Предписание №СП/80426/23 ПРЕДПИСАНИЕ РТК Ставропольского края по итогам внеплановой п... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

27 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению
вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией
исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, в том числе акт проверки ФАС России от 30.03.2022 № 13/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.03.2023 № 117/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края при установлении тарифов на передачу электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края в отношении ГУП СК «Ставэлектросеть» постановлением от 25.11.2022 № 83/5,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (также далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (также далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (также далее – Правила № 1178, Правила регулирования № 1178).

Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В рамках исполнения своих полномочий постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее – Орган регулирования, РТК) от 25.11.2022 № 83/5 в отношении ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края.

Необходимая валовая выручка (без учета расходов на оплату потерь), принимаемая РТК к расчету при установлении тарифов на 2023 год, составляет 1 483 922,47 тыс. руб. Приказом Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 25.10.2019 № 288-о/д «Об утверждении инвестиционной программы государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставэлектросеть» на 2020-2024 годы» утверждена инвестиционная программа ГУП СК «Ставэлектросеть» (далее – инвестиционная программа).

Приказами Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 15.07.2022 № 171-о/д, от 22.12.2020 № 386-о/д, от 23.07.2021 № 228-о/д, от 03.12.2021 № 408-о/д, от 03.06.2022 № 145-о/д, от 23.09.2022 № 266-о/д внесены изменения в инвестиционную программу.

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела ГУП СК «Сатвэлектросеть» на 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, а также Экспертное заключение экспертов региональной тарифной комиссии Ставропольского края о рассмотрении предложений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год (далее – Экспертное заключение).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Постановлением РТК от 24.12.2019 № 74/3 Органом регулирования были установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Ставропольского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода индексации, необходимая валовая выручка сетевых организаций Ставропольского края на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в том числе для ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 20.09.2019 № 408-рп «О реорганизации государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькоммунэлектро» в форме выделения из его состава государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставэлектросеть»» ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» реорганизовано путем выделения из его состава ГУП СК «Ставэлектросеть», для ГУП СК «Ставэлектросеть» основными целями деятельности определены:

- Распределение электрической энергии от генерирующих электростанций или от систем электропередачи к конечным потребителям и другим участникам оптового и розничного рынков электроэнергии;

- Услуги по обеспечению работоспособности электрических сетей (услуги по монтажу, наладке, ремонту, лабораторным испытаниям и техническому обслуживанию электротехнического оборудования и аппаратуры, средств защиты электрических сетей);

- Услуги по установке приборов учета расхода электроэнергии;

- Услуги по ремонту приборов учета расхода электроэнергии;

- Услуги оперативно-технологического управления.

Согласно пункту 36 Правил № 1178 в случае перехода от одного лица к другому права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электроэнергетики до истечения срока, предусмотренного пунктом 7 настоящих Правил, при поставке товаров (оказании услуг) с использованием указанных объектов до начала очередного годового периода регулирования применяются регулируемые цены (тарифы), установленные для прежнего владельца таких объектов электроэнергетики.

В случае перехода от одного лица к другому права собственности на объекты электроэнергетики в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в порядке универсального правопреемства долгосрочные параметры, установленные на долгосрочный период регулирования, в течение которого осуществлен указанный переход, пересматриваются в отношении организации-правопреемника с учетом непревышения таких долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций в части величины базового уровня операционных (подконтрольных) расходов над совокупной величиной базового уровня операционных (подконтрольных) расходов, ранее установленных для реорганизованных организаций.

В соответствии с пунктом 3 постановления РТК от 24.12.2019 № 74/3 в случае реорганизации территориальных сетевых организаций Ставропольского края (в форме разделения и выделения) долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка, установленные настоящим постановлением, подлежат применению организациями, образованными в результате такой реорганизации.

Таким образом, долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка, установленные постановлением РТК от 24.12.2019 № 74/3 в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», пересмотру не подлежали.

Необходимо отметить, что процедура реорганизации ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» началась 20.09.2019 путем выделения из его состава ГУП СК «Ставэлектросеть», которое наделено полномочиями по распределению электрической энергии от генерирующих электростанций или от систем электропередачи к конечным потребителям и другим участникам оптового и розничного рынков электроэнергии. При этом, тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края на 2020-2024 гг. установлены в отношении ГУП СК «Ставрополькоммунэнерго».

