные на величину амортизационных отчислений, учтенных для АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год на амортизацию Ливневого коллектора D=900 мм, в размере 2 801,97 тыс. руб., что соответствует положениям пункта 78 Основ ценообразования № 406, которыми предусмотрено, что при определении расходов на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, не учитываются расходы на возврат займов и кредитов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, финансируемые за счет амортизации.

Также органом регулирования учтены средства на возврат процентов по указанному кредиту.

В свою очередь обоснование заявленных АО «ЭКОПРОМ» требований в размере 21 198,47 тыс. руб., в том числе расчеты, подтверждающие экономическую обоснованность заявленных регулируемой организацией требований, не представлены АО «ЭКОПРОМ» в материалах тарифного дела, в том числе в адрес ФАС России.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия экономического обоснования заявленных АО «ЭКОПРОМ» требований по рассматриваемой статье затрат основания для учета заявленных АО «ЭКОПРОМ» требований в указанной части отсутствуют.

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования № 406 (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения на 2022 год) и 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

Расходы на амортизационные отчисления заявлены АО «ЭКОПРОМ» в размере 3 511,61 тыс. руб., Комитетом учтены расходы по рассматриваемой статье затрат на 2022 год в составе НВВ Заявителя в размере 2 801,97 тыс. руб., в связи с чем разногласия по амортизационным отчислениям составили 709,64 тыс. руб.

В составе обосновывающих материалов АО «ЭКОПРОМ» представлены: расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизации за 2020 год и 1 полугодие 2021 года, копия инвентарной карточки объекта основных средств «Ливневый коллектор» (ОС-6) (инв. № 00000044) от 31.12.2020, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ОС-3) от 31.12.2020 № 1, акты о приеме-передаче основных средств от 17.12.1990 (инв. № 343, 346, 347), справка бухгалтерии о балансовой принадлежности основных средств от 22.02.2019 № 322 и прочие правоустанавливающие документы.

Расчет амортизационных отчислений представлен АО «ЭКОПРОМ» на сумму 3 420,406 тыс. руб., при этом сумма заявленных требований по рассматриваемой статье затрат в размере 3 511,61 тыс. руб. не соответствует (больше) сумме, отраженной АО «ЭКОПРОМ» в расчете на 91,204 тыс. руб. (3 511,61 тыс. руб. - 3 420,406 тыс. руб.). Обоснований указанного превышения не представлено Заявителем.

Как было указано ранее, согласно Инвестиционной программе АО «ЭКОПРОМ», утвержденной на 2020-2022 гг. распоряжением Комитета от 16.12.2019 № 221-р, в качестве мероприятий Инвестиционной программы отражены мероприятия по реконструкции ливневого коллектора D=900 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1) и реконструкции хозяйственно-бытового коллектора D=500 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1).

Сроки реализации мероприятия «Реконструкция ливневого коллектора D=500 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1)» установлены в Инвестиционной программе на 2020-2021 гг., срок ввода объекта в эксплуатацию установлен 2021 год.

При установлении оспариваемого тарифа на 2022 год органом регулирования были учтены в составе НВВ АО «ЭКОПРОМ» расходы на амортизационные отчисления Ливневого коллектора (дата ввода в эксплуатацию - 31.12.2020, остаточная стоимость - 56 039,488 тыс. руб.) в размере 2 801,97 тыс. руб. Учтенные Комитетом амортизационные отчисления подтверждены ведомостью амортизации за 2020 год и 1 полугодие 2021 года, копией инвентарной карточки объекта основных средств «Ливневый коллектор» (ОС-6) (инв. № 00000044) от 31.12.2020, а также актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ОС-3) от 31.12.2020 № 1.

В свою очередь в обосновывающих материалах Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие экономическую обоснованность заявленных расходов на амортизационные отчисления (согласно приложенному АО «ЭКОПРОМ» расчету) в размере 618,432 тыс. руб., в том числе отсутствуют документы, подтверждающие фактическое увеличение стоимости Ливневого коллектора до 68 408,22 тыс. руб.

Кроме того, расчет налога на имущество на 2022 год исходя из суммы заявленной АО «ЭКОПРОМ» стоимости рассматриваемого имущества в размере 68 408,22 тыс. руб. не представлен Заявителем в обосновывающих материалах ни в Комитет, ни в ФАС России, что также подтверждает отсутствие оснований для дополнительного учета амортизационных средств по Ливневому коллектору в размере 618,432 тыс. руб. на 2022 год.

