Предписание №СП/105283/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссии Кемеровской... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023 № 31-26404-С/23 (далее — Отчет), а также письмо от 20.11.2023 № М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23) в отношении Отчета, в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Кемеровской области в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для общества с ограниченной ответственностью Холдинговая компания «СДС-Энерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее также — РЭК Кемеровской области, Орган регулирования) от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» установлены долгосрочные параметры регулирования общества с ограниченной ответственность Холдинговая компания «СДС-Энерго» (далее также — ООО ХК «СДС-Энерго», Регулируемая организация) на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года в размере 359,709 млн. руб., а также необходимая валовая выручка ООО ХК «СДС-Энерго» на 2023 год в размере 807 650,83 тыс. руб.

Расчет необходимой валовой выручки (далее — НВВ) на долгосрочный период регулирования произведен РЭК Кемеровской области с применением метода долгосрочной индексации НВВ на 2020-2024 гг.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела, а также Заключение региональной энергетической комиссии Кемеровской области по материалам, представленным ООО ХК «СДС-Энерго» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2020 год (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Заключение по материалам, представленным ООО ХК «СДС-Энерго» (ИНН 4250003450) для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Условные единицы

Региональной энергетической комиссией Кузбасса количество условных единиц на 2023 год принято по предложению ООО ХК «СДС-Энерго» в размере 7 547,02, в т.ч. по ВЛ и КЛ – 462,64, по ПС и ТП – 7 084,38.

Фактическое количество условных единиц за 2021 год составило 7 418,31.

Для обоснования планового количества условных единиц на 2023 год ООО ХК «СДС-Энерго» представлены следующие документы:

1. Схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП;

2. Поопорные схемы BЛ и схемы KJI;

3. Документы, подтверждающие владение на праве собственности и (или) на ином законном основании линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), а также трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами) расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности (договоры аренды, свидетельства о праве собственности).

4. Акты о приемке - сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ОС - 3).

5. Акты о приемке - сдаче основных средств (ОС - 1).

6. Акты о приемке выполненных работ (КС - 2).

Расчет условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения необходимо проводить в соответствии с таблицами № П2.1 и № П2.2 приложения 2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), таблицами № 1, 2 Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э (далее – Методические указания № 2390-э). Кроме того, при определении значений условных единиц Органу регулирования необходимо руководствоваться примечаниями к указанным таблицам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела не представлен полный перечень документов Регулируемой организации, в соответствии с которым Органом регулирования определено плановое количество условных единиц на 2023 год. Также не представлены схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП, поопорные схемы BЛ и схемы KJI.

В связи с этим не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятого и фактического количества условных единиц на 2021, 2023 годы.

Также отмечаем, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в экспертном заключении отсутствует.

Также Органом регулирования не проведен анализ на предмет соответствия учета электросетевого оборудования номенклатуре, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э, а также на предмет наличия двойного учета/дублирования оборудования, в том числе масляных выключателей 1-20 кВ, выключателей нагрузки 1-20 кВ, наличия электросетевого оборудования, не участвующего в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить обоснование принятых и фактических условных единиц в соответствии с номенклатурой, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2 и Методических указаний № 2390-э, а также провести дополнительный анализ документов Регулируемой организации.

 

2. Показатели надежности и качества

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год не представлен расчет показателей надежности и качества на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов в соответствии с положениями Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее – Методические указания № 1256).

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить расчет показателей надежности и качества на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов в соответствии с положениями Методических указаний № 1256.

