Решение №СП/36432/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» мая 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» (далее – АО «МГТЭС», Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, начальника управления технической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, начальника управления экономической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...> советника управления экономической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, советника управления экономической экспертизы Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, ведущего советника Региональной энергетической комиссии Сахалинской области <...>, начальника финансово-экономической службы АО «Мобильные ГТЭС» <...>, главного специалиста — руководителя группы тарифообразования финансово-экономической службы
АО «Мобильные ГТЭС» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (рег. от 20.02.2023 № 25616/23).

Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области
от 24.11.2022 № 142-Э в отношении Заявителя установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей в границах муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области на острове Кунашир на 2023 год, а также пересмотрены долгосрочные параметры регулирования в отношении деятельности по производству электрической энергии, установленные на 2022-2026 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением на 2023 год, составляет 1 134 577,6 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, с учетом заявленных требований составляет 1 631 840,95 тыс. руб.

Тарифы на электрическую энергию для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2022-2026 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено РЭК, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Расходы на формирование нормативного запаса топлива

38 623,94

718,6

37 905,34

2

Расходы на хранение топлива

16 195,6

9 951,6

6 244,00

3

Расходы на формирование аварийного запаса материалов для генерирующего оборудования электростанций (без электрической части)

56 452,13

2 416,33

54 035,80

4

Расходы на формирование аварийного запаса материалов, запасных частей инструментов и оборудования (электрическая часть электростанций, объекты электрических сетей, топливное хозяйства, АСУТП)

24 521,83

7 916,49

16 605,34

5

Расходы на оплату труда

157 392,88

120 672,70

36 720,18

6

Обязательные страховые взносы

47 406,74

36 346,00

11 060,14

7

Расходы на охрану объектов электроэнергетики

111 888,12

13 212,10

98 676,02

8

Технический аудит ГеоТЭС Менделеевская

24 896,62

0,00

24 896,62

9

Командировочные расходы

26 774,40

141,60

26 632,80

10

Расходы на компенсацию аренды жилья работникам

3 000,00

0,00

3 000,00

11

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

43 476,40

3 532,00

39 943,90

12

Недополученные (выпадающие) доходы за 2020 год

88 687,75

0,00

88 687,75

13

Налог на прибыль

78 146,63

24 482,30

53 664,33

 

Итого по статьям

717 463,04

219 390,82

498 072,22

Общая сумма разногласий составила 498 072,22 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019
№ 686/19 (далее – Методические указания № 686/19).

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 78 (2) Основ ценообразования № 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются регулирующими органами в соответствии с настоящим пунктом и методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования:

базовый уровень операционных расходов;

индекс эффективности операционных расходов;

целевые показатели энергосбережения и энергетической эффективности.

Указанные долгосрочные параметры регулирования пересматриваются в случае изменения установленной мощности объекта по производству электрической энергии.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2023 год, баланс мощности на 2023 год принят на уровне 22 529,0 кВт, из них по ДЭС п.г.т. Южно-Курильск – 19 844,0 кВт (на уровне 2022 года), ВДЭС с. Головнино –
2 685,0 кВт (в 2022 году мощность установлена на уровне 2 085,0 кВт; приобретены три дизель-генераторные установки (далее – ДГУ) «MOTOR» АД500-Т400 по договору купли-продажи движимого имущества от 10.06.2022 № 956936, заключенному с ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»).

Объект «Менделеевская ГеоТЭС» с мощностью 7 400,0 кВт был передан в безвозмездное пользование по договору от 05.05.2022 № 5/2022, заключенному с администрацией муниципального образования «Южно-Курильский городской округ».

Органом регулирования долгосрочные параметры регулирования были пересмотрены с 2023 года в соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования № 1178.

1. «Статья разногласий «Расходы на формирование нормативного запаса топлива».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на формирование нормативного запаса топлива в сумме 38 623,94 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 718,6 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 37 905,34 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет «Расходы на формирование нормативного запаса топлива на 2023 год» - пункт 1.10 Описи обосновывающих материалов к заявлению о корректировке необходимой валовой выручки на 2023 год, долгосрочных цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую АО «МГТЭС» потребителя на острове Кунашир Сахалинской области от 29.04.2022 № МГТЭС/01.00/541 (далее – Опись);

- отчет о движении топлива за 2021 год;

- приказы Минэнерго России об утверждении нормативных запасов топлива на 2022 год: от 29.10.2021 № 1170, от 07.12.2021 № 1259, от 28.02.2022 №№ 147, 148, 149, 150 (пункты 4.2 - 4.7 Описи);

- письмо Минэнерго России от 18.05.2022 № 05-2791;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям;

- письмо АО «МГТЭС» от 20.11.2022 № МГТЭС/01.00/1548 о направлении дополнительной информации.

В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования № 1178 расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются в том числе на основе нормативов создания запасов топлива (за исключением ядерного), рассчитываемых в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

АО «МГТЭС» в рамках тарифного дела были заявлены расходы на формирование нормативных запасов топлива в сумме 121 391,017 тыс. руб. исходя из объема 1 718,0 т.н.т. и цены топлива в размере 70 658,33 руб./т.н.т.

Объем топлива был определен АО «МГТЭС» по приказу Минэнерго России
от 29.01.2021 № 1170 на уровне минимального значения (январь 2022 года).

Органом регулирования на 2023 год расходы на создание нормативного запаса топлива сформированы в размере 718,6 тыс. руб. исходя из объема неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) в размере 239 тонн (исходя из приказа Минэнерго России от 17.09.2021 № 913) и разницы в ценах на топливо, учтенных РЭК Сахалинской области на 2022 и 2023 годы (65 569,00 руб./тонну –
62 535,28 руб./тонну).

РЭК Сахалинской области отмечает, что в материалы тарифного дела
АО «МГТЭС» были представлены приказы Минэнерго России 2021-2022 гг. об установлении нормативов создания запасов топлива помесячно на 2022 год без разбивки на ННЗТ и НЭЗТ.

