Предписание №СП/80458/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной тарифной комиссии Ставропольского к... от 3 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

27 сентября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, в том числе Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 13/23 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 13.03.2023 № 117/23, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Ставропольэнерго» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), а также Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 13.03.2023 № 117/23 проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год тарифов (первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования).

В рамках исполнения своих полномочий Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее также – РТК, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» – «Ставропольэнерго» (далее также – «Ставропольэнерго», Общество, регулируемая организация) на 2023 год.

Постановлением РТК от 25.11.2022 № 83/4 в отношении «Ставропольэнерго» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2023-2027 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 4 048,19 млн. руб.

НВВ без учета оплаты потерь, установленная РТК, на 2023 год составляет 7 976 817,04 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела на 2023 год в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе заключение экспертов региональной тарифной комиссии Ставропольского края о рассмотрении предложений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» – «Ставропольэнерго» на 2023 год (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения Органа регулирования в отношении Акта проверки, направленные письмом от 12.05.2023 № РТК-01-05/1109 (рег. от 12.05.2023 № 72026-ЭП/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При принятии фактических экономически обоснованных значений расходов Органу регулирования необходимо также учитывать величины ранее принятых и фактических расходов. Анализ величины фактических расходов необходимо производить в разрезе расходов по договорам с учетом сроков их действия и периодичности несения расходов. Цены, принимаемые Органом регулирования в договорах, должны соответствовать положениям пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178. Фактические суммы расходов должны быть подтверждены первичными документами и бухгалтерской отчетностью Общества. При установлении тарифов из НВВ Общества исключаются расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленных в результате проведения экономического анализа в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 и Правил № 1178.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

Органом регулирования не отражены порядок расчета и значение доли расходов по аппарату управления, относимых на «Ставропольэнерго». В Экспертном заключении на 2023 год отсутствуют сравнительный анализ функций, выполняемых сотрудниками аппарата управления «Ставропольэнерго» и вышестоящего аппарата управления, документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность «Ставропольэнерго» (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание административно-управленческого персонала), документальное подтверждение по распределению расходов по аппарату управления между филиалами ПАО «Россети Северный Кавказ».

 

2. Базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года

Согласно подпункту 21 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства об особенностях индексации регулируемых тарифов), при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на декабрь 2022 г. и на 2023 г. не применяются положения абзаца четырнадцатого пункта 34 и абзаца восьмого пункта 38 Основ ценообразования № 1178 об установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальных сетевых организаций с применением метода сравнения аналогов.

В связи с этим базовый уровень подконтрольных расходов на очередной долгосрочный период регулирования установлен методом экономически обоснованных расходов.

Согласно письму ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22 при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования при определении базового уровня подконтрольных расходов 2023 года, в том числе по статьям затрат, указанный анализ не проведен.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний
№ 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

РТК при установлении базового уровня подконтрольных расходов 2023 года применен подход к учету затрат, в соответствии с которым индексируются фактически сложившиеся в двух последних отчетных годах (2020-2021 годы) расходы. Таким образом, Органом регулирования не выполняются требования пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, базовый уровень подконтрольных расходов 2023 года подлежит дополнительному экономическому анализу с учетом вышеуказанных замечаний ФАС России.

 

2.1. Сырье, материалы, запасные части, топливо

2.1.1. Вспомогательные материалы

В таблице представлен перечень подстатей затрат, а также величины заявленных и учтенных расходов в составе статьи «Вспомогательные материалы»:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Вспомогательные материалы

872 663,90

677 480,15

295 884,13

1.1.

Материалы для технического обслуживания и ремонта электросетевого оборудования (ВЛ, ПС, ТП, РС)

543 832,49

543 832,49

180 055,02

1.2.

Материалы для ремонта и тех. обслуживания устройств РЗА

15 253,04

15 253,04

13 923,15

1.3.

Материалы на охрану труда, ТБ

238 642,05

61 741,47

44 910,82

1.4.

ТМЦ оргтехника (до 40 тыс. руб.)