 

3. Базовый уровень подконтрольных расходов

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов ООО ХК «СДС-Энерго» определен Органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов в размере 359 709,16 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 при применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки базовый уровень операционных расходов устанавливается регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов методом экономически обоснованных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

При установлении базового уровня подконтрольных расходов методом сравнения аналогов на 2020 год Органом регулирования учтены фактические экономически обоснованные расходы за 2018 год в соответствии с положениями Методических указаний № 421-э.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

Согласно пункту 13 Методических указаний № 421-э в случае, если в соответствии с представленными данными, значение фактических ОПР ТСО n за один из 2 лет, предшествующих периоду регулирования, превышает значение операционных, подконтрольных расходов, установленное органом регулирования для ТСО n на соответствующий год, более чем на D процентов, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с действующим для ТСО долгосрочным методом регулирования, а в случае отсутствия применения методов долгосрочного регулирования в году, предшествующему периоду регулирования, установление базового уровня ОПР такой ТСО осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала либо в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

При проведении анализа фактических результатов деятельности ООО ХК «СДС-Энерго» за 2018 год Органом регулирования установлено, что фактические операционные расходы за 2018 год (356 582,79 тыс. руб.) превысили плановые операционные расходы на 2018 год (347 397,59 тыс. руб.) более, чем на D процентов (D=0%).

Учитывая вышеизложенное, Органом регулирования при определении базового уровня подконтрольных расходов для ООО ХК «СДС-Энерго» был применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Вместе с тем Экспертное заключение на 2020 год не содержит анализ фактически понесенных расходов по всем статьям затрат в предыдущем периоде регулирования, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод об обоснованности применения Органом регулирования пункта 13 Методических указаний № 421-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо представить анализ экономической обоснованности фактически понесенных расходов по всем статьям затрат подконтрольных расходов предыдущего периода регулирования. При определении фактического значения подконтрольных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться позицией ФАС России, изложенной в настоящем предписании.

В случае выявления несоответствия ООО ХК «СДС-Энерго» пункту 13 Методических указаний № 421-э Органу регулирования необходимо установить базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года в соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э.

 

3.1. Подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 359 709,16 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

 

3.1.1. Материальные расходы

3.1.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо (15 238,31 тыс. руб.)

Органом регулирования в данную статью затрат включаются расходы на СИЗ, спецодежду, полиграфическую продукцию, знаки безопасности, прочие материалы по охране труда, канцелярию, мебель, ТМЦ, компьютерное оборудование, оргтехнику, ГСМ, моющие средства и хозпринадлежности, инвентарь, эксплуатационные материалы, материалы ГО и ЧС, материалы на техобслуживание и ремонт автотранспорта.

Органом регулирования расходы по подстатьям затрат определяются исходя из фактических расходов за 2018 год с учетом индексов-дефляторов.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год значения фактических расходов по подстатьям затрат не представлены, а также не представлен анализ экономической обоснованности расходов Регулируемой организации, первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178, пунктом 11 Методических указаний № 98-э. Кроме того, Органом регулирования не представлен расчет принятой величины расходов по подстатьям затрат.

В Экспертном заключении на 2020 год не представлены расчеты по нормам выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам с расшифровкой потребности в количестве спецодежды и СИЗ в разрезе профессий и номенклатуры закупаемых материалов, стоимостью единицы и суммой расходов всего и по каждой позиции номенклатуры, отсутствуют. Также отсутствует анализ купленных ранее специальной одежды и СИЗ на предмет необходимости ежегодного несения затрат в учтенном размере (отсутствует анализ периодичности несения расходов). Данные расходы должны учитываться с учетом принятой численности персонала на первый год долгосрочного периода регулирования.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.1.1.2. Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств) (124 684,53 тыс. руб.)

В данную статью затрат включаются расходы на услуги спецтехники и технологического автотранспорта, термографическое обследование эл. оборудования, вибродиагностику трансформаторов, электротехнические испытания трансформаторов, испытания высоковольтных кабельных линий, оперативное техническое обслуживание ПС, оказание услуг по оперативно-техническому управлению и обслуживанию и пр. расходы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ, определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов Регулируемой организации, первичной и бухгалтерской документации по подстатьям затрат в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178, пунктом 11 Методических указаний № 98-э. Кроме того, Органом регулирования не представлен расчет принятой величины расходов по подстатьям затрат.