Кроме того, указанные приказы Минэнерго России были приняты в соответствии с Порядком создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденным приказом Минэнерго России от 22.08.2013 № 469 (далее – Порядок № 469), который утратил силу с 1 марта 2022 года в связи с утверждением нового порядка приказом Минэнерго России от 27.11.2020 № 1062.

Утвержденные Минэнерго России нормативы запасов топлива на 2023 год в соответствии с новым порядком, утвержденным приказом Минэнерго России от 27.11.2020 № 1062 (далее – Порядок № 1062), в орган регулирования Заявителем не были представлены.

Заявитель считает необоснованным учет РЭК Сахалинской области расходов исключительно на создание ННЗТ при необходимости учета также расходов на создание нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ) в составе НВВ регулируемой организации на 2023 год в общем объеме 817 тонн (цена не оспаривается).

НЭЗТ в объеме 817 тонн утвержден приказом Минэнерго России от 08.12.2022 № 1296 и является минимальным значением 2023 года (значение января 2023 года). Указанным приказом Минэнерго России ННЗТ в отношении АО «МГТЭС» не утвержден.

ФАС России отмечает, что на момент утверждения тарифов в сфере электроэнергетики для АО «МГТЭС» действовал Порядок № 1062, в соответствии с пунктами 9, 42 которого с 01.03.2022 владельцы ТЭС должны создавать общий нормативный запас топлива (далее – ОНЗТ), который состоит из ННЗТ и НЭЗТ. Владельцы ТЭС при контроле обеспечения нормативных значений запасов топлива должны учитывать созданные запасы топлива таким образом, чтобы суммарная величина запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) ТЭС и отгруженного владельцу ТЭС, составляла 100% ОНЗТ.

Кроме того, пунктом 43 Порядка № 1062 установлена обязанность владельцев ТЭС довести объем топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) ТЭС, до утвержденных нормативов соответствующего месяца в случае снижения фактических запасов топлива на ТЭС ниже указанных нормативов.

Необходимость обеспечения владельцем ТЭС утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов запаса топлива в полном объеме в течение соответствующего месяца подтверждена в том числе письмом Минэнерго России от 18.05.2022 № 05-2791.

Также ФАС России отмечает, что учет в расчете ННЗТ необходимости бесперебойного энергоснабжения потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, а также объектов систем теплоснабжения (тепловых пунктов, насосных станций, собственных нужд источников тепловой энергии) в отопительный период, который был предусмотрен Порядком № 469, новым Порядком № 1062 не предусмотрен. Иными словами, создание ННЗТ не ставится в зависимость от наличия определенного круга потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Приказы Минэнерго России об утверждении нормативных запасов топлива на 2022 год в отношении АО «МГТЭС» в связи с принятием нового Порядка № 1062 не отменены.

Кроме того, АО «МГТЭС» в ФАС России и орган регулирования был представлен помесячный отчет о движении топлива за 2021 год в разрезе использования по источникам электроснабжения, складам и танкерам с приложением анализа счета 20.01. В соответствии с указанным отчетом средний объем остатков топлива за 2021 год составил 1 204,2 тонны при учтенных органом регулирования на 2021 год нормативных запасов топлива в объеме 7,79 тонн. Результаты анализа данного отчета органом регулирования не представлены.

Представленные АО «МГТЭС» 16.11.2022 и 20.11.2022 дополнительные материалы о фактических остатках топлива в 2022 году органом регулирования не учитывались, поскольку были направлены в нарушение сроков, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов)
с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 2053) (правление проходило 17.11.2022).

Учитывая обязанность создания нормативных запасов топлива, предусмотренную Порядком № 1062, обязанность учета данных расходов, предусмотренную пунктом 21 Основ ценообразования № 1178, фактическое создание АО «МГТЭС» запасов топлива, в целях бесперебойного и качественного электроснабжения потребителей о. Кунашир расходы на НЭЗТ подлежат учету в составе НВВ АО «МГТЭС» на уровне минимального нормативного значения на 2023 год за вычетом ранее учтенного ННЗТ.

По расчету Заявителя расходы на формирование нормативных запасов топлива на 2023 год должны составлять: 578*65569+239*(65569-62535,28) = 38 623,94 тыс. руб.

По расчету ФАС России расходы на формирование нормативных запасов топлива на 2023 год должны составлять: 578*65569 = 37 898,9 тыс. руб.

Учет 239 тонн в 2021-2022 гг. подразумевает создание данного объема топлива за счет тарифов в 2021-2022 гг. Нормативный запас топлива на 2023 год должен быть уменьшен на 239 тонн как уже созданный и находящийся на хранении.

Дополнительно ФАС России отмечает, что фактические расходы за 2022 год подлежат учету при тарифном регулировании на 2024 год.

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на формирование нормативного запаса топлива» подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 37 180,3 тыс. руб.

2. Статья разногласий «Расходы на хранение топлива».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на хранение топлива в сумме 16 195,6 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 9 951,56 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 6 244,00 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет стоимости хранения технологического топлива на 2023 год;

- приказы Минэнерго России об утверждении нормативных запасов топлива на 2022 год: от 29.10.2021 № 1170, от 07.12.2021 № 1259, от 28.02.2022 №№ 147, 148, 149, 150 (пункты 4.2 - 4.7 Описи);

- договор возмездного оказания услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 04.02.2022 № 31-ПХ/21 с ООО «Топливно-Снабжающая компания»;

- протокол центральной закупочной комиссии от 27.12.2021 № 32021/427;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.09.2022
№ МГТЭС/01.00/1242 об учете расходов на хранение топлива;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.10.2022
№ МГТЭС/01.00/1422 о направлении уточненных предложений по тарифам на 2023 год с приложением уточненного расчета расходов на хранение топлива;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 20.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1548 о направлении дополнительной информации к разногласиям к экспертным заключениям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе, расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Органом регулирования расходы на хранение топлива рассчитаны исходя из объема топлива в размере 10 189,88 тонн с учетом ННЗТ (239 тонн) и стоимости услуг по хранению 1 тонны топлива в размере 976,71 руб. (на уровне цены 2022 года с учетом ИПЦ на 2023 год в размере 1,060).