3 776,69

3 776,69

4 848,67

1.5.

ТМЦ расходные материалы для вычислительной и оргтехники

6 691,33

6 266,15

4 727,37

1.6.

ТМЦ на ремонт и техническое обслуживание оборудования связи

11 942,61

11 942,61

9 949,30

1.7.

ТМЦ мебель и бытовая техника стоимостью менее 40 тыс. руб.

1 786,06

1 786,06

960,50

1.8.

Материалы на пожарную безопасность

1 323,40

264,68

401,24

1.9.

ТМЦ типографская (бланочная) продукция

596,10

487,53

401,24

1.10

Материалы на ремонт и эксплуатацию оборудования лабораторий

781,05

362,17

309,76

1.11

Запасные части на автомашины и спецтехнику

39 686,20

31 767,25

24 810,07

По статье «Вспомогательные материалы» величина фактических расходов за 2021 год составляет 295 884,13 тыс. руб. (в 2,29 раз меньше, чем принятая плановая величина расходов на 2023 год). При этом Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не дано обоснование существенного превышения учтенной на 2023 год суммы над фактически сложившейся в 2021 году величиной.

Резюмируя вышеизложенное, РТК необходимо представить анализ фактических расходов на вспомогательные материалы в делении по подстатьям затрат в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 и пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

По подстатье «Материалы для технического обслуживания и ремонта электросетевого оборудования (ВЛ, ПС, ТП, РС)» РТК принята величина расходов на уровне заявки «Ставропольэнерго», при этом самим Обществом расчет потребности в приобретении материальных ценностей на капитальный ремонт и техническое обслуживание в 2023 году произведен на основании текущей нормативной потребности на 2022 год и ИПЦ на 2023 год – 6,0%: 513 049,52 * 1,06 = 543 832,49 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что примененный РТК подход к учету затрат не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178 и Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.2. Топливо на технологические цели

Расходы по статье затрат «Топливо на технологические цели» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Топливо на технологические цели

128 756,35

119 666,01

95 418,02

РТК приняты расходы по данной статье затрат на основании расчета Общества в соответствии с «Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, исходя из среднегодового пробега, норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов (128 756,35 тыс. руб.), за исключением расхода ГСМ на транспортные средства представительского класса в размере 9 090,34 тыс. рублей.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не представлен анализ экономической обоснованности фактических расходов Общества в соответствии с положениями пунктов 5 и 29 Основ ценообразования, пункта 23 Правил № 1178, отсутствует скорректированный расчет расхода ГСМ с указанием исключаемых транспортных средств представительского класса.

Фактическую экономически обоснованную величину необходимо определять с учетом анализа путевых листов, при этом должно фиксироваться не только пройденное расстояние и показатели для расчета объема использованных ГСМ, но и приводиться обоснование необходимости каждой из совершаемой поездок. Вместе с тем в составе тарифной заявки Обществом не представлены путевые листы.

ФАС России отмечает, что направленные в дополнение к Возражениям отчеты о расходе моторного топлива в отсутствие обоснования производственной необходимости совершенных поездок не могут служить подтверждением фактически понесенных расходов и приняты к учету при установлении расходов на 2023 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.3. Услуги производственного характера

В таблице представлен перечень подстатей затрат, а также величины заявленных и учтенных расходов в составе статьи «Услуги производственного характера»:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Услуги производственного характера

461 825,07

180 169,14

136 460,23

1.1.

Услуги подрядных организаций по ремонту электросетевого оборудования (ВЛ, ПС, ТП, РС)

310 079,64

71 514,13

56 200,92

1.2.

Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений ОС и прочего имущества

64 782,88

42 662,46

-

1.3.

Затраты на ремонт грузоподъемных механизмом (ГПМ)

20 149,40

20 149,40

20 374,07

1.4.

Услуги по диагностике, ремонту, обслуживанию автотранспорта и спецтехники

18 749,70

18 749,70

14 689,68

1.5.

Услуги подрядных организаций по ремонту устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики (РЗА)

869,20

869,20

824,17

1.6.