Органом регулирования расходы на услуги спец. техники и технологического автотранспорта на 2020 год в размере 50 167,52 тыс. руб. приняты на основании договора от 26.12.2018 № 110-ЭРК (автоуслуги легкового автотранспорта) с ООО «Энергоремонтная компания» (г. Прокопьевск), договора от 26.12.2018 № 109-ЭРК (автоуслуги грузовой транспорт) с ООО «Энергоремонтная компания», закупочной документации, счет-фактур.

В соответствии с информацией, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Регулируемой организацией по результатам торгов с единственным участником заключены договоры на оказание транспортных услуг с ООО «Энергоремонтная компания» (закупки № 31807364677 и № 31807364525).

Также в материалах тарифного дела представлено Дополнительное соглашение № 1 от 01.01.2019 к договору № 110-ЭРК от 26.12.2018 на оказание транспортных услуг, согласно которому тарифы на услуги ряда легковых автомобилей (MITSUBISHI L-200, NISSAN TERRANO, TOYOTA CAMRY, HYUNDAI TUCSON) были изменены в сторону увеличения в связи с ошибочным указанием тарифов в первичном договоре.

Также ООО ХК «СДС-Энерго» заключены договоры с ООО «Энергоремонтная компания» как с единственным поставщиком услуг на термографическое обследование оборудования (учтено на 2020 год — 23 975,97 тыс. руб.), вибродиагностику трансформаторов (учтено на 2020 год — 10 991,73 тыс. руб.), электротехническое испытание трансформаторов (учтено на 2020 год — 6 371,38 тыс. руб.), испытания высоковольтных кабельных линий (учтено на 2020 год — 1 200,14 тыс. руб.), испытания СИЗ (учтено на 2020 год — 53,34 тыс. руб.), испытания электроинструмента (учтено на 2020 год — 10,58 тыс. руб.), оперативное техническое обслуживание ПС (учтено на 2020 год — 4 714,17 тыс. руб.), проверка состояния защиты от перенапряжения РУ и ВЛ (учтено на 2020 год — 3 626,65 тыс. руб.) и др.

Вместе с тем в материалах тарифного дела не представлены результаты работы ООО «Энергоремонтная компания» за 2018 год, в том числе отчёты по результатам термографического обследования оборудования, вибродиагностики трансформаторов, различного рода испытаний и проверок, проводимых для заказчика ООО ХК «СДС-Энерго».

Согласно данным в сети «Интернет» ООО «Энергоремонтная компания» являлась поставщиком в 83 государственных контрактах, при этом 81 контракт был заключен с ООО ХК «СДС-Энерго», что может свидетельствовать об определенной аффилированности данных лиц.

ФАС России отмечает, что использование в качестве источника информации о ценах договоров, заключенных без проведения конкурсных процедур (в том числе в случаях признания торгов несостоявшимися, заключению закупки с единственным поставщиком), противоречит пункту 29 Основ ценообразования № 1178 и свидетельствует об отсутствии оснований у органа регулирования относить сведения, содержащиеся в договоре, к экономически обоснованным. Органу регулирования необходимо проводить анализ на предмет периодичности выполнения производственных услуг, а также на предмет необходимости проведения данных услуг в соответствии с регламентирующими документами.

Также Органом регулирования учтены расходы по подстатье затрат «Услуги по экспертизе НВВ для утверждения тарифа» на 2020 год в размере 1 984,63 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что указанные работы не могут быть признаны экономически обоснованными, поскольку указанные работы могут выполняться собственными силами Регулируемой организации.

Таким образом, расходы по статье затрат «Услуги по экспертизе НВВ для утверждения тарифа» на 2020 год в размере 1 984,63 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов Регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.1.2. Расходы на оплату труда (136 244,69 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расходы на оплату труда на 2020 год определены Органом регулирования исходя из следующих показателей:

- численности персонала в размере 277 чел.;

- средней заработной платы на 1 работника в месяц в размере 40 988,23 руб./мес., рассчитанной органом регулирования исходя из фактического объема оплаты труда за 2018 год с учетом прогнозных индексов потребительских цен (126 338,68 * 1,047*1,03 = 136 244,89 тыс. руб.; 136 244,89 / 277 /12*1000= 40 988,23 руб./мес.)