Цена по договору возмездного оказания услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 04.02.2022 № 31-ПХ/21 с ООО «Топливно-Снабжающая компания» РЭК Сахалинской области не учтена, поскольку договор заключен без проведения конкурентных процедур.

Представленные АО «МГТЭС» 16.11.2022 и 20.11.2022 дополнительные материалы о фактических расходах на хранение топлива в 2022 году органом регулирования не учитывались, поскольку были направлены в нарушение сроков, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4 постановления № 2053, что является правомерным.

АО «МГТЭС» отмечает, что в соответствии с протоколом центральной закупочной комиссии от 27.12.2021 № 32021/427 альтернативные предложения по данным услугам на изолированной территории острова Кунашир отсутствуют.
ООО «Топливно-Снабжающая компания» является единственным поставщиком, производителем, подрядчиком услуг по хранению топлива на о. Кунашир. Привлечение контрагентов из других регионов (например, близлежащих островов) делают такое привлечение экономически невыгодным, а также не создают необходимых условий надежности топливообеспечения электростанций.

Отсутствие иных поставщиков услуг по хранению топлива подтверждается решением Арбитражного суда Сахалинской области от 15.02.2019 по делу
№ А59-6390/2018, которым установлено, что ООО «Топливно-Снабжающая компания» является единственным хозяйствующим субъектом на товарном рынке услуг по хранению топлива с 100 % долей на нем.

Дополнительно ФАС России отмечает, что отсутствие конкурентного рынка по оказанию услуг хранения топлива подтверждается в том числе письмом Сахалинского УФАС России от 05.04.2023 № 08-497эл.

ФАС России отмечает, что заключение договора с единственным поставщиком ввиду отсутствия рынка как такового является объективной причиной заключения договора без проведения торгов.

В этой связи органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по договору, заключенному с единственным поставщиком, в разрезе себестоимости услуги по хранению топлива по составляющим (амортизация, оплата труда, охрана, налоги и т.д.).

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на хранение топлива» подлежат частичному удовлетворению.

3. Статья разногласий «Расходы на формирование аварийного запаса материалов для генерирующего оборудования электростанций (без электрической части)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер данных расходов в сумме 56 452,13 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 2 416,33 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 54 035,8 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет «Расходы на ТО и ремонты генерирующего оборудования на 2023 год» в разбивке по каждому агрегату (ДГУ) – пункт 2.6 Описи;

- плановый объем ремонтов основного оборудования на 2023 год в разбивке по каждому агрегату (ДГУ) – пункт 10.1.1 Описи;

- нормы расхода материалов на ремонт и техническое обслуживание ДГУ (с выделением нормы аварийного запаса) по видам агрегатов – пункты 10.1.2 - 10.1.12 Описи;

- коммерческие предложения на материалы для ремонтов и технического обслуживания ДГУ – пункт 10.2 Описи;

- отчет по расходам на ремонт основных средств за 2021 год с детализацией по каждому агрегату и первичным документам (требованиям-накладным) – 32.3.13 Описи;

- акты обследования технического состояния ДГУ (приложение к заявлению от 25.11.2020 № МГТЭС/01.00/1198 об установлении тарифов на 2021 год);

- материалы обследования технического состояния ДГУ (приложение к заявлению от 23.04.2021 № МГТЭС/01.00/434 об установлении тарифов на 2022 год);

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.10.2022
№ МГТЭС/01.00/1422 о направлении уточненных предложений по тарифам на 2023 год с приложением уточненного расчета расходов на формирование аварийного запаса.

В соответствии с пунктом 41 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25.10.2017 № 1013 (далее – Правила № 1013), субъекты электроэнергетики должны создавать аварийный запас оборудования, запасных частей и материалов для устранения последствий аварий и технологических нарушений (отказов, неисправностей), возникающих в процессе эксплуатации с целью минимизации материального ущерба за счет сокращения времени обеспечения МТР, необходимыми для восстановительных или превентивных работ.

АО «МГТЭС» отмечает, что, учитывая факт предоставления в орган регулирования детализированной информации в разрезе по каждому агрегату с указанием номенклатуры и обоснования цен на оборудование, запасные части и материалы, заявленные расходы на формирование аварийного запаса являются обоснованными. Информация о техническом состоянии оборудования (акты обследования) была представлена в орган регулирования в рамках тарифного регулирования на 2021-2022 гг.

Также в обоснование необходимости учета данных расходов Заявитель ссылается на особую актуальность создания аварийного запаса на изолированной и удаленной территории Курильских островов, выражающуюся в сложностях логистики: ограниченность способов доставки (морская перевозка) и длительные сроки поставки по причине удаленности, а также возможные неблагоприятные погодные условия.

Органом регулирования расходы на создание аварийного запаса для генерирующего оборудования электростанций (без электрической части) на 2023 год были определены путем увеличения расходов по данной статье, учтенных при установлении базового уровня операционных расходов на 2022 год, пропорционально установленной мощности всех ДГУ на острове Кунашир (в связи с приобретением в 2022 году трех ДГУ).

Как следует из экспертного заключения органа регулирования от 23.12.2021, на 2022 год расходы по данной статье затрат были учтены в составе НВВ
АО «МГТЭС» в сумме 2 229,36 руб., что соответствует заявке АО «МГТЭС» на 2022 год.