При этом, согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 2053) было определено установить с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2022 г. и на 2023 год (финансовый год) особенности формирования индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установления (пересмотра, корректировки) регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации, в том числе, что территориальная сетевая организация имеет право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеуказанного пункта Органом регулирования по заявлению регулируемой организации – ГУП СК «Ставэлектросеть» от 18.11.2022 № 03-2341 с 2023 года был пересмотрен базовый уровень операционных расходов долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.

Постановлением РТК от 25.11.2022 № 83/11 «О внесении изменения в отдельные приложения к некоторым постановлениям региональной тарифной комиссии Ставропольского края в сфере электроэнергетики» утвержден новый базовый уровень операционных расходов ГУП СК «Ставэлектросеть» и составил 834,53 млн. руб.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

 

1. Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов на 2023 год

Органом регулирования базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов на 2023 год установлен в размере 834 528,5 тыс. руб., при заявке регулируемой организации – 1 128 222,67 тыс. руб.

Вместе с тем, при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов на 2023 год Органом регулирования также были проанализированы фактические расходы ГУП СК «Ставэлектросеть» за 2019-2021 гг.

Фактическая величина операционных (подконтрольных) расходов за 2021 год составила 624 584,85 тыс. руб.

Величина расходов организации на 2023 год увеличена относительно принятого при тарифном регулировании на 2022 год на 234 190,28 тыс. руб., а также относительно фактических расходов регулируемой организации за 2021 год на 209 943,4 тыс. руб.

Базовый уровень операционных расходов на 2020 год – базовый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг. для ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» (в настоящее время ГУП СК «Ставэлектросеть») был установлен в размере 605,43 млн. руб.

 

1.1. Материальные затраты

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2023 год учтены в следующих размерах:

тыс. руб.


 


 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Материальные затраты

125 433,85

 

102 755,86

84 949,45

 

1.1.

Сырье, материалы, запасные части, топливо

98 790,0

77 321,1

64 938,25

1.2.

Работы и услуги производственного характера

26 643,85

25 434,76

20 011,7

 

В подстатью затрат «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» включены следующие расходы:

- вспомогательные материалы в размере 49 901,02 тыс. руб.;

- топливо на технологические цели в размере 25 093,06 тыс. руб.;

- канцелярские, хозяйственные расходы в размере 2 327,02 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год в подстатью затрат были включены расходы на материалы на текущий ремонт, материалы на капитальный ремонт, ОС до 100 тыс. руб., расходы на охрану труда.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены, как  средний экономически обоснованный факт расходов ГУП СК  «Ставэлектросеть» по статье «Вспомогательные материалы» за 2019-2021 гг., в соответствии с данными раздельного учета, согласно сведениям бухгалтерской и статистической отчетности, с учетом фактических ИПЦ 2020-2021 гг., ожидаемого ИПЦ 2022 года и планового ИПЦ 2023 года., согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Минэкономразвития России.

Согласно возражениям Органа регулирования на Акт проверки ФАС России, фактические расходы материальных затрат 2021 года в сопоставимых условиях, приведенные в цены 2023 года, составили 102 563,48 тыс. руб., что практически соответствует величине расходов, установленных РТК Ставропольского края на 2023 год.

Вместе с тем, по расчетам ФАС России, исходя из фактических расходов регулируемой организации по данной статье затрат 2021 года с учетом ожидаемого ИПЦ 2022 года и планового ИПЦ 2023 года расходы составляют 102 562,86 тыс. руб., что меньше учтенных Органом регулирования на 2023 год на 193 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Необходимо отметить, что анализ величины фактических расходов необходимо производить в разрезе расходов по договорам с учетом сроков их действия и периодичности несения расходов. Цены, принимаемые Органом регулирования в договорах должны соответствовать положениям пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178. Фактические суммы расходов должны быть подтверждены первичными документами и бухгалтерской отчетностью Общества. При установлении тарифов из НВВ Общества исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленных в результате проведения экономического анализа в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Правил № 1178.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

Согласно возражениям РТК на Акт проверки ФАС России Органом регулирования проведен анализ величины фактических расходов в разрезе расходов по договорам, заключенным в результате проведения торгов, с учетом сроков их действия и периодичности несения расходов.