В соответствии со статистическими формами № П-4 за 2018 год фактическая численность персонала (без внешних совместителей и лиц несписочного состава) за 2018 год составила 277 чел., в том числе по филиалу «Прокопьевск» - 222 чел., по ООО ХК «СДС-Энерго» - 55 чел.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении не представлен расчет нормативной численности персонала Регулируемой организации согласно нормам управляемости с учетом метода интерполяции.

Вместе с тем отмечаем, что считаем обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике и Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики «Энергетическая работодательская ассоциация России», Общественной организацией «Всероссийский Электропрофсоюз» 21.12.2018 (далее – ОТС) расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются, исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

В соответствии с пунктом 3.3 ОТС с 1 июля 2019 года размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда устанавливается в размере 8 643 руб., если иное не установлено коллективными договорами Организаций. В дальнейшем размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в год, начиная с 1 июля 2020 года, в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий годичный период, прошедший с момента предыдущей индексации.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования расчет расходов на оплату труда произведен не в соответствии с положениями ОТС в электроэнергетике. В Экспертном заключении на 2020 год не представлен расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго».

Кроме того, в Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлено обоснование учтенных величин выплат, связанных с режимом работы, текущего премирования, вознаграждения за выслугу лет, выплат по итогам года, а также не проведен анализ экономической обоснованности фактических ставок премирования за 2018 год в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178.

Также необходимо отметить, что при определении плановой величины расходов на оплату труда на 2020 год Органом регулирования не представлен расчет в соответствии с формой П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации. В случае необходимости, Органу регулирования также необходимо произвести перерасчет взаимозависимых расходов от фонда оплаты труда за весь долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов.

 

3.1.3. Прочие расходы

3.1.3.1. Ремонт основных фондов (52 201,01 тыс. руб.)

Органом регулирования расходы на ремонт основных фондов на 2020 год учтены в размере 52 201,01 тыс. руб., в том числе на ремонт подрядным способом – 47 235,60 тыс. руб., хозяйственным способом – 4 965,41 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, в том числе включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлено обоснование проведения основной части ремонтных работ подрядным способом при наличии в штате Регулируемой организации ремонтного персонала. Регулируемая организация должна обосновать, а Орган регулирования проверить, не дублируют ли исполнители услуг функции подразделений регулируемой организации, сравнив предложение регулируемой организации по расходам на аутсорсинг с расходами, которые она могла понести, выполняя указанные работы собственными силами.

Кроме того, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год не отражен анализ фактических расходов регулируемой организации за последний отчетный период регулирования – 2018 год.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.1.3.2. Оплата работ и услуг сторонних организаций

3.1.3.2.1. Прочие услуги сторонних организаций (2 383,09 тыс. руб.)

Согласно Экспертному заключению на 2020 год к прочим услугам сторонних организаций отнесены: обслуживание программного обеспечения, экологическая программа, платежи за изготовление документов кадастрового учета, обустройство офиса, ремонт бытовой техники, услуги на тех. обслуживание и ремонт автотранспорта, обеспечение готовности радиочастот, услуги водоканала, обслуживание водопроводных и канализационных сетей, ремонт и обслуживание оргтехники.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на обезвреживание отходов 1-5 касса опасности, вывоз ТКО в размере 90,29 тыс. руб. по договорам с ООО «Экологические технологии», расходы на услуги водоканала в размере 54,99 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, не относятся к подконтрольным расходам и подлежат учету в составе неподконтрольных расходов исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и объемов потребления.

Также по данной статье затрат учтены расходы на благоустройство офиса, ремонт бытовой техники, обслуживание вододиспенсеров, оборудование рекреационной зоны (обслуживание аквариумов), очистку жалюзи, регулировку пластиковых окон, изготовление табличек для кабинетов, обслуживание и перенос кондиционеров, обеспечение готовности радиочастот, обслуживание водопроводных и канализационных сетей.