Необходимо также отметить, что распоряжением Комитета от 19.11.2021 № 123-р были внесены изменения в Инвестиционную программу от 16.12.2019 № 221-р, согласно которым было исключено второе мероприятие «Реконструкция хозяйственно-бытового коллектора D=500 мм, территория производственной зоны «ОБУХОВО» по адресу: Грузовой пр. от ул. Софийской до пр. 9-го Января д. 8 (КНС-1)».

Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что амортизационные отчисления согласно скорректированной Инвестиционной программе на 2022 год (от 19.11.2021 № 123-р) не являются источником финансирования Инвестиционной программы в 2022 году.

На основании вышеизложенного, требования АО «ЭКОПРОМ» не подлежат удовлетворению в указанной части.

5. Неподконтрольные расходы.

Сумма разногласий между Заявителем и Комитетом по величине неподконтрольных расходов составила 2 549,18 тыс. руб.

Согласно пункту 90 Методических указаний № 1746-э скорректированная величина уровня неподконтрольных расходов на год i долгосрочного периода регулирования определяется в соответствии с пунктами 49 и 88 Методических указаний № 1746-э.

Пунктом 49 Методических указаний № 1746-э определено, что неподконтрольные расходы включают в себя:

1) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

2) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов;

3) расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 29 Методических указаний № 1746-э;

4) расходы по сомнительным долгам для гарантирующей организации в размере не более 2 процентов от необходимой валовой выручки, относимой на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования;

5) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования и рассчитанную в соответствии с пунктами 53 - 60 Методических указаний № 1746-э;

6) расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией в размере, определенном органом регулирования тарифов исходя из стоимости мероприятий по реконструкции и модернизации, текущему и капитальному ремонту таких сетей;

7) расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

8) расходы на концессионную плату;

9) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий;

10) расходы на реагенты.

В составе расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включаемых в неподконтрольные расходы, не учитываются налоги и сборы с фонда оплаты труда, учитываемые в составе операционных расходов.

В случае, если регулируемая организация самостоятельно осуществляет производство (поставку) тепловой энергии и теплоносителя, расходы на тепловую энергию и теплоноситель определяются исходя из себестоимости производства регулируемой организацией тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с пунктами 15 - 33 Методических указаний № 1746-э.

Согласно пункту 88 Методических указаний № 1746-э величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с главой VI.I Методических указаний № 1746-э с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 49 Методических указаний № 1746-э, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, с учетом положений, предусмотренных пунктом 20 Методических указаний № 1746-э.

Расходы на обслуживание займов и кредитов, необходимых для пополнения оборотного капитала, могут быть установлены на долгосрочный период регулирования в размере, равном чистому оборотному капиталу, рассчитанному в соответствии с формулой (24) Методических указаний № 1746-э.

Расходы на обслуживание займов и кредитов, привлекаемых с целью реализации инвестиционной программы регулируемой организации, определяются в соответствии с объемами, предусмотренными в источниках финансирования инвестиционной программы.

Согласно заявлению (исх. от 14.03.2022 № 94, вх. от 15.03.2022 рег. № 44906/22) АО «ЭКОПРОМ» не согласно с учтенными органом регулирования в составе НВВ на 2022 год следующими расходами:

 

 

Неподконтрольные расходы

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено Комитетом, тыс. руб.

Величина спора, тыс. руб.

1

Расходы на оплату услуг по водоотведению

15 686,55

15 322,85

363,70

2

Налог на прибыль

3 586,83

2 123,04

1 463,8

3

Налог на имущество

1 161,26

1 140,40

20,86

4

Транспортный налог

25,00

15,31

9,69

5

Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов

625,14

0,00

625,14

6

Расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения

66,00

0,00

66,00

Итого:

21 150,78

18 601,60

2 549,18

    1.  

5.1 Расходы на оплату услуг по водоотведению, приобретаемых у другой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Согласно пункту 49 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности.

В заявлении АО «ЭКОПРОМ» отсутствуют обоснования заявленных требований по рассматриваемой статье затрат в размере 15 686,55 тыс. руб.

Из представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов следует, что услуги по водоотведению приобретаются АО «ЭКОПРОМ» у регулируемой организации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на основании договора от 28.02.2000 № 11-01101/00-О.