Услуги подрядных организаций по ремонту оборудования связи

2 382,73

2 137,25

1 973,54

1.7.

Услуги по ремонту измерительных приборов

2 151,70

1 782,82

1 705,37

1.8.

Услуги по испытанию и поверке приборов

12 617,04

8 873,28

8 649,98

1.9.

Услуги по техническому надзору

5 477,93

5 372,42

4 537,19

1.10

Услуги по пожарной безопасности

11 156,20

8 058,48

6 869,40

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях Органом регулирования не дано обоснование необходимости привлечения сторонних организаций для выполнения работ и оказания услуг, расходы по которым учтены по данной статье затрат. Кроме того, РТК не проведен анализ периодичности несения учтенных расходов.

В Возражениях Органом регулирования не отражены анализ экономической обоснованности и расчет расходов, учтенных по подстатье затрат «Услуги подрядных организаций по ремонту зданий и сооружений ОС и прочего имущества» на 2023 год в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178. РТК не проанализированы фактически понесенные в последнем отчетном году расходы.

По подстатье затрат «Услуги по техническому надзору» Органом регулирования в обоснование принят договор возмездного оказания услуг по осуществлению технического надзора от 29.12.2017 № 556/2017/21 с филиалом
ПАО «Россети» – Центр технического надзора. Информация о заключении договора по торгам не представлена.

ФАС России указывает на то, что данный договор заключен между аффилированными лицами. РТК необходимо проводить анализ цены в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.4. Расходы на оплату труда

Расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение регулируемой организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Расходы на оплату труда

797 590,68

651 935,53

473 796,46

Сумма расходов на оплату труда в размере 2 686 239,38 тыс. руб. определена Органом регулирования исходя из следующих показателей:

4 010 чел. – принятая численность персонала;

11 012 руб. – величина минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда (далее – ММТС);

2,0 – принятый РТК средний тарифный коэффициент;

12,49% – выплаты, связанные с режимом работы;

71% – текущее премирование;

23,14% – вознаграждение за выслугу лет;

33,00% – выплаты по итогам года.

Итого среднемесячная заработная плата на одного работника по расчету РТК составляет 55,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчет среднего тарифного коэффициента определен РТК в соответствии с Положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным
ОАО «ЦОТэнерго». Вместе с тем по 1-8 ступеням оплаты труда РТК приняты увеличенные тарифные коэффициенты с учетом повышенного уровня квалификации работников Общества.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2023 год не содержит анализ документов, необходимых для присвоения работникам при расчете расходов на оплату труда на 2023 год не первого (минимального) тарифного коэффициента по соответствующей ступени оплаты труда. В Возражениях пояснения по вопросу применения отличных от предусмотренных Положениями рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго», тарифных коэффициентов отсутствуют.

В силу пункта 8.4.2.5 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике на 2022-2024 годы (далее – ОТС) вознаграждение за выслугу лет составляет не менее 15% тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда.

РТК не представлено обоснование учета процента вознаграждения за выслугу лет на уровне выше минимального предусмотренного ОТС.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.5. Прочие расходы

В таблице представлен перечень подстатей затрат, а также величины заявленных и учтенных расходов в составе статьи «Прочие расходы»:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Прочие расходы

777 230,67

163 930,60

297 616,30

1.1.

Услуги связи

50 774,06

41 459,51

42 054,49

1.2.

Вневедомственная охрана объектов

31 032,71

17 032

12 632,74

1.3.

Коммунальные услуги

17 176,49

17 176,49

-

1.4.

Юридические и информационные услуги

27 378,22

25 757,44

36 685,00

1.5.

Аудиторские услуги

1 079,40

1 079,40

1 097,19

1.6.

Консультационные услуги

2 795,08

1 716,93

-

1.7.

Обслуживание оргтехники

2 265,89

2 265,89

1 674,80

1.8.

Обслуживание раций

1 021,45

969,13

802,70

1.9.

Почтовые и типографские расходы

552,20

371,87

282,57

1.10.