При этом, вышеуказанный анализ в соответствии с пунктом 23 Правил
№ 1178 Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год, а также возражениях на Акт проверки не отражен.

Также необходимо отметить, что Органом регулирования не представлены ссылки на обосновывающие материалы, которые были учтены РТК Ставропольского края при формировании расходов по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенное, а также определение РТК Ставропольского края расходов по данной статье затрат исходя из фактических расходов 2021 года, расходы, превышающие фактические расходы регулируемой организации 2021 года с учетом ожидаемого ИПЦ 2022 года и планового ИПЦ 2023 года в размере 193 тыс. руб. подлежат исключению, в остальной части расходы по статье затрат «Материальные затраты» подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

1.2. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2023 год в размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Расходы на оплату труда

797 590,68

 

651 935,53

 

473 796,46

 

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год при расчете расходов по данной статье затрат были приняты следующие показатели:

п/п

Показатели

Единица измерения

Принято РТК

1.

Численность ППП (фактическая)

чел.

1 181

2.

Среднемесячный доход на 1 работника

руб./чел.

45 986,08

2.1.

Тарифная ставка рабочего 1 разряда с учетом дефлятора

руб.

16 340,37

2.2.

Средний тарифный коэффициент

%

1,491

2.3.

Выплаты, связанные с режимом работы

%

12,50

2.4.

Текущее премирование

%

50,0

2.5.

Вознаграждение за выслугу лет

%

20,0

 

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При определении фактической численности персонала необходимо использовать формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее – форма № П-4) по соответствующему виду деятельности.

Органом регулирования проанализирована фактическая численность регулируемой организации за 2021 год – отчетный период регулирования для 2023 года согласно данным формы № П-4, фактическая численность ГУП СК «Ставэлектросеть» составила 1 181 шт. единицу.

В материалах тарифного дела отсутствует письменный отказ от присоединения к Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике (далее ­– ОТС в электроэнергетике), в связи с чем в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации на ГУП СК «Ставэлектросеть» распространяет действие ОТС в электроэнергетике.

Вместе с тем из Экспертного заключения Органа регулирования не следует, что расходы на оплату труда учтены в соответствии с ОТС в электроэнергетике.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год при расчете расходов на оплату труда РТК применялось Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, что противоречит нормам действующего законодательства.

Вышеуказанный подход ФАС России подтверждается постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2021 по делу А40-108626/2020. Расчет среднего тарифного коэффициента определен РТК в соответствии с положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год, а также возражения Органа регулирования на Акт проверки ФАС России не содержат анализа документов, необходимых для присвоения работникам при расчете расходов на оплату труда на 2023 год не первого (минимального) тарифного коэффициента по соответствующей ступени оплаты труда.

Кроме того, согласно форме федеральной статистической отчетности
№ П–4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (далее – форма № П-4) фактическая численность работников за 2021 год составила 1 181 штатную единицу при среднемесячной фактической заработной плате 37 039,6 тыс. руб.

При этом, при регулировании на 2023 год среднемесячная заработная плата, рассчитанная Органом регулирования, составила 45 986,08 руб.

Вместе с тем, учитывая отсутствие расчета расходов на оплату труда в соответствии с ОТС в электроэнергетике, среднемесячная заработная плата на 2023 год, рассчитанная исходя из фактических данных регулируемой организации, с учетом ИПЦ 2022 года и ИПЦ 2023 года должна составить 44 719,4 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что, исходя из фактической численности регулируемой организации 2021 года, учитываемой Органом регулирования при расчете расходов на оплату труда 2023 года – 1 181 штатная единица, и среднемесячной заработной платы 44 719,4 руб.  расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» должны составить 633 763,3 тыс. руб., что на 18 172,2 руб. ниже учтенных Органом регулирования на 2023 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 18 172,2 тыс. руб. подлежат исключению, в остальной части расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

1.3. Прочие расходы

Органом регулирования расходы по данной статье затрат на 2023 год учтены в следующих размерах:

тыс. руб.


 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Прочие расходы

138 732,2

50 993,52

27 396,13

1.1.

