Решение №СП/54718/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» июля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

<...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, орган регулирования) и по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника Управления методологии и урегулирования споров в области тарифообразования Департамента тарифной политики ПАО «Россети» <...>, заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО «МРСК Урала» <...>, заместителя генерального директора по реализации услуг ОАО «МРСК Урала» <...>, начальника управления тарифообразования ОАО «МРСК Урала» <...>, первого заместителя Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, начальника управления ценообразования в энергетическом комплексе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, заместителя начальника управления — начальника отдела регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между филиалом ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 21.02.2023 № 26821/23).

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.11.2022 № 102/162 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Челябинской области» в отношении филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Министерством, составляет 15 286 850,01 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 16 115 103,9 тыс. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

п/п

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

1

Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче на 2021 год

- 207 273,16

- 512 277,49

305 004,32

2

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2023 год

917 228,08

433 419,14

483 808,94

3

Расчетная предпринимательская прибыль

1 007 231,97

967 791,31

39 440,66

Итого по статьям

 

 

828 253,93

Общая сумма разногласий составила 828 253,93 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Расходы, связанные с корректировкой НВВ
в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче на 2021 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки по расходам на обслуживание заемных средств за 2021 год в сумме (-) 268 775,27 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в размере (-) 573 779,59 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 305 004,32 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- перечень договоров и закупочных процедур;

- расшифровка формы 5.6.7 Кредиты и займы ОАО «МРСК Урала»;

- сводная справка о долговом портфеле филиала в 2021-2023 гг.;

- справка о долговом портфеле филиала за период с 01.01.2021 по 31.12.2023;

- справка по дефициту финансовых средств в 2021 году и на плановый период 2022-2027 гг.;

- расчет средневзвешенной ключевой ставки за 2021 год;

- иные документы, обосновывающие потребность в обслуживании заемных средств за 2021 год;

- расчет расходов, связанных с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче на 2021 год;

- дополнительные материалы, направленные в Министерство в составе заявлений на установление тарифов в предыдущие периоды.

На основании пункта 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно статье 265 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Органом регулирования плановые расходы на 2021 год по обслуживанию заемных средств были учтены в размере 119 700,05 тыс. руб.

В соответствии с решением Челябинского областного суда от 06.09.2021 № 3а-251/2021, апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19.01.2022 № 66а-7/2022 плановые расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год были увеличены на 619 059,61 тыс. руб. и составили 738 759,66 тыс. руб.

Как следует из апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19.01.2022 № 66а-7/2022, представленные ОАО «МРСК Урала» документы в подтверждение заключения кредитных договоров, уплаты процентов по кредитам, расходования кредитных средств, наличия кассового разрыва не получили надлежащей оценки регулирующего органа на предмет экономической обоснованности расходов по обслуживанию кредитных средств.

Регулируемой организацией в орган регулирования была заявлена корректировка по данной статье в размере (-) 268 775,27 тыс. руб., определенная как разница между фактическими и плановыми расходами, увеличенная на ИПЦ (516 141,95 –738 759,66*1,139*1,06).

По мнению организации, органом регулирования утверждена корректировка в размере (-) 512 277,49 тыс. руб. (- 424 302,59*1,139*1,06).

В ФАС России заявлены расходы в сумме (-) 207 273,16 тыс. руб., определенные как ((- 424 302,59+(516 141,92-263 516,9))*1,139*1,06).

Вместе с тем, как следует из приложения к экспертному заключению «Расчет необходимой валовой выручки на 2023-2027 гг.», корректировка была проведена органом регулирования исходя из фактических расходов в сумме 263 516,09 тыс. руб. и плановых расходов в сумме 119 700,05 тыс. руб. Таким образом, корректировка с учетом ИПЦ за 2021 год составила 173 635,84 тыс. руб.

Орган регулирования отмечает, что величина расходов на обслуживание заемных средств на 2021 год в сумме 619 059,61 тыс. руб. была учтена Министерством отдельной строкой как величина затрат во исполнение решения суда на 2022 год, и для соблюдения условий сопоставимости (так как решение суда было принято в 2022 году) учтена плановая величина при утверждении тарифов на 2021 год в размере 119 700,05 тыс. руб.

Исходя из вышеизложенного, разногласия возникли в части суммы фактических процентов по кредитам за 2021 год.

Расчет признанных органом регулирования фактических процентов по кредитам за 2021 год в сумме 263 516,09 тыс. руб. в экспертном заключении не отражен, что является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178.