При этом в Экспертном заключении на 2020 год не представлено экономическое обоснование отнесения данных расходов на регулируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.1.3.3. Расходы на подготовку кадров (2 261,46 тыс. руб.)

Органом регулирования расходы по данной статье затрат определены на основании фактических расходов за 2018 год с учетом индексов потребительских цен.

ФАС России отмечает, что фактические расходы должны анализироваться в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178. Анализ фактических затрат на обучение персонала в Экспертном заключении на 2020 год отсутствует, что не соответствует положениям пункта 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.1.3.4. Расходы на страхование (877,51 тыс. руб.)

Согласно подпункту 8 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год, Органом регулирования включены расходы на страхование в размере 877,51 тыс. руб., в том числе:

- на добровольное медицинское страхование в размере 685,33 тыс. руб.;

- на ОСАГО, КАСКО в размере 178,60 тыс. руб.;

- страхование ответственности члена СРО в размере 10,24 тыс. руб.;

- страхование расходов на локализацию и ликвидацию последствий ЧС в размере 3,35 тыс. руб.

Отмечаем, что добровольное медицинское страхование (в том числе от несчастных случаев и болезни) - форма страхования, возникающая на основе добровольно заключаемых договоров страхования между страхователем и страховщиком, которая обеспечивает получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Вместе с тем, работники имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, а предоставление услуг ДМС является исключительно инициативой работодателя.

В соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности затрат организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике № 35-ФЗ) органом регулирования должны учитываться только обязательные экономически обоснованные затраты организации, к которым добровольное медицинское страхование работников (в том числе от несчастных случаев и болезней) для целей осуществления регулируемой деятельности не относится.

ФАС России отмечает, что договоры страхования КАСКО также являются видом добровольного страхования имущества и не подлежат учету в составе необходимой валовой выручки Регулируемой организации. Плановая стоимость ОСАГО на автомобиль LEXUS LX 570, а также на Volkswagen Multivan принята также без достаточного экономического обоснования, в том числе обоснования отнесения на регулируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178.

Также к экономически необоснованным расходам относятся расходы на страховую премию по договору страхования гражданской ответственности строителей, страхование расходов на локализацию и ликвидацию последствий ЧС, так как указанные расходы не относятся к регулируемому виду деятельности и могут быть профинансированы за счет нетарифных источников.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Расходы на страхование» в размере 877,51 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов Регулируемой организации.

 

3.1.3.5. Другие прочие расходы (2 146,46 тыс. руб.)

Органом регулирования по данной статье затрат учтены почтовые расходы, расходы на программное обеспечение, питьевую воду, периодические издания, спецлитературу.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год не представлен анализ экономической обоснованности расходов в соответствии с п. 29 Основ ценообразования, п. 23 Правил № 1178, также отсутствует обоснование отнесения данных расходов на регулируемый вид деятельности.

Также в составе статьи затрат «Прочие услуги сторонних организаций» учтены расходы на обслуживание программного обеспечения. В связи с этим не представляется возможным сделать вывод об отсутствии двойного учета по подстатьям затрат «Обслуживание программного обеспечения» и «Программное обеспечение», а также о необходимости несения данных расходов для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

3.1.4. Подконтрольные расходы из прибыли (3 188,79 тыс. руб.)

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы из прибыли на поощрение и соц. развитие (единовременные премии, подарки детям работников, материальная помощь, детский отдых и пр.).

В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования № 1178 расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя в том числе прочие экономически обоснованные расходы, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности принятых и фактических расходов по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 23 Правил № 1178, а также не отражен перечень сотрудников, в отношении которых учтены выплаты, предусмотренные коллективным договором, не представлен расчет выплат со ссылками на положения коллективного договора.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

4. Неподконтрольные расходы на 2023 год

4.1. Электроэнергия на хозяйственные нужды (7 875,46 тыс. руб.)

