Решение №31/47105/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 31 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2024 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

<...> - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

<...> - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - начальника отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в электроэнергетике и теплоснабжении Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

<...> - начальника отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования баланса Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

<...> - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между АО «Прионежская сетевая компания» (далее – Заявитель, Общество, АО «ПСК») и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее – Госкомитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи генерального директора АО «Прионежская сетевая компания» <...>, заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «Прионежская сетевая компания» <...>, руководителя направления по экономике и работе с персоналом АО «Прионежская сетевая компания» <...>, председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам <...>, заместителя председателя Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам <...>, заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <...>, заместителя начальника отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <...>, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 19.02.2024 № 26909/24) о споре (разногласиях) между АО «Прионежская сетевая компания» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Госкомитета от 27.12.2023 № 208 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Карелия на 2024 год» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

Величина необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением, составляет 2 647 064,72 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 767 078,20 тыс. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

АО «ПСК» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Исключение расходов с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия

- 493 040,10

0,00

493 040,10

2

Величина сглаживания в соответствии с п. 7 Основ ценообразования

- 323 058,11

-220 645,96

102 412,15

3

Капитальные вложения производственного характера из прибыли

0,00

385 000,00

385 000,00

4

Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств

62 429,61

102 802,98

40 373,37

5

Расчетная предпринимательская прибыль

141 841,31

204 934,05

63 092,74

6

Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с учетом ограничения тарифа покупки потерь предельными максимальными уровнями

124 847,51

160 942,62

36 095,11

 

Итого (по статьям)

 

 

1 120 013,48

Общая сумма разногласий составила 1 120 013,48 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

1. Статья разногласий «Исключение расходов с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 0,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы из состава НВВ регулируемой организации исключены в размере 493 040,10 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 493 040,10 тыс. руб.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования № 1178 исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

АО «ПСК» выражает несогласие с исключением Госкомитетом из НВВ на 2024 год суммы экономически обоснованных расходов в сумме 493 040,10 тыс. руб. на основании ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия на 2024 год предельными уровнями тарифов, утвержденными приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23, без постатейной расшифровки исключаемых расходов и без указания ссылок на нормативно-правовые акты в области электроэнергетики, на основании которых было принято данное решение.

Орган регулирования в отзыве на заявление АО «ПСК» о споре (разногласиях) (исх. от 15.03.2024 № 921/12-05/КЦТ-и) отмечает, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023
№ 782/23.

Также орган регулирования отмечает, что с учетом возможности применения механизма сглаживания, предусмотренного пунктом 7 Основ ценообразования
№ 1178, экономически обоснованные средства АО «Прионежская сетевая компания», не учтенные при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год, составили 493 040,10 тыс. руб. В соответствии с протоколом Госкомитета от 06.12.2023 № 140 подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на следующий период регулирования с учетом индексации в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического прогноза развития Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 предусмотрен учет/исключение расходов/доходов, выявленных на основании анализа фактических результатов деятельности регулируемой организации за последний отчетный период регулирования.

В соответствии с Заключением экспертной группы Госкомитета по рассмотрению предложений АО «Прионежская сетевая компания» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2024 год, Дополнению к заключению экспертной группы Госкомитета по рассмотрению предложений АО «Прионежская сетевая компания» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2024 год от 30.11.2023 (далее – Экспертное заключение) корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями № 98-э составила 220 645,96 тыс. руб., которая сглажена в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, что отражено в строке 8 приложения к дополнению к Экспертному заключению.

Не учтенные экономически обоснованные средства в размере 493 040,10 тыс. руб. не являются средствами, выявленными на основании анализа фактических результатов деятельности регулируемой организации (строка 9 приложения к дополнению к Экспертному заключению).

Положениями Основ ценообразования № 1178 неучет плановых экономически обоснованных расходов не предусмотрен.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Исключение расходов с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия» подлежат частичному удовлетворению. В связи с тем, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023
№ 782/23, органу регулирования необходимо учесть средства в размере
493 040,10 тыс. руб. с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

2. Статья разногласий «Величина сглаживания в соответствии с п. 7 Основ ценообразования».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет (-) 220 645,96 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы из состава НВВ регулируемой организации исключены в размере 323 058,11 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 102 412,15 тыс. руб.

Заявитель выражает несогласие в части применения сглаживания к экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов в сумме 102 412,15 тыс. руб.

АО «ПСК» в заявлении отмечает, что согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 и Методическим указаниям № 98-э сглаживаю подлежат только суммы результатов деятельности регулируемой организации Вi.

