Предписание №СП/38857/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГУ "РЭК" Рязанской области об устранении нарушен... от 6 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
23 апреля 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее также – Орган регулирования), в том числе Акт проверки Рязанского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), проведенной Рязанским УФАС России на основании приказа Рязанского
УФАС России от 28.12.2023 №167/23, а также возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Рязанской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).
В соответствии с приказом Рязанского УФАС России от 28.12.2023 № 167/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год в том числе для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее также – регулируемая организация).
Органом регулирования тарифы на тепловую энергию для потребителей регулируемой организации утверждены постановлением от 17.12.2021 № 311 (в ред. постановления от 18.12.2023 № 351).
Необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2024 год установлена в размере 2 336 441,9 тыс. руб.
В рамках проведения внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» были проанализированы материалы тарифного дела Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» 2024 года, в том числе Экспертное заключение по вопросу об установлении тарифов на тепловую энергию на горячей воду и на теплоноситель в горячей воде для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее также – Экспертное заключение), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 28.02.2024 № НЗ/21-403.
В силу пункта 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
В соответствии с первым абзацем пункта 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.
Исходя из пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:
а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации – для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.
Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:
(тыс. руб.),
где:
bi,j,k – удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;
ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;
– плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
1. Расходы на топливо
Используемый регулируемой организацией вид топлива – природный газ.
Расходы на топливо на 2024 год определены Органом регулирования в размере 2 336 174,9 тыс. руб. при заявленных регулируемой организацией 2 336 599,2 тыс. руб.
Плановая (расчетная) цена на топливо
Регулируемой организацией заключен договор поставки газа от 26.07.2018
№ 2018-763-М/18-0294 (в ред. дополнительного соглашения от 04.08.2023 № 13) с ПАО «НОВАТЭК».
При расчете цены на природный газ Орган регулирования использовал следующую формулу:
Стоимость газа = оптовая цена + тариф ж/д перевозки,
где:
- под оптовой ценой понимается регулируемая цена на природный газ;
- под тарифом ж/д перевозки понимается стоимость транспортировки газа природного и специальная надбавка к услугам по транспортировке для
АО «Рязаньгоргаз».
В результате цена за 1 000 куб. м природного газа определена в следующих размерах:
- на 1 полугодие 2024 года: 5 624,00 руб./тыс. куб. м + 119,61 руб./тыс. куб. м = 5 743,61 руб./тыс. куб. м;
- на 2 полугодие 2024 года: 6 254,00 руб./тыс. куб. м + 129,30 руб./тыс. куб. м = 6 383,3 руб./тыс. куб. м.
Величина заявленной регулируемой организацией цены на природный газ в Экспертном заключении и Возражениях не отражена, в связи с чем не представляется возможным определить факт соблюдения Органом регулирования принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.
Из Экспертного заключения следует, что в случаях нехватки договорных объемов газа от ПАО «НОВАТЭК» регулируемая организация приобретает газ по договору поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Рязань» от 05.10.2022
№ 17-4-01244/23. Договорные лимиты от ПАО «НОВАТЭК» обеспечивают расчетную потребность в топливе, объемы плановой покупки регулируемого газа у ООО «Газпром межрегионгаз Рязань» отсутствуют.
Таким образом, природный газ в полном объеме закупается у
ПАО «НОВАТЭК».
Согласно пункту 5.3 договора поставки газа от 26.07.2018
№ 2018-763-М/18-0294 с ПАО «НОВАТЭК» оптовая цена на газ рассчитывается по формуле:
Ц факт = 0,8 х Ц баз + 0,2 х Ц р,
где:
Ц баз – базовая цена газа, равная регулируемой оптовой цене на газ, добываемый ПАО «Газпром», установленной ФАС России для Рязанской области на данный период, в расчете на объемную теплоту сгорания 7 900 ккал/куб м, при этом пересчет цены на фактическую теплоту сгорания не производится;
Ц р – рыночная цена газа, сформированная по формуле с учетом результатов биржевых торгов на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже, стоимости транспортировки газа по магистральным газопроводам, комиссий и агентских вознаграждений, уплачиваемых участниками биржевой торговли газом. При этом пунктом 5.3 договора установлено, что в случае, если рыночная цена складывается выше базовой цены, в расчетах применяется базовая цена.
По смыслу пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо провести сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования, и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа, и применять наименьшее значение цены.
В Возражениях Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области отмечено, что сравнение цен, принятых для регулирования на 2024 год, с фактическими некорректно, т. к. цены на газ регулярно из года в год пересматриваются в сторону повышения, и что прогнозировать на 2024 год снижение биржевых цен на газ ниже базовой цены, установленной договором с ПАО «НОВАТЭК», нелогично.
Вместе с тем Органом регулирования в Экспертном заключении и Возражениях не проведен анализ фактически сложившейся цены на природный газ, цены по договору поставки газа от 26.07.2018 № 2018-763-М/18-0294 с
ПАО «НОВАТЭК и ее составляющих по пункту 5.3 указанного договора в соответствии с пунктами 28 и 29 Основ ценообразования № 1075 со ссылками на источники исходных данных.
Как следствие, ФАС России отмечает, что Орган регулирования не в полном объеме исследовал представленные регулируемой организацией документы и не провел требуемый анализ экономической обоснованности фактических и учтенных расходов в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.
Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области нарушившим положения пунктов 28, 29, 34, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год.
2. Органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год.
5. Органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;
- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|