Оплата работ и услуг сторонних организаций

94 999,24

44 517,67

19 053,03

1.2.

Расходы на командировки и представительские расходы

1 053,1

554,37

367,4

1.3.

Расходы на подготовку кадров

3 265,34

1 232,52

655,6

1.4

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности и мер по ТБ

9 824,41

3 768,27

6 400,1

1.5.

Расходы на страхование

29 590,15

920,69

865,6

1.6.

Другие прочие расходы

-

-

54,4

 

Согласно смете расходов, представленной РТС к Экспертному заключению, в свою очередь в состав подстатьи «Оплата работ и услуг сторонних организаций включены следующие расходы:

- услуги связи в размере 4 763,72 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства в размере 32 164,08 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги в размере 4 148,02 тыс. руб.;

- расходы на аудиторские и консультационные услуги в размере 480,45 тыс. руб.;

- прочие услуги сторонних организаций в размере 2 961,4 тыс. руб.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются в том числе расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг, определяемые на основании пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

 

1.3.1. Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства

1.3.1.1. Коммунальные услуги

В данную подстатью Органом регулирования включены расходы в размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Коммунальные услуги

32 827,0

26 992,28

22 714,35

 

Органом регулирования расчет экономически обоснованных расходов на 2023 год выполнен на основании среднего значения фактических расходов регулируемой организации за три предыдущих отчетных периода регулирования с учетом ИПЦ 2022 и 2023 гг. согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Минэкономразвития России.

Вместе с тем, Органом регулирования не применяются положения пункта 29 Основ ценообразования № 1178 в части учета установленных на очередной период регулирования цен (тарифов).

Органом регулирования анализируются исключительно фактические расходы регулируемой организации, без расчетов плановых расходов на основании обосновывающих материалов регулируемой организации на 2023 год, а также установленных тарифов для соответствующей коммунальной услуги.

Необходимо отметить, что согласно Экспертному заключению на 2023 год регулируемой организацией заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, такими как ПАО «Ставропольэнергосбыт», ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ГУП СК «Крайтеплоэнерго», АО «Газпром газораспределение Ставрополь», АО «Новопавловсккрайгаз», ООО «Эко-Сити»; ООО «ЖКХ»; ООО «Комбинат благоустройства».

Услуги по водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, вывозу твердых коммунальных отходов относятся к регулируемым видам деятельности.

ФАС отмечает, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы - расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Следовательно, расходы на отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, вывоз твердых коммунальных отходов, твердых бытовых отходов, учтенные в составе расходов по подстатье «Коммунальные услуги» подлежат учету в составе неподконтрольных расходов.

Учитывая вышеизложенное, подход Органа регулирования о включении расходов на оплату продукции (услуг) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в состав подконтрольных расходов противоречит действующему законодательству.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению в размере 26 992,28 тыс. руб. из состава операционных расходов с последующим включением в состав неподконтрольных расходов.

 

1.3.2. Аудиторские услуги

В данную подстатью Органом регулирования включены расходы в размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Аудиторские услуги

581,9

480,45

395,1

Органом регулирования расчет экономически обоснованных расходов на 2023 год выполнен на основании среднего значения фактических расходов регулируемой организации за три предыдущих отчетных периода регулирования с учетом ИПЦ 2022 и 2023 гг. согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, разработанному Минэкономразвития России.

В данную статью затрат Органом регулирования включены расходы на аудиторскую проверку деятельности ГУП СК «Ставэлектросеть».

РТК не представлен анализ принятых фактических значений расходов за 2020 и 2021 годы в соответствии с положениями пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

Кроме того, в соответствии со штатным расписанием регулируемой организации, представленным в материалах тарифной заявки ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год, регулируемой организацией предусмотрено наличие в штате ГУП СК «Ставэлектросеть» специалистов, осуществляющих функции аудита.

Таким образом, не представляется возможным исключить двойной учет расходов, относимых на аудиторские услуги, учитываемых в составе данной статьи затрат.

Необходимость проведения ежегодного обязательного аудита финансовой деятельности регулируемой организации со ссылками на нормативные правовые акты в Экспертном заключении не отражена.

На основании вышеизложенного расходы по статье затрат «Аудиторские услуги» подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

1.4. Подконтрольные расходы из прибыли

Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы в следующих размерах:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Подконтрольные расходы из прибыли

66 465,89

28 843,55

38 442,3

1.1.