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 (далее — Правила № 1172), договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442.

Кемеровская область в соответствии с приложением № 1 Правил № 1172, относится ко второй ценовой зоне (зоне Сибири).

Таким образом, расходы на электроэнергию учитываются в составе базового уровня подконтрольных расходов (разъяснения ФАС России «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)», утвержденные протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № МШ-4/22 и направленные письмом от 20.04.2022 № СП/39316/22).

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Электроэнергия на хозяйственные нужды» на 2020-2024 год подлежат исключению из неподконтрольных расходов с последующим включением в состав подконтрольных расходов Регулируемой организации в экономически обоснованном размере.

 

4.2. Плата за аренду имущества и лизинг (66 328,73 тыс. руб.)

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

На основании пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год расходы на аренду объектов электросетевого имущества учтены в сумме 51 476,53 тыс. руб., в том числе:

- электроподстанция ПС 110/6/6,3 кВ «Набережная», электрические сети ВЛ-110 кВ к подстанции ПС 110/6/6,3 кВ «Набережная», земельный участок - 11 343,18 тыс. руб., согласно договору № А-05/2019-П с ООО «ЭСКК»;

- ТП 630-10/0,4 кВ, трансформатор ТП 10/04 кВ – 40,96 тыс. руб., согласно договору № А-06/2018-П с ИП Кутлахметов Т.Р.;

- аренда недвижимого имущества (отпайка, ЛР-10 кВт, А-35, дл=0,2 км (разъединитель)) – 16,96 тыс. руб., согласно договору с № А-01/2021-П с ООО «Охотхозяйство Шестаковское»;

- подстанция 110/35/6 кВ «Вольная», ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/35 кВ «Соколовская» до ПС 110/35/6 кВ «Вольная» - 19 376 тыс. руб., согласно договору аренды № А-03/2018-П с ООО «Шахтоуправление Майское»;

- аренда недвижимого имущества корпуса ПС АЗОТ, земельный участок – 2 701,60 тыс. руб., согласно договору № А-19/2017 с КАО «АЗОТ»;

- аренда имущества (передаточные устройства, измерительные и регулирующие приборы и устройства, технические средства и иное оборудование, входящее в состав электрических сетей) – 17 978,16 тыс. руб., согласно договору № А-20/2017 с КАО «АЗОТ»;

- ВЛ-0,4 Прокопьевский муниципальный район – 19,28 тыс. руб., согласно договору № 02/2022 с КУМС Прокопьевского муниципального района.

В отношении договора аренды № А-03/2018-П с ООО «Шахтоуправление Майское» отмечаем, что АО ХК «СДС-Уголь» является 100% учредителем ООО «Шахтоуправление Майское». В свою очередь АО ХК «СДС-Уголь» является 100% дочерним обществом АО ХК «СДС».

Учитывая специфику деятельности добычи угля, ООО «Шахтоуправление Майское» может быть единственными потребителем электрической энергии через подстанцию 110/35/6 кВ «Вольная», ВЛ 110 кВ от ПС 220/110/35 кВ «Соколовская» до ПС 110/35/6 кВ «Вольная».

Кроме того, в Экспертном заключении на 2023 год отсутствует информация о наличии государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества.

ФАС России отмечает, что в договорах аренды не допускается аренда трансформаторов, а также иных неотделимых частей подстанции без указаний на аренду подстанции.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

4.3. Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования (-4 016,01 тыс. руб.)

Органом регулирования по данной статье затрат учтены следующие расходы на 2023 год:

- выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, по п. 87 Основ ценообразования № 1178 за 2021 год в размере (- 6 101,85) тыс. руб. (645,34 (факт 2021 г.) - 6 454,47 (план 2021 г.) *1,043 *1,06);

- выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, по п. 87 Основ ценообразования № 1178 на 2023 год в размере 4 437,67 тыс. руб.;

- выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение, по п. 87 Основ ценообразования № 1178 за 2021 год в размере (-1 778,78) тыс. руб. (0 (факт 2021 г.) - 1 608,91 (план 2021 г.) *1,043 *1,06);

Также Органом регулирования учтены выпадающие доходы на 2023 год в размере (-573,06) тыс. руб.

