Предписание №СП/38857/24 ПРЕДПИСАНИЕ ГУ "РЭК" Рязанской области об устранении нарушен... от 6 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 апреля 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее также – Орган регулирования), в том числе Акт проверки Рязанского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), проведенной Рязанским УФАС России на основании приказа Рязанского
УФАС России от 28.12.2023 №167/23, а также возражения в отношении Акта проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Рязанской области в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год,

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075 и Правила № 1075 соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Рязанского УФАС России от 28.12.2023 № 167/23 «О проведении внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» проверка проводилась в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год в том числе для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее также – регулируемая организация).

Органом регулирования тарифы на тепловую энергию для потребителей регулируемой организации утверждены постановлением от 17.12.2021 № 311 (в ред. постановления от 18.12.2023 № 351).

Необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2024 год установлена в размере 2 336 441,9 тыс. руб.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» были проанализированы материалы тарифного дела Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» 2024 года, в том числе Экспертное заключение по вопросу об установлении тарифов на тепловую энергию на горячей воду и на теплоноситель в горячей воде для потребителей Рязанского филиала ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее также – Экспертное заключение), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 28.02.2024 № НЗ/21-403.

В силу пункта 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с первым абзацем пункта 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Исходя из пункта 36 Основ ценообразования № 1075 нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации – для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Согласно пункту 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

 

(тыс. руб.),

 

где:

bi,j,k – удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j – плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к настоящим Методическим указаниям с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

– плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Методических указаний, тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний № 760-э расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае ее отсутствия - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей – если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

 

1. Расходы на топливо

Используемый регулируемой организацией вид топлива – природный газ.

Расходы на топливо на 2024 год определены Органом регулирования в размере 2 336 174,9 тыс. руб. при заявленных регулируемой организацией 2 336 599,2 тыс. руб.

Плановая (расчетная) цена на топливо

Регулируемой организацией заключен договор поставки газа от 26.07.2018
№ 2018-763-М/18-0294 (в ред. дополнительного соглашения от 04.08.2023 № 13) с ПАО «НОВАТЭК».

При расчете цены на природный газ Орган регулирования использовал следующую формулу:

 

Стоимость газа = оптовая цена + тариф ж/д перевозки,

где:

 

- под оптовой ценой понимается регулируемая цена на природный газ;

- под тарифом ж/д перевозки понимается стоимость транспортировки газа природного и специальная надбавка к услугам по транспортировке для
АО «Рязаньгоргаз».

В результате цена за 1 000 куб. м природного газа определена в следующих размерах:

- на 1 полугодие 2024 года: 5 624,00 руб./тыс. куб. м + 119,61 руб./тыс. куб. м = 5 743,61 руб./тыс. куб. м;

- на 2 полугодие 2024 года: 6 254,00 руб./тыс. куб. м + 129,30 руб./тыс. куб. м = 6 383,3 руб./тыс. куб. м.

Величина заявленной регулируемой организацией цены на природный газ в Экспертном заключении и Возражениях не отражена, в связи с чем не представляется возможным определить факт соблюдения Органом регулирования принципа баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, закрепленного положениями пункта 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении.

Из Экспертного заключения следует, что в случаях нехватки договорных объемов газа от ПАО «НОВАТЭК» регулируемая организация приобретает газ по договору поставки газа с ООО «Газпром межрегионгаз Рязань» от 05.10.2022
№ 17-4-01244/23. Договорные лимиты от ПАО «НОВАТЭК» обеспечивают расчетную потребность в топливе, объемы плановой покупки регулируемого газа у ООО «Газпром межрегионгаз Рязань» отсутствуют.

Таким образом, природный газ в полном объеме закупается у
ПАО «НОВАТЭК».

Согласно пункту 5.3 договора поставки газа от 26.07.2018
№ 2018-763-М/18-0294 с ПАО «НОВАТЭК» оптовая цена на газ рассчитывается по формуле:

 

Ц факт = 0,8 х Ц баз + 0,2 х Ц р,

где:

Ц баз – базовая цена газа, равная регулируемой оптовой цене на газ, добываемый ПАО «Газпром», установленной ФАС России для Рязанской области на данный период, в расчете на объемную теплоту сгорания 7 900 ккал/куб м, при этом пересчет цены на фактическую теплоту сгорания не производится;

Ц р – рыночная цена газа, сформированная по формуле с учетом результатов биржевых торгов на Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой бирже, стоимости транспортировки газа по магистральным газопроводам, комиссий и агентских вознаграждений, уплачиваемых участниками биржевой торговли газом. При этом пунктом 5.3 договора установлено, что в случае, если рыночная цена складывается выше базовой цены, в расчетах применяется базовая цена.

По смыслу пункта 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо провести сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования, и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа, и применять наименьшее значение цены.

В Возражениях Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области отмечено, что сравнение цен, принятых для регулирования на 2024 год, с фактическими некорректно, т. к. цены на газ регулярно из года в год пересматриваются в сторону повышения, и что прогнозировать на 2024 год снижение биржевых цен на газ ниже базовой цены, установленной договором с ПАО «НОВАТЭК», нелогично.

Вместе с тем Органом регулирования в Экспертном заключении и Возражениях не проведен анализ фактически сложившейся цены на природный газ, цены по договору поставки газа от 26.07.2018 № 2018-763-М/18-0294 с
ПАО «НОВАТЭК и ее составляющих по пункту 5.3 указанного договора в соответствии с пунктами 28 и 29 Основ ценообразования № 1075 со ссылками на источники исходных данных.

Как следствие, ФАС России отмечает, что Орган регулирования не в полном объеме исследовал представленные регулируемой организацией документы и не провел требуемый анализ экономической обоснованности фактических и учтенных расходов в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области нарушившим положения пунктов 28, 29, 34, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Рязанской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения Рязанского филиала общества с ограниченной ответственности «Ново-Рязанская ТЭЦ», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области
ИНН 6231037520, ОГРН 1036208000696
Рязанское УФАС России
ИНН 6231010720, ОГРН 1026201269269