Решение №СП/32933/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» апреля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК», Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края (далее – орган регулирования, Комитет) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника отдела развития коммунального хозяйства Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации <...>, председателя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, начальника отдела экспертизы в ТЭК Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, консультанта отдела экспертизы в ТЭК Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...>, заместителя директора по экономике и финансам АО «ДГК» <...>, представителя по доверенности АО «ДГК» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения АО «Дальневосточная генерирующая компания».

Заявление АО «ДГК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Спор возник с Комитетом, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 19.10.2022 № 36/1 в индивидуальном порядке установлен размер платы за подключение к системе теплоснабжения АО «ДГК» объекта «Тепломагистраль № 35 от Хабаровской ТЭЦ-3 в городе Хабаровске» (далее – постановление).

Размер стоимости технологического присоединения к системе теплоснабжения АО «ДГК», установленный постановлением, составляет 1 084 188,31 тыс. руб. (без НДС) в расчете на подключаемую нагрузку 262,5 Гкал/час.

Стоимость технологического присоединение, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 143 816,51 тыс. руб. (без НДС).

Государственное регулирование платы за подключение к системе теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Согласно представленным в ФАС России материалам между АО «ДГК» и ООО «Интеллектуальные коммунальные системы Хабаровск» заключен договор о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения АО «ДГК» от 15.11.2022 № 1442/71-22 (далее – Договор).

Согласно пункту 2.2.1 настоящего Договора АО «ДГК» в целях подключения объекта капитального строительства ООО «Интеллектуальные коммунальные системы Хабаровск» (далее – ООО «ИКС-Хабаровск») обязуется осуществить действия по развитию (реконструкции) тепловых сетей источника ТЭЦ-3, а именно строительство тепломагистрали ТМ-35 по территории ХТЭЦ-3 и реконструкцию насосного оборудования ПНС1, ПНС2 внутристанционных тепловых сетей.

Размер платы за подключение согласно Договору составил 1 301 025 972,00 руб. в т.ч. НДС 216 837 662,00 руб. из которых:

- расходы на проведение мероприятий по подключению (подготовка условий подключения, проверка выполнения условий подключения, фактические действия по подключению объектов к сетям в точке присоединения) – 46 944 руб. (с НДС);

- расходы на развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей (строительство тепломагистрали ТП-35 по территории ХТЭЦ-3 и реконструкцию насосного оборудования ПНС1, ПНС2 внутристанционных тепловых сетей) – 1 300 979 028 руб. (с НДС).

Согласно отзыву Комитета, на момент подачи заявления в целях установления индивидуальной платы за технологическое присоединение объектов ООО «ИКС-Хабаровск» в адрес органа регулирования в числе оснований был предоставлен проект договора без реквизитов и заявка ООО «ИКС-Хабаровск». Планируемый срок ввода в эксплуатацию согласно заявке ООО «ИКС-Хабаровск» - 30.01.2024.

Иных данных, в том числе письма ООО «ИКС-Хабаровск» на изменение срока подключения объекта капитального строительства в адрес Комитета представлено не было. Таким образом, при расчете платы за технологическое присоединение Комитет руководствовался сроками, указанными в заявке ООО «ИКС-Хабаровск».

Одновременно с этим, орган регулирования ссылается на то, что рассматриваемый объект капитального строительства является предметом концессионного соглашения от 30.08.2022, заключенного между ООО «ИКС-Хабаровск» и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, последнее лицо правоотношений выступает в качестве концедента.

Комитет также ссылается на письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 13.10.2022 № 16009, согласно тексту которого, концессионер планирует ввести объект в эксплуатацию в январе 2024 г.

В дополнение орган регулирования ссылается на то, что АО «ДГК», как квалифицированный участник правоотношений регулируемого вида деятельности «подключение к системе теплоснабжения», должно было оценить возможность реализации подключения объекта в предложенные ООО «ИКС-Хабаровск» сроки и, в случае невозможности подключения в срок 18 месяцев, внести необходимые мероприятия в инвестиционную программу, что позволило бы продлить срок подключения до 3-х лет.