ФАС России отмечает, что планируемые выпадающие доходы необходимо учитывать в составе неподконтрольных расходов на 2023 год. Вместе с тем корректировку выпадающих доходов за 2021 год необходимо учитывать по статье затрат «Корректировка неподконтрольных расходов».

Кроме того, при расчете корректировки выпадающих расходов за 2021 год Органу регулирования необходимо использовать ИПЦ на 2022 год (оценка) в размере 113,9 % и ИПЦ на 2023 год (план) в размере 1,06 %.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

4.4. Экономия потерь (30 600,59 тыс. руб., при заявленных расходах в размере 21 702,17 тыс. руб.)

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Размер экономии расходов на оплату потерь определяется в соответствии с пунктами 34(2), 34(3) Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования произведен расчет экономии на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетический ресурсов, в размере 30 600,59 тыс. руб.

Расчет экономии расходов на оплату потерь произведен Органом регулирования по формуле пункта 34(3) Основ ценообразования № 1178:

 

где:

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута;

N - максимальное значение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям из значений уровня потерь электрической энергии, являющихся долгосрочными параметрами регулирования, определенными в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 для долгосрочного периода регулирования, к которому относится 2019 год, и следующих за ним долгосрочных периодов регулирования, но не ранее долгосрочного периода регулирования, к которому относится год, предшествующий на 10 лет году j, за который определяется экономия;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j;

Wос j - прогнозная величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j (тыс. кВт·ч);

ЦПj - прогнозная средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемая в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 (руб./кВт·ч).

Так, в соответствии с Экспертным заключением на 2023 год размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии () за 2021 год составил: max (0; 2,62%-1,55%) * 949 127,39 * 3,01316 = 30 600,59 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования при расчете экономии потерь учтена прогнозная средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) (ЦПj) в размере 3,01316 руб./кВт.ч. без достаточного экономического обоснования.

Кроме того, Органом регулирования не обосновано применение максимального значения уровня потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям (N) в размере 2,62 %.

Долгосрочные параметры регулирования для ООО ХК «СДС-Энерго» (до реорганизации – ООО «Прокопьевскэнерго») на 2015-2019 гг. установлены приказом от 31.12.2013 № 724 (в редакции от 18.12.2014 № 952), в том числе величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) на 2015 год - 4,07 %, 2016 год - 4,05 %, 2017 год - 4,03 %, 2018 год - 4,01 %, 2019 год - 3,99 %. Далее в приказ вносились изменения от 17.02.2012, от 31.03.2015, от 29.05.2015, в соответствии с которыми уровень потерь электрической энергии устанавливался в дифференциации по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН). В последствии долгосрочные параметры регулирования на 2015-2019 гг. устанавливались постановлениями от 31.12.2015 № 1056, от 31.12.2016 № 753 (в редакциях до 31.12.2019).

В соответствии с постановлением от 31.12.2016 № 753 (в ред. от 31.08.2019) уровень потерь электрической энергии ООО ХК «СДС-Энерго» на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. установлен в дифференциации по уровням напряжения в следующих размерах:

Наименование сетевой организации

Год

Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям)

ВН

СН I

СН II

НН

ООО ХК «СДС-Энерго»

(ИНН 4250003450)

2015

0,89

5,79

0,30

0,00

2016

0,88

5,76

0,30

0,00

2017

0,88

5,73

0,30

0,00

2018

0,87

5,70

0,30

0,00

2019

0,87

5,67

0,29

0,00

В соответствии с данными раскрытия информации, размещенными на официальном сайте Регулируемой организации (https://sdsenergo.ru/12g), уровень потерь электрической энергии для ООО ХК «СДС-Энерго» на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. утвержден в следующих размерах:

2015 год - 4,07 %;

2016 год - 3,7 %;

2017 год - 3,246 %;

2018 год - 2,52 %;

2019 год - 2,62 %.