ФАС России отмечает, что пункт 78 (2) Основ ценообразования № 1178 не дает указаний на пересмотр базового уровня операционных расходов с использованием метода экономически обоснованных расходов, сформированных на первый год долгосрочного периода регулирования (2022 год), в связи с чем подход органа регулирования к определению затрат на 2023 год по данной статье является правомерным.

Расходы на создание аварийного запаса для генерирующего оборудования электростанций (без электрической части) на 2022 год должны были быть оспорены АО «МГТЭС» в соответствии с Правилами № 533, в частности в соответствии с пунктом 3, то есть в течение 3-х месяцев со дня, когда АО «МГТЭС» узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил № 533 ФАС России отказывает в рассмотрении разногласий по статье «Расходы на формирование аварийного запаса материалов для генерирующего оборудования электростанций (без электрической части)».

4. Статья разногласий «Расходы на формирование аварийного запаса материалов, запасных частей инструментов и оборудования (электрическая часть электростанций, объекты электрических сетей, топливное хозяйство, АСУТП)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер данных расходов в сумме 24 521,83 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 7 916,49 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 16 605,34 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет потребности аварийного запаса материалов, запасных частей, инструментов и оборудования для обеспечения оперативных, аварийных ремонтов на 2023 год в детализации по каждой позиции номенклатуры – пункт 2.9 Описи;

- расчет затрат на текущий ремонт трансформаторных подстанций на 2023 год – пункт 11.1.1 Описи;

- расчеты потребности в материалах для обслуживания ремонта по видам (классам) объектов электрических сетей – пункты 11.1.2-11.1.5 Описи;

- нормы расхода материалов и изделий на ремонты и техническое обслуживание мачтовых трансформаторных подстанций напряжением 6-20/0,4 кВ и комплектных трансформаторных подстанций напряжением 10/0,4 кВ – пункт 11.3 Описи;

- распоряжение от 10.01.2021 № 7тд «Об утверждении норм и перечня аварийного запаса» - пункт 11.3.1 Описи;

- акты осмотра, акты передачи, дефектные ведомости, локальные сметные расчеты стоимости трансформаторных подстанций – пункты 11.4.1 – 11.4.20 Описи;

- коммерческие предложения поставщиков на материалы для ремонта и технического обслуживания трансформаторных подстанций – пункт 11.6 Описи;

- коммерческие предложения на материалы и запасные части для аварийного запаса прочего оборудования – пункт 12 Описи;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.10.2022
№ МГТЭС/01.00/1422 о направлении уточненных предложений по тарифам на 2023 год с приложением уточненного расчета расходов на формирование аварийного запаса.

Регулируемая организация заявляет расходы на создание аварийного запаса для:

- электрической части дизельных электростанций, прочего оборудования электростанций, АСУТП, электрических сетей – 15 940,23 тыс. руб.;

- ГеоТЭС Менделеевская – 8 783,67 тыс. руб.

В обоснование необходимости учета данных расходов Заявитель ссылается на нормы действующего законодательства, регламентирующего обязанность создания аварийного запаса, а также на особую актуальность создания аварийного запаса на изолированной и удаленной территории Курильских островов, выражающуюся в сложностях логистики: ограниченность способов доставки (морская перевозка) и длительные сроки поставки по причине удаленности, а также возможные неблагоприятные погодные условия.

Органом регулирования в части аварийного запаса для электрической части дизельных электростанций, прочего оборудования электростанций, АСУТП, электрических сетей расходы на 2023 год были определены в сумме
6 097,59 тыс. руб. путем увеличения расходов по данной статье, учтенных при установлении базового уровня операционных расходов на 2022 год
(5 625,78 тыс. руб.), пропорционально установленной мощности всех ДГУ на острове Кунашир (в связи с приобретением в 2022 году трех ДГУ).

Расходы на создание аварийного запаса для электрической части дизельных электростанций, прочего оборудования электростанций, АСУТП, электрических сетей на 2022 год должны были быть оспорены АО «МГТЭС» в соответствии с Правилами № 533, в частности в соответствии с пунктом 3, то есть в течение
3-х месяцев со дня, когда АО «МГТЭС» узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В части создания аварийного запаса для ГеоТЭС Менделеевская, которые учтены органом регулирования в сумме 1 818,9 тыс. руб., ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 1013 состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальном нормативном акте на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

Анализ данных по авариям формируется исходя из данных о повреждениях на объектах электросетевого хозяйства на основании актов расследований аварий, статистических данных субъекта электроэнергетики о массовых отключениях объектов электросетевого хозяйства, вызванных воздействием неблагоприятных метеорологических явлений, формируемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846 «Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике».

Также необходимо отметить, что комплектование аварийного запаса может осуществляться за счет оборудования, демонтированного в результате выполнения ремонтных работ, технического перевооружения, реконструкции объектов электросетевого хозяйства, пригодного к дальнейшему использованию, пригодность которого подтверждена испытаниями в соответствии с требованиями к объему и нормам испытаний электрооборудования.

Ввиду отсутствия в обосновывающих материалах документов, подтверждающих использование аварийного запаса, обосновывающих материалы на оплату по приобретению аварийного запаса оборудования, изделий и материалов, а также по причине отсутствия локального нормативного акта и анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации, требования Заявителя являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

5. Статья разногласий «Расходы на оплату труда».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на оплату труда в сумме 157 392,88 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 120 672,7 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 36 720,18 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расходов на оплату труда;

- смета расходов на осуществление основной деятельности;

- пояснительная записка по расходам на оплату труда и численности персонала при формировании тарифов на производство, передачу и сбыт электрической энергии по генерирующим объектам на 2023 год;

- штатное расписание АО «МГТЭС» Обособленное подразделение «МГТЭС Кунашир»;

- расчет нормативной численности персонала;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 28.10.2022
№ МГТЭС/01.00/1422 о направлении уточненных предложений по тарифам на 2023 год с приложением уточненного расчета расходов на оплату труда;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 20.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1548 о направлении дополнительной информации к разногласиям.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Органом регулирования учтена численность персонала в количестве
90,8 человек, в том числе без учета Менделеевской ГеоТЭС – 87,8 чел., по Менделеевской ГеоТЭС – 3,1 чел.