В отзыве органа регулирования отмечено, что в целях соответствия единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2024 год предельным уровням тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Республики Карелия, утвержденным приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23, Госкомитетом в отношении НВВ АО «Прионежская сетевая компания» на 2024 год применено сглаживание в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в сумме 323 058,11 тыс. руб., в том числе:

- 220 645,96 тыс. руб. – корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с Методическими указаниями № 98-э;

- 102 412,15 тыс. руб. – экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов.

Расчет величины сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 представлен в таблице:

1.

Корректировка НВВ

250 714,57

1.1.

Корректировка подконтрольных расходов

116 427,09

1.2.

Корректировка неподконтрольных расходов

53 819,44

1.3.

Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию

91 493,95

1.3.1.

за 2021 год

518,34

1.3.2.

за 2022 год

90 975,61

1.4.

Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

0,00

1.5.

Корректировка НВВ с учетом надежности и качества оказываемых услуг

13 809,97

1.6.

Корректировка фактических расходов на выполнение обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

-24 835,89

2.

Результаты деятельности регулируемой организации

-30 068,61

2.1.

Переполученный/недополученный доход за 2021 год

1 558,00

2.2.

Переполученный/недополученный доход за 2022 год

-31 656,61

3.

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

102 412,15

3.1.

за 2021 год, на 2023 год

-742,89

3.2.

за 2022 год, на 2024 год

103 155,04

Величина сглаживания в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178

323 058,11

 

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации (, тыс. руб.) определяется по формуле:

 

где

, , d1, di - соответственно экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, определяемая в соответствии с пунктом 34(2) или 34(3) Основ ценообразования
№ 1178, и доля , , которая учитывается в составе необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей, определяемая регулирующим органом в диапазоне от 0 до 1;

Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9,
а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э
(тыс. руб.) и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов не является средствами, выявленными на основании анализа фактических результатов деятельности регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Величина сглаживания в соответствии с п. 7 Основ ценообразования» подлежат частичному удовлетворению. В связи с тем, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23, органу регулирования необходимо учесть средства в размере 102 412,15 тыс. руб. с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

3. Статья разногласий «Капитальные вложения производственного характера из прибыли».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 385 000,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 385 000,00 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки АО «ПСК» на 2024 год;

- расчет источников финансирования капитальных вложений АО «ПСК» на 2024 год;

- долгосрочная инвестиционная программа по виду деятельности «Передача электрической энергии» на 2020-2024 гг., утвержденная приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 02.06.2023 № 203.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым пункта 32 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство) от 02.06.2023 № 203 утверждена и согласована с Госкомитетом долгосрочная инвестиционная программа АО «ПСК» по виду деятельности «Передача электрической энергии» на 2024 год в общей сумме 889 510 тыс. руб., источниками финансирования которой за счет тарифа являются амортизация в размере 686 431,33 тыс. руб. и прибыль на капитальные вложения в размере 203 078,95 тыс. руб.

АО «ПСК» считает неправомерным исключение из НВВ плановых расходов по статье «Капитальные вложения производственного характера из прибыли» на 2024 год поскольку:

- данные расходы предусмотрены утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой АО «ПСК»;

- данные расходы не признаны Госкомитетом экономически необоснованными;

- позиция Госкомитета о возможности исключения расходов при наличии письма органа исполнительной власти субъекта, уполномоченного на утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, не соответствует Основам ценообразования № 1178.

Заявитель просит учесть 385 000 тыс. руб. с учетом ограничения включения в НВВ размера капитальных вложений производственного характера из прибыли 12% согласно п. 38 Основ ценообразования № 1178 и исходя из заявленного АО «ПСК» размера НВВ на 2024 год.

Орган регулирования обращает внимание, что АО «ПСК» 28.02.2023 на официальном сайте сетевой организации размещен проект корректировки долгосрочной инвестиционной программы на период 2020-2024 гг. в части корректировки мероприятий, запланированных к реализации на 2023 год.

Мероприятия, запланированные к реализации на 2024 год, не были заявлены к корректировке сетевой организации в 2023 году в рамках корректировки долгосрочной инвестиционной программы, утвержденной на 2020-2024 гг.