Вместе с тем отмечаем, что величина уровня потерь электрической энергии по данным раскрытия информации Регулируемой организации является несопоставимой с величиной уровня потерь электрической энергии, утвержденной приказом от 31.12.2016 № 753.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

 

5. Корректировки НВВ

Корректировки НВВ определены Органом регулирования в общей сумме (- 98 691,01) тыс. руб. с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг., в том числе:

- корректировка подконтрольных расходов в размере 14 633,09 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов в размере 83 794,32 тыс. руб.;

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере 2 082,94 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере (-189 776,62) тыс. руб.

- корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период в размере 0 тыс. руб.;

Также Органом регулирования рассчитана корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества в размере 9 700,29 тыс. руб.

В смете расходов (приложение к Экспертному заключению на 2023 год) Органом регулирования учтена общая сумма исключения по корректировкам НВВ (без учета корректировки НВВ с учетом надежности и качества) в размере (- 89 691,01) тыс. руб. При этом обоснование расхождения рассчитанной Органом регулирования суммы корректировок НВВ в Экспертном заключении на 2023 год в размере (- 98 691,01) тыс. руб. и учтенной в смете расходов (приложение к Экспертному заключению на 2023 год) в размере (- 89 691,01) тыс. руб. не представлено.

Также отмечаем, что при расчете показателя Вi по формуле 3 пункта 11 Методических указаний № 98-э Органу регулирования необходимо использовать ИПЦ на 2022 год (оценка) в размере 113,9 % и ИПЦ на 2023 год (план) в размере 1,06 %.

Органом регулирования не отражен анализ исходных данных для расчета фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год, использованного при определении корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, с указанием ссылок на принятые в обоснование документы ООО ХК «СДС-Энерго».

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования произведен расчет корректировки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период в размере (- 5 265,00) тыс. руб.

При этом Органом регулирования сохранена данная экономия средств в связи с проведением Регулируемой организацией закупочных процедур в размере 5 265,00 тыс. руб. и полного выполнения данных работ в физических объемах. Таким образом, корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период учтена в размере 0 тыс. руб.

Отмечаем, что данный подход не предусмотрен положениями пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Таким образом, расходы по статье затрат «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период» на 2023 год в размере 5 265,00 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования в Экспертном заключении необходимо отразить анализ экономической обоснованности расходов по данной статье затрат в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 2, 5, 24, 26, 28, 29, 34(1), 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пунктов 9, 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года ООО ХК «СДС-Энерго» расходы по следующим статьям затрат:

- «Услуги по экспертизе НВВ для утверждения тарифа» на 2020 год в размере 1 984,63 тыс. руб.;

- «Расходы на страхование» на 2020 год в размере 877,51 тыс. руб.

2.2. Исключить из неподконтрольных расходов ООО ХК «СДС-Энерго» с последующим включением в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года расходы по статье затрат «Электроэнергия на хоз. нужды» на 2020-2024 годы.

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки ООО ХК «СДС-Энерго» расходы по статье затрат «Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период» на 2023 год в размере 5 265,00 тыс. руб.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО ХК «СДС-Энерго», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Условные единицы» на 2023 год;

- «Показатели надежности и качества» на 2020-2024 годы;

- «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2020 год;

- «Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо» на 2020 год;

- «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Ремонт основных фондов» на 2020 год;

- «Прочие услуги сторонних организаций» на 2020 год;

- «Расходы на подготовку кадров» на 2020 год»;

- «Расходы на страхование» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2020 год»

- «Электроэнергия на хозяйственные нужды» на 2020-2024 годы;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2023 год;

- «Выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования» на 2023 год;

- «Экономия потерь» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО ХК «СДС-Энерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО ХК «СДС-Энерго», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО ХК «СДС-Энерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

УФАС по Кемеровской области
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808