Заявителем фактические расходы в сумме 516 141,95 тыс. руб. определены исходя из расшифровки формы 5.6.7. Кредиты и займы ОАО «МРСК Урала», в соответствии с которой из общей величины займов по филиалу на 31.12.2021 (8 509 524,71 тыс. руб.) на деятельность по передаче электрической энергии относится 7 749 484,35 тыс. руб.

Орган регулирования отмечает, что:

1) Заявителем к учету предлагаются как краткосрочные (3 434 583 тыс. руб.), так и долгосрочные (5 153 927 тыс. руб.) кредиты и займы. При этом Основами ценообразования № 1178 предусмотрен учет процентов только по долгосрочным кредитам (пункт 32 Основ ценообразования № 1178, пункт 11 Методических указаний № 98-э).

2) Регулируемой организацией не представлены расшифровки экономически обоснованных расходов (представлены только фактически понесенные) в разрезе статей затрат с указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

3) Согласно расчетам кассовых разрывов у регулируемой организации сложилось положительное сальдо на конец 2021 года в сумме 1 208 648 тыс. руб. Таким образом, по мнению Министерства, дефицит денежных средств отсутствует.

Орган регулирования отмечает, что, оценивая свой накопленный кредитный портфель, Заявитель не учитывает дополнительные доходы, которые могли бы быть направлены на его снижение, а именно:

Полученный доход (тыс. руб.)

Источник

1

1 707 260

Решение ФАС России от 18.12.2019 № СП/111411/19

2

1 642 000

Решение арбитражного суда Челябинской области от 16.03.2021
№ А76-37895/2017 (взыскание задолженности ООО «Мечел-Энерго»)

3

1 400 000

Дивиденды по итогам работы за 2021 год

4

1 039 241

Дивиденды по итогам работы за 2017 год

5

823 200

Экономия расходов на оплату потерь, учтенная в 2021 году

6

200 784

Экономия расходов на оплату потерь, учтенная в 2022 году

7

271 385

Экономия расходов на оплату потерь, полученная в 2021 году

Согласно бухгалтерской отчетности ОАО «МРСК Урала», чистая прибыль по итогам работы за 2021 год составила 2 500 млн. руб. (на передачу электрической энергии относится 1 809 млн. руб.) (фактором послужило восстановление резерва
по сомнительным долгам по решениям суда ООО «Мечел-Энерго» в сумме 1 600 млн. руб., а также начисление пеней и неустоек по ООО «Мечел-Энерго» на сумму 400 млн. руб.).

Восстановление резерва по сомнительным долгам, а также начисление пеней и неустоек к снижению кредитного портфеля не привело (размер кредитного портфеля, когда одним из должников являлось ООО «Мечел-Энерго», составлял 8 543,8 млн. руб., после оплаты долга величина кредитного портфеля определена в размере 11 428,5 млн. руб.).

Как утверждает орган регулирования, Заявитель вместо направления свободных денежных средств на уменьшение кредитного портфеля выплачивает дивиденды, что подтверждается бухгалтерской отчетностью, и займы привлекаются для выплаты дивидендов.

Так, согласно данным раздельного учета, при убытке за 2020 год в размере (-) 1 380 906 тыс. руб. и чистой прибыли за 2021 год в размере 428 363 тыс. руб. сумма выплаченных дивидендов, по данным бухгалтерской отчетности, составила 1 400 млн. руб.

Заявитель отмечает, что указание на наличие профицита не является основанием для отказа в учете расходов с учетом фактического кредитного портфеля организации, накопленного за ряд лет, величина которого на 31.12.2021 составила 7 749 484,35 тыс. руб.

Так, Заявителем отмечено, что необходимость привлечения заемных средств и формирование кредитного портфеля филиала по состоянию на конец 2021 года в размере 7 749 484 тыс. руб. обусловлены следующими факторами:

1. Фактический объем заемных средств филиала по состоянию на 31.12.2017 (последний год регулирования филиала «Челябэнерго» с применением метода доходности инвестированного капитала) составлял 1 806 402 тыс. руб.

Величина заемных средств на 31.12.2017 обусловлена привлечением кредитов для выполнения утвержденной инвестиционной программы.

Обоснованность привлечения кредитных средств и расходов, связанных с их обслуживанием (процентов), подтверждена решением ФАС России от 15.10.2018
№ СП/83163/18 по рассмотрению спора между Министерством и филиалом, связанных с учетом в НВВ филиала «Челябэнерго» на 2018 год плановых расходов на выплату процентов по кредитам.

Заявитель отмечает, что, согласно отчетам об исполнении утвержденных инвестиционных программ за 2018-2021 годы, учтенная Министерством при установлении тарифов амортизация основных средств филиалом «Челябэнерго» была полностью использована на финансирование утвержденной инвестиционной программы 2018-2022 годов.

