Решение №31/54548/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 10 июля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
АО «Южные электрические сети Камчатки»
683009, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Тундровая, д. 2
uesk-sekr@kamenergo.ru
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края
683003, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 118
SLTarif@kamgov.ru
Для сведения: Камчатское УФАС России
683031, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Карла Маркса, 29/2
to41@fas.gov.ru |
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «06» июля 2023 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>
рассмотрев разногласия между Акционерным обществом «Южные энергетические сети Камчатки» (далее – АО «ЮЭСК», Заявитель, регулируемая организация, Общество) и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ, Служба, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора АО «Южные электрические сети Камчатки» <...>, начальника управления экономики АО «Южные электрические сети Камчатки» <...>, заместителя директора департамента тарифного регулирования ПАО «РусГидро» <...>, Врио руководителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края <...>, советника отдела по регулированию тарифов в электроэнергетике Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики Акционерное общество «Южные энергетические сети Камчатки».
Заявление АО «ЮЭСК» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.
Спор возник между АО «ЮЭСК» и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики постановлением от 25.11.2022 № 433 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую АО «Южные электрические сети Камчатки» потребителям Камчатского края на 2023-2027 годы» (с изменениями от 14.12.2022 № 520) для Заявителя на период 2023-2027 гг. были установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую Обществом потребителям Камчатского края.
Тарифное регулирование в отношении АО «ЮЭСК» на 2023 год было осуществлено с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым постановлением на 2023 год для Заявителя, составляет 4 893 815,9 тыс. руб.
Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 4 987 856,9 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).
Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на электрическую энергию АО «ЮЭСК» на 2023 год размер расходов по статьям затрат в соответствии с перечнем, представленным в Табл. 1.
Табл. 1 – Спорные статьи затрат АО «ЮЭСК», тыс. руб.
№ |
Статьи затрат |
Принято Службой |
Заявлено в ФАС России |
Величина разногласий |
1 |
Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов |
1 303 223 |
1 384 686 |
81 463 |
2 |
Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов |
355 261 |
367 839 |
12 578 |
|
ИТОГО |
94 041 |
Общая сумма разногласий составляет 94 041 тыс. руб.
Необходимо отметить, что экспертами органа регулирования по результатам анализа представленных материалов и мониторинга информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет АО «ЮЭСК», выявлено несоответствие опубликованного предложения о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования предложению, представленному в Службу.
Представление заведомо недостоверной информации в Службу послужило основанием для отказа в открытии дела об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую АО «ЮЭСК» на 2023-2027 годы, и вынесением постановления об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
АО «ЮЭСК» постановление об административном правонарушении не оспаривалось.
Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике»), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила государственного регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными приказом ФАС России от 29.05.2019 № 686/19 (далее – Методические указания).
1. Статья затрат «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов».
Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 384 686 тыс. руб.
Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 1 303 223 тыс. руб.
Величина разногласий составляет 81 463 тыс. руб.
В соответствии с заявлением АО «ЮЭСК» оспаривается применение органом регулирования индекса потребительских цен в целях индексации фактически понесенных за 2021 год расходов, в том числе по статьям «Расходы на оплату труда», «Командировочные расходы», «Прочие расходы».
Состав долгосрочных параметров регулирования, определяемых перед началом долгосрочного периода регулирования, в том числе приведен в пункте 19 Методических указаний.
Необходимо отметить, что в случае отсутствия нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 78(2) Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов)
на электрическую энергию (мощность), поставляемую в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением электрической энергии (мощности), производимой на квалифицированных генерирующих объектах, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 20 Методических указаний предусмотрено, что при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), предусмотренные пунктами 18 и 30 Основ ценообразования, за исключением расходов
на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива) и воды, определяемых в соответствии с пунктом 27 Методических указаний, амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, и расходов по оплате услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отмечаем, что пунктом 78(2) Основ ценообразования установлено, что индекс потребительских цен определяется перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования.
При этом, в отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения операционных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз.
Согласно отзыву органа регулирования, при формировании тарифов на 2023 год Службой учтен плановый на 2023, 2024 и 2025 годы параметр ИПЦ в размере 106 % согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, одобренному Правительством Российской Федерации от 27.09.2022.
При этом, учитывая отсутствие оснований для пересмотра тарифов 2022 года, связанного со скачкообразным ростом плановых ИПЦ 2022 года (с 104,3% - учтенных при формировании тарифов на 2022 год, до 113,9 % - новый плановый (ожидаемый) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов), а также во избежание дополнительной тарифной нагрузки на потребителей, подходы Службы основывались на следующих принципах тарифного регулирования:
к фактическим экономически обоснованным затратам за 2021 год применялись ИПЦ 2022 года (параметры, принятые при установлении тарифов на 2022 год в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, от сентября 2021 года) и новый плановый (ожидаемый) ИПЦ на 2023 год (параметры в рамках одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, от сентября 2022 года).
Отмечаем, что в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением приведенных в настоящем пункте случаев.
Таким образом, при расчете базового уровня операционных расходов Заявителя на 2023 год органу регулирования надлежало применять прогнозные значения ИПЦ на 2023 и 2022 гг. в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/Д03и 6% и 13,9% соответственно.
На основании изложенного, требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению.
2. Статья затрат «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов».
Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 367 839 тыс. руб.
Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 355 261 тыс. руб.
Величина разногласий составляет 12 578 тыс. руб.
Требования Заявителя по данной статье разногласий аналогичны требованиям по статье «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов».
С учетом частичного удовлетворения требований по статье «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов», требования Заявителя по статье «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов» также подлежат частичному удовлетворению.
На основании представленных обосновывающих материалов АО «ЮЭСК» и Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края, Комиссия:
РЕШИЛА:
1. Признать Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края нарушившей пункт 78(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
2. Частично удовлетворить требования АО «ЮЭСК», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (рег. от 27.02.2023 № 29076/23).
3. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:
- «Долгосрочный параметр регулирования для производства электрической энергии (мощности) – базовый уровень операционных расходов»;
- «Долгосрочный параметр регулирования на услуги по передаче электрической энергии – базовый уровень подконтрольных расходов».
4. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 01.10.2023 пересмотреть долгосрочные параметры – базовый уровень операционных расходов, базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года, необходимую валовую выручку, а также пересмотреть и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую АО «ЮЭСК» потребителям Камчатского края, на 2023 год на основании пункта 3 настоящего решения.
5. Органу исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифов в сфере электроэнергетики для АО «ЮЭСК» письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается настоящим решением;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для АО «ЮЭСК» цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.