АО «МГТЭС» заявляет к учету численность персонала в количестве 94,8 чел., в том числе без учета Менделеевской ГеоТЭС – 91,7 чел., по Менделеевской ГеоТЭС – 3,1 чел.

Таким образом, разногласия по численности персонала на объекте «Менделеевская ГеоТЭС» отсутствуют.

В обоснование заявленной численности в количестве 91,7 чел. АО «МГТЭС» ссылается на данные фактической численности персонала за 2021 год, которые были направлены в орган регулирования письмом АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 20.11.2022 № МГТЭС/01.00/1548.

Органом регулирования численность персонала без учета Менделеевской ГеоТЭС была определена в количестве 87,8 чел. (на уровне учтенной численности персонала на 2022 год) в связи с тем, что дополнительные материалы о фактических расходах на оплату труда были направлены в нарушение сроков, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4 постановления № 2053.

ФАС России также отмечает, что пункт 78(2) Основ ценообразования № 1178 не дает указаний на пересмотр базового уровня операционных расходов с использованием метода экономически обоснованных расходов, сформированных на первый год долгосрочного периода регулирования (2022 год).

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату труда» в части численности удовлетворению не подлежат.

Относительно применяемой для определения расходов на оплату труда среднемесячной заработной платы на 1 работника Заявитель считает необходимым учитывать разницу в районном коэффициенте для Курильских островов – 2,0, который существенно превышает средний районный коэффициент для остальных территорий Сахалинской области – 1,6.

Органом регулирования расходы на оплату труда сформированы из среднемесячной начисленной заработной платы по отрасли «Производство, передача и распределение электроэнергии» в Сахалинской области за 2021 год в размере
92 163 руб. с учетом индекса потребительских цен на 2022 год (1,139).

ФАС России отмечает, что учтенная органом регулирования среднемесячная заработная плата работников по данным Федеральной службы государственной статистики содержит обобщенные данные в целом по Сахалинской области, в состав которой входят в том числе Курильские острова, и не учитывает районный коэффициент именно для Курильских островов.

При отсутствии расчетов расходов на оплату труда как со стороны организации, так и со стороны органа регулирования на основании отдельных составляющих (минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда, тарифный коэффициент, доплаты и выплаты, в том числе применение районного коэффициента и др.), требование Заявителя об учете разницы в районных коэффициентах по Сахалинской области и Курильским островам является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

6. Статья разногласий «Обязательные страховые взносы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер обязательных страховых взносов в сумме 47 406,74 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 36 346,6 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 11 060,14 тыс. руб.

Разногласия по проценту отчислений АО «МГТЭС» не заявлены.

Учитывая, что статья расходов «Обязательные страховые взносы» является производной от статьи расходов «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по данной статье удовлетворению не подлежат.

7. Статья разногласий «Расходы на охрану объектов энергетики».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на охрану объектов энергетики в сумме 111 888,12 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 13 212,1 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 98 676,02 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- расчет расходов на услуги по охране объектов на 2023 год – пункт 2.28 Описи;

- коммерческие предложения на оказание услуг по охране от 24.08.2022 с
ООО ЧОП «Легион», от 18.08.2022 с ООО ЧОП «Легис», от 24.08.2022 с ФГУП «Охрана» Росгвардии;

- договор от 16.12.2021 № 21-0102-008 с ООО ЧОП «Легис»;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются, в том числе, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

Заявитель считает необходимым учесть расходы на охрану объектов энергетики из расчета 8 постов (3 на Южно-Курильской ДЭС, 2 ВДЭС Головнино, 2 на Менделеевской ГеоТЭС и 1 в офисном помещении).

1) Без учета Менделеевской ГеоТЭС.

Количество постов на Южно-Курильской ДЭС и ВДЭС Головнино подтверждено паспортами безопасности Южно-Курильской ДЭС и ВДЭС Головино, подписанными членами межведомственной комиссии и согласованными с губернатором Сахалинской области (председателем антитеррористической комиссии).

Указанные паспорта были направлены в орган регулирования в рамках тарифной кампании 2023 года.

Кроме того, как следует из заявления, в офисе ОП «МГТЭС Кунашир» расположен пункт приема платежей от граждан п.г.т. Южно-Курильска и в течение дня в нем может находиться большое количество лиц, не являющихся работниками АО «МГТЭС». С целью предотвращения конфликтных ситуаций, возможных хищений товарно-материальных ценностей в офисе расположен 1 пост круглосуточной охраны.

В обоснование учета 3-х постов охраны вместо заявленных 5-ти орган регулирования ссылается на инвестиционную программу АО «МГТЭС», утвержденную приказом РЭК Сахалинской области от 20.12.2022 № 84, в рамках которой в 4-м квартале 2023 года должен быть реализован проект «Создание системы безопасности».

ФАС России отмечает, что решением ФАС России от 27.06.2022
№ СП/61090/22, принятым по результатам рассмотрения заявления АО «МГТЭС» о разногласиях с РЭК Сахалинской области в сфере электроэнергетики на о. Кунашир (рег. от 18.02.2022 № 26566/22), была дана оценка обоснованности учета органом регулирования расходов на 3 поста охраны по вышеуказанным объектам.

При этом пункт 78(2) Основ ценообразования № 1178 не дает указаний на пересмотр базового уровня операционных расходов с использованием метода экономически обоснованных расходов, сформированных на первый год долгосрочного периода регулирования (2022 год).

Таким образом, в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Правил № 533 ФАС России отказывает в рассмотрении разногласий по статье «Расходы на охрану объектов энергетики» в части объектов Южно-Курильской ДЭС, ВДЭС Головнино и офисного помещения.