Орган регулирования при определении расходов на оплату услуг по водоотведению для АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год руководствовался основными показателями баланса водоотведения Заявителя на 2022 год, согласованного на рабочем совещании Комитета и АО «ЭКОПРОМ» от 21.07.2021, что отражено в протоколе № 63-ГС, подписанном генеральным директором АО «ЭКОПРОМ», а также тарифами, утвержденными органом регулирования для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на оказываемые услуги водоотведения на 2022 год.

Объем водоотведения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для АО «ЭКОПРОМ» составляет 349,00 тыс. куб. м/год (подтверждено балансом водоотведения, представленным АО «ЭКОПРОМ» в ФАС России).

Тарифы для ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на водоотведение на 2022 год установлены распоряжением Комитета от 15.12.2021 № 207-р, согласно которому тарифы ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для категории потребителей «Прочие» составляют: с 01.01.2022 – 43,58 руб./куб. м, с 01.07.2022 – 44,23 руб./куб. м.

Таким образом, согласно положениям пункта 49 Основ ценообразования № 406 расходы по рассматриваемой статье затрат на 2022 год составляют 15 322,85 тыс. руб., что соответствует размеру, учтенному Комитетом в составе НВВ Заявителя на 2022 год, в связи с чем заявленные АО «ЭКОПРОМ» требования по рассматриваемой статье затрат не подлежат удовлетворению.

  1. 5.2 Налог на прибыль.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Согласно пункту 12 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа.

Согласно пункту 3 ПБУ 10/99 и пункту 5 ПБУ 15/2008 возврат денежных средств в погашение основной суммы кредита не признается расходом и отражается как погашение кредиторской задолженности.

В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования № 406 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает:

а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами;

б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406;

в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, следовательно, должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В заявлении АО «ЭКОПРОМ» отсутствуют обоснования и расчеты заявленных требований по рассматриваемой статье затрат в размере 3 586,83 тыс. руб.

Расходы по налогу на прибыль являются взаимозависимым расчетным параметром от расходов, учитываемых по статье «Нормативная прибыль».

Таким образом, из представленных сторонами обосновывающих материалов следует, что разногласия между Комитетом и Заявителем возникли в части базы определения расходов по налогу на прибыль – расходов на возврат сумм основного долга по кредитному договору с АО «Банк Интеза» от 25.12.2020 № LD2035900032.

С учетом доводов, изложенных в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения в части учтенных Комитетом расходов на возврат сумм основного долга по кредитному договору для АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год, требования Заявителя в части увеличения расходов по статье «Налог на прибыль» не подлежат удовлетворению.

5.3 Налог на имущество.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Налог на имущество рассчитывается в соответствии с нормами главы 30 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 380 НК РФ ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 %.

Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» ставка налога на имущество установлена в размере 2,2 %.

Согласно пункту 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 3 статьи 375 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей настоящей главы определяется без учета таких затрат.

В заявлении АО «ЭКОПРОМ» отсутствуют обоснования заявленных требований по рассматриваемой статье затрат в размере 1 161,26 тыс. руб.

Вместе с тем регулируемой организацией в обосновывающих материалах представлен расчет налога на имущество ливневого коллектора D=900 мм, подписанный генеральным директором АО «ЭКОПРОМ», согласно которому размер налога на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества, отраженной АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год в размере 51 836,526 тыс. руб., и ставки налога на имущество в размере 2,2 %, составляет 1 140,40 тыс. руб., что соответствует величине, принятой Комитетом в составе НВВ Заявителя на 2022 год.

Таким образом, Комитетом приняты расходы по налогу на имущество согласно направленному АО «ЭКОПРОМ» расчету, в связи с чем требования Заявителя не подлежат удовлетворению.

5.4 Транспортный налог.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Статьей 356 НК РФ определено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Также положениями статьи 361 НК РФ предусмотрены налоговые ставки, которые могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Транспортный налог на территории Санкт-Петербурга устанавливается в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 487-53 «О транспортном налоге».

В заявлении АО «ЭКОПРОМ» отсутствуют обоснования и расчеты заявленных в ФАС России требований по рассматриваемой статье затрат на сумму 25,00 тыс. руб.

Вместе с тем регулируемой организацией в обосновывающих материалах представлен расчет планируемых расходов на транспортный налог на 2022 год в следующем виде:

 

Объект

Налоговая база

Налоговая ставка

Количество месяцев владения

Сумма налога, тыс. руб.