Согласно отзыву, АО «ДГК» не внесло вышеуказанных изменений в инвестиционную программу до момента направления заявления об установлении платы в адрес Комитета.

Исходя из представленных материалов, ФАС России было установлено следующее.

Согласно пункту 55 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2115 (далее – Правила подключения), дата подключения определяется исходя из даты заключения договора о подключении и срока подключения, определяемого в соответствии с настоящим пунктом.

Нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны заявителем в заявке на заключение договора о подключении.

Если более длительные сроки подключения указаны в инвестиционной программе исполнителя, а также в инвестиционных программах организаций, владеющих на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, с которыми заключены договоры о подключении, в связи с обеспечением технической возможности подключения, срок подключения не должен превышать 3 года.

Отмечаем, что в соответствии с пунктом 41 Правил подключения в случае необходимости установления платы за подключение в индивидуальном порядке при отсутствии технической возможности подключения или в случае необходимости установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки при наличии технической возможности подключения подписанный проект договора о подключении направляется заявителю в 2 экземплярах в течение 20 рабочих дней со дня установления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения платы за подключение.

Порядок открытия дел об установлении платы за подключения (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения регламентирован положениями раздела IV(1) Правил регулирования.

Пунктом 39(5) Правил регулирования предложение об установлении платы за подключение состоит из заявления регулируемой организации об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения и необходимых материалов.

Исчерпывающий перечень документов и материалов, предоставляемых одновременно с заявлением утвержден пунктом 39(6) Правил регулирования.

Так, одновременно с заявлением в целях установления платы за подключение по индивидуальному проекту к системе теплоснабжения необходимо предоставлять следующий перечень документов:

а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимого имущества (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);

б) расчет расходов, включаемых в состав платы за подключение (сметы для определения расходов на строительство (реконструкцию), с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета;

г) расчет платы за подключение;

д) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (проект инвестиционной программы);

е) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Законодательно не установлено право или обязанность органа регулирования руководствоваться сроками подключения, обозначенными в заявлении заинтересованного в технологическом присоединении лица. При этом, на момент подачи заявки в целях установления платы по индивидуальному проекту у АО «ДГК» в силу пункта 41 Правил подключения отсутствовал подписанный Договор.

Следует отметить, что упомянутое выше письмо Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 13.10.2022 № 16009 подтверждает, что заданием и основными мероприятиями по созданию объекта концессионного соглашения предусмотрено строительство новых сетей протяженностью 10 629 м в 2022-2024 гг. без детализации по месяцам.

Дополнительно сообщаем, что согласно Приложению № 3 к концессионному соглашению в отношении объекта теплоснабжения «Тепломагистраль № 35 от Хабаровской ТЭЦ-3 в городе Хабаровске» от 30.08.2022 г. концессионер обязан осуществить следующие мероприятия по созданию объекта соглашения:

- строительство новых тепловых сетей – 2024 г;

- реконструкция сетей теплоснабжения – 2041 г.;

- создание материально-технической базы (передвижная автомастерская, материалы, оборудование и пр.), обеспечивающей функционирование системы – 2024 г.

Иной, в том числе годовой или помесячной, детализации сроков исполнения мероприятий по созданию объекта соглашения концессионным соглашением не предусмотрено.

В дополнение необходимо отметить, что АО «ДГК» является территориальной генерирующей компанией, осуществляющей деятельность по производству электрической и тепловой энергии на территории Дальнего Востока.

В силу соответствия АО «ДГК» подпункту «г» пункта 1 Критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977, инвестиционная программа АО «ДГК» утверждается по согласованию с Минэнерго России.

Таким образом, порядок утверждения инвестиционной программы для АО «ДГК» регламентирован Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 (далее – Правила инвестиционных программ).

Пунктом 13 Правил инвестиционных программ установлено, что субъекты электроэнергетики одновременно с заявлением в том числе предоставляют финансовый план субъекта электроэнергетики.

Финансовый план субъекта электроэнергетики и паспорта инвестиционных проектов направляются в форме электронных документов в соответствии с формами, правилами заполнения указанных форм и требованиями к их форматам, утверждаемыми приказом Минэнерго России от 13.04.2017 № 310 «Об утверждении формы финансового плана субъекта электроэнергетики, правил заполнения указанной формы и требований к форматам электронных документов, содержащих информацию о финансовом плане субъекта электроэнергетики».