На социальное развитие

66 465,89

28 843,55

35 182,7

1.2.

Прочие цели

0

0

3 259,0

 

В данную статью затрат Органом регулирования включены расходы на социальное развитие и материальное поощрение.

Регулируемой организацией по данной статье затрат заявлены затраты социального характера по следующим позициям: оплата дополнительных отпусков согласно коллективному договору, материальная помощь, расходы в связи с выходом на пенсию, в связи с рождением, в связи со смертью работника или членов его семьи, в связи с непредвиденными обстоятельствами, на лечение и приобретение лекарств, с связи с юбилейными датами работников, расходы на день знаний многодетным родителям, материальная помощь к отпуску, дополнительные льготы, гарантии, компенсации, выплаты ко Дню Победы ветеранам ВОВ и участникам боевых действий, работающим на предприятии, подарки детям к Новому году, проведение мероприятий для детей, поощрительные выплаты к знаменательным датам, прочие расходы, расходы на организацию и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, перечисления работодателем профсоюзу.

В соответствии с Экспертным заключением Органа регулирования расходы на социальное развитие и материальное поощрение учтены РТК в следующих размерах:

тыс. руб.

п/п

Наименование подстатьи расходов

Принято РТК

1

Оплата дополнительных отпусков (согласно коллективному договору раздел 6 п.6.2.5.4, 6.2.5.5)

829,7

2

Материальная помощь согласно коллективному договору (Приложение № 7)

3 322,32

2.1.

в связи с рождением ребенка в размере минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда (п.3.4)

353,94

2.2.

в связи со смертью работника или членов семьи в размере минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда (п.3.6)

877,6

2.3.

День знаний (многодетные семьи), приложение № 7, к

Коллективному договору (п. 3.1)

706,09

2.4.

в связи с юбилейными датами (50, (60 женщин)) в размере тарифной ставки рабочего 1 разряда, оклад (55 женщинам и 60 лет мужчинам) и (65, 70) 0,5 тар. ст. (п.4.1, 4.2, 4.3) коллективного договора

1 384,68

3

Дополнительные льготы, гарантии, компенсации

(раздел 6 Коллективного договора) (п.6.2.2)

860,19

4

Поощрительные выплаты к знаменательным датам

(п.6.2.4 Коллективного договора и прил. 24 к Положению об оплате труда)

18 934,15

 

ИТОГО

23 406,34

 

Страховые взносы

5 437,0

 

ВСЕГО, с учетом страховых взносов

28 843,35

 

Органом сумма страховых взносов на выплаты работникам по социальному развитию рассчитана экспертами, исходя из фактического размера отчислений 2021 года (23,23%) и определена в размере 5 437,0
тыс. руб.

Вместе с тем, исходя из Экспертного заключения РТК, а также возражений Органа регулирования на Акт проверки ФАС России не представляется возможным определить каким образом рассчитаны страховые взносы в размере 23,23 %, а также что включены в вышеуказанные страховые взносы.

Таким образом, страховые взносы, учтенные Органом регулирования в составе данной статьи затрат в размере 5 437,0 тыс. руб. не имеют достаточного экономического обоснования.

В Экспертном заключении Органа регулирования на 2023 год отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил регулирования
№ 1178.

На основании вышеизложенного расходы по статье затрат «Подконтрольные расходы из прибыли» подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

2. Неподконтрольные расходы

Органом регулирования в составе необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставэлектросеть» неподконтрольные расходы учтены в размере 688 190,91 тыс. руб., при заявке регулируемой организации в размере 1 139 393,3 тыс. руб.

 

2.1. Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования

Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы в следующем размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Страховые взносы

261 809,1

198 188,4

141 801,29

 

Статьей 425 главы 34 Налогового Кодекса Российской Федерации определены тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10 процентов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ)

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.

Согласно Экспертному заключению РТК ставка отчислений на социальные нужды принимается Органом регулирования в размере 30,4 %.

При этом, в Экспертном заключении отсутствует анализ фактического процента отчислений на социальные нужды за 2023 год.