Ввиду того, что денежные средства, получаемые филиалом за счет амортизации, учтенной в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в 2018-2021 годах, направлялись на финансирование мероприятий утвержденных инвестиционных программ, они не могли быть использованы для погашения ссудной задолженности, образовавшейся по состоянию на 31.12.2017 в связи с исполнением инвестиционной программы в течение периода 2011-2017 гг.

Дополнительно Заявитель отмечает, что органом регулирования при установлении тарифов на 2018-2021 годы в составе НВВ не учитывались расходы на возврат заемных средств.

2. Объем сомнительной дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии в течение периода 2018-2021 годов составлял более 4 млрд. руб.

Дебиторская задолженность за услуги по передаче электрической энергии, включенная в резерв по сомнительным долгам, составляла по состоянию:

на 31.12.2017 – 656 217 тыс. руб.;

на 31.12.2018 – 4 739 832 тыс. руб.;

на 31.12.2019 – 5 207 067 тыс. руб.;

на 31.12.2020 – 5 367 500 тыс. руб.;

на 31.12.2021 – 4 063 474 тыс. руб.

Резкий рост объема сомнительной дебиторской задолженности произошел во втором полугодии 2018 года. РСД увеличился с 882 656 тыс. руб. (на 31.03.2018) до 4 739 832 тыс. руб. (на 31.12.2018) и подтвержден информацией о движении резервов по сомнительной дебиторской задолженности филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго».

Большая часть сомнительной дебиторской задолженности филиала «Челябэнерго» - задолженности ПАО «Челябэнергосбыт» и ООО «АЭС Инвест»:

на 31.12.2018 – 85,4% (4 048 728 тыс. руб. из 4 739 832 тыс. руб.);

на 31.12.2021 - 90,3% (3 669 018 тыс. руб. из 4 063 474 тыс. руб.).

Значительное увеличение объема сомнительной дебиторской задолженности с 01.07.2018, включенной в РСД, обусловлено следующими причинами:

- приказом Минэнерго России от 25.06.2018 № 497 ПАО «Челябэнергосбыт» лишено статуса субъекта оптового рынка электрической энергии и мощности;

- определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2019 в отношении ПАО «Челябэнергосбыт» введена процедура банкротства – наблюдение (дело № А76-32823/2018);

- постановлением Министерства от 29.06.2018 № 37/10 отменены индивидуальные тарифы ООО «АЭС Инвест» в связи с прекращением деятельности в качестве территориальной сетевой организации;

- определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.04.2019 в отношении ООО «АЭС Инвест» введена процедура банкротства – наблюдение (дело № А76-43527/2018).

Заявитель отмечает, что снижение величины сомнительной дебиторской задолженности обусловлено погашением просроченной задолженности ООО «Мечел-Энерго» в 2021 году и было учтено в расчете дефицита финансовых средств филиалу ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» за 2021 год. Денежные средства, полученные от ООО «Мечел-Энерго» в 2021 году, были направлены на погашение ссудной задолженности (уменьшение суммы основного долга) филиала «Челябэнерго». При этом величина кредитного портфеля, отнесенного на передачу электрической энергии, в 2021 году снизилась с 9 389 858 тыс. руб. до 7 749 484 тыс. руб., снижение составило 1 640 374 тыс. руб.

При снижении объема сомнительной (просроченной) дебиторской задолженности за период 2018-2021 гг. за счет погашения задолженности ООО «Мечел-Энерго» наблюдался рост общей величины текущей дебиторской задолженности за услуги по передаче электрической энергии.

За период 2018-2021 гг. текущая дебиторская задолженность выросла
в 2,3 раза (по состоянию на 31.12.2018 – 893 894 тыс. руб., на 31.12.2021 – 2 027 272 тыс. руб.) и составляла:

на 31.12.2018 – 4 % от выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2018 год;

на 31.12.2021 – 9 % от выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2021 год.

При этом Министерством в НВВ на 2018-2020 гг., утвержденной для филиала, резерв по сомнительным долгам не учитывался. В НВВ на 2021 год была учтена величина РСД в размере 25 280 тыс. руб., что значительно меньше фактического РСД, сформированного по состоянию на 31.12.2020 в размере 5 367 500 тыс. руб.

3. За период 2018-2020 гг. деятельность филиала «Челябэнерго» по оказанию услуг по передаче электрической энергии была убыточной.