ГАЗ 2705

107

35

12

3,745

СКАНИА

453

85

12

38,505

Мерседес диагностика

156

50

12

7,800

Мерседес ассенизатор

381

85

12

32,385

Всего

82,435

 

Суммы транспортного налога на объекты ГАЗ 2705 и СКАНИА (3,745 тыс. руб. и 38,505 тыс. руб.) соответствуют данным за 2020 год, отраженным в сообщении Межрайонной ИФНС России № 27 по Санкт-Петербургу об исчислении налоговым органом сумме транспортного налога от 24.04.2021 № 86122.

Органом регулирования расходы по транспортному налогу учтены только по транспортным средствам ГАЗ 2705 и СКАНИА с учетом доли отнесения на регулируемый вид деятельности, поскольку информации о постановке на регистрационный учет автомобилей Мерседес не была представлена АО «ЭКОПРОМ» в Комитет. Иные обоснования не представлены органом регулирования.

В свою очередь письмом от 03.04.2015 № БС-4-11/5478@ ФНС указывает на то, что уклонение юридического лица от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от представления налоговой декларации по транспортному налогу и уплаты транспортного налога (авансовых платежей).

Указанный вывод также отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 № 14341/11.

Вместе с тем согласно ведомости амортизации ОС за 1 полугодие 2021 года, представленной регулируемой организацией в Комитет в материалах тарифного дела, а также в ФАС России, автомобили MERSEDES-benz SPRINTER 416 CDI. БП-000012 и MERSEDES-benz 1838К АССЕНИЗАТОР БП-000013 поставлены на бухгалтерский учет.

Таким образом, Комитетом не проведен достаточный анализ по рассматриваемой статье затрат, в том числе в нарушение пункта 25 Правил регулирования тарифов № 406 органом регулирования должным образом не проведена экспертиза предложения регулируемой организации в части обоснованности расходов на транспортный налог по вышеуказанным транспортным средствам.

Кроме того, согласно пункту 20 Правил регулирования тарифов № 406 в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.

Резюмируя вышеизложенное, ввиду отсутствия представленных расчетов Заявителя, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов по уплате транспортного налога в размере 25,00 тыс. руб., а также принимая во внимание обязанность юридического лица по уплате транспортного налога в том числе при отсутствии государственной регистрации транспортных средств, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по уплате транспортного налога по транспортным средствам MERSEDES-benz SPRINTER 416 CDI. БП-000012 и MERSEDES-benz 1838К АССЕНИЗАТОР БП-000013 на основании дополнительно представленных АО «ЭКОПРОМ» обосновывающих материалов, подтверждающих фактическую оплату транспортного налога по указанным транспортным средствам в 2021 году, а также документов, содержащих сведения и основания эксплуатации MERSEDES-benz SPRINTER 416 CDI. БП-000012 и MERSEDES-benz 1838К АССЕНИЗАТОР БП-000013 в рамках осуществления регулируемого вида деятельности, по результатам которого, в случае предоставления АО «ЭКОПРОМ» необходимых подтверждающих документов, учесть указанные расходы в экономически обоснованном размере в составе НВВ регулируемой организации на 2022 год, но не выше заявленных регулируемой организацией в ФАС России требований.

5.5 Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов.

Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов заявлены АО «ЭКОПРОМ» в части затрат на услуги водоотведения, приобретаемые у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2019 году, в размере 625,14 тыс. руб.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Исходя из толкования вышеуказанной нормы следует, что расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов должны быть заявлены регулируемой организацией в том периоде регулирования, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Согласно подпункту 5.1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность регулируемой организации за 2019 год должна быть сформирована не позднее 31 марта 2020 года, в связи с чем первым годом, на который компенсация расходов АО «ЭКОПРОМ» на услуги водоотведения за 2019 год должна была быть заявлена АО «ЭКОПРОМ» к учету, является 2021 год.

В свою очередь анализ результатов деятельности АО «ЭКОПРОМ» за 2019 год отражен Комитетом в протоколе рабочего совещания Комитета от 11.11.2020 № 54-ЕА. Расходы на услуги водоотведения, приобретаемые АО «ЭКОПРОМ» у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в 2019 году, исключены Комитетом как экономически необоснованные в размере 625,14 тыс. руб.

Корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов в 2019 году, составила совокупно 283,68 тыс. руб. (учтена при тарифном регулировании на 2022 год в полном объеме). При этом в части корректировки необходимой валовой выручки на 2022 год заявление АО «ЭКОПРОМ» не содержит требований, оснований и обоснований неправомерности действий органа регулирования.