Принимая во внимание положения указанных форм и требований к их заполнению, соответствующие субъекты электроэнергетики в случае необходимости внесения изменения в инвестиционную программу одновременно с заявлением предоставляют в Минэнерго России финансовый план в соответствии с фактическим затратами исходя из заключенных договоров технологического присоединения.

Учитывая изложенное, внесение изменений в инвестиционную программу АО «ДГК» возможно только по результатам согласования платы в рамках Договора.

Согласно отзыву Комитета, АО «ДГК» 06.10.2022 обратилось с заявлением в орган регулирования в целях установления платы по индивидуальному проекту.

Заседание правления Комитета по вопросу установления платы на подключение к системе теплоснабжения АО «ДГК» состоялось 19.10.2022.

В приложении к заявлению АО «ДГК» была также приложена оферта Договора.

Срок исполнения обязательств АО «ДГК» по подключению установлен пунктом 1.3 оферты Договора и составлял на момент подачи заявки 3 года со дня заключения Договора.

Исходя из смысла и взаимосвязи норм пунктов 41 и 55 Правил подключения, принимая во внимание факт, что на момент установления платы оферта Договора не была подписана, АО «ДГК» было вправе в течении 20 рабочих дней с момента установления платы Комитетом (19.10.2022) подписать оферту Договора с ООО «ИКС-Хабаровск», дата окончания мероприятий по технологическому присоединению, при условии их непревышения нормативного срока 18 месяцев, таким образом, выпадает на первое полугодие 2024 года.

Следовательно, при установлении платы Комитету надлежало учесть прогнозные индексы производителей в отношении мероприятий, реализация которых назначена на 2024 г.

Дополнительно сообщаем, что срок подключения, указанный в договоре о подключении, может быть продлен по соглашению сторон на основании обращения заявителя, а также по иным основаниям, предусмотренным пунктами 7, 46, 53 и абзацем третьим пункта 58 Правил подключения.

Отмечаем, что протоколом разногласий к Договору от 15.12.2022 установлена новая, согласованная сторонами редакция пункта 1.3 Договора, согласно которой срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению объекта ООО «ИКС-Хабаровск» осуществляется в два этапа:

- 1 этап – 50 Гкал/час до 01.07.2024 г.;

- 2 этап – 212,5 Гкал/час до 01.06.2025 г.

Согласованная редакция Договора подписана ООО «ИКС-Хабаровск» 30.12.2022.

В соответствии с пунктом 111(1) Основ ценообразования № 1075 при установлении органом регулирования платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки или в индивидуальном порядке в 2022 и 2023 годах стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется исходя (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах) из рыночных цен, сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, подтвержденных договорами и (или) предложениями поставщиков, подрядчиков, полученных в ответ на запросы регулируемой организации, а в случае их отсутствия - на основе данных федеральных единичных расценок и (или) территориальных единичных расценок с применением к ним фактических и прогнозных индексов цен производителей, установленных для соответствующих видов экономической деятельности в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что мероприятия по технологическому присоединению спорного объекта капитального строительства в рамках Договора будет осуществляться в период до 2025 года включительно, органу регулирования надлежало учесть соответствующий прогнозный индекс цен производителей в отношении тех мероприятий, исполнение которых запланировано на 2024 г. согласно Договору.

Учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «ДГК» и Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края нарушившим пункт 111(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 172(2) Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э.

2. Частично удовлетворить требования АО «ДГК», указанные
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края (исх. от 26.12.2022 № 01.1/23168; рег. от 10.01.2023 № 1613/23).

3. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 15.05.2023 произвести перерасчет, а также пересмотреть размер платы за подключение объекта капитального строительства «Тепломагистраль № 35 от Хабаровской ТЭЦ-3 в городе Хабаровске» с учетом мотивировочной части настоящего решения.

4. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие исполнение настоящего решения.

5. Отказать АО «ДГК» в удовлетворении остальной части требований.

Связанные организации

АО "ДГК"
ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769
Хабаровское УФАС России
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530