В соответствии с показателями раздельного учета доходов и расходов по форме 1.3 за период 2018-2020 годов филиалом «Челябэнерго» получен убыток от оказания услуг по передаче электроэнергии в размере (- 3 758 517) тыс. руб.

Накопленный убыток филиала «Челябэнерго» за период 2018-2020 годов в 2 раза превышает прибыль от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2021 год (1 809 269 тыс. руб.).

Прибыль от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2021 год была сформирована в основном за счет восстановления РСД в связи с погашением дебиторской задолженности ООО «Мечел-Энерго».

За период 2018-2020 гг. у филиала наблюдался дефицит денежных средств, составляющий:

- в 2018 году – 3 681 667 тыс. руб.;

- в 2019 году – 2 828 459 тыс. руб.;

- в 2020 году – 1 046 864 тыс. руб.

Указанный дефицит сложился за счет недостатка денежных средств в связи
с неоплатой потребителями за услуги по передаче электроэнергии в 2018-2020 гг., недосбора товарной выручки от услуг по передаче электроэнергии в 2020 году, финансирования мероприятий утвержденной инвестиционной программы в 2019-2020 гг. за счет кредитных средств, а также фактических расходов на обслуживание заемных средств за 2019 год, признанных обоснованными по судебным решениям, за 2019 год.

4. Величина средств, не учтенная Министерством при установлении НВВ филиала «Челябэнерго» на 2021-2023 гг., распределенная в целях сглаживания изменения тарифов, по состоянию на 31.12.2022 составила 3 131 066,78 тыс. руб.

Регуляторный долг включает в себя неучтенные Министерством расходы, признанные во исполнение судебных решений и решения ФАС России от 18.12.2019 № СП/111411/19, а также корректировки НВВ по итогам истекших периодов.

Заявитель отмечает, что регуляторный долг определен без учета индексации в соответствии с параметрами прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

По мнению Заявителя, совокупное влияние вышеперечисленных факторов,
а также остаток ссудной задолженности по состоянию на 31.12.2017 в размере 1 806 402 тыс. руб. привели к формированию кредитного портфеля филиала в объеме свыше 9 млрд. руб. по состоянию на начало 2021 года.

ФАС России отмечает, что органом регулирования оценка вышеуказанным обстоятельствам не дана, анализ формирования кредитного портфеля филиала и его экономической обоснованности отсутствует.

Так, скомпенсированный Министерством через корректировку НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности недосбор выручки, в том числе за счет снижения полезного отпуска электрической энергии, за 2019-2020 гг. подтверждает нехватку денежных средств у регулируемой организации в том году, за который произведена компенсация (1 127 784 тыс. руб.).

Кроме того, при исполнении решения Челябинского областного суда
от 06.09.2021 № 3а-251/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 19.01.2022
№ 66а-7/2022, плановые экономически обоснованные расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год были определены Министерством в размере
738 759,66 тыс. руб., что в 3 раза больше величины, учтенной по факту за 2021 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче
на 2021 год» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ с учетом вышеизложенного
и произвести учет экономически обоснованной величины процентов по кредитам
за 2021 год для обслуживания заемных средств.

2. Статья разногласий «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2023 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на обслуживание заемных средств на 2023 год в сумме 917 228,08 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в размере 433 419,14 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 483 808,94 тыс. руб.

Требования Заявителя аналогичны требованиям, рассмотренным по статье разногласий «Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах
на услуги по передаче на 2021 год».

В связи с частичным удовлетворением требований по статье затрат «Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче
на 2021 год» требования Заявителя по статье «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2023 год» подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо учесть результаты анализа по статье «Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги
по передаче на 2021 год».

3. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли на 2023 год в сумме 1 007 231,97 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в размере 967 791,31 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 39 440,66 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

Учитывая решение ФАС России о частичном удовлетворении требований Заявителя по статьям затрат «Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче на 2021 год», «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2023 год» органу регулирования необходимо произвести пересчет расчетной предпринимательской прибыли по результатам проведенного анализа.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ОАО «МРСК Урала» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области нарушившим пункт 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования филиала ОАО «МРСК Урала» «Челябэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 21.02.2023 № 26821/23).

3. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат «Расходы, связанные с корректировкой НВВ в результате превышения фактических расходов по обслуживанию заемных средств от учтенных в тарифах на услуги по передаче на 2021 год», «Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств на 2023 год», «Расчетная предпринимательская прибыль».

4. Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить в необходимую валовую выручку филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенной в заявлении о разногласиях филиала ОАО «МРСК Урала» - «Челябэнерго».

 

Связанные организации

ОАО "МРСК Урала"
ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903