3) Менделеевская ГеоТЭС.

РЭК Сахалинской области учтены расходы на охрану по узлу комбинированной выработки «Менделеевская ГеоТЭС» на 2023 год в размере
4 425,9 тыс. руб., сформированные из расчета учтенных данных в тарифе на электрическую энергию о. Кунашир на 2022 год (13 277,7 тыс. руб. на 3 поста охраны), в том числе на вид деятельности «электрическая энергия» в размере
717,79 тыс. руб.

Как следует из заявления о разногласиях, на территории имущественного комплекса Менделеевской ГеоТЭС находится генерирующее оборудование и в отдалении от него на различном расстоянии находятся три скважины и трубопроводы, за счет которых осуществляется теплоснабжение потребителей о. Кунашир, а также обеспечение теплоносителем бинарной энергетической установки Менделеевской ГеоТЭС для производства электроэнергии и электроснабжения потребителей.

По результатам работы межведомственной комиссии в составе представителей ФСБ, Минэнерго России, Росгвардии и МЧС России по Сахалинской области в ноябре 2022 года было установлено, что существующая система инженерно-технических средств охраны и физической защиты объекта не соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012
№ 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». Отдельно указано, что на объекте недостаточно сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите.

Таким образом, по мнению Заявителя, с учетом большой площади охраняемого объекта, значительной отдаленности скважин друг от друга и отсутствием работоспособных инженерно-технических средств охраны, осуществление физической защиты Менделеевской ГеоТЭС должно осуществляться не менее чем двумя постами частного охранного предприятия.

ФАС России отмечает, что необходимость учета расходов на содержание дополнительного поста охраны Заявителем не подтверждена. В орган регулирования не были представлены обосновывающие документы, позволяющие установить необходимость охраны объекта двумя постами одновременно (фактические расходы за 2022 год (направлены в нарушение сроков по подпункту 4 пункта 17 постановления № 2053), акт обследования объекта топливно-энергетического комплекса «Менделеевская ГеоТЭС» от 12.12.2022, протокол от 25.08.2022 № 3(91) совместного заседания антитеррористической комиссии Сахалинской области и оперативного штаба в Сахалинской области (направлен в нарушение сроков по подпункту 4 пункта 17 постановления № 2053), протокол от 10.10.2022 № 4(92) внеочередного заседания Антитеррористической комиссии Сахалинской области, паспорт безопасности ГеоТЭС).

Таким образом, требования Заявителя в части количества постов охраны Менделеевской ГеоТЭС являются необоснованными.

В части цены поста охраны ФАС России отмечает следующее.

Заявителем цена 1 поста охраны сформирована исходя из коммерческих предложений на оказание услуг по охране от 24.08.2022 с ООО ЧОП «Легион», от 18.08.2022 с ООО ЧОП «Легис», от 24.08.2022 с ФГУП «Охрана» Росгвардии в размере 17 743,4 тыс. руб. в год.

Органом регулирования отмечено, что расчет расходов на услуги по охране объектов выполнен организацией не на основании действующего договора от 16.12.2021 № 21-0102-008 с ООО ЧОП «Легис», а на основании коммерческих предложений, что противоречит Основам ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что договор от 16.12.2021 № 21-0102-008 с ООО ЧОП «Легис» действовал до 31.12.2022 включительно. Положений о пролонгации указанный договор не содержит.

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на охрану объектов энергетики» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести анализ рыночных цен на осуществление физической защиты Менделеевской ГеоТЭС по учтенному посту охраны в количестве 1 ед. в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

8. Статья разногласий «Расходы на технический аудит ГеоТЭС Менделеевская».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на технический аудит в сумме 24 896,62 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 24 896,62 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- справка о состоянии дел по финансированию технического аудита ГеоТЭС «Менделеевская»;

- письмо АО «Инспекция по контролю технического состояния объектов электроэнергетики» о готовности оказания услуг технического аудита и стоимости услуг;

- расчет стоимости услуг технического аудита ГеоТЭС;

- переписка относительно неудовлетворительного качества услуг технического аудита, проводимого по муниципальному контракту;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям.

Имущество ГеоТЭС «Менделеевская» было передано АО «МГТЭС» в безвозмездное пользование на основании договора передачи от 05.05.2022 № 5/2022.

В соответствии с указанным договором АО «МГТЭС» обязано поддерживать переданное имущество в исправном состоянии, организовать его эксплуатацию в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и иными нормами эксплуатации в соответствии с действующим законодательством.

В целях выполнения вышеприведенных условий договора необходимо получение достоверных сведений о техническом состоянии ГеоТЭС, строительных конструкциях, зданиях и сооружениях, сетях и системах инженерного обеспечения электростанции - проведение технического аудита. АО «МГТЭС» в заявлении отмечает, что ранее таких обследований не проводилось.

Орган регулирования в обоснование исключения данных затрат отмечает, что администрацией муниципального образования «Южно-Курильский» городской округ от 08.11.2021 № 120/2021 заключен контракт на проведение технологического аудита, в рамках которого ведутся работы по оценке технического состояния объектов по производству электрической энергии (в том числе на стадии приема-передачи имущества) на территории Южно-Курильского округа. Предметом муниципального контракта выступает комплексное инженерно-техническое обследование Менделеевской ГеоТЭС в рамках выполнения работ по объектам: «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах. Первая очередь, о. Кунашир» и «Развитие источников нетрадиционной энергетики на Курильских островах. Первая очередь, о. Кунашир. Повышение надежности». Данное обследование проводится за счет средств местного бюджета.

Отчет по обследованию Менделеевской ГеоТЭС, выполненный ООО «Фама Про» по муниципальному контракту от 08.11.2021 № 120/2021, был направлен на рассмотрение АО «МГТЭС».