В этой связи отсутствие учета рассматриваемых расходов по итогам 2019 года должно было быть оспорено регулируемой организацией в досудебном в порядке в 2021 году или в судебном порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

5.6 Расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоотведения заявлены регулируемой организацией в размере 66,00 тыс. руб.

АО «ЭКОПРОМ» обращает внимание на то, что указанные расходы являются необходимыми для контроля и наблюдения ввиду несанкционированных сбросов загрязняющих веществ в колодцы сетей водоотведения с передвижных источников загрязнения (илососы и прочая спецтехника).

Комитетом при установлении тарифа на водоотведение на 2022 год в составе НВВ не учтены указанные расходы. Так, орган регулирования ссылается на подпункт «г» пункта 7 и подпункт «б(1)» пункта 10 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641 (далее – Правила № 641), согласно которым перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций должен включаться в техническое задание на разработку и корректировку инвестиционной программы и в инвестиционную программу соответственно.

При этом Комитет отмечает, что письмом АО «ЭКОПРОМ» от 04.10.2021 № 531, направленным в адрес органа регулирования в материалах тарифного дела, регулируемой организацией представлен проект корректировки Инвестиционной программы в соответствии с пунктом 10 Правил № 641, в котором в разделе «Перечень мероприятий по защите централизованных систем водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций» отражено мероприятие на 2022 год «Видеонаблюдение за сетями водоотведения в промышленной зоне «Обухово» для исключения несанкционированных сбросов загрязняющих веществ с передвижных источников, а также предотвращению аварийных ситуаций (приобретение 4-х камер, телевизора, ежемесячная абонентская плата)» на сумму 66,00 тыс. руб.

Таким образом, АО «ЭКОПРОМ» рассматриваемые расходы были заявлены в рамках корректировки Инвестиционной программы на 2022 год.

В свою очередь в составе Технического задания на корректировку инвестиционной программы АО «ЭКОПРОМ» на 2020-2022 гг., утвержденного распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 21.09.2021 № 192, указанные мероприятия не предусмотрены, в связи с чем не учтены Комитетом в составе Инвестиционной программы АО «ЭКОПРОМ» на 2020-2022 гг. (с изменениями от 19.11.2021 № 123-р).

Стоит отметить, что утвержденная Инвестиционная программа на 2022 год не оспаривается АО «ЭКОПРОМ».

Комитет также отмечает, что в составе тарифной заявки АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год не были предоставлены обосновывающие документы по рассматриваемой статье затрат.

При этом представленные АО «ЭКОПРОМ» в адрес ФАС России материалы не содержат расчет и обоснования заявленных в ФАС России требований в размере 66,00 тыс. руб.

В качестве обоснования заявленных требований на 2022 год АО «ЭКОПРОМ» представлены: копия договора об оказании услуг связи между АО «ЭКОПРОМ» и АО «Северен-Телеком» от 20.07.2020 № 910-20, товарная накладная от 16.10.2020 № 2248 о приобретении комплекта на 3 WIFI камеры видеонаблюдения 2Мп Ps-Link XMD203, а также копия договора об оказании услуг связи с ПАО «МегаФон» от 23.11.2020 № 163690325, по которому отсутствует информация о стоимости услуг.

Однако обосновывающие материалы АО «ЭКОПРОМ» не содержат документов, подтверждающих фактическую оплату услуг по вышеуказанным договорам за 2020-2021 гг.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия со стороны регулируемой организации представленного в адрес ФАС России экономического обоснования заявленных требований по рассматриваемой статье затрат, в том числе расчета и обоснования заявленных в ФАС России требований в размере 66,00 тыс. руб., документов, подтверждающих фактическую оплату услуг по договорам об оказании услуг связи за 2020-2021 гг., а также учитывая, что расходы на мероприятия по защите централизованных систем водоотведения были заявлены АО «ЭКОПРОМ» в Комитет в рамках корректировки Инвестиционной программы на 2022 год, требования АО «ЭКОПРОМ» не подлежат удовлетворению.

6. Сумма корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности предыдущих периодов регулирования.

Исходя из расчета требований АО «ЭКОПРОМ», отраженного в заявлении, регулируемая организация просит осуществить возврат средств, исключенных органом регулирования при осуществлении корректировки НВВ Заявителя за 2018-2020 гг., в размере (- 626,58) тыс. руб.