С учетом необходимости исключения и пересмотра размера расходов по статье «Расходы на оплату труда» расходы по статье «Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования» также подлежат исключению в размере 5 524,35 тыс. руб., в остальной части пересмотру.

 

2.2. Амортизация

Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы в следующем размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Амортизация

250 592,58

211 898,75

219 237,1

Подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено включение расходов на амортизацию в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1
«О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны Регулируемой организации в Орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н
«Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Согласно Экспертному заключению Органа регулирования на 2023 год расходы на амортизацию принимаются Органом регулирования за исключением амортизации земельных участков на основании ведомости фактически начисленной амортизации за 9 месяцев 2022 года.

Кроме того, Экспертное заключение Органа регулирования не содержит анализ экономической обоснованности фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье затрат с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования № 1178, пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановый период регулирования с учетом максимальных сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, а также с учетом ввода-вывода объектов основных средств из эксплуатации.

Орган регулирования в возражениях на акт проверки ФАС России отмечает, что в адрес ФАС России был представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений.

Вместе с тем, в адрес ФАС России не был представлен пообъектный расчет амортизационных отчислений за полный отчетный период регулирования – 2021 год.

Кроме того, согласно представленному расчету амортизационных отчисления за 9 месяцев 2022 года в данную статью затрат включаются также расходы на амортизацию автомобиля премиум-класса AUDI A6 в размере 143,46 тыс. руб. и 23,7 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 167,16 тыс. руб. подлежат исключению, в остальной части расходы по статье затрат «Амортизация» подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

2.3. Прибыль на капитальные вложения

Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы в следующем размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Прибыль на капитальные вложения

127 814,7

127 814,7

97 408,0

 

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки.

Приказом Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 25.10.2019 № 288-о/д «Об утверждении инвестиционной программы государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставэлектросеть» на 2020-2024 годы» утверждена инвестиционная программа ГУП СК «Ставэлектросеть» (далее – инвестиционная программа).

Приказами Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края от 15.07.2022 № 171-о/д, от 22.12.2020 № 386-о/д, от 23.07.2021 № 228-о/д, от 03.12.2021 № 408-о/д, от 03.06.2022 № 145-о/д, от 23.09.2022 № 266-о/д внесены изменения в инвестиционную программу.

Согласно инвестиционной программе регулируемой организации на 2023 год прибыль регулируемой организации, полученная от реализации продукции и оказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам) является источником финансирования вышеуказанной инвестиционной программы.

Согласно разделу 1 инвестиционной программы на 2023 год прибыль регулируемой организации, определенная в качестве источника финансирования инвестиционной программы, составляет 105 400 тыс. руб.

Вместе с тем, в составе необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год расходы по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения» принимается на 16 414,7 тыс. руб. выше, чем предусмотрено инвестиционной программой на 2023 год, в отсутствие экономического обоснования.

Согласно возражениям Органа регулирования на акт проверки ФАС России, в результате проведенной экспертизы тарифной заявки территориальной сетевой организации источники финансирования инвестиционной программы корректируются и могут отличаться от ранее согласованных и утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти.

В связи с существенным отклонением показателей инфляции и в целях оптимального использования тарифных ресурсов для финансирования инвестиционной программы, при наличии обосновывающих документов, РТК включает в тариф средства на инвестиции в рамках установленных ограничений по величине прибыли и амортизационных отчислений, в соответствии с пунктами 38 и 27 Основ ценообразования, с последующей корректировкой инвестиционной программы в порядке и сроки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977.

В случае, если территориальной сетевой организацией не внесены корректировки в инвестиционную программу, соответствующие тарифному решению, РТК Ставропольского края учитывает возникшие отклонения объемов финансирования в очередном периоде регулирования.

В соответствии с позицией ФАС России, отраженной в письме от 20.04.2018 № ИА/28440/18, действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов), не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов, на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

Учитывая вышеизложенное, расходы в размере 16 414,7 тыс. руб. подлежат исключению, в остальной части расходы по статье затрат «Прибыль на капительные вложения» подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

3. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «+») или полученного избытка (со знаком «-»), выявленных по итогам 2021 года

Органом регулирования расходы по данной статье затрат в необходимой валовой выручке регулируемой организации в размере (-) 51 197,33 тыс. руб., при заявке регулируемой организации (-) 47 914,62 тыс. руб.