Расходы на сертификацию электрической энергии

2 083,91

1 498,74

416

1.11.

Технический осмотр автомобилей (регистрация)

1 239,15

630,31

382,38

1.12.

Услуги метеорологии

436,03

436,03

413,62

1.13.

Общехозяйственные расходы

3 252,32

1 337,88

-

1.14.

Командировочные расходы

45 550,38

16 968,55

15 658,49

1.15.

Расходы на подготовку кадров

35 153,96

19 817,60

18 858,37

1.16.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности

23 295,85

12 636,93

9 965,34

1.17.

Расходы на страхование

24 009,67

2 775,89

22 556,55

По подстатьям затрат «Вневедомственная охрана объектов», «Обслуживание оргтехники», «Почтовые и типографские расходы», «Расходы на сертификацию электрической энергии», «Технический осмотр автомобилей (регистрация)» и «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» РТК не представлено обоснование превышения учтенными на 2023 год суммами величин расходов, сложившихся в последнем отчетном году.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных в последнем отчетном году расходов по подстатьям затрат «Консультационные услуги» и «Общехозяйственные расходы».

В части расходов на коммунальные услуги в размере 17 176,49 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования
№ 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Следовательно, расходы на отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, вывоз твердых коммунальных отходов, твердых бытовых отходов, учтенные в составе расходов по подстатье «Коммунальные услуги», подлежат учету в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не представлен анализ фактически понесенных в последнем отчетном году расходов на коммунальные услуги.

В отношении подстатьи затрат «Архивные услуги, подшивка и переплет документов» ФАС России отмечает, что Органом регулирования не представлено обоснование невозможности осуществления архивных услуг собственными силами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

При анализе фактических затрат Общества по подстатье «Командировочные расходы» Органу регулирования необходимо учитывать в том числе документы первичной бухгалтерской отчетности за предыдущие годы, а также авансовые отчеты, решения работодателя о направлении в командировку, путевые листы, счета, квитанции, кассовые чеки и прочие документы, подтверждающие фактические затраты регулируемой организации на командировки, связанные с регулируемой деятельностью.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не проведен анализ экономической обоснованности по подстатье затрат «Расходы на подготовку кадров» в части отнесения программ обучения на деятельность по передаче электрической энергии, формата их прохождения (очный/заочный/дистанционный) и стоимости в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по подстатье затрат «Коммунальные услуги» в сумме 17 176,49 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2023 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере. В остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.6. Электроэнергия на хозяйственные нужды

Расходы по статье затрат «Электроэнергия на хозяйственные нужды» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Электроэнергия на хозяйственные нужды

138 935,60

138 903,08

121 308,07

Органом регулирования объем электроэнергии на 2023 год принят в размере 21 331,1 тыс. кВт*ч, что выше на 75 кВт*ч фактического объема за 2021 год. Увеличение планового объема электроэнергии, приобретаемой на хозяйственные нужды, предусмотрено по контрагенту ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», по точке поставки «База Ипатовских РЭС», в связи с увеличением нагрузки, потребляемой Ипатовским участком.

Органом регулирования не предоставлено документальное подтверждение увеличения нагрузки, потребляемой Ипатовским участком.

Анализ фактических затрат РТК необходимо отражать в дифференциации по энергопринимающим установкам с учетом оценки необходимости учета затрат в составе НВВ Общества на услуги по передаче электрической энергии.

ФАС России также отмечает, что расходы на оплату электроэнергии на собственные нужды подстанций согласно положениям Инструкции по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.12.2008
№ 326, учитываются в составе норматива технологических потерь и не должны включаться в состав расходов на оплату электроэнергии на хозяйственные нужды.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.7. Подконтрольные расходы из прибыли

В таблице представлен перечень подстатей затрат, а также величины заявленных и учтенных расходов в составе статьи «Подконтрольные расходы из прибыли»:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Подконтрольные расходы из прибыли

177 259,64

 

73 919,81

 

62 855,18

1.1.

Социальное развитие

167 984,41

73 844,40

-

1.1.1.