Госкомитет отмечает, что письмом от 28.11.2023 № 3757/12-02/КЦТ-и орган регулирования обратился в адрес Министерства по вопросу возможности исключения из состава утвержденных инвестиционных проектов АО «Прионежская сетевая компания» по виду деятельности «Передача электрической энергии» на 2024 год мероприятия по строительству ВЛ-35 кВ от ПС-28 п. Сергиево, строительству ПС-1000 кВА, строительству ВЛЗ-10 кВ от ПС-1000 кВА до п. Валдай и п. Вожмозеро на сумму 498,17 млн. руб. (без НДС) в целях недопущения необоснованного роста цен на электроэнергию для потребителей Республики Карелия в 2024 году. При этом сумма ввода в эксплуатацию составляет
936,68 млн. руб.

Поселки Валдай и Вожмозеро Сегежского муниципального района располагаются на территории изолированных энергосистем. Энергоснабжение указанных населенных пунктов осуществляется АО «Прионежская сетевая компания» путем выработки электрической энергии дизельными электростанциями. Данная регулируемая деятельность финансируется в том числе за счет субсидий из бюджета Республики Карелия (порядка 12 млн. руб. в год).

Письмом от 29.11.2023 № 14888/15-15/МСЖКХиЭ-и Министерство в адрес Госкомитета представило информацию о том, что реализация в 2024 году указанного инвестиционного мероприятия на сумму 498,17 млн. руб. является нецелесообразной. Министерством также отмечена возможность исключения указанного мероприятия из состава утвержденных инвестиционных мероприятий на 2024 год.

На основании вышеизложенного, плановые расходы по статье «Капитальные вложения производственного характера из прибыли» исключены Госкомитетом из состава НВВ АО «ПСК», а также иных крупных территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия, в целях непревышения единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Карелия на 2024 год предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23.

Дополнительно орган регулирования отмечает, что тарифные источники финансирования мероприятий инвестиционной программы АО «Прионежская сетевая компания» учтены в составе НВВ на содержание электрических сетей на 2024 год в сумме 485 232,65 тыс. руб. (без НДС), в том числе:

- 464 351,27 тыс. руб. – амортизация основных средств;

- 20 881,38 тыс. руб. – лизинг.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 неучет плановых экономически обоснованных расходов не предусмотрен.

В нарушение пункта 32 Основ ценообразования № 1178 Госкомитет не обеспечил учет расходов на капитальные вложения в НВВ регулируемой организации, что приводит к невозможности исполнения АО «ПСК» утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Капитальные вложения производственного характера из прибыли» подлежат частичному удовлетворению. В связи с тем, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023
№ 782/23, органу регулирования необходимо учесть расходы на капитальные вложения производственного характера из прибыли в соответствии с пунктами 32, 38 Основ ценообразования № 1178 с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

4. Статья разногласий «Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 102 802,98 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 62 429,61 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 40 373,37 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расходов на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств;

- кредитные договоры на открытие возобновляемой кредитной линии с протоколами проведения торгово-закупочных процедур;

- планы движения денежных средств и динамика ссудной задолженности в целом по предприятию на 2022-2024 гг.;

- отчеты по проводкам Д51 «Расчетные счета» К62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за 2022 год и 8 месяцев 2023 года по Россети Северо-Запада ПАО с реестром платежных поручений и платежными поручениями к нему согласно представленному отчету за 2022 год, за 8 месяцев 2023 года;

- отчеты по проводкам Д60 К51 ТНС энерго Карелия АО, Норд Гидро АО, Энергокомфорт, ЕКСК ООО и ФСК ЕЭС ПАО за 2022 год и 8 месяцев 2023 года;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.02 за 2022 год, карточки счета по статье «Расходы в виде процентов по кредитам банков» 91.02.1, отчеты по проводкам 91.02, 67, 91.02, 66.04 за 2022 год.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы включают в себя в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

В заявлении АО «ПСК» указано, что расчет расходов на оплату процентов по привлекаемым кредитным средствам в связи с возникновением кассовых разрывов, представленный регулируемой организацией в материалах тарифного дела, включает подробный ежемесячный расчет поступления тарифной выручки и осуществления плановых расходов, график гашения кредитных линий, расчет поступления кредитов и займов, расчет динамики ссудной задолженности, план движения денежных средств.

Регулируемой организацией сумма расходов на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств определена в размере
102 802,98 тыс. руб., исходя из заявленной НВВ на 2024 год в сумме
4 098 680,91 тыс. руб., в том числе НВВ на содержание электрических сетей – 3 767 078,20 тыс. руб., НВВ на покупку потерь электрической энергии –
331 602,72 тыс. руб. и процентной ставки – 17%.