Комитетом при тарифном регулировании на 2022 год учтена корректировка НВВ по итогам деятельности АО «ЭКОПРОМ» в том числе за 2018 год (+ 1 379,84 тыс. руб.), 2019 год (+ 283,68 тыс. руб.) и 2020 год (- 2 290,10 тыс. руб.).

Однако в заявлении АО «ЭКОПРОМ» отсутствуют требования, основания и обоснования неправомерности действий органа регулирования при учете размера корректировки на 2022 год в размере (- 626,58) тыс. руб. Кроме того, отсутствуют необходимые обосновывающие документы и расчеты со стороны Заявителя.

При этом в заявлении АО «ЭКОПРОМ» отражает несогласие с тем, что по итогам рассмотрения результатов деятельности АО «ЭКОПРОМ» за 2020 год Комитет не учел в составе нормативной прибыли сумму в размере 959,21 тыс. руб., уплаченную АО «ЭКОПРОМ» в 2020 году в качестве суммы основного долга и процентов по нему.

Орган регулирования отмечает, что АО «ЭКОПРОМ» не была заявлена корректировка НВВ при установлении тарифа на 2022 год, что подтверждается отсутствием значения про строке «Корректировка НВВ» в Приложении 7 к Методическим указаниям № 1746-э, представленном АО «ЭКОПРОМ» в материалах тарифного дела.

Согласно пункту 23 Основ ценообразования № 406 при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

При этом согласно отчету о движении денежных средств за 2020 год, направленному АО «ЭКОПРОМ» в материалах тарифного дела в Комитет и в адрес ФАС России, а также согласно итогам деятельности АО «ЭКОПРОМ» за 2020 год, размещенным регулируемой организацией на внутреннем портале ИАС Санкт-Петербурга в шаблоне WATER.CALC.D.QV.4.178_v.1.3_ИТОГИ_2020.xls, АО «ЭКОПРОМ» не производились выплаты по основному догу, а также проценты по нему в 2020 году в общем размере 959,21 тыс. руб.

Комиссия ФАС России также отмечает, что АО «ЭКОПРОМ» представлен незаверенный анализ счета 67, а также незаверенная ОСВ по счету 67 за 2020 год.

Таким образом, в нарушение положений пункта 23 Основ ценообразования № 406 регулируемой организацией не представлены необходимые документы, подтверждающие несение денежных средств на возврат кредита и процентов по нему в 2020 году, в сумме 959,21 тыс. руб., в связи с чем требования «ЭКОПРОМ» в части учета средств за 2020 год в размере 959,21 тыс. руб. не подлежат удовлетворению.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между АО «ЭКОПРОМ» и Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (исх. от 14.03.2022 № 94, вх. от 15.03.2022 рег. № 44906/22), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга нарушившим пункты 24 и 65 Основ ценообразования, пункты 20, 25 Правил регулирования тарифов № 406 при установлении тарифа на услуги водоотведения распоряжением Комитета от 10.12.2021 № 186-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2017 № 199».

2. Частично удовлетворить требования АО «ЭКОПРОМ», указанные в заявлении о рассмотрении досудебного спора (разногласий) с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (исх. от 14.03.2022 № 94, вх. от 15.03.2022 рег. № 44906/22).

3. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.09.2022 (включительно) предписать провести дополнительный анализ обосновывающих материалов, запросив, при необходимости, документы у АО «ЭКОПРОМ», по расходам на транспортный налог на 2022 год, по результатам которого, в случае подтверждения АО «ЭКОПРОМ» экономической обоснованности заявленных расходов, учесть вышеуказанные расходы в составе необходимой валовой выручки АО «ЭКОПРОМ» на 2022 год в экономически обоснованном размере согласно мотивировочной части настоящего решения с учетом положений Основ ценообразования № 406, подробно отразив полученный анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в срок до 01.09.2022 принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифа АО «ЭКОПРОМ» на водоотведение на 2022 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 406 во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, предписанного настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения об установлении (корректировке) цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписывается настоящим решением;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принималось решение, во исполнение настоящего решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (корректировке) тарифа для АО «ЭКОПРОМ» в сфере водоотведения, в котором подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении АО «ЭКОПРОМ» (исх. от 14.03.2022 № 94, вх. от 15.03.2022 рег. № 44906 /22).

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
ИНН 7826692894, ОГРН 1037851017973
АО "ЭКОПРОМ"
ИНН 7816035716, ОГРН 1027807973710