Оплата труда работников производственной сферы из прибыли

75 958,07

56 906,97

-

1.1.1.1.

Прочие расходы на соц. развитие (дополнительные оплачиваемые отпуска в связи с похоронами, Днем знаний, свадьбой, рождением ребенка;

выплаты в связи с профессиональными и государственными праздниками;

выплаты в связи с юбилейными датами, единовременное вознаграждение работникам, удостоенным отраслевых и ведомственных наград и почетных званий)

-

12 029,07

11 064, 91

1.1.1.2.

Материальная помощь к отпуску

44 877,90

44 877,90

-

1.1.2.

Затраты социального характера (при рождении ребенка; при регистрации брака, если брак регистрируется впервые;

работнику в связи со смертью близких родственников;

расходы на новогодние подарки для детей работников)

23 695,98

4 222,50

3 737, 83

1.1.3.

Взносы в фонды по выплатам работников из прибыли

28 928,06

12 714,93

23 960,16

1.2.

Прочие (другие) цели (услуги кредитных организаций)

87,68

75,41

67,0

По статье данной статье РТК не представлен анализ принятых фактических значений расходов, учтенных при определении расходов на 2023 год, в соответствии с положениями пункта 23 Правил № 1178. Органом регулирования не отражены суммы выплат и число сотрудников, которым они полагаются.

РТК в составе расходов на оплату труда работников производственной сферы из прибыли учтены расходы на дополнительные оплачиваемые отпуска (похороны, День знаний, свадьба, рождение ребенка (отцу)) в размере 438,18 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Таким образом, учет расходов на дополнительные дни отпуска является экономически необоснованным.

ФАС России указывает на то, что расходы на осуществление выплат в связи с профессиональными и государственными праздниками (3 669,80 тыс. руб.), юбилейными датами (6 729,51 тыс. руб.), единовременное вознаграждение работникам, удостоенным отраслевых и ведомственных наград и почетных званий (1 191,59 тыс. руб.), являются избыточными и не являются по своей сути компенсацией или льготой. Как следствие, указанные расходы подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2023 года.

РТК по подстатье «Взносы в фонды по выплатам работников из прибыли» учтены расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 12 714,93 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 указанные расходы подлежат учету в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованным размере.

ФАС России отмечает, что расходы на услуги кредитных организаций в размере 75,41 тыс. руб. в соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования № 1178 не относятся к расходам, не учитываемым при определении налоговой базы налога на прибыль (относимым на прибыль после налогообложения).

Учитывая вышеизложенное, расходы на взносы в фонды по выплатам работников из прибыли в сумме 12 714,93 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2023 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере. Расходы на дополнительные оплачиваемые отпуска, выплаты в связи с профессиональными и государственными праздниками, юбилейными датами, единовременное вознаграждение работникам, удостоенным отраслевых и ведомственных наград и почетных званий, в сумме 12 029,07 тыс. руб. (438,18 тыс. руб. + 3 669,80 тыс. руб. + 6 729,51 тыс. руб. + 1 191,59 тыс. руб.) подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2023 года как экономически необоснованные. В остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Неподконтрольные расходы определены Органом регулирования на 2023 год в размере 2 541 598,03 тыс. руб., заявлено регулируемой организацией – 3 080 882,46 тыс. руб., фактические расходы 2021 года – 1 800 975,46 тыс. руб.

Органом регулирования не представлено обоснование существенного превышения учтенной на 2023 год суммой фактически сложившейся в 2021 году величины.

 

3.1. Аренда

Расходы по статье затрат «Аренда» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Аренда

53 218,56

47 268,91

65 038,20

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования  № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В приложении к Возражениям представлен расчет расходов на аренду электросетевого оборудования, а именно ВЛ 110 кВ и заходов ВЛ 110 кВ.