АО «МГТЭС» отмечает, что отчет, выполненный ООО «Фама Про», не содержит важных технических сведений, которые могли бы характеризовать достижение целей и задач по строительству электростанции, как объекта реализации федеральной целевой программы. Соответственно, по мнению Заявителя, муниципальный контракт со стороны подрядчика не исполнен и существуют основания для его расторжения.

ФАС России отмечает, что в случае несогласия с отчетом по техническому аудиту АО «МГТЭС» должны проводить соответствующую работу с администрацией муниципального образования «Южно-Курильский» городской округ, а те, в свою очередь, требовать от исполнителя работ устранения выявленных замечаний.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на технический аудит ГеоТЭС Менделеевская» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

9. Статья разногласий «Командировочные расходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер командировочных расходов в сумме 26 774,4 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 141,6 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 26 632,8 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет командировочных расходов на 2023 год;

- ОСВ по счету 20.01 за 2021 год с детализацией по статьям расходов;

- обороты счета 20.01 за 2021 год с детализацией по статьям расходов;

- письмо АО «МГТЭС» в РЭК Сахалинской области от 16.11.2022
№ МГТЭС/01.00/1539 о направлении разногласий к экспертным заключениям;

- письмо АО «МГТЭС» от 20.11.2022 № МГТЭС/01.00/1548 о направлении дополнительной информации.

Орган регулирования в обоснование неучета заявленных расходов отмечает, что исходя из представленных ОСВ за 2021 год оценить экономическую обоснованность заявленных расходов не представляется возможным.

Представленные АО «МГТЭС» 16.11.2022 и 20.11.2022 дополнительные материалы о фактических командировочных расходах в 2022 году органом регулирования не учитывались, поскольку были направлены в нарушение сроков, предусмотренных подпунктом 17 пункта 4 постановления № 2053, что является правомерным.

ФАС России отмечает, что пункт 78(2) Основ ценообразования № 1178 не дает указаний на пересмотр базового уровня операционных расходов с использованием метода экономически обоснованных расходов, сформированных на первый год долгосрочного периода регулирования (2022 год). Затраты 2021 года не могут содержать командировочных расходов по Менделеевской ГеоТЭС в целях, связанных с регулируемой деятельностью, ввиду начала ее фактической эксплуатации в 2022 году и регулирования впервые в 2023 году.

Таким образом, ввиду отсутствия обосновывающих документов требования Заявителя по статье затрат «Командировочные расходы» являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

10. Статья разногласий «Расходы на компенсацию аренды жилья работникам».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на компенсацию аренды жилья работникам в сумме 3 000,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 3 000,00 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расходов на компенсацию аренды жилья работникам, не имеющим в собственности жилья на о. Кунашир;

- положение о формировании социального пакета работников АО «МГТЭС», утвержденное решением Совета директоров АО «МГТЭС» от 06.03.2020 № 208;

- отчет по проводкам между счетами 25.01, 73.03 за 9 месяцев 2022 года;

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 21.01 за 2021 год.

Органом регулирования данные расходы исключены из состава НВВ Заявителя в связи с тем, что в материалы тарифного дела АО «МГТЭС» не был представлен список должностей работников, которым может быть представлена компенсация затрат, в том числе пофамильный список, а также документы, подтверждающие фактически понесенные расходы, в том числе из представленного пофамильного списка.

АО «МГТЭС» письмом от 20.11.2022 № МГТЭС/01.00/1548 были направлены в РЭК Сахалинской области дополнительные материалы: дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, принятыми в штат обособленного подразделения на о. Кунашир и не имеющими в собственности жилья, действующие в период 2021 года и в период 9 месяцев 2022 года, а также договоры аренды жилых помещений, заключенные работниками в период 2021 года и в период 9 месяцев 2022 года.

Поскольку данные материалы были направлены с нарушением сроков, установленных пунктом 12 Правил регулирования № 1178 (с учетом подпункта 17 пункта 4 постановления № 2053), органом регулирования дополнительные соглашения и договоры аренды не анализировались, что является правомерным.

АО «МГТЭС» обосновывает требование об учете затрат на компенсацию аренды жилья тем, что в орган регулирования была представлена исчерпывающая информация, подтверждающая наличие фактических расходов по данной статье и их экономическую обоснованность.

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Согласно пункту 19 Методических указаний № 686/19 базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с пунктом 20 Методических указаний № 760-э.

Как следует из пункта 20 Методических указаний № 686/19, при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), предусмотренные пунктами 18 и 30 Основ ценообразования № 1178, за исключением расходов на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды, определяемых в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 686/19, амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, учет данных расходов Методическими указаниями № 686/19 не предусмотрен.

Кроме того, информация о формировании заявляемых расходов в соответствии с частью 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на компенсацию аренды жилья работникам» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

11. Статья разногласий «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер общепроизводственных и общехозяйственных расходов в сумме 43 476,4 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 3 532,51 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 39 943,9 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлена смета расходов на 2022 год, выполненная на основании общепроизводственных и общехозяйственных расходов за 2021 год по данным оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 25, 26.

Органом регулирования общепроизводственные и общехозяйственные расходы снижены в целях недопущения задвоения административных расходов.

Заявитель отмечает, что штатным расписанием Обособленного подразделения «Мобильные ГТЭС Кунашир» не предусмотрены штатные единицы, которые должны обеспечивать выполнение функционала, необходимого для выполнения регулируемой деятельности на о. Кунашир (например, общее руководство подразделениями исполнительного аппарата, разработка и контроль реализации технической и инвестиционной политики, формирование балансов тепловой энергии, организация и контроль соблюдения требований законодательства в области экологической безопасности и др.). В этой связи дублирование функций исключено.

Иной аргументации по заявленным общепроизводственным и общехозяйственным расходам не представлено.

ФАС России отмечает, что:

1) В состав общехозяйственных и общепроизводственных расходов включены в том числе расходы на амортизацию основных средств, оплату труда и отчисления на социальные нужды, аренду, сырье и материалы, топливо для транспортных средств, работы и услуги производственного характера, налоги, экономически обоснованный размер которых должен определяться в соответствии с Основами ценообразования № 1178.