Орган регулирования в отзыве отмечает, что расходы АО «ПСК» на оплату процентов по кредитам учтены на 2024 год в части расходов на покрытие кассовых разрывов, обусловленных несоответствием текущих расходов и поступлением выручки согласно условиям договора оказания услуг по передаче ПАО «Россети Северо-Запад» (кассовый разрыв – 45 дней, оплата услуг производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным).

Ежедневный платеж со стороны Карельского филиала ПАО «Россети Северо-Запада» по договору от 13.02.2015 № 15-ПСК в 2024 году по расчету экспертной группы Госкомитета составит 8,16 млн. руб., исходя из необходимой валовой выручки АО «ПСК» на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2024 год в сумме 2 978 667,44 тыс. руб., в том числе НВВ на содержание электрических сетей – 2 647 064,72 тыс. руб., НВВ на покупку потерь электрической энергии – 331 602,72 тыс. руб.

Экспертной группой Госкомитета плановая сумма расходов АО «ПСК» на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, определена в сумме 62 429,61 тыс. руб., исходя из процентной ставки – 17% (ключевая ставка 15%, увеличенная на 2 процентных пункта), кассового разрыва по договору – 45 дней, плановой потребности – 367,23 млн. руб. ((2 978,67 млн.руб./
365 дн.)*45 дн.).

В отзыве орган регулирования отмечает, что регулируемой организацией в расчет суммы расходов на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, включен налог на добавленную стоимость в размере 20%.

Таким образом, АО «ПСК» не оспаривает сам подход Госкомитета в части определения плановых расходов на оплату процентов по кредитам на покрытие кассовых разрывов, обусловленных несоответствием текущих расходов и поступлением выручки.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Налог на добавленную стоимость не является ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль. В связи с чем, НДС не учитывается при определении плановых расходов при тарифном регулировании в сфере электроэнергетики.

Госкомитетом расчет расходов на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств, произведен на основании суммарной учтенной НВВ, при этом органом регулирования не учтены экономически обоснованные расходы, не учтенные в составе НВВ АО «ПСК» в связи с предельным ограничением уровня единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств» подлежат частичному удовлетворению. На основании решений, принятых по статьям «Исключение расходов с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия» (п. 1 настоящего решения), «Величина сглаживания в соответствии с п. 7 Основ ценообразования» (п. 2 настоящего решения), «Капитальные вложения производственного характера из прибыли» (п. 3 настоящего решения), «Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с учетом ограничения тарифа покупки потерь предельными максимальными уровнями» (п. 6 настоящего решения) органу регулирования необходимо произвести перерасчет расходов по данной статье затрат. В связи с тем, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23, органу регулирования необходимо учесть экономически обоснованные расходы с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

5. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 204 934,05 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 141 841,31 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 63 092,74 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расчетной предпринимательской прибыли.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

Регулируемой организацией размер расчетной предпринимательской прибыли (далее – РПП) на 2024 год определен исходя из заявленной на разногласия НВВ на содержание электрических сетей АО «ПСК» в сумме 3 767 078,20 тыс. руб. (с учетом РПП), НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях АО «ПСК» на 2024 год – 331 602,72 тыс. руб.

Кроме того, регулируемая организация в заявлении выражает несогласие с позицией органа регулирования в части расчета величины РПП, исходя из НВВ на содержание электрических сетей АО «ПСК» без учета РПП.

Органом регулирования РПП АО «ПСК» на 2024 год определена исходя из НВВ на содержание электрических сетей (без учета РПП) – 2 505 223,42 тыс. руб. и НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях АО «ПСК» - 331 602,72 тыс. руб.

Госкомитет в отзыве отмечает, что данный подход определения РПП (без учета величины самой РПП в составе НВВ на содержание) при тарифном регулировании на 2024 год был применен в отношении всех территориальных сетевых организаций, в НВВ которых подлежит учету данная величина в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что при расчете РПП необходимо учитывать НВВ на содержание электрических сетей без учета РПП, так как иное свидетельствовало бы о двойном учете расчетной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

С учетом частичного удовлетворения требований Заявителя по статьям разногласий «Исключение расходов с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия»
(п. 1 настоящего решения), «Величина сглаживания в соответствии с п. 7 Основ ценообразования» (п. 2 настоящего решения), «Капитальные вложения производственного характера из прибыли» (п. 3 настоящего решения), «Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с учетом ограничения тарифа покупки потерь предельными максимальными уровнями» (п. 6 настоящего решения), «Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств» (п. 4 настоящего решения) требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» также подлежат частичному удовлетворению.
В связи с тем, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23, органу регулирования необходимо рассчитать расходы по данной статье в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 и учесть с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

6. Статья разногласий «Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с учетом ограничения тарифа покупки потерь предельными максимальными уровнями».

Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 160 942,62 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в размере 124 847,51 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 36 095,11 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- решение ФАС России от 01.02.2024 № СП/7739/24.

Приложением № 3 к протоколу заседания Правления Госкомитета от 27.12.2023 № 217 затраты АО «ПСК» на покупку потерь в 2024 году от АО «Норд Гидро» утверждены в ставке на оплату технологического расхода (потерь) в сумме 92 962,99 тыс. руб., в ставке на содержание электрических сетей – 34 169,30 тыс. руб., что составляет 127 132,29 тыс. руб., из которых 35 049,23 тыс. руб. – НВВ МГЭС «Рюмякоски», 65 379,28 тыс. руб. – НВВ МГЭС «Каллиоски», 26 703,77 тыс. руб. – НВВ МГЭС «Ляскеля».

В соответствии с решением ФАС России от 01.02.2024 № СП/7739/24 Госкомитету предписано пересмотреть НВВ МГЭС «Ляскеля» и соответственно тарифы на электрическую энергию на 2024 год с 01.04.2024, включив экономически обоснованные расходы.

В связи с подачей АО «ПСК» заявления о разногласиях до 01.04.2024, а также в связи с тем, что экономически обоснованные расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в электрических сетях на 2024 год ограничены предельными максимальными уровнями, Заявитель на основании решения ФАС России от 01.02.2024 № СП/7739/24 ходатайствует о пересмотре НВВ на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2024 год в ставке на содержание электрических сетей с целью учета суммы затрат на покупку потерь в размере 36 095,11 тыс. руб., как разницу между величиной НВВ, которую АО «Норд Гидро» считает экономически обоснованной и утвержденной Госкомитетом величиной НВВ МГЭС «Ляскеля», указанных на странице 3 решения ФАС России от 01.02.2024 № СП/7739/24.

Орган регулирования в отзыве отмечает, что НВВ АО «Норд Гидро» (МГЭС Ляскеля) на 2024 год пересмотрена, постановлением Госкомитета от 15.03.2024 № 24 с 01.04.2024 установлены тарифы на электрическую энергию (мощность), производимую на функционирующем на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированном генерирующем объекте МГЭС «Ляскеля» АО «Норд Гидро» и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.

В связи с пересмотром Госкомитетом с 01.04.2024 тарифов на электрическую энергию для МГЭС «Ляскеля» АО «Норд Гидро», приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях, ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования пересмотреть расходы по статье «Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с учетом ограничения тарифа покупки потерь предельными максимальными уровнями». В связи с тем, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия на 2024 год соответствуют предельному максимальному уровню тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденному приказом ФАС России от 31.10.2023 № 782/23, органу регулирования необходимо учесть экономически обоснованные расходы с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2025 год.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Прионежская сетевая компания» и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим пункты 7, 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования АО «Прионежская сетевая компания», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (рег. от 19.02.2024 № 26909/24).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов в сфере электроэнергетики для АО «Прионежская сетевая компания» расходы по статьям затрат:

- «Исключение расходов с учетом ограничения тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Республики Карелия» (дополнительному учету подлежат средства в размере 493 040,10 тыс. руб.);

- «Величина сглаживания в соответствии с п. 7 Основ ценообразования» (дополнительному учету подлежат средства в размере 102 412,15 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2024 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Капитальные вложения производственного характера из прибыли»;

- «Расходы на обслуживание кредитов, направленных на пополнение оборотных средств»;

- «Экономически обоснованные расходы на покупку электрической энергии в целях компенсации потерь с учетом ограничения тарифа покупки потерь предельными максимальными уровнями»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

5. Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить в необходимую валовую выручку АО «Прионежская сетевая компания» экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Прионежская сетевая компания» на 2025 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3-5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Прионежская сетевая компания».

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Прионежская сетевая компания».

 

 

Председательствующий - заместитель председателя Комиссии

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_______________/

(подпись)

 

<...>

 

Связанные организации

Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
ИНН 1001034050, ОГРН 1021000541781
АО "Прионежская сетевая компания"
ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242
Карельское УФАС России
ИНН 1001041153, ОГРН 1021000526326