Согласно Экспертному заключению РТК на 2023 год Органом регулирования определены:

- Корректировка НВВ на основании фактических данных за 2021 год в размере (-) 25 452,0 тыс. руб.;

- Корректировка НВВ на основании фактических данных за 2020 год, не учтенная на 2022 год, в размере (-) 6 906,23 тыс. руб.;

- Корректировка НВВ в связи с изменением инвестиционной программы в размере (-) 4 124,17 тыс. руб.;

- Корректировка по итогам исполнения предписания ФАС России
(-) 18 839,1 тыс. руб.

Вместе с тем, суммарный показатель по данной статье затрат, учитывая вышеуказанные показатели корректировок, должен составить (-) 55 321,5
тыс. руб., что на 4 124,17 тыс. руб. ((-)25 452,0 + (-) 6 906,23 + (-) 4 124,17 +
(-) + (-) 18 839,1) больше, указанного в Экспертном заключении
и смете Органа регулирования суммарного значения.

Также необходимо отметить, что согласно смете Органа регулирования ГУП СК «Ставэлектросеть» определены:

- Корректировка НВВ на основании фактических данных за 2021 год в размере (-) 22 169,29 тыс. руб.;

- Корректировка по итогам исполнения предписания ФАС России
(-) 25 745,33 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат по статьям, исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные организацией, не проведен анализ экономической обоснованности представленных организацией документов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

4. Стоимость потерь электрической энергии

Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы в следующем размере:

тыс. руб.

 

 

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Стоимость потерь электрической энергии

823 203,58

939 004,69

695 283,1

 

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178, а также должен соответствовать данным, утвержденным в балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий год.

Стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям определяется в соответствии с положениями пункта 81 Основ ценообразования № 1178.

Согласно Экспертному заключению на 2023 год величина стоимости рассчитана исходя из объема потерь электрической энергии (таблица № 3.1), а также прогнозных цен на электрическую энергию (мощность), сформированных с учетом предельных максимальных уровней «котловых» тарифов в части ставок на оплату потерь электрической энергии, сбытовых надбавок ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», ПАО «Ставропольэнергосбыт» и величины платы за услугами, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергии.

При этом, Органом регулирования принимаются расходы по данной статье затрат выше заявки регулируемой организации на 115 801,11 тыс. руб. в отсутствие экономического обоснования.

Органом регулирования не представлен анализ, предусмотренный пунктом 23 Правил регулирования № 1178, а также расчет, предусмотренный пунктами 40(1) и 81 Основ ценообразования № 1178, в том числе обоснование превышения учтенных расходов над заявкой регулируемой организации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по рассматриваемой статье затрат подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей  положения пунктов 2, 5, 7, 24, 28, 26, 27, 29, 38, 40(1), 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края в отношении
ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год.

2. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год расходы по статьям затрат:

- «Материальные затраты» в общей сумме 193 тыс. руб.;

- «Расходы на оплату труда» в общей сумме 18 172,2 тыс. руб.;

- «Коммунальные услуги» в общей сумме 26 992,28 тыс. руб.;

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2023 год расходы по статьям затрат:

- «Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования» в общей сумме 5 524,35 тыс. руб.;

- «Амортизация» в общей сумме 167,16 тыс. руб.;

- «Прибыль на капитальные вложения» в общей сумме 16 414,7 тыс. руб.;

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ГУП СК «Ставэлектросеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Материальные затраты» на 2023 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2023 год;

- «Прочие расходы» на 2023 год;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» на 2023 год;

- «Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования» на 2023 год;

- «Амортизация» на 2023 год;

- «Коммунальные услуги» на 2023 год;

- «Прибыль на капитальные вложения» на 2023 год;

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «+») или полученного избытка (со знаком «-»), выявленных по итогам 2021 года» на 2023 год;

- «Стоимость потерь электрической энергии» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского кря в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ГУП СК «Ставэлектросеть» 2023 года и величину необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставэлектросеть» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положениями Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ГУП СК «Ставэлектросеть» при регулировании тарифов на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в
электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края в отношении ГУП СК «Ставэлектросеть» на 2024 год, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная
ответственность.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575
Ставропольское УФАС России
ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508