ФАС России отмечает, что объекты электросетевого хозяйства не могут быть арендованы отдельно от другого электросетевого имущества, представляющего собой комплекс, необходимый для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Как следует из приложения к Возражениям, величина амортизации, учтенная в составе расходов на аренду электросетевого оборудования, определена не в соответствии с бухгалтерской отчетностью арендодателей и требованиями пункта 27 Основ ценообразования № 1178, а именно рассчитана исходя из рыночной стоимости и «оставшегося срока экономической жизни». Органом регулирования не представлено документальное подтверждение и обоснование примененных для расчета амортизационных отчислений исходных данных. Кроме того, РТК не представлена расшифровка учтенной в составе расходов на аренду электросетевого оборудования арендной платы за землю.

Органом регулирования не отражен анализ учтенного договора на аренду электросетевого оборудования от 01.01.2019 № 99-34-2019 с АО «ДВУЭК» на предмет проведения при его заключении торгов в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2. Налог на имущество

Расходы по статье затрат «Налог на имущество» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Налог на имущество

100 258,43

83 555,10

83 687,29

В соответствии с пунктом 33(1) Основ ценообразования № 1178 в состав необходимой валовой выручки организаций включается величина расходов на уплату налога на имущество организаций, рассчитанная по ставке, действующей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Перечень объектов налогообложения закреплен статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

В Возражениях Органом регулирования указано, что по данной статье затрат исключены расходы на объекты, не относящиеся к основному виду деятельности. При этом в приложении к Возражениям скорректированный расчет не представлен.

РТК не исключены расходы на аренду движимого имущества, не облагающегося налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.3. Налог на транспорт

Расходы по статье затрат «Налог на транспорт» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Налог на транспорт

3 146,09

2 840,06

3 162,62

В Возражениях Органом регулирования указано, что по данной статье затрат исключены расходы на транспортные средства представительского класса и плановое приобретение ТС. При этом в приложении к Возражениям скорректированный расчет не представлен.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.4. Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования

Расходы по статье затрат «Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования

1 068 680,39

816 616,77

716 181,74 

Затраты по статье «Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования» Органом регулирования определяются как доля от принятых РТК расходов на оплату труда, подлежащих дополнительному экономическому анализу.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.5. Амортизация основных средств

Расходы по статье затрат «Амортизация основных средств» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Амортизация основных средств

772 122,33

670 386,69

688 640,56

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификация № 1).

Первоначальная стоимость основных средств должна быть подтверждена первичными документами Общества, а именно инвентарными карточками основных средств.

В соответствии с утвержденной приказом Минэнерго России от 25.11.2022
№ 33@ инвестиционной программой ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 год в части «Ставропольэнерго» амортизация как источник финансирования мероприятий утверждена в размере 496,18 млн. руб.

Органом регулирования в Возражениях указано, что инвентарные карточки основных средств по ОС представлены регулируемой организацией в электронном виде в соответствии с требованиями, указанными в Акте проверки.

Таким образом, инвентарные карточки не могли быть приняты Органом регулирования в обоснование расходов по данной статье затрат на 2023 год.

Данные инвентарные карточки на обозрение ФАС России в составе Возражений не направлены, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность учтенных на 2023 год амортизационных отчислений.

Согласно ведомости амортизации в отношении основных средств, относящихся к одним и тем же амортизационным группам, в отсутствие пояснений применены различные сроки полезного использования. Кроме того, амортизационные отчисления по ряду объектов рассчитаны не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, предусмотренными Классификацией № 1.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4. Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, выявленная по итогам 2021 года

Расходы по данной статье затрат учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Экономия расходов на оплату потерь

570 905,08

205 561,66

-

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии определяется в соответствии с формулой, указанной в пункте 34(2) Основ ценообразования № 1178.

Органу регулирования при определении расходов по данной статье затрат необходимо проводить анализ проведенных мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов на предмет финансирования их за счет бюджетных средств в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178.

РТК при расчете экономии расходов на оплату потерь электрической энергии допущена арифметическая ошибка: учтено 205 561,66 тыс. руб. при получаемых путем расчета по формуле указанной в пункте 34(2) Основ ценообразования № 1178 31 034,51 тыс. руб. (max(0; 9,38% * 7 581 096,282 тыс. кВт*ч – 700 996,257 кВт*ч) * 3,06951 руб./кВт*ч)).