При этом Заявителем расчеты вышеуказанных расходов в соответствии с пунктами 20, 24, 26, 27, 28 Основ ценообразования № 1178 в орган регулирования и ФАС России не представлены.

2) В обоснование фактических затрат регулируемой организацией представлены только оборотно-сальдовые ведомости за 2021 год, исходя из которых оценить экономическую обоснованность расходов не представляется возможным. Обосновывающие документы к каждой заявленной подстатье общепроизводственных и общехозяйственных затрат в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 отсутствуют.

3) В расчете общепроизводственных и общехозяйственных расходов в качестве затрат учитываются, в том числе, расходы на добровольное медицинское страхование персонала, добровольное страхование работников от несчастных случаев и болезней, расходы на регистрационные взносы за участие в форумах и конференциях, прочие услуги сторонних организаций, прочие работы и услуги производственного характера, не имеющие расшифровок, которые в соответствии с принципами тарифного регулирования учету в составе НВВ регулируемой организации не подлежат.

4) Необходимость включения затрат на центральный аппарат управления в расчет тарифов не подтверждена обосновывающими документами. Отсутствует документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала и регулируемой организации вцелом (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание АУП) и т.д.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Общепроизводственные и общехозяйственные расходы» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

12. Статья разногласий «Недополученные (выпадающие) доходы за 2020 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер недополученных доходов за 2020 год в сумме 88 687,75 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 88 687,75 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие обосновывающие документы:

- расчет недополученного по независящим причинам дохода за 2020 год;

- договор передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества в составе объекта «Объекты электроэнергетики на о. Кунашир» от 25.08.2020
№ 13/2020;

- свод расходов АО «МГТЭС» за 9 месяцев 2020 года;

- отчеты по проводкам счета 97.21 за 9 месяцев 2020 года и за октябрь 2020 года;

- платежные поручения от 28.07.2020 № 3277 и от 14.08.2020 № 3635.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Недополученные доходы за 2020 год заявляются АО «МГТЭС» в рамках следующих статей затрат:

- расходы на конкурс на право безвозмездного пользования имуществом (плата за аукцион) в размере 64 338,7 тыс. руб. Данные расходы являются ценой права на заключение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом. Оплата данной цены является обязательным условием заключения договора на право безвозмездного пользования.

- операционные расходы на обследование получаемого имущества, предэксплуатационные работы (факт за 2020 год до даты передачи имущества (до 01.10.2020)). Осуществление всех необходимых действий и получение всех необходимых решений соответствующих органов для исполнения обязательств до момента передачи имущества является одним из обязательных условий договора передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества от 25.08.2020
№ 13/2020.

ФАС России отмечает, что недополученные (выпадающие) доходы за 2020 год должны были быть оспорены АО «МГТЭС» в соответствии с Правилами № 533, в частности в соответствии с пунктом 3, то есть в течение 3-х месяцев со дня, когда АО «МГТЭС» узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил № 533 ФАС России отказывает в рассмотрении разногласий по статье «Недополученные (выпадающие) доходы за 2020 год».

13. Статья разногласий «Налог на прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер налога на прибыль в сумме 78 146,63 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя в размере 24 482,3 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 53 664,33 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат АО «МГТЭС» в адрес ФАС России и органа регулирования представлен расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

АО «МГТЭС» указывает на то, что приказом РЭК Сахалинской области
от 20.12.2022 № 84 утверждена инвестиционная программа для Заявителя
на 2022-2026 гг., в соответствии с которой объем капитальных вложений из прибыли на 2023 год составляет 312 586,5 тыс. руб. Соответственно, налоговые обязательства АО «МГТЭС» по уплате налога на прибыль за 2023 год составят 78 146,53 тыс. руб.

Органом регулирования налог на прибыль определен по данным отчета о финансовых результатах за 2021 год по структурному подразделению ОП «Кунашир» пропорционально положительному налогу по двум видам деятельности.

ФАС России отмечает, что требования Заявителя не соответствуют пункту 20 Основ ценообразования № 1178 и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и Региональной энергетической комиссией Сахалинской области, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Сахалинской области нарушившей пункт 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования АО «Мобильные газотурбинные электрические станции», указанные в заявлении о разногласиях в сфере электроэнергетики с Региональной энергетической комиссией Сахалинской области (рег. от 20.02.2023 № 25616/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» расходы по статье затрат «Расходы на формирование нормативного запаса топлива» в сумме 37 898,9 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 37 180,3 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.07.2023 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат «Расходы на охрану объектов энергетики», «Расходы на хранение топлива».

5. Органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при необходимости пересмотреть долгосрочный параметр регулирования «Базовый уровень операционных расходов» на основании пункта 4 резолютивной части настоящего решения, а также необходимую валовую выручку АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» и тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» в границах муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области на острове Кунашир, на 2023 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 резолютивной части настоящего решения, и обеспечив их введение в действие с 01.07.2023.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Сахалинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» в границах муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области на острове Кунашир.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Мобильные газотурбинные электрические станции».

8. На основании пп. «а», «г» п. 8 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, отказать АО «Мобильные газотурбинные электрические станции» в рассмотрении разногласий по статьям затрат «Расходы на формирование аварийного запаса материалов для генерирующего оборудования электростанций (без электрической части)», «Расходы на охрану объектов энергетики» (без учета объекта «Менделеевская ГеоТЭС»), «Недополученные (выпадающие) доходы за 2020 год».

Связанные организации

АО "Мобильные газотурбинные электрические станции" (АО "Мобильные ГТЭС")
ИНН 7706627050, ОГРН 1067746865493
Сахалинское УФАС России
ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321
Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области
ИНН 6501073032, ОГРН 1026500532321