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в сумме 174 527,15 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ регулируемой организации.

 

5. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «+») или полученного избытка (со знаком «-»), выявленных по итогам 2021 года

На 2023 год Органом регулирования определены:

- корректировка НВВ на основании фактических данных за 2021 год в размере 4 089,99 тыс. руб.;

- корректировка с учетом достижения плановых значений показателей надежности и качества в размере 70 931,15 тыс. руб.;

- корректировка НВВ на основании фактических данных за 2020 год, не учтенная в ТБР на 2022 год, с учетом ИПЦ на 2023 год в размере
251 310,05 тыс. руб.;

- корректировка НВВ в связи с изменением инвестиционной программы в размере (-80 371,69) тыс. руб.

Корректировка НВВ за год i-2 проводится в соответствии с теми методическими указаниями, которые действовали в году i-2.

В 2021 году тарифы на услуги по передаче электрической энергии для регулируемой организации устанавливались с применением метода доходности инвестированного капитала, как следствие, при проведении корректировки НВВ за 2021 год необходимо руководствоваться положениями Методических указаний
№ 228-э.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях не отражен расчет учтенных корректировок НВВ в соответствии с положениями Методических указаний № 228-э, не отражен анализ экономической обоснованности фактически понесенных расходов по статьям затрат и исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, не приведена расшифровка учтенных затрат по каждой подстатье затрат с отражением части, приходящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой регулируемой организации, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные «Ставропольэнерго», не проведен анализ экономической обоснованности представленных регулируемой организацией документов. В связи с этим ФАС России не представляется возможным определить обоснованность учтенных по данной статье затрат расходов.

Органу регулирования необходимо произвести и представить подробные расчеты корректировок НВВ по итогам 2021 года с активными формулами, а также анализ исполнения инвестиционной программы за 2021 год отдельно по каждому из утвержденных ею мероприятию.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

6. Расчетная предпринимательская прибыль

Расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» учтены Органом регулирования на 2023 год в следующих размерах:

(тыс. руб.)

Статья затрат

Плановые расходы 2023 года

Факт 2021 года

Предложение организации

Утверждено РТК

Принято РТК

1.

Расчетная предпринимательская прибыль

671 270,48

 

485 828,19

-

 

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

С учетом выявленных нарушений положений Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э и Методических указаний № 228-э, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей положения пунктов 2, 5, 7, 19, 26, 27, 28, 29, 34(1), 34(2), 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э, и положений Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э.

2. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго» 2023 года расходы по статьям затрат:

- «Прочие расходы» в размере 17 146,49 тыс. руб.;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» в размере 24 744,00 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго» расходы по статье затрат «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, выявленная по итогам 2021 года» в размере 174 527,15 тыс. руб.

2.3. Учесть в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере расходы по статьям затрат:

- «Прочие расходы» в части подстатьи затрат «Коммунальные услуги»;

- «Подконтрольные расходы из прибыли» в части расходов на взносы в фонды по выплатам работников из прибыли.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов 2023 год»;

- «Вспомогательные материалы»;

- «Топливо на технологические цели»;

- «Услуги производственного характера»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Прочие расходы»;

- «Электроэнергия на хозяйственные нужды»;

- «Подконтрольные расходы из прибыли»;

- «Неподконтрольные расходы» на 2023 год;

- «Аренда» на 2023 год;

- «Налог на имущество» на 2023 год;

- «Налог на транспорт» на 2023 год;

- «Страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного социального и медицинского страхования» на 2023 год;

- «Амортизация основных средств» на 2023 год;

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «+») или полученного избытка (со знаком «-»), выявленных по итогам 2021 года» на 2023 год;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго» 2023 года и величину необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго» при регулировании тарифов на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала публичного акционерного общества «Россети Северный Кавказ» - «Ставропольэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575
Ставропольское УФАС России
ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508